Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Методика преподавания психологии - файл 1.doc


Лекции - Методика преподавания психологии
скачать (68.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc69kb.16.11.2011 03:23скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Лекция.

Основные функции лекции. В вузовском обучении в условиях стационара лекция является основной формой учебных заня­тий. Чтение лекций поручается обычно самым опытным и тео­ретически подготовленным ученым — профессорам и доцентам, докторам и кандидатам наук.

Лекция помогает ему выбрать пра­вильный, наиболее рациональный путь в своей самостоятельной учебе. Отсюда вытекают и ее функции.

Первая и, пожалуй, известная всем функция лекции ин­формационная.

а. Знакомит с отдельной проблемой

б. Раскрывает особенности конкретной темы

в. Адаптирование информации

Научную информацию, сообщае­мую в лекции, нельзя рассматривать как простое «доведение до сведения» аудитории каких-то данных. Лекция для студента — это источник адаптированной к ним научной информации, пре­подносимой ученым, крайне заинтересованным в том, чтобы студенты поняли и прочувствовали ее так же, как он сам, чтобы они убедились в истинности сказанного и пошли дальше в своей самостоятельной работе с литературой, углубляя и расширяя свое понимание услышанного в лекции.

Вторая функция лекции — ориентирующая.

а. В научной литературе

б. В генезе развития теории

Ко­гда и какими учеными они были разработаны и сформулирова­ны, какими объективными жизненными потребностями они бы­ли обусловлены и, наконец, в каком литературном источнике об этом можно прочитать с целью более глубокого их усвоения.

Третья функция лекции — разъясняющая, объясняющая.

а. Направлена на понимание содержания

б. Работа над понятием.

Это прежде всего относится к основным научным понятиям, состав­ляющим стержень преподаваемой темы, излагаемой теории или гипотезы. Это не только раскрытие смысла терми­нов, а , главное, формирование понятия в сознании студента. Перед лектором стоит особая педагогическая задача — сформулировать понятие.

Четвертая функция лекции убеждающая.

а. Логика, рассуждения

б. Четкость мысли лектора

в. Подтверждение, использование реальных фактов

г. Подчеркивание нужности и важности материала

При наличии доказательности все остальные слагаемые лекции как бы обслуживают ее, дают ей материал и аргументы. Доказательность речи лектора может быть обеспечена как ре­альными фактами, так и силой логики. Доказательство фактами имеет громадное значение в препо­давании психологии, в которой теоретические выводы делают­ся на основе обобщения экспериментальных фактов.

Следующая, пятая функция лекции могла бы быть названа ув­лекающей

а. Эмоциональность лектора

б. Интересный материал

в. Идеи высказанные на лекции


Виды лекций:

1. Учебно-программная лекция

2. Обзорная лекция. Может быть по всему курсу. Читается перед госэкзаменами. Вопросы рассматриваются кратко.

3.Установочная лекция. По организации практики, по методики практики, по особенностям учебной деятельности, особенности обучения в вузе.

4. Вводная лекция. Введение в дисциплину.

5. Заключительная лекция. Подведение итогов раздела. Систематизирует и уточняет знания студента.


^ Структурная организация лекций:

Вступление, введение, основная часть, заключение.

Во введении очень важно создать мотивацию, заинтересованность студентов. Перед началом изложения нового материала полезно дать краткий план лек­ции, показать, как новый материал связан с другими темами, акцентировать вни­мание на наиболее важных его аспектах. В конце лекции, когда основная часть материала уже изложена, полезно кратко повторить основные моменты. Это может быть изложение ключевых идей заня­тия, постановка студентам нескольких вопросов по его содержанию или же отве­ты на их вопросы.


^ Методика подготовки лекции.

Существует тематический план, который составлен в соответствии с Госстандартом для чтения лекций.

Работа с литературой. Тема лекций определяется в соответствии с рабочей программой и тематическим планом занятий, хотя они могут несколько изменять по курсу.

Работа над планом. План лекции должен соответствовать содержанию соответствующего раздела рабочей программы и раскрывать ее. Каждый из основных пунктов плана целесообразно разделить на несколько подпунктов, связав их логическую последовательность. Это совершенствует структуру лекции и способствует системному восприятию, осмыслению и запоминанию материала студентами.

Работа над конспектом. Очень полезно для лектора при подготовке лекции. Чрезмерный объем текста делает поиск нужного пункта более трудным. Наиболее полезный конспект – это расширенный план, который построен иерархически, с указанием основных пунктов, фактического материала, закономерностей понятий. План расширяется за счет схем, понятий, диаграмм, которые резюмируют основные идеи лекции. Особенно важно заранее подготовить и отразить в конспекте примеры, которые будут приводиться на лекции. Преподаватель также должен подготовить иллюстрированный , демонстрационный и раздаточный материал, который он собирается использовать. По мере того, как преподаватель будет осваиваться с определенными темами лекций и читать их уже не в первый раз, конспекты могут быть в виде тезисов.

Не нужно бояться вопросов.

Тезисы.


Выбор средств и методов: Монолог, эвристическая беседа и т.д.


Принцип отбора содержания для лекций:

  1. Целеполагание. Отбор материала исходя из поставленной цели.

  2. Учет уровня студентов.

  3. Ориентация на последующие практические занятия и самостоятельную работу.

  4. Лекция – вынос более сложного материала.

  5. Учет той литературы, какой студенты будут пользоваться.


Методика чтения лекций:

Для любого лектора, даже самого знающего и опытного, методика чтения каждой лекции выступает как своеобразная творческая задача, так как это не просто хороший пересказ известной ему теории, а умелая ее адаптация к запросам и возможностям конкретной аудитории.

Адаптация к конкретной аудитории – это доведение до сознания аудитории научного содержания основных понятий темы.


Задачи:

1. Проблемность изложения.

2. Формирование понятий – представляет особую педагогическую задачу, выходящую за пределы простого объяснения смысла слов, определений (дефиниций). О формировании понятий в сознании студента.

3. Формирование понятий процедура достаточно громоздкая и не всегда осуществимая в ограниченных рамках лекционного времени, но обязательно организуемая не семинарских и других групповых занятиях. Очень важным является доказательность изложения. Научный вывод экспериментальными фактами, на основе которых он был получен. То есть обязательная связь теории с практикой.


2.Семинар.

Семинар – латинское – рассадник. В прошлое время это диспут, сообщение.

Особая форма групповых занятий по какому-либо предмету, теме при активном участии слушателей. Семинарское занятие по психологии является диалогической формой учебного занятия. На нем студенты имеют возможность усвоения знаний в процессе их активного обсуждения, хотя степень активности может быть разной.

К основным формам практических занятий могут быть отнесены следующие:

Семинары-практикумы. Студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения.

Семинары-дискуссии. Обсуждение различных методик психологического исследования. В процессе чего студенты уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей людей, с которыми им придется работать.

Коллоквиум – Беседа преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний.

Научное собрание – с целью обсуждения доклада на какую-либо тему.

Проблемно-проектный семинар – родственный по своему значению спецсеминару, но есть особое отличие, здесь нет готового однозначного решения. Идет установка на дальнейшее исследование. Каждый предлагает свое решение, т.е. собственный проект, который направлен на достижение исследовательской цели.


^ Семинар: его цели, функции, структура.

Как от­мечалось выше, на семинарах студенты закрепляют знания, полученные на лекци­ях или из книг, в процессе их пересказа или обсуждения. Подготовка к занятиям по первоисточникам (а не только учебникам), выступление с сообщениями рас­ширяют знания студентов по курсу.

Основные функции: Закрепление полученных знаний осуществляется разными способами. Во-пер­вых, в процессе самостоятельной подготовки к занятию студенты повторяют ма­териал, изученный на лекциях или по учебнику. Во-вторых, проговаривание вслух учебного материала на занятии повышает степень его усвоения. В-третьих, обсуж­дение полученных знаний делает их более прочными.

Расширение и углубление знаний: происходит тогда, когда студенты готовятся к семинарскому занятию по первоисточникам. В процессе их чтения и конспектирования они получают больше информации, чем содержится в лекциях и учебни­ке. Расширению и углублению знаний также способствует подготовка студентами рефератов или сообщений по спецвопросам, а также подготовка всех студентов по одним и тем же вопросам по одним и тем же первоисточникам.

Развитие умений самостоятельной работы: происходит в процессе подготовки к занятиям. Развиваются умения самостоятельного поиска, отбора и переработки информации.

Стимулирование интеллектуальной деятельности: На семинарском занятии могут активизироваться мнемическая и мыслительная деятельность студентов. Это зависит от формы организации занятий, от типа постановки заданий и вопро­сов на семинарах. Они могут стимулировать:

репродуктивную активность: необходимость запомнить и точно воспроизве­сти определенный материал,

продуктивную активность: аналитическую и обобщающую мыслительную деятельность студентов, критическое мышление при усвоении знаний.

В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной дея­тельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа: 1) репродуктивный и 2) продуктивный.

Репродуктивный тип: организации занятия предполагает, прежде всего, акти­визацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пере­сказать определенный учебный материал на основе материала лекций или учебни­ков или первоисточников. Преподаватель предъявляет определенные требования к степени точности воспроизведения, к возможности выражения знаний «своими словами», высказыванию собственного мнения и оценки. Репродуктивный харак­тер занятию придает постановка вопросов следующего типа:

• Внимание и его виды;

• Понятие о памяти;

• Основные свойства характера.

Продуктивный тип: организации занятия предполагает активизацию мысли­тельных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обоб­щить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. Такой характер занятию придает постановка вопросов следующего типа:

• Чем отличается...;

• Что общего между...;

• Какие механизмы...;

Структура семинара:

Тема семинара; план семинара; основная часть - обсуждения; окончание – подведение итогов семинара, оценка выступления студентов.


^ Особенности подготовки преподавателя к семинарскому занятию:

Подготовка преподавателя к семинару заключается в выборе темы занятия, его планировании и постановке вопросов, подборе литературы, написании кон­спекта. Темы занятий планируются в рабочей программе курса и могут выбирать­ся на основе разных критериев.

1. Темы семинаров могут повторять темы лекций, например «Память», «Внима­ние», «Мышление». В таком случае семинар направляется на закрепление, до­полнение или творческое обсуждение соответствующего раздела курса, рас­смотренного на лекции.

2. На семинарах могут рассматриваться темы, не изучавшиеся на лекциях. Те­ма «Внимание» может не изучаться на лекции, а обсуждаться на занятии на ос­нове письменных источников. В этом случае занятие будет направлено на расширение знаний за счет учебника и первоисточников.

3. Темы семинарского занятия могут представлять собой конкретные аспекты со­ответствующего раздела, например «Индивидуальные особенности памяти и приемы успешного запоминания». В данном случае занятие будет направлено на углубление знаний соответствующего раздела.

Важнейшим аспектом подготовки преподавателя к семинару является про­думывание и постановка вопросов для обсуждения. От количества и типа во­просов, которые будут поставлены для рассмотрения на занятии, зависит его ход. Многие преподаватели считают необходимым выносить на семинар от 3 до 5 вопросов. Предполагается, что большее количество вопросов на одном двух­часовом занятии обсудить невозможно. Такой подход вполне оправдан для се­минара репродуктивного типа. Однако многое зависит от характера и объема вопросов. Более частные, конкретные вопро­сы, а также вопросы, стимулирующие сравне­ние (поиск сходства и различия), анализ, син­тез, обобщение, конкретизацию, умозаключе­ния, могут требовать других временных затрат. Подчас обсуждение таких вопросов трудно планировать во времени.

Часто постановке вопросов предшествует подбор литературы. И это вполне объяснимо: вопросы зависят от того, какую литературу будут читать студенты. Важным аспектом подбора литературы является определение ее объема, который должен быть прочитан студентами при подготовке. Некото­рые преподаватели исходят из принципа: чем больше, тем лучше. Однако это не­верный подход с методической и психологической точек зрения. Более правильный с методической точки зрения подход должен основываться на учебных планах. Он заключается в том, что длительность подготовки студента к семинару не должна существенно отли­чаться от длительности самого семинара. Обосновывается это тем, что при разра­ботке учебных планов аудиторная и самостоятельная работа студентов обычно планируется в соотношении 50 на 50%.

Конспект семинарского занятия содержит:

1) тему;

2) вопросы;

3) литературу;

4) формы проверки подготовленности студентов к занятию;

5) формы организации работы студентов при обсуждении вопросов;

6) результаты, которые будут достигнуты в итоге занятия.


3. Практические занятия.

Для более углубленного изучения той или иной дисциплины.

Практические занятия делятся на лабораторные работы; семинар; занятия - упражнения.

Собственно практические занятия направлены на выработку у студента навыка применения теории знаний для решения практических задач.

Функции лабораторных работ и практических занятий в преподавании психо­логии.

Можно выделить следующие основные функции лабораторных работ и прак­тических занятий по психологии:

1) закрепление теоретических знаний на практике;

2) усвоение умений исследовательской работы;

3) усвоение умений практической психологической работы;

4) применение теоретических знаний для решения практических задач;

5) самопознание учащегося или студента;

6) саморазвитие учащегося или студента.

Соответствующие задачи ставятся преподавателем при планировании каждой работы. В рамках разных образовательных программ и отдельных занятий они могут сочетаться друг с другом или же отдельные задачи могут выдвигаться на первый план.

Лабораторные работы и практические занятия имеют разные дидактические цели. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является эксперимен­тальное подтверждение и проверка определенных теоретических положений (за­кономерностей, зависимостей). Ведущей дидактической целью практических за­нятий является формирование практических умений — профессиональных или учебных (умений решать учебные задачи).

Типичными заданиями для лабораторных и практических занятий по психо­логии являются:

1) демонстрационный эксперимент;

2) индивидуальные задания;

3) групповые задания;

4) эксперимент в парах (подгруппах);

5) решение психологических задач;

6) групповая дискуссия;

7) деловая игра, моделирующая профессиональные задачи.

Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий.

При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа де­лится на подгруппы, что дает ряд преимуществ в организации занятия. Препода­ватель имеет больше возможностей для эффективного руководства деятельно­стью малых групп и отдельных студентов и оказания им своевременной помощи в учебной работе.

Многие лабораторные работы проводятся в специально оборудованных учеб­ных лабораториях.

Состав заданий для занятия должен планироваться с таким расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студен­тов. Для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные ра­боты и практические занятия, полезно подобрать дополнительные задания для студентов, работающих в более быстром темпе.

Продолжительность занятия составляет не менее двух академических часов. План занятия включает в себя, как правило, следующие пункты:

1) внеаудиторная самостоятельная подготовка студентов к занятию;

2) проверка преподавателем теоретической подготовленности студентов к занятию;

3) инструктирование студентов по прове­дению ими лабораторно-практической работы;

4) выполнение практических заданий;

5) обсуждение итогов выполнения работы;

6) оформление отчета о проделанной работе;

7) оценка преподавателем выполненных за­даний и степени овладения студентами

Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их про­ведении студенты пользуются подробными инструкциями. Работы, носящие частично-поисковый характер, требуют от студен­тов самостоятельного подбора материала и методики, выбора способов выполне­ния работы. В работах, носящих поисковый характер, студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.


Формы организации работы студентов на занятиях: 1) фронтальная, 2) груп­повая, 3) индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одно­временно одно и то же задание. Выполнение студентами психологических тестов с целью самопознания — типичный пример такой формы проведения практических занятий.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется в малых учебных группах, состоящих из нескольких человек. Проведение психо­логических экспериментов в парах (экспериментатор — испытуемый) или трой­ках (экспериментатор — протоколист — испытуемый) — типичная схема проведе­ния многих лабораторных работ по психологии.

При индивидуальной форме организации занятий каждый из студентов вы­полняет индивидуальное задание. Затем они обмениваются опытом выполнения работы.

Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практиче­ских занятий рекомендуется разработка сборников заданий, задач, упражнений, сопровождающихся методическими указаниями.


Скачать файл (68.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru