Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Выпускная квалификационная работа - Коррекция проявлений гиперактивности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений - файл 1.doc


Выпускная квалификационная работа - Коррекция проявлений гиперактивности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений
скачать (490.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc491kb.23.11.2011 03:57скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования Омской области

бюджетное образовательное учреждение Омской области

среднего профессионального образования

«Омский педагогический колледж № 4»
Коррекция проявлений гиперактивности у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений
выпускная квалификационная работа

Специальность 050710

Специальное дошкольное

образование
Курс V, группа 501 СД
Форма обучения: заочная

Научный руководитель:
Омск - 2010

Содержание








Введение

3

Глава 1.

Теоретические аспекты коррекции проявлений гиперактивности у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста




1.1.

Проблема гиперактивности в психологии

6

1.2.

Особенности проявления гиперактивности у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

13

1.3.

Игровые упражнения как средство коррекции проявлений гиперактивности у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

20




Выводы по теоретической части исследования

25

Глава 2.

Эмпирическое исследование по проблеме коррекции проявлений гиперактивности у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста




2.1.

Определение исходного уровня проявлений гиперактивности у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

27

2.2.

Коррекция проявлений гиперактивности у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений

30

2.3.

Определение эффективности формирующего этапа исследования

35




Выводы по эмпирической части исследования

38

40




Заключение




Список литературы







Приложения















Введение

Современные интенсивные формы обучения детей, рост психоэмоциональных перегрузок, усиление внутрисемейной напряженности, распространение асоциальных тенденций в обществе – все это способствует нарастанию нервно-психических отклонений и нарушений поведения у детей.

Гиперактивность – распространенное расстройство нервной системы. Только в нашей стране синдром гиперактивности и дефицита внимания зафиксирован у свыше двух миллионов детей. При отсутствии лечения могут развиться хронические формы заболевания, часто сочетающиеся с серьезной психопатологией. Поэтому необходимо проводить своевременное выявление и коррекцию таких состояний.

Наличие расстройства речевого развития у детей с гиперактивностью в значительной степени способно усугублять их дезадаптацию, ограничивая коммуникации и развитие. Дети с гиперактивностью в сочетании с общим недоразвитием речи имеют более выраженные неврологические и нейрофизиологические нарушения. Отмечаются более грубые нарушения мелкой моторики и частота встречаемости данного нарушения несколько выше, чем у детей с гиперактивностью без речевого нарушения и с речевым нарушением без гиперактивности. Среди детей с гиперактивностью в сочетании с недоразвитием речи преобладают дети с преимущественным нарушением развития экспрессивной речи.

По мнению психологов, специально подобранные игры - наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Игровые упражнения - это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра. Игровые упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации.

^ Проблема исследования: какова роль игровых упражнений в коррекции проявлений гиперактивности у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста.

^ Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить возможность использования игровых упражнений с целью коррекции проявлений гиперактивности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

^ Объект исследования: проявления гиперактивности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: игровые упражнения как средство коррекции проявлений гиперактивности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

^ Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игровые упражнения будут являться эффективным средством коррекции проявлений гиперактивности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста при условии:

- дифференциального подхода в оценке уровня проявлений гиперактивности у детей при подборе игровых упражнений (упражнения на коррекцию либо профилактику проявлений гиперактивности);

- поэтапного включения детей с проявлениями гиперактивности в коллективную форму проведения упражнений (индивидуальная, подгрупповая, групповая формы).

^ Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме проявлений гиперактивности у детей ОНР старшего дошкольного возраста.

  2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования игровых упражнений как средства коррекции проявлений гиперактивности.

  3. Выявить уровень проявлений гиперактивности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста исследуемой группы.

  4. Подобрать и апробировать игровые упражнения, направленные на коррекцию и профилактику проявлений гиперактивности у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

  5. Определить эффективность подобранных и проведенных игровых упражнений в коррекции проявлений гиперактивности и детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

^ Методы исследования:

- теоретические (анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы);

- эмпирические (наблюдение, «опросник J. Swanson», методика «Найди и вычеркни»).

^ База исследования: МДОУ Березовский детский сад «Искорка» Азовского немецкого национального района Омской области.

Количество испытуемых: 8 человек.

Глава 1. Теоретические аспекты коррекции проявлений гиперактивности у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

    1. ^ Проблема гиперактивности у детей в психологии



«Гипер…» (от греч. Hyper – «над», «сверху») – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный». Гиперактивность является одним из основных блоков проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.[24;С.88]

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность.[30;С.73-74]

Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности:

- генетические факторы;

- особенности строения и функционирования головного мозга;

- родовые травмы;

- инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т.д.

Все чаще и чаще представители различных профессий — медики, психологи, педагоги и другие специалисты — обращаются к этой теме. Однако, несмотря на такой интерес теоретиков и практиков, проблема оказания помощи детям и подросткам все еще остается нерешенной, и одна из причин этого — отсутствие комплексного подхода среди специалистов разных областей. Г. Леви считает, что медики не читают психологической литературы, психологи — медицинской, а для родителей и педагогов специальная литература с обилием различных подходов и направлений зачастую оказывается сложной. А между тем практика показывает, что как у психологов, так и у врачей существует острая потребность во взаимообмене накопленной за десятилетия информацией. Изучением детской гиперактивности занимались И.П. Брязгунов, В.Р. Кучма, Л.А. Ясюкова, Н.Н. Заваденко, З. Тржесоглава, О.В. Халецкая и другие.

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог и при необходимости назначает лечение. Подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…» - отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко.

Вопросы изучения гиперактивности у детей волновали врачей и педагогов с середины XIX века. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман

Имеются некоторые различия в трактовке синдрома гиперактивности в деятельности людей с разной профессиональной направленностью: педиаторов, невропатологов, психологов и педагогов. Психологи, фиксируя основное внимание на нарушениях пространственной ориентации и моторики, применяют термин «детская диспраксия» или «апраксия (диспраксия) развития»

В СССР применялся термин «задержка психического развития. С 1975 года появлялись публикации с использованием терминов «парциональная мозговая дисфункция», «легкая дисфункция мозга» и «гиперактивный ребенок», «нарушение развития», «неправильное созревание», «синдром двигательной расторможенности», а позднее – «гипердинамический синдром». Большинство психологов использовали термин «двигательное нарушение восприятия».

К сожалению, до сих пор остается много неизученных и необъяснимых фактов, касающихся природы и проявлений гиперактивности. Тем не менее, у всех специалистов, работающих с детьми данной категории, существуют общие цели и задачи: как можно раньше выявить данный синдром, наблюдать за ребенком на протяжении многих лет, адаптировать его к современному обществу и дать ему хорошее подходящее образование. К этому стремятся и родители, которые обращаются за помощью к профессионалам. [22; С.3]

Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники гиперактивности следовало искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия.

Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и "участок ответственности" за данную проблему - ретикулярная формация. Этот отдел центральной нервной системы "отвечает" за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору больших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок становится расторможенным.

Непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждения мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин). При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделом мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на моторном компоненте этого нарушения и сосредоточили внимание отечественные исследователи, назвав его гипердинамическим синдромом [11;С.4]

В последние годы этому заболеванию начинают уделять все больше внимания во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует растущее число публикаций по данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-1975 гг. - 2000, а в 1977 -1980 гг. - 7000. В настоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг.

Ребенок с таким синдромом не способен усидеть на одном месте, постоянно в движении, непоседлив, извивается, бесцельно хватает различные предметы, наблюдается раскачивание ног, кручение тела, он постоянно надоедает окружающим. Нередко таких детей называют «вечным двигателем». [5;С.332] Основные проявления гипервозбудимости наблюдаются в различных формах двигательной расторможенности, которая бесцельна, ничем не мотивирована, бесситуативна и обычно не управляема ни взрослыми, ни сверстниками.

Одной из характерных особенностей детей с гиперактивностью являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. Эти расстройства усугубляют клиническую картину состояния, усиливают дезадаптацию и ведут к формированию негативной «Я-концепции». [25;С.25-26]

В последнее время, по наблюдениям психологов, все чаще встречаются случаи гиперактивности. Специалисты считают, что во многом гиперактивность обуславливается социальной средой и эмоциональной атмосферой, окружающей ребенка в семье.

Семьи, воспитывающие детей с гиперактивностью, отличают «удовлетворительные» семейные взаимоотношения с жесткой, порой с завышенной требовательностью к ребенку, удовлетворением в первую его биологических потребностей. Социальное окружение не компенсирует нарушение симптоматики, а наоборот, детерминирует отклонения в личностном развитии, способствует возникновению вторичных дефектов. Наиболее тяжелыми для растущего организма детей с гиперактивностью являются неблагоприятные микросоциальные условия воспитания – конфликтные ситуации в семье, безнадзорность или, наоборот, излишняя опека.

Из работ С.Г. Якобсона известно, что в возрасте от 5 до 7 лет происходит формирование основных морально-этических чувств. В этот период ребенок развивает навык произвольной регуляции эмоций, а повреждающие воздействия в это время могут способствовать возникновению и проявлению психопатологических особенностей характера: злобности, раздражительности, склонности к внезапным колебаниям настроения. Также наблюдается снижение самооценки, приводящей к повышенной тревожности. Анализ интервью по генограмме показал, что в 26% семей наблюдается алкогольная зависимость. Алкоголизм родителей или отягощенная по алкоголизму наследственность – одна из причин нервно-психических нарушений у детей, т.к. в подобных случаях дети постоянно находятся в конфликтной атмосфере, безнадзорности, являются свидетелями аморального, асоциального поведения родителей.

Таких детей называют трудными, упрямыми и неуправляемыми, однако все их поведение основывается на эмоциях. Чрезмерно беспокойные, суетливые, драчливые, они постоянно кричат, сильно возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче плачут, пускают в ход кулаки. Не зная и не понимая истинных причин сложного, необычного поведения, окружающие объясняют это избалованностью, капризами и непослушанием. Отсюда, естественно, и неправильная тактика воспитания родителей. Чувство вины, за «неправильное воспитание» побуждает родителей бессознательно создавать стрессовую ситуацию: частые наказания, окрики, желание настоять на своем родительском праве, во что бы то ни стало. Созданная ситуация способствует формированию у ребенка чувства тревожности и враждебности по отношению к родителям, провоцирует конфликты.

Результаты по параметру «конфликтность в семье» показывают, что при воспитании в семьях детей с гиперактивностью, где обычными являются постоянные ссоры, конфликты, пьянство, у детей не вырабатывается умение сдерживать свои эмоции. Как правило, возбудимые и конфликтные, они, наблюдая за взрослыми, переносят наблюдения на своих сверстников.

По данным И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой матери, наиболее часто контактирующие с гиперактивным ребенком, излишне раздражительны, импульсивны, у них часто снижено настроение.[25;С.56-60]

Таким образом, можно сделать вывод, что гиперактивность – это сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Только в нашей стране синдром гиперактивности зафиксирован у свыше двух миллионов детей. При отсутствии лечения могут развиться хронические формы заболевания, часто сочетающиеся с серьезной психопатологией. Поэтому необходимо проводить своевременное выявление и коррекцию таких состояний.

    1. ^ Особенности проявления гиперактивности у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста



Для полноценного и гармоничного развития личности речь является одним из решающих факторов, поскольку осуществляет одну из важнейших потребностей человека – потребность в общении. В период дошкольного возраста у ребенка происходит социализация, то есть ориентированность на общество. В возрасте от года до трех лет среда общения ребенка – семья. Далее круг общения расширяется, и, более того, основной массой коммуникации становятся сверстники. В связи с этим проблема нарушения речи сильно затрудняет процесс общения и, следовательно, в дальнейшем ведет к нарушению социальных ролей, так как именно в данном возрасте у ребенка формируются и отрабатываются на практике поведенческие клише.

Речь лежит в основе процесса становления и развития таких функций психики, как восприятие, память, мышление и прочее. Речевая функция формируется во время общего психофизиологического развития ребенка. К факторам, благоприятным для полноценного развития речи, можно отнести нормальную деятельность нервной системы, наличие зрения и слуха без каких-либо патологий, полноценное словесное общение ребенка с окружающими. [17;С.55]

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития.

В настоящее время речевые нарушения классифицируются в зависимости от различных факторов: клинической картины речевого нарушения, степени тяжести и распространенности дефекта, принципов, методов и форм логопедической коррекции. Патологии речи приводят к нарушению деятельности других психических функций (например, внимания, памяти, различных форм мышления), что еще больше усугубляет речевые расстройства.[17;С.57] Нарушения речи часто возникают вследствие органических или функциональных повреждений головного мозга. В связи с этим у детей с расстройствами речевой функции зачастую наблюдаются различные сопутствующие нарушениям мозга нарушения психической деятельности: нарушения и задержки психического развития, эмоционально-волевой сферы, умственного развития, нарушения памяти, внимания, познавательной деятельности. Такие дети часто характеризуются:

- повышенной возбудимостью и двигательной активностью. Ребенку трудно усидеть на одном месте и заниматься длительное время одним и тем же видом деятельности, руки и ноги его находятся в постоянном движении. Ребенок встает и ходит во время занятий, не реагируя на педагога, в перерывах между занятиями ведет себя чрезмерно активно, с трудом переключается с физической деятельности на умственную. Иногда наоборот встречаются дети с заторможенностью и вялостью;

- эмоциональной неустойчивостью. Настроение таких детей может резко и часто изменяться от радостного к плаксивому, от печального к агрессивному и т.д., иногда появляются признаки агрессии, беспокойства, настороженности. Нелестное замечание, плохая оценка, конфликт с другими детьми могут вызвать вспышки гнева. Ярости и даже психические расстройства;

- низкой работоспособностью, в том числе и умственной. Ребенок способен работать только в определенном темпе, специфичном только для него, и довольно непродолжительное время, затем наступает утомление;

- повышенной утомляемостью. Дети быстро устают, утомление может накапливаться и приводить к вспышкам раздражительности и плохому самочувствию;

- плохим самочувствием. Такие дети могут страдать головными болями, тошнотой и головокружением, плохо переносить жару и духоту;

- нескоординированностью движений и нарушением равновесия;

- нарушениями памяти, внимания, понимания;

- ослаблением контроля над собственными действиями. [17;С.23-24]

Дети с общим недоразвитием речи могут быть условно разделены на три основные клинические группы:

- дети с моторной алалией;

- дети с недоразвитием речи церебрально-органического генеза;

- дети с неосложненным вариантом общего недоразвития речи. [6;С.55-56]

Выделяется три уровня речевого развития у детей с общим недоразвитием речи.

Первый уровень. Отсутствие общеупотребительной речи. Такие дети используют целый ряд вербальных средств: обрывки слов, звукоподражания, отдельные звуки. Звукоподражания и слова могут определять как предмет, так и действия предмета (например «биби» или «ввв» обозначают и транспорт и ехать). Все это указывает на скудность словарного запаса. Ребенок вынужден использовать интонацию и паралингвистические средства: жесты, мимика. Речь детей первого уровня малопонятна окружающим и имеет ситуативную привязанность.

Второй уровень. Появляются зачатки общеупотребительной речи (двух-трехсловные, а иногда даже четырехсловные фразы). Объединяя слова в словосочетания и фразу, ребенок может правильно использовать способы согласования и управления, может и нарушать их. По сравнению с первым уровнем наблюдается значительное улучшение словарного запаса. Речь детей второго уровня малопонятна вследствие нарушения слоговой системы и звукопроизношения.

Третий уровень. Появляется развернутая фразовая речь с недоразвитием лексики, грамматики и фонетики. Звуко-слоговый анализ и синтез недостаточно сформирован, что служит препятствием для овладения чтением и письмом. [3;С.7-10]

В целом у детей с общим недоразвитием речи имеются вторичные нарушения эмоциональной сферы. Из-за нарушения речи ребенок попадает в условия социальной депривации, в результате чего усвоение социального опыта затрудняется, специфичным путем идет усвоение эмоционального словаря. Дети не способны осознавать эмоции как свои, так и чужие. Это приводит к тому, что они не могут выразить свое и осознать чужое эмоциональное состояние. Более чем у половины детей с общим недоразвитием речи преобладают отрицательные эмоции. Такие дети имеют склонность к стрессовым состояниям. Основной причиной снижения эмоционального состояния является чувство собственной неполноценности. Дефект речи, несформированность отношений со сверстниками, дезадаптация не позволяют им быть более общительными и счастливыми. [6;С.74-75]

Эмоциональная сфера детей с нарушением речи проявляется в форме различных переживаний, среди них особое место занимает тревога, от которой зависит успешность различных видов деятельности. Дефект речи и переживания по его поводу находятся в сложных взаимоотношениях. В одних случаях тревожность рассматривают как предрасполагающий к заболеванию фактор, в других речь идет только о реакции личности на самостоятельно возникающее заболевание.

Примером вариативности таких отношений при дефекте речи может служить работа В.С. Кочергиной, которая несет на себе отчетливую печать времени, т.е. трактует взаимоотношения личности и речевого дефекта с психофизиологических позиций, а точнее с позиций физиологии высшей нервной деятельности. Автор разделила детей на группы в соответствии с особенностями их личностей, соотнеся эти особенности с речевым нарушением по времени их возникновения.

К первой группе были отнесены дети, у которых неуравновешенное поведение (повышенная возбудимость или тормозимость) возникло из-за развившегося нарушения речи. До нарушения речи эти дети были практически здоровы и уравновешенны.

У второй группы детей неуравновешенное поведение отмечалось с раннего детства, и было особенностью их личности. Развитие нарушения речи обычно сопровождалось усилением присущей им неуравновешенности и появлением черт общей детской нервности.

Третью группу составили дети, у которых повышенная возбудимость (или тормозимость) была выражена наиболее значительно и наблюдалась также с раннего детского возраста. Однако в анамнезе этих детей имелись указания на соматические расстройства различного происхождения: неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовая травма, острые и хронические инфекционные заболевания, а также некоторые формы сердечнососудистых заболеваний, дистрофия и т.д.

В четвертую группу были включены дети, у которых задолго до развития дефекта речи наблюдались признаки тяжелого невроза – склонность к истерическим реакциям, к навязчивым страхам, представлениям и действиям.[13;С.57-60]

Нарушения речевого развития являются одним из наиболее частых сопутствующих расстройств при гиперактивности. Наличие расстройства речевого развития у детей с гиперактивностью в значительной степени способно усугублять их дезадаптацию, ограничивая коммуникации и развитие. Дети с гиперактивностью в сочетании с общим недоразвитием речи имеют более выраженные неврологические и нейрофизиологические нарушения. Отмечаются более грубые нарушения мелкой моторики и частота встречаемости данного нарушения несколько выше, чем у детей с гиперактивностью без речевого нарушения и с речевым нарушением без гиперактивности. Среди детей с гиперактивностью в сочетании с недоразвитием речи преобладают дети с преимущественным нарушением развития экспрессивной речи. [18;С.3]

Гиперактивный ребенок искренне хочет сдержаться, но не может. В его поведении нет злого умысла – он собой действительно не владеет. Наоборот, это им владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой неизвестно куда бурным потоком. Конечно, каждый ребенок может на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние.

Ребенок часто не задумывается о последствиях. Не редко проявляет агрессивность, и даже жестокость в отношении того, кто мешает ему получить желаемое. Плохого в себе он не замечает и наказание для него – незаслуженная несправедливость. Часто в детских коллективах такому ребенку отводят роль «дурачка», «шута», в которую он зачастую охотно вживается, существуя в своем мире фантазии.

Характерной особенностью мыслительной деятельности гиперактивных детей, является цикличность. Дети могут продуктивно работать 10-15 минут, а потом 3-7 мин. Мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В такие моменты ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Потом мыслительная деятельность возобновляется, и ребенок снова готов к работе 5-15 минут. У гиперактивных детей внимание не сосредоточено, они могут «впадать» и «выпадать из состояния сосредоточенности, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, чтобы оставаться активными.[1;С.16]

В старшем дошкольном возрасте максимальная выраженность гиперактивности совпадает с критическими периодами психоречевого развития детей. [26;С.24]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общее недоразвитие речи является одним из наиболее частых сопутствующих расстройств при гиперактивности. Наличие расстройства речевого развития у детей с гиперактивностью в значительной степени способно усугублять их дезадаптацию, ограничивая коммуникации и развитие.

    1. ^ Игровые упражнения как средство коррекции проявлений гиперактивности у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста



Специалисты, работающие с проблемными детьми (психологи, социальные работники и педагоги), уже давно заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе.

Для коррекции проявлений гиперактивности у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста можно использовать различные средства, одним из них могут быть игровые упражнения.

Игровые упражнения - это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра. Игровые упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации.[16;С.22]

Игровое упражнение – осуществляемое в игровой форме повторное выполнение действия с целью его усвоения. Также игровое упражнение можно определить как прием обучения, с помощью которого в процессе игровой деятельности у детей формируются умения практического использования полученных знаний.

Основными задачами игровых упражнений в работе с детьми с нарушениями речи старшего дошкольного возраста является:

1. Научение детей свободному выражению эмоциональных состояний, чувств, осознанию их;

2. Научить определять эмоции других людей и ощущать эмоциональное состояние игровых персонажей;

3. Научить находить конструктивный выход из ситуации;

4. Обучить навыкам эффективного взаимодействия друг с другом

Кроме того, взрослый в игре с ребенком может открыть для себя совершенно незнакомый мир малыша, установить с ним более доверительные отношения и понять, в какой помощи он больше всего нуждается. Именно в игре ребенок отражает то, что происходит с ним в реальной жизни. Здесь сразу становятся заметны его конфликты с окружающим миром, проблемы контактов со сверстниками, его реакции и чувства. Играть с гиперактивным ребенком нужно много: дома, в образовательном учреждении, но лучше всего начать со специальных занятий в кабинете психолога или социального педагога, где бы родители вместе с ребенком научились это делать правильно.

Игровые упражнения так же, как игра и учебная деятельность, формирует в детях чувство ответственности. Необходимо помнить, что игровые упражнения должны исключать малейшую возможность угрозы здоровью играющих. Также важно помнить о психическом здоровье участников игры. Она не должна унижать их достоинства. Надо беречь эмоции и переживания детей. В процессе игровых упражнений нужно способствовать установлению непринужденных дружеских отношений. Каждого участника следует принимать таким, какой он есть.

Главное и существенное различие игровых упражнений от игры, заключается в том, что упражнения не содержат правила в отличие от игры, которым должны подчиняться все участники.

Игровые упражнения применяются в работе с гиперактивными детьми для того, чтобы помочь им преодолеть поведенческие проблемы, зачастую возникающие вследствие импульсивности, сложности саморегуляции. Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности. В процессе игры ребенок с проявлениями гиперактивности начинает лучше понимать свои чувства, учится принимать самостоятельные решения, делать выбор. Кроме того, повышается самооценка, улучшаются коммуникативные навыки.

При наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера игровые упражнения могут стать основным методом лечебно-коррекционного воздействия. В других случаях данный метод применяется как вспомогательный или профилактический. [22;С.27]

Подбирая игровые упражнения для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие их особенности: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать гиперактивных детей в коллективную работу целесообразно поэтапно: сначала играть с ребенком индивидуально, затем привлекать его к играм в малых подгруппах и только после этого включать в коллективные игры. Желательно использовать игровые упражнения с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игровые упражнения, направленные на развитие только внимания или игровые упражнения, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игровых упражнений, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. [21;С.27]

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие фазу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.

Традиционно при работе с детьми с синдромом гиперактивности выделяют следующие группы игровых упражнений:

- игровые упражнения для развития внимания – неумение сосредотачиваться на одной деятельности в течении долгого времени;

- игровые упражнения для релаксации – это упражнения, основной целью которых является развитие у ребенка навыков снятия мышечного и эмоционального напряжения. Релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт способствуют лучшему осознанию своего тела и впоследствии помогают осуществлять двигательный контроль;

- игровые упражнения, развивающие навыки волевой регуляции, - то есть упражнения, помогающие ребенку развить навыки самоконтроля и воли к выполнению не всегда приятных, но необходимых действий;

- игровые упражнения, основной целью которых является развитие умений общения в коллективе. [19;С.119]

Зарубежные психологи предлагают еще одну тактику работы с гиперактивными детьми. Они рекомендуют использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка. Снятие или сглаживание напряжения достигается через тихие игры. Следование за интересами ребенка предполагает внимательное наблюдение за тем, что интересует и волнует ребенка в данный момент, что его увлекает, что кажется занимательным, а что, наоборот, скучным. Предполагается немедленное использование результатов таких наблюдений.

В. Оклендер считает, что наличие эмоционального контакта между гиперактивным ребенком и взрослым уже может снизить проявление симптомов гиперактивности. Он пишет: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности». [19;С.59]

Социальные игры, коллективные игры очень важны для развития ребенка. Их значение просто огромное. Но ребенку с гиперактивностью также необходимо развивать устойчивость внимания, способность сдерживать себя, с помощью игровых упражнений.

Поэтому можно сделать вывод, что игровые упражнения являются действенным методом коррекции и профилактики проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
^ Выводы по теоретической главе исследования.

Гиперактивность – комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной двигательной активности, нарушении концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности.

У дошкольников с общим недоразвитием речи часто наблюдаются проявления гиперактивности. Социальная адаптация детей нарушена. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется, фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим. Такие дети ведут себя фамильярно, не учитывая конкретные обстоятельства, не могут приспособиться и принять правила поведения в конкретной ситуации.

Для коррекции и профилактики проявлений гиперактивности старших дошкольников с ОНР можно использовать различные средства, одним из них могут быть игровые упражнения. Игровые упражнения – это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.


  1   2   3



Скачать файл (490.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru