Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Основы творческой деятельности журналиста - файл 1.doc


Лекции - Основы творческой деятельности журналиста
скачать (79 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc79kb.16.11.2011 03:09скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Журналистское произведение в ряду др.текстов масс.инф.потоков


Тема №1. Порождающая модель авторск.тв-ва ж-та:параметры уточнения


Стержнем проф.деят-ти ж-та явл-ся авторское творч-во,т.е. Созд-е текстов особого рода и предназначения. Предст-ние об их хар-ных чертах создают порождающую модель жур.творч-ва ,т.е.модель или макет в рамках к-рого происх.творч.акт.

Для того чб написать жур-кий материал недостаточно быть просто грамотным ч-ком,если процесс работы организован стихийно сложившимися и приблизительными предст-ниями о жур-ком тексте,то все это так и останется самодеят-тью и любительством.

Стать профи можно тоГда,когда эти размытые предст-ния превратятся в четкую,основанную на опыте профессии порождающую модель этого вида творч-ва. Причиной размытости и расплывчатости предст-ний о жур.txt явл-ся то,что в сми встреч-ся не т-ко жур-кие произв-ния. В рез-те у непрофессионалов образ жур.текста предст-ет собой продукт слияния образов 3х видов текста: рассказ (худ.тв-во),публицистич.выступление(продукт публиц-ки,как проф.незамкнутой деят-ти)и жур.материала.

Чб уточнить эти предст-ния,необходимо уметь сопоставлять тексты (сравнивать).

Наукой о текстах,как знаковых системах установлено,что информ.продукты поддаются сопоставлению:

  • По семантике

  • По прагматике

  • По синтактике


Эти понятия обозначают 3 типа отношений информ.продукта с действительностью


1. Семантический - все тексты явл-ся рез-том переработки свед-й. Они отражают действительность,т.е. Состоят с действительностью в семантических отношениях. Эти отношения фокусир-ся в понятии "тема произведения" - это предмет описания,изображения исследования,круг жизненых явлений отображаемых в произведениях.

2. Прагматический - все тексты предназначены для удовлетворения тех или иных потребностей общ-ва,т.е. Они имеют опред-ное соц-ное и культурное знач-е. Этот тип отношений реализ-ся через использ-ние потребителем информ.продукта (текста). Фокусир-ся в понятие "идея произведения" - главная мысль,к-рая вытекает из целостного восприятия. Идея - это откровение автора,его открытие,к-рое он через текст делает достоянием людей.

Т.о.тема - это то,о чем произведение, а идея - это то, что и зачем говорит автор по этому поводу.

3. Синтаксический - любой информ.продукт обладает сложным строением. Он объединяет в себе множ-во элементов разных уровней упорядоченных при помощи опред-ных правил. Между текстом и его отдельными элементами возникают синтаксич.отношения. Они фокусируются в представлениях о содержании, форме.стр-ре и орг-ции произведения.


Задача синтактики состоит в реализации идейно-тематического замысла произведения. Т.о.описанные хар-ки явл-ся параметрами сопоставления текста соц.инф-ции. Выявляя специфику этих параметров для того или иного вида деят-ти мы делаем очевидным его порождающую модель. Для того чтобы четко опред-ть специфику жур-кого текста необходимо найти своеобразие темы, идеи, стр-ры и орг-ции жур-кого материала,как особого вида текста.


Тема №2. Тематические особенности журналистских произведений


1. От факта к ситуации. Виды ситуации.


Любая жизненная ситуация склад-ся из множ-ва фактов и связана с множ-вом проблем. Определяя проблему мы определяем угол зрения на рассматриваемую ситуацию. При каждом изменении угла зрения неизбежно меняется состав фактов, отбираемых ж-том. В фокусе его внимания оказ-ся прежде всего те факты, которые связаны с избранной проблемой. Т.о.выбор фактов опред-ся решаемой проблемой. Факт - это действительное реальное мобытие или явление. Жур-т всегда находится в поиске новых фактов. Факт реальности нельзя рассматривать один сам по себе. Если он будет изолирован из системы существенных связей тогда сознание читателя может включить его в систему др.связей: несущественных или малосущественных. В рез-те в сознании формир-ся картинка искажающая действительность. Из этого вытекает проф.требование к ж-там: даже если есть намерение рассказать об отдельном факте необходимо увидеть и проанализировать его в связи с другими, к-рые совместно с ним характеризуют данный фрагмент действительности, т.е.изучить ситуацию. Ситуация - это совокупность связанных между собой фактов,характеризующих положение на объекте в том или Ином отношении .

Ситуации различ-ся:

по величине т.к. различ-ся по величине,характеризуемые ими объекты;

по времени - ситуации текущей реальной действительности,ситуации вчерашнего дня,ситуации прошлого. Различают ситуации статичные (хар-зуют конкретный момент в жизни объекта) и динамичные (хар-зуют процесс развития объекта);

по переживаемой объектом ступени развития его ведущего противоречия - в основе развития мира лежит закон единства и борьбы противоположностей, это диалектическое противоречие в своем развитии проходит 3 ступени:

1 ступень - зарождающееся противоречие практически незаметно, оно сущ-ет пока как равнодействие противоположностей. Объект выглядит спокойно и благополучно.

2 ступень - противоречия заявляют о себе и поляризуются,возникают столкновения и объект перестает быть благополучным.

3 ступень - обострение противоречий, что приводит к конфликту противоположностей,на этой ступени объект может испытать серьезное потрясение,к-рое в общественной жизни проявляется либо как трагедия, либо как драм.конфликты или как абсурды социальной практики.

При решении противоречия наступает качественно новое состояние объекта, либо более высокой стадией его развития или падением регрессом.

10.02.09

В соц.действительности нарастание противодействия противоположностей переживается людьми как реальные трудности, из к-рых надо найти выход или как задачи требующие решения. Эти задачи обозначают понятием "проблема" (с греч. Задача). Поскольку объект может испытывать влияние многих противоречий, необходимо выделять самое существенное из них, т.е.ведущее. В соответствии с 3-мя ступенями развития ведущего противоречия можно выделить 3 типа ситуации:

1. Позитивная (I ступень)

2. Проблемная (II)

3. Аномальная (конфликтная, абсурдная, анекдотическая).


2. Варианты ситуации в жур.произведениях


По величине они м.б.:

  • Локальные (из жизни отд.ч-ка, семьи и коллектива)

  • Глобальные (кризис в отношениях ч-ка и природы)



По времени:

  • Статичные и динамичные ситуации текущей R-ной действительности, т.е.сегодняшние ситуации

  • Ситуации вчерашнего дня, к-рые даются, как правило для того, чтобы лучше понять ситуацию сегодняшнюю

  • Ситуации из далекого прошлого. Обращение к ним чаще всего вызвано потребностью заполнить белые пятна, к-рые становятся помехой для глубокого понимания настоящего

Но:

К какому бы t ситуации не относились, они всегда из R, т.е.R-ная конкретная ситуация (РКС)


По переживаемым объектам ступени развития его ведущего противоречия:

Все вышеперечисленные ситуации м.б.всех 3-х типов: позитивная, проблемная и аномальная.

Но РКС это только одна составляющая тема жур.произведения.


3. Масштабная общественная проблема (МОП), как компонент темы жур.произведения.

2-ой составляющей темой жур.произведения явл-ся МОП, через к-рую рассм-ся РКС. Рассказывая об отд-ном случае ж-т выбирает для отражения назревшую в нем проблему, т.е. рассматривая отдельный локальный материал, он касается трудностей общих для многих и поэтому более или менее локальная ситуация становится общезначимой и общеинтересной. В этом состоит секрет актуальности жур.txt. Публикация тогда будет актуальной и вызовет большой резонанс, когда ж-т увидит связь конкретной ситуации с назревшей жизненной проблемой.

Отношения РКС и проблемы м.б.разные:

1. РКС может содержать в себе опыт разрешения масштабной проблемы, демонстрировать пути преодоления трудностей, переживаемых многими,а так же использованное для этого средство. В этом случае она дает основание для сообщения о полученном опыте и в рез-те появл-ся "положительный" материал.

2. РКС может нести в себе проблему и быть ее проявлением. Тогда она становится источником нового знания о проблеме, о породивших ее причинах, ее воздействиях на окружающую действительность и поиски путей решения. Это явл-ся предметом проблемно-аналитических выступлений

3. РКС может проявлять конфликтный или абсурдный хар-р своевременно неразрешенной проблемы и тогда она стан-ся поводом для урока, анализа этих последствий и оценки поведения людей в непростых обстоят-вах жизни в этом случае появл-ся острокритические публикации в т.ч.в сатирической форме.


^ Тема жур.произведения имеет устойчивый признак:

Она всегда есть РКС,восходящая к масштабной общественной проблеме, в этом проявл-ся главная семантическая особ-ть жур.txt.


^ Т= РКС/МОП

(Т - тема = взаимоотношению РКС и МОП)


Тема №3 Идея жур. произведения


1. Специфика идеи жур.произведения


Идея - гл .мысль произведения, в к-рой воплощ-ся авторское открытие, достигнутое им понимание предмета повествования, определившее цели высказывания. Это опред-ние отражает сущность идеи любого типа текста.

Хар-ная черта идеи жур.текста в том,что она всегда содержит в себе 2 сост-щие:

1) Информация о системе ценностей, на к-рую опирается ж-т. Читатель получает возм-ть соотнести эти ценности с собственными и принять или не принять авторскую трактовку проблемы => Опорная Идея


2) Собственно жур.инфа, к-рая выработана непосредственно при освоении РКС и подсказывающая читателю действие в целях разрешения проблемы => Рабочая Идея


^ 2. Жур.инфа и ее свойства


Инфа обладает свойством управления. Жур.текст несет особый вид инфы - жур.инфу. Жур.инфа вызывает опред-ные типы р-ции. 1-й тип р-ции - реакция Вовлечения, т.е. действие (внешнее или внутреннее), в к-рых проявл-ся отношение получателя инфы к описываемой ситуации. 2-й тип - реакция Исполнения, т.е. Действие представляющее собой, непосредственное осуществление рекомендаций или вариантов поведения, предлагаемых жур.текстом. 3-й тип - реакция Социальной Гарантии, т.е. Действия, в к-рых проявл-ся ответственность опред.соц.сил за необходимое последствие публикации.


^ 3. Рабочая идея в современной журналистике


РИ всегда тесно связана с проблемой и выступает как указатель пути к ее решению. Она подсказывает читателю тип поведения или отношения к действительности, при к-ром он может чувствовать себя увереннее. Ж-кая подсказка в разных случаях выражается по-разному и проявляет себя в разной мере и с разной степенью настойчивости. Это связано с различными причинами, прежде всего с тем, что жур.тексты имеют множ-ва разновидностей или жанров. Специфика жанра сказ-ся на рабочей идее, но в любом случае направляющий и подсказывающий хар-р рабочей идеи жур.произведения всегда сохр-ся и выступает как ее устойчивый признак. При этом направляющий хар-р не означает принуждения или директивы.

Идея жур.произведения адресована ч-ку, принимающему решение на основе выбора, она ориентирована на то, чтобы помочь ч-ку у

Иметь связь с проблемой и побудить к действию, но выбор действий остается за личностью.


10.03.09 г.

В 60-70 гг РИ чаще всего принимала вид развернутой программы деят-ти по решению проблемы. При этом ж-т выступал, как лицо берущее на себя ответственность за предлагаемые рекомендации. РИ-ю задавала партийно-гос. Бюрократич.машина. В наст.t руководящая инстанции подобные идеологическим отделам парткомитетов отсутствуют. Но появились новые обстоят-ва. Задает готовую рабочую идею тот,кто платит. Соц.-полит.и эк.изменения в стране привели к переменам в ж-ке в целом.

Во-первых, ж-ты начали информ-ть общ-во о событиях,происх-щих во всех сферах, в т.ч. и тех, к-рые ранее были закрыты. Во-вторых, произошел переход от жестко направленого воздействия на массовое сознание к созданию возм-тей для самостоятельных духовных поисков членов общества.

Ж-ка стремится обеспечить возм-ть свободного выражения разных мнений. Эти перемены привели к изменениям и в стр-ре РИ.

В редких случаях она теперь предст-ет "идею-программу", т.е. описание конкретных возможностей решения проблем в той или иной ситуации. Чаще всего ж-т только обозначает цель деят-ти по выходу из проблемной ситуации и пркдлагает читателю либо варианты средств, либо пути их поиска, оставляя выбор за исполнителем.


Тенденцией, сегодня, является привлечение для обсуждения проблемы широкого круга лиц с разными т.з. Этим устраняется диктат одной позиции и ауд-я подключ-ся к общим исканиям. Главное, что характерно для РИ сегодня,это то, что сохранив свой подсказывающий и побуждающий хар-р, она стала вариативной.

В отеч.ж-ке выделяют неск-ко разновидностей РИ:

  1. Прими к сведению и действуй по усмотрению.

  2. Действуй, как они

  3. Не допускай повторения подобного

  4. Есть такие-то варианты решения проблемы, исходя из своих условий, определи предпочтительный и действуй.

  5. Решение проблемы неизвестно , подключайся к поискам.

  6. Идея-программа



4. Опорная идея в современной ж-ке


Жур.текст тесно связан с соц.практикой, вследствие этого он реагирует на все ее Изменения всеми своими хар-ками. Например, в последнее 1-летие произошли значительные изменения в тематике материалов, изменился подход к воспроизведению РКС. Перемены произошли и в разработке идей. Изменения в опорной идее связаны прежде всего с отказом от идеологических положений, к-рые поступали как общепринятые ценности.

В наст.t в обществе и у ж-тов идет формирование системы ценностей, => в больш-ве жур.tхt опорная идея заметно меняет окраску. Это свидетельствует об опред-ных сдвигах в сознании ж-та.

В это же t часть работников СМИ проявляет приверженность идеоогии предшествующего периода и продолжает выдвигать в кач-ве опорных идей постулаты вытекающие из коммунистич.идеалов.

В рез-те внутри проф.общности ж-тов возникает полит конфронтация. К тому же при акционировании СМИ появилась зависимость многих из них от соперничающих друг с другом финансовых и промышленных группировок. Вследствие этого в прессе возникает конкуренция опорных идей, что в свою очередь усиливает процессы брожения в массовом сознании.


Дело не в самой конкуренции, а в тех масштабах , к-рые она приобрела сегодня и в этих условиях на прессе лежит оч большая ответственность. Она легко может превратиться в фактор дестабилизирующий соц.процессы. Для предотвращения этого специалисты предлагают: 1. Обеспечить принятие и соблюдение законов, к-рые с одной стороны гарантируют демократическую организацию произв-ва и распространение МИ и с др.ограничивает ее гуманистическими рамками. 2. Укреплять проф.солидарность жур.сообщ-ва на основе гум понимания проф.долга и ответственности.

На с-му ценностей ж-та оказ-ют серьезное влияние законы и положения проф.этики.


В наст.t можно встретить материалы не содержащие опорных идей вообще. Т.е. Ж-т не оценивает происх-щее событие. Причинами этого явл-ся идеолого-этич.кризис, недостаток профессионализма или гражд.смелости для оценки.

^ Тема №3. Структурно-композиционные особенности журналистского текста


  1. Элементарные выразительные средства жур-ки







Семантика

(О чем?)

Прагматика

(Идея. Что? Зачем?)

Синтактика

ХП

Т=РКС/МОП

И -> РИ

И -> Оп.И.




Поэзия

Рассказ












Какими ср-вами и как передать специфику текста.


^ Синтактика изучает строение текста.

Синтактика - упорядоченное множество элементов разных уровней, организрванное с помощью опред-ных правил.

Изучая ЖТ нам нужно ответить на след.вопрос - какие элементы нам нужно взять и с помощью каких правил организовать, чтобы в рез-те мы получили жур-кое произведение, т.е. Произведение обладающее семантическими и прагматическими особ-ми ЖТ.

Совокупность элементов = стр-ра

Совокупность правил = композиция.


Известно, что ля создания всей соц.i базовой знаковой с-мой явл-ся естественный язык.

Но:

Для того чтобы передать специфику ЖТ только этого недостаточно. Ви ходе развития ж-ки сформ-ся еще один специфич.уровень знаков, своего рода искусств-й язык, обозначается он понятием "элементарные выразит.ср-ва(эвс) ж-ки"


Фактологич.ряд{эмпирич.обобщения, факты,фактоиды

ЭВС {

Культурный ряд { образы и нормативы


^ Фактологический ряд ЭВС.


Ситуация = совокупность взаимосвяз-х между собой фактов. Т.о.ж-ту чтобы описать РКС необходимы факты.

Факт отвечает на 4 вопроса: Что? Кто? Где? Когда?

Факт имеет свойство "перемещаться" в процессе включения в общественную жизнь.

  • Факт как независимый от сознания ч-ка - атом действительности

  • Факт как отражение в сознании атома действительности.

  • Факт как элемент текста, в к-ром объективируется i об атоме действительности (АД).

Перемещаясь факт теряет объем сод-ния и вследствие этого изм-ся степень адекватности отражающего - отражаемому.

Ж-ка ориентирована на то, чтобы АД в тексте отражались с максимальным соответствием R и не дезориентировали адресата инфой.

По мнению профи, роль факта в кач-ве Элемента жур.произведения явл-ся решающей.

Факты различ-ся по степени конкретности. Это м.б.:

  1. Обозначения отд-го поступка, события,рез-та действия природных и соц.сил

  2. Обозначение Точного статистич.обобщения ряда однотипных поступков, соб-й,рез-тов (статистич.факт). В любом случае он включает в себя установленные и поддающиеся проверке на интересующие вопросы.


Фактоид - элемент жур.произв-я, в к-ром АД воспроизводятся не с такой степенью полноты как факт. Фактоиды отображают такие хар-ки фрагментов ситуации, к-рые поддаются лишь частичной проверке,поэтому обладают меньшей степенью достоверности. Например, нет указ-я на Точное t и конкр-х участников соб-й.


Скачать файл (79 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru