Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по Теории организации - файл 1.doc


Лекции по Теории организации
скачать (126.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc127kb.24.11.2011 09:39скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Основы теории организации

Теория организации в системе наук
Теория организации - это система научных знаний, отражающая организационный опыт, организационные отношения, их внутренние связи, законы функционирования и развития

Теория организации связана с другими науками:

  1. Теория управления (объекты и субъекты управления, стимулирование и мотивация, принятие и реализация решений, требование к руководителю)

  2. психология (обучение, мотивация, личность, удовлетворенность работой, оценка действий)

  3. социология (групповая динамика, нормы, статус, власть, конфликты, бюрократия, организационная культура, социализация)

  4. антропология (сравнительные ценности, сравнительные нормы этические особенности)

  5. экономические науки (регулирование, рыночные отношения, эффективность, экономическая стратегия)

  6. юридические науки (законодательные регламенты, правила и нормативы, ответственность, санкции)

  7. информатика (информационные потоки, информационные технологии, обоснование решений)



Объект дисциплины это самоорганизация.

Предмет теория организации -это общие закономерности, связи между отдельными элементами, законы функционирования организации.

Методы теории организации- это индуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный, системный, функциональный, комплексный, исторический.
Функции ТО – это познавательная, методологическая, рационально организующая, прогнозная.

Понятие и сущность ТО

организация-система, процесс, социум, социально координируемое социальное образование с определенными границами, которая функционирует на относительно постоянной основе, для достижения общих целей.
Классические ТО

По Тейлору

Необходимо научно обосновать каждый элемент работы, подбор и обучение кадров, сотрудничество с людьми, обоснованное распределение ответственности

Анри Файоль

Создал собственную ТО. Он выделил принципы построения организации:

  • структурные (разделение труда, единство целей и руководства, централизация и децентрализация, власть, ответственность, цель команды)

  • принципы процесса (справедливость, дисциплина, вознаграждение, единство команды, подчинение главному интерес)

  • конечного результата (порядок, стабильность, инициатива, корпоративный дух)

Вебер-создатель бюрократической теории (разделение труд на отдельные элементы, выполнение заданий по определенным правилам нормативам, создание стройной иерархической структуры, безличное или формальное ведение дела, прием работников на работу, только по их квалификации, разделение организационной и личной жизни, дисциплина).

Анри Мейо-организационная теория человеческих отношений (человек это социальное существо прежде всего, жесткие формальные рамки не совместимы с природой, ответственность за решение проблем несет руководитель).

Современные ТО

  1. Релипсененинг –перестройка организации на современной технологической основе.

  2. Концепция внутренних рынков- основана на отношениях между подразделениями не с помощью команд, а на рыночных отношениях. Подразделения становятся автономными -они покупают продают свою продукцию ,не просто передают.

  3. теория альянса или объединение организаций внутри альянса по горизонтали

  4. концепция экологически осознанного руководства. Руководитель сберегает ресурсы, редуцирует выбросы в окружающую среду, создание безвредных продуктов.


Внешняя и внутренняя среда.

Внешняя среда: цели предприятия, структура организации, персонал, технологии, капитал организации.

Требования к целям: должны быть конкретными, измеримые, достижимые, должна предполагать действие.

Структура.

Жизненный цикл организации:

Создание, рост, зрелость, упадок.

на стадии ухода:

  • возможность слияния с другими организациями

  • жесткая экономия ресурсов

  • усиление централизма


Организационная культура-это система общепринятых в организации представлений и подходов к достижению целей, это собственный облик организации, это отличие организации от других.
Элементы организационной структуры

  1. индивидуальная автономность (степень автономности человека, степень ответственности за инициативу)

  2. структура

  3. направление

  4. интеграция—степень, до которой субъект пользуется поддержкой коллектива

  5. управленческая обеспеченность (степень, до которой менеджеры обеспечивают четкие командные связи)

  6. поддержка руководителя (степень, до которой руководитель поддерживает подчиненного)

  7. система стимулирования

  8. идентичность-(степень, до которой работник отождествляет себя с организацией)

  9. система управления конфликтами

  10. система управления рисками людей


Системный подход к изучению организации

Принцип системности и системные понятия.

Система- целостная совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая общую структуру и взаимодействия с общей средой в интересах достижения целей:

  • целостность

  • совокупность

  • структурированность

  • взаимодействия

  • наличие общей цели


Состояние системы-это упорядоченное множество существующих свойств, которыми она обладает в определенный момент времент.

Свойство системы-совокупность параметров, определяющих состояние системы.

Поведении системы-реальное/потенциальное действие системы.

Действие-происходящее событие с системой, вызванное другим событием.

Событие-изменение по крайней мере одного свойства системы.

Структурный подход в организации

Структура-включает элементы, связи между ними и атрибуты этих связей.

Элемент-наименьшая неделимая часть системы.

Связь-это отношение между элементами (вертикальные, горизонтальные)

Атрибуты (характеристики, связей):

  • направленность

  • сила

  • характер

По направленности связи бывают направленными и ненаправленными.

По силе проявления сильные (служебные) и слабые (неформальные)

По характеру подчинения и порождения (причинно-следственные)

Основные типы структур:

  • линейная

  • звездная

  • кольцевая

  • шпора


Классификация систем:

Конкретные-элементы имеют физическую основу (естественные, искуствнные)

Абстрактные-в таких ситуациях элементом является понятие

Естественные конкретные системы существуют без участия человека (биологическая система).

Искусственная система (создается человеком, организация):

  • открытые-взаимодействуют с внешней средой: статические и динамические- (меняются во времени) адаптивные (приспосабливаются к внешней среде) и неадаптивные

  • закрытые


Свойства систем:

    1. Эмерожентность-несводимость свойств сиситем к свойствам ее элементов. Это отсутствие свойств у отдельгых элеменотов и наличие этих свойств целого.

    2. Эквивалентность-свойство, которое характеризует предельные возможности системы. Это внутренняя предрасположенность системы к достижению предельного состояния.

    3. Гомеостаз-это свойство системы к воспроизводству самой себя, это свойство системы к восстановлению наружного равновесия.


Организация как система

Классификация организации.


  1. по принципам управления:

    • унимодальные (единое)-единое управление

    • мультимодальные-несколько людей (совет директоров)

  2. по функциональным признакам:

  • исторические общности (нации, классы)

  • целевые общности –организации (деловые-товарищество, общественные), полуорганизации-ассоциативные-поселения (семья, школа)

  1. по общественным признакам (функциям)

  • удовлетворение человеческих потребностей-производство, рекреация (восстановление, отдых, лечение), социализация (восстановление, образование).

  • интеграция-социальный контроль, социальное управление

  1. по признаку цели полагания:

  • целепригодные

  • целеориентированные

  • целенаправленные

  • целеполагающие

  • паразитные (нет цели)

  • целеустремленные (действуют в соответствии с 1 целью)


Централизация и децентрализация в управлении.

Суть централизации-разделение процессов принятия решений и их управление.

Децентрализация-передача управления на нижестоящие уровни.

Преимущества децентрализации:

  • развивается профессионализм людей

  • усиливается соревнованность в организации

  • повышается творческий характер труда


Факторы, влияющие на соотношение децентрализма и централизма.

    1. Размер организации

    2. Технология (сложность, близость)

    3. внешняя группа



Принципы делигирования

  1. Передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом

  2. по линиям управления

  3. каждый руководитель принимает решение только в пределах всоих полномочий

  4. передаются сверху только полномочия, а ответственность за действия подчиненного несет высший руководитель


Структуры управления

  1. линейная –централизованная

+ простота построении, предсказуемость результата, дисциплина.

- жесткость, негибкость, ограничение инициативы у подчиненных.

Применяется только в небольших организациях.

  1. Функциональная

+ профессионализм руководителей, уменьшение дублирования

-нарушение принципа единоначалия (в чистом виде такие организации не применяются)

3. Линейно-функциональный

Девизиональные структуры управления (децентрализованные)

  1. продуктовая специализация




  1. потребительская-формируется подразделение вокруг каджого типа потребителя




  1. региональная



Адаптивная структура управления

  1. проектные (децентрализованные)-назначается руководитель проекта, который набирает свою команду


  1. матричные (решетчатые)-предполагает наличие людей с двойным подчинением. Наряду с людьми, работающими в данном пректе появляются люди с двойным подчинением.

Законы функционировании организации. Понятие зависимость, закон и законодательность.
Закон-объект, устойчивая связь.

Законодательность-существует внутри закона, в зависемости от условий, сочитаемостей, это проявления закона.

Зависемость-связь каких-либо параметров.
Законы организации

  1. Общие-универсальные (закон синергии, самосохранения, развития)

  2. Частные-действуют в конкретных ситуациях (закон непрерывности и ритмичности в движении производственных фондов, закон состязательности кадров управления)

  3. Специфические-особенные законы-отражают специфические организации и действуют в отношении одного ресурса (закон информативности, упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон пропорциональности и композиции, закон социальной гармонии)


Закон синергии

Для любой организации существует оптимальный набор элементов, при котором ее потенциал будет существенно больше или существенно меньше простой суммы потенциалов входящих в ее элементов. Закон является проявлением свойством эмерджеантности. Синергия-существенное изменение потенциал.

Математическая формула

Законы самосохранения и развития.

Закон самосознания является проявлением свойства гомеостаза: каждая организация стремится сохранить себя, т.е. выжить и использовать для этого весь свой потенциал.

Закон развития.

Является проявлением свойства эквифинальности: каждая организация стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех стадий жизненного цикла.

Частные законы.

  1. закон непрерывности и ритмичности в движении производственных фондов, требует , чтобы фонды обновлялись непрерывно и ритмично. В любой организации производственные фонды должны обновляться.

  2. закон состязательности кадров управления-каждая организация должна иметь четкий механизм оценки и отбора управленческих кадров в соответствии с их реальными способностями.


Специфические законы.

  1. Закон информированности, упорядоченности-каждая организация стремится получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для своего развития.

  2. Закон единства анализа и синтеза:

    • разделение организации на части

    • улучшение работы каждой из частей

    • соединение отдельных частей в целое

    • синхронизация частей между собой

Каждая организация стремится настроиться на наиболее экономичный режим функционирования за счет постоянного изменения структуры путем анализа и синтеза.

Законы композиции и пропорциональности

Каждая организация стремиться создать или сохранить в своей структуре необходимые ресурсы или композицию ресурсов, которая должна находиться вм заданной пропорциональности.
Другие специфические законы.

  1. Законы социальной гармонии-для каждой организации развитие социальной сферы повышает производительность труда.

  2. Закон своеобразия-для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура.

  3. Закон оптимальной загрузки работы: для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работы, при котором раскрывается его способности и возможности.

  4. Закон эффективного восприятия: процессы восприятия и запоминания информации реализуется наиболее эффективно, если они приближены к процессу мышления человека.

  5. Закон эффективного осмысления: наиболее эффективное осмысление нового возможно при наличие у человека большого объема информации по данной теме.

  6. Закон установки: наиболее полно человек воспринимает ту информацию, на которую он настроен

  7. Закон устойчивости информации: первая информация о каком-либо объявлении является наиболее устойчивой, чем повторное об этом же событие.

  8. Закон доходчивости информации: доходчивость будет выше при одновременном использовании форм подачиинформации (звковая, зрительная).



Коммерческие организации.

Классификация организаций по организационно-правовым формам:

  1. коммерческие-хозяйственные товарищества и общества (полные и командитные)

  2. некоммерчески-партии, фонды, учреждения, потребительские кооперативы, садоводческие кооперативы.




  1. хозяйственные общества

  2. аукционерные (ОАО, ЗАО)

  3. ООО

  4. общества с дополнительной ответственностью:

  • производственные кооперативы

  • унитарные предприятия: на правах хозяйственной деятельности, на правах оперативного управления (федеральные, муниципальные)


Юридическое лицо имеет:

  • обособленное имущество

  • обязаны вести смету этого имущества

  • выступать от своего имени в хозяйственном обороте

  • выступать в качестве истца и ответчика в судах



Хозяйственное товарищество и общество-самая большая группа организаций с частью собственности. Это объединение граждан для ведения совместной деятельности. В этих организациях взносы граждан делятся на части. Прибыль распределяется пропорционально взносу. В товариществах на первом месте стоит личное участие, а в обществах-объединение вкладов.

Хозяйственные товарищества:

  1. полные-это объединение полных товариществ для из совместной деятельности, ответственность-солидарная, одного за всех.

  2. коммандитные (на вере):

    • полные товарищи-могут вести дела от имени всей организации

    • вкладчики-не имеют такого права, могут иметь только по доверенности


Акционерное общество-все вклады делятся на акции. Право на прибыль дает количество акций.

ЗАО-небольшие предприятия, их размер ограничен (не более 50 акционеров).

В ОАО-число участников неограниченно, имеет право отчуждать эти акции.

В ЗАО- необязаны.

ООО-не более 50 человек.

ОДО-кратна вкладу.

Производственные кооперативы-объединение, где на первом месте-личное участие. Прибыль распределяется пропорциональнотрудовому участию.

Унитарные предприятия-собственность единая неделимая-право распоряжаться собственностью только в пределах закона, на правах оперативного управления-ограничения не только вводятся законом, но и собственником. Руководитель назначается собственником. Права руководителя: на правах хозяйственного ведения может бть руководителем хозяйственного предприятия, а в оперативном управлении-нет.

ГУП, МУП-муниципальное унитарное предприятие, подчиняющееся администрации города или сельского поселения. ФГУП.
Объединение предприятий.

  1. Корпорация-это объединение предприятий для решения общих вопросов (общепроизводственных, финансовых)

  2. Холдинг-юридическое лицо, которое создается дополнительно, владеет контрольным пакетом акций, входящих в пакет корпорации. В этом случае предприятие теряет свою финансовую самостоятельность.

Холдинг:

    • интегральные промышленные компании

    • конгломераты -это объединение предприятий, где они не связаны единой технологической цепочкой.

    • банковские холдинги

  1. Консорциум-объединение для решения крупных вопросов для осуществления краткосрочных проектов. Здесь не создается новое юридическое лицо, руководство происходит поочередно. Имеет временный характер.

  2. Картель-это объединение для решения только отдельных вопросов (ценообразования, распределения рынков сбыта)-ОПЕК.


Современные формы объединения.

  • Финансовые промышленные компании (ФПК)

  • Транс национальные компании

  • совместные предприятия (СП)

  • ФПГ-объединяет промышленные, финансовые, коммерческие предприятия.

  • ТНК-за границами страны. (фармацевтика, радиоэлектроника)

  • СП-объединение минимум 2 предприятий. (1национальное, 1-зарубежное)



Управление и планирование в организации.

Управление-это процесс воздействия управленческой системы на управляемого.
Функции управления:

  • планирование

  • принятие решений

  • организация работы

  • координация

  • контроль


Планирование-это определение целей объекта управления и путей их достижения. Включает анализ ситуации, разработка вариантов действий, выбор одного из вариантов, разработка плана реализации этого варианта, реализация плана.
Планирование

  1. тактическое

  2. стратегическое

  3. текущее


Принципы планирования:

  1. приемственность

  2. социальная ориентация плана

  3. ранжирование объекта планирования

  4. учет внешней среды

  5. экономическая обоснованность

  6. многовариантность

  7. автоматизация планирования

  8. обратная связь


Классификация управленческих решений:

        1. по степени структурированности: незапрограммированные, запрограммированные

        2. по содержанию: технические, научные, кадровые, экономические

        3. по количеству целей

        4. по длительности действия: стратегические (5-10лет), тактические (1год), текущие (1 неделя, месяц)

        5. по способу принятия решения: индивидуальные, коллективные

        6. по уровню принятия решений: организация в целом, структурное подразделение, отдельные работники

        7. по глубине воздействия: одноуровневые, многоуровневые

        8. по направлению воздействия: внутренний, внешние

        9. по способу фиксации: письменные, устные, электронные



Этапы процесса принятия решения:

1 фаза: фаза выработки решения

2 фаза реализации решения
Этапы 1 фазы:

  1. выявление проблемы

  2. сбор и анализ информации

  3. формирование нескольких вариантов

  4. выбор 1 из вариантов

  5. принятие и фиксация решения


Этапы 2 фазы:

  1. разработка плана реализации

  2. доведение плана до исполнителей

  3. организация работы исполнителей

  4. контроль за исполнителем

  5. внесение корректив

  6. подведение итогов


Методы принятия решений:

Коллективные методы:

  1. мозговая атака

  2. метод номинальной группы- общее обсуждение, но индивидуальное принятия решения-алгоритм: предлагается проблема, эксперты предлагают свои решения этой проблемы, составляется общий список возможных решений, происходит обсуждение возможных решений, осуществляется рейтинг индивидуально возможных решений, принимается решение с наибольшим рейтингом.

  3. метод Дельфи- в нем требуется присутствие экспертов в одном месте-похож на номинальную группу-алгоритм: создается проблема, проблеиа пернесылается экспертам, эксперты предлагают свои решения и присылают их назад, создается общий список возможных решений и отправляется экспертам, эонисоздают рейтинг и присылают свои оценки назад, отбрасываются решения с наименьшим рейтингом, оставшийся список отправляют обратно экспериам, они создают новый рейтинг в новом списке и т.д. пока не останется один.


Стили руководства и принятия решений.

Стили

  1. Жесткий авторитаризм (инструктирование)- руководитель сам принимает решение, а затем сам дает инструкции по его выполнению.(исполнители не имеют высокой квалификации)

  2. Мягкий авторитаризм- руководитель сам принимает решение, а пути реализации обсуждает с исполнителями.

  3. Консультативно-демократический стиль-руководитель передает право принятия решения на ниже стоящие уровни-люди очень высокой квалификации.


Расширенные функции руководителя:

  1. коммуникации-обмен информацией

  2. управление людьми-мотивацмя, дисциплина, управление конфликтами, создание единой команды.

  3. взаимодействие с внутренней средой и внешней


Организационные коммуникации.

Руководитель 75% рабочего времени тратит на коммуникации.
Типы коммуникаций.

  1. между организациями

  2. между подразделениями

  3. межличностные

  4. неформальные (неслужебные)


Функции коммуникаций:

  1. мотивация

  2. контроль

  3. выражение эмоций

  4. принятие и доведение решений


Факторы коммуникаций:

  1. должностное положение

  2. стиль управления

  3. сложность продукции

  4. технология производства

  5. условия внешней среды

  6. личный опыт


Координация в организациях.

Это процесс синхронизации во времени.

Виды координации:

  1. номинальная взаимозависимость между смежниками на одном заводе

  2. последовательная взаимозависимость

  3. обоюдная взаимозависимость-результаты одного подразделения являются исходным фактором для другого и наоборот.


Организационное проектирование.

Основные стадии процесса формирования организационной структуры.

Проектирование-функция руководителя.

Стадии:

Первая:

  1. формирование общей структурной схемы-определить цель, перечень подразделений

  2. определить численность системы управления

  3. определить централизацию и децентрализацию

  4. определить формы взаимодействия с внешней средой

  5. определить экономический механизм системы управления

Вторая: разработка состава подразделений и связи между ними

Третья: регламентация организационной структуры
Методы проектирования структур:

  1. метод аналогии

  2. экспертно-аналитический

  3. структуризации целей

  4. организационного регулирования


Оценка эффективности организационных проектов.

Эффективность-соотношение между результатом и затратами.
Лидерство и руководство в организации.

Руководитель-юридическое лицо.

Лидер-неформальное лицо.
Конфликты в организации: функциональные и дисфункциональные

Перспективы: индивидуализм (личность).


Скачать файл (126.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru