Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по экономике отрасли. Часть 1 - файл 1.doc


Лекции по экономике отрасли. Часть 1
скачать (299 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc299kb.22.11.2011 02:21скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования РФ

Ижевский государственный технический университет

Кафедра «Менеджмент»
конспект ЛЕКЦИЙ
по дисциплине “Экономика отрасли”

для студентов спец. 060800 очной,

заочной и очно-заочной форм обучения

Часть 1

Ижевск 2002

УДК 65:334 (07) + 65:338 (07)
Составитель: канд. экон. наук, доцент каф. «Менеджмент» Н.Н. Пушина
Экономика отрасли. Учебное пособие для студентов спец. 060800 дневной, вечерней и заочной форм обучения/ Ижевск. гос. техн. ун-т. Сост. Пушина Н.Н. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2002.
Рецензент: канд. эконом. наук, доцент Данкова Т.П.


Данный конспект лекций раскрывает цели и основное содержание курса "Экономика отрасли", дает представление об отрасли как части народного хозяйства и отрасли рыночного хозяйства, определении границ и структуры отрасли. В работе также обосновывается основная цель любого предприятия – увеличение рыночной власти на товарном рынке, - с позиций достижения экономических и социальных целей предприятий.

Ижевский государственный

технический университет

2002

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ВВЕДЕНИЕ 4

  2. ^ 1. ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА 6

  3. 2. Понятие и оценка рыночноЙ власти 28

  4. 3. Понятие и Виды конкурентных стратегий фирмы 44


ВВЕДЕНИЕ



Теория организации отраслевых рынков рассматривает отраслевую организацию товарных рынков (или отраслей) с точки зрения парадигмы "структура – поведение – результат". Исследования в этой области демонстрирует какое влияние характеристики отрасли оказывают на конкурентную стратегию предприятия.

Это означает, что структура и состав отрасли, которые определяются количеством и размером действующих на конкретном товарном рынке предприятий, и зависят от технологии производства, уровня издержек и цен, качества товаров и ряда других факторов, по существу, представляют собой внешние условия, в которых функционирует каждое предприятие. В маркетинге этому понятию соответствует понятие операционной среды и макросреды предприятия. Эти внешние условия и определяют поведение каждого отдельно взятого предприятия на рынке. Причем каждое из них, стремясь к увеличению получаемой суммы прибыли (или к достижению других экономических и социальных целей), должно стремиться к росту контроля за ситуацией на товарном рынке. Это позволяет предприятию использовать монопольное ценообразование - устанавливать цены на свои товары на уровне выше предельных издержек, не сокращая значительно при этом своих объемов продаж. Однако, в установлении цены, предприятия ограничены, в первую очередь, уровнем цен, качеством товаров предприятий-конкурентов, приверженностью покупателей к конкретной марке товара и другими условиями.

Каждая из перечисленных ситуаций говорит о наличии у предприятий большей или меньшей рыночной власти в сравнении с конкурентами. Стремление же к увеличению рыночной власти в практической деятельности предприятий, в большинстве случаев, выражается в стремлении к увеличению рыночной доли. В рамках теории организации отраслевых рынков доказана зависимость между доходностью капитала предприятий и его рыночной доли, а также влияние различных факторов (таких как, стратегическое поведение конкурентов в отрасли, высота барьеров входа в отрасль, дифференциация продукта, вертикальная интеграция и др.) на прибыльность хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, сложившаяся в отрасли конкурентная ситуация влияет на поведение каждого участника рынка, что, в конечном итоге, определяет результат его хозяйственной деятельности.

Курс "Экономика отрасли" является одним из так называемых "продвинутых" курсов "Микроэкономики", в рамках которого и изучается поведение рыночных субъектов в условиях отраслевой организации товарных рынков, в условиях конкуренции этих предприятий за покупателя на одном отраслевом или товарном рынке с целью увеличения его рыночной власти.

Однако, термин "рыночной власти" не имеет широкого распространения в практической деятельности предприятий, в маркетинге ему соответствует понятие "конкурентного преимущества". Это обусловлено тем, что большей рыночной властью обладают те предприятия, которые имеют преимущества над конкурентами.

Данное пособие дает общее представление о понятиях "отрасли" и "рыночной власти", о взаимосвязи рыночной власти отдельного предприятия и его преимуществ в чем-либо над конкурентами. В пособии также дается общая характеристика факторов, которые могут использовать предприятия с целью увеличения своей рыночной власти.
^

1.ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА




1.1. Понятие отрасли


В настоящее время существует 2 подхода к понятию отрасли.

Первый подход рассматривает отрасль как часть народнохозяйственного комплекса, как область производственно-экономической деятельности предприятий, входящих в состав отрасли /5/. При этом под отраслью понимается совокупность предприятий, организованных по одному из отраслеобразующих признаков, к которым относятся:

1) выпуск продукции одинакового назначения и исполнения (примером объединений предприятий в отрасль по этому признаку являются такие отрасли как машиностроение и металлообработка, электроэнергетика и др.);

2) использование схожих технологий (например, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленности и др.);

3) использование одинакового исходного сырья (например, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности, стекольная промышленность и др.);

4) выполнение одинаковых функций (предприятия денежно-кредитной сферы, торговля, предприятия на рынке страховых услуг и др.).

При этом подходе дополнительным условием отнесения предприятий к одной отрасли является использование ими одинаковой технической базы, а также они должны характеризоваться специфичностью кадров и условий труда /5/. Следует отметить, что основным, отраслеобразующим признаком чаще всего выступает критерий выпуска продукции одинакового назначения и исполнения. Но это верно лишь для так называемых комплексных отраслей народного хозяйства, в состав которых могут входить другие отрасли, организованные как по этому признаку, так и по признакам выполнения одинаковых функций, использования схожих технологий, использования одинакового исходного сырья.

Если представить народнохозяйственный комплекс любой страны как совокупность предприятий, то все предприятия по их участию в процессе создания материальных благ могут относится как к производственной, так и непроизводственной сферам. Предприятия производственной сферы принимают непосредственное участие в процессе создания материальных благ, тогда как предприятия непроизводственной сферы, в большей степени, потребляют национальный продукт, перераспределяемый государством из производственной сферы (культура, спорт, образование, наука, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и др.). Предприятия производственной сферы подразделяются на следующие комплексные отрасли:

  1. Промышленность;

  2. Гражданское и промышленное строительство;

  3. Транспорт и связь;

  4. Сельское хозяйство, включая лесное и рыболовные хозяйства;

  5. Заготовительное производство, торговля, общественное питание.

Доля основных производственных отраслей в валовом внутреннем продукте (ВВП) Российской Федерации приведена в табл. 1 /15/.

Таблица 1

Структура производства ВВП РФ по отраслям, %



Отрасли народного

хозяйства

1990

1995

1999

2000

Валовая добавленная стоимость, млрд. руб.

Отраслевая структура народного хозяйства, %

Валовая добавленная стоимость, млрд. руб.

Отраслевая структура народного хозяйства, %

Валовая добавленная стоимость, млрд. руб.

Отраслевая структура народного хозяйства, %

Валовая добавленная стоимость, млрд. руб.

Отраслевая структура народного хозяйства, %

  1. Промышленность

228,1

38,04

416429,0

29,32

1330200,6

31,17

2040866,8

32,67

  1. Сельское и лесное хозяйство

99,6

16,61

102883,1

7,24

335474,7

7,86

465106,3

7,44

  1. Строительство

57,3

9,56

121926,9

8,59

263929,4

6,18

421115,7

6,74

  1. Прочие отрасли по производству товаров

7,6

1,27

10286,2

0,72

21726,8

0,51

28277,8

0,45

  1. Транспорт и связь

60,2

10,04

170478,2

12,00

413674,6

9,69

534940,3

8,56

  1. Торговля, общественное питание и заготовительное производство

36,3

6,05

282932,5

19,92

926191,8

21,70

1323673,4

21,19

  1. Прочие услуги*

110,5

18,43

315125,9

22,19

976917,5

22,89

1433810,1

22,95

Итого

599,6

100,00

1420061,8

100,00

4268115,4

100,00

6247790,4

100,00

* включая информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, геологоразведку, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, финансовые услуги, науку, образование, культуру, здравоохранение и др.

Ведущей отраслью народного хозяйства России является промышленность (на долю промышленности в ВВП приходится около 29 – 36 %), что обуславливается следующими факторами:

  1. промышленность охватывает производство средств труда для всех отраслей народного хозяйства;

  2. промышленность является крупнейшим потребителем продукции строительной отрасли, сельского хозяйства и услуг транспорта;

  3. промышленность занимается производством товаров народного потребления;

  4. именно развитие промышленности, в свое время, сыграло решающую роль в ликвидации экономического неравенства различных регионов;

  5. развитие промышленности стимулирует развитие науки и техники;

  6. промышленность остается основой обороноспособности любой страны и др.

В состав промышленности входят 12 комплексных отраслей, которые можно объединить в три группы: добывающие отрасли; обрабатывающие и перерабатывающие отрасли; отрасли выпускающие готовую продукцию. В общем виде состав отраслей промышленности приведен в табл. 2 /15/.

Таблица 2

Структура промышленности РФ в 2000 г.

Отрасли промышленности

Удельный вес, %

1. Электроэнергетика

9,1

2. Топливная промышленность

20,3

3. Черная металлургия

8,9

4. Цветная металлургия

10,1

5. Химическая и нефтехимическая промышленность

7,2

6. Машиностроение и металлообработка

19,0

7. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

4,6

8. Промышленность строительных материалов

2,8

9. Стекольная и фарфорово-фаянсовая промышленность

0,4

10. Легкая промышленность

1,6

11. Пищевая промышленность

12,8

12. Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность

1,6

Прочие

1,6

ИТОГО

100,0


Каждая отрасль, в свою очередь, делится на ряд более мелких отраслей, исходя из признака однородности выпускаемой продукции. В состав машиностроения входят тяжелое и транспортное машиностроение, станкостроение, производство инструментов. В состав транспортного машиностроения входят автомобилестроение, авиастроение, судостроение, локомотивостроение и т.д., что, в общем виде, приведено на рис. 1.



Данный подход к формированию состава и структуры отраслей достаточно прост и используется до настоящего времени в статистике для учета объемов производства по отраслям экономики. Кроме этого, в данном подходе отражается система распределения ресурсов по отраслям народного хозяйства, что может быть использовано при разработке системы межотраслевых балансов. И самое главное, в условиях плановой экономики такая отраслевая структура отражала централизованное подчинение каждого предприятия одному министерству или тресту.

Однако можно выделить недостатков, присущих данному подходу к понятию отрасли. Первый недостаток связан с тем, что большинство предприятий любой отрасли не являются узкоспециализированными, в результате чего при учете объемов производства существует необходимость выделения доли производства профильных и непрофильных продуктов.

Второй недостаток заключается в том, что по существу, предприятия, которые производят сходные товары, но из разного исходного сырья и, как следствие, с применением разных технологий, будут относиться по данной классификации к разным отраслям (например, производители стеклянных и пластиковых бутылок под минеральную воду или пиво будут относиться к разным отраслям). Это значит, что в пределах данного подхода к отрасли не учитываются процессы конкуренции, протекающие как внутри отраслей, так и между отраслями. Поэтому можно говорить о необходимости уточнения понятия "отрасли" с точки зрения потребности в нем самих предприятий. Здесь на помощь может прийти второй подход к понятию "отрасли".

^ Второй подход (или рыночный подход /5/) говорит о том, что границы отрасли, а следовательно и ее состав, будут определяться теми предприятиями, которые предлагают покупателям товары, относящиеся к одному товарному рынку /4/. Исходя из понятия "товарного рынка", которое используется в российском антимонопольном законодательстве, можно сказать, что в рынке под отраслью понимается совокупность продавцов, предлагающих покупателям товар, предназначенный для удовлетворения одной и той же потребности. Так, в законодательстве под товарным рынком понимается "сфера обращения товара, не имеющего заменителей, или взаимозаменяемых товаров…", степень взаимозаменяемости которых определяется функциональным назначением товаров /1, 2, 3/, а стало быть той потребностью, которую они удовлетворяют.

Таким образом, все предприятия, предлагающие товар, относящийся к одному товарному рынку, а значит удовлетворяющий одну и ту же потребность, и будут составлять одну отрасль. Но здесь необходимо сделать некоторые уточнени. Это связано с тем, что в зависимости от того, какие каналы продвижения используются производителем товара, может менятся и состав участников рынка. Рассмотрим это на примере (см. рис. 2).

Производители товара могут доводить свой товар до покупателя напрямую без посредников, как это делает Производитель 1 (ПР1), или через сеть торговых посредников, как это делают Производитель 2 (ПР2), Производитель 3 (ПР 3) и Производитель 4 (ПР4). При этом и производители, и посредники функционируют на одном товарном рынке, но в этом случае можно выделить несколько ситуаций, каждая из которых будет определять свою отрасль:

1
Производитель 1 (ПР1)


Производитель 2 (ПР2)


Производитель 3 (ПР3)


Производитель 4 (ПР 4)


Оптовый посредник 1 (ОП1)


Оптовый посредник 2 (ОП2)


Розничный посредник 3 (РП3)


Розничный посредник 2 (РП2)


Розничный посредник 1 (РП1)


Покупатель 1
Покупатель 2
Покупатель 3
.

.

.
Покупатель n



Розничный посредник 4 (РП4)



Рис. 2. Схема каналов сбыта товара


. ^ Отрасль производителей товара. При этом можно выделить положение производителей товара на рынке конечных покупателей и на рынке оптовых продаж. Рынок оптовых покупателей в свою очередь можно также разделить на два рынка: первый рынок будут составлять оптовые посредники, второй – розничные.




Естественно, что при выборе товара и (или) производителя товара конечным покупателям важно, в первую очередь, соотношение цены и качества товара, его престижность, а посредникам – условия и надежность поставок, величина оптовых скидок, бесплатная рекламная продукция и т.п. Таким образом, в зависимости от того приобретает ли покупатель товар с целью конечного потребления или с целью перепродажи, он будет предъявлять разные требования при выборе товара и (или) его производителя;

2. Можно выделить отрасль оптовых посредников по отношению к розничным посредникам. На этом рынке будут присутствовать оптовые посредники ОП1 и ОП2, где они будут конкурировать с Производителем 1 и Производителем 4, которые выходят на рынок розничных посредников напрямую без оптовых посредников.

Основными элементами конкуренции на этом рынке являются условия поставки, цены, а также предлагаемый ассортимент и т.п. В отличие от производителей посредники будут предлагать более широкий ассортимент товаров других производителей товаров, относящихся к другим товарным рынкам. Поэтому оптовые посредники и производители товара конкурировать между собой будут только по товару Производителей 1, 2, 3, 4.

Таким образом, оптовые посредники присутствуют на товарном рынке Производителей 1, 2, 3, 4, но при этом сами составляют отрасль оптовых посредников, которые предлагают розничным посредникам товары, относящиеся к разным товарным рынкам. Фактически оптовых посредников необходимо рассматривать как отрасль, оказывающую услугу по продвижению товара от производителей до розничных посредников;

3. Далее можно выделить отрасль розничных посредников по отношению к рынку конечных покупателей. При этом, предлагая товар Производителей 1, 2, 3, 4, розничные посредники будут конкурировать на этом товарном рынке между собой и с Производителем 1, так как этот производитель реализует часть своей продукции конечным покупателям без посредников. Но помимо этого товарного рынка розничные посредники будут иметь дело с товарами, относящимися к другим товарным рынкам, а, следовательно, на рынке конечных покупателей они будут конкурировать по всему ассортименту, уровню цен, уровню обслуживания покупателей, удобства места своего расположения и т.п. Поэтому розничных посредников следует объединить в отрасль, предприятия которой оказывают услугу по продвижению товара до конечных покупателей.

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что все рассматриваемые предприятия могут осуществлять свою деятельность на одном товарном рынке, относясь при этом к различным отраслям в зависимости от того, на каких покупателей рассчитан товар (или на конечных покупателей, или на посредников). Это позволяет сделать вывод о том, что в отрасль объединяются не производители товара, а его продавцы на каждой ступени продвижения товара от производителя до конечного покупателя. Либо можно говорить не только о производителях товара как физической продукции, но и о производителях услуг оптовой и розничной продажи, так как посредники фактически продают свою (самостоятельно ими произведенную) услугу оптовой или розничной торговли. Данный подход нашел свое отражение в общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства /12/.

Таким образом, в рынке под отраслью понимается совокупность производителей (или продавцов), предлагающих покупателям товары (продукцию, работы, услуги), предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности.

Это позволяет сделать вывод о том, что отрасль “объединяет” предприятия-конкурентов. В стратегическом менеджменте под отраслью понимается "совокупность предприятий, конкурирующих между собой за потребителя в силу наличия общих свойств у выпускаемой ими продукции или оказываемых услуг"/18/. Однако необходимо помнить, что теория конкуренции выделяет понятия “фундаментальной рыночной ниши”, которая определяется общим предназначением выпускаемого товара, и “реализованной рыночной ниши”, которая определяется сегментом рынка, на который рассчитан продаваемый товар /23/. Например, микроавтобусы ЗИЛ и Газель, предназаченные для пассажирских перевозок, между собой конкурировать не будут, так как рассчитаны на разные сегменты рынка. То есть, даже если в отрасль будут объединяться все производители товаров (услуг, работ), предназначенных для удовлетворения одной и той же потребности, то непосредственно предприятия будут конкурировать только на тех сегментах, на которые фактически рассчитан предлагаемый покупателям товар.

Например, на рис. 3 приведена ситуация, когда предприятия, работающие на реализованных рыночных нишах РРН3, РРН4 и РРН5 конкурируют между собой на пересекающихся участках, а предприятия, работающие, например, на нишах РРН1, РРН2 и РРН3 конкурировать между собой не будут. В связи с этим, теория конкуренции выделяет понятия межвидовой конкуренции, которая будет иметь место между производителями, предлагающими товар различным сегментам рынка, и внутривидовой конкуренции, которая предполагает конкуренцию между предприятиями, предлагающие товары одному и тому же сегменту рынка. Межвидовая и внутривидовая конкуренция относится к понятию внутриотраслевой конкуренции.




В тоже время, товары, удовлетворяющие одну и туже потребность, могут быть или совершенно идентичными, или схожими по основным характеристикам, или существенно различаться. Например, если человек испытывает чувство жажды, то, с учетом особенностей каждого покупателя, он может выпить газированной воды, сока, молока и т.п. Это все будут разные товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность, и разные отрасли, несмотря на то, что предприятия этих отраслей будут конкурировать между собой (межотраслевая конкуренция). В тоже время соки различаются по вкусовым свойствам, внешнему виду упаковки, производителям и другим параметрам – то есть все производители сока будут конкурировать между собой (внутриотраслевая межфирменная конкуренция).

Можно сделать вывод о том, что в состав отрасли могут входить все производители, предлагающие товары (услуги, работы), удовлетворяющие одну и туже потребность, и не конкурировать между собой, если предлагаемые товары рассчитаны на разные сегменты рынка. Но при этом может иметь место межотраслевая конкуренция, если товары, относящиеся к разным товарным рынкам, тем не менее удовлетворяют одну и ту же потребность. Таким образом, понятия "отрасль" и "предприятия-конкуренты" нельзя отождествлять.

Основываясь на рыночном подходе к понятию отрасли можно отметить следующие отличия от первого определения. Во-первых, главное не только произвести товар, а продать его, то есть структура отрасли будет определятся не по объемам производства, а по объемам продаж.

Во-вторых, данный подход не учитывает ни способ производства товара, ни используемые материалы, здесь важен только сам товар, предназначенный для удовлетворения потребности. Так, если стул металлический, стул мягкий, стул пластмассовый, с точки зрения первого подхода к понятию отрасли выделил бы три отрасли (металлообработка, химическая промышленность и мебельная промышленность), то во втором случае все предприяти, предлагающие стулья на рынке, входят в состав одной отрасли, конкурируют между собой за покупателя.

В-третьих, если предприятие-производитель одновременно предлагает товары покупателям через систему прямого сбыта и через систему посредников, то на одних и тех же сегментах рынка они будут являтся конкурентами, что требует более строгого подхода к разработке каналов сбыта.

  1   2   3   4



Скачать файл (299 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru