Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Неволина И.Я., Колодина Л.В. Методические основы организации самостоятельной работы студентов по психолого-педагогической составляющей производственной практики - файл 1.doc


Неволина И.Я., Колодина Л.В. Методические основы организации самостоятельной работы студентов по психолого-педагогической составляющей производственной практики
скачать (584.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc585kb.23.11.2011 06:13скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
СЛАВЯНСКИЙ – НА – КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

И. Я. Неволина, Л. В. Колодина


Методические основы организации самостоятельной

работы студентов по психолого-педагогической составляющей

производственной практики

Славянск-на-Кубани


2004 г.

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор А.И.Кочетов

доктор психологических наук, профессор В.А. Худик

Педагогическая практика студентов IV курсов интегрирует в себе знания по педагогике, психологии, полученные ими с первых курсов. Отдаленность содержания некоторых предметов от его практического использования актуализировали необходимость создания методических рекомендаций, концентрирующих психолого-педагогические исследовательские задания для студентов в период прохождения ими производственной практики в школе.

Методические рекомендации могут быть использованы руководителями производственной практики вузов, педагогических колледжей для осуществления подготовки, организации и подведения итогов практики. Как методическое руководство рекомендуется студентам-практикантам IV курсов педвузов в период прохождения практики в школе в качестве педагога-воспитателя (классного руководителя) и как практические рекомендации учителям-методистам в школе для адекватного оценивания деятельности студента-практиканта.
Содержание

Введение

  1. Содержание деятельности студентов и преподавателей на производственной практике.




    1. Организация производственной практики.

    2. Требования к знаниям и умениям практиканта.

    3. Исследовательские задачи практиканта.

    4. Права и обязанности студента – практиканта.

    5. Функциональные обязанности методиста кафедры педагогики и психологии.

    6. Содержание воспитательного аспекта педагогической деятельности.

    7. Содержание психологического аспекта педагогической деятельности.




  1. Методическое обеспечение.




    1. Программа знакомства с учебным заведением.

    2. Памятка учителю в общении.

    3. Схема психолого-педагогической характеристики личности учащегося.

    4. Схема изучения классного коллектива.

    5. Схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия.

    6. Изучение педагогически запущенных детей.

    7. Схема анализа этической беседы.

    8. Схема анализа беседы по ознакомлению учащихся с произведениями изобразительного или вокально-музыкального искусства.

    9. Схема анализа организации общественно-полезной деятельности учащихся.




  1. Отчетная документация.

    1. Дневник производственой практики.

    2. Памятка руководителю практикой студентов на местах её прохождения.

    3. Отчетная документация методисту-педагогу, методисту-психологу.

    4. Требования к составлению характеристики на студента-практиканта.

    5. Форма отчета методистов о проведении педагогической практики.




  1. Словарь базовых понятий.


Приложение.

Список используемой литературы.
Введение

Производственная практика является первой серьезной проверкой готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Это определяет ее особую значимость в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза и ответственность преподавателей всех кафедр, которые принимают участие в подготовке и проведении педагогической практики студентов.

Методические рекомендации ориентируют будущих учителей на осмысление приемов, методов взаимодействия с ребенком с гуманистической, оптимистической позиций. Гуманистические отношения, атмосфера сотрудничества в период педагогической практики как на уроке, так и во внеклассной работе создают условия, в которых рождается творчество студентов, поиск своего индивидуального стиля в педагогической деятельности.

Данные методические рекомендации последовательно изложены для трех периодов – подготовительного, основного и заключительного:

  • требования к содержанию деятельности студентов и методистов в период подготовки и организации производственной практики;

  • методической обеспечение содержания самостоятельной работы студентов;

  • методические рекомендации к отчетному этапу.


Сборник содержит словарь базовых понятий, значительный объем приложений и рекомендуемую для изучения литературу.

Студенту-исследователю составители методических рекомендаций предлагают широкий выбор методик для изучения личности школьника, коллектива, указания к организации научных наблюдений, анализ свойств и качеств учащихся, тестовые опросники, памятки, примерный план воспитательной работы и др.

I. Содержание деятельности студентов и преподавателей

на производственной практике

^

1.1. Организация производственной практики


Практика студентов высшего учебного заведения является важнейшей составной частью их профессиональной подготовки. Ее задачи, содержание, организационные формы, методическое оснащение специфичны, но в целом они должны способствовать овладению студентом основами профессиональных умений, навыков в единстве с глубоким сознанием роли учителя и места теории в практической деятельности специалиста высокой квалификации, а также помочь ему в формировании профессионально значимых качеств его личности.

Практика сохраняет в себе все черты, органически присущие процессу обучения и воспитания образовательного учреждения. При ее организации следует учитывать основополагающие педагогические принципы, которые ориентируют преподавателя-методиста на всесторонний учет реальных возможностей студента в практической деятельности.

Являясь важным звеном системы подготовки учителя средней школы, гимназии, лицея, воспитателя детского дошкольного учреждения, практика должна эффективно содействовать решению двуединой задачи: закреплению и углублению теоретических знаний студентов, приобретенных в процессе академических занятий и формированию основных профессиональных педагогических качеств.

Сроки и виды педагогической практики, ее содержание и система организации определяются учебными планами факультетов и другими документами нормативно-методического характера (программами практики, материалами по ее методическому обеспечению, документами, определяющими систему контроля, учета ее результатов, отчетности и др.), разрабатываемыми кафедрами, ответственными за подготовку и проведение практики.

Успех производственной практической деятельности будущего учителя будет во многом зависеть от умения плодотворно использо­вать все теоретические курсы, систему лабора­торных и практических занятий для подготовки к практической работе с детьми.

На лабораторных и практических занятиях будущие учи­теля знакомятся с общей постановкой учебно-воспитательной работы, содержанием деятельности учителей и классных руководителей. В период практики студенты встречаются с мастерами педагогического труда в учебных заведениях различного типа, проводят наблюдения за детьми, беседуют со школьным врачом о физиологических особенно­стях различных возрастных групп учащихся, изучают класс­ные кабинеты, спортивные помещения с точки зрения требо­ваний школьной гигиены.

Это учит студентов увязывать теорию с практикой, овладевать навыками самостоятельной работы с педагогической литературой, целенаправленно наблюдать и анализировать от­дельные формы организации учебно-воспитательного процесса в школе и других учебно-воспитательных учреждениях, анали­зировать педагогические факты, которые они наблюдали в про­цессе педагогической работы, знакомиться с методикой органи­зации некоторых форм коллективной деятельности учащихся, разрабатывать методические документы и материалы. Внеаудиторная деятельность студентов тоже дает дополнительные необходимые навыки для качественной работы в период прохождения практики (занятия хоро­вым, драматическим, хореографическим творчеством, рисованием, лепкой, инкрустацией, резьбой по дереву и др.). Наиболее подготовленные студенты могут руководить предметными кружками в период производственной практики.

Это руководство (независимо от направленности) спо­собствует формированию у студента умения работать с группой детей, развивать и проектировать их творческие возмож­ности, создавать условия для развития способностей детей к тому или иному виду деятельности. В кружках студенты могут овладеть основами умений профориентационной работы со школьниками. Руководство кружком в школе включает в себя разработку цели и программы занятий, составление плана и конспекта, организацию деятельности детей в процессе занятия, анализ результатов и самоанализ.


^ 1.2. Требования к знаниям и умениям практиканта
За период подготовки к практике студенту необходимо овладеть следующими видами деятельности:

  • организационно-педагогической (написание планов, ведение документации, формирование коллектива, актива и т.д.);

  • исследовательской (обработка наблюдений специфики возрастных и индивидуальных особенностей подростков, состояния их здоровья, мотивационно-поведенческих проявлений по характеру условий жизни и воспитания и т.д.);

  • коллективно-творческой ( организация мероприятий по всем направлениям воспитания: физического, эстетического, трудового, патриотического, этического, экологического, экономического, социотолерантного и т. д.);

  • организационной (по соблюдению расписания, режима дня, формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому обслуживанию);

  • индивидуально-направленной, развивающей; (воспитание, самосознание, самотворчество);

  • организационно-направленной (по развитию ученического самоуправления);

  • аналитической (по осмыслению опыта своей и другой педагогической деятельности);

  • оформительской ( изготовление газет, стенных альманахов, наглядных пособий, грамот);

  • сочинительной (сценарии праздников, внеклассных мероприятий);

  • воспитательной (проведение классных часов, родительских собраний).

Качество выполнения во многом будет зависеть от инициативы, высокого уровня ответственности и креативности практиканта при любых условиях прохождения практики.

^
1.3. Исследовательские задачи практиканта


Одним из важнейших элементов практики по воспитатель­ной работе является обучение студентов выделению педагогического явления из целостного педагогического процесса и его анализ, который постепенно обогащается самоанализом, когда студенты начинают самостоятельно проводить воcпитательную работу с детьми. Обычно наблюдение проводится в естественной обстановке: на уроке, в классе, во время игры и т.д. Действия и высказывания ребенка могут служить пока­зателями тех или иных психических процессов. Следователь­но, задачей наблюдения становится не просто фиксация внеш­них действий самих по себе, а реконструирование и раскрытие их внутреннего психического содержания.

При организации наблюдения следует помнить, что обра­ботка и интерпретация полученных данных возможны лишь с учетом общей картины активности класса и деятельности преподавателя. Особо следует обратить внимание на:

- наличие цели, которая получает отражение в плане на­блюдения;

- специфику условий наблюдения (наблюдение должно про­водиться в естественных условиях, без вмешательства в ход наблюдаемых явлений);

- характер записей (записи следует вести в соответствии с вопросами, которые ставятся в процессе наблюдения. Вся­кий наблюдаемый факт должен быть зафиксирован в таком виде, в котором этот факт или явление существовали как нечто реальное);

- интерпретацию данных (фиксация данных должна пере­растать в объяснение. При интерпретации результатов следу­ет учитывать неоднозначность отношений между поведением и его внутренним психологическим содержанием).

При обсуждении проводимых практикантами занятий, открытых занятий учи­телей, при оценке своей работы, студенты получают первоначальные образцы анализа и опыт самоанализа от учителей-методистов, педагогов, психологов, присутствовавших на занятиях. И лишь постепенно эталон анализа и самоанализа начинает склады­ваться из оценок и самооценок самих студентов. Поэтому грамотный, профессиональный анализ всего, что видят сту­денты на практике, должен стать одним из серьезнейших ус­ловий качественной подготовки будущего учителя.

В группе продленного дня практикант работает с разновоз­растным коллективом учащихся: помогает ребятам готовить домашние задания, заботится о питании и активном отдыхе детей (проводит игры на свежем воздухе, прогулки, экскур­сии и т.д.).

^

1.4. Права и обязанности студента-практиканта

Практикант обязан:

  • подчиняться правилам внутреннего распорядка лагеря, распоряжениям администрации, руководителя практики;


  • в учебное время постоянно находиться с детьми, отвечая за их жизнь и здоровье;

  • присутствовать на педсоветах;

  • заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать и применять педагогические умения и навыки;

  • развивать культуру собственной речи, культуру речи детей;

  • соблюдать самодисциплину;

  • проводить с детьми интересную, психологически и педагогически целесообразную работу, полноценно организовывать всю жизнедеятельность детского коллектива в соответствии с возрастом и потребностью детей;

  • своевременно и аккуратно вести дневник практиканта;

  • организовывать оформление кабинета, стенных газет, не покидать территорию лагеря без ведома руководства;

  • не оставлять детей без присмотра у водоемов, на площадке, во время туристических экскурсий и т.д.

В случае нарушения дисциплины и невыполнения своих обязанностей практикант может быть отстранен от прохождения практики.

Практикант, не прошедший воспитательную педагогическую практику не переводится на следующий курс и не может быть допущен к занятиям.
^

Практикант имеет право:


  • принимать активное участие в планировании общей работы, вносить свои предложения в изменение расписания;

  • применять адекватные педагогически оправданные самостоятельные решения в вопросах воспитания, планирования классной работы;

  • отказаться от выполнения непедагогических видов работ;

  • отказаться от прохождения практики в любой другой функции кроме учителя, воспитателя, руководителя кружка;

  • обратиться за помощью к администрации и в свое учебное заведение в случае нарушения договора, прав или по любой другой причине.


^ 1.5. Функциональные обязанности методиста

кафедры педагогики и психологии


  • Отвечает за качество подготовки к педагогической практике;

  • проводит консультации для студентов и факультетских руководителей педагогической практики по вопросам содержания воспитательной работы;

  • обеспечивает контроль за выполнением заданий по творческой и научно-исследовательской работе студентов;

  • принимает участие в установочных совещаниях и итоговых отчетных конференциях, анализирует и оценивает их;

  • проводит в соответствии с программой практики методические занятия со студентами по вопросам организации воспитательной работы в учреждениях;

  • анализирует отчетную документацию, участвует в проведении зачета и оценивает работу студентов, изучает следующие документы, предоставляемые студентами после прохождения педагогической практики:

а) характеристику с места прохождения практики с оценкой деятельности практиканта, выданную администратором или педагогом - методистом;

б) дневник с анализом и подробным описанием деятельности и воспитательного процесса в период прохождения педагогической практики;

в) самоотчет практиканта;

г) другие документы оформительского характера.
  1   2   3   4



Скачать файл (584.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru