Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Вопросы экономики и права 2009 №01 - файл 1.doc


Вопросы экономики и права 2009 №01
скачать (1416.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1417kb.23.11.2011 03:20скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...


Редакционный совет:

А.П. Торшин - заместитель Председателя Совета Федерации РФ, кандидат юридических наук

А.Г. Лисицын-Светланов - директор Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАН

В.Н. Викторов - первый заместитель руководителя Аппарата Совета Федерации, доктор экономических наук, профессор

Ю.В. Голик - доктор юридических наук, профессор

В.А. Гамза - первый вице-президент Ассоциации региональных банков "Россия", председатель совета директоров "Агрохимбанка", кандидат юридических наук, кандидат экономических наук

^ С.Н. Сильвестров - заместитель директора Института экономики Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор

А.В. Мещеров - главный редактор журнала «Экономические науки», доктор экономических наук, профессор

^ Ответственный редактор кандидат юридических наук, доцент В.В. Болгова

Подписной индекс 70180 (Агентство "Роспечать")


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ №ФС 77-31419 от 6 марта 2008 г, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия

Редактор Л.И. Гац Корректор Н.И. Здоровенко Компьютерная правка и верстка - О.В. Егорова


Цена договорная

Учредитель - ООО "Экономические науки" (125252, г. Москва, Чапаевский пер., д. 3, оф. 775)


© Экономические науки, 2008

Подписано в печать 26.12.2008 г. Формат 60x84/8. Печать офсетная. Тираж 1000 экз. Усл. печ. л. 6,28 (6,75). Уч.-изд. л. 7,5. Заказ №

Отпечатано в издательстве ООО "24-Принт"

Научно-информационный журнал

В НОМЕРЕ:


Покачалова Е.В.

К вопросу о понятии финансовой системы России:

теоретические аспекты финансового права 3

Бакаева О.Ю.

Генезис таможенных правоотношений в России 9

Найденов Н.Д.

Анализ элементов отношений собственности 15

Тимченко Е.Ю.

Регулирование поведения торговых компаний на продовольственных рынках:

экономико-правовые императивы 25

Землянов О.Е.

Понятие правового регулирования 33

Тунтаев Р.И.

Предмет и метод правового регулирования отношений, возникающих

по поводу интеллектуальной собственности 37

Максуров А.А.

Координационные правоотношения и объект координационной деятельности:

проблемы соотношения 42

Исаенкова О.В.

Зарубежный опыт в исполнительном праве Российской Федерации 45
Annotations to the Articles 52

^ К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
© 2009 Е.В. Покачалова доктор юридических наук, профессор Саратовская государственная академия права
Анализируются теоретические и практические проблемы определения понятия "финансовая систе­ма", формулируются предложения по созданию легальной дефиниции, обосновывается необходи­мость унификации содержания данной категории.

Финансовая система Российской Федерации согласно философским позициям является интег-ративной системой. Интегративная система, как известно, в отличие от системы суммативной яв­ляется тем, что можно назвать "органично це­лым". Суммативные системы характеризуются тем, что их свойства почти целиком исчерпыва­ются свойствами входящих в систему элемен­тов. Главное отличие самой суммативной систе­мы от входящих в нее элементов заключается лишь в количественном превосходстве элемен­тов без изменения по качественным характерис­тикам, т.е. только по сумме и количеству. В фи­лософском словаре выделяют следующие осо­бенности, присущие интегративным системам как "целокупности предметов... 1) они приобретают новые свойства по сравнению с входящими в них предметами, т.е. свойства, принадлежащие имен­но совокупности как целому, а не ее отдельным частям; 2) связи между их элементами имеют законообразный характер; 3) они придают своим элементам такие свойства, которыми элементы не обладают вне системы"1. Именно такие сис­темы, по мнению ученых, представляют собой подлинные целостности, а их элементы являют­ся их подлинными частями. По этому поводу Ю.А. Крохина отмечает: "Каждому звену финан­совой системы присущи определенные свойства и функции, которые не повторяются другими ее звеньями, но все звенья взаимодействуют и ин­тегрируют. Это и является признаком целостнос­ти финансовой системы"2.


1 Философия: Энцикл. слов. / Под ред. А.А. Ивина. М., 2004. С. 977.

2 Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учеб. для вузов. М., 2004. С. 16.

Целостность финансовой системы предопре­деляется и тем, что она выступает своеобраз­ным отражением внутреннего строения такой целостной экономической категории, как финан­


3 См.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 23.

сы. Достаточно устоявшейся у экономистов и правоведов считается позиция, согласно которой постулируется, что финансовая система, будучи производной от экономической категории "финан­сы", также является категорией финансовой. В связи с этим традиционно финансовая система (как экономическая категория) рассматривает­ся как внутреннее строение финансов, совокуп­ность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений3. Между тем анализ современного финансового и бюджетного законодательства свидетельствует о том, что большинство из традиционных финан­сово-правовых институтов, включаемых в струк­туру финансовой системы РФ, претерпело изме­нения и наполнилось абсолютно новым содержа­нием, о чем упоминалось ранее. Кроме того, в постсоветский период появились новые, неизве­стные ранее звенья финансовой системы. При­чем эти звенья (за некоторым исключением) име­ют не только экономическое содержание, но и правовое оформление, выражающееся закрепле­нием их понятия, внутренней структуры и прин­ципов построения посредством норм права. Воз­никает вполне логичный вопрос: может ли финан­совая система, характеризуемая в учебной ли­тературе исключительно как экономическая ка­тегория (поскольку производна от экономической категории "финансы") и одновременно включа­ющая в качестве своих компонентов институты, оформленные посредством финансово-правовых норм, оставаться таковой (т.е. экономической) в своей "целокупности"? Полагаем, что ответ дол­жен быть отрицательным. Однако прежде чем привести дополнительные аргументы своей по­зиции, необходимо расширить круг исследуемых источников и выявить основные точки зрения ученых-финансоведов по данной проблеме.

Известно, что новации 90-х гг. ХХ в. в эконо­мической и политической жизни страны, обуслов­ленные переходом к рыночным отношениям, рас­падом СССР, модификацией федеративных отно­шений и становлением в Российской Федерации местного самоуправления, в первую очередь, от­разились на финансовой системе государства. Причем изменения затронули как структуру фи­нансовой системы, куда вошли новые институ­ты, так и внутреннее строение (структуру) име­ющихся звеньев, а также принципы взаимодей­ствия их между собой.

При этом важно отметить, что исследовате­ли в сфере финансового и бюджетного права, как правило, считают наиболее дискуссионным воп­рос о составе компонентов финансовой системы. Именно не отрицая в принципе выдвинутого по­стулата о том, что финансовая система является не только финансовой, но и правовой категорией, исследуют вопросы бюджетной системы ученые А.А. Тедеев и В.А. Парыгина. При этом авторы, обращаясь к отправным вопросам финансовой сис­темы, отмечают, что она "является достаточно дискуссионной правовой и экономической катего­рией..." и наибольшая дискуссия "...ведется по поводу выяснения вопроса об элементах финансо­вой системы"4. Несмотря на сделанные назван­ными учеными акценты на разграничение эконо­мического и правового аспектов категории "фи­нансовая система", должного внимания указанно­му вопросу не уделено и серьезного и обстоятель­ного анализа, к сожалению, не проведено.

Рассуждая о составе компонентов финансо­вой системы страны, представители саратовской школы финансового права отправным считают материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы. Под материальным содер­жанием компонентов (звеньев) финансовой сис­темы Российской Федерации понимаются, как правило, денежные фонды, отличающиеся специ­фическими признаками.


4 Бюджетная система России: Учебник / Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Дж.Э и др. 3-е изд., испр. и доп. М., 2006. С. 69. См. также: Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право: Учебник. М., 2004. С. 18-19.

Заметим, что сама дифференциация финан­сов как единой и целостной экономической кате­гории, их разделение на определенные институ­ты (компоненты) не является чисто теоретичес­кой проблемой. Указанное разграничение финан­сов предопределено тем, что они, обладая суще­ственными характерными чертами, присущими финансам в целом, одновременно отличаются спецификой внутреннего строения. В экономичес­кой и финансово-правовой литературе в связи с этим принято выделять "внутреннюю структуру финансов", куда учеными включаются несколь­ко детерминированных и взаимосвязанных инсти­тутов (компонентов), каждому из которых прису­щи свои особенности, с одновременным наличи­ем общих признаков, характерных в целом для финансов. Профессор Н.И. Химичева, уточняя причины выделения разнообразных структурных элементов в единой финансовой системе страны, справедливо подчеркивает, что необходимость выделения таких институтов (звеньев) "обуслов­лена многообразием потребностей общества, ко­торые призваны обслуживать финансы, охваты­вая своим взаимодействием всю экономику стра­ны и социальную сферу"5. Многозвенность фи­нансовой системы, как справедливо отмечает автор, способствует "большей ее гибкости и эф­фективности действия"6.

Таким образом, четкое разделение финансо­вой системы на определенные звенья (институты) важно не только с теоретической, но и с практи­ческой точки зрения. Кроме решения проблем дальнейшего развития теории финансового права, указанная дифференциация, безусловно, является основанием для достижения эффективности прак­тического хозяйствования в различных сферах эко­номики государства и выбора наилучших вариан­тов разрешения социальных проблем в конкрет­ных областях жизнедеятельности общества.

На современном этапе в состав финансовой системы России входят компоненты, одновремен­но наличествующие как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и уровне местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, взаимодействуют между собой, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические про­цессы, происходящие в обществе и государстве.


5 Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2005. С. 93.

6 Подробнее о финансовой системе см.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., пере-

раб. и доп. М., 2006. С. 23.

Представители саратовской школы финансо­вого права традиционно включают в состав фи-


нансовой системы РФ такие институты, как: бюд­жетная система, состоящая из государственных бюджетов (федерального и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований; внебюджетные целевые государ­ственные и муниципальные (местные) фонды; финансы страхования; кредит (государственный, муниципальный и банковский); финансы предпри­ятий, организаций, учреждений7.

Аналогичной позиции по поводу структуры финансовой системы придерживаются предста­вители ведущих научных школ финансового пра­ва нашей страны8.


7 Подробнее о позиции саратовской школы финансово­го права в отношении структуры финансовой системы см., например: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Хи-мичева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 23; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., пере­раб. и доп. М., 2008. С. 27-36.

8 См., например: Финансовое право / Под ред. О.Н. Гор­буновой. М., 2000. С. 19-20; Финансовое право России / Гор­бунова О.Н., Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. М., 1995. С. 6-7; Грачева Е.Ю., Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Алматы, 1995. С. 14-18; Соко­лова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М., 2006. С. 13; Финансовое право / Отв. ред. О.Н. Горбунова. М., 2005. С. 23-31.

Все названные звенья (институты) финансо­вой системы можно сгруппировать в подсисте­мы. Например, в зависимости от формы собствен­ности можно выделить государственные, муни­ципальные и частные финансы или более обоб­щенно - публичные и частные финансы. В част­ности, именно на основе формы собственности на соответствующие фонды денежных средств предлагает структурировать финансовую систе­му Э.Д. Соколова, занимающаяся указанными вопросами наиболее пристально среди ученых -специалистов в области финансового права. Ав­тор основывает свою позицию конституционны­ми положениями (ст. 8 Конституции РФ), а уже предложенные звенья финансовой системы (госу­дарственные финансы, местные финансы и част­ные финансы) предлагает, в свою очередь, под­разделять на виды: централизованные (федераль­ный бюджет, бюджет субъектов РФ, государ­ственные внебюджетные фонды и т.д.) и децент­рализованные (фонды денежных средств Банка России и иных кредитных организаций, основан­ных на праве государственной либо смешанной формы собственности, но с обязательным учас­тием государства; фонды государственных уни­тарных предприятий; фонды государственных


9 Соколова Э.Д. Указ. соч.

10 См., например: Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы:
Учебник. М., 2000. С. 647-671; Финансы: Учебник / С.А. Бе-
лозеров и др.; Под ред. В.В. Ковалева. 2-е изд., перераб. и
доп. М., 2004. С. 383-411.

11 Термин "финансы граждан" иногда путают с поняти-
ем "банковский вклад", который вправе иметь любой граж-
данин. Однако ни в экономическом (финансовом), ни в пра-
вовом аспектах обозначенные понятия смешивать нельзя.
Термин "финансовый фонд" прежде всего означает закреп-
ленный законом или иным нормативным актом строгий по-
рядок аккумуляции, распределения и использования денеж-
ных средств (в данном случае физическим лицом). Ничего
подобного не может быть установлено в отношении денеж-
ных средств граждан, хранящихся в банковских кредитных
организациях, не говоря уже о денежных средствах, храня-
щихся у граждан дома, поскольку это означало бы наруше-
ние их конституционных прав и свобод.

учреждений, создаваемых в результате их эконо­мической деятельности, приносящей доходы, и оставляемых в их распоряжении)9. Соответству­ющие фонды автор выделяет и на местном уров­не. В состав же частных финансов Э.Д. Соколо­ва предлагает включать фонды денежных средств, создаваемые юридическими лицами и иными организациями, функционирующими на праве частной собственности, а также денежные средства физических лиц, к которым главным об­разом относит предпринимателей, осуществляю­щих свою деятельность без образования юриди­ческого лица. Приведенная классификация впол­не обоснованна, если исходить из диалектичес­кого метода познания от общего к частному. Вы­зывает сомнение последний из приведенных Э.Д. Соколовой примеров (касающийся денеж­ных средств физических лиц), однако, полагаем, что какие-либо контраргументы здесь будут из­лишними, поскольку автор "прекрасно понимает, что денежные средства населения... как бы вы­падают из единой целостной финансовой систе­мы страны" и говорит о том, что указанные сред­ства практически не подлежат государственно­му (в том числе правовому) регулированию. Ко­нечно, указанная авторская позиция не беспоч­венна, поскольку все чаще в экономической, в том числе учебной, литературе встречаются разде­лы, посвященные "финансам домашних хо-зяйств"10. Однако, полагаем, что, в отличие от указанного термина, являющегося совершенно неприемлемым, поскольку термин "финансы" в традиционном понимании означает, прежде все­го, денежные фонды, которых у граждан (в об­щепринятом, а также экономико-правовом пони­мании) просто не может быть11 (что дополнитель­

но будет аргументировано в ходе настоящего ис­следования), термин "денежные средства насе­ления", предложенный Э.Д. Соколовой, безуслов­но, как с экономической, так и с юридической точки зрения является более адекватным и кор­ректным.

Особо следует остановиться и на высказан­ной в экономической и финансово-правовой лите­ратуре позиции о включении в финансовую сис­тему таких звеньев, как публичные и частные финансы. Данная классификация финансов на вы­соком теоретическом уровне была проанализи­рована и обоснована украинским профессором А.А. Нечай при исследовании правовых проблем регулирования публичных расходов в государстве на уровне докторской диссертации12, а также обо­значена известным российским ученым, профес­сором А.Н. Козыриным13. Учитывая, что указан­ные работы были достаточно серьезно проана­лизированы Э.Д. Соколовой при освещении пра­вовых основ финансовой системы России в вы­шеназванной монографии, заметим лишь, что об­щепризнанным является следующее положение: публичные финансы образуют в совокупности финансы государственные и муниципальные14. Разделение финансов на публичные и частные имеет не только важное теоретическое, но и прак­тическое значение, поскольку позволяет в усло­виях рыночной экономики выявлять приоритеты в использовании тех или иных форм финансов при решении государственных, муниципальных и иных общезначимых задач.

Говоря о значении и роли публичных финан­сов, экономисты А.М. Бабич и Л.Н. Павлова справедливо отмечают, что "состояние государ­ственных и муниципальных (т.е. публичных. -Е.П) финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства соци­альной системы. Из бюджета обеспечивается фи­нансирование важнейших инвестиционных про­грамм, экологии, обороны и пр."15. При этом ав­торы выделяют основные принципы, на которых базируются публичные (государственные и му­ниципальные) финансы. К ним они, в частности, относят такие принципы, как: 1) единство законо­дательной и нормативной базы; 2) открытость и прозрачность; 3) разграничение полномочий и предметов ведения; 4) целевая ориентирован­ность; 5) научный подход к реализации намечен­ных целей; 6) экономичность и рациональность; 7) управляемость финансовыми потоками на цен­трализованной основе16. Полагаем, что указан­ная система принципов функционирования публич­ных финансов должна быть дополнена принципом соблюдения публичных интересов, имеющим осо­бое значение. Именно наличие публичного инте­реса предопределяет и научную позицию по та­кому важному вопросу теории финансового пра­ва, как разделение финансов на публичные и част­ные. Э.Д. Соколова, рассматривая научную по­зицию А.Н. Козырина по данному вопросу, совер­шенно справедливо замечает, что проблемы пра­вового регулирования публичных и частных фи­нансов являются сложными и порой не могут быть решены по той схеме, которую предлагает ученый: "публичные финансы регулируются нор­мами публичного права, частные финансы -объект частноправового регулирования"17. Пола­гаем, что в данном случае основой должно слу­жить наличие либо отсутствие соответствующе­го (публичного, частного) интереса.

Следует отметить, что указанные принципы лежат в основе всех звеньев финансовой систе­мы, если только они отвечают признаку публич­ности правоотношений. В связи с этим коротко охарактеризуем каждый из институтов современ­ной финансовой системы Российской Федерации.


16 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Указ. соч. С. 27.

17 Соколова Э.Д. Указ. соч. С. 22.

Важно указать, что специфика постсоциали­стической российской финансовой системы пре­допределена и тем, что в процессе ее развития широко был использован опыт зарубежных госу­дарств. Так, в рамках и за рамками бюджета стали по аналогии с иными странами формиро­ваться целевые фонды. В таких институтах, как банковский кредит, финансы предприятий, стра­хование, получили распространение иные формы собственности, помимо государственной, что сви­детельствовало о ликвидации монополии государ­ства в указанных звеньях финансовой системы, отражающей новые рыночные отношения в эко­номике. В российской финансовой системе, в от­личие от советской, были сформированы финан­совые институты на уровне местного самоуправ­ления, органы которого являются самостоятель­ными и согласно ст. 12 Конституции РФ не отно­сятся к органам государственной власти, хотя так же, как и обозначенные, действуют в публичных интересах.

В финансово-правовой литературе неодно­кратно отмечалось, что в настоящее время ле­гальное определение финансовой системы отсут-ствует18. Это действительно так. Однако указан­ного определения (именно как дефиниции) никог­да и не было в российском законодательстве (по крайне мере на уровне федерального норматив­ного акта). Приведение в качестве примера ра­нее действовавшего Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР"19, в котором было лишь упоминание самого термина "финансовая система", а также указание ее элементов, вряд ли можно характе­ризовать в качестве официального закрепления. Не случайно, что термин "финансовая система" был применен законодателем в Указе Президен­та РФ "О некоторых мерах по стабилизации фи­нансовой системы Российской Федерации" от 25 августа 1998 г. № 988 несколько в ином смыс­ле. В данном правовом акте речь в основном шла о преодолении кризиса фондового рынка, реструк­туризации государственных долговых обяза­тельств и исполнении международных обяза­тельств РФ20.


18 См., например: Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финан-
совое право России. М., 1997. С. 5; Соколова Э.Д. Указ. соч.
С. 25.

19 Так, в п. 1. ст. 14 "Взаимоотношения бюджетов с
другими элементами финансовой системы" Закона РСФСР
№ 1735-1 закреплялось, что "бюджетная система РСФСР
является частью финансовой системы РСФСР, включающей
в себя финансы самостоятельных юридических и физичес-
ких лиц" (см.: Закон РСФСР "Об основах бюджетного уст-
ройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 окт. 1991 г.
№ 1735-1 (с изм. от 10 июля 1996 г. № 95-ФЗ) // Ведомости
СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 46. Ст. 1543 (утратил
силу с 1 января 2000 г. на основании Федерального закона
"О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Фе-
дерации" от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ).

20 См.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 35.
Ст. 4383.

Третий вариант интерпретации категории "финансовая система" был дан законодателем в Постановлении Правительства РФ "О заключе­нии Протокола о мерах по обеспечению взаимо­действия национальных валютно-финансовых систем в целях создания благоприятных условий для развития взаимной торговли между государ­ствами - участниками Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной об­ластях" от 10 августа 1998 г. № 921.21

Анализ регионального законодательства по­зволяет констатировать, что термин "финансовая система" применяется и на указанном уровне, и прежде всего при правовом регулировании раз­вития финансовых систем городов федерального значения22.

Кроме того, анализ правовых актов ненор­мативного характера позволил выявить случаи использования термина "финансовая система" в институциональном аспекте (как обозначение совокупности финансовых органов). Так, напри­мер, на основании Письма Федеральной налого­вой службы "О проведении 4 апреля 2006 года расширенного заседания Коллегии Минфина Рос­сии" и в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 13 февраля 2006 г. № 73 состоя­лось расширенное заседание Коллегии Министер­ства финансов РФ по рассмотрению вопроса "Об итогах исполнения федерального бюджета за 2005 год и задачах органов финансовой систе­мы Российской Федерации на 2006 год"23.


21 См.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 33.

Ст. 4065.

22 См., например: Распоряжение Мэра Москвы "О
проекте «Развитие финансовой системы Москвы в услови-
ях рыночной экономики»" от 6 дек. 1996 г. № 571/1-РМ (с
изм. от 27 мая 1997 г. № 412-РМ) // Вестн. Мэрии Москвы.
1997. № 5 (утратило силу на основании Распоряжения Мэра

Москвы от 31 декабря 1998 г. № 1333-РМ).

23 Письмо Федеральной налоговой службы "О проведе-
нии 4 апреля 2006 года расширенного заседания Коллегии
Минфина России" от 21 марта 2006 г. № САЭ-6-18/295@.
Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
Подводя итоги анализа нормативно-правово­го регулирования категории "финансовая система", можно сделать вывод о том, что, с одной сторо­ны, присутствие в многочисленных правовых ак­тах термина "финансовая система" свидетельству­ет о необходимости легитимного закрепления на­званной категории, а с другой - именно отсутствие правового закрепления самого термина "финансо­вая система" является причиной столь разнород­ного интерпретационного подхода к его содержа­нию в правовых актах разной юридической силы. Наличие в нормативных и правовых актах разных по содержанию трактовок понятия финансовой системы также выявляет актуальность теорети­ческих разработок по данной проблематике.

Обобщая все основные качественные харак­теристики данного понятия и учитывая, что ка­тегорию финансовой системы можно рассматри­вать в нескольких аспектах, можно предложить варианты последних.

Так, финансовая система в экономическом аспекте представляет собой совокупность эконо­мических отношений по поводу образования, рас­пределения и использования разнообразных цент­рализованных и децентрализованных фондов де­нежных средств и финансовых ресурсов публич­но-территориальных образований, а также пред­приятий и организаций различных форм собствен­ности в целях удовлетворения публичных интере­сов. В материальном аспекте - это совокупность фондов денежных средств и финансовых ресур­сов - звеньев, каждое из которых характеризуется особым финансово-правовым порядком его созда­ния, распределения и использования. Финансовую систему в правовом аспекте можно определить как совокупность общественных финансовых от­ношений в сфере аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрали­зованных фондов денежных средств и финансовых ресурсов публично-территориальных образований, а также предприятий и организаций различных форм собственности, урегулированных финансово-правовыми нормами в целях удовлетворения пуб­личных интересов и достижения иных социально значимых целей.


Поступила в редакцию 05.12.2008 г.

^ ГЕНЕЗИС ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В РОССИИ
© 2009 О.Ю. Бакаева доктор юридических наук, профессор Саратовский государственный социально-экономический университет
Рассмотрены эволюционные аспекты развития таможенных правоотношений в России, проанализи­рованы тенденции преемственности в современном таможенном законодательстве Российской Феде­рации.

В различные периоды развития государства публичная власть выражала заинтересованность в существовании аппарата, призванного защищать экономические интересы страны, связанные с внешней торговлей.

Страницы истории российской таможни на­чинаются с момента издания Ярославом Муд­рым (1015-1054) свода законов "Русская Прав­да"1, где были установлены основы судебных, по­литических и торговых отношений. Издавна го­сударство выражало заинтересованность в попол­нении своей казны через различные механизмы, в том числе через торговые сборы. В Древней Руси взимали мыт и пошлину за провоз товаров через внешние и внутренние заставы, за аренду торговых площадей, за покровительство торго­вым людям и т.п.2

С распадом Киевской Руси на отдельные княжества между ними возникают границы, на которых неизбежно появляется стража и тамо­женники. Пошлины, сборы и иные платежи выс­тупают одной из главных статей поступления денег в казну князя. В "Русской Правде" впер­вые упоминается понятие "мыто" - торговая пош­лина, уплачиваемая на заставах. Древнерусские мытники становятся предшественниками тамо­женников.


1 См.: Суд Ярослав Володимерич. Правда Русьская. Пространная редакция // Российское законодательство X-ХХ веков: В 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси. М., 1984. С. 304-308.

2 См., например: Памятники русского права. М., 1953. Т. 1. С. 65; Лодыженский К. История русского таможенно­го тарифа. СПб., 1886. С.1.

После нашествия татаро-монголов в русском языке появилось слово "тамга", что в переводе означает "печать, письмо". Выдача ханских яр­лыков с печатью - тамгой, подтверждающих при­вилегии феодалов и духовенства, сопровождалась сбором, который назывался тамгой, а вскоре там­гой стала называться пошлина, взыскиваемая при торговле на рынках и ярмарках. От слова "там­га" был образован глагол "тамжить", т.е. ставить печать и взыскивать пошлину, тамгу. Такие пла­тежи еще не носили пограничного характера и "взимались везде где угодно: повсюду были за­ставы - в городах, селах и слободах, на рынках и у ворот"3. Место на ярмарке, рынке, где тамжи-ли товар, стало называться таможней, а тот, кто тамжил, - таможенником.

Оплотом развития предпринимательства на Руси были города, вокруг которых появлялись торговые и промышленные поселения. Русские купцы в ноябре отправлялись в глубь страны, чтобы распродать византийские товары и скупить товары для зарубежной торговли на следующий год. На свой страх и риск они налаживали торго­вые отношения с Закавказьем, Средней Азией, Ближним Востоком, Африкой и Европой. Такое развитие внешнехозяйственных связей обусловило подходы к зарождению таможенного обложения перевозимых товаров.

К середине XVI в. аппарат по сбору пошлин становится централизованным, а таможенное об­ложение - регламентированным. Такая регламен­тация осуществлялась посредством таможенных уставных грамот, представляющих собой кон­тракт, на основании которого откупщик принимал на себя взимание таможенных сборов, вместе с обязанностью уплачивать казне определенную сумму.

В XVII в. Россия постепенно перестает быть отсталой страной (что было обусловлено кризи­сом власти, долгим подавлением государства татаро-монголами), начинается формирование ин­дустриально развитого государства: происходит становление русской промышленности, усилива­ется влияние публичной власти на сферу внеш­неэкономических отношений.


^ 3 Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. Л., 1929. С. 31.

Таможенная служба как единая государствен­ная структура появилась 25 октября 1653 г., когда царь Алексей Михайлович подписал первый Та­моженный устав4. В Москве были образованы Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба, а также таможенные избы в уездах. В них бесплат­но, в качестве таможенных голов, служили пер­востатейные купцы5.

История отечественной таможенной полити­ки начинается с Новоторгового устава (1667)6, ко­торый можно рассматривать как первый тамо­женный тариф России. Исходя из современных понятий, Новоторговый устав представлял собой синтез, своеобразный конгломерат налогового, таможенного и бюджетного кодексов. Кроме того, в нем содержались главы, предусматривающие ответственность за определенные нарушения, т.е. Устав содержал в себе элементы и уголовного законодательства. Участившиеся случаи контра­банды жестоко наказывались. За кормчество (не­законный ввоз спиртных напитков) не только били кнутом, но и отсекали конечности7.

В Новоторговом уставе были зафиксированы многие моменты, нашедшие свое продолжение и в современном таможенном законодательстве:

  1. устанавливалось равное для всех таможен­ное обложение торговых сделок единой рублевой пошлиной и ликвидировались проезжие сборы;

  2. купцам вменялось в обязанность правди­во указывать таможенную стоимость предъяв­ляемых таможне товаров;

  3. были определены наказания за нарушение таможенных правил: за утайку товара и в случае занижения его продажной цены товар подлежал конфискации (рецидив наказывался дополнитель­но битьем кнутом);

  4. вводился контроль за перемещением това­ров;

  5. определялись права голов и устанавлива­лась их ответственность перед купцами.


4 См.: Тихонов Ю.А. Таможенная политика русского государства с середины XVI века до 60-х годов XVII века // Исторические записки. М., 1995. Т. 53. С. 285.

5 См.: Таможенный контроль: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шамахова. М., 2006. С. 13.

6 См.: Полное собрание законов Российской империи: (Собрание первое). Т. 1. № 408. СПб., 1830. С. 671-691.

7 См.: Угаров Б.М. Международная борьба с контра­бандой. М., 1981. С. 17.

В эпоху Петра I (1682-1725) таможенные органы начинают играть более значимую роль в Российском государстве. Они содействуют раз­витию национальной промышленности и торгов­ли. В 1699 г. была учреждена особая Бурмистрс-кая палата, названная затем Ратушей. Заведова­ние таможнями осуществляли таможенные бур­мистры, которые избирались от купечества8. Впоследствии, начиная с 1718 г., таможенными сборами стала ведать коммерц-коллегия. На смену институту таможенных бурмистров при­шли оберцольнеры (досмотрщики), которым еже­годно выплачивалось фиксированное денежное содержание. При них состояли целовальники, ко­торые несли ответственность своим личным иму­ществом за поступление в казну таможенных доходов в неменьшем объеме, чем в предыду­щие годы. В целях пресечения контрабанды боль­шое внимание уделялось охране государственной границы с помощью регулярных войск9.

Сообразно указаниям императора, в России 31 января 1724 г. был выработан первый тамо­женный тариф10. Жестко протекционистский, он создавал благоприятные условия для развития отечественной мануфактурной промышленности. Преобладание экономической цели в этом тари­фе видно из того, что "пошлины в нем назначены вообще тем выше, чем привозной предмет обра-ботаннее, и наоборот, по вывозу тем ниже, чем он обработаннее. Из сырых продуктов ни один не допущен к беспошлинному вывозу"11. Но по­вышенное обложение важнейших западноевропей­ских товаров и предметов роскоши вызвало силь­ное недовольство со стороны крупного русского купечества.


8 См.: Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 1995. С. 32.

9 См.: Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М., 1995. С. 115.

10 См.: ВолковМ.Я. Таможенная реформа 1753-1757 гг.:
Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1961. С. 9.

11 Лебедев В.А. Финансовое право: Учебник. Т. 2. Золо-
тые страницы финансового права России / Под ред. А.Н. Ко-

зырина. М., 2000. С. 355.

12 См.: Лодыженский К. Указ. соч. С. 16.

К новым экономическим методам прибегла императрица Екатерина II, которая определила, что тариф должен пересматриваться каждые 5 лет12. Императрица отказалась от ограничений эпохи Петра I и создала наиболее благоприятные условия для развития русского предприниматель­ства. Именно екатерининский тариф становится прообразом современной товарной номенклату­ры внешнеэкономической деятельности, пред­ставляющей свод ставок таможенных пошлин с дифференциацией реестра товаров, перемещае-


мых через границу. Периодический пересмотр тарифа нашел свое отражение и в наши дни.

Данный период времени охарактеризован и как стремление публичной власти поощрить та­моженников. В 1811 г. император Александр I издал именной указ, в котором было прописано, что все контрабандные товары, а также штра­фы, налагаемые на виновных лиц, поступают не в казну, а в доход самих таможенников: их пенси­онный фонд, правление, а также на премирова­ние. Интересно, что даже в первый период ста­новления советской власти государство поддер­живало это положение. Так, в ноябре 1921 г. Ма­лый СНК принял ряд декретов, в том числе "О премировании задержателей контрабанды"13. В нем устанавливалось премирование лиц, ведущих борьбу с контрабандой, в размере 20% имуще­ства, конфискованного при задержании наруши­телей (деньгами или натурой).

На протяжении XIX в. торгово-промышлен­ная политика ведущих промышленных стран мира колебалась то в сторону усиления, то в сторону ослабления протекционизма. Россия в этом отно­шении не представляла исключения, причем на ее таможенно-протекционистской политике в первой четверти XIX в. особенно сильно сказывалось вли­яние международных конфликтов, не раз перехо­дивших в открытые военные столкновения14.

К началу XX в. в России сложилась единая система таможенных органов, центральным из ко­торых выступал департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непос­редственное руководство таможенным делом стра­ны. При департаменте состояли члены особого присутствия по применению тарифа к товарам (из чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур) и таможен­ные ревизоры, которым поручалась ревизия тамо­женных учреждений, расследование по контрабанд­ным делам и т.д. Нижестоящим звеном системы являлись таможенные округа. В состав каждого из них входило определенное число таможен, таможен­ных застав и таможенных переходов.


13 См.: В.И. Ленин и ВЧК // Сборник документов 1917-
1922 гг. М., 1975. С. 520.

14 См.: Куприянова Л.В. Таможенно-промышленный
протекционизм и российские предприниматели: 40-80-е гг.
XIX в. М., 1994. С. 8.

События первой мировой войны и 1917 г. са­мым пагубным образом отразились на таможен­ной системе России, которая оказалась практи­чески разрушенной. Около года таможенным делом в стране руководил ЦК профсоюзов тамо­женных работников, сформированный на Первом съезде таможенных служащих в сентябре

1917 г.

Декретом Совета народных комиссаров в

1918 г. была национализирована внешняя торгов-
ля15, однако это еще не означало такого усиления
протекционизма, которое начало развиваться че-
рез несколько лет. 29 мая 1918 г. образуется По-
граничная охрана16, а единственным уполномо-
ченным органом, которому принадлежит исклю-
чительное право ведения торговых сношений с
иностранными государствами и организациями,
признается Народный комиссариат внешней тор-
говли17.

Анализ деятельности таможенных органов в годы гражданской войны приводит к выводу об ослаблении их правового статуса, о подчиненном месте таможенной администрации в области внешней торговли, о возможном упразднении та­моженных органов. В правительстве обсуждал­ся "даже проект о превращении Московской та­можни в народные бани"18. К счастью, такие ве­яния не нашли отражения в реальности.


15 См.: Собрание установлений РСФСР. 1918. № 33.

Ст. 432.

16 Пограничная охрана была учреждена Декретом СНК
РСФСР от 28 мая 1918 г. (см.: Собрание установлений
^ РСФСР. 1918. № 34).

17 См.: Постановление СНК РСФСР "Об организации
внешней торговли и товарообмена РСФСР" от 11 июня

1920 г. // Собр. установлений РСФСР. 1920. № 53. Ст. 235.

18 Красин Л.Б. Вопросы внешней торговли. М., 1970.

С. 75.

К концу 1920-х гг. Правительство переходит к новой политике построения коммунизма, отме­няются многие организационные нормы предпри­ятий. Государство все более активно вмешива­ется в деятельность промышленности, постепен­но национализируя почти все предприятия. Унич­тожается частная собственность на землю, окон­чательно монополизируется внешняя торговля. Государство контролирует фактически все сфе­ры деятельности, вводится административный порядок управления, создается административ­но-бюрократический аппарат. На фоне монопо­лизации внешней торговли происходит и смена законодательства, так как государство ставит иные цели, направляя политику по новому пути. Таможенное законодательство подвергается сильному изменению в сторону усиления контро­ля за перевозкой товаров и выполнением реше­ний правительства о монополии государства на внешнюю торговлю. Советская власть все актив­нее через государственные органы проникает во все сферы отношений, подвергая тотальному кон­тролю как деятельность организаций, так и жизнь каждого гражданина.

В 1928 г. по причине введения администра­тивного управления таможенной системой в СССР впервые был принят Таможенный кодекс19 как основной законодательный акт в данной об­ласти правоотношений. В Кодексе закрепляется монополия на внешнюю торговлю за государ­ством, устанавливается новая система таможен­ных органов. Управление таможенным делом на всей территории страны поручается народному комиссариату внешней торговли20, переименован­ному в дальнейшем в министерство. Непосред­ственное управление таможенным делом проис­ходит через входящее в его состав Главное та­моженное управление. Согласно ст. 2 Таможен­ного кодекса СССР 1928 г., таможенные органы осуществляют фактический контроль за выпол­нением постановления о государственной моно­полии внешней торговли, а также взимают тамо­женные сборы и совершают все другие таможен­ные операции.


19 Таможенный кодекс СССР был утвержден Поста-
новлением ЦИК и СНК СССР 19 декабря 1928 г. (см.: Со-
брание законодательства СССР. 1929. № 1. Ст. 2).

20 См.: Собрание установлений РСФСР. 1920. № 53.
Ст. 235.

21 См.: Дмитриев С.С. Возникновение и развитие со-
ветской таможенной системы // Социалистический таможен-
ный контроль. 1967. № 3-4. С. 11.

На рубеже 1920-1930-х гг. в Советском Со­юзе доминирует командно-бюрократический стиль управления. Система организации тамо­женного дела все более упрощается в связи с падением числа субъектов экспортно-импортных операций, уменьшением оборота международно­го пассажирского сообщения. В соответствии с данными факторами сокращается и число тамо­женных служащих. Так, аппарат сотрудников Московской, Ленинградской и Одесской таможен, насчитывавший по 800-1000 чел., сокращается в 6-8 раз21. В 1930-е гг. окончательно закрепляется тенденция снижения роли таможенных органов во внешнеторговых связях. Аналогичные веяния царят и в научной мысли того времени. М.Г. Брон-ский, рассуждая о финансовой политике СССР, писал, что "уплата таможенных пошлин, ряд тех­нических норм таможенного осмотра, потеряв свой внутренний смысл, является лишним, нико­му не нужным бюрократическим затором в дан­ной области"22.

Вторая мировая война не могла не наложить отпечаток на деятельность таможенной систе­мы. Отдельные таможни были захвачены фашис­тами, их здания были разрушены, многие тамо­женники погибли на фронте. Однако и в таких трудных условиях таможенники продолжали вы­полнять свой долг, сконцентрировавшись на пре­сечении незаконного провоза товаров.

В период 30-х и до 60-х гг. XX столетия Рос­сия в составе СССР практически изолируется от внешнего мира, политика определяется силой од­ной правящей партии, и это, естественно, сказы­вается на торговых и таможенных отношениях. Послевоенные десятилетия не были отмечены серьезными изменениями в организации таможен­ного дела. Источники этого времени крайне скуд­ны и подчеркивают проведение государством ли­нии жесточайшего протекционизма и государствен­ной монополии на внешнюю торговлю.

Не смягчил ситуацию и новый Таможенный кодекс СССР 1964 г. 23, подтвердивший монополь­ное право государства на внешнюю торговлю. Управление таможенным делом относилось к ведению Министерства внешней торговли и осу­ществлялось через входящее в его состав Глав­ное таможенное управление. В качестве ниже­стоящих звеньев выступали таможни, основная функция которых сводилась к контролю за соблю­дением государственной монополии. Таможенную службу советского периода называли "чемодан­ной таможней", поскольку ее главной задачей были организация и проведение таможенного кон­троля за перемещением через границу ручной клади физических лиц.


22 БронскийМ.Г. Финансовая политика СССР. М., 1928.

С. 97-98.

23 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1964.

№ 20. Ст. 242.

Итак, на протяжении многих лет таможенная служба входила в состав различных ведомств -Министерства финансов, Министерства внешней торговли, что исключало ее относительную ав­тономность, пока в середине 1980-х гг. таможен­ное ведомство не приобрело самостоятельность. Реформирование таможенной системы заключа­лось в создании Главного управления государ­

ственного таможенного контроля при Совете

Министров СССР24.

Начало 90-х гг. ХХ в. - время перемен, озна­меновавшееся завершением эпохи холодной вой­ны и железного занавеса. Преобразование эконо­мических отношений, свобода предприниматель­ской деятельности, либерализация внешней тор­говли, предусмотренные основными направлени­ями стабилизации народного хозяйства и перехо­да к рыночной экономике25, стали факторами су­щественной трансформации таможенного законо­дательства. Возникла острейшая необходимость в принятии принципиально новых правовых актов. В 1991 г. были приняты новый Таможенный ко­декс СССР и Закон СССР "О таможенном тари-фе"26 - документы, которые явили собой прорыв из времени застоя в эпоху свободы бизнеса.

Прекращение существования СССР и пра­вопреемство Российской Федерации привели к логичному обновлению таможенного законода­тельства и перестройке в работе таможенной ад­министрации, которая получила самостоятель­ность в связи с подписанием 25 октября 1991 г. Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным указа о создании Государственного таможенного коми­тета РСФСР27. Одновременно в этом же году в новом Таможенном кодексе СССР28 таможенные учреждения были переименованы в таможенные органы. Они были организованы в трехзвенную систему: центральный таможенный орган в лице Таможенного комитета - региональные таможен­ные управления - таможни.

В 1993 г. были приняты два основополагаю­щих закона: Таможенный кодекс РФ29, Закон РФ

"О таможенном тарифе"30. Именно они в тече­ние 10 лет выступали основными источниками таможенного права, неся за собой внушительный шлейф иных федеральных законов и подзаконных нормативных актов, число которых приближалось к 10 тыс. Если в 1991-1992 гг. основную роль в таможенной сфере играли средства нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование внешнеторговых операций), то в 1993 г. доминан­той является эффективное применение мер та­моженного-тарифного (экономического) регулиро­вания. Такие меры были обусловлены стремле­нием государства наполнить свою казну, что вы­разило усиленный перевес в сторону фискальной деятельности таможенных органов.

Исследуя преемственность формирования российского таможенного законодательства, мож­но констатировать, что определенная часть дос­тижений и позитивных результатов накопленного опыта в данной сфере используется в настоящее время и представляет собой несомненную цен­ность. Россией за период последнего тысячеле­тия был накоплен значительный опыт функцио­нирования таможенных органов и реализации ими основных направлений тарифной политики, что позволило в 2003 г. принять новый Таможенный кодекс РФ31. Необходимость его принятия была продиктована рядом факторов: отставанием норм таможенного права от существенно обновивше­гося федерального законодательства; проблема­ми в практической деятельности субъектов внешней торговли и должностных лиц таможен­ных органов; громоздкостью таможенного зако­нодательства с запутанностью огромного мас­сива подзаконных актов; недостатками в техно­логии таможенного процесса.

В ходе административной реформы32 Госу­дарственный таможенный комитет РФ в 2004 г. был преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС) Российской Федерации, подведом­ственную Министерству экономического разви-

30 Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г.
№ 5003-1 (с изм. и доп., включая от 10 нояб. 2006 г.) //
Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 23. Ст. 821; Собр.
законодательства РФ. 2006. № 47. Ст. 4819.

31 Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с
изм. и доп., включая от 30 дек. 2006 г.) // Собр. законода-
тельства РФ. 2003. № 22. Ст. 2066; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 29.

32 Указ Президента Российской Федерации "О системе
и структуре федеральных органов исполнительной власти"
от 9 марта 2004 г. № 314 (в ред. от 15 февр. 2007 г.) // Собр.
законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945; 2007. № 8.

Ст. 978.

тия и торговли РФ. В 2006 г. службе была воз­вращена автономность, что усилило ее правовое положение как федерального органа исполнитель­ной власти.

В отличие от нижестоящих таможенных ор­ганов ФТС России наделена функцией нормо­творчества, что позволяет ей принимать норма­тивные правовые акты подзаконного характера в области таможенного дела по различным направ­лениям.

Деятельность региональных таможенных управлений распространяется на территорию од­ного из федеральных округов, в которых они и располагаются. Они осуществляют руководство деятельностью таможен (за исключением тамо­жен, непосредственно подчиненных ФТС России) и таможенных постов, находящихся в регионе их деятельности, и являются по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизован­ную систему таможенных органов и обеспечи­вающим реализацию задач и функций ФТС Рос­сии в своем регионе деятельности (как правило, на территории одного субъекта Федерации). По отношению к подчиненным ей таможенным пос­там она выступает вышестоящим органом.

Деятельность таможенного поста, как пра­вило, распространяется на один-два района. Рас­полагаются посты в узлах транспортной развяз­ки, международных аэропортах, морских портах и иных местах пересечения таможенной грани­цы. В большинстве случае таможенный пост ста­тусом юридического лица не обладает.

Основные функции таможенных органов пе­речислены в ст. 403 Таможенного кодекса РФ. Они осуществляют таможенное оформление и тамо­женный контроль; взимают таможенные платежи; обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможен­ную границу; ведут борьбу с контрабандой и ины­ми нарушениями таможенного законодательства; участвуют в осуществлении валютного контроля; ведут таможенную статистику внешней торгов­ли; осуществляют информирование и консультиро­вание в области таможенного дела.

С принятием в 2003 г. нового Таможенного кодекса РФ стало возможным говорить о смене эпох в области международных экономических отношений, о начале перехода от "таможни для правительства" к "таможне для участников внеш­ней торговли". Этот важнейший закон (основопо­лагающий источник таможенного права) призван способствовать внешней торговле, а не создавать условия для работы контролирующих органов и вмешательства государства в данную сферу. Это именно те требования, выполнение которых яв­ляется одним из условий членства России в ВТО.


Поступила в редакцию 01.12.2008 г.

^ АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ
© 2009 Н.Д. Найденов доктор экономических наук, профессор Коми филиал Вятской государственной сельскохозяйственной академии,

г. Сыктывкар
Дана характеристика основных методологических подходов к анализу собственности, приведен пере­чень основных прав собственности, особое внимание уделено отношениям собственника и пользова­теля в рамках организации, определены пути совершенствования собственности в России.

^ Основные методологические подходы к анализу категории собственности

Осмысление сущности и значения собствен­ности началось в глубокой древности. Например, Ксенофонт рассматривал всякое хозяйство как имущество, состоящее из полезных вещей, кото­рыми пользуются люди в своей жизни. Платон, исходя из разделения труда между сословиями, по­лагал, что в идеальном государстве должна су­ществовать общая собственность, так как част­ная собственность является основой имуществен­ных раздоров и взаимных разбирательств. Арис­тотель полагал, что частная собственность явля­ется неотъемлемой частью, необходимым усло­вием и предпосылкой существования хозяйства.

В классической римской юриспруденции (II в. н. э.) были определены личная свобода и частная собственность (как священные, непри­косновенные права людей) и зафиксированы та­кие элементы собственности, как владение, пользование, распоряжение.

Такие представления получили дальнейшее развитие в новое время в русле идей естествен­ного права, что оказало большое влияние на эво­люцию классической политэкономии.

А. Смит считал, что самое неприкосновен­ное и священное право собственности - это пра­во собственности на свой труд, ибо труд есть пер­воначальный источник всякой собственности во­обще. При этом каждый индивидуум может сво­бодно распоряжаться принадлежащей ему соб­ственностью: предприниматель - капиталом, зем­левладелец - землей, наемный рабочий - трудом. Никто не имеет права вмешиваться в их пользо­вание собственностью. Поэтому наилучшей эко­номической системой является та, где наиболее полно реализуется право частной собственнос­ти, т.е. рыночная экономика.

К. Маркс был, по мнению Й. Шумпетера, первым экономистом, разработавшим принципы экономической интерпретации истории и показав­шим, что собственность - это категория, опреде­ляемая конкретно-историческими условиями, и что собственность должна изменяться в связи с развитием производительных сил и технологии. Капиталистический способ присвоения, вытека­ющий из капиталистического способа производ­ства, капиталистическая частная собственность есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собственном тру­де. Так, капиталистическое производство порож­дает собственное отрицание. Это отрицание от­рицания. Оно восстанавливает не частную соб­ственность, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры раз­вития производительных сил, производственных отношений. Характерной чертой марксистской трактовки собственности было подчеркивание примата экономической природы (содержания) собственности над ее юридической формой как отношениями между людьми, в отличие от отно­шения человека к вещи. Значительное место в марксизме занимали вопросы упразднения капи­талистической частной собственности и замены ее социальной общенародной собственностью. Экономическое содержание собственности ста­ло одним из фундаментальных оснований в раз­витии советской политэкономии.

В советской политэкономии идеи марксизма получили развитие у таких ученых, как Н.Д. Ко-лесов, Я.А. Кронрод, А.М. Румянцев, Н.А. Ца-голов и др. Одни считали собственность основ­ным производственным отношением, другие рас­сматривали ее через систему производственных отношений и подчеркивали наличие особого эко­номического содержания собственности как при­своения, которое необходимо отделять от внеш­ней юридической формы. В рамках юридической науки широкое распространение получили иссле­дования прав социалистической собственности, таких как оперативное управление, исключитель­ное право собственности, право хозяйственного ведения (А.В. Венедиктов, Э.Г. Полонский, О.С. Иоффе, С.М. Корнев, А.А. Собчак, Г.В. Ата-манчук). Сегодня в отечественной литературе теория собственности получила развитие в тео­рии переходных процессов.

Рыночная экономика, активизация роли го­сударств в экономике, повсеместное распростра­нение корпоративных форм организации производ­ства обусловили возникновение теории прав соб­ственности, которая оформилась в особый раз­дел политэкономии в 60-70-х гг. XX в. У истоков теории прав собственности стояли Р. Коуз и Д. Алчиян, А.М. Оноре. Активно участвовали в работе Й. Барцель, Л. де Алессии, Г. Демсец, М. Йексен, Г. Еаламрези, У. Меклинг, Д. Норт, Р. Познер, С. Пейович, О. Уильямсон, Э. Фаму, Э. Фьюработи, С. Чен.

Теория прав собственности - один из наибо­лее ярких примеров "экономического империализ­ма" - явления, характерного для неоклассичес­кого направления. Цель экономического импери­ализма - унификация всего разрозненного семей­ства наук об обществе на базе неоклассического подхода.

Есть точка зрения, что теория прав собствен­ности противоположна теории К. Маркса, так как у К. Маркса - примат производства, а в теории прав собственности - традиции и обычаи обще­ства, накопленный организационный опыт. Сле­дует отметить, что историки экономической мыс­ли называли К. Маркса первым институционалис-том, так как в рамках марксизма находится пер­вый для институционалистов объект исследова­ния - собственность.

Свое развитие теория собственности полу­чила в рамках теории организации. Организация распадается на множество максимизирующих полезность индивидов, взаимодействующих меж­ду собой посредством обоюдовыгодных добро­вольных и по преимуществу двусторонних конт­рактов. Контрактный взгляд на организацию ос­тавляет место надындивидуальным общностям, таким как классы и социальные группы. Одно­временно он расширяет методы микроэкономи­ческого анализа и по существу формирует новый раздел микроэкономики - экономику организации (наноэкономика). Институциональный подход формулирует роль собственности в организации: распределение прав собственности дает возмож­ность определить вклад участников отношений собственности в результаты производства. Учесть этот вклад становится возможным по­средством наделения того или иного индивида определенным набором правомочий по отноше­нию к созданному продукту и средствам произ­водства.

В рамках данной теории прав собственности в организации объектом анализа становится не целостность организации и не ее поведение на рынке, а конкурентный индивид, стремящийся мак­симизировать свою функцию полезности и уровень своего благосостояния через контрактные отно­шения, образующие организацию. В данной тео­рии организация анализируется не в качестве объекта исследования, а как сумма ограничений, воздействующих на поведение фирмы. Фирма представляется совокупностью индивидов, в рам­ках которой противоречивые цели конкурирующих между собой индивидуумов приводятся в состоя­ние равновесия с помощью системы двусторон­них взаимовыгодных добровольных контрактов; не коллективом, не совокупностью людей, а обменом в организации, действующим уравновешивающим результатом взаимоотношений, возникающих сре­ди ее сотрудников, подобно рынку.

В теории прав собственности прослеживается не только влияние существующих правовых ус­тановлений на результаты деятельности, но и об­ратное воздействие экономических факторов на эволюцию отношений собственности. Следова­тельно, как установившиеся, права собственнос­ти порождают положительные и отрицательные стимулы и через это воздействуют на агентов производства.

Марксистский и институциональный подхо­ды отличаются уровнем детализации при иссле­довании отношений собственности. Причем они не противоречат, а предполагают друг друга.

Из институционального подхода следует вы­вод: необходимо, чтобы правомочия заинтересо­вывали различных субъектов организации в ак­тивном участии в совместной хозяйственной де­ятельности.
^ Сущность собственности

как экономической основы экономики

Собственность - это отношение между людь­ми по поводу присвоения благ, разделения выгод и бремени расходов, связанных с присвоением благ. Самой простой формой собственности яв-


ляется общинная собственность (благо принад­лежит всем). Общине принадлежат земля, сред­ства производства и продукты.

На примере общинной собственности нагляд­но просматриваются функции собственности: за­щита индивидуума от общества при удовлетво­рении личных потребностей, формирование поля труда и интереса к труду, обеспечение преем­ственности поколений через передачу имущества по наследству, соединение личных и обществен­ных интересов. Собственность - первый и самый простой способ объединения людей для взаимо­действия с природой и между собой. Доброволь­ное вступление в отношения собственности по­рождает доверие между участниками хозяйствен­ных операций, т.е. эмпатию.

Собственность снижает неопределенность экономического выбора. Например, представим двух пастухов, которые пасут отдельно два ста­да. Пастухи - участники общинной собственнос­ти на землю, состоящей из двух пастбищ, одно из которых менее плодородно. Запасы кормов на любом из пастбищ не допускают одновременно­го выпаса обоих стад. Если оба пастуха будут одновременно и на условиях равного доступа к пастбищу пасти скот, то средний продукт будет падать. Если пастбище находится в открытом доступе, то его использование будет продолжать­ся до такого уровня трудовых затрат, когда сто­имость среднего сравняется с альтернативной заработной платой (рис. 1).

На рис. 1 по оси абсцисс откладывается ко­личество труда, на оси ординат - продукт. АР -линия среднего продукта. У2 - линия затрат пас­тухов. Ь - точка, показывающая уровень затрат труда, при котором стоимость среднего продук­та сравняется с альтернативной заработной пла­той. Z - стоимость среднего продукта, равная альтернативной заработной плате.

В экономике физических лиц основной фор­мой собственности является частная собствен­ность, при которой доступ к вещам имеет огра­ниченный обменом характер. В этом случае пас­тухи-собственники учитывают выгоды и издерж­ки от каждой дополнительной единицы труда эко­номии (рис. 2).

На рис. 2 показано, что собственники раз­ных участков земли и скота учитывают эффекты уменьшения затрат труда на один и тот же объем производства, снижение среднего продукта и бо-



Ь Количество труда

Рис. 1. График среднего продукта (АР) в условиях равного доступа пастухов к пастбищу



Ь Труд

Рис. 2. График среднего (АР) и предельного продукта (МЯ) пастухов как физических лиц


лее быстрое снижение предельного продукта. Равновесие устанавливается при более низких затратах труда.

^ УХ - линия альтернативной заработной пла­ты. М - точка уровня затрат труда, при котором предельный продукт совпадает с линией затрат. В результате при том же равновесном продукте затраты труда меньше.

Итак, установление прав собственности со­ответствует интересам экономических агентов как минимум по двум причинам: снижается нео­пределенность в их взаимодействиях и оптими­зируется использование ресурсов.

Противоречиями собственности являются противоречия между общественными и личны­ми потребностями, между личными и обществен­ными интересами (пользой, выгодами), между миром вещей и обществом, между миром вещей и потребностями человека, между общественным и личным выбором, между юридической нормой и содержанием собственности.

В современном обществе субъектами соб­ственности являются граждане и юридические лица (группа лиц, признанная государством как субъект собственности). По обязательствам граждане отвечают всем своим имуществом, а юридические лица - реестром имущества юри­дического лица.

Объекты собственности - активы и обяза­тельства. Актив - средства субъекта собствен­ности, на которые могут быть обращены взыс­кания по суду. Обязательства - долги.

Основными формами собственности являют­ся общественная и частная. Общественная соб­ственность гарантирует равные права пользова­ния объектами общественной собственности.

Частная собственность означает неравное право пользования, индивидуализированный путем обмена допуск к пользованию. В рамках част­ной собственности трудно провести равенство в работе и доходах.

В чистом виде мы редко наблюдаем обще­ственную (например, равнодоступные услуги об­разования) и частную (например, ориентирован­ное на продажи производство изделий кустарно­го промысла) собственность. Чаще всего реаль­ная структура собственности представляет со­бой исторически и технологически обусловлен­ную комбинацию "правил игры" (прав собствен­ности), содержанием которых является набор субъектов хозяйствования, между которыми рас­пределено общественное достояние, и прав по взаимодействию с благами.

Собственность порождает особый вид издер­жек - трансакционные издержки, связанные с не­обходимостью поддержки прав. Стремление к экономии этих издержек побуждает людей фор­мировать предприятия, организации и в конечном счете весь ансамбль субъектов хозяйствования. Этот подход к объяснению организации коллек­тивных субъектов хозяйствования предложен Р. Коузом.

Существует так называемое континенталь­ное представление собственности, согласно ко­торому собственность - неделимое отношение к вещи как к своей. Наоборот, согласно англосак­сонской традиции понимания собственности, соб­ственность делима на отдельные права. Соглас­но каноническому представлению собственнос­ти, люди имеют только обязанности по отноше­нию друг к другу во взаимодействии с вещью. В светском представлении собственность вклю­чает, прежде всего, свободы, выраженные в пра­вах собственности. Собственность прямо связа­на с самочувствием граждан государства. Так, по результатам исследования британских ученых, опубликованным в журнале "LANCET" в 2008 г.1, с 1991 по 1994 г. смертность среди мужчин в Рос­сии, Казахстане, Латвии, Литве и Эстонии - стра­нах, где приватизация была проведена максималь­но быстрыми темпами, - выросла на 42%. За тот же период безработица подскочила на 305%.
^ Права собственности

Права собственности понимаются как санк­ционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традиция­ми, обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с су­ществованием благ и касаются отношений людей к ним. Указанные отношения представляют нор­мы взаимодействия людей с благами. Любое лицо должно соблюдать эти нормы в своих взаимосвя­зях с вещью. Права собственности образуют сис­тему "правил игры", принятых в обществе. Цент­ральным моментом в трактовке прав собственно­сти является система доступа и исключений лю­дей из доступа к ресурсам и благам.

Полный "пучок прав" состоит из следующих элементов:

  1. право владения, т.е. право исключитель­ного физического контроля над благами;

  2. право использования, т.е. право примене­ния полезных свойств благ для себя;

  3. право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ, или право определять правила использования благ;

  4. право на доход, т.е. право обладать резуль­татами использования благ;

  5. право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уточнение;

  6. право на безопасность, т.е. право на защи­ту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

  7. право на передачу благ в наследство;

  8. право на бессрочность обладания благом;

  9. запрет на использование способом, нано­сящим вред внешней среде;




  1. право на ответственность в виде взыс­кания, т.е. возможность взыскания блага в упла­ту долга;

  2. право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обес­печивающих восстановление нарушенных право­мочий.

В Гражданском кодексе Российской Феде­рации можно выделить следующие права соб­ственности:

  1. право совершать в отношении имущества любые действия;

  2. право отчуждать свое имущество в соб­ственность другим лицам;

  3. право передавать свои полномочия по вла­дению, пользованию и распоряжению, оставаясь собственником;

  4. право отдавать имущество в залог и об­ременять его другими способами;

  5. право распоряжаться имуществом в про­цессе осуществления сделок;

  6. действия собственника не должны проти­воречить законодательству;

  7. не допускаются действия граждан и юри­дических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах;

  8. не допускается использование прав в це­лях ограничения конкуренции;

  9. не допускается злоупотребление домини­рующим положением на рынке;

10) разумность действий участников право-
отношений;

11) право на бессрочность.

Права собственности могут покупаться и продаваться. В конце концов, они приобретаются теми, кто ценит их выше. Чем определеннее пра­ва собственности, тем сильнее стимул у хозяй­ствующего субъекта соизмерять для себя выго­ды и ущерб. В условиях ничейной собственнос­ти, т.е. когда права собственности четко не опре­делены, решения и труд наименее эффективны.
^ Особенности собственности хозяйственных товариществ и обществ

В общественном производстве люди уча­ствуют как индивидуально, так и коллективно. Коллективный субъект хозяйствования ("пред­приятие") означает не сумму материальных пред­метов, находящихся на его территории, а субъек­та, обладающего правами, обязанностями и от­ветственностью.

Главное отличие предприятий от простой со­вокупности производителей заключается в том, что в рамках предприятия производители не об­мениваются результатами своей деятельности, а передают ее в распоряжение администрации. Не объединенные в предприятия производители со­храняют права собственности на продукт и до­ход в одних руках от начала производства до по­лучения дохода. Трансакционные издержки про­изводители несут независимо друг от друга. Про­тивоположным образом дело обстоит на предпри­ятии.

Существует множество форм предприятий в зависимости от того, как разделена между соб­ственниками ответственность за результаты де­ятельности. Но наиболее характерными являют­ся предприятия, образованные как хозяйственные товарищества и общества.

В хозяйственных товариществах ответствен­ность по долгам распространяется на все иму­щество учредителей. Так в полных товарище­ствах предприятие принадлежит двум и более собственникам, последние делят риск и ответ­ственность заранее установленным образом и от­вечают по обязательствам предприятия всем своим имуществом.

В хозяйственных обществах ответствен­ность по долгам ограничивается суммой учас­

тия учредителей в уставном капитале общества. Рассмотрим особенности акционерного обще­ства. Оно характеризуется субъектом, правами и ответственностью. Субъект акционерной соб­ственности - это учредители и акционеры, кото­рые заключают между собой договор о порядке осуществления ими совместной деятельности. Акционерное общество вправе проводить подпис­ку на выпускаемые им акции на сумму уставно­го капитала общества, объявлять и выплачивать дивиденды после оплаты всего уставного капи­тала, изменять устав общества, образовывать исполнительные органы общества. Участники акционерного общества не отвечают по его обя­зательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры (собствен­ники) выбирают и контролируют правление акци­онерного общества (распорядителей владельцев собственности), которое нанимает персонал (пользователей собственностью).

Общество с ограниченной ответственностью -это такой коллективный субъект хозяйствования, в котором собственность принадлежит учреди­телям, несущим ответственность по долгам пред­приятия в размере своего вклада в уставный ка­питал общества с ограниченной собственностью. Здесь, как и в акционерных обществах, собствен­ность отделена от текущего управления и легко передается из рук в руки.

Существуют многие виды государственных предприятий, среди которых есть предприятия, ориентирующиеся на рыночный обмен, и пред­приятия, ориентирующиеся на производство не­рыночных услуг, в том числе управленческих.

Противоположные виды государственных предприятий представлены в предприятиях, функ­ционирующих на праве полного хозяйственного ве­дения, и в государственных учреждениях. Первые ориентированы на прибыль, но не передают иму­щество частным лицам по наследству и преследу­ют не одну, а комплекс целей. Если предприятие отвечает самостоятельно по всем обязательствам, но его прибыль делится между государством и предприятием по заранее оговоренным условиям, то такое предприятие (в СССР оно называлось хоз­расчетным) в рыночной экономике Российской Фе­дерации - государственное унитарное предприятие.

Государственные учреждения финансируют­ся из государственного бюджета, хотя могут иметь и собственные источники дохода. Напри­мер, государственные железные дороги.

^ Собственник и пользователь в фирме: аспекты собственности

В экономической литературе все большее внимание уделяется анализу прав собственнос­ти, складывающихся в рамках фирмы. Обратимся к анализу отношений между пользователем ка­питала (наемным работником) и управляющим фирмой, выступающим как представитель соб­ственника капитала. Эти отношения проанализи­рованы с экономической точки зрения Б. Клей­ном, Р.Дж. Кронфордом, А.А. Алчяном2.

Собственник предоставляет право пользова­ния наемному работнику в обмен на обратное воз­вращение сырья и материалов, заработной платы в виде готовой продукции; право пользования оз­начает, что пользователь извлекает полезные свой­ства из вещи, но не может ей распорядиться (про­дать, купить, использовать не по назначению). То, что передает собственник пользователю, может быть истолковано как инвестиция. То, что получа­ет собственник взамен, может быть расценено как доход на инвестиции. После того как сделаны ин­вестиции и создан доход, возникает реальная воз­можность оппортунистического поведения пользо­вателя. Оппортунистическое поведение пользоват­еля - это риск невыполнения пользователем конт­ракта. Пользователь имеет мотив нарушения кон­тракта вследствие того, что специализированные активы в фирме могут быть оценены другим по­тенциальным собственником выше, чем оценива­ет их реальный собственник. Разница между цен­ностью специализированных активов в фирме и их ценностью для другого потенциального собствен­ника дает квазиренту использования. Желание пользователя присвоить ее заинтересовывает его в нарушении контракта. Кроме того, пользователь заинтересован в скрытом для собственника ка­питала росте досуга при фиксированном соотно­шении труда и материального вознаграждения (отлынивание). Отлынивание и квазирента пользо­вания обусловливают необходимость контроля, из­мерения производительности труда и борьбы с оппортунистическим поведением сотрудников фирмы.

Существуют два пути снижения риска не­выполнения трудового контракта: а) перезаклю­чение контракта; б) вертикальная интеграция. Содержание перезаключения контракта заключа­ется в формировании новых условий пользования капитала, передаваемого в пользование. Верти­кальная интеграция - это объединение индивиду­ализированных прав пользования в рамках одной собственности.

Вертикальная интеграция дает экономию на трансакционных издержках и позволяет предотв­ращать оппортунистическое поведение путем сво­евременного комбинирования прав пользования.

Экономическим выражением отношения меж­ду собственником и пользователем выступает ква­зирента как разница между первоначальной ценой объекта пользования и той остаточной стоимос­тью, в которой оценен объект пользования, если бы он был передан другому пользователю.

Если активы, переданные в пользование, спе­циализированы, то квазирента пользования может быть существенно значима.

Оппортунистическое поведение сотрудника позволяет присвоить квазиренту использования. Но вертикальная интеграция препятствует оппор­тунистическому поведению сотрудника.

Вертикальная интеграция эффективна в си­туации, когда один из активов обладает значитель­ной долей квазиренты, которая сильно зависит от какого-либо другого определенного актива. В этом случае оба вида активов скорее всего будут на­ходиться в собственности одного лица.

Альтернативой вертикальной интеграции яв­ляются контрактные решения, такие как приме­нение неформального, не обеспеченного законо­дательно контракта; предложение пользователю премии в будущем.

Использование имеет техническую и соци­альную стороны. Техническая сторона использо­вания - это эксплуатация, запасы, перерывы в обслуживании. Социальная сторона - это, преж­де всего, форма обмена, в которую вступают пользователь и собственник активов. К послед­ним относятся, в частности, кроме внутрифирмен­ного вознаграждения и контракта, аренда, исполь­щина при феодализме. В организации затраты на отслеживание контрактов использования высоки, при аренде относительно низки. На время судеб­ных разбирательств объекты использования в фирме исключаются из производственного про­цесса. При аренде актив на время судебных раз­бирательств не изымается из использования. В рамках фирмы угроза оппортунистического по­ведения агента высока. При аренде угроза оп­портунистического поведения отсутствует. В пользовании наемного работника находится спе­цифический капитал. В аренде, как правило, на­ходится капитал общего пользования.

Собственность государства на денежную единицу близка к тому, что можно рассматривать как вертикальную интеграцию потребителей.

В чем суть власти (руководство работника­ми и назначение их на выполнение той или иной работы)? Ответ на этот вопрос включает несколь­ко аспектов.

1. Коллективное производство несепарабель-

но, т.е.



  1. В коллективном производстве действует центральный контрактный агент.

  2. В коллективном производстве объединя­ются собственники различных ресурсов (соб­ственники капитала и рабочей силы).

  3. Вознаграждение ресурсов в соответствии с их производительностью предполагает разви­тую систему измерений производительности и вознаграждений и формирование массивов соот­ветствующей информации.

  4. Производительность автоматически соз­дает вознаграждение. Наоборот, в условиях рын­ка требуется наличие гарантий, поручительств, обеспечение.

  5. Работники вознаграждаются денежным доходом и досугом.

  6. Каждый работник будет регулировать свой труд и получаемое вознаграждение так, чтобы достичь равенства предельной нормы замеще­ния досуга и продукта и реальных затрат и про­дукта.

  7. В условиях измерения реальных затрат труда (измерение досуга затруднено) досуг бу­дет меньше влиять на его реализующуюся нор­му замещения выпуска досугом по сравнению с его влиянием на истинную норму замещения вы­пуска досугом.

  8. Когда реализующаяся стоимость досуга работника будет падать больше, чем стоимость досуга, работник выберет больше досуга, таким образом возникает эффект отлынивания.

  9. Происходит уравнение предельных выгод от выявления отлынивания с предельными зат­ратами на это выявление.

  10. Затраты на управление (измерение и борь­ба с отлыниванием) эквивалентны налогу на воз­награждение и составляют остаток от дохода факторов.

В зависимости от методов борьбы с отлы­ниванием различают классическую фирму, фир­му с участием в прибылях, фирму, принадлежа­щую работникам, корпорацию (акционерная фир­ма), некоммерческую фирму, партнерство, про­фессиональные союзы.

Классическая фирма обладает следующими чертами:

  1. имеет место специализация одного из со­трудников на контроле результативности других членов коллектива;

  2. контролер - это претендент на остаточный

доход;

  1. контролер имеет право пересматривать ус­ловия контракта использования факторов;

  2. пучок прав контролера - это право быть претендентом на остаток дохода; право наблю­дать за поведением ресурсов; право занимать центральное положение, являясь общей стороной в контрактах ресурсов; решать вопросы пребы­вания ресурсов в коллективе; продавать права пребывания в коллективе; собирать и обрабаты­вать информацию о производительности и вознаг­раждении ресурсов.

Фирмы с участием в прибылях характеризу­ются следующими чертами:

  1. стоимость коллективного производства воз­растает, если право на остаточный доход не при­надлежит центральному контролеру;

  2. не требуется полной централизации контро­ля;

  3. участие в прибылях эффективно в малых организациях.

Фирмы, принадлежащие работникам, харак­теризуются следующими чертами:

  1. претендентов на остаточный доход нет;

  2. общее участие в остаточном доходе чрез­мерно побуждает управляющих к отлыниванию.

Корпорации (акционерные общества) харак­теризуются следующими чертами:

- действует принцип ограниченной ответ­ственности;

- руководство удерживается от отлынивания посредством рыночной конкуренции с новыми группами возможных управляющих, а также кон­куренции со стороны сотрудников фирмы, которые стремятся сменить существующее руководство.

Некоммерческие фирмы характеризуются следующими чертами:

  1. лучшие результаты выпуска не могут быть капитализированы в идее вознаграждений;

  2. конкуренция среди контролеров ослаблена (один человек - один голос);

  3. наблюдается стремление больше отлыни­вать;

  4. некоммерческие организации особенно харак­терны для сфер, где желательно большее отлыни­вание и где переориентация предприятия в соответ­ствии с оценками рынка менее желательна.

Партнерства характеризуются следующими чертами:

  1. рыночно ориентированная коллективная де­ятельность и отсутствие статуса работодателя;

  2. самоконтроль, а не контракт работодателя и наемного работника.

Профессиональные союзы характеризуются следующими чертами:

  1. через них работники контролируют нанима­телей;

  2. профсоюзы склонны нанимать специализи­рованных контролеров для наблюдения за труд-нопроверяемыми аспектами деятельности рабо­тодателя или руководителя.

  1   2   3   4



Скачать файл (1416.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru