Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Факторы, влияющие на выбор формы обучения абитуриентами - файл 1.doc


Контрольная работа - Факторы, влияющие на выбор формы обучения абитуриентами
скачать (142 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc142kb.24.11.2011 08:28скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Сибирская Академия Государственной Службы

Кафедра Социологии и Социальной политики

Дисциплина Социология


Контрольная работа

в форме эмпирического

социологического исследования

Тема: Факторы, влияющие на выбор формы обучения абитуриентами
Выполнил: студент 515 группы

Фёдоров П.А.

Проверил: Крейк А.И.

Новосибирск 2006 г.

Оглавление



Оглавление 2

Введение. 3

1. Теоретико – методологическая часть 4

1.1. Обоснование и формулировка проблемы исследования 4

1.2. Цель исследования 4

1.3. Объект и предмет исследования 4

1.4. Логический анализ основных понятий 5

1.5. Гипотеза исследования 5

1.6. Структурная операционализация 5

1.7. Факторная операционализация 6

2. Методическая часть 7

2.1. Определение выборочной совокупности 7

2.2. Методы сбора первичной социологической информации 7

2.2.1 Инструкция к заполнению анкеты 7

2.2.2 Анкета 7

2.2.3 «Сводная» анкета 9

3. Аналитический отчёт 12

Заключение 14

Список использованной литературы. 15


Введение.


Я выбрал данную тему для моего социологического исследования потому, что проблема выбора формы обучения является для современных школьников и абитуриентов, наиболее актуальной. Тем более, что недавно я и сам был абитуриентом и поэтому знаю об этой проблеме не понаслышке.

Эта проблема, близка многим и многие, результаты данного исследования, может быть, могли бы помочь молодым людям сделать более осознанный и правильный выбор своей будущей профессии, воплотить полученные знания в своей дальнейшей жизни и профессиональной деятельности. Ведь в немалой степени именно профессиональное обучение и качество знаний, полученные во время учёбы могут сыграть для потенциального абитуриента решающую роль в жизни и карьере.

Целью данной работы является расставить приоритеты факторам, влияющим на выбор абитуриентами формы обучения (платной или бесплатной).

Основными моими задачами является выявить, действительно ли платная форма обучения более престижна; определяется ли уровень подготовки преподавателей формой обучения в ВУЗе; выше ли техническая оснащённость в платных ВУЗах, а также определить, как легче учиться (платно или нет).
^

1. Теоретико – методологическая часть

1.1. Обоснование и формулировка проблемы исследования


Многообразие форм и типов обучения приводит к сильной дифференциации навыков и знаний выпускников различных учебных заведений одного уровня образования и профиля. Также существенные различия во внутренних требованиях к подготовке, сдаче предметов в разных учебных заведениях. Все это обуславливает большие различия в уровне подготовке специалистов - выпускников данных учебных заведений.

Желательно знать процентное соотношение абитуриентов поступающих на данную форму обучения, чтобы минимизировать свои усилия при учебе и получить диплом. Ведь именно так поступают люди, желающие получить не знания, а «корочки».

Таким образом, основная проблема данного исследования состоит в том, что, выбирая коммерческую форму обучения в ВУЗе, абитуриент рискует выйти из ВУЗа менее подготовленным, чем выпускник государственного ВУЗа, обучавшийся на бюджетной основе.
^

1.2. Цель исследования


Выявить приоритеты, по которым абитуриенты выбирают форму обучения и ВУЗ. Будет ли эта форма бюджетной или коммерческой (платной). Узнать, почему именно эту форму обучения или ВУЗ выбирают абитуриенты. Найти достоинства и недостатки каждой формы обучения и специальности. В чём видят абитуриенты положительные и отрицательные формы платной и бюджетной формы обучения.
^

1.3. Объект и предмет исследования


Объект исследования - абитуриенты учебных заведений.

Предмет исследования - причины, побуждающие абитуриентов выбрать ту или иную форму обучения (платную или бесплатную).
^

1.4. Логический анализ основных понятий


Образование - совокупность знаний, полученных в учебном заведении (высшее образование, среднее техническое, среднее специальное, среднее, неполное среднее).

Абитуриент - человек, желающий продолжить обучение, который имеет свободу выбора специальности, учебного заведения и формы обучения.

Факторы, влияющие на выбор формы обучения - это те причины, основываясь на которых, абитуриент делает свой выбор в пользу платной или бюджетной формы обучения.
^

1.5. Гипотеза исследования


В результате проведённого исследования, предполагается, что абитуриенты выбирают платную форму обучения руководствуясь, главным образом:

  • надеждой на более высокий уровень подготовки преподавателей и на лучшее техническое оснащение процесса учебы;

  • стремлением минимизировать затрачиваемые усилия в процессе учебы, независимо от уровня и качества получаемых знаний;

  • желанием сведения риска не поступления к нулю;

  • соображениями престижа.
^

1.6. Структурная операционализация



1.7. Факторная операционализация



2. Методическая часть

2.1. Определение выборочной совокупности


Исследуемая совокупность – 20 абитуриентов, с различным образование (неполное среднее, среднее, среднее специальное, высшее), поступающих в различные учебные заведения. Из них 13 девушек и 7 юношей.
^

2.2. Методы сбора первичной социологической информации


Для сбора первичной социологической информации применяется метод анкетного опроса.

Инструментарий.

1. Анкета (на каждого абитуриента).

2. Инструкция к заполнению анкеты.
^

2.2.1 Инструкция к заполнению анкеты


Уважаемые абитуриенты! В каждом вопросе данной анкеты Вы можете выбрать не более одного, наиболее подходящего Вам, пункта. В вопросе №3 Вы можете вписать свой вариант ответа. Если Вы затрудняетесь ответить на какой-нибудь вопрос данной анкеты, можете его пропустить. В том случае, если Вы уже являетесь студентом и Вам предложили заполнить эту анкету, то ответьте на вопросы так, как Вы думали до поступлении в ВУЗ.

СПАСИБО!

2.2.2 Анкета


Факторы, влияющие на выбор формы обучения абитуриентами.

1. Какое Вы получили образование:

а) Неполное среднее

б) Среднее

в) Среднее специальное

г) Высшее

2. Как, по Вашему мнению, полученные знания после окончания учебного заведения будут определять Ваш доход и престиж:

а) Будут иметь решающее значение

б) Будут оказывать весомое влияние

в) Будут оказывать слабое влияние

г) Не будут оказывать никакого влияния

3. Вы считаете, что качество подготовки преподавателей определяется:

а) престижем учебного заведения

б) заработной платой преподавателя

в) научной деятельностью преподавателя

г) стажем работы преподавателя

д) другое_____________________________________________________

4. Вы считаете, что при платной форме обучения техническая оснащенность выше, чем при бесплатном образовании:

а) Да

б) Нет

5. Вы считаете, что платное обучение более престижно:

а) Да

б) Нет

6. Вы считаете, что поступить на платную форму обучения легче, чем на бесплатную:

а) Да

б) Нет

7. Насколько Вам важно поступление в этом году в учебное заведение:

а) Жизненно важно

б) Не очень важно

в) Не важно

8. Как Вы считаете, где легче учиться:

а) На бесплатной форме обучения

б) На платной форме обучения

9. Как Вы считаете, где выше качество получаемого образования:

а) На бесплатной форме обучения

б) На платной форме обучения
^

2.2.3 «Сводная» анкета








Неполное среднее образования.

Среднее образование.

Среднее специальное образование.

Высшее образование.

Итого.

1. Будут ли определять ваш доход и престиж полученные знания после окончания учебного заведения?

Будут иметь решающее значение




30%




45%

30%

Будут оказывать весомое значение




50%

60%

45%

50%

Будут оказывать слабое влияние




10%

20%




10%

Не будут оказывать никакого влияния

100%

10%

20%

10%

10%

Итого

100%

100%

100%

100%

100%

2. Чем определяется качество подготовки преподавателей?

Престижем учебного заведения




20%

40%

60%

20%

Заработной платой преподавателя

50%

10%

20%




10%

Научной деятельностью преподавателя




40%

20%

20%

40%

Стажем работы преподавателя

50%

30%

20%

20%

30%

Другое
















Итого чел(%)

100%

100%

100%

100%

100%

3. При платной форме обучения техническая оснащённость выше, чем при бесплатной?

Да




50%

80%

60%

55%

Нет

100%

50%

20%

40%

45%

Итого

100%

100%

100%

100%

100%

4. Вы считаете, что платное обучение более престижно?

Да

50%

40%

20%

20%

35%

Нет

50%

60%

80%

80%

65%

Итого

100%

100%

100%

100%

100%

5. Поступить на платную форму обучения легче, чем на бесплатную?

Да

50%

90%

100%

100%

90%

Нет

50%

10%







10%

Итого

100%

100%

100%

100%

100%

6. Насколько вам важно поступление в этом году в учебное заведение?

Жизненно важно

50%

65%

40%

10%

55%

Не очень важно




25%

40%

15%

25%

Не важно

50%

10%

20%

75%

20%

Итого

100%

100%

100%

100%

100%

7. Где легче учиться?

На беспл. форме обуч.

50%

20%




10%

15%

На платной форме обуч.

50%

80%

100%

90%

85%

Итого

100%

100%

100%

100%

100%

8. Где выше качество получаемого образования?

На беспл. форме обуч.




65%

80%

80%

65%

На платной форме обуч.

100%

35%

20%

20%

35%

Итого

100%

100%

100%

100%

100%



^

3. Аналитический отчёт


В соответствии с собранными статистическими данными 90 % абитуриентов выбирают платную форму обучения потому, что поступить в платный ВУЗ или на платное отделение какого-то института легче, чем на бесплатное. 85 % опрошенных абитуриентов считают, что учится на платной форме обучения легче, чем на бесплатной. Лёгкость обучения и простота поступления говорит о том, что, скорее всего специалисты, получившие образование на платной форме обучения, будут обладать меньшим профессионализмом, чем те, кто учился на бюджете.

Первая гипотеза исследования о том, что абитуриенты выбирают платную форму обучения потому, что уровень подготовки преподавателей и техническая оснащённость процесса учёбы выше, чем в бесплатных ВУЗах частично подтвердилась: 55 % опрошенных считают, что техническая оснащённость процесса учёбы выше в платных ВУЗах, а вот утвердительно сказать, что уровень подготовки преподавателей выше в платных ВУЗах нельзя, т.к. лишь 10 % опрошенных считают, что от уровня з/п зависит уровень подготовки преподавателей (как известно преподаватель платного учебного заведения получает больше, чем преподаватель бесплатного), 40 % опрошенных сказали, что уровень подготовки преподавателя зависит от научной деятельности преподавателя, 30 % - от стажа работы, 20 % - от престижности заведения. Следовательно, большая часть абитуриентов, выбравших платную форму обучения, не рассчитывают на высокий уровень подготовки преподавателей. Кроме того, 65 % абитуриентов сказали, что качество получаемого образования выше на бесплатной форме обучения. Значит, выбирая платную форму обучения, абитуриенты стремятся минимизировать затрачиваемые усилия в процессе учёбы, независимо от уровня и качества получаемых знаний: 85 % абитуриентов считают, что учится на платной форме обучения легче, чем на бесплатной - вторая гипотеза исследования полностью подтвердилась. Третья гипотеза исследования подтвердилась, ведь для 55 % абитуриентов жизненно важно поступить в ВУЗ в этом году, а поступить на платную форму обучения легче, чем на бесплатную, следовательно, абитуриенты выбирают платные ВУЗы, для того чтобы свести риск не поступления к нулю. Четвёртая гипотеза исследования не подтвердилась, т.к. 65 % опрошенных не считают, что платное образование более престижно, чем бесплатное.

Итак, в соответствии с полученными статистическими данными можно сказать, что большая часть абитуриентов выбирают платную форму обучения, руководствуясь тем, что поступить и учится в платном ВУЗе легче и тем, что техническая оснащённость процесса обучения там выше.

Заключение


Социологическое исследование показывает, что практически 80 % абитуриентов выбирают платную форму обучения, чтобы минимизировать свои усилия при поступлении в ВУЗ и в процессе учёбы, при этом 65 % абитуриентов считают, что качество получаемого образования выше на бесплатной форме обучения. 50 % абитуриентов, имеющих среднее образование, 60 % абитуриентов, имеющих среднее специальное образование, и 45 % абитуриентов, имеющих высшее образование, считают, что полученные знания будут оказывать весомое значение в их жизни при определении дохода и престижа.

Следовательно, большинство абитуриентов выбирают платную форму обучения потому, что считают, что, обучаясь платно, они смогут получить диплом гораздо проще, затратив на их получение меньше усилий. Это говорит о том, что выпускники платных отделений государственных ВУЗов и платных ВУЗов имеют меньшую квалификацию, чем выпускники обучавшиеся на бюджетной основе.

Следует однако заметить, что большинство опрошенных являются абитуриентами, поступающими в ВУЗ после школы, и они вряд ли имеют достаточно оснований знать наверняка о реальном положении дел, связанных с квалификацией выпускников.
^

Список использованной литературы.




1. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. М.: Высшая школа, 1989 г.

2. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. М.: Академический проект, 2003г.

3. Платонов К.К. Обработка психологических данных. М.: Молодая гвардия, 1986г.


Скачать файл (142 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru