Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовая работа - Изучение половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту - файл 1.doc


Курсовая работа - Изучение половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту
скачать (319.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc320kb.24.11.2011 08:20скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
КУРСОВАЯ РАБОТА

Изучение половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту

ПСКОВ. 2006
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический анализ отношений……………………………………..5

1.1. Понятие отношение……………………………………………………….5

1.2. Структура отношений…………………………………………………….9

1.3. Развитие отношений……………………………………………………..17

Глава 2. Экспериментальное исследование половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту…………………………20

2.1. Программа исследования………………………………………………..20

2.2. Анализ экспериментальных данных……………………………………21

Заключение……………………………………………………………………….35

Список литературы………………………………………………………………37

Приложения……………………………………………………………………...38


Введение

В современном мире значительную часть жизни общества составляет спорт. Интерес к нему проявляется не только в увеличении числа спортсменов, болельщиков и росте спортивных результатов, но и в отношении на государственном уровне. Разрабатываются и реализуются государственные программы по расширению спортивной инфраструктуры и подготовке молодых спортсменов. В связи с этим особую значимость приобретает изучение отношения людей к спорту.

Понятие «отношение» в современной психологической науке не является до конца проработанным. Нет четкости в самом определении понятия «отношение», а также в выделении его структуры и видов. Из всех ученых в нашей стране наиболее разработанную концепцию отношений предложил В.Н.Мясищев. Но и он соглашался с тем, что эта проблема требует дальнейшего изучения. В свое время Мясищев писал, что состояние психологии отношений является лишь начальным этапом ее развития. На первый план выходят вопросы изучения фактического материала об отношениях людей в различных условиях и процессах деятельности.

Отношения помогают нам приспособиться к сложному окружающему миру, защитить свое «Я», позволяют избежать неприятной правды о себе, выразить оценки и понять свой собственный мир.

Отношение к спорту является частью всей системы отношений людей. С определенной уверенностью можно сказать, что занятие спортом влияет на личность человека. Данная работа посвящена изучению характера этого влияния.

Цель исследования: изучить половые и возрастные особенности отношения к спорту во взаимосвязи с психологическими особенностями.

Задачи:

  • определить структуру отношений с целью изучения ее применительно к спортивной деятельности;

  • изучить половые и возрастные особенности отношения людей к спорту в соответствии с выделенной структурой и определить их психологические особенности (самоотношение и уровень субъективного локус контроля);

  • раскрыть взаимосвязь половых и возрастных особенностей отношения людей к спорту и их психологических особенностей.

Объект исследования: студенты 2 и 3 курса естественно-географического факультета ПГПУ имени С.М. Кирова, дневное отделение (34 человека) и работающие граждане от 23 до 40 лет (15 человек).

Предмет исследования: отношение к спорту (активность, потребность, удовлетворенность), самоотношение, локус контроля.

Гипотезы: 1) студенты активнее занимаются спортом, чем работающие граждане;

2) юноши-студенты активнее занимаются спортом, чем девушки;

3) чем больше люди занимаются спортом, тем меньше считают себя ответственными за свое здоровье.

Методы исследования: анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных.

Используемые методики: методика исследования самоотношения В.В.Столина-С.Р.Пантелеева (МИС), методика исследование уровня субъективного локус контроля Роттера (УСК), анкета.

Несмотря на то, что теоретический аспект проблемы отношений представлен в современной науке не в очень четкой и последовательной форме, определенное и достаточно полное представление об этом понятии составить вполне возможно. Вместе с тем, практический аспект отношений, особенно с учетом их структуры, ре является до конца исчерпанным. Данная работа ориентирована на исследование в этой всеобъемлющей сфере, в частности на изучение отношения к спорту. Полученные результаты могут помочь составить более ясное представление об изучаемом явлении и, возможно, активизировать дальнейшее его исследование.

Глава 1. Теоретический анализ отношений.

1.1. Понятие отношение.

Как уже отмечалось ранее, понятие «отношение» во всей его полноте рассматривалось в психологической науке довольно редко. В отечественной психологии категория отношения не имеет развитого психологического статуса. Она находит себя в рамках гораздо более мощно проработанного представления о смыслах человеческой деятельности (Д.А.Леоньтев, А.Г.Асмолов, В.Ф.Василюк, В.К.Вилюнас и др.). В теории смыслов система отношений порождает смысл как психологическую реальность.

Под жизненным отношением Д.А.Леоньтев понимает объективное отношение между субъектом и каким-либо объектом или явлением действительности, характеризующееся потенциальной возможностью качественно определенной формы взаимодействия между ними. Что касается разведения отношения и смысла, а также проблемы различения объективного и субъективного аспекта, то Д.А.Леоньтев решает эту задачу различением "жизненного смысла" и "личностного смысла", которое снимает ряд трудностей в применении понятия. Личностный смысл не совпадает с жизненным смыслом. Если жизненный смысл - это объективная характеристика отношения объектов и явлений действительности к жизнедеятельности субъекта, то личностный смысл - это форма субъективного отражения этого отношения в сознании субъекта, в его образе мира.

Конкретно проблемой отношений занимался, прежде всего, В.Н. Мясищев. В данной работе его концепции уделяется значительное внимание. Впервые концепция отношений личности была выдвинута А.Ф. Лазурским. Однако разработал ее В.Н. Мясищев. На ранней стадии исследований различались психические и двигательные отношения, причем последние относились к стадии мышечной подготовки двигательной установки. Сейчас это различение устарело, так как под ним подразумевался дуализм «тело-душа».

Понятие отношения возникает там, где есть субъект и объект отношения. Именно у человека такой характер связи выступает с полной отчетливостью. Человек способен сознательно реагировать на объект, конкретизировать и избирательно относиться к нему. Однако, по мнению Мясищева, сознательное отношение представляет собой лишь высший уровень отношения к действительности, и в самом осознании этого отношения существует ряд ступеней, проходимых человеком в процессе развития. Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с определенной общественной действительностью [7, с.15]. Личность характеризуется прежде всего как система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно дробить на бесконечное количество отношений личности к различным предметам действительности.

Нельзя относиться вообще. Отношения обязывают к рассмотрению их объектов. Триандис определил отношение как «идею, заряженную эмоцией, которая предрасполагает к определенному типу действий в определенном классе социальных ситуаций» [8, с. 112]. Отношения большинство исследователей определяют как прочные, но способные к изменению и скорее общие, чем частные, скорее приобретенные, чем врожденные.

Некоторые психологи понимают отношения односторонне, только как социально-этические, между тем, они представляют собой хотя важную, но все же не единственную часть отношений. Исследование соотношений психики и соматики показывают, что нарушение отношений человека может повлечь за собой серьезные нарушения всей жизнедеятельности организма.

Рассматривая понятие "отношение" мы фиксируем следующие ключевые моменты. Это указание на двусторонность отношения: наличие субъекта отношения и некоторой иной сущности (предмета или явления мира); далее это констатация закономерной связи или взаимодействия между ними; наконец, это возможность, поскольку отношение разворачивается во времени, направлено в будущее и может пониматься в терминах возможного. Отношение есть взаимодействие. Человек становится субъектом отношений по мере того, как он развивается во множестве жизненных ситуации в качестве объекта отношений со стороны других людей, коллектива и руководителей, людей, находившихся в различных социальных позициях и играющих различные роли в истории его развития. Отношение есть потенциальное действие. Невозможно представить себе иную форму связи организма и мира, кроме как его активность в связи с ситуацией мира. Если мир представляет собой бесконечный пучок процессов, то субъект, являющийся таким же процессом, может двигаться только в этом потоке, перекрещиваясь и взаимодействуя с другими процессами [11, с. 120].

Отношение мы можем представить как простроенное в будущее действие субъекта с неким вероятным исходом и оценкой его значения для субъекта. Это, с одной стороны, возможность, а с другой более или менее развернутый или свернутый проект действии. С позиции субъекта отношение выглядит как возможное взаимодействие с предметом отношения.

Отношения человека имеют физиологическую, общественно-историческую и психологическую основу. Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт, определяет его действия, переживания. Отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с самим предметом в целом. Хотя в отношении к предмету или лицу могут выявляться разные стороны в связи с разными свойствами объекта, например отрицательными и положительными.

Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений, в связи с особенностью его индивидуального опыта [7, с. 15]. В нашей работе мы хотим подчеркнуть, акцентировать субъективный характер отношений. Все люди разные, они могут по-разному относиться к одному и тому же. Именно эту индивидуальную сторону отношений мы рассматриваем в данной исследовательской работе. Отношения человека избирательны прежде всего в эмоционально-оценочном смысле. Избирательные отношения человека многосторонни и сложны, но не разрозненны и не рядоположны, а составляют единую, сформированную его опытом индивидуальную иерархическую систему, внутренне связанную, хотя, может быть, и противоречивую.

Учитывая огромную и решающую роль индивидуального опыта в развитии деятельности и отношений человека, нельзя не подчеркнуть в то же время, что отношения человека обусловлены общественно-историческим опытом, который является основой богатейшего внутреннего мира человека. Этот опыт, представляя систему временных связей человека, определяет опосредованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его как бы инициативное и самостоятельное поведение [2, с. 139]. Так или иначе, на всех людей общество, в котором они живут, оказывает определенное влияние. Такое воздействие не может не сказываться на характере человека, его взглядах, интересах, убеждениях. Поведение определяется не только тем, что бы хотелось сделать людям, но и тем, что они считают необходимым делать (то есть социальными нормами), тем, что они обычно делают (то есть привычками) и ожидаемыми последствиями их поведения [7, с. 122].

Понятие психического отношения представляет внутреннюю сторону связи человека с действительностью, содержательно характеризующую личность как активного субъекта с его избирательным характером внутренних переживаний и внешних действий, направленных на различные стороны объективной действительности. Деятельность и поведение одной и той же личности в каждый момент определяется ее отношениями к различным сторонам действительности, вытекающими из истории развития личности, то есть из всей объективной общественно-исторической действительности.

Несмотря на то, что отношения изучались небольшим число исследователей, понятие отношение можно обозначить в определенных терминах. Прежде всего следует говорить о субъектности, избирательности, направленности отношений и их связи с окружающей действительностью. Они ориентированы на предмет или объект, имеют не только индивидуальный, но и общественно-исторический характер формирования.
1.2. Структура отношений.

Мясищев указывает на существование различных сторон отношений, определяемых многосторонней возможной реакцией и многосторонностью объектов. Сознание, чувство и воля выражаются потенциально в отношении к каждому объекту и проявляются в различных отношениях, в интересах, в той или иной эмоциональной оценке, степени действенной активности. Отношение – сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоций, степень напряжения желания или потребности. Поэтому отношения являются движущей силой личности [12, с. 34].

Отношение как связь субъекта с объектом едино, но в многообразии отношений выступают то более, то менее отчетливо отдельные компоненты, которые, по мнению Мясищева, можно назвать частичными отношениями, или сторонами отношения, или его видами. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, – направленность. Основные стороны отношения глубоко коренятся в филогенетическом и историческом прошлом человека. Они различаются прежде всего положительным и отрицательным характером реакций человека.

Потребности представляют одну сторону отношения. Мясищев относит их к отношениям потому, что потребности объединяют субъект, объект и связь между ними. Он полагает наиболее правильным рассматривать потребности в системе отношений к действительности. Потребность является основным видом отношения человека к окружающему, потому что представляет связь организма с жизненно важными объектами и обстоятельствами. Как всякое отношение, она выражает избирательную связь человека с различными сторонами окружающей действительности. Как всякое отношение, она потенциальна, то есть выявляется при действии объекта и при определенном состоянии субъекта. Кроме того, потребность характеризуется активностью. Если можно условно говорить о безразличном или пассивном отношении, то к потребностям этот термин неприменим даже условно, так как потребность или существует как активное отношение, или не существует вовсе.

В связи с этим, хотелось бы несколько скорректировать терминологию Мясищева. Нам представляется, что потребность – есть не вид отношения, а его неотъемлемый и обязательный элемент, составная часть. При этом вполне возможно говорить о наличии отношения и отсутствии потребности, то есть потребность может быть и не быть. Но, тем не менее, она как феномен, как объект упоминания присутствует в отношении. В отношении к одному и тому же объекту у одного человека потребность может присутствовать, а у другого – отсутствовать. Поскольку потребность в принципе может иметь место в любом отношении, она является его составной частью.

С точки зрения Мясищева, на ранних стадиях развития отношения носят еще недифференцированный характер. В процессе развития на уровне неосознаваемых отношений высокоорганизованного животного (собака, обезьяна) вычленяется вторая сторона отношения – эмоциональное отношение. У человека оно проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях – неприязни, вражде, антипатии [7, с. 19]. Эмоциональная сторона отношений выражается в оценке.

Усилие в отношении к учебным обязанностям представляет частную форму усилий человека, вытекающих из ответственного отношения к своим обязанностям. Последнее, в свою очередь, вырастая из требований родителей, учителей, становится долгом, совестью. Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами и оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими, юридическими и другими критериями поступков и переживаний человека [4, с. 56]. Помимо понятий, привитых обществом, существует и собственное мнение, которое в итоге формирует оценку того или иного явления. Это собственное мнение состоит из переживаний и эмоций. Моральное оценивание производится посредством приписывания людям моральных качеств, характеристик и диспозиций. В связи с этим можно говорить о моральной атрибуции как средстве интерпретации поведения человека через приписывание ему определенных моральных качеств или побуждений. Приписывая кому-либо некоторое моральное качество или оценивая выраженность этого качества, субъект подразумевает свернутый сценарий ожидаемых поступков и поведения. Здесь имеется ввиду оценка как субъективное образование, так же, как и отношение, которое не может существовать без субъекта. Понятие «объективная оценка» не отражает мнение человека. Оно показывает реальную действительность.

Мясищев рассматривает вопрос о связи отношений и психических функций или психических процессов. Так, в раннем школьном возрасте формирование волевого усилия тесно связано с непосредственно эмоциональными отношениями. Усилия в примитивных условиях мобилизуются непосредственно импульсом эмоционально отношения. Рациональные мотивы необходимости или долга оказываются в этих условиях малодейственными [7, с. 26].

Оценка, являясь внешним проявлением пристрастного, заинтересованного отношения субъекта к внешнему предмету, выражает одновременно готовность этого субъекта определенным образом действовать (или избегать действий) по отношению к данному предмету. В этом проявляется принципиальная и постоянная готовность оценочных отношений стать побуждающими.

Формирование оценочных отношений субъекта к себе и окружающим помимо ситуативных задач преследует некую долгосрочную цель - формирование собственной идентичности. Инструментом моральной идентификации субъекта является формирование оценочных отношений субъекта к различным сторонам "Я", окружающим людям, особенно значимым другим. В то же время формирование морально-оценочного отношения создает установку определенным образом поступать по отношению к объекту оценивания [3, с. 10].

Предметом отношений могут явиться самые различные виды деятельности человека. От отвращения до страстного увлечения деятельностью существует множество переходов, причем наряду с непосредственным отношением существует опосредованное. Непосредственное отношение определяется отношением к процессу, к цели и обстановке деятельности. Опосредованное отношение определяется местом ожидаемого результата деятельности в системе целей личности. Основными мотивами, характерными для этого отношения, являются мотивы долга или вообще нравственности – мотивы чести, отношения к лицу, ради которого осуществляется деятельность, мотивы общественной пользы, объективной необходимости или личной пользы. Таким образом, общественные отношения – это отношения к деятельности как к таковой. Опосредованные отношения становятся таковыми при появлении мотивов пользы и долга. Деятельность отодвигается на второй план.

Отношения связаны с разными подструктурами личности. Так, с точки зрения Мясищева, динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер – это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции человека, выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность – это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности, или избирательно-положительное отношение к ней. Равнодушие и страстность, устойчивость и неустойчивость проявляются в отношениях. Мысль о том, что отношения превращаются в черты характера, обозначает, что отношения, приобретая устойчивость, выраженность, большую значимость, становятся характерными для личности. В этом смысле они становятся чертами характера, оставаясь отношениями [7, с. 28].

В то время, как ряд черт характера непосредственно выражает отношения (принципиальность, эгоизм, добросовестность), ряд других свойств (прямота, решительность, цельность) не представляет собой отношений в собственном смысле слова. Тем не менее, и эти свойства связаны с отношениями человека и выражают способ их осуществления, поэтому можно рассматривать характер как единство системы и способа отношений. Черты характера проявляются в отношениях: к деятельности, к себе, к окружающим, к определенным предметам и явлениям, к миру вообще. Отсутствие реакции на что-либо свидетельствует не столько о темпераменте или характере, сколько об отношении человека. На важное и значимое человек реагирует, на неважное, безразличное – не реагирует. В этом проявляется избирательность отношений.

Чтобы понять связь отношений с поведением, нужно выделить три взаимозависимых компонента отношений: 1) познавательный (когнитивный), то есть убеждения человека, его мысли или фактическое знание об объекте или другом лице; 2) эмоциональный (аффективный), то есть представление об оценке, симпатиях человека или о его эмоциональной реакции на некоторый объект или лицо; 3) поведенческий компонент, то есть поведенческое намерение человека по отношению к лицу или объекту. Данная структура отношение перекликается со структурой установки. Некоторые исследователи дают одно определение понятиям «отношение» и «установка». Нам представляется, что развести эти понятия достаточно сложно. Однако отношение видится нам более частным и индивидуальным явлением, чем установка, которая гораздо чаще может присутствовать в одинаковом виде у нескольких людей.

Одной из характерных черт отношения является постоянная направленность на социальные ситуации. Это значит, что из согласованности мыслей, чувств и поступков мы делаем вывод о наличии определенного отношения. Так как отношения характеризуются внутренней согласованностью, то обычно предполагают их тесную связь с поведением [10, с. 34].

В 60-70-х годах социальные психологи разработали способы измерения познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов отношения. Используется также семантический дифференциал. Отношение к спорту исследовалось давно, использовался для этого именно трехкомпонентный подход. В данной работе отношение к спорту также изучается с опорой на эту концепцию. А именно: компонентами отношения являются потребность в занятиях спортом, реальная занятость и удовлетворенность ею.

Р. Мартенс рассматривает формирование всех трех компонентов отношения. Познавательный предполагает классификацию событий. События с одинаковыми свойствами группируются в одну категорию, и мы реагируем на них одинаково. Это помогает упростить наш мир, но зато и увеличивает вероятность неправильного восприятия событий. Часто наблюдается тенденция «типизировать» людей и группы, чрезмерно обобщая или упрощая категории, известная под названием «стереотипии» [6, с. 135].

Эмоциональный компонент формируется путем сопоставления физиологических реакций с определенными представлениями. Мы испытываем радость, когда проявляется возбуждение, и объект отношения воспринимается как желательный. Мы можем быть также возбуждены, но воспринимать объект как нежелательный и при этом испытывать гнев. Эти ассоциации, по мнению Мартенса, формируются путем выработки условного рефлекса на объект отношения с помощью положительного или отрицательного подкрепления. Другой фактор, формирующий эмоциональный компонент отношений – частота предъявления объекта. Мартенс считает, что чем чаще мы видим объект, тем больше он нам нравится, хотя чрезмерный контакт может уменьшить привлекательность объекта отношения. Нам представляется, что положительное отношение зависит прежде всего от подкрепления, и совсем в небольшой степени от частоты контакта с объектом. Если человек часто сталкивается с тем или иным объектом, у него может возникнуть привыкание, даже в случае неприятия к этому объекту. Тогда негативные свойства предмета могут сглаживаться и восприниматься менее остро, как нечто неизбежное но необходимое. Однако это вовсе не означает, что человек обязательно станет испытывать к предмету симпатию. Скорее может наблюдаться обратная зависимость: чем большую симпатию человек испытывает к какому-либо объекту, тем чаще он хочет вступать с ним в контакт, взаимодействовать, проявлять в отношении его активностью.

Поведенческий компонент в значительной мере обусловлен, по мнению Мартенса, социальными нормами или представлениями группы людей, которая определяет, какое поведение является адекватным и приемлемым или неадекватным и неприемлемым. Можно добавить, что эта группа скорее всего является референтной для данного человека, выстраивающего свое отношение к чему-либо.

Триандис пишет: «Мы усваиваем свои отношения либо на собственном опыте, либо от других людей. Собственный опыт больше всего играет роль в развитии познавательного и эмоционального компонентов, тогда как другие люди (семья и друзья) имеют наибольшее значение при формировании поведенческого компонента» [11, с. 135].

Мартенс отмечает, что при изменении любого из трех компонентов меняется все отношение. Поскольку компоненты стремятся к согласованности, изменение одного из них повлечет за собой изменение и других. Познавательный компонент может измениться при получении новой информации; эмоциональный – под влиянием приятных или неприятных эмоций, переживаемых в присутствии объекта отношения; поведенческий – при изменении соответствующих норм или путем официального законодательства [6, с. 136].

Зная отношение человека к какому-либо объекту, мы не можем с высокой степенью точности предсказать его действительное поведение. Отношение является не необходимой или достаточной причиной поведения, а дополнительным фактором. Поведение определяется не только отношениями, но и нормами, привычками и ожиданием подкрепления. Кроме того, поведение зависит от особенностей ситуации.

Таким образом, отношения имеют определенную структуру, то есть в них можно выделить отдельные составные части, стороны: потребности, эмоциональная оценка и деятельность. Все эти элементы присутствуют в любом отношении и составляют единое целое, исходя из анализа которого, мы можем судить об отношении человека к чему-либо. Мясищев и Мартенс используют для раскрытия структуры отношений разные термины, которые, однако, наполнены одинаковым содержанием. Каждому элементу в структуре отношений у Мясищева можно найти соответствующий элемент структуры Мартенса. Оба автора указывают на тесную взаимосвязь всех компонентов отношений. Отношения можно рассматривать как непосредственные и опосредованные, в зависимости от мотивов. Кроме того, существует достаточно тесной связи между отношениями и такими подструктурами личности, как характер, темперамент, способности. Последние объясняются и раскрываются через отношения человека.
1.3. Развитие отношений.

Отношения человека избирательны прежде всего в эмоционально-оценочном смысле [13, с.70]. Отношения представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь человека с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь они образуются и формируются в процессе деятельности.

Отношения отдельного человека как его сознательные избирательные связи являются продуктом индивидуального развития. В сущности вопрос о развитии человека неразрывно связан с формированием его отношений. По мнению Мясищева, отношения представляют систему, образующуюся в результате развития человека, его воспитания и самовоспитания. Подобно тому, как объекты окружающей действительности имеют разную важность для человека, в системе его отношений имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается.

Первоначальный период возрастающей, проявляющейся в разных областях избирательности можно назвать предотношением, то есть еще несформировавшимся сознательным отношением при наличии явной избирательности [7, с. 30]. В 2-3 года, как отмечает Мясищев, у ребенка появляются выраженные определенные избирательные отношения. Некоторые свойства отношений в этом возрасте выступают уже как черты характера: самостоятельность, инициативность, добросовестность, общительность. Отношения тесно слиты с поступками и реакцией. Они выражаются в поступке.

В школе отношения переходят на качественно иную ступень. Теперь они не просто избирательны. Они становятся сознательными и формируются в виде убеждений, принципов, которые в свою очередь, проявляются в поведении. При этом на становление новой ступени отношений влияет и функциональное развитие, и личный опыт, и воспитание, и общество в целом.

Процесс развития связан с тем, что новые уровни отношений характеризуются иными функционально-психическими структурами. Конкретные представления об объектах отношения сменяются абстрактными и принципиальными. Непосредственные внешние, ситуативные, конкретно-эмоциональные мотивы сменяются внутренними, интеллектуально-волевыми. Отношение устремлено в будущее. Развитие и рост активности делают поведение все более внутреннее обусловленным, причем поступки человека перестают определяться ситуацией момента - рамки актуальной ситуации бесконечно расширяются ретроспективно и перспективно [7, с. 237]. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Отношения не возникают одномоментно и при рождении. Они формируются и развиваются в течении жизни человека, проходят в своем становлении и усложнении несколько этапов: от избирательности к сознательности, от конкретности к абстрактности, от внешнего выражения к внутреннему переживанию. Весь этот процесс проходит во время активного участия человека в какой-либо деятельности, под влиянием общества, окружения и личного опыта.

Таким образом, отношения человека – это потенциал избирательной активности в связи с различными сторонами действительности. Они содержательно характеризуют деятельность человека, проявляются не какой-либо одной функциональной стороной психики, а выражают всю личность в ее связи с той или иной стороной деятельности. Они характеризуются тем большей активностью психических процессов, чем более значим для личности объект отношений, отличаясь положительным или отрицательным знаком. Чем выше уровень развития личности, тем сложнее процессы психической деятельности и тем дифференцированнее и богаче ее отношения.
Глава 2. Экспериментальное исследование половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту.

2.1. Программа исследования.

Цель исследования: изучить половые и возрастные особенности отношения к спорту во взаимосвязи с психологическими особенностями.

Задачи:

  • определить структуру отношений с целью изучения ее применительно к спортивной деятельности;

  • изучить половые и возрастные особенности отношения людей к спорту в соответствии с выделенной структурой и определить их психологические особенности;

  • раскрыть взаимосвязь половых и возрастных особенностей отношения людей к спорту и их психологических особенностей.

Объект исследования: студенты 2 и 3 курса естественно-географического факультета ПГПУ имени С.М. Кирова, дневное отделение (34 человека) и работающие граждане от 23 до 40 лет (15 человек).

Предмет исследования: отношение к спорту (активность, потребность, удовлетворенность), самоотношение, локус контроля.

Методы исследования: анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных.

Гипотезы: 1) студенты активнее занимаются спортом, чем работающие граждане;

2) юноши-студенты активнее занимаются спортом, чем девушки;

3) чем больше люди занимаются спортом, тем меньше считают себя ответственными за свое здоровье.

При проведении исследования использовались следующие методики:

- Методика исследования самоотношения В.В.Столина-С.Р.Пантелеева (1986), которая диагностирует такие составляющие самоотношения, как: интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого, самоуважение, аутосимпатию, ожидание положительного отношения от других, самоинтерес, самоуверенность, отношение других, самопринятие, саморуководство, самообвинение, самопонимание. Испытуемым предлагается согласиться, либо не согласиться с рядом утверждений, касающихся их собственной личности.

- Методика исследования уровня субъективного локус контроля Роттера, направленная на определение, кого человек считает ответственным за свою жизнь: себя или других людей. Методика содержит следующие шкалы: общая интернальность (ответственность за жизнь в целом), интернальность в области достижений, интернальность в области неудач, интернальность в семейных отношениях, интернальность в области производственных отношений, интернальность в области межличностных отношений, интернальность в области здоровья и болезни. В данной работе обрабатывались и анализировались результаты только по некоторым шкалам:

общая интернальность, интернальность в области достижений, интернальность в области неудач, интернальность в области здоровья и болезни. Исследователь предположил, что именно эти показатели некоторым образом связаны с отношением к спорту. Испытуемым предлагается оценить степень своего согласия или несогласия с утверждениями, касающимися различных сторон жизни, по 6-ти балльной шкале:

полное согласие 3 2 1 -1 -2 -3 полное несогласие.

- Анкета для изучения отношения к спорту, а именно: активности занятий спортом, потребности в них и удовлетворенности ими. Анкета также содержит несколько вопросов ознакомительного характера по данной теме (см. Приложение 1).

2.2. Анализ экспериментальных данных.

Первоначально было исследовано 49 человек (34 студента и 15 работающих граждан) с помощью указанных выше методик. Для количественного описания отношения к спорту каждому ответу испытуемых на вопросы о частоте, потребности и удовлетворенности занятиями спортом присваивалось определенное числовое значение.

«Не участвую» - 0 баллов,

«От случая к случаю» - 1 балл,

«Каждую неделю» - 2 балла,

«2-3 раза в неделю» - 3 балла,

«4-6 раз в неделю» - 4 балла,

«Каждый день» - 5 баллов.

«Не удовлетворен» - 1 балл,

«Безразличен» - 2 балла,

«Почти удовлетворен» - 3 балла,

«Удовлетворен» - 4 балла,

«Очень удовлетворен» - 5 баллов.

По каждому виду спорта подсчитывалась сумма баллов по отдельному вопросу. В отношении к спорту были получены следующие результаты:

1) Из 34 студентов у 14 человек (40%) наблюдается средняя активность занятий спортом, по 7 человек (20%) имеют спортивную активность выше и ниже среднего, и по 3 человека (10%) – низкую и высокую активность в занятиях спортом.

2) Точно такое же распределение результатов наблюдается в потребностях студентов заниматься спортом.

3) У 11 студентов из 34 (32%) удовлетворенность занятиями спортом выше среднего, по 8 человек (23%) имеют ниже среднего и среднюю удовлетворенность среди всех изученных студентов, 3 человека (9%) имеют низкую удовлетворенность и 4 человека (13%) – высокую удовлетворенность занятиями спортом.

4) Среди работающих граждан из 15 человек 6 (40%) занимаются спортом со средней активностью, 4 человека (28%) – с активностью ниже среднего, 3 человека (20%) – с активностью выше среднего и по 1 человеку (6%) занимаются спортом с низкой и высокой активностью.

5) 7 работающих граждан из 15 (28%) имеют среднюю потребность в занятиях спортом, по 3 человека (20%) – потребность выше и ниже среднего, по 1 человеку (6%) испытывают низкую и высокую потребность в занятиях спортом.

6) 5 работающих граждан из 15 (32%) имеют высокую и выше среднего удовлетворенность своими занятиями спортом, по 4 человека (28%) имеют удовлетворенность среднюю и ниже среднего, и у 2 человек (12%) удовлетворенность занятиями спортом низкая.



Рис.1. Активность и потребность в занятиях спортом у студентов.


Рис.2. Удовлетворенность занятием спортом у студентов.



Рис.3. Активность занятий спортом у работающих граждан.



Рис.4. Потребность в занятиях спортом у работающих граждан.


Рис.5. Удовлетворенность занятием спортом у работающих граждан.

Для проверки выдвинутых гипотез о соотношении частоты занятия спортом между полами и возрастами использовалась статистическая обработка данных. Вычисление Т-критерия позволило сделать вывод об отсутствии значимых различий в отношении к спорту (активность, потребность, удовлетворенность) между студентами и работающими гражданами, между девушками и юношами. Таким образом, нельзя утверждать, что студенты активнее занимаются спортом, чем работающие граждане, или что юноши-студенты чаще занимаются спортом, чем девушки.

Анкета содержала дополнительные вопросы, касающиеся отношения к спорту: - Смотрите ли вы спортивные соревнования по телевизору?

- Читаете ли спортивную литературу?

- Посещаете ли спортивные мероприятия?

При анализе ответов получены следующие результаты:

 

Смотрят

Читают

Посещают

Работающие граждане (15)

12 (80%)

2 (13%)

6 (40%)

Юноши-студенты (14)

12 (86%)

7 (50%)

9 (64%)

Девушки-студентки (20)

17 (85%)

4 (20%)

13 (65%)

Студенты чаще, чем работающие граждане, смотрят спортивные соревнования, чаще читают о них и посещают. В то же время, можно отметить, что обе категории испытуемых гораздо реже читают о спорте, чем смотрят или посещают соревнования.



Рис.6. Количество испытуемых, смотрящих спортивные соревнования по телевизору.



Рис.7. Количество испытуемых, читающих спортивную литературу.



Рис.8. Количество испытуемых, посещающих спортивные мероприятия.

При ответе на вопрос: «Что привлекает Вас в занятиях физической культурой и спортом?», все юноши (14 человек) отметили, что их привлекает сам процесс занятий и улучшение здоровья. Всех работающих граждан (15 человек) привлекает стремление иметь привлекательный внешний вид и возможность улучшить самочувствие, активность, настроение. У девушек 19 человек (95%) привлекают те же факторы, что и работающих граждан. Наименьшую значимость в занятиях спортом для большинства испытуемых имеют такие мотивы, как материальная выгода от занятий (выбрало 4 человека из 49), причем этот фактор совсем не отмечался работающими гражданами, а из студентов его выбрала одна девушка и 3 юношей. Это, по всей видимости, можно объяснить те, что студенты занимаются спортом не как профессионалы, а в свое удовольствие, и, соответственно, не могут получать за это большие деньги. Остальные показатели, отражающие значимость для испытуемых тех или иных мотивов в занятиях спортом, отражены в диаграммах.



Рис.9. Мотивы занятия спортом у юношей-студентов.



Рис.10. Мотивы занятия спортом у девушек-студенток.



Рис.11. Мотивы занятия спортом у работающих граждан.

Был проведен качественный анализ тех вопросов анкеты, в которых спрашивается, какими видами спорта испытуемые занимаются и хотят заниматься. Оказалось, что работающие граждане чаще всего занимаются походами (73%), плаванием (53%), атлетической гимнастикой (60%) и нетрадиционными видами спорта – боулинг, бильярд (60%). При этом хотели бы заниматься по-прежнему походами (80%), плаванием (73%), нетрадиционными видами спорта (73%), а также туризмом, альпинизмом (80%). Все юноши занимаются на уроках физической культуры, среди распространенных видов спорта также указаны общефизическая подготовка (86%), волейбол (86%), футбол (86%), походы (79%), нетрадиционные виды спорта (79%). Юноши хотели бы заниматься волейболом (79%), футболом (79%), стрельбой (79%), баскетболом (67%), единоборствами (67%), охотой и рыболовством (67%). Среди девушек 19 человек из 20 (95%) посещают уроки физической культуры, многие занимаются общефизической подготовкой (90%), волейболом (70%), легкой атлетикой (50%), походами (60%). При этом девушки хотели бы заниматься волейболом (80%), плаванием (75%), туризмом и альпинизмом (70%), аэробикой (85%), утренней гимнастикой (70%), походами (14%), ходить на массаж (80%).

При статистической обработке результатов, полученных с помощью анкеты, в целом у всех испытуемых выявлена положительная корреляционная связь на 1% уровне (0,653) между активностью в спорте и потребностью. Отдельно у девушек и работающих граждан также обнаружена такая корреляция на 1% уровне (0,805 и 0,856 соответственно). Таким образом, чем больше люди занимаются спортом, тем больше хотят заниматься. Вычисление проводилось с помощью критерия Пирсона, так как распределение признаков приближается к нормальному. Однако отдельно у юношей корреляции между активностью в спорте и потребностью не выявлено.

В соответствии с поставленными задачами изучались психологические особенности испытуемых в их взаимосвязи с отношением к спорту. Изучалось самоотношение людей, а также уровень их субъективного локус контроля. Были обнаружены половые и возрастные различия по локус контролю, а именно в общей интернальности, то есть в принятии ответственности за свою жизнь.

 

 

работающие граждане

студенты

юноши

девушки

Среднее значение показателя общей интернальности

4,8

3,2

4,43

2,85

Существуют значимые различия в общей интернальности между студентами и работающими гражданами (на 5% уровне), между юношами и девушками (на 1% уровне). Различия высчитывались с помощью критерия Манна-Уитни, так как изучались две неравные по численности выборки. Студенты, по сравнению с работающими гражданами, считают себя менее ответственными за свою жизнь. Они полагают, что мало могут влиять на события своей жизни, не могут их контролировать. Все зависит от случая или от других людей. То же самое можно сказать о девушках относительно юношей.

Далее проводилось корреляционное исследование. У юношей-студентов обнаружена корреляция между активностью в спорте и интернальностью в области здоровья и болезни (на 1% уровне, -0,721). Чем больше они занимаются спортом, тем меньше считают себя ответственными за свое здоровье. У работающих граждан и девушек-студенток такой зависимости не обнаружено.

У девушек-студенток выявлена корреляция между активностью в спорте и самопониманием, между активностью и отношением окружающих людей (на 5% уровне). Чем больше они занимаются спортом, тем лучше понимают себя и тем лучше, по их мнению, к ним относятся окружающие. У девушек также обнаружены корреляции между удовлетворенностью их спортивной деятельностью и:

  • глобальным самоотношением – интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я» (5% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет позитивное отношение к себе;

  • самоуважением – отношение к своим способностям, вера в свои силы (1% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет уважение к себе;

  • самоинтересом – интерес к своим мыслям и чувствам, уверенность в собственном интересе для других (5% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет интерес к себе;

  • самоуверенностью (1% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет уверенность в себе;

  • отношением других (5% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет, по их мнению, положительное отношение к ним окружающих;

  • самопринятием (1% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет принятие себя;

  • саморуководством (5% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет степень руководства над собой;

  • самопониманием (1% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет понимание себя;

  • мерой ответственности за свои достижения (5% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет принятие на себя ответственности за свои достижения.

Выводы по экспериментальному исследованию:

1) Из 49 испытуемых, среди которых были работающие граждане и студенты обоего пола, большинство занимаются спортом со средней активностью, имеют средне выраженную потребность заниматься и удовлетворенность своими занятиями на уровне выше среднего. Таким образом, нет существенных различий в спортивной активности между полами и разными возрастами.

2) Студенты чаще, чем работающие граждане, смотрят спортивные соревнования по телевизору, чаще читают о них и посещают. При этом большинство испытуемых привлекает в занятиях спортом стремление иметь привлекательный внешний вид, возможность улучшить самочувствие, активность, настроение и здоровье.

3) В целом все испытуемые чем больше занимаются спортом, тем больше хотят заниматься. Студенты считают себя менее ответственными за свою жизнь, чем работающие граждане. А юноши себя более ответственными за свою жизнь, чем девушки.

4) Чем больше юноши-студенты занимаются спортом, тем меньше считают себя ответственными за свое здоровье, в отличие от девушек и работающих граждан. У девушек обнаружен ряд корреляционных связей между активностью в спорте, удовлетворенностью ею и некоторыми шкалами методик МИС и УСК.

  1   2   3



Скачать файл (319.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru