Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - файл 1.doc


Контрольная работа
скачать (190.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc191kb.23.11.2011 02:45скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Тема 1. Универсальные (традиционные) методы экономического анализа

Задание


По состоянию на 01.09.2001 проанализировать дебиторскую задолженность фирмы по разным признакам, результаты оформить в аналитической таблице, используя следующую информацию:

Таблица 1

Перечень дебиторов

Размер дебиторской задолженности, млн. руб.

Срок возврата дебиторской задолженности

Всего

в том числе обеспеченно векселями

Х1

5

5

10.09.2001

Х2

40

10

01.10.2001

Х3

10

-

12.08.2001

Х4

300

100

25.08.2001

Х5

50

-

15.07.2001

Х6

100

100

20.09.2001

Х7

3

-

05.05.2001

Х8

180

80

01.08.2001

Х9

150

-

01.06.2001

Х10

8

8

25.10.2001

Х11

25

10

30.11.2001

Х12

50

35

12.08.2001

Х13

15

-

07.07.2001

Х14

40

-

30.06.2001

Х15

4

4

20.09.2001

Х16

18

18

22.12.2001

Х17

1

-

16.06.2001

Х18

17

17

30.09.2001

Х19

35

20

15.09.2001

Х20

5

-

18.10.2001

Х21

80

80

20.11.2001

Х22

70

30

15.10.2001

Х23

10

10

13.01.2002

Х24

2

-

15.12.2001

Х25

48

48

20.02.2002

Х26

47

30

31.03.2002

Х27

5

-

20.03.2002

Х28

10

10

26.04.2002

Х29

19

-

25.09.2001

Х30

45

45

30.04.2002


Решение:
1.1. Состояние дебиторской задолженности на 01.09.2001 г.

Таблица 2

Сроки возвращения дебиторской задолженности

До 50 млн. руб.

От 50 млн. до 100 млн. руб.

Более 100 млн. руб.

Кол- во деби- торов

Сумма всего

В т.ч. обес-печ. вексе-лями

Кол- во деби- торов

Сумма всего

В т.ч. обес-печ. вексе-лями

Кол- во деби- торов

Сумма всего

В т.ч. обес-печ. вексе-лями

Просроченная задолженность

7

169

35










3

630

180

Сентябрь

5

80

46

1

100

100










Октябрь

3

53

18

1

70

30










Ноябрь

1

25

10

1

80

80










Декабрь

2

20

18



















Январь

1

10

10



















Февраль

1

48

48



















Март

2

52

30



















Апрель

2

55

55



















Итого

24

512

270

3

250

210

3

630

180


1.2. Состояние дебиторской задолженности на 01.09.2001 г. в %

Таблица 3

Сроки возвращения дебиторской задолженности

До 50 млн. руб.

От 50 млн. до 100 млн. руб.

Более 100 млн. руб.

Кол- во деби- торов

Сумма всего

В т.ч. обес-печ. вексе-лями

Кол- во деби- торов

Сумма всего

В т.ч. обес-печ. вексе-лями

Кол- во деби- торов

Сумма всего

В т.ч. обес-печ. вексе-лями

Просроченная задолженность

29,167

33,008

12,963

 

 

 

100

100

100

Сентябрь

20,833

15,625

17,037

33,333

40,000

47,619

 

 

 

Октябрь

12,500

10,352

6,667

33,333

28,000

14,286

 

 

 

Ноябрь

4,167

4,883

3,704

33,334

32,000

38,095

 

 

 

Декабрь

8,333

3,906

6,667

 

 

 

 

 

 

Январь

4,167

1,953

3,704

 

 

 

 

 

 

Февраль

4,167

9,375

17,778

 

 

 

 

 

 

Март

8,333

10,156

11,111

 

 

 

 

 

 

Апрель

8,333

10,742

20,369

 

 

 

 

 

 

Итого

100

100

100

100

100

100

100

100

100


Используя исходную информацию анализ дебиторской задолженности целесообразно провести по следующим направлениям:

  • По сумме дебиторской задолженности;

  • По сроку возврата дебиторской задолженности (в т.ч. просроченные платежи;

  • По обеспечению задолженности векселями.

Необходимые расчеты для анализа приведены в таблице 3.
Справка:
Как показали расчеты, общая величина дебиторской задолженности на 01.09.2001г. составила 1392 млн. руб., при этом 660 млн. руб. – это задолженность, обеспеченная векселями. В процентном соотношении векселями обеспеченно 47,4% всех обязательств (660/1392*100).

В общем объеме дебиторской задолженности величина расчетов с отсрочкой платежа составляет 42,6%. Остальные 57,4% - это расчеты с дебиторами, просрочившими платеж. То есть наблюдается преобладание просроченных платежей.

Среди дебиторской задолженности по сумме платежа преобладающей является задолженность с суммами более 100 млн. руб. (630 млн. руб.), на втором месте находится задолженность с суммами не превышающими 50 млн. руб. (512 млн. руб.).
Тема 2. Методы факторного анализа
Задание 2.1.

Охарактеризовать положительные и отрицательные стороны отдельных методов факторного анализа.
Решение:
Факторный анализ-это анализ влияния факторов на изменение результативного показателя. Основными методами факторного анализа, применяемыми в экономическом анализе, являются:

1. Метод цепных подстановок. Способ цепной подстановки является весьма простым и наглядным методом, наиболее универсальным из всех. Он заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения, потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

Применение способа цепной подстановки требует знания взаимосвязи факторов, их соподчиненности, умения правильно их классифицировать и систематизировать.

Другие методы анализа, такие как интегральный и логарифмический, позволяют достичь более высокой точности расчетов, однако эти методы имеют более ограниченную сферу применения и требуют проведения большого объема вычислений, что неудобно для проведения оперативного анализа.

Преимущества данного способа: универсальность применения, простота расчетов, что и обуславливает его частое применение.

Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки:

2. Индексный метод. Сущность этого метода состоит в следующем: во-первых, определяются индексы результативного показателя и факторов, влияющих на него, во-вторых, устанавливается схема взаимосвязи индекса результативного показателя с индексами факторов, в-третьих, составляется алгоритм расчетов влияния факторов на изменение результативного показателя.

Достоинство индексного метода, как и метода цепных подстановок, состоит в том, что изменение результативного показателя раскладывается по факторам без остатка. Вместе с тем этому методу свойственен серьезный недостаток – элемент субъективизма, который заключается в произвольном определении порядка расположения факторов в цепочке сомножителей. С увеличением числа факторов резко возрастает количество равноправных вариантов расчетов, так как увеличивается число возможных перестановок факторов.

3. Метод абсолютных разниц. Является модификацией метода цепных подстановок. При этом методе размер влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базисные значения факторов, которые находятся справа от него, и на фактические значения факторов, расположенных слева от него в модели. Недостатком этого метода является ограниченность его применения (только для моделей мультипликативного и мультипликативно-аддитивного типов). Достоинство – простота расчетов.

4. Метод относительных разниц. При данном методе расчет влияния первого фактора определяется путем умножения базового уровня результативного показателя на относительный прирост данного фактора, выраженного десятичной дробью.

Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к базисной величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора и т.д.

Как и метод абсолютных разниц данный метод имеет некоторые ограничения в применении. Преимущество этого метода в том, что при его применении не обязательно рассчитывать уровень факторных показателей. Достаточно иметь данные за анализируемый период.

5. Интегральный метод. Применяется в том случае, когда результативный показатель может быть представлен как функция от нескольких аргументов. Изменения функции в зависимости от изменения аргументов описывается соответствующими интегральными выражениями.

Метод дает общий подход к решению задач разного типа независимо от количества факторов, входящих в модель, схемы взаимосвязи между ними и порядка расположения факторов в модели.

Достоинство – позволяет избежать недостатков, присущих методу цепных подстановок и неоднозначной оценки влияния: результаты не зависят от местоположения факторов в модели, а дополнительный прирост результативного показателя, возникающий из-за взаимодействия факторов, распределятся между ними поровну. Основной недостаток этого метода заключается в том, что с увеличением в модели числа факторов-сомножителей резко повышается сложность вычислений, то есть возрастает объем и трудоемкость расчетов влияния каждого фактора на изменение результативного показателя

6. Метод пропорционального деления. Применяется при наличии результатов не менее, чем двух уровней, так как при этом методе результаты более низкого уровня переносят на результаты более высокого уровня.

Недостатком рассматриваемого метода является то, что его нельзя использовать при наличии результатов только одного уровня.
Задание 2.2.

Определить влияние на прирост продукции экстенсивного (изменения расхода материальных ресурсов) и интенсивного (материалоотдачи) факторов на основе следующих данных:

Таблица 4

Показатель

1 год

2 год

Объем товарной продукции (N)

86280

96100

Материальные затраты (М)

57060

59350


Анализ провести с использованием методов абсолютных разниц и интегрального.
Решение:
Определяем метериалоотдачу по годам. Для расчета материалоотдачи используем формулу:


1 год: Мо1 = N1/M1 = 86280/57060 = 1,51209

2 год: Мо2 = N2/M2 = 96100/59350 = 1,61921
2.2.1. Метод абсолютных разниц
Строим факторную модель:

N = М*Мо
Определяем прирост товарной продукции:

∆N = N2-N1 = 96100-86280 = 9820
Рассчитываем абсолютные разницы материалоотдачи и материальных затрат:

∆Мо = Мо2-Мо1 = 1,61921-1,51209 = 0,10712

∆М = М21 = 59350-57060 = 2290
Определяем влияние материалоотдачи на прирост товарной продукции:

∆Nм = ∆М*Мо1 = 2290*1,51209 = 3463
Определяем влияние на товарной продукции

∆Nмо = М2* ∆Мо = 59350*0,10712 = 6357
Проверка:
∆N = ∆Nмо+∆Nм = 6357+3463 = 9820
Определяем влияние материалоотдачи и материальных затрат на абсолютную величину изменения товарной продукции в %:
Влияние материалоотдачи:

∆Nмо/∆N*100% = 6357/9820*100% = 64,74%
Влияние материальных затрат:

∆Nм/∆N*100% = 3463/9820*100% = 35,26%
Справка:
На прирост продукции влияние экстенсивного фактора составляет 35%, а интенсивного фактора 64%.
^ 2.2.2. Интегральный метод
Строим факторную модель:

N = М*Мо
Определяем прирост товарной продукции:

∆N = N2-N1 = 96100-86280 = 9820

∆Nмо = 1/2* ∆Мо*(М12) = 1/2*0,10712*(57060+59350) = 6235

∆Nм = 1/2* ∆М*(Мо1+Мо2) = 1/2*2290*(1,51209+1,61921) = 3585
Проверка:
∆N = ∆Nмо+∆Nм = 6235+3585 = 9820

Определяем влияние материалоотдачи и материальных затрат на абсолютную величину изменения товарной продукции в %:
Влияние материалоотдачи:

∆Nмо/∆N*100% = 6235/9820*100% = 63,49%
Влияние материальных затрат:

∆Nм/∆N*100% = 3585/9820*100% = 36,51%
Справка:
На прирост продукции влияние экстенсивного фактора составляет 37%, а интенсивного фактора 63%.
Задание 2.3.

Определить влияние на выручку трех факторов: объема реализованной продукции в натуральных показателях, структуры реализации и цен.

Анализ провести методом цепных подстановок и индексным на основе следующих данных:

Таблица 5

Объем реализованной продукции, штук

Цена за единицу товара, тыс. руб.

А

В

С

А

В

С

Показатели за 1 год

90

70

10

16

40

5

Показатели за 2 год

100

70

20

25

40

20


Решение:
1) Строим факторную модель:



Где:

В – выручка

Nобщ – общий объем продаж всех видов продукции в натуральных показателях

УДi – удельный вес i-того вида продукции в общем объеме, в коэффициентах

Цi – цена единицы i-того вида продукции
2) Определяем выручку за первый (В1) и второй (В2) годы:

В1 = NА1 А1+NВ1В1+NС1С1 = 90*16+70*40+10*5 = 4290

В2 = NА2 А2+NВ2В2+NС2ЦС2 = 100*25+70*40+20*20 = 5700
3) Находим изменение выручки за анализируемый период:

∆В = В2–В1 = 5700-4290 = 1410
^ Метод цепных подстановок
1) определяем влияние количественного фактора-общего объема продаж в натуральных показателях:

Вусл1 = Σ Nобщ2(УДi1i1) = (100+70+20)*(90/(90+70+10)*16+70/(90+70+10)*40+10/(90+70+10)*5) = = 4794,7059
2) определяем влияние первого фактора на выручку:

∆ВNобщ = Вусл1–В1 = 4794,7059-4290 = 504,7059
3) рассчитываем второй условный показатель выручки (Вусл2) – влияние общего объема продаж и структуры продукции:

Вусл2 = Nобщ2*Σ(УДi2i1) = 100*16+70*40+20*5 = 4500

4) определяем влияние на выручку изменения структуры продаж:

∆ВУД = В усл2 –Вусл1 = 4500-4794,7059 = – 294,7059
5) определяем влияние на выручку изменения цены:

∆ВЦ = В2–Вусл2 = 5700-4500 = 1200
Проверка:
∆В = ∆ВNобщ+∆ВУД+∆ВЦ = 504,7059+(–294,7059)+1200 = 1410
6) оцениваем долю влияния каждого из анализируемых факторов в процентах к общему изменению результативного показателя:

∆В Nобщ/∆В*100% = 504,7059/1410*100% = 35,79%

∆ВУД/∆В*100% = – 294,7059/1410*100% = – 20,90%

∆ВЦ/∆В*100% = 1200/1410*100% = 85,11%
Справка:
На изменение выручки влияние изменения фактора объема продаж положительное и составляет около 36%, изменение фактора цены положительное и составляет около 85%, изменение фактора структуры продаж имеет отрицательное значение и составляет около 21%.
^ Индексный метод


  1. Простой индекс

IВ = В21 = 5700/4290 = 1,3287
Агрегатный индекс

IВ = (Nобщ2 Σ (УДi2 i2))/(Nобщ1 Σ(УДi1 i1)) = (190*(100/190*25+70/190*40+20/190*20)) / (170*(90/170*16+70/170*40+10/170*5)) = (190*(13,157895+14,736842+2,1052632)) / (170*(8,4705882+16,470588+0,2941176)) = 5700/4290 = 1,3287


  1. рассчитываем индексы по факторам:

INобщ = (Nобщ2 Σ(УДi1i1)) / (Nобщ1 Σ(УДi1i1)) = (190*25,2353) / (170*25,2353) = = 1,1176
IУД = (Nобщ2 Σ(УДi2i1)) / (Nобщ2 Σ(УДi1i1)) = = (190*(100/190*16+70/190*40+20/190*5)) / (190*25,2353) = 4500/4795 = 0,9385
IЦ = (Nобщ2 Σ(УДi2i2)) / (Nобщ2 Σ(УДi2i1)) = 5700/4500 = 1,2667

Проверка:
IВ = INобщ* IУД* IЦ = 1,1176*0,9385*1,2667 = 1,3286
Справка:
Выручка возросла на 33%

Влияние факторных индексов следующее:

Индекс общего объема продукции 1,1176 характеризует увеличение данного показателя на 12%.

Индекс структуры продаж 0,9385 характеризует уменьшение данного показателя на 6%.

Индекс цены 1,2667 характеризует увеличение данного показателя на 27%.
^ Тема 3. Теория маржинального анализа
Задание

Определить безубыточный объем реализации (порог рентабельности) и зону безопасности предприятия в натуральных и стоимостных показателях, а зону безопасности еще и в процентах, используя следующие данные:

Таблица 6

Показатель

Сумма

Максимальная производственная мощность предприятия, (штук)

1450

Цена, тыс. руб.

40

Постоянные затраты, млн. руб.

5,1

Удельные переменные расходы, тыс. руб.

32


Решение:
Используем следующие формулы:

Т = Н/(Р-V); T΄= H*P/(H-V);

ЗБ = N-T ЗБ΄= (N-T)*P ЗБ΄΄= (N-T)/N*100

Где:

T и T΄ - порог рентабельности предприятия соответственно в натуральных показателях и денежном эквиваленте

ЗБ, ЗБ΄, ЗБ΄΄ - зона безопасности предприятия соответственно в натуральных показателях, денежном эквиваленте и процентах

H – постоянные затраты

V – удельные переменные затраты

P – цена

N - производственная мощность предприятия в натуральных показателях
1) Порог рентабельности в натуральных показателях

Т = Н/(Р-V) = 5100/(40-32) = 638 шт.
2) Порог рентабельности в стоимостных показателях

T΄= H*P/(H-V) = 5100*40/(40-32) = 25500 тыс. руб.
3) Зона безопасности в натуральных показателях

ЗБ = N-T = 1450-638 = 812 шт.
4) Зона безопасности в стоимостных показателях

ЗБ΄= (N-T)*P = 812*40 = 32480 тыс. руб.
5) Зона безопасности в процентах

ЗБ΄΄= (N-T)/N*100 = 812/1450*100 = 56%

Справка:
Таким образом, для того чтобы предприятие не имело убытка ему нужно реализовывать 638 штук изделий, что в стоимостном выражении составляет 25500 тыс. руб.

С точки зрения запаса финансовой устойчивости данное предприятие можно характеризовать положительно. Запас финансовой устойчивости данного предприятия составляет 56% от фактического объема реализации. В стоимостном выражении это составляет 32480 тыс. руб.; в натуральном – 812 штук.

^ Тема 4. Теория игр
Задание

На основе математической теории игр определить максимальную среднюю величину прибыли от реализации продукции в условиях неопределенности погоды (цену игры). Какой процент рабочего времени предприятию следует работать по программе спроса в теплую погоду, чтобы остальное время работать по программе спроса в холодную погоду? Найти объем выпуска различных видов продукции, если предприятие будет использовать оптимальную смешанную стратегию используя следующие фактические данные:

Таблица 7

Показатели

Солнцезащитные очки (А)

Плащи-дождевики (Б)

Цена реализации (усл. ден. ед.) (Ц)

40

15

Затраты на производство (усл. ден. ед.) (З)

30

5

Спрос (шт.) в условиях:

теплой погоды (От)

600

750

Спрос (шт.) в условиях:

холодной погоды (Ох)

300

2000


Решение:
На основании имеющихся данных строим матрицу величины прибыли:

Таблица 8

Игроки

Погода

теплая

холодная

Производственная программа теплой погоды

13500

1500

Производственная программа холодной погоды

4250

23000


Указанные величины прибыли находим следующим образом:

Па = Оат*(Ца-За)+Обт*(Цб-Зб) = 600*(40-30)+750*(15-5) = 6000+7500 = 13500

Пб = Оах*(Ца-За)+Обх*(Цб-Зб) = 300*(40-30)+2000*(15-5) = 3000+20000 = = 23000

Пв = Оах*(Ца-За)+Обт*(Цб-Зб)-(Оат-Оах)*За = 300*(40-30)+750*(15-5)-(600-300)*30 = 3000+7500-9000 = 1500

Пг = Оах*(Ца-За)+Обт*(Цб-Зб)-(Обт-Обх)*Зб = 300*(40-30)+750*(15-5)-(2000-750)*5 = 3000+7500-6250 = 4250
Принимаем вероятность теплой погоды за х, а вероятность холодной погоды за (1-х)

Средняя прибыль в теплую погоду = 13500х+4250(1-х)

Средняя прибыль в холодную погоду = 1500х+23000(1-х)
Составляем уравнение:

13500х+4250(1-х) = 1500х+23000(1-х)

13500х+4250-4250х = 1500х+23000-23000х

13500х-4250х-1500х+23000х = 23000-4250

30750х = 18750



х = 0,6098

100%-60,98% = 39,02%

1500*0,6098+23000*0,3902 = 914,70+8974,60 = 9889,3 у.е.
Если предприятие будет работать по программе теплой погоды 60,98% рабочего времени, а по программе холодной погоды 39,02% рабочего времени, то его максимальная средняя величина прибыли от реализации выпущенной продукции в условиях неопределенности погоды составит 9889,3 у.е.
Оптимальное соотношение выпуска различных видов продукции составляет:
Солнцезащитные очки:

600*0,6098+300*0,3902 = 365,88+117,06 = 483 ед.
Плащи-дождевики:

750*0,6098+2000*0,3902 = 457,35+780,40 = 1238 ед.
Справка:
Для получения максимальной средней величины прибыли предприятие должно основное рабочее время тратить на программу теплой погоды (60,98%), а по программе холодной погоды 39,02% с оптимальным количеством выпуска солнцезащитных очков 483 ед. и плащей-дождевиков 1238 ед.









Скачать файл (190.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru