Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Таблица - Восстановительное обучение при разных формах афазии - файл 1.docx


Таблица - Восстановительное обучение при разных формах афазии
скачать (38.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx39kb.23.11.2011 02:45скачать

Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Восстановительное обучение при разных формах афазии (типовые программы).

Восстановительное обучение основано на одном из самых важ

ных свойств головного мозга— способности к компенсации. Для восстановления нарушенных функций используются как прямые, так и обходные компенсаторные механизмы. Прямые растормаживаю

щие методы работы в основном используются в инициальной стадии заболевания и рассчитаны на активизацию резервных внутрифункциональных возможностей. Это предполагает выход нервных клеток из состояния временного угнетения, связанного, как правило, с явле

ниями охранительного торможения. Обходные методы подразумевают компенсацию на основе перестройки самой нарушен

ной функции благодаря межфункциональным перестройкам. Иначе говоря, восстановительный эффект достигается за счет введения новых, «обходных» способов выполнения тех или иных речевых или гностико-праксических операций — как внутри одного анализатора, так и с привлечением других неповрежденных анализаторов.

Необходимо также строго учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания, а именно индивидуальные свойст

ва личности больного, тяжесть соматического состояния, условия жизни и т.д.

Восстановительное обучение проводится по специальной, зара

нее разработанной программе. Программа должна включать опре

деленные задачи и соответствующие им методы работы, дифферен

цированные в зависимости от формы афазии (апраксии, агнозии), степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуаль

ных особенностей нарушений речи.

Программа обучения строится с соблюдением принципа сис

темности. Это значит, что восстановительная работа должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.

Кроме того, восстановительное обучение, прежде всего, должно быть направлено на восстановление коммуникативных способно

стей больных. Необходимо вовлечение больного в общение не только на занятиях, но и в семье, а также в общественных местах.

Ниже приводятся типовые программы восстановительного обу

чения при разных формах афазии, дифференцированные в зависимо

сти от степени выраженности речевого дефекта. У одних больных, составляющих большинство, грубость расстройства речи определя

ется стадией восстановительного периода; у других — дефект оста

ется грубым и на поздних стадиях восстановления.
Вид афазии

Стадия грубых расстройств

Стадия расстройств средней степени выраженности
Стадия легких расстройств


Моторная афазия афферентного типа
1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

показ картинных и реальных изображений наиболее упот

ребляемых предметов и простых действий по их названиям, катего

риальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол, чашку, собаку и пр.», « Покажите предметы мебели, одежды, транспорта и пр.», «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поет, у кого есть хвост и т.п.»;

классификация слов по темам (например: «Одежда», «Ме

бель» и т.д.) с опорой на предметную картинку;

ответы утвердительным или 

отрицательным жестом на про

стые ситуативные вопросы. Например, «Сейчас зима, лето..?»; «Вы живете в Москве?» и др.

2. Растормаживание произносительной стороны речи:

сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый счет, дни недели, месяцы по порядку, пение со словами, оканчивание пословиц и фраз с «жестким» контекстом), моделирование ситуаций, стимулирую

щих произнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!» и т.п.);

сопряженное и отраженное произнесение простых слов и фраз;



затормаживание речевого эмбола путем введения его в слово {та, та.. — Тата, так), или во фразу {ма.ма— мама...; это мама).

3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:

ответы на вопросы одним- двумя словами в простом ситуа

тивном диалоге;

моделирование ситуаций, способствующих вызову комму

никативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);

ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз с помощью пиктограммы и жеста' с сопряженным проговариванием простых слов и фраз.

4. Стимулирование глобального чтения и письма:

раскладывание подписей под 

картинками (предметными и сюжетными);

письмо наиболее привычных слов — идеограмм, списывание простых текстов;

сопряженное чтение простых диалогов.


1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи:

выделение звука из слова;

автоматизация отдельных артикулем в словах с различной с логоритмической структурой;

преодоление литеральных парафазии путем подбора сначала дискретных, а затем постепенно сближающихся по артикуляции звуков.

2. Восстановление и коррекция фразовой речи:

составление фраз по сюжетной картинке: от простых моделей (субъект-предикат, субъект-предикат-объект)— к более сложным, включающим объекты с 

предлогами, отрицательные слова и пр.;

составление фраз по вопросам, по опорным словам;

экстериоризация грамматико-смысловых связей предиката: «кто?», «зачем?», «когда?», «куда?» т.д.;

заполнение пропусков во фразе с грамматическим изменени

ем слова;

развернутые ответы на вопросы;

составление рассказов по серии сюжетных картинок;

пересказ текстов с опорой на вопросы.

3. Работа над семантикой слова:

выработка обобщенных понятий;

смысловое обыгрывание 

слов (предметная и глагольная лек

сика) путем включения их в различные смысловые контексты;

заполнение пропусков во фразе;

завершение предложений разными словами, подходящими по смыслу;

подбор антонимов, синонимов.

4. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения:

звуко-буквенный состав слова, его анализ (одно-двух-трехсложные слова) с опорой на схемы, передающие слоговую и звукобуквенную структуру слова, постепенное свертывание числа внешних опор;

заполнение 

пропущенных букв и слогов в словах;

списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой на самоконтроль и самостоятельное исправление ошибок;

чтение и письмо под диктовку слов с постепенно услож

няющейся звуковой структурой, простых фраз, а также отдельных слогов и букв;

заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных слов, отрабатываемых в устной речи.



1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:

уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов;

дифференциация акустических и кинестатических образов, близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных парафазии;

отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуко

вом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скорого

ворках и т.д.

2. Формирование развернутой речи, усложненной по смысло

вой и синтаксической структуре:

восполнение пропущенного главного, а также подчиненного предложения 

или подчинительного союза в сложноподчиненном предложении;

ответы на вопросы сложноподчиненным предложением;

пересказы текстов без опоры на вопросы;

составление развернутых планов к текстам;

подготовка тематических сообщений (коротких докладов);

речевые импровизации на заданную тему.

3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структу

ры слова:

толкование отдельных слов, преимущественно с абстракт

ным значением;

объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.



4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи:

выполнение инструкций, включающих логико-грамматичес

кие обороты;

введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облег

чающих восприятие сложных речевых структур.

5. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

чтение и пересказ развернутых текстов;

диктанты;

письменное изложение текстов;

составление писем, поздравительных открыток и т.п.;

сочинения на заданную тему.

1. Восстановление связи «артикулема—фонема»:

письмо букв, соответствующи

х названным в экспрессивной речи звукам, прочтение этих букв непосредственно после напи

сания;

выделение 1-го звука из простых слов, фиксация внимания на артикуляторном, акустическом, а затем и графическом образе этого звука; самостоятельный подбор слов на этот звук и письмо их;

письмо отрабатываемых звуков и слогов под диктовку;

идентификация букв в разных шрифтах;

нахождение заданных букв в различных текстах (подчерки

вание, выписывание).

2. Восстановление способности к звукобуквенному анализу со

става слова:

деление слов на слоги, слогов на буквы (звуки) с опорой на 

различные графические схемы;

выделение любого по счету звука в слове;

пересчет и перечисление слов по буквам (устно);

заполнение пропусков в словах;

письмо слов из букв, данных вразбивку.

3. Восстановление навыка развернутой письменной речи:

письмо слов различной звуковой структуры с опорой на предметную картинку и без нее: а) под диктовку, б) при назывании предмета или действия;

письмо предложений: а) по памяти, б) под диктовку, в) в ви

де письменного высказывания по сюжетной картинке в целях ком

муникации с окружающими;



письменные изложения и сочинения.



Моторная афазия эфферентного типа
Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.
1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи: — выработка артикуляторных переключений в пределах слога: с контрастными по артикуляционному рисунку гласными («а» — «у» и т.п.); с различными гласными, в том числе и мягкими; в сло

гах,

выработка артикуляторных переключений в пределах слова:

слияние слогов в слова с простой, а в дальнейшем — со сложной звуковой структурой (например, рецепт и т.д.);

экстериоризация звуко-ритмической стороны слова, деление слов на слоги, 

выделение ударения в слове, воспроизведение голосом абриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритмической струк

турой, ритмизированное произнесение слов и фраз с привлечением внешних опор— отстукивание, отхлопывание и т.д., улавливание различных созвучий, в том числе и подбор рифмующихся слов.

2. Восстановление фразовой речи:

преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы: составление «ядерных» фраз моделей типа S (субъект) + Р(предикат); S+ Р+ О (объект) с привлечением внешних опор — фишек и их постепенным 

«сворачиванием»; выделение предикатив

ного центра фразы; экстериоризация его смысловых связей;

преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне: улавливание грамматических искажений— флективных, предложных и т.д. с целью оживления чувства языка; дифферен

циация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола; восполнение в словах пропущенных грамматических эле

ментов; составление фраз по сюжетным 

картинкам; ответы на во

просы простой фразой, оформленной грамматически; пересказ про

стого текста; стимуляция к использованию побудительных и вопро

сительных предложений, различных предложных конструкций.



Программа та же, что и при соответствующей стадии аффрентной моторной афазии.

При восстановлении письменной речи у больных с моторной афазией эфферентного типа, как правило, не выделяется самостоя

тельная задача выработки связи «артикулема — графема».

Акцент делается на:

1. Восстановление способности к анализу звукоритмической стороны слова:

дифференциация слов по длине и слоговому составу;

выделение ударного слога;

подбор слов, идентичных по звукоритмической структуре;

выделение идентичных элементов в словах— слогов, морфем и, в особенности, 

окончаний (подчеркивание их, выпи

сывание и т.д.).

2. Восстановление способности к звукобуквенному анализу со

става слова.

3. Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова.

4. Восстановление навыка развернутой письменной речи


Динамическая афазия

1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания:

выполнение различных видов неречевой деятельности (ри

сование, лепка и т.д.);

оценка искаженных изображений, слов, фраз и т.д.;

ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;

прослушивание сюжетных текстов и ответы 

на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет».

2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи:

автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т. д.;

автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побу

дительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто там?», «тише!» и т.д.

3. Преодоление расстройств речевого программирования:

стимулирование ответов на вопросы с постепенным умень

шением в ответе слов, заимствованных из вопроса;

конструирование фраз простейших 

синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку;

выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номи

нативных формах;

раскладывание серии последовательных картинок соответ

ственно заключенному в них сюжету.

4. Преодоление расстройств грамматического структурирова

ния (см. п. 2 разд. «Расстройства средней выраженности при эффе

рентной моторной афазии»— в программе восстановительного обучения).

5. Стимулирование письменной речи:

раскладывание подписей под картинками;

чтение 

идеограммных слов и фраз.



1. Восстановление коммуникативной фразовой речи:

конструирование простой фразы;

составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек и постепенное «свертывание» числа внешних опор;

составление рассказа по серии последовательных картинок;

развернутые ответы на вопросы в диалоге;

составление простых 

диалогов по типу речевых этюдов: «В магазине» — диалог покупателя и продавца, «В сберкассе», «В ате

лье» и т.д.

2. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании:

показ предметов на картинках и в комнате, частей тела (в про

извольном порядке, по отдельным названиям и сериями названий);

оканчивание фраз различными словами;

подбор слов заданных категорий и в заданных количествах, например два слова, относящихся к теме «Одежда», и одно слово, относящееся к теме «Посуда» и т.д.;

письмо цифр и 

букв в разбивку (под диктовку);

письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выра

ботке смысловых и двигательных переключений;

элементы звуко-буквенного анализа состава слова: склады

вание простых слов из букв разрезной азбуки;

заполнение пропусков в словах;

письмо простых слов по памяти и под диктовку.


1. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи:

развернутый диалог на различные темы;

конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор;

автоматизация фраз определенных синтаксических моделей в спонтанной речи;

накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых 

связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к нему вопросов);

чтение и пересказ текстов;

«ролевые беседы», обыгрывающие определенную ситуацию;

«речевые импровизации» на заданную тему;

развернутые изложения текстов, сочинения;

составление поздравительных открыток, писем и т.д.


Сенсорная афазия
1. Накопление обиходного пассивного словаря:

показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим при

знакам;

показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенным категориям («одежда», «посуда», «мебель» и т.д.);

показ частей тела на картинке и у себя;

выбор правильного названия предмета и действия среди вер

ных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:

ответы на вопросы словами «да», «нет», 

утвердительным или отрицательным жестом;

выполнение простых устных инструкций;

улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.

3. Подготовка к восстановлению письменной речи:

раскладывание подписей к предметным и простым сюжет

ным картинкам;

ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зритель

ное восприятие текста вопроса и ответа;

письмо слов, слогов и букв по памяти;

«озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (боль

ной читает «про себя», а педагог вслух);

выработка связи «фонема — графема» путем выбора задан

ной буквы и слога по 

названию, письмо букв и слогов под диктовку.


1. Восстановление фонематического слуха:

дифференциация слов, различающихся по длине и ритмиче

ской структуре;

выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;

выделение различных 1 -х звуков в словах с одинаковой рит

мической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.;

дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов с дизъюнктными и оппозиционными фонемами путем выделе

ния 

дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и фразах; улавливание смысловых искажений во фразе; ответы на вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами; чтение текстов с этими словами.

2. Восстановление понимания значения слова:

выработка обобщенных понятий путем классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов, отно

сящихся к той или иной категории;

заполнение пропусков во фразах;

подбор определений к словам.

3. Преодоление расстройств устной речи:

«наложение 

рамок» на высказывание путем составления предложений из заданного количества слов (инструкция: «Составь

те предложение из 3-х слов!» и т.д.);

уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазии, допущен

ных больным;

устранение элементов аграмматизма с использованием уп

ражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа допу

щенных грамматических искажений.

4. Восстановление письменной речи:

закрепление связи «фонема— графема» путем чтения и письма букв под диктовку;



различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свертыванием» внешних опор;

письмо под диктовку слов и простых фраз;

чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующи

ми ответами на вопросы;

самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или пись

менный диалог.



1. Восстановление понимания развернутой речи:

ответы на вопросы в развернутом неситуативном диалоге;

прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;

улавливание искажений в деформированных сложносочи

ненных и сложноподчиненных предложениях;

осмысление логико-грамматических оборотов речи;

выполнение устных инструкций в форме логико-грамма

тических оборотов речи.

2. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структу

ры слова:

подбор синонимов в качестве однородных членов 

предложе

ния и вне контекста; — работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.

3. Коррекция устной речи:

восстановление функции самоконтроля путем фиксации внимания больного на своих ошибках;

составление рассказов по серии сюжетных картинок;

пересказ текстов по плану и без плана;

составление планов к текстам;

составление речевых импровизаций на заданную тему;

речевые этюды с элементами «ролевых игр».

4. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

чтение развернутых текстов, различных шрифтов;

диктанты;

письменные 

изложения;

письменные сочинения;

усвоение образцов поздравительных писем, деловой запи

си и т.д.


Акустико-мнестическая афазия


1. Расширение рамок слухового восприятия:

показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемым парами, тройками и т.д.;

показ частей тела по тому же принципу;

выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;

ответы на развернутые вопросы, усложненные по синтакси

ческой структуре;

прослушивание текстов, состоящих из нескольких предло

жений, и ответы на вопросы по содержанию текстов;

письмо под диктовку с постепенным 

наращиванием фраз;

чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим вос

произведением (по памяти) каждого из предложений и всего набора в целом.

2. Преодоление слабости слухо-речевых следов:

повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с по

степенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо другим видом деятельности;

заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаиче

ских текстов;

повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 сек., через 1 мин. после первого предъявления; — чтение текстов с «отставленным» по времени пересказом (через 10 мин., 30 мин., на следующий день и т.д.);

составление устно предложений по опорным словам, вос

принимаемым зрительно;

перечисление по буквам слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, и постепенный уход от письменного образца этих слов.

3. Преодоление трудностей называния:

анализ зрительных изображений и самостоятельное рисова

ние предметов, обозначаемых словами-названиями;

смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и разнообразные признаки предметов;

классификация слов с 

самостоятельным нахождением обоб

щающего слова;

упражнения по толкованию слов с конкретным, абстрактным и переносным значением.

4. Организация развернутого высказывания:

составление рассказа по серии сюжетных картинок;

пересказ текстов, сначала по подробному плану, затем — по свернутому, затем — без плана;

развернутые диалоги на внеситуативные темы (профессио

нальные, общественные и т.д.);

отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, письма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.).



Семантическая афазия


1. Преодоление пространственной апрактогнозии:

схематическое изображение пространственных взаимоотно

шений предметов;

изображение плана пути, комнаты и т.д.;

конструирование по образцу, по словесному заданию;

работа с географической картой, часами.

2. Восстановление способности понимания слов с пространст

венным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т.д.):

наглядное изображение простых пространственных ситуа

ций, обозначаемых предлогами и другими частями речи; - заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;



составление фраз со словами, имеющими пространственное значение.

3. Конструирование сложноподчиненных предложений:

уточнение значений подчинительных союзов;

заполнение пропущенных главных и придаточных предло

жений;

составление предложений с заданными союзами.

4. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций:

картинное изображение сюжета конструкции;

введение дополнительных слов, обеспечивающих смысло

вую избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подру

ги» и т.д.);

введение логико-грамматических конструкций в разверну

тый смысловой контекст;

предъявление конструкций письменно, а затем устно.

5. Работа над развернутым высказыванием:

изложения, сочинения;

импровизация на заданную тему;

толкование сложных по смысловой структуре слов.




Скачать файл (38.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru