Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Международные экономические отношения в мировой политике - файл 1.doc


Загрузка...
Лекции - Международные экономические отношения в мировой политике
скачать (124 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc124kb.23.11.2011 02:41скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Международные экономические отношения в мировой политике. экзамен
10.02.2011

Алчинов Виталий Михайлович. Политические проблемы международных экономических отношений.

Политические механизмы координации и регулирования глобальных экономических процессов.

  1. Организационная структура и концепции управления глобальными эк процессами.

Есть ли надежная глобальная система управления? Процесс глобализации сущ дост давно и отработаны опред механизмы. К Числу осн эл-тов системы управления и регулирования глобальных эк процессов относятся:

  • международное право, определяющее принципы и правила поведения государств и других субъектов междунар эк системы

  • государства, нац бизнесс, ТНК, МПО, кот действуют на основании делегированных им суверенными государствами полномочий: ВТО, МВФ, МББР, МОТ, отдел люди.

  • Лидерство крупных промышленно развитых стран, способных служить опорой межправительственных организаций в решении глобальных экономических проблем.

  • Осуществляемые или координируемыми этими организациями и органами меры по содействию развитию бедных стран, оказанию эк и гум помощи, в связи со стихийными бедствиями и катастрофами.

Опыт развития мир экономики показывает, что имеются некоторые механизмы ргулирования финансовых кризисов, но кризимы показывают, что система дает сбои, что говорит о необходимости реформирования Междунар эк порядка. Нужен к-л орган с наличием достаточых автономных наднациональных органов для управления этими процессами, т.к. сущ организации не справляются.

Сущ несколько концепций управления глобальными эк процессами от радикальных до умеренных:

  • Концепция мирового правительства, представляющая собой увеличенную модель национального государства, которая в глобальном экономическом масштабе занималась бы тем же, чем правительство внутри отдельных стран. Наиболее радикальная идея, в наст время является довольно сомнительной. Ни одно мир правительство не может иметь легитимности.

  • Концепция реформирования ООН. Совбез – превращается в мировое правительство, а генеральная ассамблея – в мировой парламент. Также подвергается большинством аналитиков критике как сугубо надгосударственный. Выведение роль ООН в глобальное правителсьтво не учитывает частных игроков – бизнеса, НПО, ТНК, регионал объединений

  • Концепция управления глобальным развитием либо со стороны одной державы либо группой крупнейших стран, объединенных, например, в организацию ОЭСР (входят 29 промышленно развитых стран, 2/3 ВВП), либо Восьмерка, либо Двадцатка. Будет встречать противодействие стран, не входящих в элиту. Для восьмерки характерен дефицит легитимности. Двадцатка представл более широкий спектр интересов, но характерен дефицит дееспособности.

  • Гегемония большой триады (ЕС, НАФТА, АТЭС). Т.к. эти организации охв почти все регионы, могут на глобальном уровне решать мир проблемы, но не учитывается степень различности интересов.

  • Концепция глобального управления без глобального правительства с использованием совр средств связи, интернета, предполагает быструю согласованность действий с исп средств коммуникации. Абстрактная идея, т.к. нет механизма.

Отмеченные предсталвения о возможных регуляторах мир эк сист трудно реализуемы, возможности осуществления в совр условиях не существует.

  1. Основные факторы, препятствующие созданию эффективного механизма управления.

Сущ ряд факторов, затрудняющих создание механизма управления глобальным экономическим развитием со стороны междунар организаций. К их числу относятся:

  • Расширение круга субъектов политического рынка (ТНК, НПО), оказывающих воздействие на принятие решений и ослаблающих традиционные механизмы управления. Политический рынок – в отличии от традиционного понятия мирового рынка, представляющего собой системы товарно-денежного обращения, под полит рынком следует понимать среду взаимодействия субъектов мировой экономики в борьбе за сферы влияния. ТНК, НПО не подчинены системе международных праивтельственных организаций.

  • Формирование многочисленных региональных экономическх объединений, которые при общей ориентации на открытую глобальную экономику представляют собой мощные инструменты защиты специфических интересов этих региональных субъектов. С конца 20 века – резкая активизация создания регионал объединений, что привело к новому соотношению сил на полит рынке и не подчинены межданр организациям.

  • Существенное снижение эффективности самих междунар эк организаций., выражающееся в подмене функций координации эк политики в международном масштабе борьбой отдельных стран и их группировок за принятие глобальных экономических решений. К нач 21 века- тенденция к сосредоточению большинства функций в двух основных субъектах Междунар Отнош (МО) – ВТО и МВФ. ООН несколькоо утратил свое эк значение, в основном занимается соц вопросами. Соц преграды в рамках полит рынков, препятсвующей дальнейшей либерализации рынка.



  1. Роль и место государства в глобальной экономической системе.

Гос-во ключевой элемент МЭО. Ключевое – взаимодействие гос-ва и рынка. Последнее десятилетие – повышение значисости рынка. Доля гос-в расходов в ВВП, доля совокупного капитала страны в руках правительства утратили свою значимость с эк точки зрения, а с политической т зр роль гос-ва возрастает.

С т зр выработки внешней экономической политики гос-ва, выбора приоритетов развития национального хозяйства, принятия инвестиционного налогового и трудового законадательства, защиты отечественных компаний зарубежом, роль гос-ва в последние годы значительно повысилась.

Национальный уровень остается наиболее важным поскольку только здесь существуют достаточные правовые механизмы решения самого широкого круга проблем и вопросов.

Гос-во сохраняет свою ведущую роль и в самом механизме регулирования системы междунар эк отнош (МЭО). В глобальной системе государство явл ключевым и единственным элементов, в котором сходятся отношения всех субъектов мировой политики и экономики (ООН, региональные объединения, междунар организации, ТНК и т.д.)

Серьезные изменения претерпел характер механизмов принятия государством решений в сфере экономической политики, которые при нынешних междунар отнош-ях должны учитывать сложности трехуровневой комбинации национальных, региональных и межднародных политических рынков. Вопросы решаются государством на том уровне, который обеспечивает их наибольшую эффективность.

17.02.2011. Политические аспекты региональной экономической интеграции.

1. Эк и полит условия и предпосылки формирования региональных объединений.

Особенно активно регионализация начала проявляться с 90-х годов: 1992 – меркосур. АСЕАН, НАФТА. Около 20 крупных регионал объед насчит на долю которыхх падает 2\3 ввп. Интеграционные тенденции в мире свидетельствуют о наличии двух осн направлений формирования региональных объединений: от этономическому к политическому и наоборот. В первом случае эти процессы оптимизируются в результате интенсивных торгово-эк отнош между странами, напр ЕС, НАФТА. Эт тенденция способствует одновр расшир каналу полит взаимодействия мжду субъектами объединениями. 2. Создаются в результате полит усилий, которые не всегда опираются на соотв ур-нь эк сотрудничества, напр, АСЕАН (1967), СНГ. Развиваются медленнее, чем объед, созданные по 1-й схеме. 1993 – зона свободной торговли в АСЕАН, процесс интеграции пошел быстрее.

Регионализм характериз-ся рядом особенностей, которые в совокупности отличают его от других форм экономич и полит взаимодействия стран. К числу таких отличий полит х-ра относятся:

1.Согласование эк политики стран –участниц.

2. Сближение нац законодательств и правовых норм

3. Целенаправленное регулирование интеграционных процессов

4. развитие совм органов управления хозяйственным взаимодействием в региональном масштабе.

Для формирования регионал эк объединений необх опред усл-я и предпосылки:

  1. геогр близость стран и наработанные ими ранее связи.

  2. Наличие инициирующего центра (ядра).

  3. Полит воля руководства и способность делегировать отдельные полномочия на наднациональный ур-нь.

  4. Развитию интеграционных процессов также способствует приблизительно равный ур-нь эк развития, близкие системы хозяйствования и управления.

В практических подходах к анализу характера и глубины регионал интеграции традиционно доминирует основанная на опыте ЕС модель поэтапного пятиступенчатого развития.

  1. Зона свободной торговли. Отменяются пошлины в отнош друг друга на товары. Создаются спец органы, пока с координирующими функциями, напр. совет министров экономики с постоянными встречами и внесениями изменений в законодат стран.

  2. Таможенный союз- единое таоженное пространство, единое тамож законодат-во.Единая тамож политика в отнош 3-х стран. Формир спец органы с распорядительными и контрольными функциями, поскольку возникает необходимость в проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран и создании единого таможенного законодательства.

  3. Общий рынок – Единое экономичесоке пространство. Не только регулируется обмен товарами, но и услугами, капиталом, технологиями и проч. Масштабы урегулированности возрастают по всем направлениям. Характерно делегирование государством все большей части своих суверенных полномочий межгосударственным структурам с регулирующими функциями в сочетании с дальнейшем сближением законодательств.

  4. Экономический и валютный союз. Согласуется эк политика в различных областях, напр, сель хоз-во. Характеризуется более высокой степенью согласования эк политики стран-участниц объединения (сель хоз политика, транспортная, энергетич, научно-техническая, финансовая). Межгосуд структуры и институты преобразуются при этом в общие наднациональные органы, которым передается значительная часть государственного суверенитета. Их решения явл обязательными для исполнения соответствующими нац организациями и структурами управления стран-членов. Образуют некую систему с разделением межгосуд властей на законадательную, исполнительную и судебную.

  5. Политическая интеграция. Превращение единого хозяйственного пространство в целостное экономическое и политическое образование. Полит интеграция предполагает проведение единой эк политики и унификацию законадательной базы.

Попытка скопировать эту схему ЕС нигде не увенчалась успехом. Реальные процессы нынешней региональной интеграции не может происходить столь последовательно и поступательно как предполагает эта модель.

Многообразие созданных в 90-е годы интеграционных группировок в различных частях света свидетельствует о существеннойй модицикации классической схемы. Принципы формирования новых региоанльных интеграционных объединения (РИО) значительно отличаются от европ модели.

  1. Для них не хараткерны наднациональные структуры, чьи решения обязательны для стран-участниц.

  2. Большинство из них по своему официальному или фактическому статусу являются зонами свободной торговли (ЗСТ) или находятся на стадии формирования таможенного союза.

  3. Существенно изменился круг вопросов, регулируемых в рамках региональных группировок. Если раньше речь шла об устранении межгосударственных барьеров на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, то теперь акценты сместились в сторону регулирования хозяйственных процессов непосредственно в рамках национальных экономик. (гармонизация налоговых систем, режима доступа на рынки, систем стандартов и т.д.), т.е. регионал интеграция эк политики стала затрагивать более глубокий уровень, чем прежде.

Отмеченные особенности нового регионализма кардинально изменили господствовавшие ранее представления о сущности механизмов, отвественных за формирование интеграции. Стали получать распр концепции региональной интеграции на концепции рыночного характера интеграции.

^ 2. Политический механизм интеграционных процессов в различных моделях регионализма.

При рыночном характере взаимодействия в международной экономико-политической системы механизм возникновения и формирования региональных группировок следует анализировать как результат взаимодействия субъектов предъявляющих спрос на регионально-экономическое объединение (деловые круги, национальные компании, ТНК, суюрегиональные и административные единицы) и субъектов принятия политических решений (правительства и государственны структуры), которые осущ предложение соотвествующх мероприятий с целью получения полит поддержки от первой группы субъектов, заинтересованных в интеграции, т.е. в отл от традиционных взглядов на регионал интеграцию ,фокусир внимание на экономич тороне, современный опыт свид о том, что наряду с формир регонал эк рынков активно идет процесс развития и усиления политических рынков (не система товарно-денежных обращений, а среда взаимодействия субъектов, борящихся за влияние и за свое положение) и эт овыражается в расширении и усилении круга этих субъектов. В ЕС активно действуют еврорегионы, приграничные регионы, заинт в сотрудничестве и оказ мощное давление на свое правительство для осуществления и развития этого сотрудничества. ТНК – наиболе мощные субъекты на региональном уровне. НАФТА – проталкивали создание ТНК и праивтельство США изначально не очень шло на уступки, но вынуждено было уступить.

Принцип формирования эк политики в процессе воздействия этих главных субъектов рынка объясняет причины появления нового регионализма в трех типах РИО

  1. Только развивающиеся страны. Спрос на интеграцию первого типа предъявляют эк субъекты, заинтересованные в максимально полном использовании рыночного потенциала стран-членов и расширении рынков (МЕРКОСУР). Этот тип хараткеризуется слабостью рыночных субъектов и фактическим застоем. Нет движения вперед.

  2. Развивающиеся и развитые страны. В формировании этого типа заинтересованы как компании развитых, так и развивающихся стран, ориентированные на рост экспорта и на привлечение прямых инвестиций на своей территории. Для них характерно наличие принципиально нового субъекта спроса на интеграцию. ТНК заинтересованы в создании региональных производственных сетей, захватывающих территории и развитых и развивающихся стран. С учетом хараткера сил, предъявляющих спрос на интеграцию,РИО 2-го типа практически не поднимаются выше уровня зоны свободной торговли поскольку правительство промышленно-развитых стран не заинтересованы в создании наднациональных органов.

  3. Только развитые страны. Пока единственным предстаивтелем этого типа интеграции остается ЕС. Интересы субъектов, проявляющих спрос на интеграцию здесь гораздо более однородны, чем во 2-м случае, сильные нац компании, ТНК, приграничные единицы и т.д. Потенциальные преимущества торговли в рамках этого объединения сводится к получению новых технологий. Близость экономич структур обеспечивает схожесть задачь экономич политики, а достигнутая высокая степень интеграции выводит часть регулирующих функций на наднациональный уровень. Соотнош сил на полит рынке делает традиционные подходы к объеяснению процессов интеграции как модели третьего типа.

24.02 – семинар.

10.03.2011

3. Высокой степень монополизированности мирового рынка с доминированием на его многих сегментах отдельных ТНК, превышающее по своей мощи не только местные компании, но и многие национальные экономики.

1/3 мировой торговли – ТНК, ¼ мирового ВВП – ТНК

  1. Активизации процессов региональной экономической интеграции, когда консодидированные интересы становятся не редко выше государственных, а некоторые страны претендуют на лидирующее положение в регионе. Каждое государство при своей экономической стратегии по-разному оценивает свой потенциал на мирвом рынке.

^ Особенности формирования внешнеэкономической политики.

- либерализация

- протекционизм –

Два основных возможных направления внешнеэкономической политики.

В качестве основного метода поддержания доминирующей роли развития стран в мире экономике избрана линия на усиление либерализации внешнеэкономической политики и ее распространения на развивающиеся страны и государства с переходной экономикой. Основные преимущества этой стратегии:

  1. Облегчает перемещение товаров, которые отсутствуют или дефиуитны в развтых странах (топливно-энергетические, сыьевые).

  2. Снижаются барьеры для перетока западных капиталов из одних стран в другие.

  3. Упрощается прониковение их компаний и ТНК на рынки развивающихся стран, растет объем их экспорта.

несмотря на существующую однородность развитых стран по отношению к другим государствам сохраняются существенные различия в их внешнеэкономической политике по отношению друг к другу. Опыт установления форм сотрудничества США основан на взаимодействии с более слабыми странами. Характерной особенностью США является стремление к защите собственных интересов на любом континенте. Попытки перенести их в ранг международных проблем. Отличительной особенностью европейской внешнеэкономической модели является стремление к созданию единого рыночного пространства и к экономической интеграции в региональном масштаье. Япония ориентирована на внедрение ресурсно-сберегающих технологий, развитие электроники.

Развивающиеся страны. Существующие отличия внешнеэкономических моделей развивающихся стран обусловлены следую.щими обстоятельствами:

1. Разные стартовые позиции после обретения независимости

2. Разный набор имеющихся природных богатств и трудовых ресурсов.

3. Различная степени освоения современных методов регулирования внешнеэкономической деятельности.

Общее направление их внешнеэкономической политики:- тенденция к протекционизму., вынужденная политика сдерживания обусловлена ограниченными возможностями страны по выходу на мировые рынки.

3 основные экономические модели:

- развитие базовых отраслей промышленности

- защита импорта – страны Лат. Ам.

- ориентация на экспорт, пр-во отдельных видов продукции – страны АТР

Страны с переходной экономикой. Проблема выбора внешнеэкономической модели развития наиболее остро стоит перед странами с переходной экономикой. Нуждаются в режиме наибольшего благопристствования для минимизации неизбежного спада в развитии национального хозяйства на этапе преобразования планового хозяйства в рыночное. ВВП России упал в 2 раза в начале 90х г. Интенсивность развития внешнеэкономических отношений и степень открытости внутреннего рынка в этот период должны соизмеряться с потенциалом, возможностями страны.

Проблемы РФ:

- системные перекосы и разбалансировка в экономики в соотношении видов промышленности

- излишняя открытость национального хозяйства в ущерб национальному рынку

Осн направления национальной внешнеэкономической политики явл.:

1. диверсификация внешнеэкономических связей. Выбор и соблюдение определенных геополитических и геоэкономических ориентаций. Проблем аинтеграции на европейском и евразийском направлении. Соглашение о сотрудничестве с Европой имеет срок действия до 2007 г. Идея ЗСТ – оказалось невыгодно. Единое экономическое пространство – устраивает, но европа настаивает на своем правовм поле. Перспектива во взаимоотношениях с ЕС лежит во вступлении в ВТО. Евразийское направление: единое эк пространство для РФ и СНГ создать не получается. ЕврАзЭс – Россия, Беллорусия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан – большая разница в весовой категории, в структуре, проблемы объединения. Дальнейшее развитии в рамках СНГ – интеграция в рамках ЕврАзЭс и двусторонние отношения.

2. Формирование национально ориентированноых торгово-экономических связей в рамках мирового рынка и оптимизация экспортно-импортной структуры внешней торговли. Ув. Продаж добывающих отраслей. Нефтедоллары разделить на 2 фонда: инвестиционный и инновационный. 40% импорта – товары индивидуального потребления. Надо закупать технологии.

3. Стабилизация финансового положения РФ в отношении со всеми субъектами мирового хозяйства, обеспечение финансовой безопасности, усиление позиций российского капитала в мировой экономике. Удалось погасить огромные долги (гос.), но увеличение корпоративных внешних заимствований. Гос-во помогло Сбербанку, Газпрому, ВТБ. Предоставление кредитов. Слабый инвестиционный климат.

24.03.2011 Международные экономические отношения и национальная безопасность.

Экономическая безопасность государства и его внешнеторговая политика.

  1. Сущность эк безоп-ти и ее полит аспекты.

Эк безоп тесно связано с термином нац безопасности и является его составляющим. Эк безоп одновременно является категорией экономики и политики, тесно связанной с понятиями экономической независимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, принуждения и т.д. В нац безопасность также входят военная, социальная, продовольственная и т.д. Тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Основа безопасности государства – экономика.

Сущность эк безоп состоит в достаточности обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и др необходимыми ресурсами, а также в создании благоприятных условий для развитии экономики, защиты жизненноважных интересов общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Не может быть абсолютной экономической безопасности.

В Стратегии нац экономич безопасности, составляющая основу и содержание экономич политики государства следует выделить две основных группы задач политического характера. 1. Определение внешних и внутренних угроз как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненноважным экономическим интересам страны. Необходимо определиться с характером угроз для эк безопасности – следует различать угрозы, кот непосредственно воздействуют на экономич систему государства, и угрозы эк характера, кот оказывает непосредственное влияние на нац безопасность Под угрозами экономич безопасности следует понимать опасности, возникающие для стабильности экономической системы государства. По источнику происхождения их можно разд на угрозы экономич характера и политич характера. К числу внешнеэкономических угроз относятся, например, влияние на нац экономику внешних кризисов. Внешнеполитическими угрозами для экономич безопасности служат прежде всего, 1. Негативное воздействие на государство внешней экономической политики других стран 2. Различные санкции с целью оказания давления на государство. 2. Вторая группа задач – формирование механизма обеспечения экономической безопасности на основе применения институтами гос власти соответствующих политико-правовых и экономических мер воздействия. К наиболее эффективным защитным мерам, которые может принять государство в этой сфере относится: 1. применение политики диверсификации хозяйственных связей и расширение географии внешнеэкономических отношений. 2. Комбинация торговых связей с инвестиционным и научно-техническим сотрудничеством. 3. Ограничение внешнего влияния исходя из опасения конкуренции. К более радикальным относятся такие карательные меры как экономически нажим, эмбарго и т.д.

  1. ^ Основные направления внешнеторговой политики и ее влияние на нац экономическую безопасность.

Основные, конкурирующие по отношению друг к другу направления внешнеторговой политики: свободная торговля (либерализация) и протекционизм. Несмотря на то, что развитие и либерализация внешней торговли способствует ускорению экономического роста страны и приносит для нее существенные выгоды, зависимость от мирового рынка и внешнеторговой политики других государств порождает ряд серьезных потенциальных угроз для национальной экономической безопасности, а именно: 1. Конкуренция иностранных товаров при определенных условиях может ухудшить экономическое положение отдельных отраслей хозяйства, вызвать их разорение и увеличить безработицу. 2. Привязанность к импорту может привести к нежелательной зависимости от иностранного экспортера. 3. Зависимость от внешней торговли в современных условиях существенно увеличивает риски экономических потерь торговых партнеров при колебании валютных курсов, цен на мировых рынках и т.д.

Политика свободной торговли в чистом виде нигде не существует, т.к. предполагает отсутствие какого-либо вмешателства госдураства во внешнеторговый обмен, эта политика в реальности сводится к минимальному влиянию государства на эти процессы, меньше всех вмешиваются США, но когда касается их нац интересов – используют все доступные меры протекционизма. Протекционизм осущ двумя путями: защитой внутреннего рынка и повышение конкурентной способности национальных товаров на внешних рынках. Несмотря на заявление развитых стран о необходимости устранять барьеры, протекционизм остается важным элементов нац эк политики всех стран. Причины, заставляющие применять политику протекционизма во внешней торговле: 1. Необходимость защиты отраслей, связанных с национальной обороной. 2. Защита экономич независимости и безопасности в ряде таких стратегически важных секторов экономики, как металлургическая промышленность, энергетика, авиастроение, судостроение и т.д. 3. Защита формирующихся отраслей экономики (напр, радиоэлектроника для РФ) с целью противодействия конкуренции со стороны мощных иностранных компаний. 4. Снижение степени воздействия колебаний мировой рыночной конъюнктуры и цен на национальную продукцию.

Отрицательные стороны, последствия применения политики протекционизма: 1. Возникает множительный эффект, кот связан с цепной реакцией и ответными мерами. 2. В нац экономике сохраняются неэффективные отрасли и предприятия, т.к. в условиях льгот и поддержки государства, у производителей отсутствует стимул для развития. 3. Распространяется коррупция и другие злоупотребления во внешнеэкономической сфере.

Таким образом, политика протекционизма в системе национальной экономической безопасности, явление противоречивое. Давая временный тактический выигрыш государству, протекционизм в стратегическом долгосрочном плане является политикой малоперспективной, ведущей к замедлению развития национального хозяйства.

Оптимальный вариант состоит в умелом сочетании отдельных элементов протекционизма при сохранении курса на либерализацию.

  1. ^ Методы и средства защиты нац экономики во внешнеторговой сфере.

Методы подразделяются на экономические и неэкономические. К экономич относится тарифное регулирование, чем занимаются ГАТТ (ВТО), Таможенные пошлины как основной инструмент регулирования не может обеспечить эк безопасности. К основным административным методам в механизме государственного регулирования внешней торговли, в целях защиты национальных экономических интересов относятся:

1. Количественные ограничения импорта и экспорта (квотирование (в сфере импорта), лицензирование (в сфере экспорта), эмбарго).

2. Меры валютно-финансовой политики (маневрирование валютными курсами, субсидии).

3. Ответные меры по защите экономических интересов страны во внешней торговле (напр, антидемпинг).

4. Правительственные (государственные закупки и внешнеторговые операции государственных предприятий в интересах защиты внутреннего рынка и предоставление привилегий национальным производителям.

5. Технические меры ограничения, нередко используемые в политике протекционизма (сертификация, стандартизация, санитарный контроль и т.п.).

31.03.2011. Политические проблемы международной энергетической безопасности.

1. Основные противоречия между субъектами мировой экономики

2. Конфликтный потенциал в группах мировых производителей и потребителей мировых ресурсов.

3. Возможности регулирования международных экономических отношений.

1. Основные противоречия между субъектами мировой экономики

Нынешняя ситуация в мировой энергетике характеризуется обострением ряда противоречий. Первопричина напряженности носит объективный характер и определяется конфликтным потенциалом, заложенном в распределении энергетических ресурсов на планете. Их основными потребителями являются высокоразвитые страны и государства, образующие новые центры силы, в то время как мировые запасы углеводородов сконцентрированы главным образом, на территории сравнительно небольшой группы развивающихся стран и государств с переходной экономикой. Сауд Аравия - Иран – Ирак- Россия.

Для стран- импортеров энергоресурсов, в первую очередь, США и Евросоюза, термин энергобезопасность стал синонимом понятия безопасность поставок, определяемая зависимостью от экспортеров . Главным импортером нефти продолжают оставаться США, которые используют четверть мировой добычи, притом доля добычи собственной составляет около 12%, зависимость от поставок превышает 50%, к 2015 году этот показатель может достигнуть 60%. Ам администрация считает такую зависимость серьезной проблемой и видит выход в диверсификации маршрутов транспортировки, напр. ЦА. Существующая зависимость стран евросоюза от внешних энергетических поставок, превышает 19%, при уровне добычи ок __% от мирового , потребляет 19% от мирового. Поднялась волна протеста против атомной энергетики. Выступления за закрытие АЭС. Будет переориентация на газ. По подсчетам экспертов, при современном уровне потребления, запасы нефти могут быть выработаны через 8 лет, запасов газа хватит не больше, чем на 20 лет. Внутри ЕС только Великобритания, Норвегия и в нек степени Нидерланды имеют энергоресуры, к 2030 году зависимость Европы от импорта энергоносителей возрастет с 50 до 60%. В этих условиях страны запада проводят последовательную политику, направленную на обеспечение надежного и долгосрочного доступа к энергоносителям.

Для экспортеров энергоносителей угрозой надежного энергообеспечения связаны с гарантией сбыта и определяются 1. Зависимостью от внешнеэкономической политики стран-потребителей в этой сфере. Сектора, нуждающегося в ув иностранных инвестициях, модернизации добывающих мощностей и защиты транспортных коммуникаций. 2. Вторым источником противоречий между производителями и потребителями в условиях глобализации сложит конфликт интересов отдельных государств и транснациональных корпораций. Ведут борьбу за разработку новых месторождений, в то время, как крупные ТНК стремятся расширить свою ресурсную базу. Газовые и нефтяные компании стремятся расширить свою сеть производства. По оценкам западных аналитиков, в наст вр около 2/3 ресурсов недоступно для ТНК. А некоторые страны, такие как Сауд Аравия полностью закрыты для иностр инвестиций. 3. 3-я причина разногласий между странами импортерами и экспортерами нередко являются проблемы выбор маршрутов прокладки нефте и газопроводов. В последние годы учитывается не только экономич аспекты, но и политические. Размеры энергоресурсов, подлежащих транспортировке часто отступает на второй план. Пр. нефтепровод Баку-Джейхд, ориент на ограниченные объемы азербайджанской нефти, остается нерентабельным до сих пор.

Серьезные конфликтные ситуации все чаще возникают во взаимоотношениях производителей и потребителей с третьей группой – транзитными странами. Наиб яркий пример – конфликт между поставщиками энергоресурсов и транзитной страной, напр конфликт России-Украины. Противоречия и конфликтные ситуации возникают в треугольнике производитель-потребитель-транзитная страна, а также внутри этих групп.

2. Конфликтный потенциал в группах мировых производителей и потребителей мировых ресурсов.

Важное значение приобретает геополитическое противостояние внутри группы потребителей, а именно высокоразвитыми странами (США, ЕС, Япония и т.д.) с одной стороны и новыми центрами силы, прежде всего Китай и Индия, с другой. За счет появления в после 5-7 лет все новых субъектов мирового рынка потребителей энергоресурсов, геополитич ситуация существенно изменилась. Китай – 2-е место по потреблению нефти, к 2030 году по подсчетам экспертов, китай выйдет на уровень США. В индии зависимость от поставок сост 70%, уже обошла Ю Корею и приближается к Германии. В поисках источников углеводорода Китай все активнее идет в страны, которые считаются США входящими в традиционную сферу их интересов – Лат Ам, Ближний Восток. Все более заметным становится энергетическое присутствие Китая и Индии в странах центральной азии и каспийского региона. Очевидно, что США не заинтересованы в усилении кит присутствия на энергетич рынке и исп полит и экономич рычаги, чтобы не допустить туда китайские нефтегазовые компании.

В группе субъектов потребителей энергоресурсов наблюдается кроме того нарастание конфликтности между рядом стран в отношении спорных территорий, на которых имеются потенциально значимые объемы энергетического сырья. Наиболее яркий пример- конфликт интересов, проявляющихся во взаимоотношениях Китая и Японии после того, как японское правительство дало компания разрешение на проведение работ на шельфе этих островов, что вызвало раздражение китайцев, считающих эту территорию нейтральным. Удалось погасить конфликт, договорившись отложить разрешение спора об этих островах для следующих поколений. Пр.2. претензии латвии и литвы на разведывание месторождений на шельфе баренцева моря.

В группе стран производителей энергоресурсов наиболее опасным для международной энергетической системы представляется усиление полит нестабильности в регионах, богатых энергоресурсами . К числу полит рисков, наглядно проявивших себя в этих регионах на протяжении десятилетий относятся: 1. Внутренняя нестабильность, выливающаяся в беспорядки, гражданские войны и вооруженные межэтнические конфликты, способная нарушать добычу и транспортировку нефти и газа. 2 межгосударственные войны и вооруженные конфликты в районах добычи нефти и газа и их транспортировки. Хронической нестабильностью характеризуется прежде всего, регион ближнего востока, в земной коре которого сосредоточено около половины мировых запасов нефти. Усилению напряженности способствует нагнетание обстановки вокруг Ирана, способствовала иракская война, такая нестабильность носит не временный, а долгосрочный характер.

Политические риски в международной энергетической сфере связаны не только с результатами военных действий, но и с угрозой проведения терактов в отношении объектов энергетики, особенно АЭС.

3. Возможности регулирования международных экономических отношений.

Необходимым условием создания системы международной энергетической безопасности является наличие и эффективное функционирование как минимум двух основных компонентов такой системы: 1. Специализированного международного органа, формирующего правила игры в этой сфере, с учетом как интересов потребителей, так и производителей энергоресурсов и транзитных стран. 2. международно-договорные базы, определяющие порядок взаимодействия этих государств, рамки координации их национальной энергетической политики с общемировой стратегии энергетического развития и создающей, таким образом, международную систему гарантий энергобезопасности .Что касается 1-го компонента, то определенный опыт в отработке системы взаимодействия и кризисного управления имеет международное энергетическое агентство: МЭА – создано государствами ОЭСР после наиболее масштабного энергетического кризиса 1973 г, однако, оно функционирует в основном как орган группы промышленно развитых стран – потребителей энергоресурсов и воспринимается во многих случаях государствами-поставщиками сырья как организация, отражающая в основном интересы группы импортеров, заинтересованных в снижении зависимости от энергодобывающих стран. МЭА требует от стран-экспортеров поддержания значительного уровня запасных мощностей, такой подход неприемлем для производителей, т.к. энергобезопасность связана с определенными рисками и содержать резервные мощности в этих условиях трудно предсказуемо и это большие затраты, с другой стороны, производители достаточно убедительно обосновывают свою позицию в отношении трубопроводным систем . Оправдано считает , что для создания трубопроводной системы, напр, через всю Россию – оч затратно, не имея гарантии того, что эта продукция будет покупаться на долгосрочной основе – глупо . Раньше Газпром закл договоры лет на 25. Таким образом не стыкаются интересы двух основным групп стран. МЭА работает в одну сторону. Что касается, 2-го вопроса, договорно-правовой базы, в наст вр, вопросы сотрудничества в этой сфере регулируются энергетической хартией, явл устаревшим и не совершенным документом. Рос подписала, но не ратифицировала. Осн недостатком хартии явл отсутствие механизмов эффективного предотвращения кризисных ситуаций и их разрешения. Напр, перекрытие газа из России в Европу ставит вопрос на повестку дня о существ доработке хартии, кот не прописывает положения по этому вопросу, либо подготовки нового документа. Медведев за новую хартию, Европа хартию хочет сохранить. На уровне МИДов ведутся переговоры о сохр хартии, но ее расширении и уточнении в вопросах транзита, применения и т.д.

14.04.2011

Внешние угрозы финансовой безопасности и их политические последствия

  1. Сущность финансовой безопасности и ее внешние угрозы

  2. Внешние риски в инвестиционной и кредитной сферах

  3. Воздействие внешних факторов на национальную валютно-финансовую и банковскую систему.

Сущность финансовой безопасности и ее внешние угрозы.

Угрозы международной финансовой безопасности определяются следующими особенностями современной финансовой ситуации в мире:

  1. Рост потребности в капитале большинства развивающихся стран и государств с переходной экономикой сочетается с наличием значительных аккумулированных финансовых ресурсов в развитых странах.

  2. Обладающие свободным капиталом инвесторы предпочитают краткосрочные (спекулятивные) вложения и зачастую не готовы финансировать долгосрочные инвестиционные программы в развивающихся странах. Несовпадение экономических и полит интересов создают потенциальную угрозу дестабилизации финансовой ситуации в этой сфере

  3. Неожиданные потрясения на мировых финансовых рынках в условиях глобализации быстро дестабилизируют в свою очередь экономико-политическую ситуацию в отдельных странах. В этой связи особое значение для их финансовой безопасности все в большей степени приобретает внешнюю угрозу.

В наибольшей степени внешние риски в сфере финансовой безопасности государства проявляются

  1. При привлечении иностранных инвестиций.

  2. При несбалансированной кредитной политики государства

  3. При нарушении механизма функционирования валютно-финансовой системы.

  4. При воздействии иностранного капитала и международных финансовых организаций на национальную банковскую систему.

Внешние риски в инвестиционной и кредитной сферах.

Наряду с положительным воздействием иностранных инвестиций на развитие национальной экономики существует ряд серьезных негативных политических последствий их привлечения. В первую очередь для развивающихся стран и государств с переходной экономикой. А именно, 1 приток зарубежных инвестиций нередко подменяет местный капитал и вытесняет нац бизнес из прибыльных отраслей. 2. Вложение иностранцами больших финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику создает условия для скупки ими части национального богатства. 3. Непродуманная политика в этой сфере может нанести ущерб развитию оборонных отраслей промышленности, стратегическим интересам в целом, а также нарушить в ряде случаев экологический баланс в отдельных регионах.

При каких-либо неприятностях на фондовом рынке либо в результате кризисов иностранный капитал, вложенный в форме портфельных инвестиций может быстро покинуть страны-импортера , что представляет собой серьезную угрозу финансовой безопасности государства. В таких случаях, в результате резкого оттока с фондовых рынков спекулятивного капитала нарушается стабильность валют, обща финансовая экономическая и политическая ситуация в стране.

К защитным мерам, способствующим повышению стабильности в этой сфере относятся:

  1. Усиление контроля за иностранными инвестициями и их регулирование (предоставление им определенного режима).

  2. Сокращение присутствия зарубежных компаний и банков

  3. Ограничение притока краткосрочного иностранного капитала (портфельных инвестиций).

К отрицательным последствиям международного кредита относится усиление экономической зависимости от кредитора и создает проблемы и для государства и для частника. Особенную безопасность представляет собой неразумная национальная кредитная политика, приводящая к долговому кризису.

Политические последствия высокого уровня внешней задолженности государства крайней неблагоприятны.

  1. Помимо усиления зависимости от иностранного кредитора, значительно сокращаются средства, которые могут быть

  2. Долг затрудняет для правительства применение кардинальных мер в период спада и ставит барьеры на пути проведения антикризисных мероприятий.

  3. Крупный долг служит источником значительного экономического бремени для грядущих поколений.

К конкретным мерам решения этой проблемы с привлечением кредиторов относятся:

  1. Реструктуризация долга (ув сроков платежа с отсрочкой выплаты процентов).

  2. Преобразование долговых обязательств в ценные бумаги.

  3. Десконтирование части долга (списание части суммы под гарантии выплаты оставшейся доли).

^ Воздействие внешних факторов на национальную валютно-финансовую и банковскую систему.

Значительную угрозу финансовой безопасности государства представляют нарушения в организации и регулировании международных валютных отношений. Современная валютная мировая система представляет собой смешанное образование, в котором сочетаются валюты с различным режимом валютного курса: от фиксированного до гибкого (плавающего) + смешанный режим (валютный коридор).

При жесткой системе максимальные экономические и политические риски несет государство. Центробанк вынужден поддерживать курс, используя свои резервы. При гибком курсе, несущем в себе потенциальную возможность резких скачков валютного курса все национальные экономические субъекты, включая и бизнес структуры вынуждены прогнозировать будущее значение обменных курсов и принимать меры по защите валютного рынка.

В банковской сфере внешнюю угрозу финансовой безопасности государства представляет неограниченное открытие нац рынка банковских слуг для иностранного капитала. Несбалансированная политика государства при его привлечении может привести к поглощению нац банковской системы мощными банками наиболее развитых стран и подчинению им в конечном итоге значительной части национального экономического потенциала.

Многие страны проводят политику постепенного и контролируемого со стороны государства движения к либерализации национального рынка банковских услуг. Такая финансовая политика предполагает:

  1. Поэтапное формирование достаточно эффективного и стабильного национального банковского сектора.

  2. Создание надежного механизма надзора и регулирования деятельности иностранных субъектов банковского рынка.

  3. Запрет на учреждение филиалов зарубежных банков (имеющих 100% иностранного капитала) и предпочтение дочерних структур в качестве формы иностранного присутствия на национальном рынке банковских услуг.



Скачать файл (124 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации