Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Конспект лекции по предмету - методика преподавания психологии - файл 1.doc


Конспект лекции по предмету - методика преподавания психологии
скачать (97.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc98kb.16.11.2011 03:35скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема занятия: Качество образования и диагностика усвоения психологических знаний.

Актуальность:

В настоящее время психология преподаётся практически во всех вузах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки, факультетах повышения квалификации, в системе после дипломного образования.

В педагогической психологии понятие «контроль» употребляется в несколько ином смысле – как учебное действие, входящее в ткань самого процесса учебной деятельности учащегося в качестве его составного элемента. Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций, их соответствия существу и содержанию изучаемой теории, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи.

Проблема диагностики качества знаний учащихся является одной из наиболее актуальных для современной школы. Такая диагностика необходима в целях усовершенствования методов обучения, обеспечения его развивающего характера, преодоления утилитарно-эмпирических знаний.

Традиционные подходы в разработке критериев качества знаний, существующие в педагогике (уровневый, дидактический, поэлементный), не учитывают взаимосвязь знаний и мышления,     что приводит к ограниченности и неопределенности предложенных   ими критериев.

В настоящее время имеются некоторые подходы к психологической диагностике качества знаний, основывающиеся на концепции учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), согласно которой только усвоение учащимися теоретических званий способствует развитию их мышления. В.В.Давыдов выдвинул идею о следующих психологических критериях качества знаний учащихся: это их предметная отнесенность, системность, обобщенность, отражающих схему развертывания учебных действий в процессе выполнения учебной задачи.


Цели:

  • обучающая: сформировать у учащихся представления о качестве образования и диагностике усвоения психологических знаний.

Задачи:

1. Конкретизировать психологическое содержание выделенных показателей качества знаний через соотнесение мыслительных учебных действий, лежащих в основе проявления этих качеств.

2. Проанализировать состояние управления качеством образования в учебных заведениях.

3. Рассмотреть актуальные вопросы управления качеством образования.

Форма организации: лекция

Форма взаимодействия: учитель-ученик

Время: 1.5 часа

Категория учащихся: студенты ВУЗа

Наглядность: презентация

План лекции:

  1. Критерии эффективности качества психологических знаний.

  2. Методы оценки дидактической эффективности преподавания в вузе.

  3. Методики развивающего эффекта изучения психологии в школе.



Ход занятия:



  1. Критерии эффективности качества психологических знаний.



Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения математике рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

^ В качестве основной цели изучения психологического знания может быть рассмотрено формирование у обучаемых психологической культуры. Психологическая культура личности – это реально существующий феномен, охватывающий все сферы личности, сознания и деятельности.

^ Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений субъекта. В состав психологической культуры входят такие качества, как:

- систематическое самовоспитание;

- навыки конструктивного межличностного и делового общения:

- навыки психологической саморегуляции;

- творческий подход к делу;

- умение познавать и реалистически оценивать свою личность.

^ Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности.

Понятие «психологическая культура» как системное многокомпонентное образование может быть раскрыто с точки зрения гносеологического и процессуально-деятельностного аспектов. Гносеологический аспект позволяет выделить в психологическом знании такие составляющие его элементы, как нормы, знания, значения, ценности, символы.

Процессуально-деятельностный аспект анализа психологической культуры определяется кругом и содержанием задач, которые предстоит научиться решать ученику, и организацией деятельности по ее освоению.

Преподавание психологии как учебной дисциплины в школе и в вузе ставит задачу - оценить реальный объем, структуру и качество психологических знаний. Задачу диагностики усвоения психологических знаний мы соотносим с критериями эффективности качества знаний. В качестве критериев могут быть рассмотрены следующие характеристики учебного процесса.

1. ^ Овладение обучающимся не только знаниями, но и метазнаниями, т.е. знаниями о знаниях. Например, приемами и средствами усвоения учебного материала, «открытия» нового знания, переработки информации, данной в разных формах репрезентации.

Такое знание способствует не только усвоению учебного материала, но и овладению методами самоконтроля и самокоррекции.

Показателями, соответствующими этому критерию, могут выступать следующие умения:

- анализировать содержание и структуру текстов различного вида, преобразовывать для разных задач определенный текст, контролировать порождение собственного текста;

- сопоставлять различные формы репрезентации (представления) учебного материала, выбирать оптимальную форму собственного ответа или решения задачи, используя при этом различные формы во взаимосвязи;

- ориентироваться в структуре учебного задания, взаимосвязях его компонентов: инструкции, образцов заданного материала, требуемого результата;

- сопоставлять собственные оригинальные задания и/или новый, непредъявленный в задании тип задачи.

2. ^ Умение самостоятельно разрабатывать способы учебной работы.

В этих способах представлены усвоенные в процессе обучения приемы работы с материалом и результаты накопления обучающимся собственного опыта. На настоящий момент разработаны следующие показатели оценки способов учебной работы:

- доминирующая ориентация обучающегося на отдельные признаки изучаемых явлений или на системы признаков того или иного предмета (в нашем случае - психологической реальности);

- адекватность задаче и гибкость, динамичность операционального (операционально-исполнительно го) компонента при работе обучающегося с материалом;

- мотивационная ориентация на открытие новых систем действий и операций в процессе обучения и сохранность положительной мотивации к ним;

- контрольное и оценочное отношение обучающегося к процессу своей работы над материалом; прогнозирование учащимся результатов этой работы;

- потребность и умение учащегося контролировать соответствие используемых им средств для решения стоящей перед ним задачи, выбор необходимых для этого правил, формул, приемов, предписаний, образцов и т.п.

3. ^ Умение обучающегося строить целостный образ изучаемого объекта и передавать его содержание другим людям в разнообразных знаковых формах. Этому критерию соответствуют следующие показатели:

- наличие взаимосвязи значимых признаков объекта, обеспечивающей целостность образа;

- наличие в образе субъективного содержания, как бы фиксирующего эмоциональный опыт субъекта;

- владение обучающимся различными средствами, обеспечивающими выражение содержания образа не только в условиях самостоятельного выполнения задания, но и в ситуации совместной работы с одноклассниками.

4. ^ Личностно-смысловое отношение учащегося к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности.

Показателями, позволяющими анализировать и оценивать такое отношение, являются:

- непосредственный интерес/безразличие к предмету в целом;

- оценка учащимся социальной значимости изучаемого предмета:

- оценка обучающимся роли изучаемой дисциплины в его планах на будущее;

- эмоциональный комфорт/дискомфорт, переживаемый учеником при предъявлении ему нового для него, нестандартного задания или вида работы, при возникновении сомнений, трудностей и т.п.:

- наличие/отсутствие «ощибкобоязни» при выражении собственного мнения, точки зрения, возникшего сомнения;

- потребность в преодолении привычных шаблонов репродуктивного воспроизведения материала;

- потребность в использовании и позитивном преобразовании собственного опыта познавательной деятельности;

- способов учебной работы, знаний, накопленных в ходе обучения или вне его;

- расширение области совместной учебной работы (с учителем и сверстниками).

Проблема качества образования ставит вопрос о преподавании психологии в вузе и школе более широко: насколько эффективным может быть включение этого учебного предмета для всей образовательной системы. Известно, что введение любого нового компонента в систему (либо исключение его) требует пересмотра функционирования всех компонентов этой системы.

Введение учебного предмета «Психология», выступая основным средством гуманитаризации высшего и общего среднего образования, предполагает определенные изменения в функциях других учебных дисциплин и функционирования всего образовательного организма в целом. Здесь можно выделить несколько критериев:

1) создание особого психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, ориентированного на ценности и идеал гуманистической психологии и педагогики;

^ 2) психологизация процесса обучения;

3) психологизация процесса воспитания.

Рассмотрим подробнее каждый из критериев. Показателями работы в рамках первого критерия могут выступать следующие черты:

- перестройка методической работы вуза, школы;

- психолого-педагогическое просвещение преподавателей, администрации, родителей (лекции, семинары, деловые игры, тренинги);

- перестройка педагогического мышления и стиля общения коллектива преподавателей;

- изменение профессиональной позиции педагогов по отношению к обучаемым (субъект-субъектное отношение).

Психологизация процесса обучения означает усиление психологического аспекта в преподавании других. В школе достаточно естественно можно активизировать человеческий фактор на уроках биологии, географии, физики, литературы и др.

Психологизация процесса воспитания предполагает построение системы воспитательных мероприятий таким образом, чтобы она имела ориентацию на проблемы человека и человечества. Проводиться мероприятия могут в разных формах: экскурсии, культпоходы и др

Работа в вузе и школе по трем критериям является необходимой и естественной в рамках гуманитаризации образования. Анализ некоторых результатов обучения психологии в школе позволяет сделать вывод о том, что психология как учебная дисциплина органично встраивается в систему общеобразовательных знаний школьного и вузовского обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся и стимулирует их развитие.


  1. Методы оценки дидактической эффективности преподавания психологии в вузе


Формы и методы контрольной деятельности преподавателя психологии непосредственно связаны со средствами контроля эффективности учебного процесса. В связи с этим можно выделить следующие группы методических средств:  

  • средства проверки уровня обученности, обеспечивающие самостоятельную контрольную деятельность обучаемых;

  • средства текущего контроля;

  • средства итогового контроля успеваемости и качества подготовки студентов;

  • средства государственной итоговой аттестации выпускников. 

Самопроверка студентами уровня усвоения, как правило, основана на использовании тестовых заданий. Тесты - стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков. Так, для проверки степени усвоения психологического материала обучаемым могут быть предложены следующие виды контрольных заданий:  

1. Заполнить пробелы в предложениях с пропущенными ключевыми словами и словосочетаниями.

2. Согласиться с утверждением или опровергнуть его.

3. Выбрать правильный вариант ответа.

Такая форма заданий значительно облегчает работу обучаемых за счет формализации процедуры проверки правильности ответов.  

Практика подготовки психологов в современных вузах показывает эффективность использования для контроля усвоения психологических знаний следующих типов тестовых заданий:  

  • акцептный выбор - обучаемый из двух утверждений выбирает одно правильное;

  • классификация - предлагается указать, какие из перечисленных шести положений имеют отношение к заданному в условии научному положению:

  • выбор из альтернативных вариантов - из четырех данных положений нужно выбрать одно правильное;

  • установление соответствия между понятиями и определениями - обучаемый приводит во взаимное соответствие три понятия и три раскрывающих их формулировки;

  • выбор из хаоса - выявление одного правильного положения (числа, даты) из приведенных десяти вариантов;

  • построение однопараметрической последовательности – обучаемый упорядочивает последовательность ряда представленных в задании факторов;

  • сложный выбор - предлагается из двух рядов слов (по три слова в каждом) выбрать два таких, сочетание которых составляет целостное понятие.

Самопроверка может быть организована на основе рефлексивного анализа учебной деятельности. Для этого можно воспользоваться хорошо известным в психологии методом исследования психического на основе анализа результатов деятельности. В качестве главного результата учебной деятельности в данном случае рассматривается конспект обучаемого, в котором зафиксированы его основные шаги по подготовке к обсуждению темы семинара.  

Рефлексивный анализ предполагает воссоздание на основе данного текста логики мыслительной деятельности обучаемого, в результате которой появился данный "продукт". Обучаемый соотносит полученный текст с нормативно-заданным путем сравнения, с содержанием учебника и конспектом лекции. В результате сравнения нужно выделить то, что принадлежит ему самому как "автору". Это новое содержание подвергается дальнейшему анализу на непротиворечивость и логическую обоснованность, соотносится с текстами других "авторов". В итоге обучаемый должен дать развернутую оценку своей мыслительной деятельности на занятиях.  

Текущий контроль предназначен для проверки качества усвоения учебного материала в интересах стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он может проводиться в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем или предусмотренной тематическим планом.  

Деятельность преподавателя по осуществлению текущего контроля хода процесса обучения организуется, как правило, в ходе семинарских, практических занятий и индивидуальных собеседований. Для контроля успеваемости используются различные формы устного и письменного опроса, а также следующие методические средства:  

  • учебный диалог с обучаемым, позволяющий оценить степень усвоения и осмысления пройденного   материала;

  • контрольные вопросы к аудитории, когда каждый обучаемый поднятием руки может заявить о своей готовности к ответу;

  • практические задания по выполнению определенных действий;

  • карточки наблюдения за уровнем учебной активности участников занятия. 

Устный опрос проводится в ходе семинаров и практических занятий и оценивается непосредственно по итогам ответов. Для письменного опроса, как правило, предлагается определенное задание, выполнение которого в полном объеме и свидетельствует об успешности занятия. Результаты своей работы обучаемые оформляют в виде письменных отчетов. Преподаватель собирает и после занятия проверяет эти работы на предмет полноты и правильности выполнения. На занятиях по психологии в виде таких отчетов могут быть представлены итоги овладения теми или иными исследовательскими методиками.  

Если содержание обучения составляют те или иные методики саморегуляции или психофизического тренинга, то в качестве основного способа контроля выступает "контроль по процессу". Для этого обучаемый соотносит свои действия с нормативно заданной моделью тренинговои процедуры. Такой нормативной моделью может служить письменная инструкция, представленная для всеобщего обозрения, или реальная деятельность инструктора, образцово выполняющего данные упражнения.  

Эффективность самостоятельной работы по изучению рекомендованной литературы может быть проконтролирована и оценена путем проверки состояния и качества конспектов. При этом качество конспектов определяется не только точностью понимания исходных положений автора, но и способностью включить этот материал в контекст той учебной темы, в рамках которой и осуществляется знакомство с данным первоисточником.  

Итоговый (курсовой, семестровый) контроль должен определить степень достижения учебных целей по конкретной дисциплине (курсу) и проводится в форме зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ (проектов, задач). Формы итогового контроля устанавливаются учебным планом. Зачет принимается преподавателями, ведущими занятия в группе или читающими лекции по данной дисциплине. Прием зачета осуществляется в течение семестра в часы, отведенные для изучения соответствующей дисциплины. Зачет с оценкой может быть вынесен на период экзаменационной сессии с выделением на подготовку к нему не менее одного дня.  

Зачет как форма контроля имеет ряд особенностей:  

  • принимается до экзамена;

  • не предусматривает билетов;

  • группе не выделяется дополнительное время на подготовку:

  • проводится   в часы, отведенные расписанием;

  • результат оценивается дихотомически ("зачтено" - "не зачтено"):

  • результат может быть выставлен без опроса ("автоматически");

  • форма опроса определяется преподавателем. 

Как правило, зачет имеет форму индивидуального опроса. Вместе с тем в методической литературе предлагаются такие его формы:  

  • зачет-коллоквиум (одновременно отвечают трое обучаемых - один отвечает на вопрос, второй его дополняет, третий оценивает ответы этих двоих);

  • зачет-семинар (на обсуждение учебной группы выносится два-три главных вопроса, зачет получают как участвовавшие в обсуждении, так и все остальные);

  • зачет-беседа - проводится со всей группой (преподаватель сам выбирает, кому задавать вопросы, по итогам ответа выставляется зачет, получившие зачет выбывают из аудитории). 

Экзамен (курсовой, семестровый) имеет целью проверить и оценить уровень знаний, полученных студентами, умение применять их в решении практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебных программ.  

Подготовка и проведение экзамена предполагает выполнение ряда условий:  

1) ему предшествует разработка на кафедре контрольных вопросов и экзаменационных билетов;  

2) экзамен выносится на период экзаменационной сессии;  

3) прием экзамена осуществляется в составе комиссии, возглавляемой лектором данного потока, в помощь которому решением начальника кафедры назначаются преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине;  

4) проводится только по билетам;  

5) на подготовку к каждому экзамену выделяется не менее трех дней;  

6) устанавливается норма времени на ответ каждого студента;  

7) знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".  

В ходе проведения контрольных форм занятий важную роль играют дополнительные вопросы:  

  • на уточнение, когда просят разъяснить то, что уже названо в ответе;

  • на дополнение ответа, когда просят назвать то, что упущено при ответе;

  • выходящие за рамки билета, которые задаются при слабом ответе на билет и связаны с попыткой помочь отвечающему показать свои знания по всей дисциплине;

  • касающиеся деталей; тонкостей, которые задаются лицам, претендующим на высокую оценку. 

^ Защита студентами курсовой работы (проекта, задачи) производится в комиссии, назначенной заведующим кафедры, с участием руководителя курсовой работы (проекта, задачи).  При получении неудовлетворительной оценки обучающийся выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю в сроки, устанавливаемые вузом (факультетом).  

Во время контрольных занятий необходимо поддерживать обстановку делового сотрудничества и взаимного доверия, свести к минимуму влияние субъективных факторов и обеспечить объективное оценивание студентов. Единство требований к выставлению оценки вырабатывается на заседании ПМК (кафедры). Педагог несет персональную ответственность за объективность оценки, которая пересмотру не подлежит.  

После экзаменов и зачетов преподаватель подводит итоги контрольных форм со всеми участниками. Чтобы аргументированно ответить на все возможные вопросы студентов, преподавателю целесообразно в ходе экзамена делать подробные записи по каждому экзаменационному ответу.  

Государственная итоговая аттестация - это проверка и оценка подготовленности выпускников, соответствия их подготовки требованиям государственных образовательных стандартов, решение вопроса о присвоении выпускникам квалификации (степени) по специальности и о выдаче им дипломов. Виды аттестационных испытаний по каждой специальности предусматриваются учебным планом. Программа итогового междисциплинарного экзамена разрабатывается соответствующими кафедрами, рассматривается на ученом совете вуза (факультета), утверждается руководителем вуза (факультета) и доводится до студентов не позднее чем за полгода до начала государственной итоговой аттестации.  

На проведение государственной итоговой аттестации выделяется время из расчета не менее пяти дней для подготовки и сдачи каждого государственного экзамена, а также время для защиты выпускных квалификационных работ, расписание которых утверждается ректором вуза и доводится до студентов не позднее чем за месяц до начала государственной итоговой аттестации.

Итоговая проверка и оценка знаний и умений проводится после завершения учащимися и студентами полного курса образовательной программы.

Студенты, обучающиеся по специальности «Психология», по окончании вуза проходят итоговую государственную аттестацию, позволяющую выявить их тео­ретическую и практическую подготовку в области психологии, а также готовность к решению профессиональных психологических задач.

^ Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную ква­лификационную работу и государственный экзамен.

К выпускной квалификационной работе предъявляются следующие требования. Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпириче­ского или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должны быть сбалансиро­ванно представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятель­ности. Объем ее, как правило, должен составлять 50-85 страниц стандартного пе­чатного текста.

Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результатам защиты выставляет­ся государственная аттестационная оценка.

К государственному экзамену предъявляются следующие требования. На го­сударственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре. Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, его спо­собности к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

Таким образом, мы видим, что контроль осуществляется на всех этапах учебного процесса в различных формах, которые варьируются в соответствиями с требованиями дисциплины и стандарта, программы.


Вывод:

Поддерживаемая в настоящее время государством и многими исследователями цель оценки качества образования на уровне заданных стандартов, не умаляет национальные традиции, богатый опыт и приоритеты российской системы образования. Концепция качества российского образования, с нашей точки зрения, должна строиться на основе анализа и синтеза лучших достижений мировой и национальной науки и практики.

Считаем также, что необходима смена парадигмы оценки качества образования с общетеоретической на практикоориентированную, что отвечает запросам современного рынка труда, обеспечивает гарантии востребованности, конкурентоспособности будущего специалиста.

Контроль за степенью усвоения учебного материала студента­ми преподаватель, конечно, осуществляет на различных группо­вых занятиях. На лабораторных и практических занятиях (в том числе на семинарах-практикумах) он стремится выявить причины незнания или неумения и на этом же занятии устраня­ет имеющиеся недостатки в усвоении материала. Это может быть сделано как дополнительными разъяснениями непонятно­го, так и практической отработкой нужных действий по реаль­ному применению теоретических знаний посредством решения каких-то дополнительных учебных задач под непосредственным руководством преподавателя. На семинарах, дискуссиях и дру­гих групповых занятиях, проводимых интерактивными метода­ми, где обязательным элементом учебных действий выступают различные формы диалога, дискуссии (деловая игра, «круглый стол», «мозговая атака» и т. д.), преподаватель вносит коррек­тивы по ходу коллективного обсуждения.

Групповые занятия позволяют контролировать общий уро­вень и ход усвоения программного материала студентами, вы­явить наиболее трудные для усвоения проблемы, чтобы на по­следующих занятиях, в том числе в лекциях и при организации самостоятельной работы студентов, внести те или иные коррек­тивы принципиального характера, принять такие меры, кото­рые, возможно, потребуют от преподавателя усилий, выходящих за пределы данного конкретного занятия.


Литература:

  1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. — СПб.: Пи­тер, 2006.

  2. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр.и дополн. – М.: Изд-во УРАО, 2000.

  3. Бадмаев Б.Ц. методика преподавания психологии: Учеб.-метод.пособие. – М.: Гуманит. ИЗД, Центр ВЛАДОС, 2001.-304с.



Скачать файл (97.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru