Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ - файл 1.doc


Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ
скачать (1676.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1677kb.23.11.2011 05:39скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...






Н.И. Журавель

.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ

ПУНКТЕ ДОУ

Методическое пособие
Творческий .Центр



Москва 2008

УДК 373 ББК 74.102 Ж91

Журавель Н.И.

Ж91 Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Лого­пед»-2).

18ВМ 978-5-9949-0148-9

В книге освещена система планирования коррекционно-речевой работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп в ус­ловиях дошкольного логопедического пункта, предусматривающая проведение групповых и подгрупповых занятий, организацию дея­тельности ребенка в специально созданной среде, а также возмож­ность работы с детьми на базе изученного материала.

Книга может быть использована как молодыми специалистами, так и опытными логопедами.

УДК 373 ББК 74.102

© ООО «ТЦ Сфера», 2008


Предисловие

Нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. К наиболее сложным от­носятся органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия), к менее сложным — функциональные (дислалия). Причины их возникновения весьма разнообразны.

Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок — подросток — взрос­лый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способ­ности и интеллектуальные возможности.

Многолетняя практика показывает, что при систематичес­кой работе с ребенком нарушения его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Выпускаемая специ­альная литература для учителей-логопедов, как теоретичес­кого, так и практического характера, рекомендована для ис­пользования в специальных речевых группах, организован­ных при массовых детских садах или в специализированных учреждениях для детей с нарушениями речи. В настоящее время во многих дошкольных учреждениях организованы ло­гопедические пункты. Однако это имеет как положительную (больший охват детей с нарушениями речи), так и отрица­тельную стороны (детям с тяжелыми нарушениями речи очень трудно оказать полноценную помощь в таких пунктах). Кро­ме того, в небольших городах нет специализированного дет­ского сада, куда бы направлялись дети со сложными речевы­ми дефектами.

У логопедов-практиков затруднения вызывают планирова­ние и проведение занятий по развитию лексико-грамматических норм русского языка, обучению связной речи и грамоте.

Для успешной работы логопедического пункта необходим тематический план коррекционно-развивающих занятий.

Тематические планы логопедических занятий по форми­рованию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми 5—6 и 6—7 лет составлены на основе пособий Т.А. Ткаченко «Если до­школьник плохо говорит» (СПб., 1998), «В первый класс — без дефектов речи» (СПб., 1999).

^ Логопедическая работа с детьми в ДОУ общеразвивающего вида

Планирование для старшей группы разделено на три пе­риода обучения: октябрь — ноябрь (20 занятий); декабрь — февраль (24 занятия); март — апрель (14 занятий).

Всего в год — 58 ч. Из них:

  • формирование лексико-грамматических категорий — 26ч;

  • развитие фонетической стороны речи — 23;

  • развитие связной речи — 9ч.


Планирование для подготовительной к школе группы раз­делено на два периода:

— октябрь — декабрь (38 занятий);

— январь — апрель (40 занятий).
Из них:

  • совершенствование лексико-грамматических представле­ний — 37;

  • совершенствование навыков звукового анализа и обуче­ния грамоте — 30;

  • развитие связной речи — 11.

Форма организации занятий — групповая (по 5—6 детей). Периодичность занятий — 2 раза в неделю по 25—30 мин.

Тематические планы составлены в форме таблицы с выделе­нием разделов: тема занятия; задачи; количество часов; пла­нируемый результат; средства оценки усвоения материала.

К тематическому плану разработаны примерные конспекты занятий на учебный год (с октября по апрель включительно). Они также представлены в табличной форме с выделением раз­делов: тема; цели; план занятия; оборудование; литература*.

Материал каждого конспекта рассчитан на 2—3 подгруппо-вых занятия. На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с речевыми возможностями детей.

Систематическое и последовательное использование пред­лагаемого материала обеспечит исправление у детей речевого дефекта и недостатков внимания, памяти, словесно-логичес­кого мышления, мелкой моторики пальцев рук.

Данная работа принесет заметную пользу всем, кто заин­тересован в быстром и стойком избавлении ребенка от речево­го нарушения.

* В пособии представлены примерные конспекты только для детей стар­шей группы. Конспекты для подготовительной к школе группы логопед мо­жет разработать сам на основе тематического плана для данной группы.


^ Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., 2001.

  2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сб. домашних заданий для преодоления фонематической сторо­ны речи у старших дошкольников. СПб., 2004.

  3. Быстрова ГА., Сизова ЭА., Шуйская ТА. Логосказки. СПб., 2001.

  4. Васильева С А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. М., 1999.

  5. Воробьева ТА., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб., 2001.

  6. Жукова О.С. Развиваем речь. Моторика, логика, речь. СПб., 2002.

  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные лого­педические занятия в старшей группе для детей с ОНР. По­собие для логопедов. М., 2002. I, II, III периоды.

  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные лого­педические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН: Пособие для логопедов. М., 2004. I, II, III периоды.

  9. Куликовская ТА.. Мастерская букв. Альбом упражне­ний для знакомства детей 3—6 лет с буквами русского ал­фавита. М., 2000.

  1. Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей. М., 2001.

  2. Скворцова И.В. 100 логопедических игр для детей 4—6 лет. СПб.; М., 2005.

  3. Ткаченко Т Л. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998.

  1. Ткаченко ТА.. В первый класс без дефектов речи. СПб., 1999.

  2. Ткаченко ТА.. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000.

  3. Ткаченко ТА.. Логопедическая тетрадь. СПб., 1998.

Логопедическая работа с детьми в ДОУ общеразвивающего вида
Планирование для подготовительной к школе группы раз­делено на два периода:

— октябрь — декабрь (38 занятий);

— январь — апрель (40 занятий).
Из них:

  • совершенствование лексико-грамматических представле­ний — 37;

  • совершенствование навыков звукового анализа и обуче­ния грамоте — 30;

  • развитие связной речи — 11.


Форма организации занятий — подгрупповая (по 5—6 детей). Периодичность занятий — 2 раза в неделю по 25—30 мин.
Тематические планы составлены в форме таблицы с выделе­нием разделов: тема занятия; задачи; количество часов; пла­нируемый результат; средства оценки усвоения материала.

К тематическому плану разработаны примерные конспекты занятий на учебный год (с октября по апрель включительно). Они также представлены в табличной форме с выделением раз­делов: тема; цели; план занятия; оборудование; литература*.

Материал каждого конспекта рассчитан на 2—3 подгрупповых занятия. На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с речевыми возможностями детей.

Систематическое и последовательное использование пред­лагаемого материала обеспечит исправление у детей речевого дефекта и недостатков внимания, памяти, словесно-логичес­кого мышления, мелкой моторики пальцев рук.

Данная работа принесет заметную пользу всем, кто заин­тересован в быстром и стойком избавлении ребенка от речево­го нарушения.


^ Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., 2001.

2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сб. домашних заданий для преодоления фонематической сторо­ны речи у старших дошкольников. СПб., 2004.

3. Быстрова ГА., Сизова ЭА., Шуйская ТА. Логосказки. СПб., 2001.

4. Воробьева ТА., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб., 2001.

5. Жукова О.С. Развиваем речь. Моторика, логика, речь. СПб., 2002.

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные лого­педические занятия в старшей группе для детей с ОНР. По­собие для логопедов. М., 2002. I, II, III периоды.

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные лого­педические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН: Пособие для логопедов. М., 2004. I, II, III периоды.

8. Скворцова И.В. 100 логопедических игр для детей 4—6 лет. СПб.; М.

9. Ткаченко Т Л. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998.

10. Ткаченко ТА.. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Старшая группа

I период обучения (октябрь — ноябрь — два занятия в неделю), 20 занятий




Тема занятия

Задачи

Ко-во часов

Планируемый результат

Средства

п/п













оценки
















усвоения
















материала

1

2

3

4

5

6

1

Развитие внимания

Развивать внимание, понимание

1

Уметь слушать

Игра «Раз-




и понимания речи

речи и словесно-логическое мыш-




инструкцию и выполнять

ложи по по-







ление




ее последовательно.

лочкам»













Заканчивать простейшие
















обобщения, знание
















основных цветов




2

Формирование по-

Уточнить понятие «действие». Рас-

1

Понимать вопросы: кто?

Игра «Чет-




нятия о действии

смотреть разные и одинаковые дей-




что? что делает? Подби-

вертый лиш-




предмета

ствия. Учить подбирать к действию




рать ответы в соответст-

ний»







объекты, а к объекту действия




вии с вопросом




3

Развитие слухового

Развивать слуховое внимание и

3

Различать звучание раз-

Игра «Верно




внимания и фоне-

фонематическое восприятие на ма-




ных предметов, музыкаль-

или нет?»




матического вос-

териале неречевых звуков и слов,




ных инструментов. Выде-







приятия

близких по звуковому составу




лять из потока звуков за-
















данный звук, слог. Опре-
















делять слова, сходные по
















звуковому составу






















4

Нарицательные су­ществительные с суффиксами умень­шительно-ласкатель­ного значения

Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами

1




Игра «Назо­ви ласково»

5

Падежные конст­рукции, винитель­ный падеж сущест­вительных в един­ственном числе

Учить дифференцировать вопросы: кто? кого? что? в зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевлен­ным

1

Уметь изменять началь­ную форму существитель­ного, ставя его в вини­тельном падеже единст­венного числа

Игра «Кто это? Что это?»

6

Звуки [у], [а]

Выделять заданный гласный звук из потока звуков

1

Определять наличие или отсутствие звука в потоке звуков

Игра «Хлоп­ни, когда услышишь»

7

Глаголы мужского и женского рода в прошедшем време­ни

Учить образовывать глаголы муж­ского и женского рода в прошед­шем времени

1

Пользоваться в речи гла­голами мужского и жен­ского рода в прошедшем времени

Игра «Кто сказал пра­вильно?»

8

Согласование су­ществительного и глагола в единст­венном и множест­венном числе

Учить согласовывать существи­тельное с глаголом в числе

1

Пользоваться в речи гла­голами, согласовывая их с существительными в единственном и множест­венном числе

Упражнение «Один игра­ет, двое иг­рают» (изме­нять слова по образцу)

9

Звуки [а], [и]

Выделять гласный звук в начале слов

1

Выделять первый ударный гласный звук, затем в без­ударной позиции

Игра «Назо­ви первый звук»



.


1

2

3

4

5

6

10

Понятия: «слово»,

Учить составлять предложения,

1

Уметь составлять предло-

Упражнение




«предложение».

заменяя дополнение без наглядной




жение из трех слов (под-

«Придумай




Составление пред-

опоры. Учить строить фразу по




лежащее + сказуемое +

предложение




ложений из трех

опорной схеме. Активизировать




дополнение)

из трех слов»




слов.

словарный запас







(по образцу и
















без него)

11

Пересказ текста,

Учить отвечать на вопрос разверну-

1

Понимать вопрос что

Пересказ




составленного по

той фразой из 3 — 4 слов, переска-




делать?, отвечать на него







демонстрируемому

зывать текст, составленный из 3 — 4




полно и точно







действию

простых предложений с наглядной
















опорой в виде натуральных объек-
















тов, предметов и действий с ними.
















Развивать внимание и словесно-
















логическое мышление










12

Звуки [а], [у], [и]

Анализ звуковых сочетаний типа

1

Выделять последователь-

Игра «Назо-







ау, уи, ауи




но все звуки в звукосоче-

ви звуки по













тании

порядку»

13

Согласование чис-

Учить соотносить на слух и пра-

1

Уметь согласовывать су-

Игра «Кто




лительных один,

вильно согласовывать в речи суще-




ществительные с числи-

больше назо-




одна с существи-

ствительные мужского и женского




тельными в роде

вет?» (один,




тельными

рода с числительными один, одна и







одна)







подбирать существительные к этим
















числительным










14

Падежные конст­рукции. Родитель-

Учить образовывать существитель­ное в родительном падеже единст-

2

Уметь пользоваться в речи существительными в ро-

Игра «Чего нет?»




ный падеж сущест-

венного числа от существительного




дительном падеже, отве-







вительных в един­ственном числе без предлога и с пред­логом^

в именительном падеже, согласовы­вая существительное с соседними словами. Уточнить значение пред­лога^




чая на вопросы: чего не стало? у кого?




15

Звуки [м], [н], [в], [ф]

Выделять согласный звук в начале слова

2

Выделять первый соглас­ный звук

Игра «Назо­ви первый
















звук»

16

Приставочные гла­голы

Учить дифференцировать по смыс­лу глаголы, имеющие разные при­ставки и общую основу (ехать, учить), самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный

1

Уметь изменять глаголы с помощью приставок, пользоваться этими сло­вами в речи

Игра «Скажи наоборот»







глагол










^ Примерные конспекты занятий 1-го периода обучения

Тема

Цели

План занятия

Оборудование

Литература

1

2

3

4

5

1-я неделя октября

Разви-

Развивать слу-

Организационный момент




[12, с. 31—

тие

ховое внимание,

Знакомство с кабинетом, выделение зон (игровая, для




32, 62—63]

внима-

понимание речи,

занятий).







ния и

словесно-логи-

Логопед. Сядет тот, у кого в одежде есть ... цвет







пони-

ческое мышле-

(основные цвета и некоторые оттенки).







мания

ние, фонемати-

Основная часть







речи.

ческое воспри-

1. Игра «Найди лишний кубик» (по цвету и размеру).

Цветные кубики;




Разви-

ятие на материа-

2. Игра «Найди такой же предмет по цвету» (форме):

геометрические




тие слу-

ле неречевых

— в окружающей обстановке;

фигуры, разные




хового

звуков и слов,

— на картинках.

по цвету; пред-




внима-

близких по зву-

Физкультминутка

метные картинки




ния и

ковому составу

Игра «Тихо — громко» (громко — бегать, спокойно —







фонема-




ходить, тихо — ходить на цыпочках).







тиче-




3. Игра «Что ты слышишь?» (отгадать, что звучит и

Бубен; ширма;




ского




назвать действие, например, переливается вода, ложка

стакан с водой;




воспри-




стучит в стакане).

ложка; колоколь-




ятия




4. Игра «Верно или нет?» (услышав правильное назва-

чик; бумага;










ние слова, поднять красный кружок, неправильное —

фишки: красные,










желтый), например, панан, баман, паман, банан, ба-

желтые, предмет-










мам.

ные картинки










Итог занятия













Логопед. Дети, сегодня мы учились различать













предметы по цвету (форме), подбирать предмет к об-













разцу. Учились внимательно слушать.







2-я неделя октября

Форми-

Уточнить поня-

Организационный момент




[12,с.32—

рование

тие «действие».

Логопед. Сядет тот, кто выполнит задание (топать,




33, 62—63]

понятия

Рассмотреть

хлопать, присесть, крикнуть, подпрыгнуть и т.д.).







о дейст-

разные и одина-

Основная часть







вии

ковые действия.

1 . Игра «Кто это? Что делает?»:

Игрушка собачка;




предме-

Учить подбирать

— действия детей (разные и одинаковые);

предметные кар-




та. Раз-

к действию объ-

— собачка (лает, прыгает, бежит, ест, пьет, кру-

тинки животных и




витие

екты и к объекту

жится и т.д.).

птиц




слухо-

действия.

2. Игра «Четвертый лишний» (лишнее животное или







вого

Развивать слу-

птица, как передвигается).







внима-

ховое внимание

Физкультминутка







ния и

и фонематиче-

Игра «Летает — не летает».







фонема-

ское восприятие

3. Игра «Кто пришел? Что принес?» (игрушки с музы-

Игрушки: мишка,




тиче-




кальными инструментами).

собачка, кукла;




ского




4. Игра «Хлопни, когда услышишь звук [а], [о], [у] в

барабан; бубен;




воспри-




ряду других звуков».

погремушка; шир-




ятия




Звук [а]:

ма










а-у-м-и-с-а-с-з-а-ш-ж-а













Звук [у]:













а-у-м-и-у-с-а-з-ш-у-ж













Звук [о]:













а-о-м-и-о-у-с-а-ш-о-ж-о













Итог занятия













Логопед. Дети, сегодня мы выполняли разные дви-













жения. Слушали и различали звуки








3-я неделя октября

Нарица-

Развивать уме-

Организационный момент




[7, с. 17—18,

тельные

ние образовы-

Логопед. Сядет тот, кто назовет свое имя ласково.




31—34]

сущест-

вать слова с

Основная часть







витель-

уменьшительно-

1. Игра «Четвертый лишний» (повторение и закрепле-

Картинки с жи-




ные с

ласкательными

ние прошлого задания).

вотными




суф-

суффиксами.

2. Звуки [а], [у].







фикса-

Уметь выделять

Звукоподражание со звуками [а], [у]:

Зеркала




ми

заданный звук из

а-а-а — плачет девочка; а-а-а — поет; а-а-а — укачива-







умень-

потока звуков

ет куклу; у-у-у — гудит пароход; у-у-у — звучит ду-







ши-




дочка; у-у-у — плачет мальчик.







тельно-




Игра «Хлопни, когда услышишь звук [а], [у]»:







ласка-




— в ряду звуков;







тельно-




— в ряду слогов.







го зна-




[а] — та-то-ту; ну-ны-на; бо-ба-бы;







чения.




[у] — му-мы-ма; но-на-ну.







Звуки




Артикуляция звуков [а], [у], соотнесение с символами.







[У], [а]




Физкультминутка













Игра «Большой — маленький» (на ласковое слово —













бегать, если его нет — приседать).













3. В гости пришли две куклы (большая и маленькая).

Две куклы










^ Кукла куколка, Катя Катенъка; рассмотреть час-













ти тела (голова — головка, рука — ручка и т.д.).













4. Игра «Подарки Кате и Катеньке» (игрушки, отли-

Игрушки разного










чающиеся размерами).

размера; окру-










5. Игра «Назови ласково»:

жающие предме-










— окружающие предметы;

ты; предметные








— изображение на картинках


картинки












Итог занятия













Дети рассказывают, чем они занимались на занятии.













Оценка их деятельности









4-я неделя октября

Вини-

Учить диффе-

Организационный момент




[12, с. 33—

тельный

ренцировать

Логопед. Сядет тот, кто назовет первое слово, начинаю-




34]; [7,

падеж

вопросы кто?

щееся на звук [а], второе на звук [у], свое имя — ласково.




с. 20— 21]

сущест-

кого? что? в

Основная часть







витель-

зависимости от

1 . Упражнение «Живое — неживое».







ных в

того, является ли

Различение одушевленных и неодушевленных предме-







единст-

существитель-

тов.







венном

ное одушевлен-

2. Игра «Четвертый лишний» (по принципу «живое —

Предметные кар-




числе

ным или неоду-

неживое»).

тинки, мяч







шевленным.

Физкультминутка







Глаголы

Учить образовы-

Игра «Живое — неживое» (услышав одушевленное







муж-

вать глаголы

слово, дети хлопают над головой, неодушевленное —







ского и

мужского и жен-

топают ногами).







женско-

ского рода в

3. Игра «Скажем про Таню и Рому».

Картинки с сюже-




го рода

прошедшем

Логопед (показывает картинку). Таня подметала

том




в про-

времени

пол. Что делала Таня?







шедшем




Дети. Таня подметала пол.







времени




Логопед. Что делал Рома?













Дети. Рома строил башню.













По другим картинкам дети отвечают на вопросы: Что













делал (а) Рома? (Таня?)













4. Игра «Эхо».













Логопед. Мальчик умывается.

-










Дети. Мальчик умывался вчера.













Итог занятия













Оценка деятельности детей






  1   2   3   4   5



Скачать файл (1676.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru