Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Древние культуры Китая - файл 1.doc


Реферат - Древние культуры Китая
скачать (82 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc82kb.16.11.2011 03:21скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусства


Факультет Музееведения и Экскурсоведения


Древние культуры Китая


Реферат по курсу

“Археология”


Преподаватель:


Санкт-Петербург

2006 г.


Китай – огромная и самая населенная страна в мире, в которой живет множество разных народностей, но девять десятых населения составляют китайцы. Сегодняшние китайцы называют свою страну Чжунго (“Срединное государство”), а в давние времена именовали Поднебесной. История Китая насчитывает несколько тысячелетий. Мудрый и талантливый китайский народ изобрел много очень полезных вещей: Китай дал миру звонкий фарфор и бумагу, переливчатый шелк и компас, печатный станок и порох, праздничные фейерверки и чай. Китайцы создали свое письмо, где каждый специальный знак – иероглиф обозначает не просто букву, а слог или целое слово.

“До того как возник наш мир, везде царил хаос по имени Хуньдунь. Однажды пришли к нему владыка Севера Ху и владыка Юга Шу, которых иначе называют Инь и Ян. И чтобы улучшить жизнь Хуньдуня, они просверлили в его теле те семь отверстий, какие есть в голове всякого человека, - глаза, уши, ноздри и рот. Но продырявленный Хуньдунь от этого вдруг умер.

Однако в хаосе, как цыпленок в курином яйце, спал первопредок людей Паньгу. Он рос, и ему стало тесно в яйце. тогда Паньгу пробил скорлупу и оказался между Ян, превратившимся в небо, и Инь, ставшим землей. Еще восемнадцать тысяч лет продолжал расти Паньгу, и своей головой все выше и выше поднимал он небо, отделяя его от земли, а потом разрубил перемычку между ними, чтобы земля и небо не могли соединиться вновь”. Так образовался, согласно китайскому мифу, мир.

Периодизация истории самого Китая для современного китаеведения остается спорным и актуальным вопросом.

Если за определяющие преодизационные критерии принять тип государственности, характер социально-экономических отношений и уровень развития культурных форм, то историю Китая можно представить в следующих фазах: Архаический Китай (с раннего палеолита и до возникновения государственности); Древний Китай, объединяющий период ранних государств (эпохи Шан-Инь, XVI-XI вв. до н.э., и Чжоу, XI-III вв. до н.э.) и период ранних империй (эпохи Цинь и Хань, III в. до н.э. – III в. н.э.); Традиционный Китай (III в. – 1912 г.) - традиционный в том смысле, что все традиции, образующие основы социально-политического устройства, и духовные устои китайского имперского общества, обозначились в в полную силу; Современный Китай (с 1912 г.) за начало которого принимается дата отречения от власти последнего китайского императора и установления в Китае республиканской формы правления.

^ Архаический Китай представляет собой самую древнюю культуру китайского народа. Древнейшей антропологической находкой на территории Китая на сегодняшний день является обнаружение нескольких костных фрагментов (10 зубов) дриопитека, найденных в 1956 – 1957 гг. возраст дриопитека определяется в 15 млн. лет. Китай относится к числу регионов земного шара, где происходило зарождение и становление человечества.

В более отчетливом и целостном виде, чем палеолит, предстает неолитическая эпоха (VI тыс. до н.э.). эта эпоха, открытая в 1921 г., на сегодняшний день представлена более чем 20 культурами, находившимися во всех важнейших регионах Китая: в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, в северо-западных (окрестности Пекина) и восточных районах. Самыми массовыми находками этих культур являются изделия из керамики и в первую очередь художественно оформленная посуда. В целом не вызывает сомнений, что именно в неолитическую эпоху зарождаются керамика, шелковое и лаковое производство, ювелирное дело, живопись, пластика, а также исходные для китайской цивилизации культы, космологические представления.

К периоду ^ Древнего Китая относится первое государство, наличие которого доказано археологическими материалами. Оно существовало во времена правления династии Шан-Инь (XVI-XI вв. до н.э.). Иньская эпоха ознаменовалась рядом историко-культурных процессов, предопределивших дальнейший ход развития китайской цивилизации. Это изобретение и утверждение бронзолитейного производства, формирование основ государственности, включая сложение института царской власти, утверждение особенного для Китая мировоззрения.

Еще одно важнейшее цивилизационное достижение иньской эпохи – изобретение письменности, возникшей в русле официальной обрядовой деятельности (так называемые “надписи на гадательных костях”).

Художественная культура Инь представлена изделиями из бронзы, нефрита, кости, керамики, которые дают возможность проследить дальнейший путь развития древнекитайского искусства. В целом иньская эпоха выступает начальным периодом формирования национальной государственности, ее духовных устоев и связанных с нею художественных традиций в музыкальной культуре и архитектуре.

Первым китайским государем называется Желты император (Хуан-ди), который царствовал, по преданию, с 2697 по 2597 г. до н.э.

В Древнем Китае империя была проявлением всеобъемлющей гармонии бытия, а император – религиозным символом власти. Он представлял собой фокус космического всеединства и мирового порядка. Для китайцев богом было Небо. Император, подобно небу, все укрывал собой, подобно Солнцу, все освещал. Поскольку “Небо” обозначало полноту природы каждого существа, император должен был править, не вмешиваясь в ход событий, управление не приравнивалось к воздействию извне, управлять нужно было так, чтобы каждый мог реализовать себя, поскольку главная цель природы заключается в том, что сущее должно себя реализовать. Император был символом покоя и порядка на земле. Политика в китайской империи мыслилась по образцу органической целостности мировой жизни. Император должен был выполнять множество ритуалов и знать советы Неба. Этому его учило гадание по “китайской библии” – “Книге перемен” (И цзин). Она была создана старейшими китайскими мудрецами в глубокой древности и состоит из 64 гексаграмм, которые являются геометрическим выражением всеобщего ритма природы и соответствуют судьбам людей и государств. И (“перемены”) – это изменчивость, в которой мы меняемся в соответствии со временем, для того чтобы следовать Пути мирового развития. “Совершенномудрые” авторы достигли наивысшего пути открытий и свершений в своих заботах о последующих поколениях. В “Книге Перемен” есть четыре пути к совершенной мудрости: 1) через слова подойти к пониманию текста изречений; 2) через действия подойти к пониманию изменчивости; 3) через устройство орудий подойти к пониманию образов и 4) через гадание подойти к пониманию предсказаний. Самое скрытое в ней – ее закономерность, а самое явное – ее образ.

Следующее древнее государство – Чжоу (XI – III вв. до н.э.) возникло в результате покорения Шан-Инь народностью, известной как чжоусы, точная этнокультурная принадлежность которой до сих пор дискутируется в науке. Тем не менее не вызывает сомнений, что чжоусы унаследовали и развили все цивилизационные достижения иньского государства. В рамках чжоусской эпохи особо выделяется период, обозначаемый как период Борющихся царств (475-221 гг. до н.э.). В этот период централизованное чжоусское государство, расцвет которого приходится на X-VIII вв. до н.э., распалось на несколько фактически самостоятельных царств, ведущих непрерывные междоусобные войны. Несмотря на ситуацию территориально-административной раздробленности страны, во всех царствах и отдельных регионах Китая того времени имели место общие социально-экономические и культурные процессы, носившие бурный новаторский характер. К важнейшим из них относятся появление имущественной знати, интенсивное развитие ремесел, торговли и городов, активное использование железа, повлекшее за собой качественные изменения в системе землепользования и в прикладном искусстве.

В духовной жизни китайского общества этого периода выделяют формирование религиозной и философской мысли, а также становление философских школ.

Религия Китая была своеобразной: люди верили во множество духов. Человеку нужны были надежные защитники, и китайцы видели их в духах предков, которые должны были заботиться о потомках, ограждать человека от козней злых духов, ударов судьбы. Эти духи изображались в виде страшных, ужасающих образов. Это объясняется тем, что суровые природные условия породили страшные образы богов в фантазии человека. Они обожествляли гром, ветер, дождь, горы, ручьи. Часто духи представлялись им в образе чудовищных животных и птиц. Важным событием для Китая было создание письменной культуры, сопровождавшееся возникновением книги как таковой. Создаются первые письменные поэтические памятники и художественная проза. Кроме того, V-III вв. до н.э. ознаменовались расцветом шелкового, лакового производства и ювелирного дела с широким использованием благородных металлов.

С середины I тыс. до н.э. начинается двухвековой так называемый период Чжаньго. Эпоха Чжаньго вошла в традицию как классический период в истории духовной культуры Китая. И действительно, она была неповторимой эпохой многообразия идей, не стесняемых никакой идеологической догмой. Ни до, ни после на протяжении древности и средневековья общество Китая не знало такой напряженности интеллектуальной жизни. На городских площадях, на улицах и в переулках, во дворцах правителей и домах знати происходили идейные диспуты. В знаменитой на весь чжаньгоский Китай “академии” Цзися (“У ворот Цзи”) в циской столице Линьцзы одновременно сходились до тысячи “мужей, искусных в споре”, состязавшихся в красноречии.

В эту эпоху “соперничества школ”, как ее называют источники, складывались основные направления философско-политической мысли Древнего Китая: конфуцианство и даосизм. Однако еще долгое время продолжало господствовать нерасчлененное народно-мифологическое мышление.

Эпоху Чжаньго назвали “золотым веком” китайской философии. Даосизм и конфуцианство оказали огромное влияние на все последующие развитие китайской духовной культуры, философской и общественно-политической мысли.

Период Борющихся царств завершился новым объединением Китая и возникновением первого в истории страны собственно имперского государства – империи Цинь (221-207 гг. до н.э.), основателем которой стал государственный деятель, вошедший в национальную и мировую историю под своим официальным титулом – Цинь-ши-хуан-ди (досл. “Божественный владыка, открывающий эру Цинь”). Окружением Цинь-ши-хуан-ди был разработан и проведен в жизнь ряд глобальных реформ. Благодаря им были созданы законодательная база и управленческие структуры, обеспечивающие имперскую верховную власть. К числу важнейших реформ Цинь-ши-хуан-ди относятся также унификация системы мер и весов, письменности и денежной системы, строительство единой сети казенных дорог. Все это способствовало урегулированию товарно-денежных отношений и их полному подчинению государственному контролю.

С циньской эпохой связаны многие достижения китайской цивилизации в области рациональных знаний и производственной деятельности. Они нашли воплощение в таких всемирно известных памятниках, как Великая китайская стена и Великий китайский канал. Еще одно уникальное во всех отношениях наследие Цинь – так называемая “глиняная армия Цинь-ши-хуан-ди” – несколько тысяч глиняных фигур воинов, лошадей и моделей колесниц в натуральную величину, найденных на подступах к погребению этого императора.

Следующая древняя империя – Хань (206 г. до н.э. – 220 г.) является самым могущественным из древних китайских государств. В глазах последующих поколений она стала олицетворением величия национальной древности, ее политического и духовного расцвета. Показательно, что название этой империи используется во всех этнологических терминах, отражающих самосознание китайцев: “люди Хань” – “китайцы”, “язык Хань” – “китайский язык” и т.д.

Для ханьского искусства характерно дальнейшее развитие погребальной пластики, появление собственно живописи в виде настенных росписей и монументальной каменной скульптуры.

К числу наиболее значительных событий ханьского времени относится начало функционирования Великого шелкового пути (II-I вв. до н.э.), связавшего Китай со многими странами и государствами. По маршруту Великого шелкового пути в Китай проникло множество культурных, идеологических и технологических новаций, главной из которых является появление на Дальнем Востоке буддизма (I в.).

Ханьская империя погибла в горниле народных восстаний и междоусобных войн, завершив собой эпоху древности в национальной истории.

Историческая фаза, обозначенная как ^ Традиционный Китай, тоже подразделяется на несколько самостоятельных периодов, которые в целом совпадают с выделяемыми в традиционной историографии династиями и эпохами: эпоха Шести династий (или предклассический период, III-VI вв.), эпохи Тан и Сунн (или классический период, VII- начала XII в.), эпохи Южная Сунн и Юань (или период чужеземных экспансий и монгольского владычества, начало XII – середина XIV в.), эпоха Мин (или период реставрации национальной государственности, середина XIV – середина XVI в.) и эпоха Цин (или период маньчжурского владычества, середина XVII – 1912 г.).

Эпоха^ Шести династи – период новой раздробленности страны. Она дополнилась частичным завоеванием (с IV в.) Китая несколькими кочевыми народностями, создавшими на его территории собственные государства (Северное Вэй – 386-534 гг.). китайская государственность уцелела только в южных районах страны (регион к югу от р. Янцзы). Однако, как и период Борющихся царств, эпоха Шести династий, несмотря на драматические историко-политические события, ознаменовалась бурными преобразованиями, охватившими все сферы духовной жизни общества.

Формирование китайско-буддийской традиции превратило исходно чужое для китайцев учение в одну из трех нормативных, наряду с конфуцианством и даосизмом, систем. Их сочетание называется “Три учения”. Это повлекло за собой становление китайско-буддийского храмового зодчества (пагоды) и культового искусства, в том числе создание так называемых пещерных монастырей и скальных храмов.

Для художественной культуры характерен переход от анонимного песенного творчества к авторской лирике. Формируются ведущие для китайской поэзии тематические направления, включая знаменитую пейзажную лирику, становление традиции художественной прозы, формирование и расцвет национальной литературно-теоритической и эстетической мысли, выдвинувшей учения о сущности и функциях художественного творчества – поэзии, изобразительного (живопись) искусства, формирование традиции светской живописи и отдельных ее жанровых разновидностей; возникновение искусства пейзажного сада.

Таким образом, эпоха Шести династий выступает следующим после периода Борющихся царств ключевым этапом в истории развития китайской культуры.

Эпохи Тан (618-907 г.) и Сун (960-1127 г.) представлены одноименными империями. Они существенно различаются по историко-политическим показателям и разделены еще одним периодом территориально-административной раздробленности страны (эпоха Пяти династий и десяти царств, 907-960 гг.). однако названные эпохи объединяет общность культурно-идеологических процессов, имевших место на протяжении VII – начала XII в., и типологических примет духовной жизни того времени.

С танской эпохой соотносится новый виток упрочения китайской имперской государственности, достигшей пика своего могущества в VII-VIII вв.

Одновременно танская империя предельно расширила свои торгово-экономические, дипломатические и культурные связи с внешним миром. Великий шелковый путь дополнился новыми сухопутными и морскими маршрутами, связавшими Китай с Японией и арабо-мусульманским миром. Результатом этих контактов стало проникновение в Китай очередных культурно-идеологических (в том числе ислама) и технологических новаций, оказавших решительное воздействие на местное изобразительное искусство. Кроме того, они стимулировали подъем торговли и ремесленного производства.

IX в. ознаменовался постепенной деградацией правящего режима и падением международного авторитета танской империи. Последние десятилетия ее существования вновь прошли под знаком народных повстанческих движений и междоусобных конфликтов. Сунская империя с самого начала оказалась в окружении враждебных по отношению к ней чужеземных государств, которые возникли на периферийных территориях Китая (киданьское царство Ляо, 916-1125 г., и тангутское царство Си Ся, 1032-1127 гг.). прежние торгово-дипломатические связи Китая с внешним миром были почти полностью прерваны, частично по причине утраты сунской империей контроля над торговыми путями, а частично из-за ее внешнеполитической слабости и экономической несостоятельности.

Тем не менее в духовной жизни сунского общества по-прежнему имели место культурно-идеологические процессы, обозначавшиеся в танскую эпоху. Так, в художественной культуре был утвержден “идеал изысканной простоты”, суть которого сводится к требованию максимальной лаконичности в произведении искусства (поэтического текста, живописного свитка, архитектурного памятника и т.д.) при максимально же глубоком его содержании. Показательно, что именно с танской и сунской эпохами соотносятся эталонные образцы национального поэтического творчества (“танская классическая поэзия”) и живописи (“сунская классическая живопись”).

В VII-XII вв. сложилась полноценная городская культура, способствовавшая появлению новых художественных традиций: театрального искусства в форме уличных представлений, популярных поэтических и прозаических жанров. Городская культура, появление самостоятельных сословий купцов и ремесленников повлекли за собой тенденцию к демократизации местной художественной культуры через вовлечение в творческую активность более широких слоев населения страны. Популяризации нормативной образованности объективно способствовала система государственных экзаменов на чиновничий чин. Законодательно они были утверждены в танскую эпоху и открыли доступ в социальную и интеллектуальную элиту общества выходцам из семейств зажиточных горожан и даже крестьянства. Указанные тенденции приобрели еще более интенсивный характер после изобретения (при Сун) книгопечатания: памятники высокой, элитарной письменной культуры, раньше доступные только членам высших привилегированных сословий, теперь получили хождение в низовой социальной среде.

В целом в танскую и сунскую эпохи все культурные традиции, накопленные китайской цивилизацией за предшествующие исторические периоды, проявили себя в полную силу, что и сделало разбираемые столетия временем наивысшего расцвета национальной духовности.

Эпохи ^ Южная Сун (1127-1279) и Юань (1271-1368) – периоды вначале частичного завоевания Китая чжурчжэнями, а затем установления во всей стране владычества монгольского правящего дома. Все эти события нанесли непоправимый ущерб экономике Китая: основные исторически сложившиеся центры хозяйственной деятельности страны были практически уничтожены, города разрушены. В дальнейшем монгольские власти попытались наладить хозяйственно-экономическую деятельность страны, создав отдаленное подобие китайской имперской управленческой структуры. Однако в силу малочисленности монголов и их неопытности в делах государственного управления юаньской династии так и не удалось воссоздать в Китае единое централизованное государство, реально власть центральной администрации не выходила за пределы страны (г. Даду на месте современного Пекина) и столичного круга.

На состояние духовной культуры Китая перечисленные события оказали менее пагубное воздействие, чем можно было ожидать. Так, Южная Сун представлена дальнейшим развитием изобразительного искусства и появлением такого самобытного художественного феномена, как “чаньская живопись”. При Юань наблюдается качественно новая стадия развития китайского театрального искусства – сложение драмы и собственно театра (“юаньская классическая драма”).

Эпоха Мин (1368-1644) является периодом реставрации не только национальной государственности, но и всех местных духовных и художественных ценностей. Это видно на примере строительной деятельности – воссоздание старых и строительство новых городов, в первую очередь Пекина, по древним градостроительным канонам. В книжном деле происходило создание и переиздание всевозможных сводных трудов, воспроизводящих литературно-художественное и естественно-познавательное наследие прежних эпох. В изобразительном искусстве создавались вариации на тему сунских произведений. Наиболее заметные эволюционные процессы наблюдались в прикладном искусстве (фарфор, эмальерное дело).

На заключительное столетие минской эпохи приходятся первые контакты (правда, в виде военных конфликтов) с европейцами (португальцы, испанцы, голландцы). В 1557 г. на полуострове Аомынь, аннексированном Португалией, была основана первая на территории Китая европейская колония – Макао.

Как и предшествующие империи, минская династия погибла в ходе повстанческих движений и междоусобных конфликтов, которые вновь привели к экспансии извне и установлению в Китае владычества очередного чужеземного правящего дома – на этот раз маньчжурского.

Эпоха Цин (1644-1911) характеризуется сложной и противоречивой общекультурной ситуацией. Как и в юаньскую эпоху, во главе огромной страны с многочисленным населением и богатейшими культурными традициями вновь оказались представители малочисленной народности, так и не отошедшей от нравов и обычаев полукочевого племени. Отношение маньчжурских властей к китайцам носило двойственный характер. С одной стороны, они откровенно унижали местное население. С другой, маньчжуры признавали авторитет китайских духовных ценностей и стремились перенять политический опыт китайской цивилизации. Внешне они действительно адаптировались к китайской культуре и смогли создать централизованное государство, не уступавшее по своему экономическому и военно-политическому могуществу собственно китайским империям. Они сохранили социальное устройство китайского имперского общества, его управленческие структуры и институты, включая институт государственных экзаменов. Политический и духовный расцвет цинской империи приходится на вторую половину XVII-XVIII вв., что находит отражение и в синхронной художественной культуре, прежде всего в декоративно-прикладном искусстве. Художественная культура этого времени характеризуется несколькими ведущими тенденциями. Был создан относительно новый для национального искусства художественный стиль, типологически сопоставимый с барокко и отличающийся декоративностью, смешением в одном произведении различных материалов и мотивов. Традиции европейского искусства наконец проникли в китайские. Обе эти тенденции особенно заметны в изделиях, изготовлявшихся на экспорт.


Список использованной литературы:

  1. Алексеев В.М. Китайская культура. – М., 1978.

  2. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб., 2002.

  3. Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб., 1999.



Скачать файл (82 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru