Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Занятость в сфере разработки программного обеспечения. Экономика, этика и правовые нормы. Вариант 3 - файл 1.doc


Занятость в сфере разработки программного обеспечения. Экономика, этика и правовые нормы. Вариант 3
скачать (164 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc164kb.24.11.2011 08:58скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
МФ НОУ ВПО

«Санкт-Петербургский Гуманитарный университет Профсоюзов»

Контрольная работа
По дисциплине: «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий»

Тема: «Занятость в сфере разработки программного обеспечения. Экономика, этика и правовые нормы»
Выполнил:
Проверил:

Мурманск

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1. Занятость граждан 4

2. Внутрифирменные стандарты на разработку ПО 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29


ВВЕДЕНИЕ



Национальным органом по стандартизации в России является Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Внутрифирменные стандарты действуют внутри организации – разработчика программного обеспечения (ПО) или любой другой компании, связанной с информационными технологиями. Такие стандарты, как правило, регламентируют порядок оформления документации, приказов и технической литературы внутри компании, пользовательский интерфейс разрабатываемых приложений (например, запрет на использование некоторых элементов интерфейса), стиль программирования, спецификацию модулей, имена используемых переменных, таблиц баз данных (БД). Внутрикорпоративные (внутрифирменные) стандарты имеют узкую сферу полномочий (одна или несколько фирм), но играют большую роль, так как они абсолютно конкретны.

Цель данной работы – изучить занятость в сфере разработки программного обеспечения.

Для выполнения цели работы необходимо дать понятие занятости, рассмотреть внутрифирменные стандарты на разработку ПО, их состав и последовательность разработки, жизненный цикл программного средства (ПС), основные принципы этики деловых отношений, правовые акты, имеющие отношение к разработке ПО, а также перечислить ПС, предназначенные для специалистов в области экономики.


^

1. Занятость граждан



В Федеральном законе от 19.04.1991 №1032-1 (в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 N 36-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 20.11.1999 N 195-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, с изм., внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П) «О занятости населения в Российской Федерации» дано определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей, как правило, им заработок, трудовой доход.

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Занятость в сфере разработки ПО осуществляется в соответствии с законами РФ.

Любая вещь, которая нас окружает, кем-то изначально спроектирована, разработана, а потом уже запущена в эксплуатацию. Так же обстоят дела и в информационных технологиях. Работа программиста как раз и заключается в разработке алгоритма и программ. Как и в любой профессии, в профессии программиста существуют свои плюсы и минусы.

К плюсам можно отнести высокую заработную плату (она может быть выплачена по факту, либо частями в процессе разработки программ), большой спрос на рынке труда по отношению к другим профессиям, наличие офиса и офисной мебели и техники. К тому же, работать программистом можно, не имея высшего образования. Достаточно показать свои умения и навыки перед заказчиком (или работодателем), и если знания его устраивают, можно считать, что найдена творческая работа и хороший заработок. Среди минусов можно отметить плохое влияние компьютера на здоровье человека, сидячий образ жизни, временная дезориентация. Как правило, программисты настолько увлечены своей работой, что порой не замечают того, что происходит вокруг них. Доказано, что во время работы их лучше не отвлекать, поскольку их работа связана с вниманием. Малейшая деталь извне, может сбить с мысли, а сам программист будет обречён на нервный срыв.

В 21 веке, веке высоких информационных технологий, работа программиста очень востребована. Сейчас работать программистом можно, не выходя из дома, т.е. удалённо. Достаточно найти заказчика, который бы предоставил работу. Любой программист должен отличаться огромным терпением. Такую уж он выбрал себе работу, которая требует усидчивости и выдержки.

Для того чтобы стать квалифицированным и грамотным программистом, необходимо постоянно совершенствовать свои знания. Чем больше будет практического опыта, тем больше уверенности в себе как в специалисте, тем больше будут ценить работодатели. Также необходимо следить за событиями в мире информационных технологий и программирования, быть в курсе последних новостей, изучать те сферы, о которых недостаточно знаний. Таким образом, постоянное самосовершенствование программиста – залог найденной в будущем престижной работы.

Наличие высшего образования – обязательное условие при приёме на работу программиста! Не менее важным является сейчас опыт работы. Некоторые работодатели предпочитают взять опытного программиста, нежели «новичка», хотя в наше время уже не является редкостью тот факт, что «самоучка» порой может дать фору любому опытному программисту со стажем.

Чтобы быть программистом, необходимо знать следующие языки программирования, без которых нельзя работать: C++, Delphi, Visual Basic, PHP, Java, Perl и т.д.

^

2. Внутрифирменные стандарты на разработку ПО



Внутрифирменные стандарты, как правило, базируются на применении методик и технологий, которые:

  • зарекомендовали себя лучшим образом в аналогичных проектах;

  • получили наибольшее распространение в области разработки программного обеспечения;

  • получили наибольшее распространение в области, для которой программное обеспечение создаётся;

  • являются передовыми и многообещающими.

Вместе с тем внутрифирменные стандарты учитывают особенности предприятия-разработчика ПО. Его конкретные особенности связаны со средством разработки, на котором кодируется программное средство, квалификацией персонала, финансовым положением фирмы.

Можно ли разработать универсальный стандарт и тиражировать его на различных предприятиях? Увы, нет. Существуют общие подходы, известны технологии разработки внутрикорпоративных стандартов, но всякий раз этот процесс уникален, поскольку не существует двух совершенно одинаковых предприятий – они различаются отраслевой спецификой, размерами, стратегией, организационной структурой и многими другими факторами. Кроме того, документы, особенно относящиеся к внутреннему документообороту, различаются в силу устоявшихся бизнес-правил, традиций, корпоративной культуры, отношений между подразделениями. Внутрикорпоративные стандарты, разработанные для одного предприятия, не подойдут для другого. Поэтому типового внутрикорпоративного стандарта просто не может быть. При этом следует различать структуру бизнес-процессов, которая действительно может быть типовой, и внутрикорпоративный стандарт, согласующий структуру бизнес-процессов и организационную структуру конкретного предприятия.

Любой внутрикорпоративный стандарт должен иметь юридическую силу внутри предприятия, т.е. быть оформлен в виде документа и быть введён в действие приказом или распоряжением. В приказе ввода в действие внутрикорпоративного стандарта, как правило, должны содержаться следующие пункты:

  • срок действия стандарта (например, «со дня подписания»);

  • область действия (распространяется на процесс кодирования и тестирования);

  • способ доведения до исполнителей (например, «Руководителям подразделений зачитать приказ в вверенных им подразделениях»);

  • ответственные лица за контролем исполнения (например, «Контроль за исполнением стандарта»);

  • ответственность (например, «За невыполнение пунктов стандарта сотрудник лишается премии»).

Если вышеперечисленные пункты отсутствуют, то сложнее разбирать конфликтные ситуации, которые могут произойти. Если стандарт вообще не оформлен в виде документа, то фактически это обозначает, что его не существует вовсе, в этом случае конфликтные ситуации неизбежны. На практике на вопрос о правомерности применения того или иного проектного решения (например, использования элемента интерфейса) можно услышать: «Так было всегда». Такая практика вредна, стандарт должен быть оформлен, а не передаваться старожилами из уст в уста.

Выявляется и ряд отрицательных моментов, связанных с внутрифирменными стандартами. Первый момент – стандарты должны тщательно разрабатываться, продумываться, и, создавая их, фирма должна учесть большое количество нюансов, чтобы не переделывать стандарт через месяц. Стандарт – это то, что даёт стабильность. Второй момент находится в некотором противоречии с первым – стандарты могут тормозить использование современных технологий, средств. Это особенно важно в сфере информационных технологий, где развитие технологий и их смена идут очень быстро. Этого можно избежать, если разработать внутри фирмы механизм регулярного пересмотра стандарта для включения в него современных и передовых элементов.

Стандарт содержит структуру процессов, таблицы, матрицы, диаграммы, пояснительный текст. Очень важно определить компоненты, подлежащие включению во внутрифирменный стандарт, и те, которые включать в него не следует.

Процесс обработки показателей является многоуровневым. Самый нижний уровень – физический, характеризуется способом хранения данных. Следующий уровень обработки – логический, он характеризуется моделью данных и правилами сущностей-отношений. Функциональный уровень задаёт алгоритм расчета показателей, типовые методики расчётов и инструкции. Прикладной уровень – уровень интерфейса. Организационный уровень определяет отношения между подразделениями. Поскольку внутрифирменный стандарт – это стандарт организационный, именно этот уровень отношений должен быть определяющим. При этом данные для каждого документа подразделяются на входящие и исходящие.

Для внутрифирменного стандарта имеет значение не столько алгоритм расчета, сколько перечень показателей и их источники.

В целом внутрифирменный стандарт представляет собой текстовый документ с приложениями в виде диаграмм и таблиц. Для разработки дерева задач удобно использовать инструментальные средства, такие, как Design/IDEF или BPwin. Сетевой график удобно проектировать с использованием Microsoft Project или Time Line.

Приведём последовательность разработки внутрифирменного стандарта.

  1. Определение дерева задач (оглавления стандарта).

  2. Определение типовых форм для каждой задачи.

  3. Назначение исполнителей.

  4. Разработка матрицы, распределение ответственности.

  5. Разработка календарного графика.

  6. Описание входящих и исходящих показателей.

  7. Составление глоссария терминов.

Наиболее распространенными процессами разработки ПО являются: анализ и проектирование; кодирование; тестирование; документирование; внедрение; поддержка.

Общие стандарты обычно содержат перечень программного обеспечения, предназначенного для регулярного использования и не связанного с особенностями работы в подразделении, например операционная система, электронная таблица, текстовый процессор, архиватор, программа работы с электронной почтой и др.

Очень важный момент, который обычно регламентируется общими стандартами, – это рабочее пространство для каждого подразделения. Под рабочим пространством понимается набор носителей для хранения различного рода информации со структурой каталогов и правами на них, а также правила работы с хранимой информацией.

На практике удобно выделять рабочее пространство на пространства: аналитиков; программистов; тестеров; специалистов отдела внедрения; технической поддержки.

Разработка программного обеспечения включает в себя стандарты, которые регламентируют следующее:

  • Формирование наименований. Может включать в себя язык образования наименований, использование больших букв, правила формирования сложных наименований, правила формирования сокращенных наименований, формирование наименований процедур, формирование наименования состояний и переходов.

  • Правила именования основных элементов модели системы (например, стереотип, класс, метод, форма, переопределение методов и пр.).

  • Структуру директорий разработки. Регламентирует расположение директорий сборки, директорий исходных текстов, директорий документации, директории базы данных.

  • Документирование исходного кода.

  • Регламент отладки программы. Использование заглушек, драйверов, отладочного протокола.

  • Регламент использования конструкций языка программирования. Правила использования основных структур языка – циклов, условных операторов, операторов присваивания, операторов выбора. Например, может содержать запрет некоторых синтаксических особенностей: выход из цикла по оператору безусловного перехода; запрет на использование имен глобальных переменных в подпрограммах. Как правило, данный подстандарт описывает «правила хорошего тона» – то, что сложилось исторически, накоплено с опытом, связано с конкретным языком программирования.

  • Визуальный интерфейс. Регламентирует использование элементов интерфейса, их взаимное расположение, выравнивание на экране.

  • Сообщения, выдаваемые программой. Регламентирует использование видов сообщений, формирование текста сообщений, использование знаков препинания. Например, данным стандартом может быть запрещено использование сообщений в исходном тексте программы, для этого используется специальный файл сообщений, такой подход облегчает национальную локализацию (перевод интерфейса программы с одного национального языка на другой).

  • Регламент проектирования базы данных.

  • Регламент работы с программным обеспечением, используемым при разработке (среда разработки, компиляторы и пр.).

  • Регламент программирования отдельных частей программного средства (механизмы настроек, программирования бизнес-транзакций, конверторов данных, многопользовательская работа и методы блокировки пользователей).

  • Ведение версий разрабатываемого программного обеспечения.

  • Тестирование. Стандарты, связанные с тестированием и оценкой надежности программных средств, могут включать в себя: стандарт на разработку методики тестирования; стандарт на разработку и создание карт тестирования; регламент проведения нагрузочных испытаний.

В процессе тестирования (особенно при применении методов белого ящика) широко используются внутрифирменные стандарты разработки программного обеспечения.

Все вышеперечисленные стандарты, а также пункты, входящие в них, не являются догмой, т.е. могут быть расширены или сужены, все зависит от конкретной необходимости для предприятия – разработчика программного обеспечения [1, с. 26-36].


^ 3. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПО
При возникновении потребностей в заказе, приобретении, разработке, эксплуатации и сопровождении программ перед всеми сторонами, вовлеченными в жизненный цикл ПС, возникает целый ряд вопросов, связанных с определением и детальным структурированием жизненного цикла (ЖЦ) ПС, с организационными и техническими правами и обязанностями сторон, с управлением ЖЦ и контролем за его реализацией.

ЖЦ ПС в стандартах представляет собой набор этапов, частных работ и операций в последовательности их выполнения и взаимосвязи, регламентирующих ведение работ от подготовки технического задания до завершения испытаний ряда версий и окончания эксплуатации ПС или информационной системы (ИС). Стандарты включают правила описания исходной информации, способов и методов выполнения операций, устанавливают правила контроля технологических процессов, требования к оформлению их результатов, а также регламентируют содержание технологических и эксплуатационных документов на комплексы программ. Они определяют организационную структуру коллектива, обеспечивают распределение и планирование заданий, а также контроль за ходом создания ПС.

В России первые основы построения и использования профилей стандартов ЖЦ ПС заложены принятием в качестве базового стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Данный документ введен в действие с 1 июля 2000 г., тесно взаимоувязан с рядом стандартов, принятых ранее, и с некоторыми стандартами, разрабатываемыми в данное время на основе прямого применения стандартов ИСО.

В данном стандарте программное обеспечение ПО (или программный продукт) определяется как набор компьютерных программ, процедур и, возможно, связанной с ними документации и данных. Процесс определяется как совокупность взаимосвязанных действий, преобразующих некоторые входные данные в выходные. Каждый процесс характеризуется определенными задачами и методами их решения, исходными данными, полученными от других процессов, и результатами.

Процессы создания автоматизированных систем (АС), в состав которых входит и ПО, регламентированы стандартами ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания», ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы» и ГОСТ 34.603-92 «Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем».

Процессы ЖЦ ПС выделены по принципу ответственности субъекта (заказчика, поставщика, разработчика и т. д.), реализующего конкретный процесс. В свою очередь, каждый из процессов состоит из ряда работ и решаемых при выполнении соответствующей работы задач. С точки зрения соподчиненности и важности данных процессов они разбиты на три группы: основные; вспомогательные; организационные.

Группа основных процессов включает в себя процессы: приобретение; поставка; разработка; эксплуатация; сопровождение.

Группа вспомогательных процессов включает в себя процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов: документирование; управление конфигурацией; обеспечение качества; верификация; аттестация; оценка; аудит; решение проблем.

Группа организационных процессов включает в себя процессы: управление проектами; создание инфраструктуры проекта; определение, оценка и улучшение самого ЖЦ; обучение.

Очень важное отличие ISO: каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причём нет заранее определенных последовательностей.

Анализ требований к системе подразумевает определение её функциональных возможностей, пользовательских требований, требований к надежности и безопасности, требований к внешним интерфейсам и т. д. Требования к системе оцениваются исходя из критериев реализуемости и возможности проверки при тестировании.

Анализ требований к ПС предполагает определение следующих характеристик для каждого компонента ПС:

  • функциональных возможностей, включая характеристики производительности и среды функционирования компонента;

  • внешних интерфейсов;

  • спецификаций надёжности и безопасности;

  • эргономических требований;

  • требований к используемым данным;

  • требований к установке и приёмке;

  • требований к пользовательской документации;

  • требований к эксплуатации и сопровождению.

Требования к ПС оцениваются исходя из критериев соответствия требованиям к системе, реализуемости и возможности проверки при тестировании.

Проектирование архитектуры ПС включает следующие задачи (для каждого компонента ПС):

  • трансформацию требований к ПС в архитектуру, определяющую на высоком уровне структуру ПС и состав его компонентов;

  • разработку и документирование программных интерфейсов ПС и баз данных;

  • разработку предварительной версии пользовательской документации;

  • разработку и документирование предварительных требований к тестам и плана интеграции ПС.

Архитектура компонентов ПС должна соответствовать требованиям, предъявляемым к ним, а также принятым проектным стандартам и методам.

Детальное проектирование ПС включает следующие задачи:

  • описание компонентов ПС и интерфейсов между ними на более низком уровне, достаточном для их последующего самостоятельного кодирования и тестирования;

  • разработку и документирование детального проекта базы данных;

  • обновление (при необходимости) пользовательской документации;

  • разработку и документирование требований к тестам и плана тестирования компонентов ПС;

  • обновление плана интеграции ПС.

Кодирование и тестирование ПС охватывают следующие задачи:

  • разработку (кодирование) и документирование каждого компонента ПС и базы данных, а также совокупности тестовых процедур и данных для их тестирования;

  • тестирование каждого компонента ПС и базы данных на соответствие предъявляемым к ним требованиям. Результаты тестирования компонентов должны быть документированы;

  • обновление (при необходимости) пользовательской документации;

  • обновление плана интеграции ПС.

Приёмка ПС предусматривает оценку результатов квалификационного тестирования ПС и системы и документирование результатов оценки, которые проводятся заказчиком с помощью разработчика. Разработчик выполняет окончательную передачу ПС заказчику в соответствии с договором, обеспечивая при этом необходимое обучение и поддержку [1, с. 56-71].

^ 4. ЭКОНОМИКА И ПО
Вычисления для современного специалиста являются обычным видом деятельности. На сегодняшний день создан ряд программных продуктов, предназначенных для выполнения комплексной оценки деятельности предприятия, выявления основных тенденций его развития, учёта базовых нормативов для планирования и прогнозирования, оценки кредитоспособности предприятия. К таким программам относятся: «Финансовый анализ 3.0», «ИНЭК-Аналитик», «Инвестиционный анализ 1.6», программные продукты серии «Инталев» (например, «Инталев: Бюджетное управление», «Инталев: Бизнес-процессы) и т. д.

Программа «Финансовый анализ» позволяет определить состояние предприятия в динамике, произвести вертикальный и горизонтальный анализы бухгалтерской отчётности с учетом инфляции и без неё, рассчитать более 50 финансовых коэффициентов. Она автоматически составляет около 40 аналитических таблиц, поможет спрогнозировать дальнейшее развитие предприятия, избежать неприятных отношений с акционерами и контрагентами, имеющими доступ к балансовому отчёту. Применяя программу, можно определить реальную стоимость имущества и других статей баланса в динамике, поскольку в программе введена возможность корректирования стоимости имущества с учётом инфляции.

«Финансовый анализ» версии 3.0 рассчитывает точку безубыточности, производит анализ кредитоспособности предприятия по различным приведенным в ней методикам, определяет финансовые результаты деятельности организации за анализируемый период.

Программный комплекс «ИНЭК-Аналитик» предназначен для оценки финансово-экономического состояния, разработки, анализа и оценки бизнес-планов предприятий и организаций, занимающихся производством и оказанием услуг.

Программный продукт серии «Аналитик» решает следующие основные задачи: подробный анализ финансово-экономического состояния предприятий, занимающихся производством и оказанием услуг; анализ и оценка планов развития предприятий (инвестиционный проект, бизнес-план, ТЭО, план финансового оздоровления); объединение данных предприятий и анализ объединенного варианта; сравнение фактических и плановых данных предприятий по финансово-экономическим показателям. Программа позволяет просматривать в табличном, графическом и текстовом виде результаты работы, а также экспортировать их в MS Word и Excel.

Программные продукты серии «Аналитик» («ИНЭК-АФСП», «ИНЭК-АДП», «ИНЭК-Аналитик», «ИНЭК-Холдинг», «Банковский Аналитик») различаются спектром решаемых задач. Первая из программ содержит минимальный набор расчетов, каждая последующая наряду с новыми функциями включает в себя возможности предыдущей.

Программа «ИНЭК-АФСП» предназначена для анализа финансового состояния предприятий и организаций любых видов деятельности на данных баланса и отчета. Программа «ИНЭК-АДП» позволяет провести комплексный финансово-экономический анализ предприятий любых видов деятельности. Исходной информацией для анализа служат данные внешней бухгалтерской отчетности (баланс, отчёт о прибылях и убытках), а также данные о структуре выручки, себестоимости, поступлении и расходовании. Программный комплекс «ИНЭК-Аналитик» решает задачи комплексного финансово-экономического анализа, разработки, анализа и оценки бизнес-плана предприятий и организаций, занимающихся производством и оказанием услуг. Программный комплекс «ИНЭК-Холдинг» предназначен для анализа, планирования и сравнения предприятий различных видов деятельности.

Программный комплекс «Банковский Аналитик» предназначен для анализа, планирования и сравнения финансовых организаций.

Программа «Альт-Финансы» позволяет выполнить комплексную оценку деятельности предприятия, выявить основные тенденции его развития, произвести расчёт базовых нормативов для планирования и прогнозирования, оценить кредитоспособность предприятия. Программный продукт «Альт-Финансы» использует основные методы проведения анализа:

  • горизонтальный – анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с аналогичными за другие периоды;

  • вертикальный – анализ, при котором исследуется структура показателей путём постепенного углубления и детализации;

  • сравнительный – анализ, при котором исследуемые показатели сравниваются с аналогичными среднеотраслевыми или показателями основных конкурентов.

Консультационно-внедренческая фирма «Инталев» занимается постановкой и автоматизацией систем управления на предприятиях. Одним из направлений деятельности компании является разработка типовых программных продуктов и методических руководств в области оптимизации системы управления предприятием.

На сегодняшний день «Инталев» имеет готовые типовые решения в области бюджетирования, финансового анализа, управленческого учета и процессного управления, которые используют в своей работе сотни предприятий России и СНГ.

«ИТРП + Инталев: Производство и Финансы ПРОФ» предназначена для комплексной автоматизации производственных предприятий среднего и крупного масштаба. «Инталев: Управление лизингом» – это комплексный программный продукт для автоматизации управления лизинговой деятельностью. Он позволяет автоматизировать все этапы управления лизингом: планирование лизинговых сделок, расчет графиков платежей, бюджетирование денежных потоков и доходов и расходов лизинговой компании. «Инталев: Бюджетное управление» версии 3.0 – программа автоматизации бюджетирования для малых и средних предприятий, реализованная на платформе «1С:Предприятие 7.7». Она позволяет планировать, учитывать и анализировать финансово-хозяйственные операции предприятия в единой информационной системе. Программа отличается наглядностью, простотой внедрения и эксплуатации, универсальностью. «Инталев: Корпоративные финансы» – программный продукт, реализованный на платформе «1С:Предприятие 7.7», предназначен для автоматизации управленческого учёта, бюджетирования, контроля и анализа по всем направлениям хозяйственной деятельности предприятия.

«Инталев: Управление финансами» – универсальная программа для автоматизации управленческого учета и финансового управления, совместимая с любыми учетными системами («1С», «Парус», «БЭСТ», «Комтех» и т. п.) благодаря механизму импорта-экспорта информации с сохранением принципа однократного ввода данных в систему. Программа позволяет осуществлять холдинговый учёт, а также оценивать эффективность работы различных подразделений и бизнесов компании.

Целью программы «Инталев: Управление финансами» является повышение эффективности системы управления, что позволяет компании при имеющемся количестве ресурсов получать максимальную прибыль. Эта цель достигается автоматизацией управленческого учёта компании, построенной на основе технологии бюджетного управления.

Всесторонний анализ бизнес-процессов является одной из основ успешного ведения дел в торговой компании. Для решения этой жизненно важной задачи созданы программы серии «БЭСТ»: «БЭСТ-Ф», «БЭСТ-АНАЛИЗ» и др.

«БЭСТ-Ф» – программа финансового анализа, предназначенная для проведения комплексного анализа финансового и имущественного положения предприятия. Программа адресована руководителям и финансовым директорам предприятий, а также сотрудникам аудиторских и консалтинговых фирм.

«БЭСТ-АНАЛИЗ» – информационно-аналитическая система для руководителей торговых компаний. С помощью этой системы руководители и менеджеры торговых компаний смогут исследовать конъюнктуру рынка, выявить основные закономерности и тенденции спроса, прогнозировать ход продаж, рационально использовать трудовые ресурсы, складские и торговые помещения.

«БЭСТ-МАРКЕТИНГ» – средство оценки рыночных позиций предприятия. Программа «БЭСТ-МАРКЕТИНГ» представляет собой удобное и эффективное средство, позволяющее оценить рыночные позиции предприятия в условиях конкуренции. Ввод информации осуществляется в виде естественных самоочевидных оценок по принципу «хуже/лучше», «важно/второстепенно». Вводимые качественные данные преобразуются системой в количественные, что позволяет проводить соответствующие расчёты [3, с.201-209].


^ 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
Любое профессиональное общение должно протекать в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами, овладение которыми зависит от ряда факторов. Их можно объединить в две группы:

  1. первая группа – комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что такое добро и что такое зло – т.е. собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу ни исполнял;

  2. вторая группа – те нормы и стандарты, привносимые извне: правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, устные указания руководства, профессиональный этический кодекс.

Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса.

Рассмотрим принципы, нормы, требования, составляющие основу этики деловых отношений.

Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.

Принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Среди теоретиков и практиков бизнеса в масштабе мировой экономики нет разногласий по поводу того, каким принципом должен открываться перечень этических принципов и норм, как для субъектов этики – отдельных сотрудников, так и для коллективных носителей этических начал – организаций.

Общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе». Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.). Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо оттого, когда и кем оно было допущено. Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника, признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или её подразделений) с моральной точки зрения. Логическим продолжением четвертого принципа является пятый – принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм. Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах. Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики. Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях. Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах. Десятый принцип – никакого насилия, т.е. «нажима» на подчинённых, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора. Одиннадцатый принцип – постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников. Двенадцатый принцип – при воздействии (на коллектив, на отдельного сотрудника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие сотрудники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать. Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием – к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и т.п. Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями. Шестнадцатый принцип можно назвать принципом способствования: сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег. Семнадцатый принцип гласит: не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» – коллектив другого отдела, коллега, в котором можно «усмотреть» конкурента.

Принципы этики деловых отношений должны служить основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы. Личные этические нормы должны базироваться на этических принципах, присущих данному уровню общественного развития [2, с.3-6].

Для организаций, занимающихся разработкой ПО, также применимы вышеперечисленные основные принципы этики деловых отношений. Перечень принципов может быть продолжен с учётом специфики деятельности того или иного конкретного предприятия.

^ 6. ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
При изучении вопроса о создании программного обеспечения необходимо рассмотреть законодательные акты, регулирующие деятельность в данной сфере.

C 1 января 2008 года вступила в силу Четвертая часть Гражданского кодекса РФ, посвященная вопросам интеллектуальной собственности, и соответственно Закон об Авторских и смежных правах утратил силу. Раздел VII четвертой части кодекса посвящен авторскому праву и называется «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Рассмотрим некоторые статьи данного раздела.

Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения.

Статья 1259. Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса…

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Статья 1261. Программы для ЭВМ

Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Статья 1262. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных

1. Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, государственной регистрации не подлежат. Лицо, подавшее заявку на государственную регистрацию (заявитель), несет ответственность за разглашение сведений о программах для ЭВМ и базах данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.

Заявка на регистрацию должна содержать: заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них; депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере или наличие оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины, либо для уменьшения ее размера, либо для отсрочки ее уплаты.

Правила оформления заявки на регистрацию устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

3. На основании заявки на регистрацию федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет наличие необходимых документов и материалов, их соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи. При положительном результате проверки указанный федеральный орган вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированных программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене этого органа.

4. Порядок государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных, формы свидетельств о государственной регистрации, перечень указываемых в них сведений и перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

5. Договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных и переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Сведения об изменении обладателя исключительного права вносятся в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных на основании зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа и публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

6. Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, поскольку не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель [5].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В контрольной работе с целью рассмотрения занятости в сфере разработки был определен состав и последовательность разработки внутрифирменного стандарта, представляющего собой структурированное формализованное описание бизнес-процессов. Цель его разработки – перепроектирование бизнес-процессов, обеспечивающих повышение качества работы предприятия и рост его конкурентоспособности, устранение ненужных функций, дублирование процессов, уточнение организационной структуры, улучшение организации документооборота, пересмотр содержания и количества документов, определение календарного графика подготовки документов, постановка задачи для автоматизации деятельности предприятия.

Современные информационные технологии помогают существенно облегчить процесс проведения финансового анализа. Ведь именно детальный финансовый анализ деятельности предприятия и принятие управленческих решений на основании анализа позволяют найти наилучший путь развития организации, обосновать инвестиционное решение, а если предприятие находится на грани банкротства, то разработать программу финансового оздоровления. В контрольной работе рассмотрены программные продукты, позволяющие проводить финансовый анализ и обеспечивающие качественное и своевременное получение информации.

Знание основных принципов этики деловых отношений, которые были перечислены в работе, позволит сотруднику, работающему в сфере разработки ПО, избежать конфликтных ситуаций и наилучшим образом сосредоточить свои усилия на разработке современных и востребованных программных продуктов.

В контрольной работе были рассмотрены статьи Гражданского кодекса РФ, посвященные вопросам интеллектуальной собственности. ПО относится к объектам авторских прав и охраняется как литературные произведения. По желанию правообладателя возможна регистрация ПО.


^

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ





  1. Благодатских, В. А. Стандартизация разработки программных средств / В. А. Благодатских, В. А. Волнин, К. Ф. Поскакалов – М.: Финансы и статистика, 2006 – 288 с.

  2. Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений / Р. Н. Ботавина – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.

  3. Михеева, Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие / Е. В. Михеева – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 448 с.

  4. Острейковский, В. А. Информатика: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / В. А. Острейковский – М.: Высшая школа, 2003. – 319 с.: ил.

  5. http://www.consultant.ru



Скачать файл (164 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru