Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Конспект для сдачи экзамена по курсу Экономика организации (предприятия) - файл 1.doc


Конспект для сдачи экзамена по курсу Экономика организации (предприятия)
скачать (2173 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc2173kb.23.11.2011 04:02скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

Для специальности «Финансы и кредит», «Бухучет и аудит»

для 1-го и 2-го образования, III курс.
Структура национальной экономики: сферы, сектора, комплексы, отрасли.

Предприятие – основное звено экономики.

Типы организаций, их производственная и организационная структура.

Типы производства. Организация производственного процесса.

Инфраструктура предприятий

Оборотные средства предприятия: их состав, классификация, оборачиваемость.

^ Трудовые ресурсы предприятия: их состав, управление

Организация, нормирование и оплата труда; рынок труда.

Экономическая и функциональная стратегии организации (предприятия), их типы, факторы выбора

Разработка маркетинговой и товарной стратегии предприятия

^ Производственное планирование и составление бизнес-планов.

Теория оптимального объема выпуска продукции. Производственная программа и производственная мощность организации (предприятия).

^ Издержки производства и себестоимость продукции; смета и калькуляция затрат.

Ценовая политика организации, предприятия на различных рынках

Качество и конкурентоспособность. Стандарты и системы качества.

Инновационная и инвестиционная политика предприятия. Подготовка нового производства.

^ Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса.

Промышленное предприятие и окружающая природная среда.


Тема 1. Структура национальной экономики: сферы, сектора, комплексы, отрасли.
Предмет курса «Экономика предприятия»







Схема стр 4. [6]
^ Национальная экономика — это единый комплекс взаимосвязанных отраслей (видов экономической деятельности), сформированных в результате общественного разделения труда, научно-технического развития, международного сотрудничества, специфичных в пределах той или иной страны.

В структурном плане национальную экономику можно рассмотреть с точки зрения правовой, отраслевой и пространственной организации.

^ В правовом плане национальная экономика — это совокупность организаций, имеющих статус юридического лица (коммерческие и некоммерческие организации).

^ В отраслевом плане при анализе национальной экономики используются такие понятия, как сфера, сектор, отрасль, вид экономической деятельности.

Подразделение национальной экономики на сферы осуществляется с точки зрения участия их в формировании валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД). В соответствии с этим вся национальная экономика делится на две сферы: сферу материального производства и непроизводственную сферу.

^ Сфера материального производства представляет собой совокупность отраслей и видов экономической деятельности, создающих материальные блага или выполняющих функции, являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения.

В мировой практике используется также деление сферы материального производства на три элемента:

первичная (часть экономики, связанной с добычей сырья, растениеводством, животноводством);

промышленная (часть экономики, относящейся к производству промежуточного продукта — материалов, комплектующих, машин и оборудования);

конечного продукта (часть экономики, где производятся предметы потребления).

^ Непроизводственная сфера объединяет отрасли и виды деятельности по обслуживанию населения:

• образование;

• здравоохранение и социальные услуги;

• деятельность по предоставлению коммунальных, социальных и персональных услуг и др.

Сектором национальной экономики называется совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения целей, функций, выполняемых ими в экономическом процессе, поведения и методов финансирования затрат на производство.

В зависимости от формы собственности различают секторы экономики: государственный и частный.

В соответствии с принятой системой национальных счетов (СНС) в отечественной экономике сформированы следующие секторы:

• нефинансовых предприятий;

• финансовых учреждений;

• государственных учреждений;

• домашних хозяйств;

• некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

^ Отраслью (видом экономической деятельности) является совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии производства, использования сырья, основных фондов и профессиональных навыков работников.

Деление национальной экономики на отрасли имеет целью решение многочисленных задач, среди которых основными являются:

• идентификация экономической деятельности, заявляемой хозяйствующими субъектами при регистрации;

• разработка нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;

• осуществление государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;

• обеспечение потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении задач занятости, инвестиционной деятельности и др.;

• подготовка статистической информации для сопоставления ее на международном уровне.

Для решения последней из перечисленных задач постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-СТ с 1 января 2003 г. вводится в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), построенный на базе Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономической сообществе (КДЕС). Он заменяет Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), части 1 и IV (применительно к экономической деятельности).

В табл. 1.1 приведен укрупненный перечень отраслей (видов экономической деятельности) согласно ОКОНХ и ОКВЭД.

^ С точки зрения пространственной организации в течение многих лет для целей экономического прогнозирования и программирования, а также индикативного планирования территориального развития Российской Федерации используется сетка экономического районирования.

^ Экономическим районом считается часть территории страны, отличающаяся примерным единством природных условий, демографических особенностей, расселения, специализации хозяйства и социальной сферы, определяющим его место в экономике страны, и ограниченная административными границами входящих в его состав субъектов Российской Федерации. Созданные в соответствии с Указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» семь федеральных округов не совпадают с сеткой экономического районирования.

^ Структура национальной экономики характеризуется количественными соотношениями между ее сферами, секторами, отраслями (видами экономической деятельности).

В любой стране структура национальной экономики не является величиной постоянной. В ней относительное значение каждой сферы, сектора, отрасли меняется с течением времени под воздействием факторов развития экономики. К таким факторам относятся повышение уровня совокупного спроса, изменение его структуры, повышение качества наличных ресурсов и возможность их перераспределения, расширение технических знаний. Так, во всех развитых странах наблюдается процесс деиндустриализации, т.е. снижения доли промышленного и сельскохозяйственного производства и повышение доли сферы услуг в структуре ВВП.

^ Изменение структуры национальной экономики, ее сфер, секторов, отраслей (видов экономической деятельности) осуществляется двумя путями:

1) под воздействием рыночных механизмов;

2) под влиянием государственной структурной политики.

Задействование рыночных механизмов способствует перетеканию капитала в отрасли с наибольшей рентабельностью, открытостью рынка, более слабой конкуренцией. Вместе с тем рыночные механизмы накладываются на сложившуюся в отраслях национальной экономики систему инновационного, инвестиционного, материально-технического, кадрового потенциалов. Это проявилось в том, что к настоящему времени сложились группы отраслей, которые можно объединить по уровню конкурентоспособности следующим образом:

конкурентоспособные на внешнем рынке (авиакосмические, атомная энергетика, черная и цветная металлургия, нефте- и газодобывающие, производство вооружений, программного обеспечения, частично — приборостроение);

конкурентоспособные на внутреннем рынке (пищевые отрасли, автомобилестроение, производство тракторов, сельскохозяйственной, дорожной техники, нефтепереработка, судостроение, частично — легкая промышленность);

остальные отрасли

На изменение структуры национальной экономики, ее секторов, отраслей (видов экономической деятельности) влияют факторы как внешнего, так и внутреннего характера.

^ К внешним факторам относятся: внешнеэкономическая конъюнктура, в том числе мировые цены на нефть, состояние мировых рынков по отдельным видам товаров; усиление конкуренции со стороны иностранных производителей. К внутренним факторам относятся: величина платежеспособного спроса, конкурентоспособность производимой продукции (услуг), инновационный, материально-технический, кадровый потенциалы, инвестиционная активность.

Структурные изменения в национальной экономике, с одной стороны, являются следствием развития ее составляющих, а с другой — оказывают непосредственное влияние на принятие решений в основном звене хозяйствования — организации (предприятии). Решение таких задач, как определение оптимального объема произ¬водства и реализации продукции, выделение инвестиций на воспроизводство основных фондов, инновационную деятельность, формирование рациональной структуры издержек и др., обеспечивается не только внутренними особенностями организаций (предприятий), но и тем, к какой отрасли (виду экономической деятельности) они относятся, каков в ней уровень концентрации, условия хозяйствования, конкуренция, особенности рынка, величина платежеспособного спроса и т.д. Этим определяется значимость информации о структуре национальной экономики и ее элементов в динамике для деятельности организаций (предприятий).
Выводы

1. Национальная экономика состоит из комплекса отраслей (видов экономической деятельности), состав которых определяется уровнем общественного разделения труда, научно-техническим и технологическим развитием, международным сотрудничеством.

2. Национальная экономика для целей анализа и статистических сопоставлений подразделяется на сферы, секторы, отрасли (виды экономической деятельности).

3. В зависимости от участия в формировании ВВП национальная экономика делится на сферу материального производства и не¬производственную сферу.

4. В соответствии с принятой системой национальных счетов в национальной экономике сформированы: сектор нефинансовых предприятий; сектор финансовых учреждений; сектор государственных учреждений; сектор домашних хозяйств; сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

5. Структура национальной экономики отражает количественные соотношения между ее сферами, секторами, отраслями (видами экономической деятельности).

6. Анализ структуры национальной экономики необходим для решения задач государственного регулирования, а также определения стратегии и тактики организаций (предприятий).

^ Тема 2. Предприятие – основное звено экономики.
Преобразование экономики России непосредственно связано со становлением высокоэффективного рыночного хозяйства, базирущегося на развитии предпринимательсткой деятельности [3, с.14].

Понятие «предпринимательство» (англ. Business) впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680-1734) в 18 веке. По Кантильону предпринимательство – это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который, преобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство. Поскольку рыночная цена произведенного продукта заранее неизвестна, предпринимательству всегда сопутствует коммерческий риск [7, c. 17].

Предпринимательство — это особый вид деятельности, который предполагает наличие у субъектов таких личностных качеств, как: 1) определенный творческий образ мышления и отношение к делу; 2) проявление инициативы и стремление к новаторству, инновациям; 3) поиск нетрадиционных решений и способность к новым рискованным видам деятельности; 4) постоянная готовность к риску, готовность взять на себя ответственность. В последнее время главный акцент в понятии «предпринимательство» делается на новаторских характеристиках — получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не только улучшении уже существующего. Это относится как к продукции фирмы, так и к организации ее деятельности, использованию новых технологий в производстве и сбыте. Фактически новые идеи как раз и составляют смысловую основу термина «предприниматель». [3, с.16]

Предпринимательство как самостоятельная деятельность предполагает свободу и самостоятельность субъектов этой деятельности: 1) в выборе вида и сферы предпринимательской деятельности; 2) принятии хозяйственных решений и выборе средств их реализации; 3) формировании производственных программ, выборе источников финансирования и получении трудовых ресурсов; 4) выборе каналов и методов сбыта продукции и услуг; 5) установлении уровня цен и тарифов на продукцию и услуги; 6) распоряжении прибылью (доходами) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей [3, с.16].

Предпринимательство как хозяйственная деятельность предполагает организацию и управление хозяйственным процессом независимо от вида и сферы деятельности фирмы. Хозяйственная деятельность может охватывать производственно-сбытовую, торгово-посредническую, консультационную, инжиниринговую, патентно-лицензионную и иные виды, включая торговлю ценными бумагами. [3, с.17]














Формы и виды предпринимательской деятельности

.











Производственное предпринимательство. Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности.

К производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельностью, прежде всего должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг оказывать. Затем предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность.

Следующий этап производственного предпринимательства — приобретение или аренда (наем) факторов производства.

^ Факторы производства. К факторам производства относятся производственные фонды, рабочая сила и информация. Производственные фонды в свою очередь подразделяются на основные и оборотные.

Основные производственные фонды (орудия труда) — это: здания и сооружения; передаточные устройства; силовые машины и оборудование; рабочие машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; лабораторное оборудование; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент и приспособления; производственный инвентарь, прочие основные фонды. В составе основных производственных фондов к зданиям относятся здания производственных цехов, заводоуправления, лабораторий.

^ Оборотные производственные фонды (предметы труда) составляют: сырье; основные и вспомогательные материалы; топливные и энергетические ресурсы; тара и тарные материалы; малоценный и быстроизнашивающийся инструмент и производственный инвентарь; запасные части для ремонтов. Сюда же относятся покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов.

^ Рабочую силу предприниматель нанимает путем объявлений, через биржи труда, агентства по трудоустройству, с помощью друзей и знакомых. При подборе персонала следует учитывать образование кандидата на определенную работу, уровень его профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества.

Далее предприниматель приобретает всю необходимую ему информацию о возможности привлечения ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, о рынке сбыта намечаемой к изготовлению продукции или услуг и т.д.

^ Расчет потребности в финансовых средствах. Осуществление предпринимательской сделки связано с денежными затратами. Общую потребность в деньгах (Дп) на ведение производственно-предпринимательской деятельности можно рассчитать по формуле:






Для начала производственной деятельности предпринимателю надо иметь необходимый стартовый капитал. Если такого капитала нет, то он обращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных средств за получением кредита. Можно избрать и другой путь — получение предпринимателем факторов производства (помещений, оборудования, сырья, материалов, информации и др.) в кредит. Однако в любом случае предприниматель должен будет вернуть кредитору денежную сумму, полученную в кредит или равную стоимости взятых в кредит факторов производства плюс проценты за пользование кредитом.

^ Результативность производственной деятельности. Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реализация продукции (работ, услуг) потребителю и выручка определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составляет прибыль предприятия.

Различают валовую (балансовую) и остаточную (чистую) прибыль предпринимателя. ^ Валовая прибыль представляет собой денежную сумму, которая остается у предпринимателя после оплаты им всех затрат на производство и реализацию продукции, но до выплаты налогов. Остаточная (чистая) прибыль определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, отчислений, различных платежей, штрафов, пошлин и т.п. и представляет собой конечный итог деятельности предпринимателя-производственника.

^ Общую финансовую оценку деятельности такого предпринимателя определяет показатель рентабельности, рассчитываемый как отношение остаточной прибыли к полным издержкам производства.

Коммерческое предпринимательство. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации.

^ Товарная биржа — это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. Цель такой биржи — создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью, с учетом изменения спроса и предложения, выявить реальные рыночные цены.Товарная биржа — наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменителей товаров (зерно, уголь, металл, нефть, лес и т.д.), продающихся по стандартам. Помимо проведения обычной торговли с фактическими поставщиками товаров на товарных биржах широко распространено заключение соглашений при так называемых фьючерсных сделках. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.

^ Товарные биржи выполняют следующие основные функции:

• оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;

• упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;

• сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производ¬ства и других факторах, оказывающих влияние на цены.

Биржи могут быть закрытыми или открытыми. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только брокеры — биржевые посредники между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых биржах участвуют также посетители. По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляются лишь фьючерсные сделки.

^ Операции по купле-продаже товаров и услуг. Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, по перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства в определенной мере аналогична схеме производственно-предпринимательской деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции имеет место получение готового продукта.

Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка. Посредством маркетинга осуществляются все виды жизненного цикла торгового предприятия: исследование рынка; продвижение товаров по каналам обращения до конечного потребителя; финансовое обеспечение и получение прибыли. При этом к торговому предприятию предъявляются два взаимосвязанных требования: максимально возможная адаптация к изменяющемуся поведению потребителей и выживаемость в условиях конкуренции.

В общем виде программа любой коммерческой сделки включает:

• наем работников для выполнения торгово-посреднических услуг (закупки товаров, его транспортировки, продажи, проведения рекламной работы, оформления необходимых документов);

• приобретение или наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;

• закупку товара для последующей его продажи;

• привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита и процентов за пользование им;

• получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции;

• получение или приобретение необходимой информации, требуемой для планирования, оформления и регулирования сделки;

• реализацию товаров покупателю и получение выручки;

• регистрацию сделки, выплату налогов и платежей федеральным и муниципальным финансовым органам.

Финансовое предпринимательство. Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи. Что же представляют собой эти институты рынка?

^ Коммерческий банк — это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка является разница между процентными ставками депозитных (привлеченных) и ссудных средств.

^ Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств) и комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).

Особенность деятельности коммерческих банков в России состоит в том, что они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие сроки. Эти банки подвержены риску коммерческого характера, так как обязаны выплатить своим кредиторам деньги в заранее определенный срок с установленными процентами. Учитывая, что предоставленные коммерческим банком кредиты могут быть по тем или иным причинам не возвращены вовремя, банк должен располагать определенными резервами.

Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов.

Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. Здесь проводятся так называемые котировки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу. При этом текущие курсы постоянно демонстрируются на световом табло биржи и регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения индексов биржевой активности — своеобразных барометров экономической конъюнктуры.





Консультативное предпринимательство. Слово «консультант» происходит от лат. consultans (consultantis) — советующий. Это специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению, менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации. Первые консультационные компании по управлению появились более 100 лет тому назад.

Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений. Именно ростом неопределенности и сложности среды бизнеса обусловлен громадный рост спроса на консалтинговые услуги в мире за последние 10 лет.

^ Методы консультирования могут быть различными. Наиболее известными и применяемыми являются три вида консультирования: экспертное, процессное и обучающее.

^ Экспертное консультирование — наиболее пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разрабатывает решения и рекомендации по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией.

^ При процессном консультировании специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи предложения. Консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения.

Главная задача специалистов обучающего консультирования — подготовить почву для возникновения идей и выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для него учебные пособия, предоставляя тем самым всю необходимую теоретическую и практическую информацию.

На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов консультирования не применяется; как правило, используются комбинации всех трех методов.

Консалтинговые услуги могут быть самыми разнообразными. ^ Европейский справочник-указатель консультантов по менеджменту в настоящее время выделяет 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в восемь групп: общее управление; администрирование; финансовое управление; управление кадрами; маркетинг; производство; информационные технологии; специализированные услуги.

В настоящее время в России сложились три четко выраженные группы консультантов.

^ Первая группа — особо доверенные, как правило, дочерние консультационные компании, ассимилированные в структуру финансово-промышленной группы (ФПГ). Они оказывают услуги широкого профиля, но для ограниченного числа компаний — членов данной ФПГ.

^ Вторая категория российских консультантов — крупные консультационные или аудиторско-консультационные компании, не входящие в состав холдингов. Данная группа консультантов оказывает клиентам довольно широкий спектр услуг.

Наконец, третья категория российских консультантов — небольшие компании с ограниченным спектром услуг и немногочисленным штатом. Как правило, они располагают одной или двумя отработанными услугами (например, маркетинг, помощь в составлении бизнес-планов или только оптимизация финансовых потоков).

Помимо перечисленных трех категорий российских консультан¬тов есть еще небольшие консультационные компании, работающие на региональном уровне. Для них характерна ситуация, когда вознаграждение консультанта привязывают к конечным результатам работы — например, к приросту прибыли.

^ Предпринимательство на постоянной основе неизбежно ведет к образованию предприятия.

Под общим названием «предприятие» в хозяйственной практике подразумевается коммерческая организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли на вложенный труд и капитал. Наряду с этим в научной литературе широко используются не одно, а два схожих понятия — «предприятие» и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. Тем не менее, под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями (типа концернов, холдингов и пр.). Однако в соответствии с Гражданским кодексом РФ каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае фирма — общее понятие коммерческой организации. [2, с.8]

^ К важнейшим задачам действующего предприятия (фирмы) относятся:

♦ возмещение затрат и получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

♦ недопущение сбоев в работе Предприятия (в том числе срывов поставок и выпуска недоброкачественной бракованной продукции, резкого сокращения объема производства и дохода предприятия);

♦ обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

♦ обеспечение выплаты заработной платы персоналу предприятия, нормальных условий труда и возможностей профессионального роста работников;

♦ создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

♦ охрана окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов);

♦ стабильное наращивание темпов роста объема производства и дохода предприятия. [2, с.12]

Задачи предприятия (фирмы) определяются интересами владельца, размером капитала, ситуацией внутри предприятия (фирмы), внешней средой.




Схема «Что такое предприятие» [6, с.5]





Рис. Факторы определяющие формирование предприятия [2, c. 13]
Внутренняя среда предприятия (фирмы) – это люди, средства производства, информация и деньги (финансы).






Рис. Производственное предприятие [2, с. 10]
Внешняя среда предприятия – поставщики и потребители, государственные органы власти и население.






Рис. Внешняя среда производственного предприятия

[2, с.11]

Но всегда, во всех случаях главной задачей (основной целью) предприятия является возмещение затрат и получение дополнительного дохода за счет реализации потребителям производимой продукции (выполняемых работ, оказанных услуг).
^ Предприятие – основа формирования отраслевых и территориальных производственных комплексов [2, с.15].

На производственных объектах создаются все материальные ценности, а с их помощью воспроизводятся и нематериальные блага. Предприятия (фирмы), специализирующиеся на выпуске однородной продукции, образуют соответствующие отрасли материального производства, такие как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт. Они составляют структуру отраслей, определяют их профиль и масштабы. Кроме того, предприятия и организации определенной фирменной принадлежности формируют размер и территориальную специализацию городов, поселков, областей, краев, в которых они расположены.

Признаки отраслевой принадлежности предприятия

[6, с. 16]






^ Реорганизация и прекращение деятельности предприятия [2, с.38]

Решение о ликвидации или реорганизации предприятия, также, как и о его создании, принимает его владелец или арбитражный суд, если предприятие оказалось банкротом. Причины прекращения деятельности или кардинальной перестройки работы предприятия могут быть различны. Среди них:

• отсутствие или резкое падение спроса на выпускаемую продукцию (услуги);

• убыточность производства;

• экологическая опасность для окружающей среды и населения;

• возможность использования зданий, сооружений, оборудования и других средств предприятия для организации выпуска экономически выгодной или более необходимой потребителям продукции;

• объединение с другим или новым предприятием.
Выводы

1. Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

2. Современный предприниматель должен быть компетентным в избранной сфере деятельности, гибко реагировать на изменение ситуации, обладать целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учиться и делать выводы из своих ошибок.

3. Основные проблемы начинающих предпринимателей: поиск своей хозяйственной ниши, определение специализации предприятия, выбор формы предпринимательства, формирование производственной базы, привлечение финансовых средств.

4. Движущая сила рыночного общества — конкуренция. Она стимулирует расширение производства, повышение качества и снижение цены продукта, заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять современную технику, технологию, прогрессивные методы организации производства и труда.

5. Значительными преимуществами по сравнению с крупными фирмами обладают малые предприятия. Им свойственны: высокая динамичность, маневренность, конкурентный характер производства и его демократизация. Малые предприятия создают новые рабочие места, возрождают народные промыслы, содействуют экономическому и социальному развитию малых городов.

6. Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций.

7. Субъектом предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Для формирования предпринимательства необходимо создать определенные экономические, социальные и правовые условия.

8. По виду (или назначению) предпринимательская деятельность подразделяется на производственную, финансовую, торговую, посредническую, консультационную. Все они могут функционировать раздельно или вместе (например, торгово-посредническая деятельность, производственно-торговая и т.п.).

9. Важнейшим видом предпринимательской деятельности является производственная, где осуществляется основная фаза воспроизводственного цикла — производство продукции и услуг. К этому виду предпринимательства относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство продукции.

10. Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, — перепродажа товаров и услуг. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные и торговые организации.

11. Сферой деятельности финансового (финансово-кредитного) предпринимательства являются обращение, обмен стоимостей. Особенность финансовой деятельности состоит в том, что она проникает и в производственную, и в коммерческую деятельность, хотя может быть и самостоятельной. Основное поле деятельности финансового предпринимательства — коммерческие банки и финансовые биржи.

12. Важнейшим видом предпринимательства является консультативное (консалтинг). Оно включает непосредственно управленческие и другие формы консультирования, а также аудит. Ныне вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, нежели вложения в новое оборудование или передовую технологию.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (2173 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru