Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Организация обучения детей раннего возраста - файл 1.doc


Контрольная работа - Организация обучения детей раннего возраста
скачать (207 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc207kb.23.11.2011 02:21скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...




Контрольная работа по Дошкольной педагогике

Тема: « Организация обучение детей раннего возраста»

Содержание
1Введение

2 Особенности развития детей раннего возраста
    1. 2.1 Педагогические основы развивающей работы

с детьми раннего и возраста

    1. 2.2 Предметно-развивающая среда и

социокультурное окружение

    1. 2.3 Педагогические условия, содержание и методы

воспитания и обучения детей раннего возраста


3 Опыт работы по организации обучения детей

раннего возраста в ДОУ с. Коменки Богдановичского района

4 Заключение

Литература

Приложения


Введение
Еще до появления на свет малыша каждый родитель задумывается над тем, каким будет его ребенок, как сложится его жизнь, сможет ли он найти себя в современном мире. И конечно, каждый хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным, чему способствует получение образования. Но часто родители педагоги недооценивают значение периода раннего детства. А ведь именно в первые годы жизни закладывается тот багаж опыта, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию человека.

А что подразумевается под этим понятием «успешный человек»? Считаю, что умение принимать нестандартные решения, находить выход из трудных ситуаций, быть предприимчивым и уверенным в своих силах. Это отнюдь не совокупность каких-то определенных знаний и умений (хотя и это немаловажно). Первоисточником успешности можно считать тот уровень развития, которого ребенок сможет достичь в первые годы жизни, научившись взаимодействовать с окружающим миром и понимать его закономерности. А положительное эмоциональное состояние, бодрое настроение поддерживается правильной организацией жизни ребенка и яркие впечатления от правильной организации его обучения в раннем детстве и в школе.

А какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребёнка, использование или неиспользование которых может иметь серьёзные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний возраст от 1 года до 3 лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребёнок овладевает умениями, которые существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способность понимать и пользоваться языком в общении с людьми.

Вот почему тема: «Организация обучения детей раннего возраста» была выбрана для изучения и рассмотрения опыта работы в данной контрольной работе.

Цель контрольной работы: Изучить особенности организации обучения детей раннего возраста, и научиться создавать условия для целенаправленного развития потенциальных возможностей ребёнка.

Задачи:

  1. Изучить нормативно-правовую и проанализировать научно-методическую литературу по организации обучения детей раннего возраста:

    • ФЗ «Об образовании», Программа развития образования РФ и СО 2006 – 2010 гг., СаНПиН, Государственный Стандарт дошкольного образования и др.

    • Особенности развития детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет;

    • психолого-педагогические условия воспитания и развития детей от 1,5 до 3 лет;

  1. Изучить опыт работы данного направления в ДОУ с. Коменки Богдановичского района Свердловской области:

  • локальные внутренние нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по организации обучения детей раннего возраста;

  • научно-методическое обеспечение воспитательно-образрвательного процесса;

  • организация педагогического процесса и учебно-развивающей среды;

  • система диагностики и мониторинга качества обучения детей раннего возраста.


^ 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Изучая в методической литературе основные особенности организма ребенка, выяснилось, что в этот период развития ребенка идет его непрерывный рост и развитие, а также высокая интенсивность этих процессов. Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые определяют методы воспитания и требуют создания специальных условий для детей этого возраста. По мнению педагогов - психологов (М.Д. Ковригиной, Борисенко М.Г, Камышниковой О.Е. и др.) период раннего детства (первые три года жизни) имеют ряд психофизиологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов:

    1. Наиболее быстрый темп развития. В этот период интенсивно увеличивается рост и масса ребёнка (особенно на первом году), происходит быстрое развитие всех функций организма. Быстро развивается высшая нервная деятельность. Быстрым темпом развиваются разнообразные движения, эмоции, сенсорные процессы и все функции речи. Речь становится средством общения с окружающими взрослыми и детьми, средством развития мышления, познания. Происходит развитие всех психических процессов – внимания, памяти, наглядно-действенного мышления, воображения. Очень быстро формируются различные виды деятельности (игра, конструктивная и изобразительная деятельность и др.)

    2. Неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков.

    3. Большая физическая и психическая ранимость детей, лабильность их состояния. Дети этого возраста легко заболевают, у них часто нарушается эмоциональное состояние даже от незначительных причин, легко изменяется состояние возбудимости нервной системы, они легко утомляются.

    4. Взаимозависимость и единство физического и психического развития. Высокая пластичность и лёгкая обучаемость.

    5. Богатый потенциал развития. Путем специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции.

    6. Скачкообразность и неравномерность процесса развития. На разных возрастных этапах ребенок оказывается особенно чувствительным к определенного рода воздействиям, и при наличии соответствующих педагогических условий наиболее легко развиваются соответствующие психические процессы и качества, которые имеют первостепенное значение не только для настоящего, но и для будущего, и которые очень трудно сформировать в более позднем возрасте.

    7. Зависимость реакций детей от характера их эмоционального состояния. Эффект любого занятия зависит прежде всего от эмоционального отношения ребенка к его содержанию. Если ему интересно – он занимается сосредоточенно и длительно, а в противном случае – быстро начинает отвлекаться, скорее устает, в результате чего снижается результат занятия.

    8. Потребность в получении сенсорных раздражений и в движениях. Ярко выраженная ориентировочная реакция на все новое, которая в дальнейшем превращается в специальную оринтировочно-познавательную деятельность, интерес ко всему окружающему, заинтересованное наблюдение, желание узнать, «что это?», «почему?», «как?», «куда?» и т.д.

    9. Потребность в общении с взрослыми. Без эмоционально насыщенного общения нельзя обеспечить эмоционально положительное состояние детей, нельзя достигнуть своевременного психического развития и формирования нравственных качеств личности ребенка.

Лютова Е.К. и Монина Г.Б. отмечают, что высшая нервная деятельность детей в период раннего детства также имеет свои особенности:

      • низкий предел работоспособности, что обуславливает быстрое утомление;

      • сравнительно малая выносливость нервных клеток: многие сильные внешние раздражения (например, резкие звуки) непосильны для детской нервной системы и их действие иногда вызывает защитное торможение. Кроме того, утомляет детей длительное действие одних и тех же раздражителей. Маленький ребенок нуждается в более частой смене деятельности.

      • неуравновешенность нервных процессов – возбуждения и торможения. У детей раннего возраста преобладают состояния возбуждения;

      • трудность формирования тормозных условных рефлексов. Маленького ребенка значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться от желаемого действия;

      • легкое возникновение внешнего торможения, вследствие чего дети легко отвлекаются появлением нового раздражения, при сильной заинтересованности чем-либо не слышать обращения к ним, затормаживаются после длительного действия одного и того же раздражения;

      • легкая возбудимость нервной системы – частое нарушение возбудимости, возникающее даже от незначительных причин;

      • неуравновешенность первой и второй сигнальных систем. Преобладающее значение имеют первосигнальные раздражители, и происходит лишь постепенное увеличение роли второй сигнальной системы, т.е. слова.

Таким образом, при обучении детей необходимо учитывать все эти особенности, определяющие уклад жизни, а также содержание и методы воспитания детей раннего возраста. А также знание сроков и закономерностей нормального психомоторного развития необходимо педагогу для раннего выявления даже нерезких выраженных отклонений.
^

2.1. Педагогические основы развивающей работы с детьми раннего возраста


Начальным этапом в работе с детьми раннего возраста считается комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика ребенка и изучение социальной ситуации его развития. Однако отсутствие официального заключения о состоянии здоровья ребенка, невозможность проведения его обследования профильными специалистами не может служить поводом для отказа от осуществления комплекса педагогических мероприятий.

Изучение ребенка должно начинаться с анализа социальной ситуации его развития, выяснения круга общения, характера и способов взаимодействия в его ближайшем окружении. Выясняя ситуацию социального развития ребенка необходимо обратить внимание на режим дня в семье, состояние предметно-развивающей среды и возможности ее динамического изменения в соответствии с запросами и потребностями малыша. При этом выделяют три области, которые нуждаются в системном подходе при организации педагогического процесса:

    • характер взаимодействия взрослого и ребенка;

    • предметно-развивающая среда;

    • организация системной и комплексной педагогической работы с ребенком в среде его сверстников.

Требования к характеру взаимодействия взрослого и ребенка и к способам общения отражены в ряде принципов, которые являются основополагающими при проведении воспитательно-образовательных мероприятий. Перечислю эти принципы:

- общение взрослого с ребенком должно быть целенаправленным, стимулирующим и личностно-ориентированным;

- при организации общения необходимо учитывать актуальный уровень познавательного развития ребенка, но при этом обязательно включать задания «на пределе когнитивных возможностей ребенка», находящихся в зоне его ближайшего развития;

- стимулы, используемые взрослым и побуждающие ребенка к действию, должны носить полимодальный характер;

- любые контакты и действия с ребенком следует сопровождать речевыми комментариями педагога, сопутствующими его собственным действиям, а также пассивным или активным действиям ребенка; при этом необходимо стремиться вступить в визуальный и эмоциональный контакт с ребенком на уровне, соответствующим его восприятию и деятельности;

- вступая в общение с проблемным ребенком, педагог должен учитывать индивидуальные возможности, способности, знания и умения конкретного ребенка, а также собственные склонности и предпочтения. Другими словами, педагог выступает в качестве «индивидуально настроенного инструмента», который звучит в собственном, свойственном только ему регистре и тембре, подобранном для определенного ребенка.

Педагог строит свое взаимодействие с ребенком с учетом ведущих мотивов и потребностей детского возраста, принимая во внимание специфичность психического статуса, характерную для ребенка, а также актуальные и потенциальные возможности ребенка. В этот период педагог создает условия для формирования у ребенка познавательной активности, направленной на исследование свойств объектов и их функциональности: «Что с ним можно делать? В чем его значение?» Он организует совместную с ребенком деятельность, чтобы познакомить его со структурой предметного действия, обогатить его сенсорный опыт и подвести ребенка к появлению у него способности к знаковому опосредованию (замещению) в процессе использования предметных заместителей. Педагог добивается возникновения у ребенка ассоциативных образов в доизобразительном «рисовании», предпосылок овладения речью, деловых мотивов взаимодействия с окружающими. Значимым компонентом содержания взаимодействия на этом этапе детства является удовлетворение потребности ребенка в признании его достижений, что способствует формированию у него образа «Я» и «Я – сознания».

По мнению Н. Н. Поддъякова, существует особая связь между внутренними и внешними действиями ребенка. Исследователь предположил, что существуют два типа внутренних действий. Один тип — внутренние действия, выступающие как результат интериоризации внешних действий. Другой тип — действия, формируемые одновременно с развитием внешнего действия, как его управляющее звено. Н. Н. Поддъяков считал, что данные действия выполняют также функцию объединения и структурирования отдельных операций внешнего действия в иерархическую систему, благодаря чему внешнее действие и выступает как единое целостное образование.

Теоретико-методологические исследования А. Л. Венгера показали, что подобно тому, как общевозрастные закономерности психического развития определяются социальной ситуацией развития, индивидуальные психологические особенности обусловливаются межличностной ситуацией развития, которая представляет собой конкретную форму проявления социальной ситуации развития, специфичную для каждого возрастного периода. Социальная ситуация развития воплощается в ведущем типе совместной деятельности ребенка и взрослого.

Признание роли взрослого в развитии ребенка и в коррекции имеющихся у него отклонений нашло свое отражение не только в психолого-педагогической литературе, но и в отечественных нормативно-правовых документах и программно-методических материалах. Например, в приложении к приказу МО РФ от 22.08.96. № 448 «Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения» содержатся критерии оценки деятельности ДОУ, связанные с государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В них отражены понимание роли продуктивного взаимодействия взрослого с ребенком и признание значения этого взаимодействия для психического и личностного развития детей. Назовем некоторые из этих критериев: уважение к личности ребенка, теплота взаимоотношений, подкрепляющаяся тактильным контактом и доверительностью, поощрение самостоятельности ребенка, стимулирование его инициативы. Формируя позитивные взаимоотношения детей друг с другом, взрослый становится тем человеком, который должен объяснить малышам, как проявлять сочувствие, сорадость, сопереживание, как быть внимательным к эмоциональным состояниям другого. В критериях оценки также учитывается умение педагога создать комфортные условия для непопулярных детей, погасить конфликт, привить малышам навыки позитивного взаимодействия, социально приемлемого поведения, самоконтроля и самоорганизации собственной деятельности.

Лишь взрослый может зародить у ребенка интерес к наблюдениям в природе, к рассматриванию предметов окружающего мира и декоративно-прикладного искусства, к обследованию реальных предметов с целью их последующего изображения или обыгрывания. В обучении малыша раннего возраста используются приемы, формирующие отдельные этапы его деятельности, скорее даже действий, поскольку в раннем возрасте деятельность ребенка сводится к совокупности отдельных действий.
^ 2.2. Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение

А. Л. Венгер утверждает, что предметно-развивающая среда и социокультурное окружение — мощный фактор, обогащающий (или тормозящий) детское развитие. Требования к предметно-развивающей среде и социокультурному окружению ребенка вытекают из системного подхода к развивающему обучению и воспитанию детей и опираются на современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка раннего возраста. Позитивная предметно-развивающая среда учитывает интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности и задачи воспитательно-обучающего воздействия.

Важнейшим механизмом полноценного развития личности с раннего детства являются разнообразные виды деятельности ребенка: общение, игра, движение, труд, конструирование, рисование. На разных возрастных этапах те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих: в период младенчества — ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми, в период раннего детства — предметная деятельность, в дошкольном детстве — игровая. Предметная среда в целом или ее отдельные фрагменты — это всегда поле детской деятельности, ее объекты, условия и средства достижения цели. Предметно-развивающая среда детства — это система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для физического, социального, познавательного и эстетического развития детей. Это природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда и др.. Гигиенические требования, предъявляемые к игрушкам, касаются материала, из которого они изготовлены, а также формы, веса, размеров, окраски и отделки. Игрушки должны по весу соответствовать силе ребенка и способствовать развитию его мускулатуры и органов чувств (осязание, зрение), а форма и отделка – исключать всякую опасность травмы, т.е. не иметь трещин, щелей, острых царапающих элементов.

Игрушки занимают большое место в жизни ребенка, имеют воспитательное значение и должны отвечать как гигиеническим, так и педагогическим требованиям.

Особые требования предъявляются к игрушкам для детей раннего возраста, потому что они берут их в рот, бросают на пол и т.д. Игрушки должны быть хорошо отполированы, а наиболее мелкие элементы составных игрушек (пирамиды, наборы колец или шариков на стрежне и т.д.) во избежание заглатывания должны иметь диаметр не менее 30 мм.

Относительно дошкольных учреждений, к игрушкам также предъявляются требования групповой изоляции. Для каждой группы выделяются определенные игрушки для игр, как в помещении, так и на улице.

Определение базового содержания компонентов предметно-развивающей среды современного дошкольного учреждения опирается на деятельностно-возрастной подход. Содержание этих компонентов должно обеспечивать потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становление его индивидуальных способностей. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте обусловлено общей системой требований к предметно-развивающей среде, учитывающей специфику образовательного направления дошкольного учреждения.

В зависимости от своеобразия семейного окружения, культурных традиций семьи, от типа детского учреждения и коррекционной направленности содержания воспитания предметно-развивающая среда может приобретать особый колорит. При этом она предполагает вариативность, которая выражается в содержательно-педагогическом наполнении и проективно-дизайнерском исполнении.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла свое основное назначение — создавала условия для полноценного развития ведущих видов деятельности и способствовала развитию типичных видов детской деятельности, — она должна удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, то есть создать зону ближайшего психического развития;

  • содержать как известные ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, то есть соответствовать уровню развития когнитивной сферы ребенка;

  • быть для ребенка неисчерпаемой, информативной, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;

  • соответствовать корригирующей и компенсирующей направленности содержания воспитательного процесса;

  • быть системной, то есть отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также отражать основы национальной культуры.

Основными принципами использования предметно-развивающей среды в педагогическом процессе являются:

  • учет возрастных особенностей развития ребенка;

  • учет уровня сформированности ведущей и типичных видов детской деятельности;

  • учет индивидуальных особенностей, склонностей и предпочтений ребенка;

  • создание условий, учитывающих особенности недоразвития познавательной деятельности и личности ребенка и способствующих сглаживанию их проявлений;

  • создание динамичной среды, соответствующей запросам и потребностям ребенка;

  • использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде;

  • исследовательская позиция взрослого в процессе взаимодействия с ребенком и организации его функционирования.

^ 2.3. Педагогические условия, содержание и методы воспитания и обучения детей раннего возраста

Л. С. Выгодский считал, что «социальное воспитание должно быть подчинено социальному развитию». Социализацию ребенка раннего возраста он рассматривал как процесс его «врастания» в цивилизацию, связывая это с овладением способностью к знаковому опосредованию, что происходит главным образом в символико-моделирующих видах деятельности и речи. Общность основных закономерностей развития ребенка определяет основные направления педагогической работы, обеспечивающие, прежде всего целостность, гармоничность психического развития. Он считал, что для детей раннего возраста основными направлениями развития являются:

  1. смена ведущих мотивов деятельности; развитие эмоционально-делового и предметного общения;

  2. развитие и активизация общих движений;

  3. развитие предметных действий и предметной деятельности;

  4. развитие наглядно-действенного мышления;

  5. интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи;

  6. овладение различными навыками в процессе подражания;

  7. становление представлений о себе;

  8. формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности;

  9. активизация самостоятельности в быту и формирование потребности в признании собственных достижений;

  10. закрепление навыков самообслуживания;

  11. развитие внутренней речи.

В совокупности эти направления работы обеспечивают решение общеразвивающих задач. Тенденции развития гуманной педагогики, проявляющиеся в последние годы, направляют усилия педагогов, на разработку индивидуальных программ развивающего обучения и воспитания. В этих программах обучение предстает в виде образовательного маршрута, в который включены педагоги разных специальностей и родители. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение детей раннего возраста в коллектив сверстников через сопровождающего их взрослого. В целом это ведет к необходимости пересмотра содержания и организации образовательного процесса в массовых дошкольных учреждениях. Такая организация обучения и воспитания, целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение на всем протяжении раннего детства позволит ребенку заложить основы для его гармоничного развития, поможет ему адаптироваться в коллективе сверстников.

Основным условием правильного обучения ребенка раннего возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира, в котором существует младенец (Л.А.Венгер, Ш.А.Абдуллаева, Э.Г.Пилюгина, Н.П.Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни это основное условие развития ребенка раннего возраста и заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Исследования педагогов - ученых выявили наиболее оптимальный путь овладения правильным выполнением действий - от практических проб к выполнению действий при помощи зрительного соотнесения. Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни (С.Л.Новоселова, Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина и др.). Кроме того, развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития.
^ 2.Опыт работы по организации обучения детей раннего возраста в ДОУ с. Коменки Богдановичского района

В дошкольном образовательном учреждении с. Коменки функционирует группа для детей раннего возраста, в ней обучаются и воспитываются 15 малышей от 1,5 до 3 лет. Режим дня группы разработан на основе психолого-педагогических требований и санитарно – гигиенических правил организации жизнедеятельности детей раннего возраста.

^ Цель деятельности группы раннего возраста: создание образовательного развивающего пространства для детей раннего возраста путем создания условий для гармоничного, всестороннего развития детей в специально организованной культурно-развивающей среде с учетом особенностей возрастного развития; осуществление психолого-педагогического сопровождения семей; повышение компетенции родителей в вопросах воспитания и развития.

Направления деятельности группы раннего возраста:

  • Диагностическое

  • Развивающее;

- формирование речевых навыков;

- развитие познавательных эмоций;

- сенсорное развитие;

- ознакомление с окружающим;

  • Информационно-консультативное;

Задачи:

  1. Интеграция психологических теорий о психическом развитии ребенка и принципов Монтессори-педагогики.

  2. Создание развивающей среды и реализация “Модели образовательного развивающего пространства групп для детей раннего возраста, основанной на принципе индивидуального подхода.

  3. Создание условий для развития индивидуальных особенностей ребенка:

    • осуществление оздоровительных мероприятий;

    • организация постоянного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

    • разработка рабочих программ для работы с детьми по изобразительной деятельности, физическому воспитанию и т.д.;

    • организация игровой деятельности;

  4. Разработка и проведение собраний-практикумов для родителей и вовлечение их в совместную деятельность по развитию и воспитанию детей раннего возраста.

  5. Создание информационной базы для родителей – библиотека научно-популярных изданий;

  6. Проведение исследовательской работы по изучению влияния занятий в группах на социализацию детей 3-х летнего возраста;

Модель организации развивающего обучения

в группе раннего возраста

Основу модели составляет:

  • Базисная программа воспитания и обучения М.А.Васильевой;

  • Программа группы: «Раннее детство: познавательное развитие» разработанной Л.Н Павловой, Е.Б. Волосовой, Э.Г. Пилюгиной с использованием Монтессори – метода.

  • Технология обучения Г.И.Губа «Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет»;

  • Специально организованная предметно-развивающая среда группы.

Ведущий вид деятельности ребенка – это игра. Ребенок должен научиться играть! Если ребенок не наиграется в раннем детстве, у него будет масса проблем с обучением в школе и в межличностном общении. С целью полноценного развития ребенка раннего возраста с использованием опыта народной педагогики и современных педагогических методик в ДОУ с Коменки проводятся развивающие комплексные занятия. На занятиях решаются следующие педагогические задачи:

  • Способствовать становлению правильной речи;

  • Развивать мышление, умение сосредотачиваться и удерживать внимание;

  • Углублять знания об окружающем мире;

  • Оздоравливать детей, целенаправленно развивая двигательную активность;

  • Развивать музыкальный слух и умение двигаться под музыку;

  • Разбудить желание и интерес к творчеству, обучать основам этикета;

  • Готовить детей к переходу в группу для детей дошкольного возраста.

Занятия проводятся ежедневно, в первую половину дня. Каждое занятие длится 10 – 15 мин и состоит из нескольких блоков. Смена деятельности не дает малышам почувствовать усталость. Блоки следующие:

    • ^ Этикет (здороваемся, прощаемся, учимся вести себя за столом, общаться с окружающими детьми и взрослыми);

    • Развитие речи ( показ и обыгрывание сказок, детских стихов, сюжетов из реальной жизни с использованием кукольного театра – кукол би-ба-бо, пальчиковых кукол, мягких игрушек и др.)

    • Обучение счету, форме, цвету;

    • Занятия физкультурой (развитие ловкости, быстроты реакции, силы, координации движений);

    • Развитие мелкой моторики;

    • Конструирование, лепка, аппликация, рисование.

Не все блоки присутствуют на каждом занятии. Они чередуются, по – разному соединяются. Но на каждом занятии их не меньше трех.

Обычно все занятия строятся на сюжете – сказки, мультфильма, стихотворения или жизненного опыта (например, день рождения, поездка куда-либо и др.) На занятиях практикуется игровой момент «Угощение» - когда дети вместе со «сказочным» героем садятся за стол и «угощаются». Угощения приносят родители. Причем «угощения» становятся тематическими: репка – при работе со сказкой «Репка», шоколадное яйцо – подарок от Курочки Рябы и т.д.

Особо хочется сказать об атмосфере занятия. В этом возрасте очень ярко видно, что каждый ребенок – индивидуальность. И выполняя заповедь педагога «не навреди» воспитатели помогают развивать эту индивидуальность. Поэтому понятие дисциплина в группе относительна. Воспитатели стараются, чтобы все дети обязательно были включены в активную деятельность. Но если ребенок отказывается, ему предоставляется возможность поиграть самому в любимом месте группы.

Для развития самостоятельности организованы игровые уголки: сюжетно – ролевые и сенсорные, физкультурный уголок и уголок переодевания. Для разгрузки эмоционального напряжения устроен уголок уединения, где ребенок по своему желанию может несколько минут побыть в уединении, спрятаться и поиграть один. Игрушки и предметы находятся на доступном для ребенка расстоянии при соблюдении правил безопасности.

Работа ведется в тесном контакте специалистов дошкольного учреждения и родителей.



На схеме представлено взаимодействие всех участников воспитательного процесса.

Представленная модель способствует реализации преемственности в воспитании и обучении детей преддошкольного и дошкольного возраста.

Результаты работы.

Начиная с 2002 г. в ДОУ с. Коменки проходит активная работа по реализации представленной модели. За это время в группе раннего возраста обучалось и воспитывалось 95 детей. Часть из них перешли в дошкольные группы данного образовательного учреждения. Опираясь на результаты наблюдений за процессом социализации детей трехлетнего возраста можно сделать следующие выводы: дети, пришедшие в детский сад после посещения группы раннего возраста, обладают более развитой предметной деятельностью, высокой познавательной активностью, по сравнению с домашними ребятами, могут разнообразнее и сосредоточеннее действовать с игрушками на протяжении достаточно продолжительного времени. Они с удовольствием совместно с взрослым берутся за решение предметных задач: собирать пирамидку, строить домик и т.д. У детей данной группы хорошо развиты коммуникативные навыки. Они легко вступают в контакт, в случае необходимости обращаются за помощью и достаточно быстро налаживают отношения с детьми, эти качества отмечали воспитатели, проводившие наблюдения за детьми в группах.
Заключение
Таким образом, работая над темой контрольной работы, я убедилась в том, что признаваемое психологами и педагогами приоритетное значение обучения детей раннего возраста через сенсорное развитие является базисом интеллектуального развития. Сенсомоторная потребность, т.е. потребность во внешних впечатлениях (зрительных, слуховых, тактильных) и в движении, проявляется уже в первые годы жизни. Удовлетворение этой потребности вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, а с возрастом превращается в познавательную деятельность.

Опыт работы педагогов ДОУ с. Коменки доказывает эффективность системного сенсорного развития на основе личностно – ориентированного подхода и правильного взаимодействия взрослого с ребенком. А используемые комплексные занятия являются здровьесберегающими технологиями в обучении детей раннего возраста, так как они помогают без принуждения обучать и развивать маленьких детей. При таком взаимодействии дети охотно идут на контакт не только со знакомыми взрослыми, но и теми, кого они видят впервые.

А вот используемая диагностика детей раннего возраста помогает педагогу выявить «зону ближайшего развития» ребенка, и на её основе построить индивидуальную работу с конкретным ребенком, а также прогнозировать его дальнейшее индивидуальное развитии
Список литературы


  1. Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф., Рачковская Н.Н. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего возраста. – СПБ., 2002.

  2. Вегнер Л.А., Вегнер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет. – М., 1988.

  3. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – Т.2. Собрание сочинений: в 6-ти т. – М., 1983.

  4. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста – от 1,5 до 3 лет. – М.,2005.

  5. Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие. М.,2006.

  6. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.

  7. Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов / под ред. М.Д. Ковригиной. – М. 1977.

  8. Мотессори М. Дом ребенка: метод научной педагогики. – М., 2006.

  9. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. – РнД.,206.

Диагностика развития детей от 1,5 до 3 лет

( по А.М. Козьмину)
Развитие движений рук

Название реакции

Приблизительный возраст появления реакции

Возраст первого появления реакции

Ставит кубик на кубик

1год 6 мес.




Соединяет предметы (стержень – кольцо, колпачок – ручка и т.п.) под контролем зрения

1год 6 мес.




Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения

1год 6 мес.




Разворачивает завернутый в бумагу предмет

1год 6 мес.




Ставит три кубика друг на друга

1 год 8 мес.




^ Развитие зрения

Название реакции

Приблизительный возраст появления реакции

Возраст первого появления реакции

Избегает препятствия на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки)

1год 6 мес.




Запоминает, где лежат некоторые предметы или игрушки

1год 6 мес.




Узнает свои вещи, одежду

2 года




Подбирает парные картинки или игрушки к указанной

2 года




Подбирает предмет к его рисунку

2 года 6 мес.




Знает 2-4 основных цвета

3 года




Узнает предмет по рисунку его характерной части

3 года




^ Развитие слуха


Название реакции

Приблизительный возраст появления реакции

Возраст первого появления реакции

Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова

1год 6 мес.




Понимает 2- - 50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий)

1год 6 мес.




Любит играть со взрослыми в «голоса животных» ( например: «как корова мычит?» - «Му-у-у»)

1год 6 мес.




Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие из них

2 года




Понимает 100 слов и более

2 года 3 мес.




Повторяет за взрослым предложения из 2-3 слов (или воспроизводит их несколько часов спустя)

2 года 3 мес.




Пытается петь

2 года 6 мес.




Повторяет за взрослым двустишия или четверостишия ( или воспроизводит их спустя несколько часов)

3 года



^ Развитие общения

Название реакции

Приблизительный возраст появления реакции

Возраст первого появления реакции

Использует знак «нет» - качает головой в стороны

1год 6 мес.




Легко повторяет уведенные жесты

1год8 мес.




Начинает плакать, чтобы добиться своего

1год8 мес.




Использует более 10 жестов и другие выразительные средства

2 года




Любит играть рядом с другими детьми, наблюдать за ними, иногда пытается вступить с ними в контакт

2 года




Знает, что нельзя делать,
но пытается «спровоцировать» взрослых на запрет

2 года




«Отыгрывает» на кукле знакомое взаимодействие со взрослым ( кормит ложечкой, укладывает спать и т. Д)

2 года




Изображает поведение взрослого

2 года 6 мес.




Понимает и употребляет слова «я», «мой»

2 года 6 мес.




Вступает в контакт с детьми и взрослыми

3 года




Постоянно задает вопросы

3 года




^ Развитие активной речи

Название реакции

Приблизительный возраст появления реакции

Возраст первого появления реакции

Произносит ударный слог из слова, слова из двух одинаковых слогов. Среди произносимых звуков, как правило, встречаются следующие: «а», «о», «у», «и», «м», «п», «б», «к», «г», «дь», «ть», «ль», «сь». Например:

«мама», «ляля», «дя», «дай», «ня», «на» и т.д.

1год 6 мес.




«Говорит на своем языке» - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со словами напоминает речь взрослых по ритму, интонации

1год 6 мес.




Повторяет за взрослыми одно- или двусложные слова, которые уже умеет произносить: «мама», «дядя», «папа»

1год 6 мес.




Повторяет за взрослыми двусложные слова, которые уже умеет произносить: «кися» (киса), «тётя»

1год 8 мес.




Произносит двусложные слова или два слога из трёхсложных слов: «тётя», «катя», «синя» (машина). Часто опускает первый звук в слове или конечный согласный

1год 10 мес.




Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: «Мама Лена»

2 года




Строит предложение из 2 слов: «Мама дай», «Баба ди» (Баба иди)

2 года




Пытается произносить трёх-, четырехсложные слова. Например: «алясе» (хорошо), «павозик» (паровозик).. Среди произносимых звуков появляются «н», «т», «д»

2 года




Повторяет за взрослым простые предложения из 3 – 4 слов

2 год 6 мес.




Строит простые и сложносочиненные предложения из 3 – 4 слов, часто неграмотно: «Это мой миська больсей» (Это мой мишка большой)

2 год 6 мес.




Повторяет за взрослым двустишие

3 года




Строит многосмысловые, в том числе сложноподчиненные, предложения : «Когда мой папа придёт с работы, мы пойдем гулять». В знакомых словах произносит все слоги. Произносит звуки «с», «л», «в», «р», «з»

3 года




^ Развитие мышления

Название реакции

Приблизительный возраст появления реакции

Возраст первого появления реакции

Выполняет простые просьбы (что-то знакомое найти, выбрать, принести)

1год 6 мес.




Обращается (жестами, словом) к помощи взрослого, если что-то не получается

1год 6 мес.




Вставляет фигурные блоки в отверстия соответствующей формы

1год 8 мес.




Воспроизводит бытовые действия с предметами по памяти, возможно, через несколько часов после наблюдения. Например, подметает пол, складывает белье

1год 8 мес.




Понимает 2 предлога расположения («в», «на», «под» или другие)

2 года




Убирает предметы на свои места

2 года




Сортирует предметы (яблоко – морковь, машинка – мячик и т.п.) Раскладывает предметы двух видов в две разные коробочки

2 года 2 мес.




Строит «мостик» из трех кубиков после показа

2 года 2 мес.




Играет в кого-либо

2 года 2 мес.




По просьбе находит 2-3 картинки или предмета из 4-6, относящиеся к определенным классам («цветочки», «Зверушки» и т.д.)

2 года 2 мес.




Среди пяти картинок находит одну «такую же»,Ю какую показывает взрослый

2 года 2 мес.




Выбирает из 4-6 предметов или картинок, те которые соответствуют названному признаку. Примеры вопросов: «покажи, что можно есть?», у кого есть ножки? и т.п.

2 года 2 мес.




Разговаривает с игрушками, играет в их общение друг с другом

2 года 4 мес.




Среди 10 картинок находит одну «такую же», какую показывает взрослый

2 года 4 мес.




Выполняет сложные просьбы, состоящие из двух частей. Например, «покорми Лялю, потом уложи её спать». Взрослый может повторить задание 2-3 раза, но вовремя его выполнения ребенком подсказывать не следует

2 года 6 мес.




Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий рисунку

2 года 6 мес.




Раскладывает предметы двух цветов в две коробочки, в каждую – одного цвета

2 года 6 мес.




Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из четырех после отвлечения (примерно на 10 секунд), если она была спрятана у него на глазах

2 года 6 мес.




Складывает разрезную картинку (или пазлы) из двух частей

2 года 6 мес.




Раскладывает предметы по величине (большой – маленький) или по цвету в две разные коробочки

2 года 8 мес.




Строит «домик» или другое сооружение из пяти кубиков после показа (кубики не образуют вертикальный или горизонтальный ряд)

2 года 10 мес.




Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий рисунку его характерной части

3 года




По просьбе выбирает «один» предмет или «много»

3 года




Задает вопросы «почему…?»

3 года




Складывает разрезную картинку из четырех частей

3 года и старше




Понимает четыре предлога расположения («в», «на», «под», «за»)

3 года и старше




Понимает один предлог направления движения («к», «от» и т.д.)

3 года и старше




Складывает разрезанную на 6-7 частей картинку человека на целой картинке-образце

3 года и старше




^ Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей от 1,5 до 3 лет (по А. М. Казьмину)

Возраст

Перечень игрушек

1,5 – 2 года

  1. Парные картинки, лото.

  2. Кисти, краски (нетоксичные).

  3. Набор для нанизывания («Бусы»).

  4. Игрушечная мебель.

  5. Пластилин и другие материалы для лепки.

  6. Пазлы (простые).

  7. Разрезные картинки из 2-3 частей.

  8. Кегли.

  9. Сказки («Репка», «Теремок», и др.) Хрестоматия для детей от 2 до 4 лет.

  10. Миниатюрные модели бытовых предметов.

  11. Игрушечный набор «Семья».

  12. Наборы для ролевой игры («Инструменты», «Доктор», «Кухня», «Парикмахерская» и др.)

  13. Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.)

  14. набор для игры с песком.

2-3 года

  1. Модель дома.

  2. Пазлы (для составления целого из частей).

  3. Фигурки животных с детенышами (лото: животные с детенышами «Найди маму»).

  4. Одежда для кукол по сезону.

  5. Игрушечные часы.

  6. Куклы для театра.

  7. наряды для маскарада.

  8. разрезные картинки из 4 частей.

  9. Лото: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Животные».

  10. Детские ножницы с тупыми концами.

  11. Составные игрушки из 3 и более частей.

  12. Губная гармошка.

  13. игрушечный клавесин.

  14. Трехколесный велосипед.


Комплексное занятие

(Учебное пособие. Авт.Г.И.Губа «Комплексные занятия

для детей от 1,5 до 3 лет»)

К этому занятию родители должны принести своему ребенку шоколадное яйцо. Яйцо необходимо покупать без игрушек внутри. Надо заготовить альбомные листы, баночки для краски одного цвета, погремушки, куклы по сказке «курочка Ряба», мячи.

Приветствие. Зайчик здоровается со всеми ребятами и куклой Маняшой. Маняша просит показать сказку. Педагог разыгрывает сказку «Курочка Ряба» с помощью перчаточных кукол. Сказку лучше показывать в простом варианте, сидя на коврике или на маленьком стульчике, иначе куклы будут на много выше ребят и детям придется сидеть задрав голову, что быстро их утомит. Можно сказки переделывать, менять конец, убирать или добавлять действующих лиц – словом, относиться к сказкам творчески, брать их как за основу для занятия.

Итак, сказка.

- Жили-были (появляются куклы) – кто это ребята? Правильно, дедушка и бабушка.

Куклы здороваются, говорят, что рады видеть ребят и хотят показать им свою любимую курочку Рябушку. Появляется курочка, кудахчет, клюет с ладошек у детей «зернышки», благодарит, говорит, что очень вкусно. Потом кудахчет громче и появляется яйцо. Дед с бабкой рады, курочку гладят, хвалят. Бежит мышка, пищит, задевает яйцо, оно падает, педагог его прячет, дед с бабой плачут, курочка успокаивает, обещает снести новое яичко. Опять клюет «зернышки» у ребят с ладошек и несет еще одно яйцо. Все рады, курочка обещает и ребяток сегодня всех угостить яйцом, да не простым, а «волшебным». Куклы «уходят».

Педагог приглашает ребят нарисовать для курочки зернышки – вдруг она захочет кушать опять. За каждый стол садятся 3-4 ребенка, ставится 1-2 баночки с краской на всех и каждому дается палочка с намотанным поролоном (можно ватой, но она хуже держится, и её нужно менять на каждое занятие). Ребята на листе «тычком» рисуют зернышки. Готовые рисунки складывают на отдельный стол сохнуть.

Пока дети моют руки, педагог убирает все со столов. Появляется курочка. Благодарит за нарисованные зернышки – теперь ей на долго еды хватит. Кукла Маняша предлагает ребятам спеть и станцевать для курочки. Переходим к музыкальному занятию. Повторяем бег и марш под музыку. Учим песенку про погремушки:

Скачут погремушки –

Звонкие игрушки,

Скачут погремушки –

Звонкие игрушки.

Погремушки у ребят

Очень весело гремят.

Погремушки погремят,

Погремят и замолчат.

Вся песенка сопровождается звоном погремушек, а в конце прячем погремушки за спину. Повторяем несколько раз.

Можно использовать музыкальный материал «Игра с погремушками» из сборника «Музыка в детском саду» (с. 123).

- А ты знаешь, курочка, в лесу живут зайцы. Мы тебе покажем, как они скачут (прыгаем на двух ногах, держим «лапки», как зайцы).

- А еще в лесу живут медведи, они большие и ходят медленно, смотри (ходим под музыку).

- Смотрите, а это рыжая с хвостом – кто такая? Лиса! Она ходит мягко, на носочках. Хвостом виляет (ходим под музыку).

А теперь споем песенку. Курочка тоже хочет спеть с ребятами. ( сл. Т.Волгиной, муз. А Филиппенко).

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!

Лапками гребите,

Зернышки ищите!

Все похлопали курочке. Курочка угощает всех шоколадными яйцами. Она пошла отдыхать. Затем кукла Маняша прощается со всеми.


Скачать файл (207 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru