Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Методика преподавания русского языка - файл 1.docx


Контрольная работа - Методика преподавания русского языка
скачать (216.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx217kb.23.11.2011 02:27скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Задание 1

Сравните основные положения методики преподавания русского языка в трудах Ф.И.Буслаева и М.Т.Баранова.
Методическая система Буслаева в обла

сти синтаксиса, построенная по принципу «соединяй внешнее с внутренним, форму с содержанием», способствовала развитию науки о предложении и оказала влияние на развитие методики других языков .

Интегрированность — особенное свойство учебного процесса в представлении Ф. И. Бус

лаева — получила научное обоснование и в методике орфографии. Подход к преподаванию как к единому целому отразился на выборе приемов, мно

гие из которых сохранились в арсенале учи

теля. Идеи автора замечательной книги живут и поныне, но реализуются с учетом обогащенного содер

жания предметов.

Большую часть труда Ф. И. Буслаева за

нимает описание функционирования языко

вых средств — проблема стилистики, кото

рая решается автором широко: на уровне межпредметных связей и тесной взаимосвя

зи с культурой речи.

Прогрессивным явлением стала методика Буслаева в области развития речи учащих

ся, основанная на тезисе единства языка и мышления и соответственно отборе перво

классного литературного материала для из

ложений и сочинений. Завет ученого, как было отмечено в докладе, особенно дорог нам сегодня: це

нить науку, дорожить русским языком, при

вивать ученикам интерес и любовь к родной речи.

М.Т.Баранов, в отличие от Ф.И.Буслаева, придерживается методики изучения единиц языка на функциональной основе. В своих работах, анализируя теоретический и практический опыт методистов 19-20 веков, отметивших закономерную динамику сближения языка и речи в школьном изучении, Баранов приходит к выводу, что методика изучения единиц языка на функциональной основе, без сомнения, великое достижение методики 

преподавания русского языка как науки в конце 20 столетия.

Занятия по русскому языку воспитывают не только культуру речи и культуру мысли. Они воспитывают любовь к родному языку, к родине, высокую нравственность. Язык, по словам Ф. И. Буслаева, является выражением нравственной жизни народа. Патриотическое и нравственное воспитание осуществляется содержанием текстов.

Сложившаяся в настоящее время методика обучения русскому языку, ведущая свое начало от Ф.И. Буслаева и К.Д. Ушинского, опирается на общепрактические принципы: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др. Общепрактические принципы выведены из психологии усвоения знаний вообще, следовательно, они верны и для внеклассной работы по русскому языку.

Новейшие исследования по общей дидактике стремятся создать формулу дидактического принципа не столько выводом из наблюдения над процессом обучения, сколько руководством для обучающего, правилом, следуя которому он достигает нужных результатов в обучении. Так были сформулированы принципы: связи обучения с жизнью, преемственности, развивающего обучения, проблемного обучения.

В своей концепции Баранов старается решить следующие методические задачи:

  • расширить знания о языке и стилях речи;

  • формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение;

  • формировать прочные орфографические и пунктуационные знания, закрепить навыки правописания имен существительных, прилагательных, глагола и создать условия для формирования и развития у школьников:

  • 

  • творческих способностей и интереса к самостоятельной учебной деятельности;

  • умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;

  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах; группах.



Задание 2

Подготовьте материалы к презентации современного уровня методической науки.

^ 1) Назовите действующие учебники по русскому языку, дайте им характеристику.
По русскому языку сегодня в среднем звене (5–9 классы) существует три официальных альтернативных учебных комплекса, имеющих гриф Минобразования, рекомендованных им и рассылаемых в школьные библиотеки.

Комплекс 1 – это учебный комплекс (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. для 5–7 классов и С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко для 8 и 9 классов), переизданный к 2000 году более 20 раз; на сегодняшний день этот комплекс продолжает оставаться самым распространенным.

Комплекс 2 – учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, который появился в начале 90-х годов.

Комплекс 3 под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта начал выходить с 1995 года.

Концептуальных различий эти комплексы не имеют: материал структурирован по уровням от фонетики до синтаксиса и «разбавлен» орфографией, пунктуацией и развитием речи. Однако некоторые 

расхождения в теории (система транскрибирования, статус формообразующих суффиксов, система частей речи, описание словосочетания и типов придаточных предложений), терминологии и порядка следования разделов создают ощутимые сложности как для школьника (особенно при переходе из школы в школу), так и для формирования программы для поступления в филологический вуз.

Необходимо также иметь в виду возможность преподавания в ряде школ по альтернативным и экспериментальным учебным программам, которые представляют значительно видоизмененный курс русского языка. К сожалению, в последнее время появилось большое количество учебной литературы крайне сомнительного качества.

Особенностью данного этапа развития средней школы является то, что после долгого перерыва русский язык в старших классах введен как обязательный учебный предмет.

Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения русского языка в 10–11 классах, можно условно разделить на несколько групп: программы, в которых усилена практическая значимость русского языка как учебного предмета (орфографико-пунктуационая или речевая), и программы, в которых основной упор сделан на усиление теоретической базы, ее систематизацию (для гуманитарного или – у́же – филологического профиля).

Существуют программы и пособия каждого из этих видов. К пособиям с практической орфографико-пунктуационной направленностью относится, например, «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, пережившее уже около 40 переизданий. Сугубо практическую направленность имеют также пособия Д. Э. Розенталя «Русский язык. 10–11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений», «Русский язык для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы», «Русский язык. Сборник упражнений для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы».



Ко второй группе можно отнести программы и пособия с усиленной речевой направленностью. Это программа А. И. Власенкова «Русский язык. 10–11 классы», обеспеченная пособием для учащихся «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (издается с 1996 года).

К третьей группе надо отнести программы и пособия с усиленной теоретической направленностью. Основной пользователь этих программ – будущий филолог, который в связи с многообразием программ и учебников для средней школы получает часто противоречащие друг другу сведения о языке. Будущему филологу необходим систематизирующий курс, способный стать промежуточным звеном в единой цепочке «школа – вуз» и обеспечить непрерывность и преемственность преподавания русского языка. Специально для старших классов гимназий, лицеев гуманитарного профиля на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова создана программа систематизирующего курса русского языка, повторяющего, обобщающего и углубляющего знания учеников по теории языка, формирующего умения и навыки работы учащихся с языковым материалом разного уровня сложности. Программа обеспечена учебным пособием «Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах» в 2 томах, авторы В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская (М., 2000).

Кроме того, в старших классах курс русского языка часто замещен курсом стилистики, риторики или словесности.

Такое разнообразие учебников и учебных пособий по русскому языку остро ставит вопрос о необходимости повторительно-обобщающих материалов по русскому языку. Предлагаемые материалы систематизируют и обобщают сведения о русском языке как языковой системе, представленные в трех основных учебных комплексах, при необходимости комментируя различия между ними. Орфография и пунктуации в предлагаемые материалы 

включена только в теоретически обобщенном виде, конкретные орфографические и пунктуационные правила не рассматриваются.
2) ^ Назовите ведущих учёных – методистов по русскому языку, укажите области их научных интересов.
А.Купалова

М.Л.Зимицкая

Н.И.Наумова

О.В.Алексеева

М.Т.Баранов

А.Е.Куманяева

Н.А.Пленкин

Н.М.Шанский и др.

В последние годы к методике обучения русскому языку возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Они в значительной степени коснулись и таких, казалось бы, уже отработанных учебных предметов, как русский язык. Модернизация содержания учебных программ и форм ученической деятельности, открывающая путь к большой активности и самостоятельности ребенка, к развитию его творческих способностей и гармонии, привела к появлению на рынке образовательных услуг многих новых и различных по своему характеру учебников и учебных пособий, в-третьих, тем, что в методике обучения русскому языку большое внимание уделяется грамматическому и коммутативному направлениям, как 

определяют эти направления японские методисты «языковым существованиям».

Очень много внимания учёные – методисты уделяют развитию коммуникативного аспекта в школе.
3) Охарактеризуйте принципы методики преподавания русского языка на основании вузовского учебника «Методика преподавания русского языка» (2000г.) под ред. М.Т.Баранова.
Принципы обучения русскому языку – это основные, исходные теоретические положения, определяющие выбор методов, приёмов, других средств обучения.

Различают следующие общедидактические принципы методики преподавания русского языка:

принцип дидактики

принцип воспитательного обучения

принцип научности

принцип систематического обучения

принцип доступности

принцип наглядности

принцип сознательности и активности учащихся в обучении

принцип прогнозируемости

принцип индивидуального обучения

принцип связи теории с практикой.

И специализированные принципы обучения русскому языку:

принцип внимания к материи языка

принцип понимания лексических и грамматических значений

принцип оценки выразительности речи

принцип развития чувства языка



принцип опережающего усвоения устной речи перед письменной.

Задание 3

Приведите пример из истории методики русского языка, подтверждающий развитие данной науки.
Время политических, экономических и социальных перемен не может не отразиться на существовании и развитии культуры и науки. Это относится и к науке о русском языке и методике его изучения и преподавания. Обычно говорят только о новаторах-практиках, учителях и педагогах. Между тем традиционность и новаторство свойственны и научной мысли, причем новым для сегодняшнего дня является как действительно новое, так и отвергнутое официозной научной традицией. В российской лингвистической и методической традиции есть многое, что становится актуальным именно сейчас и требует к себе пристального внимания.

Аспектное изучение языка и речевой деятельности привело к выявлению четырех «основ методики преподавания языка», вернее четырех методических концепций преподавания и изучения языка: практического языкознания, лингводидактики, лингвопсихологии и лингвопедагогики. Практическое языкознание - это описание языка в учебных целях; лингводидактика - это теория обучения языкам, интеграция лингвистики и дидактики; лингвопсихология - это теория речевой деятельности, интеграция лингвистики и психологии; лингвопедагогика - это теория воспитания при преподавании языка.

В современных учебниках методики русского языка теория представлена как методика преподавания грамматики (фонетики, морфологии, синтаксиса), орфографии, пунктуации; теория словарной работы отнесена к методике развития речи, как и методика работы над связной речью.



Современная антропоцентрическая теория предметом изучения считает говорящего человека, языковую личность, его речевые и мыслительные способности порождать и воспринимать речевые высказывания. На первую роль выдвигается речевая деятельность, которая мыслится как система активных (говорение, писание) и пассивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. Единицей обучения становятся речевые образцы и текст. Сторонники грамматико-переводной методики называют такой метод прямым, а грамматическим. Изучение грамматической темы перестает быть главным, уроки строятся как ситуативно-тематические; грамматические явления изучаются как лексико-грамматические комментарии к тексту или к диалогу; грамматические темы рассеяны по всему курсу обучения.
Задание 4

Тест №1.
1) Что является предметом методики русского языка?

Предметом методики русского языка является процесс овладения языком.

2) Методика русского языка решает четыре задачи:

А) зачем изучать;

Б) чему учить;

В) как учить;

Г) как контролировать усвоенное.

Какой из перечисленных вопросов касается цели и задач обучения?

Цели и задач обучения касается первый вопрос – зачем изучать.

3) Методика русского языка решает четыре задачи:

А) зачем изучать;

Б) чему учить;

В) как учить;

Г) как контролировать усвоенное.

Какой из перечисленных вопросов касается содержания обучения?



Содержания обучения касается второй вопрос – чему учить.

4) Что представляют собой лингвистические основания методики преподавания русского языка?

Современное состояние русской лингвистики.

5) Какой наукой разработаны дидактические принципы, которыми пользуются все частные методики и в том числе методика русского языка?

Общие дидактические принципы разработаны педагогикой.

6) Наряду с лингвистическими и педагогическими учитываются также психологические основания методики русского языка. В чём их суть?

Суть психологических оснований методики русского языка в обосновании психологии усвоения грамматики, орфографии и пунктуации, развития речи, психологии обучения письму, овладения чтением, восприятием речи.

7) В исследованиях по развитию речи Т.А.Ладыженская использует труды психологов Н.И.Жинкина, А.К.Марковой, М.М.Кольцовой. Относится ли этот факт к психологическим основам методики русского языка?

Да. Этот факт относится к психологическим основам методики русского языка.

8) Кто является автором первого полного изложения методики русского языка «О преподавании отечественного языка» (1844г.)?

Автор Ф.И.Буслаев.

9) Сохранили ли свое значение до наших дней высказывания Ф.И.Буслаева о специфике русского языка как предмета преподавания, о законах, принципах, методах и приёмах преподавания, о внимательном отношении к личности ребёнка?

Да, сохранили.

10) Кто из выдающихся педагогов автор эти строк: «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух, физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы – вест тот 

глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине…»

Автор этих строк К.Д.Ушинский.
Задание 5

Подготовьте материалы о роли и значении русского языка

^ А) для вводного урока о русском языке в 6-7 классах,
Русский язык — единый язык русской нации, но одновременно это и язык международного общения в современном мире. Русский язык приобретает всё большее международное значение. Он стал языком международных съездов и конференций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Усиливается его влияние на другие языки. Ещё в 1920 году В. И.Ленин с гордостью говорил: «Наше русское слово «Совет»— одно из самых распространенных, оно даже не переводится на другие языки, а везде произносится по-русски». Во многие языки мира вошли слова большевик, комсомолец, колхоз и др...

Российская Федерация — многонациональное государство. Все народы, населяющие её, развивают свою национальную культуру и язык. Русский язык используется народами Российской Федерации как язык межнационального общения. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, населяющих нашу страну, облегчает их взаимопонимание.

Русский язык обогащает языки народов РФ такими словами и оборотами, как например: партия, школа, книга, газета, колхоз, план, фабрика и т. п. В свою очередь, и некоторые элементы из национальных языков входят в словарь русского литературного языка (например, аул, акын, арык, кишлак, шаман и др.).

В современных условиях русский язык приобретает всё большее международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира.



Русский язык, несомненно, — это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение которой исключительно велико.

Русский язык — один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой язык,— народ великий»,— говорил один из прекрасных знатоков русского слова И. С. Тургенев. М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

А.С. Пушкин характеризовал русский язык как язык «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах...», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам...» Великий русский писатель высоко ценил народную русскую речь, её «свежесть, простоту и, так сказать, чистосердечность выражений» и главное преимущество русского литературного языка видел в его близости к языку народному.

«Великий, могучий, правдивый и свободный» — такими словами характеризовал русский язык И. С. Тургенев.
Б) для участия в дискуссии по вопросам культуры речи со старшеклассниками.
Язык – вот то самое, что отличает человека от животных, вот то, что помогло человеку выжить в трудных условиях и остаться существовать на Земле. Именно язык. Ведь общество не может жить, не пользуясь языком, человек не может передавать познания, не может выразить ни мысли, ни чувства без помощи языка. Вы скажете – а как же язык жестов или звуков, которым пользуются, например, животные? Но ведь язык помогает более точно, ясно и образно выражать свои мысли, самые сложновыразимые чувства.



Без языка, несомненно, невозможен бы был прогресс человечества, те технические, научные и культурные достижения человечества, которыми мы владеем сейчас. Естественно, что с течением времени человек заинтересовался, а что, собственно, его речь такое, зачем она нужна, как построена... и создал науку о языке. Она называется лингвистикой.

В состав лингвистики входят такие науки, как фонетика, лексикология, грамматика, диалектология. Эти науки имеют место быть во всех (или почти во всех) языках мира.

Но поговорим о нашем национальном языке, который является ещё и государственным языком нашего большого, многонационального государства – России. Это русский язык. История русского языка как национального началась с 17 века, когда окончательно сложилась русская нация. Далее русский язык развивался в связи с историей и культурой русского народа. Лучшие достижения национальной речевой культуры, основные достоинства русского национального языка воплощает русская художественная культура, известная во всём мире. Многие произведения классиков, таких как Пушкин, Толстой, Достоевский и др. Переведены на многие языки мира, но настоящие ценители и эстеты предпочитают читать их на подлинном языке.

В мире известно более пяти тысяч языков, и русский стоит среди наиболее распространённых. Например, в конце 20 века русским языком владели свыше 250 миллионов человек.

В современном обществе русский язык имеет важное международное значение. Он входит в число мировых языков, является одним из рабочих и официальных языков Организации Объединённых Наций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения, он используется на научных конференциях, в которых участвуют учёные разных стран.

Русский язык является средством межнационального общения в мире. Изучая русский язык, люди разных стран знакомятся с произведениями 

великой литературы, с достижениями современной науки и техники, приобщаются к сокровищам русской культуры.
Конец формы
Задание 6

Заполните таблицу:
Класс

Раздел программы

Параграф

Виды заданий

Формируемые умения

5

Морфология

Полные и краткие прилагательные

Выборочный диктант, орфографический разбор, исправление ошибок, алгоритимизация, морфологический разбор и др.

Умения определять вид прилагательного, правильно писать слова на изученные орфограммы, находить в словах орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их.

7

Синтаксис

Союзы сочинительные и подчинительные

Пунктуационный разбор, объяснительный диктант, синтаксический разбор и др.

Умения различать союзы, правильно расставлять знаки препинания, находить пунктуационные ошибки и исправлять их.

8

Синтаксис

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при 

них



Конструирование, пунктуационный разбор, объяснительный диктант и др.

Умения находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, 

производить синтаксический разбор, правильно расставлять знаки препинания, составлять предложения, используя обобщающие слова при однородных членах.
Задание 7

Охарактеризуйте новые подходы к преподаванию русского языка, обозначенные в Концепции модернизации образования.
Основополагающими принципами конструирования содержания образования 12-летней школы являются следующие:
– обеспечение сокращения учебной нагрузки в основной школе за счет педагогического и психологического отбора содержания образования и переноса более сложного материала в старшие классы;

– культуросообразность, то есть отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся;

– фундаментальность содержания образования, обеспечивающая универсальность получаемых знаний, изучаемых основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений человечества, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях;



– личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие личностных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов, способностей и склонностей;

– возрастная периодизация содержания образования, соответствие изучаемых вопросов и проблем возрастным особенностям учащихся;

– усиление в содержании образования деятельностного компонента, представляющего собой основные виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами;

– креативность, предусматривающая содержание, формируемое самими учениками в виде их творческой образовательной продукции, соотносящейся с основами изучаемых дисциплин;

– интеграция содержания образования, направленная на обеспечение целостности представлений учащихся о мире;

– профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора учениками уровня и направленности изучения образовательных областей и предметов;

– усиление методологической составляющей в структуре научного знания: теории, законы, принципы, модели, понятия, величины, научные факты; система способов исследования, применяемых в базовых науках, учение о методах познания и преобразования мира;

– открытость содержания образования, предполагающая использование в качестве образовательной среды различных дополнительных информационных массивов и других источников учебного материала.
Задание 8

Продолжите таблицу:
Сопоставление теоретической части курса 5-9 кл. в трех учебных комплектах по русскому языку.



Класс

Комплекс 1

Комплекс 2

Комплекс 3

5

Язык-важнейшее средство общения.

Повторение пройденного в 1-4 классах.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Фонетика. Графика и орфография. Культура речи. Лексика. Культура речи. Словообразование. Орфография. Культура речи. Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное.

Имя прилагательное.

Глагол.

Повторение пройденного в 5 классе. Развитие связной речи.

Повторение пройденного в 1-4 классах.

Фонетика. Морфемика. Лексикология. Фразеология.

Повторение пройденного в 5 классе. Развитие связной речи.

О языке. Фонетика. Графика. Письмо. Орфография. Слово и его строение. Слово как часть речи. Фонетика. Орфоэпия. Лексика. Словообразование. Правописание. Синтаксис и пунктуация. Морфология. Правописание.



Задание 9

Проанализируйте презентацию учебника русского языка авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. Подготовьте презентацию учебника комплекса 2 или 3.
Презентация начинается с названия учебника, упоминается количество переизданий. Затем рассматривается структура учебника, условные 

обозначения, принятые в учебнике. Рассказывается об особенностях учебника для разных классов.

Учебный комплекс 2 состоит из следующих книг:

  • учебник В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»,

  • учебники «Русский язык. Практика» для 5, 6, 7, 8 и 9 классов (составленные коллективом авторов),

  • учебники «Русский язык. Русская речь» (написанные Е.И. Никитиной) отдельно для 5, 6, 7, 8, 9 классов, т.е. комплект учебников для каждого класса состоит из 3 частей.

Учебник В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой «Русский язык. Теория. 5-9классы» состоит из двух частей: «Вводного курса» и «Основного курса».

«Вводный курс» напоминает об изученном в начальной школе, знакомит с некоторыми новыми сведениями.

В «Основном курсе» последовательно изложены азы науки о русском языке, приведены орфографические и пунктуационные правила, которые иллюстрированы примерами.

Материал книги разбит на параграфы, так гораздо удобнее пользоваться им как при изучении нового, так и при повторении и обобщении уже пройденного.

Орфографические и пунктуационные правила, которые надо выучить, заключены в рамки. Пометка NB обозначает сокращённое латинское выражение notа bene, что переводится как «заметь хорошо, обрати особое внимание».

Условный знак в виде свечи выделяет основной теоретический материал, который необходимо твёрдо усвоить. Ссылки на параграфы позволяют восполнить неполноту изложения материала в текущем параграфе, а также повторить изученное ранее. Дополнительная информация и примечания могут быть использованы уже в пятом классе.



Далее рекомендуется научно-популярная литература и словари, приводится список сокращений.

Сборник для 5 класса включает задания, которые помогут усвоить «Вводный курс» и некоторые разделы «Основного курса» (Фонетику, Морфемику, Лексикологию и Фразеологию). В сборнике для 6-7 классов отражена «Морфология», для 8-9 классов – «Синтаксис».
Задание 10

Сравните учебники для 10-11 классов авторов

^ 1) А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой;

2) А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой.

План выполнения:

разработайте критерии оценки;

а) целесообразность и полезность учебника

б) уровень подготовки к ЕГЭ

в) особенности учебника

г) недостатки учебника

сравните по двум-трем позициям содержание учебника;

Учебник А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой помогает учителю формировать и развивать у учащихся не только коммуникативную компетенцию, но и лингвистическую и культуроведческую, что готовит учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, т.к. правильно подобран теоретический и практический материал. Особенностью учебника является то, что все его разделы включают отрывки из художественных произведений писателей, творчество которых изучается в 10-11 классах. Это обеспечивает более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Кроме того, работа с текстом изучаемого литературного произведения способствует обогащению, совершенствованию речи учащихся. Большое внимание в учебнике уделяется 

различным видам анализа текста. Параллельно с работой над текстом учебник предусматривает и работу по орфографии и пунктуации. Упражнения, предлагаемые учебником, направлены не только на закрепление и обобщение изученного в 5-9 классах, но и на углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку. Но учебник имеет и некоторые недостатки. Во-первых, тексты очень большие по объёму, поэтому работа с текстом занимает много времени на уроке. Во-вторых, в учебнике мало теоретического материала и дан он в сжатом виде. В связи с этим учащимся приходится использовать дополнительные источники для повторения основных правил с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.

Учебник А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой имеет богатый практический материал. Отрабатываются практические навыки. Имеются большое количества текстов, которые показывают красоту русского языка, помогают подготовиться к ЕГЭ в части С. Но нет повторения материала за 5-9 класс. в нём много текстовых упражнений. Например, при повторении темы «Глагол» из 12-ти упражнений текстовых 8, а в теме «Причастие» из 7-ми текстовых 5. Подбор заданий к текстам не однотипный, а индивидуальный, что существенно отличает его от учебника Власенкова и Рыбченковой. Содержит краткие теоретические сведения, все практические задания составлены на основе текстов. Есть тексты на лингвистические темы, афоризмы, высказывания о языке, задания повышенной трудности. Продумана словарная работа, орфоэпическая работа, работа над ключевыми понятиями темы, лингвистическими терминами, удачно вставлены примеры словарных статей из различных словарей, даны планы различных разборов слов. Продуманы вопросы к урокам-семинарам. Цветовая гамма подобрана удачно. Этот учебник можно использовать при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ. Одной из особенностей данного пособия является то, что «между текстами разных авторов и разных стилей образуются «интекстуальные связи», вступая в смысловой диалог. Участниками этого диалога становятся и 

ученик, и учитель, притом активными участниками». Учебный комплект, нашедший и своего учителя, и своего ученика рекомендован в классах как базового, так и профильного уровня». Учебник, способный установить «высокий» диалог!

дайте оценку изучения одной темы в данных учебниках.

Тема «Стили речи»

Учебник А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой:

Наибольшее внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи как наиболее необходимым в учебной и широкой жизненной практике. Но в зависимости от профиля школы, класса учитель может сместить акценты, сделать ключевыми те стили (или один из стилей), которые наиболее полно отвечают профильным задачам школы, класса.

      Некоторые из включенных в учебник текстов содержат многоплановый языковой материал. Так, например, фрагмент из «Российской грамматики Михайла Ломоносова» 1755 года издания позволяет провести наблюдение не только над научным, точнее, научно-популярным стилем речи (фрагмент взят не из самой книги, а из посвящения ее великому князю Павлу Петровичу), не только над индивидуально-авторским стилем М. В. Ломоносова (сочетание художественной образности с глубоко проникающим научным анализом и широкими обобщениями), но и над некоторыми фактами истории русского литературного языка, над теми изменениями в его фонетике, лексике, морфологии, синтаксисе, которые произошли за два с половиной столетия.

      Основное внимание в учебнике обращается на характерные особенности стилей речи: цель речевого высказывания, условия речи (официальная или неофициальная обстановка), жанры, характерные лексика и синтаксис, эмоциональность, образность, простота речи, ее логичность, призывность, оценочность и т. д.


Учебник А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахановой.

Комплексная работа с текстом, составляющая основу учебника-практикума А.Д. Дейкиной, направлена не только на систематизацию и обобщение изученного о единицах языка и правилах их употребления, но и на развитие у учащихся умения понимать образную речь, определять роль выразительных средств языка в художественном и публицистическом тексте.

Авторы учебника не только формируют умение работать со справочными материалами, потребность пользоваться интернет-ресурсами, но и совершенствуют память школьников, предлагая для заучивания многие прекрасные произведения отечественных авторов.

С удовольствием перечитывая учебник, я еще раз обратила внимание на упражнение 88, которое начинается так: Первая фраза должна быть самой выверенной, самой точной. Все наши мучения начинаются с того, что неверна бывает первая фраза. <…>

^ Старайтесь написать одну хорошую фразу. Одна хорошая фраза потянет за собой другую.

А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой удалось удачно выстроить начало учебника-практикума: точное предисловие; первый раздел учебника, который начинается с разъяснения «ключевых понятий», связанных с языковыми явлениями «Язык и речь. Типы речи. Стили речи»; в упражнении даются вопросы для подготовки докладов, сообщений к урокам-семинарам.
Задание 11

Сравните изучение темы «Имя существительное» в комплексе 1 (учебники М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.) и в комплексе 3 (учебники М.М.Разумовской). Составьте сопоставительную таблицу.
Комплекс 1

Комплекс 3

Имя существительное как часть речи. 

Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слова. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на –ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.



Что обозначает имя существительное. 

Как образуются имена существительные. Употребление суффиксов существительных: -ЧИК, -ЩИК, -ЕК, -ИК. Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Собственные и нарицательные имена существительные. Род имён существительных. Почему в русском языке три рода. Существительные общего рода. Род несклоняемых имён существительных. Число имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Употребление существительных в речи.


Задание 12

Какой метод изучения темы «Разносклоняемые существительные» вы считаете оптимальным? Разработайте фрагмент урока «Изучение нового материала» по данной теме.



Исследовательский метод (с использованием презентации).

Постановка проблемы.

^ По какому склонению, на ваш взгляд, будет изменяться существительное путь?

Демонстрируется таблица склонений

Слайд

 

Разносклоняемые существительные – как образовался этот термин?

Слайд

Разносклоняемые существительные – те, которые склоняются по-разному.



Цель сегодняшнего урока – познакомиться с особой группой существительных – разносклоняемых; понять, в чем особенность, научиться их склонять.

Слайд

Просклоняем вместе с вами устно существительные путь и имя в единственном числе. (Все падежи, кроме именительного, и форма существительных в них появляются по мере ответов учеников).
Задание 13

Представьте модель системы упражнений по теме «Виды глагола».
– Какую роль выполняют глаголы совершенного и несовершенного вида в тексте? Для ответа на этот вопрос проведем наблюдения за глагольными формами в тексте.

Прочитаем текст N1 (модель текста: повествование в прошедшем времени).

^ Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и пустился большими шагами до

мой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим армяком, сбегал ... за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать.



(По И.С.Тургеневу )

– Как можно озаглавить текст? (Герасим нашел Муму. Находка.)

– Определите тип речи. (Повествование)

– Подчеркните глаголы, которые образуют сюжетную цепочку. (Поглядел, подхватил, сунул, пустился, вошел, уложил, прикрыл, сбегал, поставил.)

– С помощью глаголов какого вида передается последователь

ность действий в рассказе? (Совершенного вида.)

Вывод. Глаголы совершенного вида организуют сюжетную цепочку развития действия в тексте – повествовании.

– Прочитаем текст N2 (модель текста: описание в прошедшем времени).

Муму была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Она будила его по утрам, дергая за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к каморке.

(По И.С.Тургеневу)

– Как можно назвать текст? (Как вела себя Муму. Описание поведения Муму.)

– Определите тип речи. (Описание.)

– О каких действиях – единичных или повторяющихся – говорится в тексте? (Повторяющихся.)

– Подчеркните глаголы, которые обозначают повторяющиеся действия. Определите их вид. (Будила, приводила, отправлялась, караулила, не подпускала – несовершенный вид)

– Есть ли в тексте глаголы, которые обозначают постоянные признаки, свойства? Подчеркните в тексте эти глаголы и определите вид (Была умна, ласкалась, любила – несовершенный вид)



Вывод. Глаголы несовершенного вида обозначают повторяющиеся действия, постоянные свойства и используются в описании.


Задание 14

Тест №2
1) Какой метод обучения определяется следующим образом: это метод, при котором монологическая речь учителя является для учащихся источником знаний?

Это слово (рассказ, живое слово) учителя.

2) Какой вид беседы используется при подходе учащихся к выведению новых грамматических определений и правил на основе наблюдения и анализа языковых образцов или выполнения определённых действий?

Эвристическая беседа.

3) В каком понимании употребляется термин приём в текстах основных пособий по русскому языку?

Термин приём употребляется в значении составная часть метода, деталь в реализации метода.

4) Проблемная ситуация – интеллектуальное затруднение, потребность активного поиска, активного усвоения знаний. Центральным элементом в проблемной ситуации является неизвестное новое, которое должно быть исследовано, изучено. Поиск неизвестного – главное звено проблемного обучения (М.И.Махмутов). Назовите способ, которым учитель создал проблемную ситуацию, спросив, с каким ударением следует прочитать глаголы записанном на доске предложении:

Явитесь в штаб фронта – попросите машину.

Учитель создал проблемную ситуацию при помощи проблемной задачи.

5) На уроке учитель спрашивает, почему краткие прилагательные не склоняются. Создаётся проблемная ситуация. Назовите способ её создания.



Учитель создал проблемную ситуацию при помощи проблемного вопроса.

6) Вспомните случай с глокой куздрой, описанной в учебнике Л.Успенского (ученика Л.В.Щербы) «Слово о словах». Назовите способ, с помощью которого Л.В.Щерба создал проблемную ситуацию.

Л.В.Щерба создал проблемную ситуацию при помощи парадоксальных фактов.

7) Каковы практические цели изучения фонетики?

Сознательное усвоение норм орфоэпии и орфографии.

8) Какой ряд ярко иллюстрирует функциональный аспект изучения звуков речи?

Это ряд «гайка, зайка, лайка, майка, чайка».

9) С какой целью изучаем в школе состав слова и словообразование?

Мы изучаем в школе состав слова и словообразование для изучения частей речи, орфографии, лексики, для развития мышления и речи.

10) Какие новые понятия усваивают ученики в 5 классе по составу слова?

В 5 классе ученики усваивают следующие понятия: форма слова, нулевое окончание, чередование звуков, морфема.

11) Какое задание вы предложите учащимся на материале следующего упражнения?

^ Журнальчик, газетчик, барабанчик, костюмчик, грузчик.

Задание: Выполните разбор слова по составу и определите значение суффиксов.

12) Какой способ предложил П.О.Афанасьев для определения падежей подчёркнутых форм: ^ Две лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки?

П.О.Афанасьев предложил способ подстановки и сопоставления: две лягушки – два зайца (Р.П.), по дорожке – по полу (Д.П.).
Задание 15

Структурируйте содержание данного вопроса в виде развёрнутой схемы «Предпосылки работы по орфографии в школе».
Предпосылки работы по орфографии в школе

Формирование орфографической зоркости у учащихся

анализирующее видение каждого элемента умение выделять их,

смотрение слова, морфемы, слога узнавать орфограммы,

отличать одну от другой

фонетические лексико-грамматические лексические структурные


безударность гласной, собственные имена, предлоги, союзы, наличие некоторых

шипящие, Ц и др. собственные частицы приставок, суффиксов,

наименования и др. сложные слова


Задание 16

Какими понятиями должны овладеть учащиеся при изучении орфографии? Какое понятие является центральным?
Учащиеся должны овладеть следующими понятиями:



1) понятие «орфограмма» - орфограмма-буква, орфограмма-дефис, орфограмма-пробел (раздельное написание), орфограмма-контакт (слитное написание);

2) понятие «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма», «опознавательные признаки орфограммы», «орфографическое правило».

Центральным понятием орфографии является орфограмма – написание в соответствии с орфографическим правилом или по традиции, «точка применения» орфографического правила.
Задание 17

Как вы понимаете варианты орфограммы и варианты трудностей орфограммы? Приведите примеры.
Работой над вариантами орфограмм занималась Н. Н. Алгазина.

Изучив орфографические ошибки и причины, порождающие эти ошибки, она наметила семантические, фонетические и грамматические особенности слов с соответствующими орфограммам, при этом, учитывая те трудности, которые испытывают учащиеся при овладении программным орфографическим материалом в силу этих особенностей.

Как видим, при определении вариантов одной и той же орфограммы учитываются, с одной стороны, лингвистические особенности слов (объективно существующие в языке), с др. стороны, те затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся именно в силу этих лингвистических особенностей. Указанные два способа определения вариантов орфограмм взаимосвязаны.

Каждому варианту орфограммы присуща семантическая фонетическая или грамматическая особенность. Рассматриваемые особенности вариантов орфограммы являются несущественными, точнее сказать, лишними признаками орфограммы, но учащиеся берут их на учет и допускают орфографические ошибки.



Н. Н. Алгазина говорит о том, что изучение вариантов орфограммы помогает нам выяснить суть затруднений учащихся (затруднений лингвистического характера). В таком случае затруднения учащихся получают точную и конкретную характеристику. Она делает вывод о том, что вариант орфограммы это разновидность одной и той же орфограммы, находящейся в своеобразных семантических, фонетических или грамматических условиях, в результате чего учащиеся испытывают трудности в применении соответствующего орфографического правила.

Варианты орфограммы, имеющей лексико-семантическую особенность:

- слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от смысла: ложь - лож, тушь - туш.

Варианты трудностей орфограммы – это степень их трудности для усвоения, понимания, осознавания детьми. Важная исследовательская задача - выяснить степень трудности вариантов орфограмм. Например, «Правописание Ь после шипящих на конце существительных»:

Варианты орфограммы, имеющие фонетико-морфологические особенности:

- существительные 1-го скл. (в Р. п. мн. ч.) с основой:

на мягкий шипящий: задач, чащ;

на тв. шипящий: крыш, рогож

Задание 18

Подготовьте фрагмент урока «Введение словарного слова».
Ведущая педагогическая идея – превратить рутинный процесс изучения словарных слов в интересный, творческий, увлекательный.

1) На доске прикреплён ребус, учащиеся должны разгадать его.

2) Затем учитель при активной помощи учеников даёт лексическое значение слова:

Валенки - зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти.

3) Учитель просит класс повторить за ним слово и записать его.

4) Затем учитель спрашивает, знают ли дети, почему валенки стали называться валенками?

Происходит от глагола валять, это связано с технологией изготовления валенок, которые требуют валять (катать) шерсть.

5) Учитель предлагает составить словосочетания и предложения со словарным словом.


Задание 19

Сравните содержание параграфа «Предложения с обращениями» (5 класс) в учебниках разных комплексов. Сделайте выводы об оптимальных методах изучения нового материала в каждом случае.

В учебнике В.В.Бабайцевой в самом начале параграфа даётся семантика термина, примеры. Потом говорится о том, что обычно выступает в роли обращения, говорится об особенностях обращений (не является 

членом предложения, нельзя задать вопрос, произносится с особой (звательной) интонацией, выделяется запятыми). Далее приводятся примеры из художественной литературы.

Данный учебник ориентирован на углублённое изучение русского языка в школе, поэтому некоторые сведения, которые там подаются несколько избыточны, но в то же время помогают более глубоко понять роль и функцию обращений в речи.

В учебнике Т.М.Баранова особого внимания заслуживает введение понятия «опознавательный признак» постановки знаков препинания, звательная интонация (§ 41 «Предложения с обращениями»). Сведения об опознавательных признаках выделения или невыделения того или иного пунктуационно - смыслового отрезка помещены в учебнике после соответствующего пунктуационного правила.

Учебник Баранова даёт сведения, которые легче для восприятия учеников, но можно было бы дать опознавательные признаки обращения до соответствующего правила для введения элемента эвристичности и усложнения задания.

В учебнике М.М.Разумовской даётся понятие обращения (приведены примеры из художественной литературы), затем говорится о роли обращений (привлечь внимание собеседника), об особенностях обращения:

«Обращение не является членом предложения. В этом состоит его
грамматическая особенность. Интонационной особенностью предложений с обращениями является особая звательная интонация. Наиболее отчётливо она проявляется при обращении, стоящем перед предложением (усиленное ударение, пауза): Старик! О прошлом позабудь...

На письме обращение выделяется знаками препинания, чаще всего - запятыми. Эмоционально окрашенное обращение, стоящее в начале предложения, выделяется восклицательным знаком».

Учебник Разумовской наиболее оптимален для изучения данной темы, если необходима ориентация на так называемого «среднего» ученика.
Задание 20

Дайте оценку дидактическому материалу, который подобрал учитель для отработки умений по теме «Запятая в сложносочинённом предложении». В каком классе его можно использовать?

^ Прошёл дождь, обильно смочил землю, и кругом всё зазеленело.

Солнце вышло из-за тучи, и на улице стало теплее.

Глухо прогремел гром, и, закрывая всё небо, на западе появилась туча.
Для изучения темы «Запятая в сложносочинённом предложении» учитель подобрал предложения с причинно - следственным значением. Предложения подобраны неплохие, так как они осложнены. Первое предложение осложнено однородными сказуемыми, второе затруднительно для выделения грамматической основы, третье осложнено деепричастным оборотом.

Такие предложения желательно использовать в старших классах, так как в пятом классе у детей ещё нет понятия о деепричастных оборотах или о категории состояния в составе сказуемого.
Задание 21

Подготовьте «паспорт» диктанта – в него входят названия орфограмм и пунктограмм текста и примеры-подтверждения.

Текст диктанта

Мы решили подняться в горы. На безоблачном небе в вышине выделялись сизые клочья утреннего тумана. Начался подъём по узкой дорожке, которая заросла колючим кустарником.

^ Мы вышли на поляну. На площадке у избушки стоят ульи. Маленькие пчёлки опускаются на влажные от ночной росы чашечки цветов.



Около меня вертится дворняжка. Она смотрит на меня и стучит обрубком хвоста. Я погладил её, а она радостно лизнула мне руку влажным языком.

«Без хозяина скучает»,- говорит мой товарищ. Пасечник рассказал, что хозяин собаки уехал, а Альму бросил. Я накормил собачку. Вскоре у нас с Альмой завязалась дружба. Она почувствовала во мне нового хозяина.
Паспорт диктанта


Орфограммы

Примеры (2-3)

1. Безударные проверяемые гласные в корне слова

Колючим, (на) площадке, ночной.

2. Непроверяемые гласные и согласные

Безоблачном, пасечник, почувствовала.

3. Проверяемые согласные в корне слова

Обрубком, радостно.

4. Правописание глаголов –ться и -тся

Опускаются, подняться, вертится.

Пунктограммы

Примеры - схема

1. Запятая при однородных членах предложения

Она смотрит на меня и стучит обрубком хвоста. [ и ].

2. Прямая речь

«Без хозяина скучает»,- говорит мой товарищ. «П»,- а.



Задание 22

Тест №3
1) Какой принцип русской орфографии определяет основное направление в методике обучения правописанию?



Морфологический принцип – т.е. единообразное написание морфем.

2) С какой целью учителю нужно уяснить принципы орфографии?

Учителю нужно уяснить принципы орфографии для применения наиболее эффективных методов и приёмов работы по изучению орфографии.

3) Что должны знать и уметь ученики, когда приступаем к изучению правописания морфем, базирующихся на морфологическом принципе?

Ученики должны знать состав слова и уметь проверять сомнительные согласные и безударные гласные в каждой морфеме.

4) Что должны знать и уметь ученики, когда приступаем к изучению правописания морфем, базирующихся на фонетическом принципе?

Ученики должны знать состав слова: морфемный и звуковой, правила произношения и графического обозначения звуков или их сочетаний в каждой позиции.

5) Являются ли синонимами в методической литературе термины «орфограмма» и «ошибка»?

Нет.

6) При объяснении орфограммы какого из предложенных предложений может возникнуть проблемная ситуация?

На картине изображён пло(д-т).

7) Какой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, зрительную память и внимание?

Зрительный диктант развивает орфографическую зоркость, зрительную память и внимание.

8) Укажите ряд, в котором перечислены все принципы русской пунктуации.

Синтаксический, интонационный, логический.

9) Что такое «пунктограмма»?

Пунктограмма – это закономерно воспроизводимый в письменной речи знак препинания, соответствующий правилам пунктуации.

10) Что такое пунктуационный разбор?



Пунктуационный разбор – это нахождение в предложениях пунктограмм, объяснение их, выбор нужного знака препинания.
Задание 23

Проанализируйте содержание раздела в учебнике русского языка (5 класс, Морфология. Орфография. Культура речи – Глагол). Определите содержание работы над овладением нормами русского языка. Приведите примеры.
^ Содержание обобщенных морфологических понятий. Изучение частей речи в учебнике построено на основе обобщенных морфологических понятий, какими являются понятия «части речи» и «морфологические признаки частей речи». Вводятся эти понятия в § 87 «Самостоятельные и служебные части речи».

      Части речи определены как группы слов, имеющие: 1) одинаковое общее значение; 2) одни и те же морфологические признаки и 3) выполняющие одну и ту же синтаксическую роль.

      В качестве первого принципа классификации указано значение, объединяющее слова в грамматические классы слов — части речи. Это значение названо общим. Тем самым зафиксировано отличие этого значения от лексического и от грамматических (морфологических) значений слова.

      В качестве второго принципа классификации названы морфологические признаки. В число морфологических признаков включены морфологические категории (род, число, падеж и др.), лексико-грамматические разряды (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные; качественные и относительные прилагательные; переходные и непереходные глаголы) и формальные классы слов (1, 2 и 3-е склонения; I и II спряжения). Объединение всех указанных свойств слов с помощью термина «морфологические признаки» 

целесообразно по двум причинам: 1) таким образом обобщается, систематизируется материал; 2) не приходится заниматься чисто классификационной работой.

      Третий принцип классификации — синтаксическая роль части речи.

      Синтаксический признак части речи — это ее обычная, первичная синтаксическая функция. У различных частей речи наблюдается сходство в синтаксических функциях. Тем не менее каждая самостоятельная часть речи имеет основные, первичные синтаксические функции. Так, имя существительное как часть речи связано с ролью подлежащего, глагол — сказуемого, имя прилагательное — определения и т. д. Именно эту функцию того или иного слова необходимо учитывать в первую очередь, решая вопрос об отнесенности слова к определенной части речи. Определения частей речи не предлагаются ученикам для запоминания, заучивания. В результате выполнения выделенных для изучения морфологии умственных действий ученики усваивают эти определения как отражение своих собственных действий.

      Введение обобщенных морфологических понятий позволяет рассматривать каждую из частей речи как частные и конкретные знания, которые следует вывести из понятия «части речи» как из своей единой основы. Это позволяет формировать у школьников научные знания. На протяжении трех лет изучения систематического курса морфологии обобщенные морфологические понятия конкретизируются, содержание их обогащается, но действия учеников остаются неизменными, что позволяет автоматизировать учебно-языковые умения, ускорить процесс изучения морфологических тем, выделить больше учебного времени для формирования правописных и речевых умений и навыков, повышения культуры речи учащихся. Таким образом на практике реализуются принципы деятельностного подхода и развивающего обучения.



      ^ Основные направления в работе по морфологии. Принципиально важное значение в организации процесса изучения морфологии по учебнику имеет § 87 «Самостоятельные и служебные части речи». В этом параграфе заложены три направления в изучении морфологии, которые реализуются на протяжении всего учебника.

      Первое направление. В отечественном языкознании категория значения всегда была в центре внимания. Признано, что в единицах языка закрепляются элементы действительности, выделенные, отображенные и обработанные сознанием человека. Поэтому и части речи рассматриваются как языковое выражение основных общественно осознанных «явлений и отношений объективной действительности и соответственно категории человеческого мышления: предмета (предметности, субстанции), действия (процесса), качества (признака), количества и т. д.»1. Именно такой подход к частям речи заложен в материале для наблюдений в начале § 87. Текст ученики читают и пересказывают. Такое же понимание самостоятельных частей речи как отражения окружающего мира раскрыто в материале для наблюдений в начале § 88 «Имя существительное как часть речи», § 101 «Имя прилагательное как часть речи».

      При отборе текстов для наблюдений, дидактического материала упражнений в разделе «Имя существительное» реализован ономасиологический подход: «от вещи или явления к мысли об этой вещи, явлении и к их обозначению языковыми средствами»2. Благодаря такому подходу существительные легче и полнее воспринимаются учащимися. Имена прилагательные не представляют трудности для усвоения, если тоже соотносятся с внеязыковой действительностью и существительными, признаки и свойства которых они обозначают.

      В учебнике и морфологические признаки частей речи по возможности раскрываются как семантические категории. В § 90 «Имена существительные одушевленные и неодушевленные» даны как названия людей и животных (одушевленные отвечают на вопрос кто?), так и 

названия всех других предметов (неодушевленные отвечают на вопрос что?). В § 91 «Имена существительные собственные и нарицательные» этим признакам тоже присуще отношение к внеязыковой действительности: собственные являются индивидуальными наименованиями предметов (имена, фамилии, клички, прозвища, географические названия и т. д.), нарицательные называют предмет как принадлежащий к разряду однородных предметов. Число существительных (§ 94 «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа», § 95 «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа») указывает на количество называемых предметов. Даже род существительных (§ 93 «Род имен существительных»), являясь синтаксической категорией, указывающей на способность существительных сочетаться с определенными формами слов, является частично реально мотивированным. Род у одушевленных существительных указывает на соотнесенность названия лица с принадлежностью этого лица к мужскому или женскому полу. Деление одушевленных существительных на существительные мужского или женского рода является семантически обоснованным, деление неодушевленных на существительные мужского, женского или среднего рода не имеет семантического обоснования, это дань традиции.

      Внимание к различным смысловым абстракциям (количественным отношениям предметов, наименованию класса предметов или индивидуального предмета, полу лица и т. д.) облегчает ученикам восприятие морфологического материала, позволяет им опираться на свой жизненный опыт. Та же опора на жизненный опыт детей, на их интересы и потребности реализована в текстах упражнений, в заданиях: не просто привести примеры существительных, а назвать предметы, которые видели по дороге в школу, в компьютерном классе (упр. 464); назвать клички животных, о которых читали (упр. 487); названия улиц, площадей своего населенного пункта (упр. 493) и т. д. Таковы же задания и в упр. 484, 486, 

490, 504, 508, 543, 545 в разделе «Имя существительное», в упр. 570, 574, 575, 583 в разделе «Имя прилагательное».

       Второе направление. В упр. 460, 461, 462 вводится понятие «части речи», закладывается умение анализировать их с учетом совокупности признаков, а также умение определять морфологические признаки путем сопоставления слов и их форм, выделяя в слове морфемы — носители морфологических значений. Ответ ученика, помещенный в упр. 460, позволяет выделить в качестве критерия в классификации частей речи: 1) их общее значение и 2) их синтаксическую роль. О том, как целесообразно развить эту тему, будет изложено в дальнейшем.

      Выполняя задание упр. 461, ученики устанавливают, что слова белый и белеющий имеют два общих признака: 1) обозначают признак предмета; 2) в предложении являются определениями. Однако сопоставление слов белеющий — белевший обнаруживает, что в словах содержится указание на время, заключенное в суффиксах: -ющ- — суффикс настоящего времени, -вш- — суффикс прошедшего времени. Значит, при классификации слов по частям речи нужно учитывать еще один критерий — морфологические признаки слова. Подтверждением сделанного вывода служит памятка «Как определять части речи», помещенная на с. 283 учебника. Памятку ученики читают. Кроме того, целесообразно прочитать определение существительного (на с. 182) и определение прилагательного (на с. 217), чтобы убедиться, что именно три выделенных в упр. 460, 461 критерия положены в основу классификации всех частей речи  3 .

       Третье направление. В упр. 463 раскрывается роль знаний и умений по морфологии для овладения орфографией и морфологическими нормами русского литературного языка, т. е. создается мотивация для изучения морфологических сведений. Если в работе, связанной с формированием морфологических понятий, преобладал морфологический разбор, полный или частичный, ему посвящены специальные параграфы (§ 92 «Морфологический разбор имени существительного», 

  1   2   3



Скачать файл (216.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru