Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Лекции по КБиЭУЗ - файл КБиЭУЗ.doc


Лекции по КБиЭУЗ
скачать (37 kb.)

Доступные файлы (1):

КБиЭУЗ.doc94kb.19.12.2005 00:46скачать

содержание

КБиЭУЗ.doc

Реклама MarketGid:


Как быстро и эффективно усвоить знания

преподаватель: Обухов В.Е.


Конкретные приемы улучшения (эффективного) усвоения новых знаний


Стадии восприятия:

1) Невосприятие: "В одно ухо влетело, в другое – вылетело";

2) Агрессивное восприятие, отрицание: "Это невозможно";

3) Нейтральное восприятие: "Угу, ладно, согласен";

4) Пренебрежение: "И чо? Ну и?".


Глубина усвоения:

1) прочел;

2) могу ответить;

3) прочел, усвоил, могу ответить;

4) прочел, усвоил, могу ответить, могу расширить кругозор.


Большинство литературы по теме предмета (КБиЭУЗ) рассчитано либо на человека советского строя образца 1980-х, либо на человека американского строя образца середины 1950-х. Иначе говоря, эта литература применима лишь частично. Дело в том, что упорядоченный коллективистский советский строй сменился на современный индивидуалистский хаотичный. Американский же сравнительно упорядоченный строй стал еще более хаотичным.


Требуются предельно конкретные приемы запоминания дел на сегодня, неделю, месяц, запоминания маршрутов, новой бытовой, учебной и служебной информации.

Запоминание предстоящих дел – раздел мобильного телефона "напоминания", если список дел обширный, то ссылка на черновики сообщений (там - полный текст).

Ежедневник и еженедельник, предпочтительно использовать такой, где вся неделя на одном листе или развороте. Недостаток именно ежедневников - не видно дел на некоторый период (неделю) вперед, путаница с числами и днями недели.


А. Лакейн в своей книге говорит о необходимости выделять самые важные дела (материал к семинару на завтра, срочно выплатить кредит) и прочие дела. В российских условиях надо говорить о наиболее важном деле и прочих делах: из трех важных дел о втором и третьем можно забыть.

Очень часто у индивидуалистов (живут по принципу "делаю что хочу, что приятно") выполняется не то что им действительно нужно, а то, что им приятно.


^ Ассоциативные методы запоминания


Закон Парето, открыт в начале 20 века.

"За первую единицу времени работа делается на "хорошо", за оставшиеся четыре единицы времени работа доводится до конечного уровня". Например: статья была написана за 2 дня, оставшиеся 8 дней она в неё будут вноситься поправки, она будет редактироваться и "шлифоваться" и станет лучше на четверть.

Формулировка 20/80: "За 20% времени делается 80% работы, за оставшиеся 80% времени - доделываются оставшиеся 20% работы". Бытовой пример: если подмести улицу в первый раз, то будет сметено 80% мусора, если подмести во второй – 80% от оставшихся 20%, т.е. всего 96% и т.д.

В любом тексте на естественном языке (статья, глава из книги, отрывок) примерно 20% объема - полезная информация, остальные 80% занимают переходы сюжетных линий, описания природы, связки, ненужные подробности и проч.


Применение закона Парето позволяет достичь хороших (!) результатов за минимально время. На графике это выглядит так.



Существует три категории людей:

1) Бездельники;

2) Обычные люди;

3) Трудоголики.


Бездельники как массовое явление возможны только в цивилизационном обществе. Отличительная черта бездельника занимающегося обучением или познанием – накопление легко усвояемой малоценной ("мусорной") информации, например спортивной хроники, подробности катастроф, описание событий сериалов и "мыльных опер" и др.

Трудоголики (работоголики) стремятся сделать свою работу на "отлично", иначе говоря, в части своих занятий (профессиональных, хобби, служебных), как правило, второстепенных для других людей, достигают великолепных результатов. Но на 4/5 всех дел у них не хватает времени и возможности. Поэтому трудоголики имеют массу проблем в быту, семейной жизни и сфере общения. Как правило, в конце жизни понимают что "жизнь потрачена впустую".

Трудоголик – часто встречающийся тип крайне выгодной государству, хозяину, фирме, корпорации формы дармовой рабочей силы. Для большинства людей идеалом не является, хотя в разговоре им, как правило, восхищаются.


Г.С. Альтшуллер, "Таблица умножения для совершения открытий".

Приемы выполнения работы на "хорошо", как правило, просты. Например, перечень стандартов изобретательства включает более 50 приемов, которые позволяют "быстро и хорошо": начертить чертеж с помощью копирки, выучить основные пункты ответа на экзамене, изложить основное в деловом разговоре, пояснить основные моменты работы и др.


^ Соотношение стиля индивидуального познания и общественной ситуации


Ранее рассмотренный закон Парето не абсолютен, из него есть исключения. С ними можно считаться или нет.



"Стадо овец и пастух".

Доминирует коллективизм под руководством опытного лидера. Задача обучаемого – точно выполнить указания обучающего. Любые попытки обучающегося усовершенствовать работу учителя похожи на введение в алфавит буквы "ты" вместо "я".


"Дружная семья".

Обучающиеся и обучаемые становятся партнерами (отцы и дети, преподаватель и студентка , руководитель решает задачи с подчиненными). КПД на этом этапе существенно выше чем на предыдущем.


"Яркие личности".

Рано или поздно общая серость и одинаковость сменяется этапом ярких личностей, причем отличий становится больше чем общего. Несколько ярких личностей, стремясь как лучше, становятся каждая предельно яркой и предельной сильно разваливающей коллектив. КПД совместной деятельности падает.


"Пауки в банке".

Сотрудничество, сменяется вырожденной конкуренцией. В итоге – развал семьи, коллектива, социального строя. На этом этапе характерно наказание невиновных и награждение непричастных.

Конфликт между познающими (членами научного коллектива, учениками и основателями школы) почти полностью парализует научную деятельность. Чтобы хоть что-то сохранить надо "разбежаться".


^ Четыре этапа на индивидуальном пути познания


Первый этап.

Вначале я похож на ученика под руководством учителя. И учитель, и ученики сидят во мне. Например, я знаю теорему, правило алгоритм решения. Далее мне надо научить себя же применять это правило, теорему, алгоритм и т.д. А главное – самому следить за собственной дисциплиной.

Я охотно выполняю указания внутреннего учителя, но он плохо следит за моей дисциплиной. Чтобы её улучшить надо наметить четкий по-стадийный план с примерным лимитом времени. Например, при решении японских кроссвордом надо построить план решения картинок, обычный кроссворд – отгадываются наиболее легкие слова.

Мою память как ученика можно употребить маленькой ОЗУ, т.е. многозадачный вариант у меня означает резкое падение КПД выполнения всякой текущей задачи. В режиме "супер-много-задачности" – полное зависание.

При первых признаках падения производительности учитель должен уменьшить количество задач, иначе наступит момент потери всех несохраненных результатов ("кипят мозги"). В этом случае надо дать свойственную мне физическую нагрузку.


Второй этап.

На этой стадии каждый представляет собой и учителя ученика. Например, я знаю ботанику и физику. Сведения из ботаники применяю при изучении физики и наоборот.

Допустим я физик. При изучении конкретной области физики я применяю аналогии из аналогии из другой области физики. Наконец, я нечаянно сделал что-то гораздо быстрее, чем раньше. Я мгновенно это подмечаю и использую постоянно.

Как видно, классическое образование (много разных предметов) позволяет продуктивнее мыслить, усваивать знания придумывать что-то новое значительно быстрее. Именно поэтому человек с университетским образованием легко усваивает любую сферу деятельности. Однако каждый из предметов при этом надо изучать не час и не два.

Как правило, в пределах одной отрасли знания именно аналогии позволяют достичь высоких результатов практически не задумываясь, будь то решение теоретической задачи или поведение в полузнакомой обстановке.

Наконец, случайные удачные находки в познании можно сразу же использовать, а можно и не заметить. Если замечать – познание идет быстрее.


Третий этап.

В сходе самообразования, саморазвития я достигаю этапа как бы раздвоения, растроения и т.д. Например, на улице я – прохожий, а аудитории – студент и т.д. В ходе познания я хороший математик, умелый собеседник и т.д.

Я часто вступаю во внутренний диалог с самим собой. Женщины более идеологичны чем мужчины и поэтому способны получать гораздо более весомые результаты в познании.

Мужчины более монологичны. Их мышление скорее похоже на доказательство теоремы, чем на диалог, но и у них, особенно у писателей и драматургов, часто в мозгу присутствуют сразу нескольких ярких личностей.

Практически проще всего записать мысль на бумаге, обдумать её, записать прямо противоположную и тоже обдумать. Можно исходную мысль довести до абсурда.


Четвертый этап.

Характеризуется развитием внутреннего мышления. В идеале человек на третьей стадии развития подобен Газманову (отдельно стихи, отдельно музыка, отдельно исполнение – не впечатляют, а вот вместе..). Чаще этого достичь не удается т.к. сочетание хорошей музыки, текста и исполнения в совокупности выглядит бледно (большинство современных исполнителей собственной песни).

В личной интеллектуальной работе надо стремиться к гармоническому союзу своих же отдельных компонентов.

^ Внешние факторы улучшения усвоения знаний


Прежде всего, это учет реальных циклов активности мозга.




Дневной цикл.

Отдых полноценнее, если в спальне очень плотные шторы и тихо, а спальное место не чревато падениями. Снять нарастающую усталость можно одиночным глубоким вдохом, расслаблением (подремать между парами, в библиотеке). Однако это полумеры.

Первый пик активности приходится на первую половину дня, поэтому занятия лучше проводить первую смену. Работать надо утром, КПД работы после обеда значительно ниже утреннего.

Считается, что люди делятся на жаворонков и (просыпаются рано, работают много и очень продуктивно) и сов (просыпаются поздно, пьют крепкие чай и кофе, плохо и мало работают, плохо усваивают знания). Процент сов ничтожен на этапе прогресса и преобладает на этапе регресса общества. Загнивающая цивилизация делает все для увеличения процента сов потому что это позволяет саморазрушиться быстрее.

Ранее пробуждение (зимой в пятом часу) позволяет использовать главный пик активности, которое очень продуктивно.


Недельный цикл активности.

Максимальная активность – в середине недели, минимальная – в конце. Организм восстанавливается полностью только при 6-часовом рабочем дне как у медиков, педагогов, шахтеров.

В понедельник продуктивность невелика, причина – в выходном, когда организм отдыхает от непосильной работы и стирает трудовые навыки.

В научной (и студенческой) работе в принципе можно соблюсти такую длительность трудового дня, при которой организм за ночь восстанавливается. В стандартном случае в конце недели нужно делать второстепенные дела, а в середине недели – главные дела.

Отдых должен представлять собой альтернативную нагрузку: не на голову, а на мышцы.


Лунно-месячный цикл.

В полнолуние наблюдается прилив максимальной высоты, в т.ч. прилив крови к голове, что стимулирует яркую эмоциональную и более хорошую работу у сов. У жаворонков наибольшая активность мозга – в новолуние, когда Луна около Солнца.


Годовой цикл.

Минимальная производительность наблюдается перед отпуском и сразу после отпуска (каникулы).


Итак, можно использовать фазы циклов рационально. Можно также снизить интенсивность и продолжительность труда. Кроме того, можно оптимально сократить период отдыха. Например, японцы стараются отдыхать не более трех дней. Спортсменам не рекомендуется отдыхать от тренировок более 48 часов.

^ Две основных теории познания


Привычная теория познания выглядит так: объем знаний бесконечен, возможности человека ограничены. Поэтому человек может учиться всю жизнь, но никогда не будет знать всего. Как говорится, "Век живи, век учись – дураком помрешь!"

Эта теория познания христианская по духу и призвана подчеркнуть всемогущество Бога и ничтожность человека. Она пессимистична и невольно ориентирует на признание каждым своей теоретической и практической неполноценности. Ситуация как в спорте, даже если я сегодня поставил рекорд, то скоро кто-то обставит меня.

Таким образом, привычная теория познания стимулирует не улучшение и ускорение усвоения знаний, а замедление темпов и уменьшение глубины усвоения.


^ Теория познания А.А. Зиновьева


Он в конце прошлого тысячелетия открыл быстрый легкий и простой способ достижения, получения и усвоения полного и исчерпывающего знания.

В любой отрасли знаний необходимо и достаточно освоить базовый объем, после этого знания и умения становятся абсолютно полными.



Так, выучив таблицу сложения до 20, я сумею складывать любые числа. Выучив таблицу умножения до 100, я сумею перемножать любые числа. Выучив алфавит, я, в отличие от японцев, сумею читать любые тексты. Выучив стандарты Г.С. Альтшуллера, я быстро смогу делать изобретения. Т.о. неразрешимые прежде задачи полного познания сводятся к легкой задаче отыскания алфавита, таблицы умножения и т.д.


^ Три стадии отношения к новому знанию


Первая стадия – игнорирование нового знания.

Любая новая информация, новое умение игнорируется нашими мозгами и руками. Чаще всего моя реакция имеет вид: "мне это не надо, мне это не пригодится, я это и так знаю и умею". Как правило, при повторе этой информации или этого же навыка типичная реакция "Я это вижу в первый раз".

Причина в том, что в мозгу есть определенная система знаний и любое новое знание либо умение представляется ей (системе) чем-то вроде пятого колеса.

Что делать?

1) Конспектировать (речь лектора, телеведущего-аналитика, диктора информационного блока);

2) повторять (просмотр фильма нужное количество раз). Если долго мучится – что-нибудь получится.


Вторая стадия - негативное агрессивное восприятие.

Новую информацию, навыки, понятые мной, я начинаю активно встраивать в имеющуюся систему знаний и умений. Как это сделать – непонятно, отсюда – раздражение.

Если я пытаюсь "выбросить" ненужные мне автозапчасти сильно б/у или забыть аналогичные (уже ненужные) знания, умения, то осуществить данную процедуру трудно. Столь же трудно переучиться со старого знания на новое, с устаревших навыков на более рациональные.

Агрессия может быть слабой (письмо ученому соседу), она может быть и в жесткой форме (инквизиция). Большинство действительно полезных деловых советов воспринимаются агрессивно, например мужем, женой, родителями, детьми.

Часть конфликтов между супругами имеют гносеологическую природу, т.е. причины таких конфликтов – в особенностях познания.


Аутоагрессия – это негативное отрицательное отношения к собственным мыслям: "Какую чепуху я придумал?", "Это все мои фантазии", "Эту информацию я никогда не запомню, не сдам зачет", "Я никогда не стану по настоящему коммуникабельным человеком", "Как дела? – Так себе". Женщина: "Я никогда не смогу забыть гвоздь", мужчина: "Я никогда не научусь варить суп (рожать?)". Иначе говоря, абсолютно неизбежное агрессивное отношение к себе на второй стадии самостоятельного восприятия знания.

Важно не "застревать" на этой стадии, а за счет повторов пройти её побыстрее.

Если аутоагрессия быстро "проскакивается", то любые знания, любой интеллектуальный и практический навык усваивается гораздо быстрее, а любая тяжелая работа, любая нудная повторяющаяся операция превращается в сверхлегкую.

Если эта фаза присутствует постоянно, то жизнь превращается в постоянное самокопание, нерешительность и неспособность принимать важные решения, постоянный перебор возможностей вместо реального дела. Сама же жизнь, интеллектуальная и практическая деятельность превращается в мучение.

Рассчитывать на супер-результаты можно и нужно, но верить в них на 100% не стоит. Тем не менее без аутоагресии жить становится гораздо проще, счастливее, а здоровье – более крепким (Луиза Хей). Перед началом курсовой неизбежно боишься её начинать. Боязнь соперника перед единоборством, боязнь публичного выступления.


Третья стадия – нейтральное отношение.

"Никакое" отношение к новому знанию неизбежно сменяется по мере повторения усвоения агрессивным, но после дальнейшего усвоения агрессивное отношение сменяется нормальным или нейтральным. Проще говоря, знание встраивается в имеющуюся систему.

Примечание: если объем имеющегося знания мал, то встроить в него новые знания легче и быстрее. Чем больше объем знаний, тем труднее встроить в него новое, поэтому, чем старше человек, тем он больше знает, тем он консервативнее, нетерпимее к новому знанию, труднее обучается при прежнем количество повторов.

Спасение – в увеличении количества повторов, после чего досьижение нейтрального отношения к знанию неизбежно.

Примечание: т.н. "склероз" (в юности – "опять забыл") это удлиненная первая стадия, способ преодоления – увеличение повторов.


^ Четыре стадии усвоения


Первая стадия: знания – знакомства;

Вторая стадия: знания – копии;

Третья стадия: знания - умение;

Четвертая стадия: знания – трансформация;


Первая стадия.

Новые знания, как правило, воспринимаются и понимаются (прочел "Ночной дозор" – все понятно, посмотрел "Убить Билла", прочел уебник – все понятно, прошел незнакомым маршрутом – все ясно). Однако при пересказе сюжета, учебника, повторном прохождении маршрута возникает проблема: "Я же все учил, все понял, но не могу воспроизвести!"

Это нормально, мало кто способен спеть только что услышанную песню, прочитать впервые услышанное стихотворение, пересказать сюжет нового фильма.

Примечание: почему-то считается, что рассказать однажды услышанное стихотворение трудно, а пересказать сюжет книги – просто. Это иллюзия. Почему-то считается, что спеть новую песню – просто, запомнить имя нового собеседника – тоже просто, но мало кто помнит, куда он повесил пальто в гостях или куда (в какую сторону) тянуть (толкать) ручку двери.


Вторая стадия.

После определенного числа повторения нового знания, лекции, приказа человек способен воспроизвести полученные знания (таблица умножения, стихотворение школьной программы, новая песня, материал лекции и т.д.). На этом этапе новые знания усваиваются прочно, но не более.


Третья стадия.

Если я повторяю знания еще несколько раз, то внезапно обнаружу, что умею применять таблицу умножения, т.е. умножать столбиком многозначные числа, решать задачи по математике, водить других прежде незнакомым мне маршрутом.

Примечание: некоторые предметы ВУЗа легче других – это иллюзия. Если я знаю теорию решения систем линейных уравнений, тоя могу решить любую систему. Если я знаю не все, то решения систем уравнений будут трудной задачей. Если на этот предмет выделено больше часов, то, скорее всего, он будет для меня легким.

Примечание: большинство житейских занятий связанных с познанием делим так же на необоснованно легкие и тяжелые, хотя в принципе они делятся на хорошо усвоенные знания и плохо усвоенные.

Примечание: всякая попытка делить людей, детей, дедушек, коллег на обычных и бестолковых связана с непониманием того, что конкретному "бестолковому" надо что-то повторить еще и еще, до достижения не просто понимания, но уверенного знания, позволяющего решать теоретические и практические задачи.

Для большинства перечисленных трех стадий вполне достаточно.

Четвертая стадия.




Реклама:





Скачать файл (37 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов