Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Экскурсоведение - файл 1.doc


Лекции - Экскурсоведение
скачать (375.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc376kb.16.11.2011 03:36скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ


ОГЛАВЛЕНИЕ


ЛЕКЦИЯ №1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ

ЛЕКЦИЯ № 2. ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ

ЛЕКЦИЯ № 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

ЛЕКЦИЯ № 4. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 5. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 6. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ

ЛЕЦИЯ № 7. СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 9 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ

^ ЛЕКЦИЯ № 10 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛЕКЦИЯ №1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ


Экскурсионное дело в России – одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа:

I) конец XVIII – начало XX вв. – возникновение и становление экскурсионного дела в России;

II) 20-е – 30-е гг. XX в. – становление экскурсионного дела в CCCР;

III) 50-е – 80-е гг. XX в. – развитие и совершенствование экскурсионного дела в СССР;

IV) конец XX – начало XXI вв. – развитие экскурсионного дела в Российской Федерации.


^ 1.1. Развитие экскурсионного дела в конце XVIII- начале XX вв.

Экскурсионное дело в России берет свое начало с развития школьных экскурсий. Во второй половине XVIII в. передовые педагоги разрабатывали и реализовывали первые природоведческие экскурсии. В «Уставе народных училищ» 1786 г. и в «Школьном уставе» 1804 г. было рекомендовано устраивать экскурсии на природе, посещать мануфактуры, другие предприятия. В методике преподавания русского педагога XIX в. К.Д. Ушинского так же важную роль занимали природоведческие экскурсии. Передовые педагоги отдельных российских школ, частных гимназий, особенно коммерческих училищ во второй половине XIX в. начинают организовывать экскурсии-прогулки на природу и посещение предприятий.

Кроме школьных экскурсий, экскурсия как способ познания мира начинает привлекаться членами российских научных обществ. Во второй половине XIX в., в Петербурге, было создано «Общество любителей естествознания». Позднее оно возникло Москве, Казани, Екатеринбурге и других городах. Его члены изучали природные богатства окружающих территорий и проводили экскурсии для интересующихся природой края.

В Ялте в конце 80-х гг. XIX в. был организован «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор». Кружок организовывал экспедиции, походы, путешествия и экскурсии, его деятельность привлекала значительное внимание любителей природы из других городов.

В конце XIX в. в крупных городах России стали создаваться художественно-промышленные выставки и музеи. Начинает формироваться методика музейной экскурсии. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей. В 1882 г. открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка. В музеях организовывались экскурсии для студентов и учащейся молодежи.

В 1899 г. в Петербурге, при Педагогическом обществе создается «Комиссия по организации общеобразовательных экскурсий», которая организовывала экскурсии для учащихся гимназий, коммерческих, реальных училищ, школ. В 1895 г. был организован Русский тур. клуб, ставший позднее Российским обществом туристов (РОТ). Общество так же организовывало путешествия по России и за границей, экскурсии по достопримечательностями русских городов, паломнические поездки.

В 1900 г. возникло «Русское горное общество». Русским горным обществом был построен на Кавказе первый отечественный горный приют, где организовывались экскурсии и путешествия. С 1902 по 1909 гг. в Пятигорске функционировало «Кавказское горное общество». Одним из направлений деятельности которого было проведение пешеходных и транспортных в окрестностях Пятигорска, Железноводска и Кисловодска.

В 1905 г. к «Крымскому горному клубу» присоединяется «Кавказский горный клуб», с этого времени он стал называться «Крымско-Кавказским горным клубом». Позднее клуб расширил географию маршрутов походов и экскурсий. Для чего было создано экскурсионное бюро, рекомендовавшее желающим маршруты экскурсий. Экскурсионное бюро «Крымско-Кавказского горного клуба» являлось одним из первых экскурсионных учреждений, имевшим четкие функции по организации экскурсий.

В 1907 г, при Российском обществе туристов создается комиссия «Образовательные экскурсии по России». Комиссия организовывала экскурсии по крупным городам, по природным достопримечательностям Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии.

В 1910 г. создается «Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий» - для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа. Позднее там же создается «Центральная экскурсионная комиссия», организовывавшая экскурсии, разработавшая «Правила для экскурсантов», контролировавшая их выполнение. Подобные комиссии организуются и при других учебных округах России.

В начале XX в. Д. Н. Кайгородовым, В. В. Половцевым, Е. А. Звягинцевым и др. начинается разработка школьной экскурсионной методики. В 1910 г. вышла книга под редакцией Б. Е. Райкова и П. Н. Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация». В этой монографии впервые были разработаны принципы школьной экскурсионной методики, дана система учебных экскурсий. В начале XX в. начинает издаваться периодические издания, изучавшие практику и теорию экскурсионного дела: «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант».

Т.о. первый период развития экскурсионной методики в России ознаменовался ее формированием, прежде всего как части педагогическо-воспитательного процесса. Вместе с тем уже на ранних этапах экскурсия становится частью формирующегося рынка туристических услуг. В этот период формируются первые научные методики организации экскурсионного процесса.


^ 1.2. Развитие экскурсионного дела в 20-е – 30-е гг. XX в.

В советский период развитие экскурсионного дела происходит в русле общей просветительской политики Советского правительства. Созданный в ноябре 1917 г. Внешкольный отдел Наркомата просвещения наряду с другими методами обучения в системе внешкольного обучения взрослых начинает внедрять экскурсионный метод. Экскурсии решали новые цели и задачи, в первую очередь внедрение новой идеологии. Начинают создаваться новые учебные заведения по переподготовке учителей, открываются специальные учебные заведения по подготовке экскурсионных работников: Центральный музейно-экскурсионный институт (Москва), Экскурсионный институт (Петроград). Общество «Долой неграмотность» принимало участие в издании журнала «Спутник экскурсанта», выпускаемого Наркоматом просвещения. В приложениях к журналу давались рекомендации в помощь самообразованию, внешкольному образованию, включая сведения о тематике экскурсий.

Для идеологически верного развития экскурсионного дела в 1918 г. была создана «Опытно-показательная экскурсионная база» Наркомпроса, осуществлявшая руководство над экскурсионными учреждениями на местах. При губернских и уездных городах была организована сеть экскурсионных станций. В 1920 г. при Наркомпросе был создан «Главный политико-просветительный комитет» при котором был создан экскурсионно-выставочный отдел, в задачи которого входило руководство над развитием городских и музейных экскурсий.

В 1920 г. в центральных городах России были открыты инструкторские экскурсионные станции, которые готовили учителей к проведению и организации экскурсий для учащихся.

Экскурсионное дело на данном этапе тесно взаимодействовало с краеведческой работой. При «Центральном бюро краеведения» было открыто «Экскурсионно-справочное бюро», которое информировало о туристских и экскурсионных маршрутах, выпускало литературу в помощь экскурсантам.

В рассматриваемый период продолжает, развивается теория и методика экскурсионного дела.

В 20-е гг. выходит монография В.А. Герда «Экскурсионное дело», ставшая значительным вкладом в развитие теории и методики экскурсионного дела СССР. Автор впервые в отечественной науке дал определение экскурсии, изложил их классификацию. В Петрограде выходил научно-педагогический журнал «Экскурсионное дело», был выпущен сборник статей «Школьные экскурсии, их значение и организация». Выходят монографии Н. П. Анциферова «Теория и практика экскурсий по обществоведению»; «Внешкольные экскурсии» под редакцией Б. Е. Райкова и Э. В. Краснухи, Н. А. Гейнике «Методика и практика экскурсионного дела».

Большое значение в организации туризма и экскурсий приобрели профсоюзы. В Центральном бюро краеведения создается подсекция, на которую было возложено установление связей между профсоюзами и краеведческими организациями. Профсоюзы организовывали группы экскурсантов из рабочих и служащих и направляли их по туристско-экскурсионным маршрутам.


^ 1.3. Развитие экскурсионного дела в 50-е – 80-е гг. XX в.

В период ВОВ продолжалось развитие теоретического экскурсоведения. В апреле 1945 г. Все­союзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) при­нял решение о возобновлении туристско-экскурсионной деятельности. Было восстановлено Туристско-экскурсионное управление в Москве, к 1948 г. Подобные управления функционировали в Ленинграде, Симферополе, Горь­ком, Свердловске.

При доминирующем государственном регулировании развития туризма, новый импульс экскурсионному делу давали именно государственные нормативные акты. Одним из них становится постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экс­курсий в стране». В постановлении определялась необходимость в принятии мер к массовому развитию туризма и экскурсий в стране, расширению сети и улучшению деятельности туристских и экскурсионных учреждений, превращению туристско-экскурсионного дела в крупную отрасль обслужива­ния населения. Министерство просвещения СССР создало Центральную детскую туристско-экскурсионную станцию.

В июле 1971 г. Президиум ВЦСПС принимает постановление о экскурсионном деле: «О ме­рах по дальнейшему улучшению экскурсионной работы», в котором определялись меры по повышению познавательной ценности экскурсий, улучшению методической работы экскурсоводов, подготовки кадров для бюро путешествий и экскурсий. По­становление давало право комитетам профсоюзов оплачивать 70 % стоимости экскурсий и путешествий на маршрутах выходного дня за счет средств профсоюзного бюджета, предусмотренных на культурно-воспитательную работу.

В 70-е гг. XX в. экскурсионное дело становится частью учебного процесса крупнейших ВУЗов страны. На географических факультетах Ростовского, Белорусского, Киевского, Симферопольского, Тбилисского государствен­ных университетов были открыты специализации «Методика и организация туристско-экскурсионного дела». На факультетах общественных профессий педагогических институтов создавались экскурсионные отделения.

В 70-е гг. был разработан ряд нормативно-правовых актов, регулировавших работу экскурсионных учреждений. Были разработаны: «Положение об экскурсионном бюро, бюро путешествий и экскурсий совета по туризму и экскурсиям», «Положение об экскурсоводе туристско-экскурсионных учреждений системы Центрального совета по туризму и экскурсиям», «Положение о методичес­ком совете экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий системы Центрального совета по туризму и экскурси­ям» и др.

В конце 70-х начале 80-х гг. XX в. активизируется теоретическая работа в области теории и практики экскурсионного дела. В массовом порядке издаются монографии, буклеты, инструкции по организации экскурсионной работы. «Подготовка и проведение экскурсий», «Основы экскурсоведения», «Организация экс­курсионной работы», «Методические рекомендации по под­готовке новой экскурсии», «Требования к методической раз­работке экскурсий», «Городская обзорная экскурсия», «В помощь пре­подавателям курсов по подготовке экскурсоводов», «История экскурсионного дела в СССР» и др.

Последним законодательным актов регулирующим советское экмкурсионное дело становится Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О мерах по развитию туризма и совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания населения в стране в 1986 - 1990 го­дах и на период до 2000 года», принятое в июле 1985 г. В нем подчеркивалась особая роль туризма и экскурсий в идеологическом воспитании трудящихся, в пропа­ганде достижений страны, ее экономики, науки и культуры.


Контрольные вопросы:

1. Определите периодизацию развития экскурсионного дела в нашей стране.

2. Дайте характеристику первому этапу развития экскурсионного дела в России.

3. Назовите характерные особенности второго этапа развития экскурсионного дела в СССР.

4. Определите характерные особенности развития экскурсионного дела в 50-е – 80-е гг. XX в. в СССР.

5. Определите характерные особенности российской методики экскурсионного дела.


^ ЛЕКЦИЯ № 2. ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ


2.1. Эволюция определения экскурсии в российском экскурсоведении

В литературе, посвященной организации экскурсионной работы существует несколько определений экскурсии, отражающих эволюцию этого процесса в истории. Первоначально экскурсия рассматривалась как прогулка, с практической целью (исследование природы, истории края). Позднее экскурсия стала частью научного процесса. К экскурсиям стали привлекать школьников, сделав ее частью учебно-воспитательного процесса. В советский период экскурсия становится частью массовой культурно-просветительной работы с населением. В настоящее время экскурсия, обогатившись содержанием, формами, тематикой, методикой проведения является неотъемлемой часть туристической деятельности.

Приведем несколько определений термина «экскурсия»

«Экскурсия, проходка, прогулка, выход на поиск чего, для собирания трав и пр.» - В.И. Даль (1882 г.).

«Экскурсия – поездка с учебной или научной целью» - Настольный энциклопедический словарь (1895 г.).

«Экскурсия – это форма общественно-просветительной работы, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучает... явление в его естественной обстановке» - В. А. Герд (1925).

«Экскурсия – коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью» – Малая советская энциклопедия (1931 г.).

«Экскурсия – один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения, рабочих и колхозных масс путем выхода из обычной обстановки как для непосредственного наблюдения и исследования явлений природы и общественной жизни, естественных производительных сил, фактов культуры и быта и т. п., так и для наглядного ознакомления с определенными объектами (например, музей, выставка) по заранее определенному плану и, как правило, под специальным руководством» - Большая советская энциклопедия (1933 г.).

«Экскурсия – коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью» – Д.Н. Ушаков (1940 г.)

«Экскурсия – поездка, прогулка, посещение какого-либо учреждения с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью» – Словарь иностранных слов (1941 г.).

«Экскурсия – коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, образовательной или культурно-просветительной целью» – Малая советская энциклопедия (1960 г.).

«Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода» – Большая советская энциклопедия (1978 г.).

Суммируя данные определения, акцентируя внимание на современном этапе развития экскурсионного дела можно сформулировать определение и ее характерные признаки.


^ 2.2. Характерные признаки и сущность экскурсии

Экскурсия – целенаправленный наглядный процесс познания окружающей действительности, построенный на заранее подобранных исторических, природных, архитектурных, производственных объектах, показ которых происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода), и подчинен раскрытию определенной темы.

^ Сущность экскурсии – экскурсия имеет свои особенности (признаки) в организации, методике подготовки и проведения. Выделяют шесть признаков экскурсии:

  1. протяженность по времени проведения (от одного академического часа до суток);

  2. наличие экскурсионной группы (20-25 чел.);

  3. наличие квалифицированного руководителя – специалиста в определенной отрасли знаний (экскурсовод);

  4. показ экскурсионных объектов (первичность зрительных впечатлений);

  5. передвижение экскурсионной группы по заранее составленному маршруту;

  6. целенаправленность показа объектов (наличие определенной темы).

^ Тематика экскурсий – совокупность, набор, группа тем экскурсионного процесса. Характерным признаком экскурсии является ее построение в соответствии с определенной темой.

^ Тема экскурсии - предмет показа и рассказа. Формулировка темы представляет собой краткое, концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Тема – понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Тема связана с такими понятиями, как «цель» и «идея». Тема предусматривает изложение определенного материала посвященного определенному процессу.

^ Идея экскурсии – ее замысел, главная мысль. Тема и идея составляет идейно-тематическую основу экскурсионной работы. Важнейший показатель адекватности тематики экскурсии – тот интерес, который вызывает тематика у туристов, обеспечение условий для расширения кругозора потребителя. Расширение тематики экскурсий – важная закономерность развития экскурсионного дела. В советское время только экскурсионные учреждения профсоюзов проводили экскурсии более чем на 24 тыс. тем. Необходимо отметить, что ресурсы любого города России позволяют реализовать только в городской черте значительное количество тематических экскурсий. Главные требования к тематике экскурсий – актуальность, разносторонность, соответствие запросам и интересам потребителей.

^ Подтема экскурсии - сумма нескольких основных вопросов. В каждой из тем экскурсии одновременно освещается и несколько подтем: история города, характеристика промышленности, науки, культуры. Правильно разработанная подтема воспринимается вместе с другими подтемами.

^ Композиция экскурсии - расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, ее вступления и заключительной части.

Подтемы определяются особенностями исторического развития города, области, края. Одна из подтем становится основой экскурсии, определяясь в качестве ведущей.

^ Ведущая подтема экскурсии – способствует более глубокому раскрытию ее содержания, делает ее более убедительной и запоминающейся. Каждая подтема обзорной экскурсии может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии, поскольку тематическая экскурсия должна быть посвящена раскрытию какой-либо одной темы. В большинстве случаев эта тема затрагивает отдельный исторический период, какое-то одно значительное событие прошлого или настоящего. Широкое развитие тематики позволяет использовать различные виды группировки тем

Одна из особенностей тематики экскурсионного процесса – тесная связь с объектами и с экскурсионным материалом, который может быть усвоен экскурсантами при показе этих объектов. Экскурсионные объекты одновременно могут демонстрироваться на нескольких экскурсиях: обзорной, военно-исторической, историко-революционной, литературной, архитектурной и других. В экскурсии могут быть задействованы и объекты, расположенные на пути следования группы. Вместе с тем эти объекты не должны становиться основными объектами показа, рассказ о них должен вестись только по просьбе туристов или в качестве дополнительного материала.

^ Название экскурсии – языковое выражение обозначающее ее содержание. Задача названия – активизировать внимание туристов, заинтересовать их, подготовить аудиторию к предстоящей экскурсии. Название экскурсии должно выражать один смысл, должно быть точным, не допускающим двояких толкований. Название экскурсии бывает простым и сложным. В сложном названии его вторая часть дополняет и поясняет первую. У экскурсии может быть несколько названий в зависимости от состава участников и поставленной задачи.

В ходе подготовки и реализации экскурсии должны быть реализованы определенные экскурсионные принципы (научность, связь с жизнью, объективность, доступность), влияющие на ее эффективность.

^ Принцип научностиодин из основных в экскурсионном процессе, в соответствии с ним содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными той или иной науки. Факты, события, теоретические положения должны даваться в научной трактовке и объективно оцениваться.

^ Принцип связи теории с жизнью материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, с современным этапом развития страны, города, района.

Принцип объективности – информация, излагаемая экскурсоводом должна соответствовать, действительности, быть свободной от субъективных взглядов тех или иных исследователей на развитие истории и культуры.

^ Принцип доступности – экскурсионная информация должна быть доступной для восприятия потребителем.

Экскурсионный процесс выполняет ряд функций. Функции экскурсии – те цели и задачи, которые реализуются в ходе экскурсионного процесса.

^ Функция информации – экскурсия в зависимости от своей темы содержит определенную информацию о развитии общества, архитектуры, той или иной науки. Рассказ экскурсовода представляет собой достаточно полную и тщательно выверенную информацию по теме.

^ Функция организации отдыха – отдельные виды экскурсии способствуют эмоциональной и физической разгрузке потребителя, кроме того, экскурсия призвана организовывать свободное время экскурсанта, придавая ему осмысленность.

^ Функция расширения кругозора – одна из функции экскурсий знакомство потребителя с основными особенностями исторического и культурного развития региона, знакомство с памятниками истории и культуры, архитектурными стилями и т.п.

^ Функция подготовки и переподготовки кадров – ряд специализированных экскурсий способствуют подготовке будущих специалистов-экскурсоводов и организаторов экскурсий.


Контрольные вопросы


  1. Охарактеризуйте эволюцию термина «экскурсия» в российском экскурсоведении.

  2. Дайте определение экскурсии.

  3. Назовите признаки экскурсии и охарактеризуйте ее сущность.

  4. Назовите основные принципы экскурсии

  5. Назовите основные функции экскурсии.

^ ЛЕКЦИЯ № 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ


3.1. Классификация экскурсий в практическом экскурсоведении

Классификация экскурсий в теории и практике экскурсоведения необходима для выделения отдельных видов экскурсий с разработкой специфического теоретического подхода для их подготовки и реализации.

Классификация – распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Наиболее распространенной является классификация экскурсий, в основе которой лежит их деление на пять групп:

  1. по содержанию;

  2. по составу участников;

  3. по месту проведения экскурсии;

  4. по способу передвижения группы;

  5. специализированные экскурсии.

Каждая из выше названных групп имеет свои характерные признаки.


3.2. Группа экскурсий, различающихся по содержанию

К данной группе относятся обзорные (многоплановые) и тематические.

^ Обзорные экскурсии – многотемные, в такой экскурсии обычно используется исторический и современный материал, для показа привлекаются разнообразные объекты (памятники истории и культуры, здания, природные объекты, промышленные предприятия и т.п.). Хронологические рамки обзорной экскурсии – историческое время существования объекта.

^ Тематические экскурсии – посвящены раскрытию одной темы. Это может быть значительное событие или продолжительный период времени, группа памятников архитектуры, промышленность города, часть биосферы. В этой связи именно четкость в определении темы, правильно намеченные хронологические рамки и в соответствии с этим проведенный отбор материала, играют важную роль в его усвоении экскурсантами.

В 80-е гг. XX в. из 24 тыс. тем, разработанных в экскурсионных учреждениях, большинство составляли именно тематические экскурсии.

Тематические экскурсии в свою очередь подразделяются на восемь групп:

1) исторические;

2) военно-исторические;

3) производственные;

4) природоведческие;

5) искусствоведческие;

  1. архитектурно-градостроительные.

Каждая из тематических групп в свою очередь подразделяется на определенные подгруппы.

^ Исторические экскурсии делятся на подгруппы по основным периодам отечественной истории, по содержанию исторические экскурсии так же подразделяются на ряд подгрупп: историко-краеведческие, археологические и этнографические.

^ Военно-исторические экскурсии – подразделяются на следующие подгруппы: экскурсии по памятным местам, с показом военно-инженерных сооружений; экскурсии в военно-исторические, мемориальные и краеведческие музеи.

^ Производственные экскурсии – делятся на производственно-исторические, производственно-экономические и производственно-технические. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, завода, фабрики, транспортного узла, или определенный период развития предприятия.

Производственно-экономические экскурсии – посвящены функционированию, специфике работы предприятия.

Производственно-технические экскурсии – основаны на показе технологического процесса, работы отдельных цехов и участков предприятия.

^ Природоведческие экскурсии – посвящены анализу характерных особенностей биосферы города, района, области. В зависимости от основного объекта экскурсии природоведческие экскурсии могут быть: биологическими, геологическими, зоологическими, экологическими

^ Искусствоведческие экскурсии – включают такие группы экскурсий как: театральные, историко-музыкальные, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, экскурсии, посвященные народным художественным промыслам, экскурсии по местам жизни и деятельности известных артистов и художников.

Литературные экскурсии – включают такие группы экскурсий как: литературно-биографические, монографические, историко-литературные, литературно-художественные, экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного писателя.

Архитектурно-градостроительные – экскурсии включают такие группы экскурсий как: экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; знакомящие с творчеством одного архитектора, знакомящие с планировкой и застройкой города в целом.

Тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Так исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы, элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий.


^ 3.3. Группа экскурсий, различающихся по составу участников

К данной группе относятся экскурсии для взрослой аудитории, для детей, для местного населения, для приезжих туристов, для городского, для сельского населения, для организованных групп, для одиночных, посетителей.


^ 3.4. Группа экскурсий, различающихся по месту проведения

К этой группе относятся городские, загородные, производственные и музейные экскурсии.

Городская экскурсия – предполагает показ города или одной из его частей, одного из административных районов, одной из площадей или улиц. Городские экскурсии так же бывают обзорными и тематическими. Существуют также комплексные городские экскурсии, когда осмотр города сочетается с посещением и осмотром части экспозиции музея, для раскрытия одной из подтем экскурсии.

^ Загородная экскурсия – организуется за пределы города, расстояние до конечного пункта следования обычно не превышает 100 км. Загородная экскурсия имеет несколько видов: 1) когда экскурсия проводится в конечном пункте; 2) когда экскурсия проводится в пути следования; 3) рассказ и показ сочетает путевую информацию с экскурсией в конечном пункте. Загородные экскурсии делятся на обзорные и тематические. Обзорная экскурсия объединяет ряд подтем: история края, экономика, культура, наука, природа. В тех случаях, когда маршрут пролегает по территории нескольких административных районов, в экскурсии дается характеристика каждого из них.

Местом проведения производственных экскурсий являются: заводы, фабрики, комбинаты, стройки, вокзалы, морские и речные торговые порты, аэропорты, метрополитены; научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории, научные центры. Объектами показа в производственных экскурсиях могут быть как предприятие в целом, так и отдельный его цех, отделение, ферма.

^ Музейная экскурсия проводится по экспозиции того или иного музея. Российские музеи делятся на исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические); искусствоведческие (изобразительного искусства, театральные, музыкальные, прикладного искусства и др.); литературные; технические (политехнические, технические, отраслевые); естественнонаучные (зоологические, ботанические, геологические). Кроме того, существуют комплексные краеведческие музеи, сочетающие историческое и естественнонаучное направление, музеи-усадьбы, парковые ансамбли и т.д.

Особую группу составляют мемориальные музеи, раскрывающие важное историческое событие, жизнь и деятельность выдающихся государственных, политических, общественных и военных деятелей. Подобные музеи создаются на территориях, где происходили конкретные исторические события, и на базе усадеб, домов, квартир.

Основой для разработки и реализации экскурсий в музеи служат их экспозиции. Методика проведения экскурсий в музеях имеет ряд особенностей и будет раскрыта в отдельной лекции.


^ 3.5. Группа экскурсий, различающихся по способу передвижения группы

К данной группе относятся пешеходные и транспортные экскурсии

Пешеходные экскурсии – позволяют создавать необходимый темп экскурсии, что обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Вместе с тем пешеходные экскурсии не всегда подходят для возрастных групп, не позволяют комплексно рассматривать ресурсы большого города, ограничивают перечень затрагиваемых объектов.

^ Транспортные (автобусные) экскурсии – состоят из нескольких тематических частей: анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом группы из автобуса и путевой информацией, связанной с характеристикой памятников истории и культуры, мимо которых продвигается группа. Транспортная (автобусная) экскурсия позволяет комплексно осветить ресурсы, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга, выбрать нужный для осмотра ракурс, подъехать к объекту, осмотреть его, не покидая транспортное средство.

В советское время существовала традиция использования для проведения экскурсий и других транспортных средств: троллейбусов, трамваев, речных теплоходов, железнодорожные поездов, самолетов. При наличии подобных экскурсии и сейчас, наиболее удобным и распространенным транспортным средством продолжает оставаться автобус.


^ 3.6. Группа специализированных экскурсии

К этой группе относятся специализированные экскурсии, проводимые организаторами экскурсионного обслуживания для своих сотрудников и приглашенных специалистов. К таким экскурсиям относятся: учебные и пробные.

^ Учебная экскурсия – проводится для слушателей курсов по подготовке экскурсоводов, на специальных семинарах, являясь одной из форм организации занятий для экскурсоводов. Целью данной экскурсии является овладение необходимыми методическими приемами и техникой проведения экскурсии. Слушатели данной учебной экскурсии участвуют не только в проведении, но и во всех этапах подготовки материала для экскурсии.

^ Пробная экскурсия – форма проверки знаний у слушателей экскурсионных курсов. Итогом пробной экскурсии является оценка возможности конкретного специалиста к проведению экскурсий. Участниками подобной экскурсии могут быть коллеги-экскурсоводы, методисты экскурсионной фирмы, специалисты данной отрасли знаний. Во время пробной экскурсии проверяются знание экскурсоводом материала, степень владения методическими приемами, техникой ведения экскурсии, умение установить контакты с группой.


Контрольные вопросы


  1. Обоснуйте необходимость классификации экскурсий в практическом экскурсоведении.

  2. Охарактеризуйте обзорные и тематические экскурсии.

  3. Охарактеризуйте основные группы тематических экскурсий.

  4. Определите специфику подготовки отдельных подгрупп экскурсий, различающихся по составу участников.

  5. Охарактеризуйте экскурсии, различающиеся по месту проведения.

  6. Охарактеризуйте экскурсии, различающиеся по способу передвижения.

  7. Какие экскурсии относятся к специализированным?


^ ЛЕКЦИЯ № 4. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ


Экскурсия – это результат двух важнейших взаимосвязанных процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Подготовка экскурсии включает в себя подбор объектов, материалов и их изучение.

Важнейшей характеристикой качества предварительной работы экскурсовода является ее соответствие требованиями экскурсионной методики. Эффективность экскурсии определяется именно методикой ее проведения, уровнем организации ее как процесса.

Экскурсионная методика состоит из следующих частей:

  1. методики разработки новой темы;

  2. методики подготовки экскурсовода к проведению экскурсии;

  3. методики послеэкскурсионной работы с ее участниками.

Основные правила задачи методики:

  1. помочь экскурсанту увидеть, услышать и ощутить все то, что имеет отношение к теме экскурсии;

  2. содействовать экскурсантам в усвоении практических навыков изучения экскурсионных объектов;

  3. обеспечить устойчивое внимание к теме, к показу и рассказу на протяжении всей экскурсии.

Успешное осуществление этих правил требует от экскурсовода серьезного отношения к отбору объектов и составлению маршрута. При подготовке новой экскурсии нужно исходить из того, что выбор темы, экскурсионных объектов и маршрута теснейшим образом связаны между собой. Методически экскурсия должна быть построена так, чтобы обеспечить устойчивое внимание аудитории в течение длительного времени.

Экскурсионная методика имеет свои особенности, которые определяются задачами, поставленными перед конкретной экскурсией, целевой установкой, видом экскурсии, составом группы, способом ее передвижения.

Одно из требований экскурсионной методики состоит в том, чтобы любой методический прием на экскурсии применялся свободно и естественно.

В методике проведения экскурсии выделяют две части: методику показа и методику рассказа. Кроме того, непосредственно подготовка новой экскурсии включает два основных этапа, сходных по времени их реализации:

  1. предварительная работа (подбор материалов, их изучение, отбор экскурсионных объектов);

  2. собственно разработка экскурсии (составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала, работа над содержанием экскурсии, подготовка контрольного текста, работа над методикой проведения экскурсии, выбор эффективных методических приемов показа и рассказа).

При подготовке экскурсии не следует допускать заготовки излишнего фактического материала, который не понадобится при написании контрольного текста. Следует придерживаться традиционной схемы экскурсий (вступление, основная часть, заключение). Продуманная разработка новой экскурсии является основой ее высокого качества.

В процессе подготовки новой экскурсии выделяют шестнадцать основных этапов:

  1. определение цели;

  2. выбор темы;

  3. отбор литературы;

  4. определение новых источников, материалов;

  5. изучение источников (литературных, архивных, статистических);

  6. ознакомление с экспозициями и фондами музеев по теме;

  7. отбор и изучение экскурсионных объектов;

  8. составление маршрута;

  9. объезд или обход маршрута;

  10. подготовка контрольного текста;

  11. комплектование «портфеля экскурсовода»;

  12. определение методических приемов проведения экскурсий;

  13. составление методической разработки;

  14. заключение методиста о тексте и методической разработке;

  15. прием (сдача) экскурсии;

  16. утверждение экскурсии.

Работа по подготовке экскурсии начинается с четкого определения ее цели – конечного результата деятельности экскурсовода (информационная функция, эстетическое воспитание...). Определение цели – прежде всего для самого экскурсовода – оказывает определяющее влияние на содержание экскурсии. Цель экскурсии меняется в зависимости от состава экскурсионной группы.

Тематика экскурсионных программ постоянно расширяется. Очень важно определить правильный выбор темы экскурсии – четкая формулировка темы определяет ее содержание экскурсии, тема является стержнем, объединяющим все объекты экскурсии.

Необходимый этап подготовки экскурсии – отбор литературы по теме и составление списка книг, брошюр, статей. Задача подобного списка – упрощение подбора фактического и теоретического материала для подготовки индивидуального текста.

Важная часть работы по подготовке экскурсии – работа над ее содержанием, которая начинается с накапливания материала и продолжается во время изучения литературы. Материал экскурсии строится на тесной связи теории и практики той или иной научной дисциплины. В начале работы над содержанием экскурсии необходимо определить ее хронологические рамки. Важное значение имеет фактическая сторона экскурсии. Необходимо использовать только достоверные и тщательно выверенные факты и сведения, имеющие отношение к теме.

При подготовке экскурсии используются следующие формы отбора фактического материала: беседы, с участниками и очевидцами исторических событий, встречи со специалистами, научными работниками, просмотры научно-популярных фильмов, изучение материалов государственных музеев и архивов. При отборе материала следует иметь в виду обязательность его связи со зрительным рядом, с объектами, которые предполагается использовать при показе. На заключительных этапах в руках создателей экскурсии должен остаться только тот материал, который будет раскрыт зрительно.

Помимо публикаций, материалы по теме экскурсии могут находиться в других источниках, играющих вспомогательную роль при подготовке материала. Они могут храниться в музеях, государственных архивах, частных коллекциях.

Следующий этап – изучение материалов, раскрывающих тему экскурсии. Изучение любого источника сопровождается конспектированием, копированием материалов для составления контрольного текста, «портфеля экскурсовода».

В ходе подготовки экскурсии знакомство экскурсовода с музеем начинается с тематико-экспозиционного плана, изучение экспонатов, раскрывающих тему, прослушивание экскурсий, проводимых экскурсоводами музея. Существует ряд форм использования экспозиций музеев в экскурсионной работе – непосредственно экскурсии по экспозиции музея, включение музейной экскурсии в обзорную городскую экскурсию в качестве подтемы.

Показ экскурсионных объектов является основной частью экскурсии. В этой связи их правильный отбор весьма важен. Объекты экскурсии определяются ее темой. Основными объектами экскурсий являются памятники истории, археологии и архитектуры; природные объекты: леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения; экспозиции музеев, картинных галерей, выставок.

Кроме того, экскурсионные объекты классифицируются:

  1. по содержанию – одноплановые (растение, животное, произведение живописи, река, дом) и многоплановые (произведения архитектуры, лес, поле, улицы, площади связанные с историческими событиями);

  2. по функциональному значению – основные (служат основой для раскрытия подтем), дополнительные (демонстрируются во время переездов между объектами, в качестве логических переходов);

  3. по степени сохранности.

Правильный отбор памятников в качестве экскурсионных объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и наиболее глубокое раскрытие темы экскурсии. При отборе памятников для показа необходимо учитывать их художественную ценность, сохранность и т, п. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.

В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов.

Для оценки объектов, включенных в экскурсию, используют ряд показателей:

  1. познавательная ценность – связь объекта с тем или иным историческим событием, художественные достоинства памятника, которые возможно использовать в экскурсии;

  2. известность объекта;

  3. специфичность объекта (внешние характеристики, историческая канва);

  4. выразительность объекта – взаимодействие экскурсионного объекта с фоном, с окружающей средой;

  5. сохранность объекта – состояние памятника в настоящее время;

  6. месторасположение объекта – расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, качество дороги для автотранспорта.

Для каждой группы объектов существует своя классификация. Так, в архитектурно-градостроительных экскурсиях используются три группы объектов:

  1. историко-архитектурные памятники и ансамбли;

  2. произведения современной архитектуры, современное градостроительство;

  3. стройки, процесс возведения зданий и сооружений.

Памятники архитектуры делятся на следующие группы:

  1. старые города или сохранившиеся части старых городов, жилые дома в городе и на селе;

  2. общественные здания (административные, учебные, театральные, музейные, библиотечные, торговые, лечебные);

  3. памятники культового назначения (монастыри, церкви, мечети, костелы, колокольни, часовни);

  4. военные памятники (кремли, крепости, башни);

  5. промышленные здания (заводы, фабрики, мастерские, шахты, мельницы);

  6. инженерные сооружения (мосты, каналы и т. п.);

  7. монументы (арки, колонны, обелиски, стелы).

Правильный отбор объектов, их количество оказывают влияние на качество экскурсий. Необходимо помнить, что чем больше, объектов будет отобрано для показа на экскурсии, тем более поверхностно будет освещена ее тема. Для городской тематической экскурсии, рассчитанной на три-четыре академических часа, рекомендуется отобрать не более 15-20 объектов.

В экскурсию могут входить как объекты одной группы, например произведения архитектуры, так и объекты двух-трех групп: памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты. Набор объектов зависит от темы экскурсии, от ее содержания, от состава экскурсионной группы. Следует избегать однообразия в построении зрительного ряда.

Отбор объектов заканчивается составлением краткой характеристики на каждый из них. Подобная характеристика необходима, в первую очередь, самому экскурсоводу. Вместе с тем по этой характеристике может быть составлен рассказ, являющийся частью экскурсии.

Примерные направления данной характеристики:

  1. наименование памятника (современное и первоначальное название);

  2. историческое событие, с которым связан памятник, дата этого события;

  3. местонахождение объекта;

  4. данные о памятнике (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, тексты надписей);

  5. источники сведений о памятнике (литература, архивные данные, устные предания);

  6. сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, время реставрации);

  7. охрана памятника (ведомственная принадлежность).
  1   2   3



Скачать файл (375.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru