Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Диагностика коммуникативных способностей и типа личности - файл 1.doc


Диагностика коммуникативных способностей и типа личности
скачать (1065 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1065kb.24.11.2011 16:50скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования РФ

«МАТИ» РГТУ им. К. Э. Циолковского

кафедра: «Эргономика и информационно-измерительные системы»

дисциплина: профессиональный психофизиологический отбор и обучение операторов




Курсовая работа по теме:

Диагностика коммуникативных способностей и типа личности

Выполнили: студентки 4 курса

группы 3ЭРГ- 4ДС – 133

Янкевич Е

Шевчук Е.

Буркова П.

Доронина К.

Юханов М.

^ Проверила: Белоусова В. В.

Москва – 2008 г.


Содержание:
1. Введение. Традиционные процедуры профотбора. Актуальность исследования коммуникативных установок личности.

1.1. Взаимосвязь общения и деятельности человека.

1.2. Понятие темперамента. Основные компоненты темперамента.

1.3. Краткие сведения из истории об основных теориях темперамента.
2. Актуальность исследования темперамента и общительности. Обзор методик, направленных на диагностику коммуникативных способностей и типа личности.
3. Описание методик, которые были использованы в ходе эксперимента.
4. Описание выборки.
5. Методики обработки тестов и описание результатов.

5.1. Методики обработки тестов.

5.2. Описание результатов эксперимента.
6. Обсуждение результатов и выводы.

7. Сводная таблица и итоговая таблица результатов

^ 1. Введение. Традиционные процедуры профотбора. Актуальность исследования коммуникативных установок личности.
Основными критериями при профотборе, как правило, являются престижный диплом и опыт работы. Только неквалифицированный труд допускает возможность игнорирования этих факторов при трудоустройстве. Иное дело, когда речь идет
о дополнительных требованиях к конкретному должностному лицу. В этой ситуации мы сталкиваемся с широчайшим разнообразием более или менее категоричных требований
и пожеланий. Среди прочих, встречаются пожелания относительно возраста и пола, семейного положения и прописки, дополнительных знаний и умений (владение иностранными языками, компьютером, наличие водительских прав и т. п.), личностных
и деловых качеств.

Приходится признать, что в ситуации, сложившейся на рынке труда, когда едва ли не любой диплом можно «купить», а увольнение обычно оформляется «по собственному желанию», все сложнее на основе информации, представленной в стандартном резюме, получить объективную оценку потенциала соискателя.

Традиционным методом считается испытательный срок. Однако можно ли признать его эффективным, когда компания теряет месяцы, а то и годы, пытаясь методом проб
и ошибок подобрать работоспособный коллектив.

Важнейший аспект проблемы — поиск максимально эффективных (экономных по времени, объективных и надежных) методов для проверки информации о соискателях. Распространенным примером испытания соискателя перед приемом на работу является собеседование, которое проводит непосредственно директор-работодатель или уполномоченное им должностное лицо (менеджер по персоналу, сотрудник отдела кадров).

Собеседование при приеме на работу всегда было единственным широко распространенным «отсеивающим» методом. Традиционное собеседование в виде интервью представляет собой процесс общения между двумя людьми, каждому из которых присущи индивидуальные качества, взгляды и предпочтения. Таким образом, каждая из сторон привносит свои стереотипы и предубеждения в ситуацию, которая сама по себе также может быть неоднозначной. Более того, ситуация при собеседовании может достаточно существенно видоизменяться в зависимости от таких факторов, как срочность заполнения вакансии, количество и качество претендентов на вакантное место, наличие особых пожеланий работодателя и т. д.

Однако первостепенное значение имеет фактор объективности (нейтральности) со стороны интервьюера. В то же время, известно, что интервьюеры нередко склонны уделять чрезмерное внимание вторичным качествам соискателя (пол, возраст, внешний вид) и поведенческим особенностям, нередко оказывая решающее влияние на принятие окончательного (положительного или отрицательного) решения по той или иной кандидатуре. Доказано также, что даже настроение интервьюера во время проведения собеседования оказывает влияние на рейтинг испытуемого. Причем, его позитивное настроение не оказывает, как правило, решающего влияния на результат оценивания, тогда как негативное — приводит к заметному занижению рейтинга соискателя.

Задача интервьюера усложняется еще больше, когда речь идет о специфических требованиях работодателя относительно личностных характеристик и психологических качеств претендентов. Аналогичная ситуация возникает при отборе специалистов в таких видах профессиональной деятельности, в которых сам факт наличия диплома и его престижности вторичен по отношению к индивидуально-психологическим качествам личности соискателя. Склонность (талант) заниматься продажами, руководить людьми, генерировать креативные решения, аналитически мыслить, работать в команде практически невозможно интерпретировать с позиций оценки стандартных знаний, навыков и умений.

Итак, к основным недостаткам традиционной процедуры отбора претендентов на вакантные должности относятся различные проявления субъективизма интервьюера
и отсутствие реальных инструментов для выявления и оценки личностных особенностей, психологических и интеллектуальных качеств соискателей, которые не имеют прямого отношения к их узкопрофессиональным знаниям и умениям.

Решить эти проблемы, по крайней мере частично, удается благодаря использованию социально-психологического тестирования.

Перечень тестовых методик, применяемых для профотбора и аттестации персонала, весьма широк. Однако при всем их разнообразии лишь отдельные методики могут претендовать на значительную эффективность безотносительно к виду профессиональной деятельности, задачам диагностики или другому контексту исследования.

Нововведением в формировании батареи тестов можно считать рекомендацию использовать специализированную методику для исследования структуры коммуникативных установок личности.

Целесообразность широкого применения этой методики обоснована, исходя из анализа конъюнктуры современного рынка труда. С одной стороны, все большим спросом на рынке труда пользуются управленцы высшего и среднего звена, менеджеры (продажи, реклама, персонал, связи с общественностью), то есть специалисты, чья профессиональная успешность является прямой производной от коммуникативной компетентности. С другой — к числу требований касательно личностных качеств, неизменно предъявляемых
к специалистам любой профессиональной сферы (ситуативно имеющих большую или меньшую значимость при трудоустройстве), относятся коммуникабельность, неконфликтность, умение работать в команде и т. п. Таким образом, при принятии решения о найме значимость показателей коммуникативных качеств работника настолько велика, что углубленное исследование этого фактора естественно вписывается
в концепцию современного кадрового менеджмента.
^ 1.1. Взаимосвязь общения и деятельности человека.
Общение – это процесс взаимодействия двух и более лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию совместной деятельности. В общении как в процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, поведенческих актов происходят обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление и регулирование совместной деятельности. От степени успешности реализации указанных функций, способности и умения их сформировать и проявить зависит, в известной степени, и уровень пригодности человека к эффективному общению в профессиональной деятельности.

В отечественной психологии положение о связи общения с деятельностью является одним из ведущих методологических принципов раскрытия взаимосвязи между ними. Исходя из этого принципа, общение понимается как реальность человеческих отношений, которая предполагает любые ее виды как специфические формы совместной деятельности людей.

Из анализа категории общения следует, что оно является сложным, многоуровнем социальным явлением. Выделяют следующие уровни:


  1. макроуровень – общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни и изучается в интервалах времени, с акцентом на психическое развитие индивида и с учетом его взаимосвязей с другими людьми и социальными группами;

  2. мезауровень (средний уровень) – общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения;

  3. микроуровень – главный акцент делается на анализе элементарных единиц общения участников взаимодействия (не только отдельные акты общения, но и их взаимосвязь между партнерами – содействие или противодействие).


^ Функции общения многообразны в связи с большим диапазоном задач и ролей, которые оно выполняет в социальной жизни человека. Б.Ф. Ломов выделил три функции общения:


  1. информационно-коммуникативная – обмен информацией между взаимодействующими индивидами, особенности которого определяются активностью субъектов общения, взаимодействием мыслей, чувств и поведения партнеров, необходимостью единой или сходной системы представления сообщений;

  2. регуляционно-коммуникативная (интерактивная) – регуляция поведения и непосредственная организация совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия, с которыми связаны такие явления, как совместимость людей, подражание, внушение, убеждение, а также превращение группы в совокупного субъекта деятельности (коллектив);

  3. аффективно-коммуникативная – регуляция эмоциональной сферы человека.


Близкая к этой классификация выделяет три стороны общения:
1) коммуникативную;
2) интерактивную;
3) перцептивную.
^ Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди. Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы:
^ 1) прежде всего - речь;
2) оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика;
3) системы паралингвистическая и экстралингвистическая - интонация, неречевые вкрапления в речь (например паузы);
^ 4) система организации пространства и времени коммуникации;
5) наконец, система «контакта глазами».
Важная характеристика коммуникативного процесса - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); необходимые условия для этого - не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

Процесс взаимодействия людей, их общения формирует межличностные отношения, содержание, динамика, направленность которых определяют степень пригодности человека к выполнению задач конкретной совместной деятельности. Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными, и в них наиболее ярко проявляются индивидуальные особенности личности.
В проявлениях межличностных отношений выделяют три компонента:

1) когнитивный (гностический, информационный) – отражающий осознание того, что нравится или не нравится субъекту в этих отношениях;

^ 2) аффективный – выражающийся в различных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними (эмоциональные состояния, конфликтность, чувство удовлетворенности и т.п.), которые изменяются в пределах от позитивных, сближающих до индифферентных и негативных, разделяющих;

^ 3) поведенческий – реализующийся в конкретных действиях (при положительных отношениях – поведение доброжелательное, направленное на оказание помощи и продуктивное сотрудничество, при негативных – общение будет затруднено).
Межличностные отношения не существуют вне конкретных особенностей (структуры, цели и т.п.) той или иной организации, но регулируются они в большей степени личностными особенностями взаимодействующих людей. Их взаимосвязь может быть непосредственной или опосредованной и всегда сопровождается чувством удовлетворенности – неудовлетворенности друг другом. При этом если когнитивная взаимосвязь может не сопровождаться поведенческим взаимодействием, то эмоциональная взаимная зависимость – неотъемлемое условие любой связи (отношений) людей. При официальной организации отношений поведенческий компонент играет ведущую роль в регулировании межличностных отношений; при неофициальной организации основную регулирующую функцию выполняет эмоциональный компонент.

Основными условиями (факторами), определяющими содержание межличностных отношений, являются: во-первых, дистанция или степень психологической близости партнеров; во-вторых. Валентность или оценка отношений (позитивная, негативная, противоречивая, безразличная); в-третьих, позиция партнеров по взаимодействию (доминирование, зависимость, равенство); в-четвертых, степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, родственные и др.).

Важная роль в формировании межличностных отношений принадлежит конкретным условиям, в которых люди общаются. Прежде всего, это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), характером ситуаций (обычная или экстремальная), этнической средой, материальными ресурсами и т.п.

Межличностные отношения могут быть оценочными (восхищение и популярность) и действенными (связанными со взаимодействием). Они детерминированы не столько объективными условиями, сколько субъективной потребностью в общении и ее удовлетворением.

Одним из главных механизмов формирования межличностных отношений является эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей, сочувствовать, сопереживать им. Регулятором устойчивости, глубины, интимности межличностных отношений является взаимная привлекательность партнеров. Восприятие и понимание людьми друг друга, их поведение могут иметь широкий диапазон вариаций, но состояние удовлетворенности – неудовлетворенности является основным критерием оценки межличностных отношений.

Развитие межличностных отношений во многом обуславливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, некоторые личностные характеристики и свойства темперамента.

^ 1.2. Понятие темперамента. Основные компоненты темперамента

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

При анализе внутренней структуры темперамента выделяют три главных, ведущих, компонента темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности.

Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими («содержательными») особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный, — его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.

^ 1.3. Краткие сведения из истории об основных теориях темперамента.

Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, — кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Соотношение этих жидкостей, индивидуально своеобразное у каждого организма, обозначалось по-гречески термином «красис» (смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык звучит как «temperament». На основе теории Гиппократа постепенно сформировалось учение о четырех типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (от латинского sanguis — кровь), холерическому (от греческого chole — желчь), меланхолическому (от греческого melaina — черная желчь) и флегматическому (от греческого phlegma — слизь).

В новое время психологическая характеристика этих типов темперамента была обобщена и систематизирована впервые немецким философом И. Кантом («Антропология», 1789), допустившим, однако, в своих толкованиях смешение черт темперамента и характера. Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови, т. е. разделял позицию сторонников гуморальных теорий.

Близко к гуморальным теориям темперамента стоит сформулированная ^ П.Ф. Лесгафтом идея о том, что в основе проявлений темперамента, в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения, в частности толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т. д. При этом малому просвету и толстым стенкам сосудов соответствует холерический темперамент, малому просвету и тонким стенкам — сангвинический, большому просвету и толстым стенкам — меланхолический и, наконец, большому просвету и тонким стенкам — флегматический. Калибром сосудов и толщиной их стенок определяются, согласно теории Лесгафта, быстрота и сила кровотока, затем (как производное) скорость обмена веществ при питании и, наконец, сама индивидуальная характеристика темперамента как меры возбудимости организма и продолжительности его реакций при действии внешних и внутренних стимулов.

Большое влияние на формирование современных теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала теория темперамента, выдвинутая Э. Кречмером.

Анализируя совокупности морфологических признаков, Кречмер выделяет на основе разработанных им критериев основные конституционные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно через эти типы морфологических конституций.

Например, астеническому типу конституции, характеризующемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует, по Кречмеру, шизоидный (шизотемический) темперамент, которому свойственны индивидуальные особенности, располагающиеся в основном вдоль «психоэтетической» шкалы, — от чрезмерной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, «деревянного» равнодушия. Для шизоидов характерны также замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий.

Другому основному конституциональному типу — пикническому, характеризующемуся широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает, по Кречмеру, циклоидный (циклотимический) темперамент, которому свойственны, прежде всего, индивидуальные особенности, идущие вдоль «диатетической» шкалы, т. е. от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов. Для циклоидов характерны также соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и плавность движений. Э. Кречмер ошибочно определил роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности. Его теория неизбежно приводит к порочной идее фатального предрасположения индивида к тому психологическому складу, который уготован ему наследственно заданным телесным обликом, и носит по существу реакционный характер.

К морфологическим теориям темперамента относится и концепция американского психолога ^ У. Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного типа, по его мнению, характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Мезоморфный тип характеризуется жестокостью и резкостью поведения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент, с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью. Шелдон, так же как и Кречмер, проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.

^ Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.

Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Крупнейшей заслугой Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной, нервной системы — единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный — темперамент холерика; слабый — темперамент меланхолика.

Советские психологи (Б. М. Теплов и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И. П. Павлова заключается в выяснении основной роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. Современные исследования ученых показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И. П. Павловым.

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко. Именно поэтому Г.В.Суходольский считает, что необходимо выделять не четыре («чистые» типы - это абстракция), а девять типов личности: норму и восемь акцентуаций. Помимо четырех «чистых» типов Г.В.Суходольским предложены нормальный тип и четыре «промежуточных»:

1) холерически-сангвинический,

2) сангвинически-флегматический,

3) флегматико-меланхолический,

4) меланхолически-холерический,
Однако для практического изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их психологическая характеристика могут служить достаточно хорошей основой. В соответствии с этим следует отметить, что для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.

Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний.

Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.

^ Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

^ Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует.
^ 2. Актуальность исследования темперамента и общительности. Обзор методик, направленных на диагностику коммуникативных способностей и типа личности.
Актуальность исследования темперамента и общительности связана с существованием достаточно ярких различий между людьми.

Как показывают исследования, темперамент оказывает сильное влияние на индивидуальный стиль деятельности. В то же время общительность является одним из важнейших инструментальных свойств личности, определяющим успешность, как в межличностных отношениях, так и в деятельности. Она существенно влияет на особенности становления личности в целом, и способствует протеканию процессов саморазвития и самосовершенствования.

Существует большое количество методик для диагностики коммуникативных способностей и типов темперамента личности. Следует отметить, что с понятием общительности и коммуникативности тесно взаимосвязаны такие проявления личности, как конформность, толерантность и агрессивность, совместимость с группой и конфликтогенность и т.д.

Приведем и коротко опишем наиболее распространенные методики.
1) Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

Тест оценки уровня общительности, коммуникативности содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека.
2) Тест коммуникативных умений Михельсона

Автор: Л. Михельсон. Перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха

Цель: Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
3) Тест Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)

Флегматичный человек редко проявляет себя как интересный собеседник, но
и с чрезмерно агрессивным, набрасывающимся как тигр из засады, неприятно общаться.

Методика А. Ассингера ("опросник Ассингера [Асингера]") определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.
4) Определение направленности личности (Б. Басса)

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение
и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О)- стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности
и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д)- заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
5) Опросник MPI

Опросник представляет собой методику, разработанную Г. Айзенком для диагностики индивидуально-психологических свойств личности. Опросник состоит из вопросов, которые направлены на диагностику экстраверсии,  на диагностику нейротизма. И, наконец, из тех вопросов, которые образуют так называемую «шкалу лжи», основная задача которой – дать информацию о достоверности ответов испытуемого по шкалам экстраверсии и нейротизма.
6) Определение преобладающего типа темперамента (А.Белов)

Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.

Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента
и выявления представленности в нем свойств других типов.
7) Психодиагностический тест (ПДТ) В.Мельникова, Л.Ямпольского

Данная методика представляет собой многомерный инструментарий, основанный на принципе стандартизированного самоотчета испытуемого и предназначен для изучения структуры личности в границах определенных факторов. Методика относится к опросным методам исследования
^ 8) Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н.Даниловой, А.Г.Шмелева)

Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.
9) Диагностика психодинамических свойств личности (Б.Н.Смирнов)

Методика направлена на определение базовых психодинамических личностных свойств, обусловливающих специфику деятельностного личностно-группового стиля.

10) Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (Н.Айзенк в модификации Т.В.Матолиной).

^

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться:


  • при формировании коллективов школьных классов;

  • при знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь поступившими в класс или группу подростками;

  • в деятельности работников службы занятности и отделов кадров при приеме работу подростков;

  • в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности, на профессии типа «человек - человек»);

  • в профподборе производственных групп в целях достижения оптимального делового и социального сотрудничества;

  • в спортивной практике при подборе команд;

  • в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах «ученик - учитель» и «ученик - класс».


11) Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева)

Методика предоставляет возможность изучить отношение к самому себе и другим людям. Разработанный вариант методики включает полюса трех классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности.

^

12) Опросник EPI (методика Г.Айзенка)


Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: экстраверсии-интроверсии и нейротизма.
Опросник EPI включает 57 вопрос и содержит следующие три шкалы:

  • экстраверсия - интроверсия;

  • нейротизм - стабильность;

  • шкала искренности.


Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.

Испытуемым предлагается ответить на вопросы, касающиеся обычного способа поведения. Необходимо представить типичные ситуации и дать первый «естественный» ответ, который придет в голову.

^

13) Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей - КОС»

Методика разработана Б.А.Федоришиным. Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленности на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сфере профессии «человек-человек», а также в других сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны
и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности, в деятельности
и общении, в планировании деятельности.

^

3. Описание методик, которые были использованы в ходе эксперимента.

Для проведения эксперимента наша группа выбрала три методики:

  • тест-опросник Кейрси;

  • тест-опросник Г. Айзенка (EPI);

  • тест КОС

^

Две методики были предложены преподавателем – тест-опросник Кейрси и КОС, а третью методику – тест-опросник Айзенка мы выбрали самостоятельно.


Тест-опросник Кейрси

Методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросник содержит четыре шкалы, позволяющие выделить из общей популяции экстравертов ), интровертов (I); здравомыслящих, доверяющих опыту (S) в противоположность доверяющим интуиции, интуитивам (N); лиц, предпочитающих опираться в своих суждениях на логику (Т) или на морально-этические категории, «думающие сердцем» (F) и наконец импульсивных (Р) или перспективно планирующих собственные действия людей (J). Предложена в 1956 г. профессором Калифорнийского университета Дэвидом Кейрси.

Этот опросник используется для изучения типичных способов поведения и личностных характеристик. Опросник состоит из семидесяти вопросов, каждое из которых имеет два ответа. Все ответы равноценны, правильных или неправильных быть не может. Задача испытуемого выбрать то продолжение, которое свойственно ему в большинстве жизненных ситуаций.

После обработки результатов теста получаем шифр из четырех букв, который отражает психологический портрет испытуемого.

Методика «Оценка коммуникативных и

организаторских склонностей – КОС»
^

Этот опросник используется для изучения и оценки коммуникативных и организаторских склонностей личности. Опросник состоит из 40 вопросов.

Инструкция: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте знак «плюс», если же ваш ответ отрицателен (вы не согласны) – поставьте знак «минус». Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда вы запишите свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».

^

Тест-опросник Г. Айзенка ( EPI)

Отражает представление автора о том, что всю совокупность описывающих черт человека можно представить посредством двух главных факторов – экстраверсии-интроверсии и нейротизма.

Предлагаемый вариант теста адаптирован А. Г. Шмелевым и группой ленинградских психологов. Бланк опросника содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверся-интроверсия, 24 – со шкалой нейротизма, 9 вопросов вхолят в контрольную Л-шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.

Инструкция: «Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только «да» или «нет», отмечая знаком «+» (если да) или «-» (если нет) в соответствующей графе. Не раздумывайте – важна ваша непосредственная реакция. Исследуются только ваши личностные особенности, и поэтому правильных или неправильных ответов не существует».

^

4. Описание выборки

Мы провели эксперименты в двух группах: 1) молодежь в возрасте от 19 до 26 лет и 2) люди зрелого возраста от 47 до 55 лет. Всего было обследовано 56 человек, из них 45 человек составляют 1-ую группу и 11 человек – 2-ую группу. Молодежь в основном представляют студенты, наши товарищи из группы, друзья, а также знакомые, которые на 3-4 года старше или младше нас (первокурсники-второкурсники, а также люди, уже закончившие институт). Вторую группу представляют наши родители и их знакомые. Эта группа значительно меньше первой потому, что мы столкнулись с рядом проблем. Во-первых, небольшим количеством знакомых среди этой возрастной категории. Во-вторых, сильной занятостью и малой заинтересованностью в тестировании.

Большая разница в количестве испытуемых не дает нам права для полноценного сравнительного анализа двух названных групп. Тем не менее мы можем зафиксировать определенные тенденции, присущие испытуемым разных возрастных категорий.

^

5. Методики обработки тестов и описание результатов

5.1. Методики обработки тестов


Тест-опросник Кейрси. Подсчет результатов производиться простым суммированием количества крестиков (ответов по варианту a или b) во всех вертикальных столбцах.

Методом сложения получаем четыре пары чисел в нижних ячейках, затем обводим ту букву, которой соответствует большее число из пары. Если числа равны, обводим правую букву. В результате получаем четыре объединенные буквы – это и есть психологический портрет. Каждому набору букв соответствует свой краткий психологический портрет. Для расшифровки набора букв использовали специальную таблицу, которая называется: «Совокупность ценностных ориентаций представителей различных групп темперамента » (см. приложение №1). Каждое сочетание: SP, SJ, NF, NT – дает начало четырем психологическим портретам. Коротко перечислим их ниже.

Для SP:

  • ESFP. Сенсорно-этический экстраверт. Политик.

  • ISTP. Сенсорно-логический интроверт. Мастер

  • ISFP. Сенсорно-этический интроверт. Посредник

  • ESTP. Сенсорно-логический экстраверт. Маршал


Для SJ:

  • ESFJ. Этико-сенсорный экстраверт. Энтузиаст

  • ESTJ. Логико-сенсорный рациональный экстраверт. Администратор

  • ISFJ. Этико-сенсорный интроверт. Хранитель

  • ISTJ. Логико-сенсорный рациональный интроверт. Инспектор


Для NF:

  • ENFJ. Этико-интуитивный экстраверт. Наставник

  • ENFP. Интуитивно-этический экстраверт. Советчик

  • INFJ. Этико-интуитивный интроверт. Гуманист

  • INFP. Интуитивно-этический интроверт. Лирик


Для NT:

  • ENTJ. Логико-интуитивный рациональный экстраверт. Предприниматель

  • ENTP. Интуитивно-логический экстраверт. Искатель

  • INTJ. Логико-интуитивный рациональный интроверт. Аналитик

  • INTP. Интуитивно-логический интроверт. Критик


Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей – КОС»
Таблица 1

^ Лист ответов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40


^ Таблица 2

Ключ



Склонности

Ответы

положительные

отрицательные

Коммуникативные

Вопросы 1-го столбца

Вопросы 3-го столбца

Организаторские

Вопросы 2-го столбца

Вопросы 4-го столбца



^ Обработка результатов


  1. Сопоставить ответы испытуемого с ключом (табл.1) и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.

  2. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадения (20) по формулам:

и
Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками (табл.3).
Таблица 3

^ Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей


Кк

Ко

Шкальная оценка

0,10 – 0,45

0,20 – 0,55

1

0,46 – 0,55

0,56 – 0,65

2

0,56 – 0,65

0,66 – 0,70

3

0,66 – 0,75

0,71 – 0,80

4

0,76 – 1,00

0,81 – 1,00

5


При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:


  1. обследуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей;

  2. обследуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего – они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают свои обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений;

  3. для обследуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей – они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей;

  4. обследуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей – они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятиях, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям;

  5. обследуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей – они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в каждом деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
^

Тест-опросник Г. Айзенка ( EPI)



Код опросника.

«Искренность»: ответы «да» на вопросы: 6, 24, 36; ответы «нет» на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

«Экстраверсия»: ответы «нет» на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51; ответы «да» на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 50, 53, 56.

«Нейротизм»: ответы «да» на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 49, 52, 55, 57.

Таблица 4

^ Интерпретация показателей по шкале «Искренность»


Численный показатель

Интерпретация

0 – 3

Откровенный

4 – 6

Ситуативный

7 - 9

Лживый*
  1   2   3



Скачать файл (1065 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru