Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Инновационный менеджмент - файл 1.doc


Инновационный менеджмент
скачать (195 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc195kb.23.11.2011 17:00скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Инновационный менеджмент»

тема:
выполнила студентка 3 курса ВВУ

группы: Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Пашкова Е.Д.

Проверил:
Краснодар, 2009
Содержание


Введение

3

1. Понятие и роль инновационной системы. Классификация инноваций

4

2. Национальная инновационная система и ее структура

9

3. Системные свойства современной национальной инновационной системы рыночного типа

23

4. Российская национальная инновационная система переходного периода

25

Заключение

29

Введение
Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой – постиндустриальной – стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития – информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации.

В этих условиях радикальным образом изменились механизмы функционирования российской экономики. Создание, распространение и внедрение новых продуктов, услуг, технологических процессов выступают как составная часть промышленной деятельности и реализуются посредством различных форм передачи (приобретения) технологий – овеществленных (в виде машин и оборудования) и невещественных (патенты, лицензии, ноу-хау и т.п.).

В основе качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, лежит инновационная направленность стратегии и так­тики развития производства.

В то же время, инновационная активность предприятий сдерживается многочисленными причинами объективного и субъективного характера (недостаточным финансовыми возможностями, высокой степенью риска, отсутствием собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы, кадров требуемой квалификации, необходимой научно-исследовательской и маркетинговой информации).

В настоящее время создание в России национальной инновационной системы (НИС) является ключевой задачей не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отечественной экономики.

Необходимость инновационного развития производства предъяв­ляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление осо­бого типа менеджмента, направленного на управление процессами обновления всех элементов производственных систем.

^ 1. Понятие и роль инновационной системы.

Классификация инноваций
В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения постиндустриального общества, которое является результатом происходящей в современном мире социально-экономической революции. Известно, что в основе каждой социально-экономической революции лежат свои специфические технологии, производственно-технологические системы и производственные отношения. Для постиндустриального общества эту роль, прежде всего, играют информационные технологии и компьютеризированные системы, высокие производственные технологии, являющиеся результатом новых физико-технических и химико-биологических принципов, и основанные на них инновационные технологии, инновационные системы и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности. Ее конечным результатом должно стать создание новой формы организации экономики - инновационной экономики. Создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI века.

В решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Это требует реформирования всех сфер общественной жизни, и прежде всего, экономики.

Инновационная система - это приводной механизм научно-промышленного развития современных государств. Её главная задача - обеспечить эффективное прохождение всего инновационного цикла, именно на это работает целая совокупность правовых, экономических, организационных и финансовых инструментов.

Инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы.

Инновационная система включает:

- воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах страны;

- проведение прикладных исследований и технологических разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство;

- промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции;

- развитие инфраструктуры инновационной системы;

- подготовку кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

Инновационная система призвана стать одним из эффективных инструментов динамичного развития национальной экономики путем:

- обеспечения рационального сочетания и эффективного использования высокого научно-технического, интеллектуального и промышленного потенциала и уникальных природных ресурсов страны;

-формирования научно-технической базы, организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие инновационного предпринимательства, включая малые и средние предприятия, работающие в области коммерциализации знаний и технологий.

Инновационную систему характеризуют следующие основные показатели:

- доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте;

- доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий в Российской Федерации;

- доля инновационной продукции в общем объеме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках;

- сальдо экспорта-импорта технологий.

Содержанием инновационной деятельности субъектов инновационной системы является:

- проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного потребления;

- развитие инфраструктуры инновационной системы;

-вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;

- технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции;

-проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок.

Формирование государственных инновационных систем является начальной стадией построения постиндустриального общества, основу экономики которого составляет получение и использование новых знаний.

В отличие от инновационных систем промышленно развитых стран становление Российской инновационной системы происходит в условиях нестабильной экономики, не сформировавшихся в полной мере рыночных отношений и слабости частного капитала, который мог бы быть направлен на разработку и освоение новейшей техники и технологий. Одновременно с этим в стране формируются федеративные отношения, что необходимо для обеспечения политической стабильности в стране, без чего, в свою очередь, нельзя обеспечить нормальное функционирование экономики.

В своей основе федеративные отношения предусматривают обеспечение равенства прав федерации и ее субъектов в рамках предметов их ведения и придание большей самостоятельности регионам в решении социально-экономических проблем своего развития. Одним из основных признаков федеративного государства является условие экономической самодостаточности его субъектов. Однако в России это условие в настоящее время в полной мере не выполняется. Проблема состоит в том, что субъекты Российской Федерации существенно различаются по своему экономическому, природно-ресурсному и научно-технологическому потенциалу, по уровню социально-экономического развития.

Главными компонентами инновационных систем выступают технологические, научные и научно-технические, социально-органи­зационные, управленческие, а также когнитивные новшества, воплощенные в научных знаниях, изобретениях, ноу-хау и различных материальных носителях. Возникая на всех стадиях воспроизводствен­ного цикла, инновации различаются по типоло­гии, происхождению, назначению, степени новизны, предметно-содержательной структуре, по уровню распространения и воздей­ствию на экономические процессы. Классификация инноваций и инновационных процессов показана на рис. 1


Объектами являются структуры, составляющие инновационную систему РФ, и схема их взаимодействия. К ним можно отнести создание национальной инновационной системы, которое было провозглашено на государственном уровне в качестве стратегического направления развития страны в целом и научно-технологической сферы в частности в 1997 году. С тех пор создавались отдельные элементы этой системы (государственные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, Венчурный инновационной фонд, и т.п.), но вне связи друг с другом и с другими секторами экономики (такими, как промышленность и сфера образования). При этом заимствование зарубежного опыта происходило путем переноса отдельных элементов целостных экономических механизмов, и потому не приводило к ожидавшимся результатам. В итоге, несмотря на положительный опыт целого ряда инициатив, прорыва в области инновационного развития экономики не произошло. Главной проблемой остается отсутствие действенных экономических механизмов, стимулирующих как инвестирование в инновационную сферу, в создание нововведений, так и их коммерциализацию.


^ 2. Национальная инновационная система и ее структура
Объектами исследования являются структуры, составляющие инновационную систему РФ, и схема их взаимодействия. Понятие национальной инновационной системы определяется следующим образом:

Национальная инновационная система (НИС) - совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране.

Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.

НИС включает следующие компоненты:

- Нормативно-правовая база ИД

- Субъекты ИД

- Субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, осуществляющие создание и продвижение инновационного продукта.

Инновационная инфраструктура - совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности.

Обычно выделяются по крайней мере следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры:

- финансовая: различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;

- производственно-технологическая (или материальная): технопарки, иннованионно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, цнтры трансфера технологий и т.п.;

- информационная: собственно базы данных и знаний, и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги;

- кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;

- экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

Естественно, что «устройство» (включая состав) инновационной инфраструктуры существенно зависит от основополагающих характеристик самой инновационной системы. Это означает, что инфраструктуры административной и рыночной НИС различаются весьма значительно. Более того, эти отличия зависят и от общей финансовой политики, проводимой государством в инновационной сфере. Последняя включает в себя гораздо более широкий спектр финансовых, а также бюджетных, налоговых инструментов поддержки и регулирования деятельности конкретных субъектов национальной инновационной системы.

Описание элементов НИС:

А) Нормативно-правовая база, участие государства в процессе

Государство определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. Кроме того, оно проводит государственную политику в области инновационной деятельности.

Государственная инновационная политика - часть государственной социально-экономической политики, связанная с осуществляемым государством комплексом организационных, экономических и правовых мер, направленных на развитие инновационной деятельности.

В рамках инновационной политики органы государственной власти определяют цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Одним из способов влияния на общий инновационный процесс в стране является предоставление государством финансовых средств (гранты, государственные заказы и т.д.)

Инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Б) Субъекты ИД

1. Исследовательские институты (академические и отраслевые)

2. Вузы, проводящие научные исследования

3.Государственный научный центр (ГНЦ). В России статус государственного научного центра присваивается Правительством РФ научной организации, которая:

- имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование;

-располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации;

-научная и/или научно-техническая деятельность которой получила международное признание

4.Наукоград - муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом.

5. Промышленные предприятия (крупные, средние и малые)

6.Инновационно-активные предприятия - предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических процессов или иных видов инновационной деятельности.

7.Предприниматели и изобретатели, занимающиеся исследовательской и изобретательской деятельностью в частном порядке.

Другие

Инновационный капитал - способность отраслей хозяйства или предприятий производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка.

Инновационный потенциал - совокупность ресурсов различных видов, включающая в себя материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Также к инновационному потенциалу можно отнести институциональные условия: нормативно-правовые акты (от муниципального до федерального уровня), финансового и социального характера.

К таким ресурсам относятся:

- Исследовательская база

- Производственные помещения и мощности

- Кадры, обладающие необходимой квалификацией

- Научный задел, производственные технологии и т.п.

-Финансовые средства для осуществления разработок и/или производства

- Информационные ресурсы

- Сбытовые сети, обеспечивающие продвижение продукции на рынки

В) Объекты инфраструктуры ИД

Ресурсы, необходимые субъектам ИД для осуществления их деятельности, могут быть предоставлены организациями инфраструктурной составляющей НИС.

Услуги, оказываемые организациями инфраструктуры субъектам ИД, можно расклассифицировать следующим образом:

1.Производственнотехнологические

1.1. предоставление производственных помещений

1.2. предоставление непроизводственных (офисных) помещений

В т.ч. обеспечение охраной, коммуникациями (телефон, интернет) и т.д.

1.3. предоставление производственных мощностей, оборудования

1.4. помощь в разработке и продвижении инновационных проектов, подготовка идеи для рассмотрения на экспертном совете, проведение НИОКР, создание опытных образцов

2. Кадровые

2.1. подбор, предоставление специалистов для выполнения необходимых работ, исследований, для наладки оборудования в области менеджмента, маркетинга, экономики и финансов, сбыта и т.д.

2.2. повышение квалификации сотрудников предприятия

3. Консалтинг

3.1. технологический консалтинг (разрешение вопросов, возникающих в ходе производственного процесса)

3.2. юридический, юридическая защита предприятия, вопросы интеллектуальной собственности, сертификации

3.3. в области управления

3.4. в области инвестиций

3.5. в области экономики и финансов

3.6. в области маркетинга

3.7. в области внешнеэкономической деятельности и т.д.

4. Информационные

4.1. доведение информации о новых разработках до потенциальных пользователей

4.2. организация консультаций по использованию новых разработок

4.3. доступ к патентной информации

4.4. предоставление информации о рынках

4.5. доступ к БД, статистической информации

4.6. создание и поддержка БД

5. Предоставление финансовых средств (бюджетных, внебюджетных)

5.1. инвестирование

5.2. кредитование

5.3. другие формы финансирования

6. Сбыт

6.1. посредничество

6.2. организация выставок, презентаций

6.3. организация участия в конференциях, семинарах

7. Прочие

7.1. патентование, подготовка юридической документации

7.2. делопроизводство

7.3. ведение бухгалтерии

7.4. подготовка бизнес-планов

7.5. секретарские услуги, организационные услуги (связь с поставщиками и т.п.)

Выполненные исследования, а также проведанный анализ современных тенденций развития экономики ведущих западных стран говорят о том, что инновационная экономика - это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего, знаний научных. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным.

Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами инновационной экономики. Они в своем развитии радикально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально технологизируют интеллектуальную деятельность (например, автоматизация проектирования и технологической подготовки производства, автоматизированный контроль за ходом производства, автоматизация ведения финансово-бухгалтерской отчетности и организационно-распорядительной деятельности, многоязычный автоматизированный перевод, диагностика и распознавание образов и т.п.).

"Новая экономика" - сетевая экономика, в которой взаимосвязи выполняют системообразующую роль. Это оказывает прямое влияние на развитие инновационной деятельности, не только эффективность, но и сама возможность которой определяются совокупностью прямых и обратных связей между различными стадиями инновационного цикла, производителями и потребителями знаний, фирмами, рынком, государством и т.п. как в пределах национальных границ, так и, причем во все большей степени, в глобальном масштабе. Успешная реализация инноваций зависит от наличия и общедоступных знаний, создаваемых, например, государственными научными организациями и университетами, и собственной научно-исследовательской базы и ноу-хау компаний. Важную роль играют здесь также сложившиеся формы связи между наукой и производством и передачи технологий, уровень развития инфраструктуры, механизмы финансирования науки и инноваций, принятая стратегия научно-технической политики и т.д. В экономике, основанной на знаниях, "возможность и способность получить доступ к знаниям или присоединиться к связям по поводу обладания ими (обучения) определяют социально-экономическое положение фирм и индивидуумов".

Растущее многообразие потенциальных источников научных и технологических знаний, усиление комплексного характера современных технологий при одновременном расширении их спектра, требуемого для осуществления инноваций, сочетается с обострением конкуренции и повышением инновационных рисков. Даже крупные компании уже не в состоянии охватить все необходимые научно-технические дисциплины, как это было еще 20-30 лет назад. Поэтому, с одной стороны, они усиливают специализацию корпоративных исследовательских лабораторий, а с другой - все активнее вступают в различные кооперационные связи (в форме: технологических альянсов, сетей, венчуров; слияний и приобретений; контрактов с университетами и исследовательскими центрами; привлечения специализированных исследовательских, консалтинговых, тренинговых и т.п. услуг; покупки технологий - овеществленных и неовеществленных, и др.). В исследованиях проблем "новой экономики" особо подчеркивается интенсивный рост локальных кластеров и глобальных альянсов по созданию, распространению и применению инноваций, прямых иностранных инвестиций, "рождений" малых фирм, сектора наукоемких деловых услуг, мобильности квалифицированных кадров как средств распространения знаний и факторов эффективности инновационной деятельности.

В современной теории национальная инновационная система (НИС) определяется как совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс. Как таковая - это система взаимосвязанных институтов, предназначенная для того, чтобы создавать, хранить и передавать знания, навыки и артефакты, определяющие новые технологии" Таким образом, эффективность инновационного развития экономики зависит не только от того, насколько эффективна деятельность самостоятельных экономических агентов (фирм, научных организаций, вузов и др.) в отдельности, но и от того, "как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами (такими, как ценности, нормы, право)"

Переход от линейного (по цепочке "наука - производство - потребление") к системному описанию инновационного процесса на практике ознаменовал собой переоценку детерминантов экономического роста, фокусируя внимание на институтах и взаимосвязях. Еще одна принципиальная характеристика НИС - центральная роль предприятий в инновационном процессе. Наука может продуцировать знания и даже стимулировать спрос на них, предлагая новые, ранее неизвестные технологии, овладение которыми обеспечивает усиление конкурентных позиций предприятий, но именно последние осуществляют практическую реализацию инноваций, их продвижение к потребителям и формирование обратных связей.

Только комплексный подход к реструктуризации национальной инновационной системы по схеме "институты - механизмы - политика" позволит преодолеть те диспропорции и "узкие места", которые стали тормозом на пути инновационного развития отечественной экономики.

Российская инновационная система: существует, но не работает

Крайне низкая востребованность научно-технических достижений (менее 5% зарегистрированных изобретений и полезных моделей стали объектами коммерческих сделок в 1992-2001 гг.) в значительной мере объясняется их неподготовленностью к практическому внедрению. Большую часть коммерческих сделок на внутреннем рынке технологий составляют соглашения, объектами которых являются разработки, находящиеся в стадии технического решения. Серьезными недостатками подобных сделок выступают, с одной стороны, существенные расходы на внедрение и связанные с этим риски для предприятий, а с другой - отсутствие гарантий обеспечения заданных технико-экономических характеристик при освоении объектов соглашений в производстве.

Более 70% всех изобретений направлено на поддержание или незначительное усовершенствование существующих и в большинстве своем устаревших видов техники и технологий. Подобные изобретения, не требующие длительной подготовки производства и коренных технологических изменений, внедряются относительно быстро, но уже через два-три года их использование перестает давать какой-либо экономический эффект.

Основная часть создаваемых образцов новых типов машин и оборудования отличается низкими технико-экономическими показателями и не отвечает современным требованиям качества. Только 1/3 из них обладает охранными документами на промышленную собственность; 75 % не имеют сертификатов качества и безопасности, 64% - систем сервиса и эксплуатационного обслуживания, технологий утилизации отходов производства. В этой связи инновационно-активные предприятия отдают предпочтение приобретению готового оборудования, прежде всего импортного, а не разукомплектованных российских технологий,

Серьезным недостатком, как плановой системы, так и экономического механизма переходной экономики остается распространение инноваций. Как правило, они внедряются на одном - двух предприятиях. Даже в тех случаях, когда нашей стране принадлежало лидерство в создании крупных инноваций, наблюдалось ее постепенное отставание по масштабам их распространения, как, например, в технологии выплавки и переработки стали. В то же время нередко необоснованно заимствовались зарубежные технологии при наличии эффективных отечественных разработок. В результате в России вместо интеграции в глобальные инновационные процессы стало преобладать "догоняющее" развитие науки и техники. Низкие цены на отечественные технологии по сравнению с зарубежными, более благоприятные возможности для внутрироссийской кооперации, чем для международной, с одной стороны, и жесткая конкуренция на мировом рынке, отсутствие у предприятий и научных организаций требуемых средств и опыта для продвижения российских разработок за рубеж и их патентования там - с другой, обусловливают известную замкнутость внутреннего рынка технологий в России.

Недостаточные масштабы и низкая скорость распространения нововведений и их освоения в производстве характеризуют современную научно-техническую политику в нашей стране. Безусловно, вопрос должен ставиться шире - об инновационной ориентации российской экономики в целом, включая нацеленность государственной политики и бизнеса на развитие высокотехнологичных производств.

Национальная инновационная система России сегодня разбалансирована; ее основные элементы - научно-техническая сфера, предприятия, инновационная инфраструктура - существуют изолированно друг от друга. Стратегия промышленного сектора в условиях неопределенной экономической ситуации в стране не ориентирована на инновационное развитие, использование результатов отечественных исследований и разработок. Уровень инновационной активности в промышленности даже на фоне инвестиционного подъема 1999-2002 гг. не превышает 10% по сравнению с 51 % в среднем по странам ЕС. Однако автаркия науки и промышленности не может длиться долго, поскольку имеющаяся научно-техническая база изнашивается довольно быстро. Наука в ее нынешнем виде не способна эффективно взаимодействовать с промышленностью и адекватно реагировать на потребности экономики. Вовлечение научных разработок в хозяйственный оборот сдерживается нерешенностью проблем распределения прав интеллектуальной собственности, неразвитостью рынка технологий и информационных услуг.

В то же время проводимые в стране рыночные преобразования не стали стимулом к активизации инновационной деятельности. Сложившаяся модель функционирования экономики отличается внутренними механизмами саморазвития и инерционности, неблагоприятными для научно-технического прогресса и инновационного развития. На фоне обостряющихся проблем воспроизводства промышленного потенциала (высокий уровень износа основных фондов, низкая конкурентоспособность многих видов производимой продукции, устаревшие ресурсоемкие технологии и т.д.) достижения науки по-прежнему остаются невостребованными. В числе причин этого: нехватка инвестиционных ресурсов у предприятий; изменение структуры спроса под влиянием возрастающей научно-технической конкуренции со стороны промышленно развитых стран; усиление мотивационного фактора, ориентированного в первую очередь на сохранение занятости и уровня оплаты труда; отсутствие культуры инновационного менеджмента на предприятиях.

Даже в тех секторах, где Россия традиционно занимала лидирующее положение, сохранение и упрочение рыночных позиций требуют огромных усилий. Так, па мировом космическом рынке, ежегодный рост которого достигает 30%, Россия способ-па серьезно конкурировать лишь в области выведения полезных нагрузок в космос, особенно в секторе тяжелых носителей. Но это направление занимает менее 1/10 космического рынка, в то время как коммерческие спутниковые системы связи - 3/4. Перспективы российских производителей авиационной техники связаны прежде всего с экспортом истребителей и отдельных классов транспортных самолетов. Развитие же наиболее перспективного направления - производства пассажирских самолетов и вертолетов и выход с ними па мировые рынки - невозможно без установления партнерства с ведущими зарубежными компаниями. Относительная конкурентоспособность продукции российской авиационной промышленности на внутреннем рынке обусловлена в основном высокой стоимостью западных моделей самолетов. Многие технологические области, имеющие в России статус "критических", на самом деле не пользуются спросом на мировых рынках из-за высокой экологической или техногенной опасности, узкого круга приложений, малых объемов потенциальных продаж. Яркий пример такого рода - "Трубопроводный транспорт угольной суспензии", где российские технологии удерживают мировое лидерство.

Высокие технологии призваны стать не только решающим фактором завоевания новых "ниш" на мировых рынках, но и генератором достижения наиболее актуальных перспективных целей, имеющих ключевое значение для будущего России (повышение эффективности базовых отраслей экономики и качества жизни, обеспечение обороноспособности страны, улучшение экологической ситуации). Учитывая накопленный потенциал российской науки и потребности как отечественного, так и мирового рынков, при формировании и реализации мер государственной поддержки научно-технологической сферы целесообразно сконцентрировать усилия на ряде основных направлений научных исследований и разработок.

Информационные технологии и электроника. Высокое качество и оригинальность разработок, низкую капиталоемкость, а, следовательно, и наиболее реальные перспективы выхода на мировые рынки имеют нейроинформатика, распознавание образов и анализ изображений, а также математическое моделирование и методы вычислительного эксперимента. Эти технологии служат основой создания: прикладных систем компьютерного моделирования для атомной энергетики, экологии, экономики, социальной сферы; прикладных программных интеллектуальных систем, позволяющих распознавать и оценивать объекты при наличии плохо структурированных, неформализованных и нечетких исходных данных (потенциальный зарубежный рынок - десятки тысяч систем в год). Первостепенное значение имеет разработка отечественных вычислительных систем производительностью в десятки и сотни триллионов операций в секунду. Такие системы необходимы для решения сложных задач в области ядерной энергетики, аэродинамики, метеорологии и т.д. Другая задача национальной важности - разработка интегрированных информационно-телекоммуникационных систем с использованием отечественных технологий и элементной базы.

Производственные технологии. В этой области наибольшим экспортным потенциалом обладают: специальная лазерная техника для медицины, машиностроения, космических, оборонных целей и др.; технологии глубокой переработки стратегических полезных ископаемых (благородные металлы, уран, алмазы и др.); электронно-ионно-плазменные технологии для нанесения биметаллических и металлокерамических покрытий; мехатронные модули вращательных и линейных перемещений на базе интеграции средств прецизионной механики, электроники и электротехники.

Новые материалы и химические продукты. Россия занимает неплохие позиции в области получения полимеров и композитов (функциональные полимеры со специальными свойствами, конструкционные полимерные материалы - сверхпрочные и термостойкие смеси и сплавы пластмасс, углерод-углеродные космические материалы и др.), синтетических сверхтвердых материалов (в первую очередь синтез исходных фуллеренов), износостойких и теплостойких порошковых сплавов и интерметаллидов, энерго- и ресурсосберегающих гетерогенных, гомогенных и биокатализаторов, а также отдельных видов мембран.

Технологии живых систем. Российские разработки в области медицины и сельского хозяйства в целом значительно уступают уровню мировых лидеров. Единственное исключение - системы жизнеобеспечения человека в экстремальных ситуациях, прежде всего используемые для обеспечения космических полетов. Кроме них, потенциальные возможности выхода на мировой рынок имеют лишь отдельные разработки, такие, как методы точной локализации генов, ответственных за наследственные и соматические заболевания, в геноме человека; биопроцессинг; биосенсорика; технологии получения химерных рекомбинантных белков; живые генно-инженерные вакцины; сплит-вакцины и др. Крайне важными для социально-экономического развития страны являются технологии иммунокоррекции (диагностика, терапия, профилактика, разработка препаратов), химического синтеза лекарственных средств и пищевых добавок, биологических средств питания и защиты растений и животных.

Транспорт. В большинстве отраслей гражданского транспорта российские разработки имеют крайне низкие шансы с точки зрения возможностей выхода на мировые рынки. Основные надежды здесь связаны с: авиационной техникой на основе использования газотурбинных двигателей нового поколения, нетрадиционных компоновочных схем и технических решений; отдельными видами морских и судостроительных технологий, систем навигации.Важнейшей целью разработок в сфере гражданского транспорта в ближайшей перспективе должно стать обеспечение конкурентоспособности отечественных средств и систем транспорта на внутреннем рынке, включая высокоскоростной железнодорожный, а также морской и речной транспорт, самолеты и вертолеты, системы организации движения, интермодальные перевозки.

Топливо и энергетика. Ключевая роль в экспорте технологий в энергетике принадлежит созданию и серийному производству блоков атомных электростанций нового поколения, совершенствованию топливного цикла, снятию оборудования с эксплуатации после выработки ресурса, обеспечению безопасности АЭС, регенерации отработанного ядерного топлива, утилизации и захоронению радиоактивных отходов. Определенные надежды на рост экспорта могут быть связаны с технологиями изучения недр (в том числе с использованием космической техники), методами бурения нефтяных и газовых скважин, разработки сложнопостроенных месторождений нефти и газа, виброволнового и электровоздействия на пласт, обогащения и облагораживания твердого топлива и урановых руд.

Экология и рациональное природопользование. Разрабатываемые в России технологии мониторинга природно-техногенной сферы (космического пространства, атмосферы, гидросферы и литосферы) и прогнозирования ресурсных и минеральных ресурсных изменений имеют высокие шансы с точки зрения возможностей выхода на мировые рынки. С глубоким падением объемов производства в России экологические проблемы отошли на второй план, хотя острота их при этом не только не уменьшилась, но и резко возросла. Устойчивая тенденция увеличения числа чрезвычайных ситуаций и повышения степени тяжести их последствий делает актуальными технологии, обеспечивающие снижение риска природных и техногенных катастроф.
^

3. Системные свойства современной национальной инновационной системы рыночного типа


Современные НИС базируются на принципиально отличной экономической парадигме.

  • открытость национальной экономики, ее включенность (в той или иной степени) в глобальное мировое хозяйство;

  • законодательно закрепленное право частной собственности, в том числе на результаты интеллектуальной деятельности;

  • равноправие хозяйственных субъектов, включая государство, в экономической деятельности;

  • законодательное обеспечение конкурентной среды, что постоянно ориентирует производителей на интересы потребителей и стимулирует непрерывное создание инноваций.

Однако есть важное отличие рыночной НИС, которое следует из принципиально иной экономической парадигмы – независимости и равноправия хозяйствующих субъектов, в свою очередь вытекающее из законодательно закрепленного права частной собственности на средства производства. В реальных рыночных НИС из-за отсутствия государственного патернализма, почти все основные риски инновационной деятельности берет на себя сам субъект этой деятельности. Они рискуют собственным благополучием, а иногда и самим своим существованием. Зато и мотивационные стимулы для этого субъекта многократно выше, чем в АК системе. Именно поэтому в организационных структурах такой НИС органично возникает и развивается малый инновационный бизнес. В целом для организационных структур рыночных НИС характерно сочетание крупных интегрированных фирм – лидеров национальных и мировой экономик с множеством фирм сектора МИП, осуществляющих пионерскую, рисковую инновационно-технологическую деятельность.

Малые инновационные фирмы различаются в зависимости от того, на каком этапе своего развития они находятся.

На этапе, когда определенная бизнес-идея продвигается командой разработчиков, либо юридически не оформленной, либо организованной в новое юридическое лицо, то такие объединения принято называть «посевными» компаниями.

Компании, у которых еще нет рыночной истории и крупных активов, но которые уже в состоянии продемонстрировать образцы готового продукта, предназначенные для рынка, называют «только возникшими» инновационные компании. Финансирование таким компаниям нередко предоставляют бизнес-ангелы. Бизнес-ангелами обычно называют состоятельных частных инвесторов, вкладывающих деньги в рисковые инновационные компании или проекты, ещё не оформленные в отдельное юридическое лицо. В России сегодня деятельность «ангелов» нередко носит благотворительный характер и основана на психологии богатых людей, готовых помочь в развитии рискового высокотехнологичного бизнеса.

Следующий этап развития малой фирмы – это инновационная компания «ранней стадии». Такие фирмы, как правило, уже имеют рыночный продукт, способны производить его в небольших количествах, но им не хватает своей прибыли для организации масштабного производства, инвестиций в оборудование, в рекламу и т.д. Иногда им требуются ресурсы и для продолжения НИОКР с целью окончательной доводки рыночных образцов.

Важной стадией развития компании является «расширение», когда фирма уже является жизнеспособной, и её продукт пользуется спросом.

В рыночной НИС сообщество инновационных предпринимателей выступает в роли разработчиков наиболее рисковых бизнес-проектов, основанных на уникальных, ранее не апробированных научно-технических, управленческих, социальных и других новшествах.

В рыночной экономике именно реальные нужды потребителя, т.е. конечный спрос, формирует структуру актуальных инноваций. Под эту структуру спроса вынуждены подстраиваться производители новшеств.

Таким образом, если сравнить инновационные процессы в этих разных экономических системах, то окажется, что «мотивационный вектор» обновления направлен в них в противоположные стороны. В рыночной экономике конечный спрос активно «вытягивает» в жизнь самые востребованные и ценные инновации.

^

4. Российская национальная инновационная система переходного периода



С 1992 года в России начался переход к рыночной модели хозяйствования. Были реализованы два важных политических решения – открытость общественной системы и демилитаризация экономики. Одновременно, как под влиянием принятых государственных решений, так и в результате действий негосударственных субъектов, начала формироваться новая национальная инновационная система рыночного типа. Значительные сдвиги произошли в одном из основных субъектов инновационного процесса – сфере российской науки. Изменения коснулись следующих ее характеристик.

Масштаб. Трудовые ресурсы сократились, по данным официальной статистики, более чем в два раза, финансовое обеспечение - в несколько раз. Существенно сузился фронт исследований, в силу неконкурентоспособности исчезли целые направления (и организации) в гражданском отраслевом секторе и отчасти в ВПК. При том, что государственное финансирование научной и инновационной деятельности ограничено, финансовые рынки пока неразвиты, отсутствует достаточное число крупных фирм, готовых инвестировать в технологические инновации, не хватает начального капитала и бизнес-ангелов. Все это сдерживает инновационную деятельность.

^ Политические и идеологические ограничения. В основном, реализован принцип открытости и включенности отечественной науки в мировую. Десятки тысяч наших ученых и инженеров работают за рубежом, участвуют в международных и совместных проектах. Научно-исследовательские организации и отдельные команды выполняют для зарубежных заказчиков работы на сотни миллионов долларов. Исчезли идеологические барьеры в науке.

Созданы основы законодательной базы, однако существуют целые группы актуальных проблем, для решения которых необходимы новые законы, а также корректировка существующих. К ним, например, относятся: инновационная деятельность; интеллектуальная собственность, созданная на бюджетные средства; интеграция науки и образования и ряд других. В целом косвенное регулирование (налоговое, таможенное, амортизационное) нейтрально по отношению к высокотехнологичным областям.

Меняется, хотя и очень медленно, организационная структура науки: заметно (в разы) уменьшились размеры старых научных организаций, что повысило гибкость и качество управления. Появились новые сектора – негосударственной науки и малого инновационного бизнеса.

^ Качественные характеристики. Оснащенность приборами и оборудованием не улучшилась, но возросла дифференциация между сильными и слабыми. Наука существенно постарела, однако в последние год-два несколько вырос интерес молодежи к естественно-научным и техническим вузам. Очень медленно сближаются наука и образование. Решение этой проблемы могло бы придать качественно новый импульс процессу возрождения отечественной фундаментальной науки.

За редким исключением совершенно неадекватен новым экономическим реалиям менеджмент в науке. Отсутствует инновационная культура в университетах и научных организациях. Создание нововведений преимущественно происходит исходя из логики развития науки, а не общественных потребностей и спроса (то есть доминирует подход «технологического толчка»).

Неэффективно используются средства бюджета. Одна из причин – устаревшие механизмы финансирования (базовый принцип) и архаичная система организации научной деятельности, где по-прежнему доминируют традиционные ведомственные институты советского типа. При этом производственно-технологическая и информационная инфраструктуры неразвиты, а многие процессы излишне забюрократизированы (лицензирования, сертификации, патентования).

В обобщенном виде место России в мировом технологическом пространстве характеризуется двумя группами показателей – «входа» - то есть уровня наукоемкости и «выхода» - показателями эффективности и конкурентоспособности (таблица 1).
Таблица 1

Место России в мире по уровню наукоемкости и инновационного развития

 

^ Доля расходов на исследования и разработки в ВВП, %

Численность ученых и инженеров занятых исследованиями и разработками (на 10000 населения)

^ Текущий индекс конкурентоспособного роста -GCI (место в мире)

Доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте, %

Доля в мировом экспорте информатиза-ционного оборудования %

Производительность труда, тыс. долл. ВВП на одного занятого

США

2,69

41,0

2

32

13,0

73,1

Китай

1,00

5,5

44

20

7,1

7,2

Япония

2,98

51,0

11

26

9,7

56,0

Индия

1,23

1,6

56

6

0,07

4,9

Германия

2,48

31,6

13

18

4,8

56,0

Франция

2,15

27,2

26

23

3,4

56,5

Великобритания

1,87

26,7

15

31

5,3

54,5

Италия

1,04

11,3

41

10

1,1

56,5

Россия

1,00

34,8

63

8

0,04

18,0

Канада

1,84

29,9

16

15

1,2

60,0


К сожалению, по индексу конкурентоспособного роста Россия в последние несколько лет уходила на все более дальние позиции.. По другим показателям место России также было невысоким:

Любопытно, что зарубежные специалисты, пытающиеся работать в России в области высокотехнологичного бизнеса и коммерциализации технологий, обращают внимание в первую очередь на такие препятствия, как:

  • Нехватку квалифицированных менеджеров,

  • Коррупцию и как следствие – непрозрачность российских компаний,

  • Таможенный режим, препятствующий как ввозу, так и вывозу высокотехнологичных товаров,

  • Отсутствие технической инфраструктуры в узком (технологической) и широком (неудовлетворительное состояние дорог, аэропортов, коммуникаций, визового режима) смыслах слова.

Все это свидетельствует о том, в настоящее время в России функционирует инновационная система переходного типа, в которой сочетаются элементы старой, административно-командной НИС и новой инновационной системы, характерной для рыночных экономик. К административно-командной части НИС относится подавляющее число научно-технических организаций РАН, ГНЦ и организаций ВПК.

К рыночной НИС можно отнести научно-технические организации частного сектора промышленности и сферы услуг («внутрифирменная наука»); малые инновационные предприятия; множество негосударственных некоммерческих научных, аналитических, консалтинговых и прочих центров. Сюда же относится потенциал российской научной диаспоры, работающей за рубежом.

Все эти субъекты НИС работают на организационных и системных принципах рыночной экономики. Более того, часть из них фактически является элементами глобальной инновационной системы.

В «старой», самой большой части НИС, наиболее острой проблемой является явно избыточное количество научно-исследовательских институтов советского типа, финансируемых по принципу «поддержки всей сети организаций». Это означает, что в науке по-прежнему реализуется стратегия «сохранения рабочих мест», а не стратегия эффективного развития.

В «новой» части российской НИС (рыночной) наиболее острыми, хорошо видимыми проблемами являются: отсутствие критической массы малых инновационных предприятий и необходимой инновационной инфраструктуры.

Заключение
Главным условием перехода России к экономике нового типа, основанной на знаниях, является формирование современной национальной инновационной системы. Это означает практическую реализацию комплексного подхода к формированию как самих субъектов, так и механизмов взаимодействия науки, образования, малого инновационного бизнеса, крупных промышленных корпораций, соответствующих финансовых институтов и т.д.

В целях обеспечения взаимодействия инновационных систем различных уровней необходимо:

- совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;

- проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;

- формирование и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.

В первую очередь необходимо разработать четкие процедуры закрепления и передачи прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет средств фондов (Фонда содействия, РФТР). В настоящее время на правительственном уровне предлагается к введению «либеральный подход», уже де-факто используемый Фондами в своей работе. Однако статус Фондов как государственных учреждений вносит определенные ограничения. Распределяя бюджетное финансирование в форме субвенций (Фонд содействия) или внебюджетные средства (РФТР), фонды могут передавать права на созданные объекты ИС разработчикам. В то же время в качестве государственных учреждений Фонд содействия и РФТР не могут принимать решений о передаче прав на ИС организациям-исполнителям проектов. В этом сказывается несоответствие норм Гражданского и Бюджетного Кодексов РФ.

Одновременно с передачей ИС организациям-разработчикам целесообразно предусмотреть меры воздействия на организации, не использующие свою ИС. Для этого следует ввести понятие «эффективного собственника», накладывающее на организацию – владельца ИС обязанность начать процесс коммерциализации в течение трех лет с момента создания объектов ИС. В случае если организация не производит никаких операций со своей ИС, возможно предоставление свободного доступа к таким объектам ИС всем желающим.

Опыт Фонда содействия по созданию своих представительств в регионах России может стать катализатором развертывания инициатив на местном уровне и способствовать привлечению средств региональных бюджетов в инновационную сферу. РФТР также мог бы стать одним из главных государственных источников инвестирования в региональную инфраструктуру. Финансирование объектов может происходить на долевой основе с участием местных органов власти, других фондов и частных инвестиций. Это позволит сконцентрировать средства, достаточные для быстрого запуска инновационных объектов, в первую очередь в регионах с высоким инновационным потенциалом.

Для улучшения инвестиционного климата в инновационной сфере целесообразно:

  • добиваться более эффективного использования средств, направляемых в науку путем расширения применения программно-целевого подхода к финансированию и оптимизации пропорций между сметным и проектным финансированием при обязательном повышении финансовой обеспеченности научных организаций в расчете на одного занятого исследованиями и разработками;

  • совершенствовать законодательную базу в интересах создания в стране экономической системы, в которой при высокой степени риска инновационная деятельность станет привлекательной, а доходность высокотехнологичных отраслей экономики будет превышать доходность сырьевых отраслей;

  • обеспечить повышение эффективности государственно-частного партнерства в сфере науки и инновационной деятельности путем совершенствования механизмов взаимодействия государства и частного предпринимательства по всему инновационному циклу: от проведения научных исследований, коммерциализации научно-технических разработок и технологий до производства наукоемкой высокотехнологичной продукции.



Скачать файл (195 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru