Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовая работа - Проблемы модернизации машиностроительного комплекса России и Кузбасса - файл 1.doc


Курсовая работа - Проблемы модернизации машиностроительного комплекса России и Кузбасса
скачать (164.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc165kb.24.11.2011 09:13скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету «Экономическая теория»

на тему: «Проблемы модернизации машиностроительного

комплекса России и Кузбасса»
Выполнила: студентка 1-го курса

экономического факультета

группы СБс-071, Воронкова Н.В.
Руководитель:

к.э.н., доцент Харченко.Л.Л.

Кемерово 2008г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….2

Глава I. Общая характеристика машиностроительного комплекса России и Кузбасса…………………………………………………………………….........5

1.1. Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения…………………………………………………5

1.2. Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ………………………………………………………………………………..12

1.3.МашиностроениеКузбасса…………………………………………..16

Глава II. Необходимость модернизации машиностроительного комплекса России на инновационной основе……………………………………………..20

Глава III. Перспективы развития машиностроительного комплекса в России……………………………………………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………33

Список литературы…………………………………………………………....35


Введение

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных подотраслей и производств.

Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.

Учитывая особенности данной темы и круга затронутых вопросов, в первой и второй главах будут освещены теоретические вопросы: роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура машиностроительного комплекса, а в третьей сложившаяся на сегодняшний момент неблагоприятная экономическая ситуация в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.
^ Глава I. Общая характеристика машиностроительного комплекса России и Кузбасса.
1.1. Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения.

Машиностроительный комплекс - составная часть единого народного хозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение: - создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности; - является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей; - обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов; - выступает как районообразующий фактор; - является отражением степени развития производительных сил в регионе; - дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса.

Машиностроительный комплекс относится к сложным, многоотраслевым комплексам, включающим компоненты, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1.

Машиностроительный комплекс





машиностроение




металлообработка




«Малая» металлургия

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроительный комплекс крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. так и множество специализированных подотраслей и производств.

За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.

Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Машиностроительный комплекс - важнейший комплекс, играющий огромную роль в производственном процессе взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою отраслевую структуру, специализацию внутри нее и отличительные особенности. На его развитие и размещение оказывает влияние гамма факторов. Развитие и размещение его отраслей базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народного комплекса. Принципы развития и размещения преломляются в общих и специфических факторов, оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса: • Природные условия, география природных и сырьевых ресурсов. • Объемы капитальных вложений, источники финансирования. • Специализация и уровень развития хозяйств экономических районов. • Базовый уровень развития науки и техники. • Пути сообщения и транспортная сеть. • Трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации. • Формы организации производства. • Масштабы, структура и география потребления продукции. • Транспортабельность сырья и готовой продукции. • Экологическая обстановка в регионе.

Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести:

Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт­Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

Близость потребителя: Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.

Таблица 1.

^ Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения:

Фактор размещения

Доля отраслей, размещенных с учетом данного фактора

Тяготение к:




Районам с развитой научной базой

42

Районам сосредоточения трудовых ресурсов

24

Районам потребления продукции

22

Металлургическим базам

12

Под отраслевой структурой понимается количественное соотношение между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Ее формирование происходит под влиянием экономических, организационных и технических факторов: • Уровень развития науки и техники в стране; • Темпы развития отраслей народного хозяйства; • Материальный и культурный уровень населения страны; • Место страны в системе международного разделения труда; • Уровень специализации и кооперирования.

Важнейшие особенности в машиностроительной промышленности, оказывающие влияние на размещение предприятий по территории страны, формируются также под воздействием принципов и факторов: • Разнообразность и сложность изделий, технологических процессов; • Использование продукции машиностроения не ограничивается одним районом; • Широкое распространение интеграционных структур, как внутри страны, так и в отношении зарубежных стран; • Возможность использования отходов металла машиностроительных заводов в районах развитого машиностроения (вторичное использование) • Необходимость определенного уровня культуры производства, наличия лабораторий, НИИ, обмена опытом между предприятиями; • Заготовительные предприятия тяготеют к источникам сырья; сборочные к потребителю; механические - к комплексу факторов; • Меньшая степень влияния природной среды, наличия воды и др.; • Широкое использование различных форм специализации; • Более эффективные специализация и кооперирование предприятий внутри района.

По формам специализации машиностроительных производств выделяют:

  1. Отрасли технологической специализации

    • Производства литья

    • Производство кузнечно-прессовых изделий

  2. Отрасли подетальной специализации

    • Производство запасных частей

    • Производство подшипников

    • Производство металлических конструкций

  3. Производство ремонтных работ

  4. отрасли предметной специализации

    • Энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение

    • Производство технологического оборудования для промышленности и строительства

Специализация в машиностроении способствует:

  • Усложнению связей и развитию кооперации

  • Росту объемов производства

  • Пространственному разобщению производства отдельных машин и оборудования, их агрегатов и узлов

  • Созданию более новых совершенных видов машин, автоматических линий, роботов

  • Экономии материальных, финансовых и трудовых ресурсов

  • Изменению степени транспортабельности продукции.

1.2. Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ.

Предприятие данной отрасли распространены в России повсеместно. Но в одних районах машиностроение имеет профилирующее значение, а в других – его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей в продукции отрасли. Иногда оно лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых обязано использованию природных ресурсов, например, в Восточной Сибири.

^ Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногоборитных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для этого цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы. Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированы как на металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90 % производства отрасли сосредоточено в европейской зоне, остальное- в Западной Сибири и на Дальнем востоке.

Производство металлургического оборудования сложилось как в крупных районах производства металла, так и вне этих районов.

Производство крупного энергетического оборудования возникло и развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции.

Вне металлургических баз размещается и большинство предприятий судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого количества неудобных для транспортировки профилей металла. Судостроительные заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с разными типами судовых двигателей. Сложность современных судов обуславливает установку на них разнообразного типового и специального оборудования.

Железнодорожное машиностроение – одна из старейших отраслей машиностроения, сравнительно сильно развитая дореволюционной России. Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разнообразные конструкционные материалы – черные и цветные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием.

^ Общее машиностроение. Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей.

Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства: - производство зерновых комбайнов – на Северном Кавказе, в Сибири; - производство картофелеуборочных машин – в Центральном районе (Рязань, Тула).

Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Кургане, Омске, Новосибирске. Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья производятся в Пензе, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске. Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологичными процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей. Эта отрасль потребляет значительное количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины и стекла.

Автомобильная промышленность – ведущая отрасль машиностроения в промышленно развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей, занятость населения в производстве и обсуждение автомобильной техники, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности. В странах с наиболее развитым автомобилестроением доля отрасли в общем объеме продукции машиностроения составляет в Западной Европе 38-40 %, в США 40 %, в Японии 60%. В результате доля автомобильной промышленности в валовом внутреннем продукте США и Франции составляет 5 %, в Японии и Германии 10-15 %. Страны, лидирующие по объему ВВП, являются лидерами и в области мирового машиностроения.

В настоящее время в автомобильной промышленности России занято до 1 млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33 %, что является достаточно высоким показателем экономического положения отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной системы государства.

Предприятия автомобилестроения размещены в различных районах страны, однако подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части с высокой концентрацией автоперевозок. Основными районами размещения автомобильной промышленности являются : Центральный, Волго-Вятский, поволжский.

Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе (Москва), а также получило развитие в Северо- Западном (Санкт-Петербург). Производство электронной техники сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.

Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном (Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт- Петербург), Центрально-Черноземном (Воронеж) районах.

Производство слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической обработкой деталей, сборкой деталей, узлов и агрегатов. Преобладает массово­поточная организация производства, в котором заняты высококвалифицированные кадры, используется в большом количестве рабочая сила. Предприятия отрасли потребляют относительно небольшое количество материалов, но широкого ассортимента (черные, цветные, благородные, редкие металлы, разнообразные виды стекла, пластмасс и т.д.). Сложность и точность выпускаемой продукции предъявляет очень высокие требования к культуре производства, оснащению техникой. Многие предприятия отрасли (особенно слаботочные электротехнические, электронной и другой аппаратуры) заняты преимущественно монтажом и сборкой поступающих в порядке кооперации деталей и узлов. Предприятия этой отрасли размещаются в районах с развитым машиностроением, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры (Москва, Санкт-Петербург).

1.3. Машиностроение Кузбасса.

Ускоренными темпами развивается машиностроительная отрасль Кузбасса. Объем производства промышленной продукции этой отрасли в 2007 году увеличился к соответствующему уровню 2006 года на 4 %, в том числе производство химического оборудования - на 7 %, шахтных конвейеров - в 20%, машин электрических постоянного тока - на 22 %, кранов на автомобильном ходу - на 57 %.

В общем объеме выпускаемой продукции 30 % - оборудование для угледобывающих предприятий. Машиностроительные заводы предлагают угольщикам свыше 16 наименований механизированных крепей, модернизированные скребковые и забойные конвейеры, очистные комбайны.

Для металлургических предприятий осуществляется выпуск электролизёров, дозаторов, холодильников для охлаждения первичного коксового газа, для строительных - оборудование для асфальтобетонных и кирпичных заводов, для сельскохозяйственных - "Конкорды" и другую современную сельскохозяйственную технику.

Благодаря поддержке Администрации области заключаются соглашения о социально-экономическом партнерстве с угольными, металлургическими и другими промышленными предприятиями Кузбасса. В 2006 году объем заказов только по горно-шахтному оборудованию на машиностроительных заводах уже составил 4 миллиарда рублей, что в 2 раза больше, чем в 2005 году.

Производственные успехи позволили большинству машиностроительных предприятий выйти на уровень рентабельной работы. С ростом доходов больше средств в 2007 году направлялось на заработную плату, растут отчисления в бюджеты всех уровней. Так, в декабре 2007 года среднемесячная заработная плата на машиностроительных предприятиях области увеличилась к соответствующему периоду 2006 года на 35 % и составляла 8325 рубля.

В развитие машиностроительных предприятий в прошлом году вложено около 800 млн. рублей инвестиций.

На крупнейшем машиностроительном объединении - ОАО "Юргинский машиностроительный завод" производство товарной продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилось на 17,5 % и составило 1,7 млрд. рублей. Выпуск горно-шахтного оборудования увеличился по сравнению с 2006 годом ­на 9%, кранов - на 27%.

В 2004 году освоено и продолжается пользоваться спросом производство таких современных, конкурентоспособных видов машин и механизмов как: модернизированные шахтные крепи для угольных пластов различной мощности, автомобильные краны на базе камазовского шасси грузоподъемностью 17 и 25 тонн, первого в Кузбассе легкого проходческого комбайна - КСП-22.

Завод плодотворно сотрудничает с объединением "КАМАЗ". Завершается совместная с ним разработка мини-погрузчика грузоподъемностью 700 кг, который незаменим при дорожных и строительных работах.

На предприятии идет крупномасштабная модернизация производства, освоение новых более качественных видов изделий. Инвестиции в развитие и совершенствование производства в 2007 году составили около 400 млн. рублей. Эти средства направлены на продолжение модернизации "Юрмаша" и организацию на нем производства новых видов продукции.

Среди масштабных социальных программ особое место на заводе занимает Программа "Жилье". В сентябре 2007 года сдан в эксплуатацию новый 28 квартирный жилой дом. Причем 10 семей работников завода получают эти квартиры бесплатно, а 18 - на условиях льготного ипотечного кредитования. Кроме этого, заложен еще один дом (140 квартир), который будет построен заводом на долевых началах с участием областного бюджета (50 % на 50 %).

Средняя заработная плата на заводе за 2007 год составила 7256 рублей, что на треть превышает соответствующий уровень 2004 года.

Успешно развивался в прошлом году ОАО "Анжеромаш". Завод существенно увеличил загрузку своих мощностей на выпуск тяжелых забойных конвейеров типа "Анжера", перегружателей и дробилок. В прошлом году выпущены новая модель бурового станка Б-200 и бурильная машина Т-505 для анкерного крепления горных выработок. Постоянно идет работа над повышением качества конвейеров - основной продукции предприятия.

Одним из самых динамично развивающихся предприятий машиностроения Кузбасса является ООО "Кемеровохиммаш" . Объем выпуска товарной продукции за 2007 год составил 420 млн. рублей, в том числе химического оборудования произведено на сумму 279,5 млн. рублей. Сегодня завод выпускает конкурентоспособную продукцию, которая имеет стабильный спрос на рынке. Преимущественная доля в химическом оборудовании приходится на изготовление емкостных выпарных аппаратов, теплообменного оборудования, газовозов. Продолжается производство котлов для железнодорожных цистерн под нефтепродукты, энергосберегающих новинок бромистолитиевых холодильных машин и тепловых насосов.

Кроме того, созданный на базе одного из цехов ООО"Кемеровохиммаша" Кузбасский филиал ОАО "Алтайвагона" в марте 2006 года приступил к производству фитинговых платформ. Так, уже к середине 2007 года выпущено 437 платформ различных модификаций.

Многое делается на ООО "Кемеровохиммаш" по улучшению социальной обстановки. Средняя заработная плата здесь самая высокая среди всех предприятий машиностроительной отрасли Кузбасса - 9652 рубля (прирост к соответствующему уровню 2006 года составил 20 %).

Уверенно и без срывов работали в прошлом году и другие машиностроительные заводы Кузбасса: ОАО "Первый Кемеровский авторемзавод" , Кемеровский механический завод, ОАО "КЭМ" , НПО "Развитие", ОАО "Электромашина", Кузнецкий машиностроительный завод и другие.

^ Глава II. Необходимость модернизации машиностроительного комплекса на инновационной основе.

В преддверие Дня машиностроителей России 28 сентября 2007 с. г. в МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялась первая Всероссийская научно-практическая конференция на тему "Актуальные проблемы развития машиностроения России".

Организатором этого мероприятия выступила Общероссийская общественная организация "Союз машиностроителей России".

В конференции приняли участие 830 представителей из 60 регионов Российской Федерации. Среди них руководители федеральных и региональных органов власти и управления, представители Администрации Президента и Правительства РФ, Государственной Думы Федерального собрания РФ, руководители машиностроительных предприятий, научно-исследовательских и проектных институтов, общественных объединений и организаций России.

На конференции присутствовали представители более 100 предприятий российского машиностроения, в том числе ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", АХК "Сухой," ФГУП "ММПП "Салют", ОАО "КАМАЗ", ОАО "ГАЗ", ОАО «РЖД», ОАО "ИЖМАШ", ОАО "Трансмашхолдинг", ГП ВО "Тяжпромэкспорт", ОАО "Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения".

Поздравление с Днем машиностроителя и участникам конференции направил Президент Владимир Владимирович Путин.

Конференция была открыта выступлением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Сергея Борисовича Иванова.

С докладом "Актуальные проблемы развития машиностроения в России" выступил председатель "Союза машиностроителей России", генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Викторович Чемезов. В своем выступлении С.В. Чемезов выделил в качестве наиболее острых проблем современного развития машиностроительной отрасли России изношенность основных фондов, отсутствие четкой кадровой политики, низкие темпы интеграции в ключевых отраслях машиностроения и восстановления кооперационных связей, непрогнозируемый рост цен на энергоресурсы, сырье, материалы и комплектующие. Среди мер, направленных на модернизацию машиностроительного комплекса России, С.В.Чемезов назвал предоставление госгарантий по банковским кредитам, увеличение госзаказа, разработку и принятие государственной концепции регулирования цен, формирование национальной системы сертификации и стандартизации продукции машиностроения.

Выступившие на конференции поднимали темы модернизации высокотехнологичных промышленных производств, пути повышения конкурентоспособности машинотехнической продукции. Также обсуждались проблемы ценообразования, подготовки инженерных кадров, законодательного обеспечения развития машиностроения России.

По итогам конференции была принята Резолюция, в которой названы основные причины низкой конкурентоспособности российской продукции машиностроения, обозначены ключевые направления совместных усилий для решения актуальных проблем отрасли. В документе также сформулированы рекомендации Союзу машиностроителей России, среди которых:

- принять участие в разработке Государственной стратегии развития гражданского машиностроения и стратегии развития станкоинструментальной промышленности на период до 2015 года; - выступить с инициативами по совершенствованию российского законодательства, способствующего развитию машиностроения, в области внешнеэкономических отношений, корпоративного строительства, техперевооружения, финансов и налогов, земельных отношений, регулирования научно-технической деятельности, подготовки кадров и др.; - проработать и предложить Правительству Российской Федерации механизм осуществления конкретных мер государственной поддержки предприятиям машиностроительного комплекса с четкой адресной направленностью в целях их технического перевооружения, обновления основных производственных фондов; - принять участие в разработке государственной целевой программы по созданию системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных профессиональных кадров низшего, среднего и высшего звена для нужд промышленности, в т.ч. машиностроительной отрасли; - принять активное участие в создании комплексной системы разработки и внедрения отраслевых стандартов и требований.

По единогласному мнению участников конференции, "у российского машиностроения сегодня есть все предпосылки вернуть себе достойные позиции как на внутреннем, так и на внешних рынках. Для этого нужна государственная воля и системный диалог власти, машиностроителей и делового сообщества России".

Общероссийская общественная организация «Союз машиностроителей России» создана учредительным съездом, который состоялся 28 апреля 2007 года в Г.Москве в Колонном зале Дома Союзов. На съезде работали 298 делегатов из 60 регионов России. Они представляли крупнейшие машиностроительные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты России.

Председатель Организации генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Викторович Чемезов. Первый заместитель Председателя - губернатор Самарской области Владимир Владимирович Артяков.

Руководящий орган Организации - съезд, который проводится не реже одного раза в 4 года. Руководство организацией осуществляет Центральный совет и его Бюро.

Региональные отделения Союза созданы в 56 субъектах Российской Федерации и объединяют более 3 тысяч специалистов машиностроительной области.

Основными направлениями деятельности Союза являются: участие в формировании приоритетов государственной промышленной политики, проработка предложений по стимулированию спроса на продукцию отечественного машиностроения, подготовка и закрепление передовых научных кадров, специалистов и высококвалифицированных рабочих.

^ Глава III. Перспектива развития машиностроительного комплекса в России.

Машиностроение - одна из ведущих отраслей экономики нашей страны, которая состоит из большого количества под- отраслей и производств. Предприятия этой отрасли связаны между собой и с предприятиями других отраслей народного хозяйства.

В последние годы ситуация в машиностроительном комплексе характеризуется как кризисная, хотя и проводятся различные конференции, на которых рассматриваются и обсуждаются различные проблемы машиностроения. Уже в 1996 г. суммарное падение выпуска продукции составило 57% по отношению к 1991 г. В станкостроении свой профиль изменили 80% предприятий. Выпуск металлорежущих станков упал до 30%, кузнечно-прессовых машин до 11%. Практически полностью прекращен выпуск картофелеуборочных комбайнов, машин для внесения удобрений, льноуборочной техники, сеялок, тракторных прицепов. Мощности по выпуску тракторов используются на 15%, зерноуборочных комбайнов - на 14%, грузовых автомобилей - на 27%, троллейбусов - на 20% и т.д.

Машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР. По сравнению с импортными товарами машиностроительная продукция нашей страны имеет более низкое качество и потому неконкурентоспособна на мировом рынке.

Структура конечной продукции отечественного машиностроения на рубеже последних десятилетий отличалась «утяжеленностью», и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась непомерно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 80-х годов рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший в начале 90-х в обвальное падение.

Уменьшение спроса в отраслях-потребителях вынудило машиностроение приспосабливаться к условиям использования его продукции, увеличивая выпуск универсальной техники и внедряя примитивные технологии. Это приведет к прекращению выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему свертыванию машиностроительного производства и в конечном счете к затуханию инвестиционного процесса и ликвидации базовых отраслей экономики (кроме сырьевых, обладающих экспортным потенциалом).

Резкое сокращение производства в начале 90-х годов меньше затронуло выпуск товаров длительного пользования, удельный вес которых был выше среднего - главным образом легковое автомобилестроение и производство бытовой техники, при наиболее быстром росте цен на них и высокой рентабельности производства. Так, основной особенностью происходящих изменений была ориентация на выпуск относительно престижных изделий при ухудшении условий выпуска многих других, что было во многом обусловлено покровительственной таможенной политикой государства, например в отношении автомобилестроения. Поэтому относительное благополучие некоторых предприятий данной отрасли временно и в условиях постоянного повышения издержек производства и нарастающей конкуренции со стороны иностранных производителей неизбежны спад и периодические остановки производства. Положение машиностроения также усугублял ось высоким уровнем концентрации и монополизмом производства. Среди 2/3 предприятий каждое выпускает свыше 75% продукции определенного вида, то есть фактически является ее монопольным производителем.

Отличительной особенностью спада была относительная стабильность развития отраслей и подотраслей, изготавливающих мобильную технику, при падении выпуска продукции в отраслях, производящих технологическое оборудование. Причина заключается в более высокой ликвидности мобильной техники относительно оборудования, требующего монтажа, выпуск которого стал превышать платежеспособный спрос в результате перенакопления парка данной техники у потребителя. Это породило серьезные финансовые и производственные проблемы, приведшие к остановке ряда крупнейших предприятий. Основной причиной создавшегося положения является резкое падение инвестиционной активности и снижение спроса на машины и оборудование. Особенно снизился объем капитальных вложений в производство оборудования для строительства и в сельскохозяйственное машиностроение.

В силу рассмотренных неблагоприятных факторов удельный вес наукоемких отраслей снизился, тогда как доля автомобильной промышленности стабилизировалась. Условиями этой стабилизации является сдерживание тарифов на энергоносители, продукцию металлургического и химического комплексов, железнодорожные перевозки, пролонгация протекционистских таможенных мер. Должна подвергнуться изменениям и сама структура выпуска, так как она пока не отвечает современным требованиям. Реализация структурно-целевых программ связана со значительными инвестиционными затратами и временем. Но необходимость, а главное успешность, комплексной структурной перестройки доказана опытом АО «ГАЗ». Своевременно проведенная реструктуризация производства с организацией выпуска автомобилей грузоподъемностью полторы тонны и автомобилей с дизельными двигателями дала возможность наращивать объемы производства. Например, за 10 месяцев 2006 года темпы роста составили 122,4% к соответствующему периоду предыдущего года.

В станкоинструментальной промышленности России на сегодняшний день производство все более и более ориентируется на платежеспособный спрос. Но со стороны прежнего основного потребителя - государства он резко сократился, а хозяйствующие субъекты не компенсируют этого сокращения (особенно на сложную наукоемкую продукцию), отдавая предпочтение более дешевому и простому оборудованию, что влечет за собой потерю заказов, болезненную для станкостроения. По сути, возникла угроза утраты Россией собственного станкостроения. Массовой практикой стало освоение в целях выживания непрофильной для станкостроения продукции. Слабое частное и иностранное инвестирование, малоактивный спрос негосударственного сектора на технологическое оборудование делает необходимой осуществление государственной поддержки предприятий данной отрасли. Это экономически, а порой и стратегически, эффективно, особенно в случае импортозамещения. Так, средства, выделявшиеся на эта цели позволили создать производственные мощности по выпуску линейных подшипников качения по лицензии фирмы «ТNK» (Япония) на АО «Липецкий станкостроительный завод». Эти узлы являются основой российского прецизионного станкостроения, до сих пор они были в основном предметом импорта из дальнего зарубежья. Освоенные мощности по производству синтетических алмазов на АО «Томал» позволяют полностью перейти на производство алмазного инструмента на основе российского сырья взамен его импорта с Украины и Армении, а также сформировать экспортный потенциал в объеме 10 миллионов долларов в год. Эти примеры показывают высокую эффективность государственной поддержки приоритетных направлений развития станкостроительной промышленности.

В условиях сильного сжатия спроса на сельскохозяйственную технику сейчас предполагается проведение мероприятий по ускорению процесса адаптации предприятий к рынку (структурная перестройка производства, расширение рынка сбыта техники на экспорт, создание на предприятиях торговых домов, проведение ярмарок-выставок). Для решения проблемы неплатежей на предприятиях отрасли будут проводиться бартерные операции и взаимозачеты, шире использоваться векселя и государственные казначейские билеты. Особенно перспективной формой нормализации сбыта представляется практикуемое уже обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды - лизинга. В настоящее время наметилась тенденция к стабилизации объемов производства по некоторым видам продукции тяжелого машиностроения, а по другим ­увеличение выпуска. Это относится к производству оборудования для черной металлургии и горнодобывающей промышленности: машины для непрерывного литья заготовок и агломерационного производства, буровые станки для нужд горнодобывающей промышленности. Предприятия стали более активно вести работу по поиску платежеспособных заказчиков из-за конкуренции со стороны иностранных поставщиков аналогичного оборудования.

Ситуация в энергетическом машиностроении стабилизировалась из-за некоторого увеличения выпуска паровых турбин, обусловленного экспортными поставками оборудования, в основном в Китай, Иран и страны Восточной Европы. При этом наметилась тенденция к освоению производства дизелей по лицензиям зарубежных фирм, что дает возможность заводам данной подотрасли вступить в конкурентную борьбу на мировом рынке.

В ближайшие годы даже при условии инвестиционной активности не следует ожидать существенного роста спроса на строительную и дорожную технику. За последние 3 года интенсивность обновления упала на 40%, а доля впервые осваиваемой техники - в 2 раза. На предприятиях данной отрасли способны тиражировать устаревшие технику и технологии.

Подводя итог всему вышесказанному, можно определенно утверждать, что состояние развития машиностроительного комплекса России определяется не просто спросовыми, а инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят реструктуризацию производства, в основе которой должно лежать улучшение качества продукции, а следовательно, и повышение ее конкурентоспособности. Наконец, необходимо дать обобщенное представления о сложной социально-экономической ситуации, сложившейся в промышленности в последние годы. Она обусловлена тем, что нарастающий в последние годы вал неплатежей увеличил долю убыточных предприятий. Численность безработных в данном комплексе увеличилась в большей степени, нежели в промышленности в целом. Официальные статистические данные последних лет показывают, что скрытая безработица (занятость с неполным рабочим днем или неделей) в целом в промышленности уменьшилась. Обследование же, проведенное в конце прошлого года санкт-петербургским центром «Труд-мониторинг» показало, что доля рабочих машиностроительной промышленности, занятых неполный рабочий день или отправленных в отпуск по инициативе администрации выросла. Среди занятых на машиностроительных предприятиях растет потребность во вторичной занятости. Об этом заявили 86.9% опрошенных рабочих, а у 84.6% заявили о том, что у них регулярно месяц и более задерживается выплата зарплаты.

Особенно тяжелая ситуация сложилась в оборонном комплексе, где численность производственного персонала сокращается даже быстрее, чем в целом по машиностроению. Наиболее заметно упала занятость в электронной промышленности и в производстве спецсредств связи.

Все это обуславливает отток высококвалифицированных специалистов из исследовательских организаций и конструкторских бюро, в том числе и за границу. Особенно тяжелое положение сложилось в тех регионах, где предприятия ВПК играют роль градообразующих предприятий (Урал, Удмуртия, некоторые области Центрального экономического района). Необходимо уже сейчас принимать меры для корректировки выбранного рыночного курса. Если этого не сделать, то в ближайшее время пессимистические настроения и социальная напряженность будут нарастать, что создаст угрозу дальнейшего построения социально-ориентированной рыночной экономики в России.

Итак, среди основных причин, которые привели к снижению темпов и объемов производства по машиностроительному комплексу в целом и по его отдельным жизненноважным видам, таким как станкостроение, железнодорожное машиностроение, тракторостроение, необходимо назвать следующие причины: • Общий экономический кризис, поразивший страну; • Действующий затратный хозяйственный механизм с при сущей ему необязательностью поставок по кооперированным связям; • Низкое техническое оснащение машиностроительных предприятий; • Большой физический и моральный износ основных фондов на предприятиях комплекса; • Отсутствие единого органа управления комплексом и переход к слабому регулированию при недостаточном учете и контроле; • Отсутствие схемы развития и размещения машиностроительного комплекса в целом; • Невозможность быстрого освоения в РФ новых видов машиностроения, производимых в союзных республиках бывшего СССР; • Ограничение спроса на продукцию в связи с ее высокими ценами реализации в других отраслях народного хозяйства; • Недостаточная гибкость машиностроительных производств в условиях формирования рынка; • Необеспеченность оборудованием воспроизводственного процесса в экономике; • Старение рабочей силы, занятой в отраслях машиностроительного комплекса.

Направления устранения негативных явлений, проявившихся в машиностроении :

1. Остановить спад производства рядом конкретных мер государственного характера:

- поддержание через государственный заказ на должном уровне производства таких видов оборудования, которые обеспечивают воспроизводственный процесс экономики страны; - прекращение либерализации цен на топливо и энергию, как основное сырье для машиностроительного комплекса; - изменение амортизационной политики; - введение налоговых льгот для машиностроительного комплекса, его инвесторов, поставщиков металла, топлива, энергии, комплектующих изделий.

2. Повысить научный уровень обоснования размещения отраслей комплекса по территории страны.

3. Совершеносвовать ремонтное производство по следующим направлениям: - формирование территориальных межотраслевых ремонтных комплексов, разветвленной сети предприятий с подетальной агрегатноузловой и предметной специализацией; - расширение фирменного ремонта и обслуживания территориальными сервисными организациями.

4. Увеличить инвестиции в развитие комплекса по всем источникам. Для технико - экономического обоснования вариантов размещения отраслей машиностроительного комплекса необходимо использовать основные показатели и расчеты, характеризующие: - балансы : производство и потребление конкретных видов продукции и производственные мощности; - транспортные связи; - объем капитальных вложений; - себестоимость продукции; - производительность труда; - потребность в материальных ресурсах и рабочей силе; - связи с предприятиями по основным видам полуфабрикатов и

комплектующих изделий.

Перспективы развития машиностроительного комплекса зависят от реализации целевых комплексных программ, направленных на совершенствование машиностроительного комплекса. Важнейшими направлениями совершенствования машиностроительного комплекса являются: - комплексная механизация всех стадий технологический процессов от добычи сырья до транспортировки готовой продукции; - производство технических средств, соответствующих по своим параметрам специфическим отраслевым и климатическим условиям эксплуатации; - дальнейший выпуск машин, оборудования, автоматических манипуляторов более высокого класса, позволяющих использовать ресурсосберегающие технологии, переоснащение ими предприятий машиностроительного комплекса; - развитие микропроцессорной техники; - оптимизация размещения предприятий машиностроительного комплекса по территории страны; - использование мирового опыта в теории и практике по вопросам развития и размещения отраслей машиностроительного комплекса.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что машиностроительный комплекс, имеющий огромное значение для дальнейшего развития экономики России, находится в системном кризисе, обусловленным распадом СССР и изменением структуры народнохозяйственного комплекса России. Проведение коренного реформирования отрасли машиностроения позволит России выйти на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией и занять на нем выгодную позицию. Это послужит базой для стабилизации экономики и подъема промышленности России в целом.

Заключение.

Целью данной работы явилось исследование проблем и перспектив развития машиностроительного комплекса РФ. В ходе исследования были рассмотрены следующие вопросы: • Состав и значение машиностроительного комплекса; • Внутри - и межотраслевые связи; • Характеристика отраслевой структуры машиностроения развитых и развивающихся стран мира; • Особенности развития и размещения предприятий машиностроительного комплекса РФ; • Статьи экспорта машиностроения; • Проблемы и перспективы развития машиностроения в России. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что: 1. Машиностроение является базовой отраслью страны. На его основе осуществляется техническое промышленности страны. 2. Машиностроительный комплекс имеет тесные внутри - и межотраслевые связи с большинством отраслей народного хозяйства страны, в особенности с черной и цветной металлургией, лесной и химической промышленностью. Нельзя не отметить, что с распадом СССР нарушились межотраслевые и кооперационные связи. 3. Существуют значительные различия в структуре развитых и развивающихся стран. Россия вместе с США, Германией и Японией входит в группу стран, обладающих полной номенклатурой продукции. 4. Машиностроение относится к отраслям «свободного размещения», но в тоже время на размещение предприятий оказывает влияние ряд факторов: наукоемкость, металлоемкость, трудоемкость, близость потребителя. 5. В настоящее время в структуре экспорта машиностроения преобладает продукция ВПК и тяжелого машиностроения, что тормозит развитие машиностроительного комплекса в целом.

6. Для машиностроения России в настоящее время характерно снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что машиностроительный комплекс, имеющий огромное значение для дальнейшего развития экономики России, находится в системном кризисе, обусловленным распадом СССР и изменением структуры народнохозяйственного комплекса России. Проведение коренного реформирования отрасли машиностроения позволит России выйти на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией и занять на нем выгодную позицию. Это послужит базой для стабилизации экономики и подъема промышленности России в целом.

Список литературы.


  1. Барбашов В.В. Развитие машиностроительного комплекса в условиях осуществления социально-экономических преобразований. – Тяжелое машиностроение. 2006. – С.3-5.

  2. Воронин В.В. Экономическая география РФ: Учебное пособие/ Самарская государственная экономическая академия, Самара 2005г.-с.142-157.

  3. « Российская газета» август 2007г.

  4. Статья «Кузбасс готовится к реформе 2 года». Журнал «Деловой Кузбасс». №2 февраль 2007г.

  5. Журнал «Деловой Кузбасс». №12 декабрь2006- январь 2007г.



Скачать файл (164.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru