Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции, уголовно-исполнительное право, НИУ-ВШЭ, 2011 - файл 1.docx


Лекции, уголовно-исполнительное право, НИУ-ВШЭ, 2011
скачать (69.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx70kb.22.11.2011 01:24скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Лекция по уголовно-исполнительному праву 1

Уголовно-исполнительное право – это процесс исполнения уголовных наказаний. 1

Уголовно-исполнительная политика: Понятие, содержание, формы выражения, принципы. Характеристика современной уголовно-исполнительной политики. 1

Субъекты уголовно-исполнительной политики. 3

Характеристика современной уголовно-исполнительной политики. 4

Уголовно-исполнительное право: История становления, понятие, предмет, метод, функции, цели, задачи, тенденции развития. 6

Цели и задачи уголовно-исполнительного права 7

Принципы уголовно-исполнительного права. 9

Наука уголовно-исполнительного права 13

 15

Источники уголовно-исполнительного права. 15

Особенности норм уголовно-исполнительного права. 18

Правовое положение осужденных. 18

Законные интересы осужденных. 23

Контроль за учреждениями и органами, исполняющими наказание. 26

Особенная часть уголовно-исполнительного права. 26

Особенности исполнения наказания в отношении несовершеннолетних. 28

Система исполнении уголовных наказаний в советский период: 29

Проблемы исполнения отдельных видов уголовных наказаний в современной России. 30


^

Лекция по уголовно-исполнительному праву

Уголовно-исполнительное право – это процесс исполнения уголовных наказаний.


Учебники: Бриллиантов и Курганов – Уголовно-исполнительное право РФ, Уголовно-исполнительное право под редакцией В.М. Анисемкова и Селиверстова, Уголовно-исполнительное право России: Теория законодательства, международные стандарты, отечественная практика конца 19-го, начала 21-го века. Под редакцией Зубкова, Уголовно-исполнительное право под редакцией Селиверстова.



Основным нормативным актом будет уголовно-исполнительный кодекс. Но Президент внес очередные поправки на предмет введения нового наказания. Помимо уголовно-исполнительного кодекса есть еще законы.
^

Уголовно-исполнительная политика: Понятие, содержание, формы выражения, принципы. Характеристика современной уголовно-исполнительной политики.


Правовая политика – это выработка и реализация тактики и стратегии в области создания и применения права.

В теории уголовного права выделяют понятие уголовной политики в широком смысле этого слова и определяют его как определение и проведение в жизнь целенаправленных мер борьбы с преступностью. Во всех отраслях правовой системы, связанных с реализацией этой задачи (во всех отраслях уголовно-правового цикла). В рамках уголовной политики различные авторы выделяют разные количества ее отраслей или подсистем. П.Н. Панченко считает, что уголовная политика включает такие подсистемы как уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная, уголовно-тактическая, уголовно-профилактическая и криминалистическая политика. Э.Ф. Побегайло выделяет в рамках уголовной политики уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную (пенитенциарную), криминологическую (профилактическую), административно-правовую разновидности политики. А.Н. Игнатов делит уголовную политику на уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и пенитенциарную. Таким образом, все авторы как минимум выделяют три подотрасли уголовной политики.

В.К. Дуюнов в рамках уголовной политики выделяет два основных направления. Во первых, все виды политик он относит к одному направлению – политика реагирования на преступления и еще есть политика предупреждения преступления. При этом, уголовно-исполнительную политику он относит к политике реагирования на преступления. Что является не вполне логичным по следующим обстоятельствам: Во первых, согласно ч.1 ст.1 Уголовно-исполнительного кодекса, уголовно-исполнительное законодательство РФ имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. То есть, у законодательства одна из целей – это предупреждение преступления. Во вторых, в рамках уголовно-иполнительного права и уголовно-исполнительной политики выделяется институт мер ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание. Правда некоторые авторы пытаются оспорить это и сказать, что это не уголовно-исполнительное право. Таким образом, уголовно-исполнительная политика является по своей сути не только политикой реагирования на 

преступления, но и политикой их предупреждения одновременно. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовно-правовой политикой, уголовно-правовой политикой в узком смысле этого слова. Уголовно-правовая политика определяет меры воздействия на преступность только и именно средствами уголовного права. Уголовно-правовая политика может воздействовать на общество путем изменения наказания, путем криминализации и декриминализации деяния. В контексте исполнения уголовных наказаний все то же самое. Можно ухудшать, улучшать положение осужденных. Что получается. Да, это деление уголовной политики на уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную обоснованно.

Уголовно-исполнительная политика по сравнению с уголовно-правовой имеет более узкое содержание. Она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности, основные формы и методы исполнения уголовных наказаний. Она выражает отношение государства к организации исполнения уголовных наказаний. Уголовно-исполнительная политика базируется на международных стандартах обращения с осужденными, достижениями в соответствующей науке и практике.

Уголовно-исполнительная политика в узком смысле – это определение и реализация тактики и стратегии борьбы с преступностью средствами уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительная политика в широком смысле – это специализированная деятельность прежде всего государственных органов, а также иных субъектов, включающая систему целей, мер, способов, обеспечивающих функционирование правового механизма исполнения уголовных наказаний, а также иных мер уголовно-правового характера.
^

Субъекты уголовно-исполнительной политики.


В теории уголовно-исполнительного права выделяются несколько субъектов: Субъекты выработки уголовно-исполнительной политики: Президент РФ, Министерство Юстиции, Федеральное собрание, Правительство РФ. Вторая группа субъектов – субъекты реализации уголовно-исполнительной политики. Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, потому что она исполняет наказание виде штрафа, иные учреждения и органы, исполняющие наказание, иные субъекты и органы, например, общественные организации.

Факторы, оказывающие влияние на уголовно-исполнительную политику: социально-экономическое и политическое состояние общества, состояние культуры, нравственности населения, наличие идеологии, уровень правосознания населения и 

состояния гражданского общества, уровень развития самого уголовно-исполнительного законодательства, признание, а самое главное, реализация международных стандартов в обращении с заключенными, развитие науки уголовно-исполнительного права и смежных наук, опыт практической деятельности в сфере исполнения наказаний, состояние и динамика преступности, количество осужденных лиц в государстве, а иногда это количество лиц, содержащихся в уголовно-исполнительных учреждениях.

Формы выражения уголовно-исполнительной политики.

Основная форма – это уголовно-исполнительное законодательство. Именно там ставятся основные цели, задачи.

Еще уголовно-исполнительная политика может проявляться в официальных заявлениях субъектов формирования уголовно-исполнительной политики.

Иные формы. Основные были указаны выше.

Принципы уголовно-исполнительной политики.

По вопросу определения принципов в теории существует несколько подходов. Одни авторы полагают, что принципы уголовно-исполнительной политики совпадают с принципами уголовно-исполнительного законодательства (права). Другие авторы, в частности, Н.А. Лопашенко считают, что уголовно-исполнительная политика базируется на тех же принципах, что и любая правовая политика:

  1. Социальная обусловленность

  2. Научная обоснованность

  3. Единство и последовательность

  4. Устойчивость и предсказуемость

  5. Гуманность и нравственность

  6. Открытость и гласность

  7. Сочетание интересов личности, общества и государства

  8. Соответствие международным стандартам обращения с осужденными

  9. Иные принципы
^

Характеристика современной уголовно-исполнительной политики.


О развитие уголовно-исполнительной системы начали задумываться еще в 90-х годах 20-го века. В 1996 году Президентом РФ была одобрена концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005 года. В 1997 году был подписан указ Президента №1100 О реформировании Уголовно-исполнительной системы МВД РФ, а в 1998 году тоже указ Президента №904 был подписан о передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение министерства юстиции РФ. Такая реформа 

уголовно-исполнительной системы в конце 20-го века в целом не повлияла на е качественное содержание. В начале 21-го века достаточно быстро стало расти количество лиц, находящихся в уголовно-исполнительных учреждениях. Это в основном лица, лишенные свободы, а также лица, в отношении которых еще нет приговора суда. В 2000 году их количество составило 925 000 человек, а в 2001 уже примерно 980 000 человек. Всего в мире порядка 8 000 000 таких лиц. В 2001 году было принято постановление Правительства РФ № 636. О Федеральной целевой программе реформирования Уголовно-исполнительной системы министерства юстиции РФ 2002 – 2006. В послании Президента РФ от 2002 года было указано, что крайне важна гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний. В 2002 – 2004 годах в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство было внесено ряд изменений, направленных на такую гуманизацию. Был изменен порядок статистического учета. В результате, в 2002 году стало 877 000 лиц, находящихся в уголовно-исполнительных учреждениях, в 2003 примерно 844 000, в 2004 – 763 000.

По прошествии ряда лет с этого заявления Путина стало понятно, что гуманизация стала не стратегической целью, а скорее тактической задачей. В 2005-м году количество лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы составило уже 823 000 человек и далее продолжило рост. 2006 год – 871 000, 2007 – 873 000, 2008 – 877 000. В 2006 году было принято постановление Правительства О Федеральной целевой программе развития уголовно-исполнительной системы 2007 – 2016. Таким образом, государство признало необходимость развития уголовно-исполнительной системы, но анализ задач и мероприятий программы свидетельствует о том, что в ее рамках реализуются только меры по реконструкции и строительству исправительных учреждений. Она не затрагивает многие проблемы исполнения уголовных наказаний. В конце 2009 года в очередной раз был поднят вопрос о необходимости реформирования уголовно-исполнительной системы. На заседании Президиума Государственного совета Медведев заявил, что главная цель состоит достижение необходимого уровня гуманизма в системе исполнения наказаний. В конце 2009 года следом за этим заседанием произошли серьезные кадровые перестановки в Федеральной Службы исполнения наказаний. К оставшимся были применены меры дисциплинарного взыскания. Новое руководство разу же разработало концепцию реформирования Уголовно-исполнительной системы России 2009 – 2020. Утверждена эта концепция была Распоряжением Правительства от 14-го декабря 2010 года. В соответствии с концепцией предусмотрено три этапа реформирования уголовно-исполнительной системы. Первый – это 2009 – 2012 год. Он связан с принятием целевых программ, внедрение в законодательство и судебную 

практику альтернативных лишению свободы наказаний, создание государственной службы пробации и т.д.

Второй этап 2013 – 2016 годы – Перепрофилирование большей части учреждений уголовно-исполнительной системы в тюрьмы, создание новых колоний – поселений, создание сети социальных центров постпенитенциарной адаптации. Третий этап 2017 – 2020 – завершение плановых программных мероприятий. Таким образом, в концепции делается попытка решить базовые проблемы исполнения уголовных наказаний.

  1. Проблему альтернативных наказаний.

  2. Проблему эффективных методик работы исправительных учреждений

  3. Проблему эффективности мер ресоциализации осужденных, в том числе посредством их постпенитенциарной адаптации.

В результате эти реформы начались в ноябре 2009 года. К концу 2009 года количество лиц, содержащихся в уголовно-исполнительных учреждениях составило 864 000 человек, в 2010 уменьшилось и составило 833 000 человек. Отчасти это связано с введением наказания в виде ограничения свободы (Федеральный закон 27.12.2009 №377). Ограничение свободы относилось к числу отложных наказаний и почти не применялось. В соответствии с этим законом суть этого наказания поменялась. Суд может назначить осужденному ограничение не менять место работы, учебы, места жительства, не покидать место жительства, отмечаться в уголовно-исполнительных учреждениях.

По оценкам специалистов к такому новому ограничению свободы должно быть приговорено примерно 100 – 110 тысяч человек, примерно треть из них уже на первом году ограничения свободы получит реальные сроки лишения свободы. Таким образом, основное направление российской уголовно-исполнительной политики – это гуманизация системы исполнения наказаний носит во многом цикличный характер. В настоящее время в стране пока еще отсутствует единая долгосрочная научно обоснованная и эффективная уголовно-исполнительная политика.
^

Уголовно-исполнительное право: История становления, понятие, предмет, метод, функции, цели, задачи, тенденции развития.


В настоящее время уголовно-исполнительное право признается самостоятельной отраслью российского права. Это было не всегда. Уголовно-исполнительное право является преемником исправительно-трудового, а еще ранее пенитенциарного права (тюрьмоведения), которое стало активно развиваться еще в19-м веке. Пенитенциарий – это тюрьма или исправительное учреждение тюремного типа. Во-первых, слово произошло из латыни. Несмотря на то, что у соответствующей отрасли были различные 

наименования, объектами ее регулирования всегда были порядок и условия отбывания и исполнения наказаний. Прежде всего, наказаниях, связанных с изоляцией от общества. На первоначальном этапе шла речь об исполнении наказания в виде заключения. Потом началось некоторое расширение. Во второй половине 9-го – начале 20-го века тюрьмоведение рассматривалось как специфическая часть уголовного права. В начале 20-го и второй половины 30-х годов 20-го века пенитенциарное право также считалось составной частью уголовного права. Даже смещение акцента в деятельности исправительной системы на трудовое воспитание осужденных (В 1924 и 1933 годах приняты исправительно-трудовые кодексы РСФСР) не отразились на названии. После революции отрасль стала называться пенитенциарным правом. Потом был принят исправительно-трудовой кодекс, потом другой, но отрасль сохраняла название. Лишь со второй половины 30-х годов стал употребляться термин исправительно-трудовое право, которое также рассматривалось как составная часть уголовного права. В 1957 году Л.С. Галесник и Б.С. Утевский предложили считать исправительно-трудовое право самостоятельной отраслью, но эту идею сразу прияли не все. С.С. Алексеев полагал, что часть норм исправительно-трудового права относится к уголовному процессу, а другая часть – к трудовому праву, М.Д. Шаргородский и А.А. Пионтковский продолжали считать ее подотраслью уголовного права, а некоторые авторы соглашались, что это отрасль и носит комплексный характер. Так думал Ременсон. В конце 60-х – 70-х годах 20-го века большинством авторов была признана самостоятельность этой отрасли. В середине 80-х годов появился термин уголовно-исполнительный. В 90-х годах таким образом стала называться отрасль права.

Уголовно-исполнительное право – это самостоятельная отрасль права, включающая в себя совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и в связи:

  1. Исполнения уголовных наказаний. Такой подход можно увидеть в учебнике Анисемкова, Малинина.

  2. Исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера кроме принудительных мер воспитательного воздействия. Такой позиции придерживается Курганов.

  3. Исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Такой позиции придерживается Зубков.

Общественные отношения, регулируемые уголовно-исполнительным правом можно разделить на

  1. 

  2. Собственно-уголовно-исполнительными правоотношения. Она делится на исполнение уголовных наказаний и исполнение иных мер.

  3. Отношения, связанный с собственно-уголовноисполнительными. Здесь будут деление на конвоирование, отношения, сопутствующие им.

  4. Вытекающие из них. Например, это постпенитенциарная ресоциализация осужденных.

Метод правового регулирования уголовно-исполнительного права:

По способу правового регулирования – императивный метод

По характеру связей между субъектами правоотношений – метод власти и подчинения.

По характеру воздействия на поведение – в основном он карательный метод.

По способу воздействия – основной метод – это метод запрета. Но также применяются методы предписание, дозволение, поощрение.

Функции уголовно-исполнительного права: Охранительная – основная первичная функция. Организационно-регулятивная функция в силу специфики общественных отношений.
^

Цели и задачи уголовно-исполнительного права


В соответствии со статьей 1 и Трудового кодекса РСФСР, задачей было обеспечение исполнения уголовного наказания с тем, чтобы оно являлось не только карой за совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития. Предупреждало совершение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало искоренению преступности. Таким образом, анализ позволяет выявить 4 задачи исправительно-трудового законодательства:

  1. Исполнение уголовного наказания

  2. Исправление и перевоспитание

  3. Предупреждение совершения новых преступлений

  4. Искоренение преступности

Действующий Уголовно-исполнительный кодекс РФ выделяет две основных цели – это исправление осужденных и предупреждение совершение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства РФ являются

  1. Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний

  2. 

  3. Определение средств исправления осужденных

  4. Охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.

  5. Оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Таким образом, под исполнением наказания понимается определенная деятельность компетентных государственных органов, государственных учреждений по обеспечению отбывания осужденными назначенного наказания. По сравнению с ранее действовавшим законодательством, Уголовно-исполнительный кодекс РФ не ставит задачи перевоспитание и искоренение преступности. Ставится цель исправление, то есть, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. (ч.1 ст.9 Уголовно-исполнительного кодекса). В советский период некоторые авторы, в частности, А.А. Пионтковский полагали, что перевоспитание – это основная задача исправительно-трудовых учреждений. Другие авторы, в частности, М.Д. Шаргородский считали, что такая задача перед ними вообще не стоит. В принципе, он обосновывал это очень просто, потому что даже в условиях сознательного общества трудно воспитать сознательного человека. Так как перевоспитание – это не просто исправление преступника, но и воспитание сознательного члена общества. Различные подходы были и в вопросе определения предупреждения преступлений. И.С. Ной скептически относился к обще-предупредительному эффекту наказания. Считал, что основное внимание должно уделяться специальной превенции. Общая превенция – это предупреждение совершения преступлений вообще. Когда в отношении осужденных – это частная или специальная превенция. Были еще более радикальные взгляды. Марксов полагал, что частно-превентивное воздействие на осужденных должно ограничиваться периодом отбывания ими наказаний. Такой подход является не вполне обоснованным, так как получается, что преступники не совершали преступлений в период отбывания ими наказания.
^

Принципы уголовно-исполнительного права.


Принципы уголовно-исполнительного права – это основные положения, руководящие идеи, отражающие содержание, сущность и социальное назначение уголовно-исполнительного права как отрасли права, а также выступающие основой для построения его институтов и норм. Большинство авторов полагает, что все принципы уголовно-исполнительного праваносят легальный характер. Они закреплены в действующем уголовно-исполнительном кодексе. Перечисленные в указанной статье принципы делятся на три группы.

  1. 

  2. Общеправовые или же Конституционные принципы. К ним относятся: Принцип законности, демократизма, гуманизма, равенства осужденных перед законом. Можно сказать, что отчасти эти принципы совпадают с принципами уголовного права. Есть принцип равенства граждан перед законом.

  3. Межотраслевые принципы. Принцип дифференциации исполнения наказаний, принцип индивидуализации исполнения наказаний

  4. Отраслевые принципы. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием, принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения.

Помимо названных принципов, некоторые авторы выделяют еще дополнительные или доктринальные принципы, в частности, принцип справедливости.

Есть еще принцип неотвратимости наказания. Это доктринальный принцип. Большинство авторов ограничиваются вышеперечисленными принципами.

  1. Принцип законности. Он выражается в верховенстве закона, регулирующего исполнение уголовных наказаний по отношению к подзаконным нормативно-правовым актам. Подзаконные акты по этому вопросу принимать можно, но они должны соответствовать уголовно-исполнительному кодексу. Принцип законности может проявляться в строгом соблюдении и неукоснительном исполнении требований законодательства субъектами уголовно-исполнительных правоотношений. Законность также проявляется в возможности контроля, надзора за соблюдением законодательства сфере исполнения уголовных наказаний учреждениями и органами, исполняющими наказание. Принцип законности проявляется гарантиях соблюдения законности. В уголовно-исполнительном кодексе указаны и другие параметры исполнения законности. Закреплен еще ряд положений. А именно, закрепляется право на правовую защиту при исполнении наказаний. Указывается, что права и свободы граждан РФ гарантируются, но с изъятиями, которые предусмотрены в уголовно-исполнительном кодексе. В частности, законность проявляется в требовании, что нужно соблюдать только законные требования. Меры принуждения к осужденным могут применяться не иначе как на основании закона. Таких положений и дополнительных гарантий довольно много. Эти примеры наиболее яркие.

  2. Принцип гуманизма. В чем проявляется гуманизм в контексте уголовно-исполнительного права? Во первых, в установлении самой цели исправления осужденных. Получается, что общество не отказывается от осужденного как от члена общества. Следующее проявление принципа – это справедливое отношение к заключенным, уважение их чести и достоинства, запрет применения нравственных и физических 

  3. страданий. В принципе, вот эти положения, они закреплены в целом ряде норм уголовно-исполнительного кодекса. Осужденные не должны подвергаться взысканию, унижающее честь и здоровье гражданина, не допускаются эксперименты над осужденными. Средства исправления осужденных носит преимущественно воспитательно-педагогический характер. Установление гуманных, соответствующим международным стандартов условий отбывания гуманных наказаний. Некоторые права осужденных в принципе, являются новеллой для уголовного законодательства. Сейчас есть право на телефонные переговоры, сейчас пенсионное обеспечение для заключенных осуществляется. Гуманизм проявляется в установлении льготных условий содержания для отдельных категорий лиц. В отношении отдельных категорий государство проявляет повышенную заботу. Это женщины. Есть категории беременных женщин, женщин, имеющих детей младше трех лет, несовершеннолетних, инвалидах первой и второй группы. Применение прогрессивной системы исполнения уголовных наказаний. То есть, изменение условий отбывания наказаний в зависимости от поведения осужденного. Установление системы поощрений для осужденных. Это указано в статье 57. У нас существуют дополнительные меры. В принципе, проявление принципа гуманизма в таких институтах как амнистия и помилование. Эти институты применяются не так часто. Еще можно записать спорный признак проявления гуманизма. Определенная жестокость (карательный характер наказаний) в отношении отдельных осужденных является гуманным актом по отношению к обществу. Не все авторы на этот аспект указывают, но в паре учебников такое есть.

  4. Принцип демократизма. Законы, регулирующие исполнение уголовных наказаний в идеале выражают волю народа. Но это некое идеальное проявление принципа демократизма. В соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство относится к ведению Российской Федерации, но законодательно этой сфере предоставлено достаточно много правомочий как субъектам РФ, так и органам местного самоуправления. Здесь можно про субъекты ничего не говорить. В части 3 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса – с органами местного самоуправления нужно согласовывать места проведения исправительных работ. Руководство деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовного наказания строится на основе демократического централизма. То есть, в управлении сочетаются единоначалие с широкими полномочиями администрации учреждений и органами непосредственно исполняющими наказание. В чем еще может выражаться принцип демократизма? В широком участии общественности в исправлении осужденных. В частности, можно вспомнить, что одним из основных средств исправлений является общественность. Общественные организации оказывают содействие органам, 

  5. исполняющим наказание, возможность общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание. Еще одно проявление принципа демократизма – то, что осужденный признается субъектом уголовно-исполнительных правоотношений, четко определяется его правосубъектность. Прежде всего, здесь имеются в виду права и обязанности осужденных. Осужденный признается не только объектом, но и субъектом исправительного воздействия. В учреждениях, осуществляющих исполнение наказаний осужденных могут создаваться коллективы заключенных. Принцип равенства заключенных перед законом. Запрет дискриминации осужденных по принципу происхождения, социального положения, полы, расы, языка, национальности и т.д. И следующее проявление является некоторого рода контрагентом. Запрет на предоставление каких-либо привилегий. Следующее проявление – это создание равных условий для реализации осужденными основных прав, свобод и законных интересов. И последнее проявление данного принципа – это равное правовое положение и единые условия содержания для лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся на одних условиях отбывания наказания в исправительном учреждении.

  6. Принцип дифференциации исполнения наказаний. Обязательные работы, содержание в дисциплинарной воинской части, чаще всего говорят о лишении свободы на определенный срок. Этот принцип отражает применительно к лишению свободы необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: По гражданству. У нас есть специализированные колонии для лиц без гражданства и иностранцев. Самый простой признак – по полу. В колониях женщины и мужчины содержатся отдельно. Возраст. У нас есть 62 воспитательные колонии. Есть еще по профессиональной принадлежности. Есть специализированные колонии для работников правоохранительных органов. По тяжести преступления. По рецидиву. Колонии особого режима. Дифференциация исполнения наказания производится главным образом администрацией учреждения, исполняющего наказание на различных этапах его исполнения. Она базируется на уголовно-исполнительной классификации осужденных. По уголовно-исполнительному кодексу РФ осужденных делят на недавно поступивших в исправительные учреждения, не имеющих взысканий за нарушения, положительно характеризующиеся, злостные нарушители порядка отбывания наказания. На практике эта характеристика применяется с некоторыми изменениями. Например есть вставшие на путь исправления, не вставшие на путь исправления, доказавшие свое исправления и злостные нарушители порядка. В результате дифференциации исполнения наказания различным группам осужденных устанавливаются различные условия отбывания. Уголовно-исполнительный кодекс РФ 

  7. предусматривает в исправительных колониях трехступенчатую систему условий отбывания наказаний. Обычные, облегченные и строгие. А в воспитательных колониях четырехступенчатую или четырехзвенную. Все то же самое плюс льготные условия. В принципе, распределение осужденных – это тоже дифференциации. Нужно отличать этот принцип от принципа индивидуализации.

  8. Принцип индивидуализации. Выражается в требовании индивидуального подхода к каждому осужденному и выбору необходимых именно данному осужденному мер воздействия. Индивидуализация также как и дифференциация учреждается администрацией. Она базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного, его поведения, отношение к средствам исправления. Простой пример. Если осужденный положительно характеризуется, но у него нет высшего образования, то он может получить его в упрощенном порядке. Основными способами индивидуализации и результатом его будет индивидуальное применение средств исправления. Например, среди средств есть общее образование, его можно применить не ко всем, общественно полезный труд тоже применяется не ко всем. Индивидуальное применение мер поощрения и взыскания.

  9. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирование правопослушного поведения. К основным средствам исправления осужденных в соответствии с частью второй статьи девятой Уголовно-исполнительного кодекса относятся: Установленный порядок исполнения и отбывания наказания. Это можно назвать проще – режим. Понятию режим в статье 82 дается более широкое определение, воспитательная работа, общественно-полезный труд, общее образование, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Выбор средств исправления зависит от следующих факторов. Во первых, вида наказания, от характера степени общественной опасности преступления, от личности осужденного и наконец, от его поведения. Стимулирование правопослушного поведения представляет собой применение правовых стимулов, изменяющих условия отбывания наказания.

  10. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Что такое исправление мы уже писали. Это часть 1 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса. Указанные средства исправления делятся на карательные (режим) и воспитательно-педагогические и все остальные.
^

Наука уголовно-исполнительного права


Наука уголовно-исполнительного права – это отрасль научного знания, часть юридической науки, представляющая собой систему теоретических взглядов, идей, 

представлений об уголовно-исполнительном законодательстве, его социальной обусловленности и эффективности, тенденциях развития и совершенствования, об истории и перспективах российского и зарубежного пенитенциарного права, о международном сотрудничестве в данной сфере. Одним из первых авторов, который затронул вопросы исправления в уголовном наказании был Жак Мобильон. Он предложил новую систему тюрем, получивших название пенитенциариев, предложил принципы исправления преступников. Было это в конце 17-го, начале 18-го века. Но его не называют родоначальником отрасли. По разным источникам называют Горварда, Бентама, Чезаре Беккария. Они считаются основоположниками пенитенциарной науки. Вообще, мировая пенитенциарная наука возникла в 18-м веке, в России – во второй половине 19-го века. Изначально она называлась тюрьмоведением. Однако, различные ученые по разному определяли место соответствующей науки. В частности, Пионтковский в работе «Тюрьмоведение, его предмет, содержание, задачи и значение» 1892 года писал, что тюрьмоведение – это одна из юных отраслей науки уголовного права. Оно имеет своим предметом тюремное заключение. Схожей позиции придерживался С.В. Познышев. Соответственно, в работе 1815 года «Очерки тюрьмоведения». Несколько иную позицию по данному вопросу занимал И.Я. Фойницкий, считавший, что тюрьмоведение – это особая отрасль политико-юридических наук. Почему политико-юридических, потому что не только право рассматривается, но и некоторые политические вопросы. После революции соответствующая наука стала называться пенитенциарной наукой или пенитенциарией. С.В. Познышев в работе «Основы пенитенциарной науки» указывал, что пенитенциарная наука образует науку уголовного права и регулирует круг разнообразных вопросов, связанных с воздействием на преступника. М.М. Исаев в «Основах пенитенциарной политики» подчеркивал, что пенитенциария имеет более широкое значение, чем тюрьмоведение, рассматривая все меры репрессивного воздействия. Первый учебник – Советское пенитенциарное право. Авторы – Б.С. Утепский и Е.Г. Ширвин вышел в 1927 году и переиздавался до 1931 года. В 30-е годы не было необходимости разрабатывать данную науку. Следующим этапом развития этой науки становится конец 50-х годов. Оно уже стало называться исполнительно-трудовое право. Первый учебник исполнительно-трудового права под редакцией Утепского и Ширвина был издан через 30 лет после первого учебника.

Основные представители пенитенциарной науки в дореволюционный период:

  1. М.М. Гернет

  2. С.П. Мокринский

  3. Н.Д. Сергиевский

  4. 

  5. Н.С. Таганцев.

В советский период:

  1. Н.А. Беляев

  2. Зубков

  3. И.И. Карпец. Отец нашего Карпеца.

  4. А.С. Михлин

  5. Н.А. Стручков

  6. Ю.М. Ткачевский.

Современные:

  1. С.И. Курганов

  2. П.Г. Пономарев

  3. В.И. Селиверстов

Наука уголовно-исполнительного права тесно связана с такими науками как уголовно-процессуальное право, криминология, пенитенциарная педагогика, пенитенциарная психология, пенитенциарная социология.

Задачи науки уголовно-исполнительного права:

Изучение истории отечественного и зарубежного уголовно-исполнительного законодательства и права, изучение вопроса эффективности уголовно-исполнительного законодательства и отдельных его норм, анализ и комментирование уголовно-исполнительного законодательства, обоснование путей его совершенствования, влияние на формирование уголовно-исполнительной политики. В этом контексте очень интересна была конференция по уголовного права. Первые выступающие заявляли, что сейчас в науке уголовного права крах, потому что законодатель делает все, что хочет и не прислушивается к научно обоснованным доводам. Этом году основным лейтмотивом были тезисы о крахе в науке. Мы можем говорить не только как о науке Уголовно-исполнительного права, но и как об учебной дисциплине. Впервые в качестве факультатива преподавались еще в дореволюционный период. После революции это прекратилось. Но в 20-е годы курс пенитенциарного права преподается в качестве самостоятельной учебной дисциплины. С 1958 года советское исправительно-трудовое право было введено факультативно, а с 1964 было введено в качестве обязательной дисциплины. В 2010 году были приняты обязательные стандарты для бакалавров и там нет уголовно-исполнительного права среди обязательных учебных дисциплин.
^



Источники уголовно-исполнительного права.


В отличие от уголовного права перечень источников уголовно-исполнительного права достаточно широк и включает в себя не только уголовно-исполнительное законодательство, но также иные нормативно-правовые акты. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, являющихся составной частью ее правовой системы. В соответствии с частью 4 статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса декларации международных организаций по вопросам исполнения уголовных наказаний и обращение с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. Достаточно интересное положение, но тем не менее, это так. Уголовно-исполнительный кодекс был принят в 1996 году, можно применить исторический метод толкования и в то время Россия не могла соответствовать международным стандартам в области исполнения наказаний. Из этих же положений понятно, что договоры Российской Федерации являются источниками уголовно-исполнительного права в том числе. Международные стандарты по обращению с осужденными принято делить по нескольким основаниям: Во первых, по масштабу действия, во вторых – по специализации. Это акты общего характера и акты специализированного характера. И наконец, есть еще классификация по обязательности для государств. Есть обязательные нормы принципы и нормы, которые носят необязательный декларативный характер. Все международные акты мы разделим на две группы:

  1. Общие международные нормативно-правовые акты. Здесь будет Всеобщая декларация прав человека, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и пакт о гражданских и политических правах 1966 года. Можно назвать декларацию прав ребенка 1969 года, декларацию о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 года. Некоторые авторы отдельно называют декларацию прав инвалидов, декларация ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, конвенция Международной организации труда о принудительном или обязательном труде 1930 года. Это были общие акты, которые относятся к уголовно-исполнительному праву. Но больше интересуют специальные нормативные акты. Это минимальные стандартные правила ООН обращения с заключенными 1955 года, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 года. Похожий по названию акт – это конвенция против пыток и других 

  2. жестоких наказаний, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 года, процедуры эффективного осуществления минимальных стандартных правил ООН по обращению с заключенными 1984 года, Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни 1984 года, минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 года), Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1989 года. Достаточно важный акт – это минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением. У этого акта есть другое название – Токийские правила 1990 года, в 1990 году были приняты еще ряд правил – Правила ООН, касающиеся несовершеннолетних, лишенных свободы, Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эррияские руководящие принципы), Европейские пенитенциарные правила 2006 года. Они активно применяются в Евросоюзе.

  3. Конституция Российской Федерации также является источником уголовно-исполнительного права.

  4. Некоторые авторы выделяют в качестве источников Федеральные Конституционные законы. Федеральный Конституционный закон Об уполномоченном по правам человека. Называют Федеральные Конституционные законы о чрезвычайном и военном положении.

  5. Уголовно-исполнительное законодательство, структура и содержания которого раскрываются в Уголовно-исполнительном кодексе. Указываются Уголовно-исполнительный кодекс, а также иные (специальные федеральные законы). Касательно кодекса можно добавить следующее – Он состоит из двух частей – Общая и особенная часть – как и Уголовный кодекс. Особенная часть включает в себя 7 разделов. Всего 190 статей. Специфика данного акта в том, что в нем есть отложенные не только нормы, но и целые главы. Глава 10 пока что никаким образом не применяется. В связи с мораторием на смертную казнь, не применяется глава 23 – исполнение наказаний в виде смертной казни. Также источниками являются Закон РФ Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, Федеральный Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности 1995 года, Федеральный закон 1997 года О судебных приставах, Федеральный закон 2008 года Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и О содействии лицам, находящихся в местах принудительного содержания. Можно сказать, что не специальные, но иные законы могут быть тоже отчасти источниками уголовно-

  6. исполнительного права. Подзаконные нормативно-правовые акты. Во первых, это указы Президента РФ. Указ Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний РФ. Постановления Правительства РФ. В данном случае можно привести достаточно большой их перечень. Мы не будем этого делать. Ведомственные нормативно-правовые акты. Здесь, главным образом, приказы Министерства Юстиции РФ. Приказ Министерства Юстиции 2006 года №383 Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по рассмотрению предложений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, Приказ Министерства Юстиции 2010 года №240 Об утверждении свода профессионального поведения сотрудников Уголовно-исполнительной системы. И другие.
^

Особенности норм уголовно-исполнительного права.


Понятие нормы давать не будем.

Особенности структуры нормы. В большинстве норм отсутствует гипотеза. Небольшое количество норм, в которых содержится санкция. В основном это диспозиция.

Классификация норм уголовно-исполнительного права.

По характеру, содержащихся в нормах правил поведения. Достаточно большое количество запрещающих норм. Достаточно много обязывающих норм. Статья 11 посвящена этому полностью. Есть управомочивающие нормы. Статья 14, статья 89.

По реализуемым функциям.

Есть нормы, которые можно отнести к регулятивным. Есть нормы правоохранительные.

Есть специальные нормы – нормы дефиниции.

По функциональному назначению уголовно-исполнительное законодательство может защищать как материальные нормы, так и процессуальные.

По техническим приемам установления это могут быть как определенные нормы, так и отсылочные. Могут быть бланкетные нормы.
^

Правовое положение осужденных.


Правовое положение осужденного – это его правовой статус, закрепленный в нормах различных отраслей права, выражающийся в совокупности его прав, свобод, гарантий их реализации, законных интересов и обязанностей о время отбывания уголовного наказания или иных мер уголовно-правового характера. Это наиболее полное определение правового статуса осужденного. Однако, не все авторы согласны с такой трактовкой. В частности, Н.А. Стручков рассматривал правовое положение осужденных как совокупность субъективных обязанностей и прав, которыми они обладают во время 

отбывания наказания. В.Б. Малинин полагает, что эта совокупность обязанностей, прав и законных интересов, возлагаемых на осужденных уголовно-исполнительным законодательством. Таким образом, в принципе, это две кардинально противоположные точки зрения.

Виды правового статуса осужденных:

  1. Общий или конституционный.

  2. Специальный или родовой статус как лица, подвергнутого уголовному наказанию, как лица, в отношении которого приговор суда вступил в законную силу.

  3. Особенный или видовой статус как лица, отбывающего определенный вид наказания.

  4. Индивидуальный статус. Он формируется с учетом личностных особенностей и поведения осужденного. В принципе, можно казать, что это конкретное правовое положение осужденных.

Конкретное правовое положение осужденных таким образом зависит от вида наказания, личностных характеристик осужденного и его поведение во время отбывания наказания.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством перечислены некоторые общие положения, касающиеся правового положения осужденных. Большинство из них в сущности являются гарантиями реализации прав и свобод. Во первых, РФ уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает их правовую защиту и личную безопасность. Во вторых, осужденным гарантируются права и свободы изъятиями и ограничениями, установленными законодательством РФ. Основой правового статуса и право на информацию. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения общегражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральными законами. Права и обязанности осужденных устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом РФ, а также иными нормативными правовыми актами. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, ущемляться права и законные интересы других лиц. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей влечет установленную законом ответственность. Осужденные могут быть привлечены к материальной, дисциплинарной по статье 113 Уголовно-исполнительного кодекса и иным видам ответственности. Например, уголовной, если они совершают преступления. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Осужденные не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам.

Основные обязанности осужденных:



К основным обязанностям осужденных относятся те из них, которые обеспечивают правопорядок во время отбывания наказания или создают условия для нормальной штатной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание.

Осужденные обязаны:

  1. Исполнять установленные законодательством обязанности граждан РФ.

  2. Соблюдать требования федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, определяющих порядок и условия отбывания наказания.

  3. Выполнять законные требования администрации, учреждения или органа, исполняющего наказание. Законодатель специально подчеркнул законность этих требований. Он может отказаться от выполнения требований и объяснить, почему он это не будет делать.

  4. Являться по вызову администрации учреждений и органов исполнения наказания и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. Это способствует некоторому контролю за осужденным. Он не может отказаться от этого, либо он будет подвергнут принудительному приводу.

  5. Соблюдать принятые обществе правила поведения, санитарии и гигиены. Эта обязанность обусловлена спецификой наказания в виде лишения свободы. Здесь это возводится даже в обязанность, немотря на очевидность.

Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей и законных требований администрации может повлечь материальную, дисциплинарную ответственность, перевод в учреждение с более строгим режимом.

Последние два года уровень преступности в исправительных колониях снизился. Есть небольшой уровень преступности в воспитательных колониях.

В нашей уголовно-исполнительной системе не все так плохо. Уровни преступности очень сильно корелируют с количеством лиц, содержащихся в уголовно-исполнительных учреждениях.

Характеристика основных прав осужденных.

Основные права закреплены в статьях 12-й – 14-й уголовно-исполнительного кодекса. Легальное закрепление прав осужденных имеет большое значение в выполнении международных обязательств в данной сфере. Реальность и гарантированность прав может повысить состояние положения осужденных. Одним из критериев эффективности и будут жалобы от осужденных.

Осужденные имеют право:

  1. На получение информации об условиях отбывания наказания

  2. Об условиях и порядке исполнения наказания.

  3. 

  4. Право на вежливое обращение со стороны учреждения, исполняющего наказание. Оно вытекает из ряда международных актов. Например, статья 2 кодекса поведения должностных лиц. Это положение является конкретизацией одной статьи в Конституции, в которой установлено, что никто не может подвергаться пыткам, насилию и т.д. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. В законе об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы указан порядок применения сотрудниками Уголовно-исполнительной системы мер безопасности, к которым относятся Во первых, физическая сила. Статья 29, оружие – газовое или огнестрельное в соответствии со статьей 31, специальные средства в соответствии со статьей 30. К ним относятся резиновые палки, наручники, средства разрушения преград, служебные собаки.

  5. Обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказание и иные органы, вести переписку. Возможность обращения в межгосударственные органы – это новелла законодательства. Помимо судебных органов имеется ввиду комитет ООН против пыток. Причем, жалобы также должны соответствовать определенным требованиям. Жалобы не должны быть анонимны. Они не рассматриваются, если их рассмотрением занимается какой-либо другой комитет. Всего в Уголовно-исполнительном кодексе предусмотрено 4 порядка обращения. Первое – предложение. Предложение так или иначе вязано с работой и деятельностью конкретных учреждений. Заявление. В них излагается просьба о принятии решения или мер в интересах заявителя, жалобы. Это еще один вид обращения осужденных, которым сообщается о нарушении прав и свобод и содержится прошение о восстановлении нарушенного порядка. Еще возможны ходатайства. Есть ходатайства об отсрочке отбывания наказания, уплаты штрафа. Это проводится в основном на процессуальной стадии. Порядок рассмотрения предложений и жалоб осужденных регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства Юстиции 2006 года №383. Заявления и жалобы могут быть по субъектам индивидуальные и коллективные. По форме устные и письменные, по порядку направления подлежащие и не подлежащие цензуре. Письменные обращения осужденных или лиц, содержащихся под стражей должно содержать во первых, ФИО осужденного, почтовый адрес, суть предложения, заявления или жалобы, личная подпись, дата обращения, наименование учреждения или органа, либо ФИО, либо должность лица, которому обращено обращение и в случае необходимости, документы, подтверждающие доводы. Обращения осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества подается в общем порядке. 

  6. Обращение осужденных к лишению свободы подается в порядке, предусмотренном регламентом. По общему правилу предложения, заявления и жалобы таких осужденных подлежат цензуре за исключением того, если они адресованы в органы власти, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью соответствующих учреждений. Такие обращения у нас собственно должны быть направлены не позднее суток за исключением выходных и праздничных дней. Есть еще исключение. Это собственно говоря, обращения, адресованные уполномоченному по правам человека РФ или субъекта РФ. Такие обращения не подлежат цензуре и должны быть направлены адресату течение 24-х часов. У нас не подлежат цензуре обращения в Европейский суд по правам человека. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы государственной власти, общественные объединения физическим и юридическим лицам, в том числе, адвокату, подвергаются цензуре. Если в таких обращениях содержатся вопросы, которые могут быть решены на месте, обращения не направляются, а вопрос сразу решается. Обращения, содержащие сведения, способствующие совершению преступления, выполненные тайнописью, шифром, содержащие охраняемую законом тайну адресату не направляются, а приобщаются к личному делу. Подача таких обращений не приостанавливает обжалуемые решения и действия. Общий срок рассмотрения обращений – 30 дней, в следственных изоляторах – 10 дней. Обращения, содержащие сведения об угрозе личной безопасности рассматриваются незамедлительно.

  7. Право на охрану здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи. Осужденный, в отношении которого не исполняется наказание в виде лишения свободы все происходит в общем порядке, в отношении тех, кто лишен свободы, помощь оказывают специализированные медпункты, 59 лечебно-исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 исправительных учреждений для больных наркоманией. Есть право на психологическую помощь, которая оказывается с согласия осужденного.

  8. Право на социальное обеспечение, в том числе, получение социальных пособий и пенсий. Это право является новеллой действующего законодательства, так как в советское время этого не было.

  9. Право на получение юридической помощи.

  10. Специфическое право осужденных иностранных граждан. Осужденные иностранные граждане вправе поддерживать связь с дипломатическими представительствами или консульством своего государства. Или в дипломатическое представительство или консульство третьего государства, которое выражает интересы того.

  11. Свобода совести и вероисповедания осужденного.



Извлечение из Уголовно-исполнительного кодекса, разъяснения порядка подачи обращений, информацию о реализации свободы совести и вероисповедания. Если речь идет об иностранцах, то о порядке связей между их представительствами и консульствами. До осужденных доводится информация о мерах поощрения, которые могут быть к ним применены. Информация может доводится письменно, устно, иными способами. Информация о правах и обязанностях должна содержаться непосредственно в помещении проживания осужденного. На самом деле, говорят, что права осужденных реализуются и бумаги с закрепленными правами висят везде. Отдельно указано, что осужденные не могут быть подвергнуты медицинским, научным и иным опытам вне зависимости от их согласия на это.

При возникновении угрозы личной безопасности осужденный вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу, которые обязаны принять меры по обеспечению личной безопасности осужденного. Начальник соответствующего учреждения может принять решение о переводе осужденного в безопасное место. Например, в отдельную камеру или помещение камерного типа либо принять другие меры, устраняющие угрозу личной безопасности.

Для осужденных к лишению свободы действуют в соответствующих учреждениях 523 культовых сооружения. Имеется 705 молитвенных комнат. Осужденные могут самостоятельно и вместе со священники производить религиозные обряды в специально оборудованных помещениях. Им разрешается получать или приобретать религиозную литературу, предметы религиозного культа и пользоваться этими предметами. По просьбе осужденных к лишению свободы, либо осужденных к смертной казни к ним приглашаются священники для проведения соответствующих обрядов.
^

Законные интересы осужденных.


Не все авторы рассматривают этот элемент правового статуса. Это предусмотренные и разрешенные законом стремления осужденного или осужденных по осуществлению определенных действий или использованию материальных и иных благ как правило удовлетворяемые в результате положительной оценки поведения осужденных и (или) наличия объективных возможностей.

По основаниям реализации этих законных интересов

  1. Интересы, связанные с поведением осужденного. Каждый осужденный заинтересован в получении поощрения.

  2. 

  3. Интересы, связанные с определенными событиями. Здесь можно говорить о получении всевозможных льгот. Например, выезд на определенный период из мест лишения свободы.

  4. Интересы, связанные с наличием возможности учреждения. Например, с наличием возможности связывается право на телефонные переговоры

По содержанию

  1. Общие интересы. Например, улучшение материально-бытовых условий.

  2. Специальные или частные. Например, получение дополнительного свидания.

По степени влияния на правовое положение

  1. Интересы существенно влияющие на правовое положение. Например, если осужденный переводится в другое учреждение

  2. Интересы, не оказывающие влияние на получение высшего образования.

Учреждения и органы, исполняющие уголовное наказание. Контроль за их деятельностью.

На протяжении истории России разные виды наказаний исполнялись различными учреждениями и органами. В настоящее время уголовные наказания исполняются системой органов, исполняющих наказание. Но это понятие по своему содержанию неравнозначно понятию уголовно-исполнительная система. Система учреждений и органов, исполняющих наказание – это совокупность специализированных и неспециализированных соответствующих субъектов, исполняющих конкретные виды наказания в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Исполняют судебные приставы по месту работы или жительства осужденных. Судебные приставы подведомственны Федеральной службе судебных приставов. Наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью исполняет уголовно-исполнительная инспекция. Лишение воинского звания, чина или государственной награды исполняет суд, вынесший решение. Обязательные работы, ограничение свободы уголовно-исполнительной инспекция по месту жительства осужденного. Исправительные работы также исполняет уголовно-исполнительная инспекция. Исполнение ареста предусмотрено арестным домом. В настоящее время не существует. Лишение свободы на определенный срок может исполняться колониями поселениями, воспитательными колониями, лечебно-исправительными учреждениями, исправительными колониями общего, строгого и особого режима, либо тюрьмами (СИЗО, в случаях, предусмотренной статьей 77 Уголовно-исполнительного кодекса). Пожизненное лишение свободы исполняется исправительными колониями особого режима. Смертная казнь – учреждениями уголовно-

исполнительной системы. До моратория смертная казнь исполнялась либо в специальных СИЗО, либо в тюрьмах. Содержание в дисциплинарной воинской части исполняется соответствующей воинской частью. Арест в отношении военнослужащих исполняет командование гарнизонов на гауптвахтах и соответствующее отделение гарнизонных гауптвахт. Ограничение по военной службе – командование воинских частей, в которых проходится служба. Таким образом, уголовной наказание может исполняться как специализированными учреждениями и органами: 1) Исправительные учреждения: ч.1 – 2 ст. 74 к исправительным учреждениям относят исправительные колонии: К исправительным колониям относят колонии поселения и колонии общего, строгого, особого режима. 2) Воспитательные колонии. 3) Тюрьмы. 4) Лечебно-исправительные учреждения. По части 1 и 8 СИЗО и лечебно-профилактические учреждения, больницы выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных.

К специализированным учреждениям относятся:

  1. Арестные дома.

  2. Уголовно-исполнительная инспекция.

  3. Дисциплинарные воинские части.

Уголовно-исполнительная система включает в себя

  1. Учреждения, исполняющие наказания.

  2. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы.

  3. Центральные органы управления уголовно-исполнительной системы. Здесь имеется ввиду Федеральная служба исполнения наказания.

В уголовно-исполнительной системе по решению Правительства входят также учреждения и органы, обеспечивающие ее нормальную работу. Во первых, это следственные изоляторы, предприятия, созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-проектные, лечебные и иные учреждения. Штатная численность работников Уголовно-исполнительной системы – 166 000 человек. Таким образом, в систему управления Уголовно-исполнительной системы можно представить следующим образом: Президент РФ – Министерство Юстиции РФ – Федеральная служба исполнения наказаний РФ – Управление Федеральной службы исполнения наказаний по округам – Управление Федеральной службы исполнения наказаний по субъектам РФ – Уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома и т.д. Деятельность уголовно-исполнительной систем осуществляется на основе принципов законности, гуманизма и уважения прав человека. В статье 13 Закона об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы указаны права 

соответствующих учреждений. В статье 14 – их обязанности. Нравственные принципы служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной систем перечислены в пункте 6 Приказа Федеральной службы исполнения наказаний №240.
^

Контроль за учреждениями и органами, исполняющими наказание.


Виды контроля:

  1. Международный. Может осуществляться различными правительственными и неправительственными организациями.

  2. Государственный контроль. Его классификацию можно дать в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом. Выделяется судебный контроль, ведомственный контроль, прокурорский надзор.

  3. Общегосударственный – контроль, осуществляемый иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

  4. Общественный контроль. В соответствии с ч.2 ст.23 субъектами общегосударственного контроля могут быть законодательные и исполнительные органы федерального и регионального уровня и иные государственные органы. Например, Президент РФ, Уполномоченный по правам человека РФ, Счетная палата. Есть контроль со стороны органов местного самоуправления.

В целях создания максимально благоприятных условий осуществления государственного контроля в ч.1 ст.24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ дан перечень лиц, которые могут осуществлять контроль без специального разрешения. Эту статью нужно будет сопоставить со статьей 38 какого-то закона. Кино, фото, видео съемка осужденных осуществляется с их письменного согласия, съемка объектов обеспечения безопасности и охраны осужденных – с письменного разрешения администрации соответствующих учреждений.
^

Особенная часть уголовно-исполнительного права.


Проблемы исполнения отдельных наказаний в современной России.

Пенитенциарная система России

Первая попытка введения нормативно-правового акта комплексно регулирующего вопросы заключения в тюрьмах была предпринята в конце 18-го века Екатериной Второй. Был создан так называемый проект положения о тюрьмах. До него были всевозможные приказы инструктивного характера. Нормативных актов, которые комплексно бы регулировали эту систему не было. В 1722 году принимается устав о ссыльных. Его тоже сложно назвать комплексным актом. В 1831-м году принимается общая тюремная инструкция, в которой указываются вопросы функционирования тюрем. Год спустя 

принимается свод уставов о содержащихся под стражей и ссыльных, который отчасти включил положение московской и санкт-петербургской тюремных инструкций, а также часть положений общей тюремной инструкции. По оценкам специалистов свод впервые в истории России объемно и всесторонне регламентировал деятельность системы мест заключения. Необходимо сказать, что 1832 год – он вообще знаковый для российского законодательства. Во второй половине 19-го века назрела необходимость реформирования системы исполнения наказаний. Во первых, в 1879 году был принят закон об учреждении в составе МВД главного тюремного управления. И в том же году был принят закон, в котором были определены основные преобразования в карательной системы. В соответствии с которым предусматривалось исполнение следующих видов уголовных наказаний:

  1. Смертная казнь

  2. Каторга бессрочная и на определенный срок

  3. Ссылка на поселение без срока

  4. Заключение в исправительном доме

  5. Заключение в крепости

  6. Заключение в тюрьме

  7. Арест

  8. Денежный штраф

  9. Денежная пеня.

В 1895 году была изменена подведомственность тюремной системы. Если до этого из нормативных актов она была подведомственна МВД, то потом она стала подведомственной Министерству Юстиции. В состав тюремной системы входили:

  1. Помещение для подвергнутых аресту

  2. Арестантские помещения при полиции

  3. Тюрьмы губернские, областные и уездные тюремные замки. На особом положении были Московские и Санкт-Петербургские тюрьмы

  4. Исправительные арестантские отделения

  5. Тюрьмы для содержания осужденных к каторжным работам

  6. Пересыльные тюрьмы

Органы управления системой уголовных наказаний

До 1895-го года центральным органом было МВД, потом стало центральное тюремное управление при Министерстве Юстиции. На среднем уровне были губернаторы, на нижнем уровне – Администрация учреждения, исполняющего наказания. Особым статусом обладали тюрьмы Москвы, Санкт Петербурга и Царского села, которые 

находились в прямом ведении соответствующих губернаторов. А для наблюдения за ними создавались особые наблюдательные комиссии, которые состояли из представителей городских дум и тюремных комитетов. К числу органов управления тюремной системой согласно Своду относится также общество попечительное о тюрьмах, которое было создано Императором Александром Первым в 1819-м году. В 1851-м году оно вошло в состав МВД, а с 1890-го года его полномочия были существенно расширены, был принят новый устав этого общества.

Обязанности этого общества:

  1. Внутреннее устройство мест заключения

  2. Контроль за правильным размещением арестантов

  3. Обеспечение их питанием

  4. Контроль за состоянием мест заключения

  5. Поддержание тюремных больниц

  6. Обеспечение арестантов одеждой, бельем, обувью

  7. И другие обязанности, в том числе и выкуп заключенных, которые являются должниками.

Общество находилось под непосредственным покровительством Императора. Управлялась Президентом. В столицах существовали мужские и женские комитеты этого общества. В 1890-м году принимается устав о содержащихся под стражею.
^

Особенности исполнения наказания в отношении несовершеннолетних.


В артикуле воинском была введена норма об ответственности детей преступников. Указом Екатерины Второй была введена особая система исполнения уголовных наказаний от 10 до 17 лет. В частности предусматривалось, что если лица в этом возрасте совершают тяжкие преступления, за которые предусмотрена смертная казнь, они направляются в Сенат и наказание заменялось на кнут. Важен закон Об учреждении институтов и колоний для малолетних преступников. Начиная с 70-х годов открывается целый ряд учреждений. В 1881 году проводится съезд представителей воспитательно-исправительных приютов. К несовершеннолетним относились лица от 10 до 17-и лет. В 1909 году принимается положение о воспитательных исправительных заведениях для несовершеннолетних. Параллельно осуществляется правовое регулирование и других аспектов и сторон исполнения уголовных наказаний. В 1915 году принимается новая общая тюремная инструкция, которая регулирует в том числе и вопросы конвоирования. При главном тюремном управлении создаются различные подразделения, частности, совет по тюремным делам, который отвечает за реализацию тюремной политики государства. 

Создается центральное дактилоскопическое бюро. Было начало международного сотрудничества в этой сфере. С середины 19-го века начинают проводиться тюремные конгрессы: сначала по инициативе частных лиц. В 1847 году был проведен второй такой конгресс в Брюсселе, а другой – во Франкфурте. Начиная с 1872-го года тюремные конгрессы приобретают характер межгосударственного сотрудничества. Первый конгресс был в Лондоне. Отдельная секция была посвящена исполнению наказаний по отношению к несовершеннолетним. Численность заключенных в России изменялась с течением времени: В 1898 году примерно 83000 человек. В 1909 примерно 180000. В 1913 примерно 194000.
^

Система исполнении уголовных наказаний в советский период:


После революции было принято решение о ликвидации дореволюционной тюремной системы. Но потом им было объявлено о необходимости продолжения работы. В декабре 1917-го года в составе наркомюста была создана тюремная коллегия, которая руководила всей этой системой. В мае 1918-го года она была преобразована в карательный отдел наркомюста.

В 1924-м году принимается исправительно-трудовой кодекс СССР.

Перед войной в системе ГУЛАГа было 425 исправительно-трудовых колоний, в том числе, 50 для несовершеннолетних. Было 392 общие тюрьмы.

В 1949-м году учреждается новое положение о главном управлении исправительно-трудовых лагерей и их колоний. Основной задачей ставится задача перевоспитания заключенных на основе общественно полезного труда. В начале 50-х годов в связи со значительным ростом числа осужденных и увеличением внутрилагерных неповиновений и бандитизма принимается распоряжение МВД СССР об укреплении единоначалия в ИТЛ и колониях. Под термином сучьи войны в науке понимаются массовое неповиновение заключенных.

27-го марта 1953-го года выходит указ Президиума Верховного совета СССР и объявляется амнистия. Это событие нашло отражение в кинематографии и в художественной литературе.
^

Проблемы исполнения отдельных видов уголовных наказаний в современной России.


С момента принятия УК РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ, существовала так называемая проблема отложенных видов наказаний. В соответствии со статьей четвертой Федерального закона О введении в действие Уголовного кодекса РФ и статьей 5 о введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ, положения 

соответствующих кодексов о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся Федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этих наказаний, но не позднее 2001-го года. В 2001-м году введено ничего не было. 10-го января 2002-го года был принят Федеральный закон №4 О внесении изменений и дополнений в выше названные Федеральные законы. В этом законе указано, что наказание в виде обязательных работ вводится не позднее 2004-го года, в виде ограничения свободы не позднее 2005-го года, в виде ареста не позднее 2006-го года. 28-го декабря 2004-го года был принят Федеральный закон №177, в котором были введены положения соответствующих кодексов о наказаниях в виде обязательных работ. Таким образом, в настоящий момент проблема отложенных наказаний, альтернативных лишению свободы отчасти лишена. Соответственно, можно посмотреть, каким же образом она лишена.

Проблемы введения наказания в виде ограничения свободы. В соответствии с Федеральным законом № 377, с 10-го января 2010-го года введено наказание в виде ограничения свободы. Оно также внесено в систему уголовных наказаний, применяемых в отношении несовершеннолетних. Но, содержательно данный вид наказания был существенно изменен. Изначально предполагалось, что наказание в виде ограничения свободы осужденные будут отбывать в специализированных исправительных учреждениях – исправительных центрах. В настоящее время ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений:

  1. Не выходить из жилого помещения в определенное время суток

  2. Не посещать определенные места, расположенные в муниципальном образовании

  3. Не выезжать за пределы муниципального образования

  4. Не посещать места проведения массовых или иных мероприятий и не участвовать в них

  5. Не изменять место жительства, работы, учебы без согласования уголовно-исполнительной инспекции

  6. От одного до четырех раз в месяц регистрироваться в уголовно-исполнительной инспекции.

Данное наказание введено для взрослых в качестве основного и в качестве дополнительного. В принципе, самое главное, что было достигнуто – это частичное выполнение международного обязательства. Введение ограничения свободы в таком виде было обусловлено рядом целей: Самая основная – введение еще одного наказания, альтернативному лишению свободы. Такие международные обязательства Россия на себя 

неоднократно брала. Вызывает сомнение превентивный эффект такого «домашнего ареста». По прогнозам к этому виду наказаний в 2010 году должно быть приговорено 110000 человек.


Скачать файл (69.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru