Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Анализ отраслевой и конкурентной среды на примере компании ООО Темп-Авто - файл 1.doc


Анализ отраслевой и конкурентной среды на примере компании ООО Темп-Авто
скачать (191 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc191kb.24.11.2011 09:49скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание


Введение 3
1. Конкурентный и отраслевой анализ и его

особенности 4

1.1. Содержание конкурентного анализа и его особенности 4

1.2. Анализ отраслевой среды 14

2. Исследование конкурентной среды

ООО "Темп-Авто" 22

2.1. Общие сведения об организации ООО «Темп-Авто» 22

2.2. Исследование авторынка г. Краснодара 25

2.3. Анализ конкурентной среды автосалонов г. Краснодара 27

2.4. Характеристика показателей конкурентоспособности

автосалонов г. Краснодара 28

Заключение 30

Список используемой литературы 31

Введение.

Представленная курсовая работа посвящена теме: «Анализ отраслевой и конкурентной среды». Поэтому будет конкретно определено, что такое конкурентный анализ и что такое отраслевой анализ, виды отраслей, раскрыто определение конкуренции и отрасли.

Конкуренция – форма взаимного соперничества субъектов рыночной экономики, обусловленная суверенным правом каждого из них на реализацию своего рыночного потенциала. Конкуренция – это одна из главных движущих сил рынка.

Анализ сил конкуренции проводят с помощью метода, предложенного Майклом Портером, который учитывает 5 реальных сил, действующих на рынке (Классическая модель конкурентной среды).

Отраслевой анализ - это изучение отраслей экономики, направленное на оценку конкурентоспособности и перспектив конкретной отрасли хозяйства в сравнении с другими отраслями и определение в составе отрасли предприятий, имеющих особые перспективы развития.

Анализ отрасли начинается с изучения основных экономических характеристик.

Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли, к числу которых обычно относят: изменение в долговременной скорости роста (оно сильно влияет на решение об инвестициях, степень притягательности для новых фирм.

Очевидно при отраслевом анализе, что отбираются те отрасли, которые с максимальной вероятностью могут принести наибольший доход в течение интересующего нас периода.

Можно сказать, что отраслевой и конкурентный анализ являются одними из важнейших элементов всего анализа организации.

1. Конкурентный и отраслевой анализ и его особенности

1.1. Содержание конкурентного анализа и его особенности
Конкурентный анализ выявляет те черты внутренней и внешней среды компании, которые наиболее значимо влияют на стратегическое видение и возможности компании. Внимание при этом концентрируется на получении четких ответов на хорошо определенный ряд вопросов по стратегии. Затем эти ответы используются для формирования четкой картины стратегической ситуации компании и определения альтернатив ее стратегических действий.

Методы анализа конкурентной среды компаний одиночного бизнеса в дальнейшем во многом используются и для анализа стратегии диверсифицированной компании.

Анализ конкурентной среды обычно используется для анализа внешней ситуации (макроокружения) компании одиночного бизнеса. Конкурентный анализ касается ближайшего окружения фирмы (микроокружения). Логическим выходом стратегического анализа компании является оценка альтернатив для выбора стратегии. Таким образом, этот анализ - отправная точка процесса формирования стратегического плана. Отрасли сильно различаются между собою, и методика анализа должна это учитывать. Конструкция конкурентного анализа должна позволить получить ответы на следующие вопросы: какие экономические характеристики имеют главное значение для отрасли? что является движущей силой изменений в отрасли и какое влияние они имеют? какие конкурентные силы действуют в отрасли и насколько они сильны? какие компании занимают сильные/слабые конкурентные позиции? кто будет действовать в дальнейшем в конкуренции сходным образом? какие ключевые факторы будут определять конкурентный успех или поражение? насколько привлекательна отрасль в перспективе получения прибыли выше средней?

Также при анализе конкурентной среды необходимо определение доминирующих в отрасли экономических характеристик: размеры рынка; области конкурентного соперничества (локальная, региональная, национальная, глобальная); скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли; число соперников и их относительные размеры, степень концентрации; число покупателей и их относительные размеры; превалирование передней или задней интеграции; легкость входа и выхода; степень дифференциации продуктов/услуг соперничающих фирм; уровень технологических изменений в процессе производства и в новых продуктах; влияние экономики на масштабы производства, транспортировку, маркетинг; является ли степень использования производственных мощностей критичной в достижении низкоценовой эффективности производства; наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производства; требования к капиталу; прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике [2].

Целесообразно составить "портрет" отрасли по этим характеристикам и затем его проанализировать. Малые рынки не имеют тенденции привлекать больших/новых конкурентов; большие часто привлекают интересы корпораций, желающих приобрести компании с целью укрепления конкурентных позиций в притягательных отраслях.

Основные движущие силы, вызывающие изменения позиций конкурентов и учитываемых при анализе конкурентной среды : изменения в долговременной скорости роста (оно сильно влияет на решения об инвестициях, степень притягательности для новых фирм. Сдвиги в скорости роста нарушают баланс между отраслями поставляющими и покупающими, входом и выходом); изменения в том, кто покупает товары и как они используются (эти сдвиги создают новые возможности, которые не должны быть упущены, но и требуют перестройки фирм, например, создания служб сервиса и т.д.); инновации в продуктах; технологические изменения; маркетинговые инновации (новые методы продаж, дифференциация продуктов, стоимостная дифференциация); вход или выход главных фирм в отрасли; увеличение глобализации в отрасли; изменения в стоимости и эффективности; переход потребителей к дифференцированным товарам от стандартных; влияние законодательных изменений; изменение социальной, демографической обстановки и стиля жизни; снижение неопределенности и риска в бизнесе.

Конкурентный анализ: силы, действующие на фирму.

Эта часть конкурентного анализа делается с целью идентифицировать благоприятные возможности и опасности, с которыми может встретиться фирма в отрасли.

Портер предложил использовать для конкурентного анализа модель пяти сил. Он аргументировал эту модель тем, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании. Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою пользу.

Риск входа потенциальных конкурентов (первая сила Портера в конкурентном анализе) создает опасность прибыльности компании. С другой стороны, если этот риск мал, компания может повышать цену и увеличивать доходы. Конкурентная сила этого фактора сильно зависит от высоты барьеров входа (стоимости входа в отрасль). Имеется три основных источника таких барьеров: лояльность к торговой марке покупателей (входящие компании должны перекрыть это значительными инвестициями); абсолютное преимущества по издержкам (более низкие издержки производства обеспечивают существующим компаниям существенные преимущества, которые трудно достичь новым компаниям); экономия на масштабе (это преимущество ассоциируется с большими компаниями). Она связана со снижением издержек при массовом производстве стандартизированной продукции, скидками при больших закупках сырья, материалов и комплектующих, снижением удельных расходов на рекламу и т.д. Все это создает значительные трудности для компаний, начинающих производство.

Второй конкурентной силой при анализе конкурентной среды по Портеру является соперничество существующих в отрасли компаний. Здесь следует выявить влияние трех факторов: структуру отраслевой конкуренции, условия спроса, высоту барьеров выхода в отрасли [11].

Структура отраслевой конкуренции зависит от степени консолидации в отрасли (фрагментарная ли она, имеются условия олигополии или монополии). Фрагментарная отрасль представляет потенциально больше угроз, чем благоприятных возможностей, т.к вход в такие отрасли сравнительно легок. В консолидированных отраслях компании, как правило, большие и независимые. Таким образом, конкурентные действия одной компании прямо воздействуют на рыночную долю конкурентов, вызывая их ответные действия и раскручивая спираль конкуренции. Возможности таких компаний вести ценовую войну представляют главную конкурентную угрозу. В этом случае компании стремятся конкурировать по качественным отличительным преимуществам, т.е. конкурентная война ведется с позиций лояльности к торговой марке и минимизации вероятности ценовой войны. Успех такой тактики зависит от возможностей в отрасли дифференциации продукции. Рост спроса в отрасли ведет к умеренной конкуренции при обеспечении больших возможностей для экспансии. Спрос растет вместе с рынком, компании могут увеличить скорость возврата инвестиций, и это делает компанию более привлекательной. Наоборот, снижение роста вызывает большую конкуренцию, компании могут отобрать рынки сбыта только у других компаний.

Таким образом, уменьшение спроса - главная опасность увеличения конкуренции. Барьеры выхода являются серьезной опасностью, когда спрос в отрасли падает. Барьеры выхода являются экономическими и эмоциональными факторами, которые удерживают компанию, даже если доходы малы. В результате появляются излишние производственные мощности, что ведет к интенсификации ценовой конкуренции, т.к. компании сбрасывают цены, пытаясь использовать простаивающие мощности.

Обычно барьеры выхода включают следующие обстоятельства: - инвестиции в оборудование не имеют альтернатив их использования и, если компания оставит отрасль, их надо списывать; - высокая фиксированная стоимость выхода из-за выплат увольняемым рабочим; - эмоциональное тяготения к отрасли; - стратегические взаимоотношения между СЗХ, например, соображения синергизма или интеграции между ними; - экономическая зависимость от отрасли: например если компания не диверсифицирована, она вынуждена остаться в отрасли [6].

При конкурентном анализе между отдельными факторами конкуренции выявляется определенная взаимосвязь. Силы конкуренции, действующие на фирму в отрасли, эволюционируют в течение жизненного цикла отрасли. Быстрый рост отрасли ослабляет конкурентные силы. На этой стадии имеются благоприятные возможности для экспансии и захвата рыночных сфер. Угроза конкуренции, особенно ценовой, возрастает в период замедления роста. В стадии зрелости угрозы конкуренции спадают и имеется возможность ограничить ценовую конкуренцию за счет согласия ценовых лидеров. Поэтому в этой стадии наблюдается относительно высокая прибыльность. Неценовая конкуренция может играть большую роль на этой стадии и она важна для компаний, использующих преимущества дифференциации продукции. Ситуация меняется в стадии спада. Конкуренция особенно растет, если высоки барьеры выхода, прибыль падает и существенна опасность ценовой войны.

Третьей портеровской силой, учитываемой при конкурентном анализе является возможность покупателей "торговаться". Она представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучших качестве или сервисе. Слабые покупатели, наоборот, допускают рост цен и повышение прибыли. Покупатели наиболее сильны в следующих ситуациях: - когда поставляющая отрасль состоит из многих малых компаний, а покупателей мало и они большие, - когда покупатели делают закупки в больших количествах, - когда отрасль зависит от покупателей в большей части своей деятельности, - когда покупатели могут выбирать между снабжающими отраслями по критерию минимума цен, что увеличивает ценовую конкуренцию в отрасли, - когда экономически для покупателей приобретения у разных компаний рассматриваются как единое целое, - когда покупатели используют угрозу реализации своего снабжения путем вертикальной интеграции.

Четвертой конкурентной силой, оказывающей влияние при анализе конкурентной среды, выступает давление со стороны поставщиков. Оно заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а следовательно, и прибыль. Альтернативно - слабые поставщики дают возможность снизить цены на их продукцию и требовать более высокого качества. Наиболее мощным является давление со стороны поставщиков в следующих случаях: когда поставляемый продукт имеет мало заменителей и он важен для компании; когда компании отрасли неважны для снабжающих фирм; когда поставщики поставляют такие продукты, что для компаний дорого переключаться с одного вида на другой; когда поставщики используют угрозу вертикальной интеграции вперед; когда покупающие компании неспособны использовать угрозу своей вертикальной интеграции назад.

Последней, пятой силой, учитываемой при конкурентном анализе является угроза появления заменяющих продуктов. Существование полностью заменяющих продуктов составляет серьезную конкурентную угрозу, ограничивающую цены компании и ее прибыльность. Однако, если продукты компании имеют немного полных заменителей, то компании имеют возможность повысить цены и получить дополнительную прибыль, и их стратегии должны использовать этот факт.

Конкурентный анализ: составляющие целей и стратегий конкурентов.

При анализе конкурентной среды и при отраслевом конкурентном анализе обычно учитывают следующие факторы: область конкуренции (локальная, региональная, глобальная); стратегические претензии и цели по размерам рынка (экспансия, сохранение существующей доли); конкуренция позиция/ситуация; стратегическое поведение; конкурентная стратегия (стремление к ценовому лидерству, фокусирование на рыночных нишах, преследование, основанное на дифференциации: по качеству, сервису, технологии, диапазону, товаров, имиджу, другим качествам) [9].

Для того, чтобы оценить будущие позиции фирм в конкуренции, надо сконцентрировать внимание на их потенциальных возможностях, улучшить свое положение на рынке. Агрессивные конкуренты являются источниками новых стратегических инициатив. Удовлетворенные соперники продолжают свою нынешнюю стратегию с небольшой точной подстройкой. Беспокойные и бедствующие соперники могут перейти к свежим стратегическим действиям нападающего или защитного плана. В этой связи полезно представить себя на месте менеджеров этих компаний и предположить их возможные действия.

Виды стратегий конкурентной борьбы.

Виолентная (силовая) стратегия (гордые львы, могучие слоны, неповоротливые бегемоты). Специфика: широкий ассортимент стандартной продукции по средней цене и среднего качества, занятие большой доли рынка. Источник силы: массовость производства и преимущества, которые дают широкомасштабные научные исследования, развитая сеть сбыта, крупные рекламные кампании.

Патиентная (нишевая) стратегия (хитрые лисы). Специфика: необычная продукция и её незаменимость для узкого круга потребителей, максимальная доля маленького рыночного сегмента. Источник силы: элитная рабочая сила, хорошее оборудование, опыт мелкосерийного производства, иногда уникальность продукции.

Коммутантная (приспособительная) стратегия (серые мыши). Специфика: повышенная гибкость таких фирм, постоянная нацеленность на получение прибыли и готовность прибегнуть ради неё к любым средствам, локальная деятельность. Источник силы: небольшой размер фирм, который позволяет им маневрировать, меняя виды деятельности.

Эксплерентная (пионерская) стратегия (быстрые ласточки). Специфика: создание принципиально нового рынка и извлечение выгод из первоначального единоличного присутствия на нём. Источник силы: научный потенциал (кадры и разработки), баснословная прибыль в случае реализации проектов. Но обычно после реализации проекта – изменение стратегии и переход в другую группу [1].

Рыночные стратегии.

Тип стратегии

Коммутанты (мыши)

Патиенты (лисы)

Виоленты (львы, слоны, бегемоты)

Эксплеренты (ласточки)

Профиль производства

универсальное мелкое

специализированное

массовое

экспериментальное

Размер компании

мелкие

Крупные, средние,

мелкие

крупные

Средние, мелкие

Устойчивость компании

низкая

высокая

высокая

низкая

Расходы на НИОКР

низкие

средние

высокие

высокие

Факторы конкурентного преимущества

гибкость, многочисленность

приспособленность к особому рынку

высокая производительность

опережения в нововведениях


Как правило, конкурентов изучают в следующей последовательности:

Первый этап: Классификация и выявление основных конкурентов, составление банка данных. Осуществляется в рамках общей системы сбора и обработки информации, действующей на фирме. Типовое содержание сведений о фирме оформляется в виде “Справки на фирму”, включающей различные разделы, которые размещаются в определенной последовательности и дают наиболее полное представление о её производственно-сбытовой деятельности, организационной структуре, финансовом положении, реноме и престиже. Справка на фирму: полное или сокращенное наименование фирмы на иностранном и русском языках; почтовый адрес фирмы, страна регистрации, номер телекса, телефакса и телефона, e-mail; величина фирмы в зависимости от размеров акционерного капитала, активов, оборотов, продаж; вид собственности (частная, государственная, кооперативная, общественная, смешанная); правовое положение фирмы (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, полное или коммандитное товарищество, частная фирма); характеристика фирмы по капиталу и контролю (национальная, иностранная, смешанная); год основания и основные этапы развития фирмы (включая данные по слияниям, поглощениям, реорганизациям и изменениям наименования фирмы); сфера деятельности (промышленная, торговая, транспортно-экспедиторская и т.д.); ассортимент выпускаемой и реализуемой продукции, основные товары или группы товаров, направления специализации, номенклатура экспорта и импорта, место фирмы на рынке по важнейшим товарам: удельный вес в национальном, мировом производстве (торговли, услугах) основных товаров; доля в экспорте и импорте страны); банки, через которые фирма осуществляет свои операции; владельцы фирмы или материнская компания (для дочерних компаний); тип монополистического объединения, в которое входит фирма, и её положение в нем (материнская, дочерняя, ассоциированная компания); состав руководящих органов. Организационная структура аппарата управления фирмой. Схема аппарата управления фирмой, численный и персональный состав правления, фамилии главных административных лиц фирмы, названия производственных отделений, закрепленная за ними номенклатура изделий, название подразделения; производственная и материально-техническая база фирмы. Число и местонахождение предприятий, их мощность. Число и местоположение сбытовых организаций, складов, станций технического обслуживания; число занятых на фирме; основные показатели финансового положения и деятельности фирмы за ряд лет и последний год: акционерный капитал, активы (основной и оборотный капитал, объемы продаж, чистая прибыль, капиталовложения и т.д.); важнейшие фирмы-контрагенты по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции; принадлежность к отраслевым и или национальным союзам предпринимателей; производственно-технические и прочие связи с другими фирмами (с указанием наименования фирм и форм связей). Связи с другими фирмами через участие в капитале. Персональные связи с другими фирмами и организациями (личная уния); краткие библиографические сведения о руководителях фирмы;

Второй этап: Анализ показателей деятельности конкурентов. Задача анализа: изучить специфику маркетинговой и коммерческой работы конкурентов при параллельном сравнении с возможностями и особенностями собственной фирмы. Возможные направления сравнения: методика и способы изучения рынков; товарная политика; технология разработки новых товаров; формирование оптимального ассортимента; ценовая политика; организация каналов товародвижения; реклама и средства стимулирования сбыта; кадровая политика; особенности заключения контрактов; методы ведения переговоров; поддержание отношений с потребителями и партнерами. Для обобщения показателей обычно по каждому конкуренту составляется банк данных. Существуют и более простые методики, например, анализ сильных и слабых сторон конкурентов (по наиболее значимым факторам). Для перехода к третьему этапу анализа необходимо отобрать из всех выявленных конкурентов фирмы группу приоритетных.

Третий этап: Сравнительный анализ конкурентов. Лист оценки конкурентоспособности фирмы относительно предприятий-конкурентов. Это наиболее сложный по уровню обобщения этап анализа конкуренции, т.к. он систематизирует данные, полученные на предыдущих этапах. Для проведения оценки необходимо собрать ведущих специалистов фирмы разных направлений (экспертов в своей области). Задача экспертной группы – обсудить каждый показатель (направление деятельности) собственной фирмы и конкурентов и проставить оценки (баллы). Шкала выбирается произвольно: например, по 5-, 10-балльной школе; % шкале и т.д. В конце подсчитываются итоговые значения по каждой фирме. Если существуют значительные расхождения в оценках экспертов по какому-либо показателю, то берётся среднее значение (среднее арифметическое).

Четвертый этап: выбор стратегии выбор фирмы в конкурентной борьбе. После анализа - выбор стратегии фирмы в конкурентной борьбе - т.е. фактически выбор тех, кого следует атаковать, а кого избегать на рынке и как [11].

1.2. Анализ отраслевой среды

Направления отраслевого анализа. Отраслевой анализ - это изучение отраслей экономики, направленное на оценку конкурентоспособности и перспектив конкретной отрасли хозяйства в сравнении с другими отраслями и определение в составе отрасли предприятий, имеющих особые перспективы развития. Для разработки жизнеспособной стратегии необходим основательный анализ внешней среды, о котором мы говорили в предыдущих темах. При этом особое внимание уделяется исследованию отрасли и конкурентной ситуации, т.к. отраслевые экономические характеристики, условия конкуренции и их предполагаемые изменения позволяют спрогнозировать прибыльность отраслей, в которых работает или планирует работать компания. От состояния отрасли зависит очень многое: сильные компании в непривлекательных отраслях порой с трудом добиваются удовлетворительного уровня прибыльности, в то время, как даже относительно слабые компании в привлекательных отраслях демонстрируют отличные результаты.

Анализ отрасли начинается с изучения основных экономических характеристик. Основные экономические характеристики отрасли: размер рынка (суммарный годовой объем продаж компаний, работающих в отрасли); темп роста рынка (изменение совокупного годового объема продаж в отрасли в процентах); масштаб конкуренции (локальный, региональный, национальный, мультинациональный, глобальный) [4].

Если компании, работающие в отрасли, осуществляют свою деятельность в рамках определенных населенных пунктов, то масштаб конкуренции в ней считается локальным, в пределах определенного географического региона — региональным, в рамках национального рынка одной страны — национальным, на нескольких внешних рынках — мультинациональным, на рынках большинства (всех) стран — глобальным.

Стадии жизненного цикла отрасли (зарождение, рост, зрелость, упадок): зарождение — это период возникновения отрасли в результате осознания предпринимателями существования некоторой неудовлетворенной рыночной потребности или путем развития рынков товаров, основанных на новых технологиях, ранее не существовавших или не использовавшихся, для удовлетворения определенных потребностей покупателей; рост — это период развития отрасли, характеризующийся повышением спроса на продукцию работающих в ней компаний и увеличением числа конкурентов; зрелость — это период развития отрасли, характеризующийся полным насыщением рынка; упадок — это период развития отрасли, характеризующийся постепенной потерей у покупателей интереса к продукции либо потому, что появляются новые и более качественные ее заменители, либо потому, что меняются потребительские предпочтения и вкусы.

Количество конкурентов и их относительные размеры (множество мелких компаний или немного крупных, их производственные мощности и доли рынка). Степень вертикальной интеграции основных конкурентов и ее направление по технологической цепочке («назад» или «вперед»): вертикальная интеграция — это расширение сферы деятельности компании внутри уже освоенной отрасли; вертикальная интеграция «назад» — это расширение сферы деятельности компании внутри отрасли по направлению к поставщикам; вертикальная интеграция «вперед» — это расширение сферы деятельности компании внутри отрасли по направлению к покупателям; количество покупателей, в том числе промышленных, и их относительные размеры.

Каналы распространения продукции. Канал распространения — это совокупность организаций, участвующих в процессе продвижения товара или услуги от производителя к потребителю, который использует этот товар или услугу либо непосредственно, либо для производства на их основе других товаров или услуг. Скорость технологических изменений в производстве и темпы разработки инновационных товаров (количество изменений в технологии производства и предложенных новых товаров за период). Степень дифференциации товаров или услуг компаний-конкурентов (высокая, слабая, отсутствует). Дифференциация — это значимые и ценные с точки зрения потребителя отличия в товарах (услугах), предлагаемых компаниями — конкурентами. Возможность экономии на масштабе в различных сферах деятельности (снабжении, производстве, транспортировке, маркетинге и т.д.). Экономия на масштабе — это сокращение удельных издержек компании с ростом масштабов деятельности. Наличие эффекта обучаемости (значительный, незначительный, отсутствует). Эффект обучаемости заключается в снижении издержек на единицу продукции по мере роста кумулятивного объема выпуска продукции в результате накопления производственного опыта (повышения эффективности и совершенствования организации труда, создания более технологичных модификаций продукции, замены оборудования, совершенствования конструкции узлов и комплектующих, позволяющего сократить время сборки и т.д.). Степень загрузки производственных мощностей (полная, недостаток мощностей, излишек мощностей). Входные барьеры (высокие, незначительные). Входные барьеры — это факторы, препятствующие проникновению в отрасль новых конкурентов. Прибыльность отрасли (выше или ниже средней по экономике). Степень вертикальной интеграции увеличивает требования к стартовому капиталу, влияет на характер конкуренции и уровень издержек производства у сильно и слабо интегрированных компаний. Быстрое изменение технологии. Повышает риск вхождения в отрасль, т.к. оборудование и механизмы часто устаревают до того, как полностью амортизируются. Быстрое совершенствование продукции. Сокращает жизненный цикл товара (услуги), увеличивает риск ввиду опасности быстрого выведения на рынок новых моделей товара конкурентами. Степень дифференциации продукции. Чем ниже дифференциация, тем сильнее давление покупателей, поскольку им легче перейти от одного производителя к другому. Возможность экономии на масштабе. Увеличивает объем производства и долю рынка, необходимые для обеспечения конкурентоспособного уровня издержек на единицу продукции

Степень загрузки производственных мощностей. Излишек производственных мощностей в отрасли приводит к падению цен и доходов компании. Недостаток мощностей — к росту обоих показателей. Входные барьеры. Высокие входные барьеры уменьшают вероятность появления в отрасли новых конкурентов. Прибыльность отрасли. Высокоприбыльные отрасли привлекают на рынок новые компании, низкоприбыльные стимулируют уход компаний в другие отрасли.

Определение доминирующих в отрасли экономических характеристик, к которым обычно относят: размеры рынка; области конкурентного соперничества (локальная, региональная, национальная и глобальная); скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли; число соперников и их относительные размеры, степень концентрации; число покупателей и их относительные размеры; превалирование передней или задней интеграции; легкость входа и выхода; степень дифференции продуктов /услуг соперничающих фирм; уровень технологических изменений в процессе производства и новых продуктах; влияние экономики на масштабы, на производство, транспортировку, маркетинг; является ли степень использования производственных мощностей критичной в достижении низко ценовой эффективности производства; наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производства; требования к капиталу; прибыльность в отрасли выше или средней в экономике.

Целесообразно составить «портрет» отрасли по этим характеристикам и затем его проанализировать. Для этого в таблице приведены данные по стратегической возможности отдельных экономических характеристик [10]. (Таблица 3).

Таблица 3.

Характеристика

Стратегическое значение

Размеры рынка

Малые рынки не имеют тенденции привлекать больших/новых конкурентов; большие часто привлекают интересы корпораций, желающих приобрести компании с целью укрепления конкурентных позиций в притягательных отраслях.

Рост размеров рынка

Быстрый рост вызывает новые вступления; замедление роста увеличивает соперничество и отсечку слабых конкурентов.

Избыток или дефицит производственных мощностей

Избыток повышает издержки и снижает уровень прибыли, недостаток ведет к противоположной тенденции.

Прибыльность в отрасли

Высокоприбыльные отрасли привлекают новые входы, условия депрессии поощряют выход.

Барьеры входа/выхода

Высокие барьеры защищают позиции пи прибыли существующих фирм, низкие делают их уязвимыми ко входу новых.

Товар дорог для покупателей

Большинство покупателей будут покупать по наинизшей цене.

Стандартизованные товары

Покупатели могут легко переключаться от продавца к продавцу.

Быстрые изменения технологии

Возрастает резко: инвестиции в технологию и оборудование могут не окупиться из-за устаревания последних.

Требования к капиталу

Большие требования делают решения в инвестициях критичными, важным становится момент инвестирования, растут барьеры для входа и выхода

Вертикальная интеграция

Растут требования к капиталу; часто растет конкурентная дифференциация и дифференциация стоимости между фирмами разной степени интеграции.

Экономия на масштабе

Увеличивает объем и размеры рынка, необходимые при ценовой конкуренции.

Быстрое обновление товара

Сокращение жизненного цикла товара, рост риска из-за возможности «чехарды изделий».


Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли, к числу которых обычно относят: изменение в долговременной скорости роста (оно сильно влияет на решение об инвестициях, степень притягательности для новых фирм. Сдвиги в скорости роста нарушают баланс между отраслями поставляющими и покупающими, входом и выходом); изменения в том кто покупает товары и как они используются (Эти сдвиги создают новые возможности, которые не должны быть упущены, но и требуют перестройки фирм.); инновации в продуктах; технологические изменения; маркетинговые инновации (новые методы продаж, дифференциация продуктов, стоимостная дифференциация); вход или выход главных фирм в отрасли; увеличение глобализации в отрасли; изменения в стоимости и эффективности; переход потребителей к дифференцированным товарам от стандартных; влияние законодательных изменений; изменение социальной, демографической обстановки и стиля жизни; снижение неопределенности риска в бизнесе [3].

Отраслевой анализ важен по нескольким причинам. Во-первых, успех компании измеряется относительной величиной ее доходности. В начале 1990-х гг. 15% прибыльности в грузовых автоперевозках было замечательным успехом, а в фармацевтике - признаком крайне низкой эффективности.

Во-вторых, отраслевой анализ дает менеджерам понимание факторов прибыльности и того, как они могут измениться в будущем. Обычно анализируют только текущие факторы прибыльности, а это ошибка. Намного полезнее подвергнуть анализу и возможные в будущем изменения, и их влияние на стратегию компании.

В-третьих, различные отраслевые сегменты могут обладать неодинаковой средней прибыльностью. Отраслевой анализ помогает выделить привлекательные и непривлекательные сегменты.

В-четвертых, не следует переоценивать смысл текущих показателей средней отраслевой прибыльности. Иногда компании обладают существенным потенциалом улучшения структуры отрасли или предотвращения дальнейшего ее ухудшения. Этот потенциал может относиться к отрасли в целом или к определенному отраслевому сегменту.

И наконец, отраслевой анализ служит хорошей первичной проверкой адекватности нового стратегического подхода. Нередко бывает так, что примеры, которыми доказывают действенность самых модных стратегических подходов, удается объяснить различиями в среднеотраслевой прибыльности, что проливает дополнительный свет на новинки стратегической мысли.

При анализе отраслевой прибыльности (или привлекательности) можно учитывать следующие факторы: влияние покупателей, влияние поставщиков, конкуренцию, возможность обращения потребителей к субститутам (заменителям) и опасность появления новых конкурентов.

Типы отраслей: Нарождающаяся отрасль. Как правило, недоступна инвесторам, желающим приобрести акции компаний данной отрасли. Обычно эти акции находятся в собственности частных корпораций, не выпускающих акции на рынок. Однако новый товар может быть лишь одним из множества товаров, производимых диверсифицированной фирмой. Особо стоит отметить, что с течением времени нарождающаяся отрасль может превратиться в любую из перечисленных ниже отраслей. [7] Растущая отрасль. По сравнению с остальными отраслями, характеризуется постоянным опережением увеличения объемов продаж и прибылей. Такие компании называют компаниями роста, а их акции — акциями роста. Особое внимание следует обратить на то, что рост цен на акции недостаточен для того, чтобы сделать их акциями роста. Необходимым и достаточным условием является высокий (выше среднего) темп роста за несколько лет. Стабильная отрасль. К такому типу относятся отрасли, для которых продажи и доходность относительно стабильны даже в период рецессии. Но не стоит, однако, думать, что принадлежность к этой отрасли «спасает» от снижения цен на акции, хотя снижение, вероятно, будет не таким заметным. Как правило, компании, при надлежащие к стабильным отраслям, имеют достаточные внутренние резервы на время кризисов. Широко принято наиболее общее разделение категорий акций, принадлежащих к стабильным отраслям: «голубые фишки», оборонительные акции и доходные акции. К «голубым фишкам»- относят акции тех компаний, которые демонстрируют доходность и выплачивают дивиденды даже в кризисные периоды. За этим обычно стоит монопольное положение на рынке, финансовая мощь и эффективный менеджмент. По оборонительным, как и по доходным, акциям выплачиваются высокие доходы. Однако доходным акциям присуще незначительное колебание как амплитуды цен, так и потенциала роста. Стоит обратить внимание на то, что не все акции с высокими дивидендами являются доходными, так как высокая доходность на данном этапе может быть, например, результатом существенного снижения цены акций в ожидании скорого снижения дивидендов. Особо стоит отметить тот парадоксальный на первый взгляд факт, что акции компаний коммунального хозяйства являются одновременно «голубыми фишками», оборонительными и доходными. Циклическая отрасль. Акции, принадлежащие этим отраслям, достаточно сильно подвержены деловому циклу. Не стоит тем не менее путать их с акциями, которые зависят от сезонной активности. Так, например, производство пива является сезонной отраслью. Спекулятивная отрасль. Иногда акции этих отраслей еще называют «пенсовыми» акциями. Для них характерна сильная подвижность в цене, а кроме этого, невозможность какого-либо осознанного анализа динамики изменения цен на данные акции. Увядающая отрасль. Здесь речь идет об акциях компаний, связанных с производством устаревшей продукции и (или) устаревшими технологиями [5].

2. Исследование конкурентной среды ООО "Темп-Авто"

2.1. Общие сведения об организации ООО «Темп-Авто»
Компания "Темп Авто К" образована в 1997году в г. Краснодар, зарегистрирована по адресу 350010, Краснодарский край, г. Краснодар, Ростовское шоссе 12. Свидетельство о государственной регистрации: № 9580 от 11.11. 1998 г. ИНН2311052326 Руководитель: генеральный директор Агасаров Вадим Янович. Телефон (861) 252-36-39, факс (861) 252-36-38; Е-mail: admin@tak. kuban. ru

История создания холдинга ООО "Темп Авто" начинается с 24.02. 1993г. Свою деятельность компания начинала с одной торговой точки в г. Москве. В настоящее время фирма "Темп Авто" объединяет в холдинг ряд компаний, реализующих автомобили и спецтехнику отечественных и импортных производителей, и имеет свои представительства в Москве, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Таганроге, Шахтах, Армавире, Сочи. Крупнейшими филиалами являются "Темп Авто-К" - г. Краснодар (с 1997 года) и "Темп Авто Дон" - г. Ростов на Дону (с 1999 года). С момента образования фирмы основным видом деятельности была реализация автомобилей. С 1997 года "Темп Авто-К" является официальным дистрибьютором ОАО "ГАЗ" в Краснодарском крае и Республике Адыгея. Если в 1998 году "Темп Авто-К" продавало около 25 автомобилей в месяц, то в настоящее время товарооборот фирмы достигает 425 автомобилей в месяц, а годовой оборот при продаже автомобилей и запчастей составляет - 1 млрд. 631 млн. руб. "Темп Авто-К" имеет субдилеров как в г. Краснодар, так и в Краснодарском крае (Анапе, Новороссийске, Армавире, Сочи, Славянске на Кубани). Фирма имеет свой технический центр, где производится как предпродажная подготовка, гарантийный ремонт, так и коммерческий ремонт, а также осуществляется тюнинг и продажа запчастей.

В настоящее время компания "Темп Авто К" - крупнейший автоцентр на Юге России - является официальным дилером Горьковского автомобильного завода "Русские машины" (ГАЗ), ведущих мировых производителей автомобилей: Hyundai, Kia, Daewoo, Suzuki, Ssang Yong. Одно из достижений автоцентра в 2005 году - получение статуса официального дилера самых продаваемых в России марок: Ford, Hyundai (корейского производства), а также китайской марки Great Wall.

На ежегодной международной специализированной выставке "Mobi" в г. Краснодаре компания "Темп Авто" всегда получает Диплом "За широкий ассортимент выставленной продукции".

С 1999 года развернуто строительство торговых салонов для автомобилей, которое в той или иной степени продолжается и сегодня. Основные корпуса были возведены в начале 2000 года. На момент завершения это были самые просторные салоны в Краснодарском крае. Площадь каждого из двух самых больших торговых залов составляет более 1600 кв. м, в каждом из них может быть одновременно размещено более 30 автомобилей. В настоящее время существует шесть обособленных торговых салонов, в которых производится торговля автомобилями, не считая открытой торговой площадки и магазина запчастей, расположенного вдоль ростовской трассы. В главном корпусе сделан въезд на второй этаж, где на площадке 350 кв. м. в настоящее время размещается и продается более 20 автомобилей южнокорейской марки Daewoo. Рядом с главным корпусом расположен второй по величине "Шоу-Рум", общей площадью около 1500 кв. м, разделенный на две половины легкой перегородкой. Данная площадка в настоящее время отдана под торговлю автомобилями марки KIA, которые в торговом зале находятся в широком ассортименте, насчитывая одновременно до 25 единиц. На противоположной стороне по адресу Ростовское Шоссе 12 находятся еще 2 торговых зала.

Первой, относительно небольшой - порядка 250 кв. м., вмещает две товарных марки: "Suzuki" (Япония) и Ssang Yong (Южная Корея). Здесь одновременно продается обычно не более 10-12 машин.

Второй автосалон в настоящее время занимает "Газ" (Волги и Газели), также относительно небольших размеров, порядка 220 кв. м. Открытая площадка площадью более 2500 кв. м. расположена вдоль проезжей части Ростовского шоссе, предназначена для размещения "Газелей", "Соболей", китайских пикапов марки "GREAT WALL" и собираемых в России Корейских однотонных легких трехместных грузовых автомобилей "Портер".

Автоцентр "Темп Авто К" имеет полный комплекс услуг для реализуемых автомобилей, в частности: шесть торговых салонов, прилегающую торговую площадку, а также склад автомобилей на основной территории; техсервис по ремонту и ТО автомобилей; цех малярно-кузовных работ; тюнинг для установки дополнительного оборудования; страховые компании и банки для проведения кредитных операций и осуществления страховки; диагностику; Trade In, для проведения операций по замены старого автомобиля на новый.

Магазин автозапчастей. Девиз компании на 2007 год - "Сохраняя лидерство". Поэтому "Темп Авто" и в дальнейшем планирует развивать направление ГАЗ, предоставляя клиентам возможность выбора любого автомобиля ГАЗ в любой комплектации в сети автосалонов по всей России. Динамика технико-экономических показателей фирмы за 2004-2006 гг. Автоцентр "Темп Авто К" реализует свою продукцию и услуги в основном с помощью розничной торговли. Развитие предприятия происходит высокими темпами. Объем реализованных товаров и услуг вырос на 4524138 тыс руб (86%) в 2006 г по сравнению с 2004 г, темп роста за анализируемый период составил 186%. Показатель себестоимости за аналогичный период увеличился с 865615 тыс руб до 1586563 тыс руб. Это вязано с увеличением стоимости основных фондов (затраты на строительство дополнительных торговых площадей), изменением внутреннего курса доллара (каждый поставщик устанавливает свой курс валюты), а также с увеличением количества работников предприятия и затрат на сервис.

Наряду с увеличением себестоимости продукции наблюдается рост выручки от реализации продукции. Так как выручка растет пропорционально объему реализованной товарной продукции (186%), а рост себестоимости (183%) не опережает эти показатели, то наблюдается рост прибыли (368%), и, соответственно, рентабельности предприятия. Затраты на 1 руб реализованной продукции снизились за анализируемый период с 0,164 руб до 0,162 руб, что объясняется снижением затрат на рекламу и различные маркетинговые мероприятия. Был увеличен штат сотрудников. Среднесписочная численность работников увеличилась в 2006 году на 43 человека по сравнению с 2004 годом. Рост числа работников обусловлен расширением сферы деятельности компании, улучшением сервиса. Наряду с увеличением численности персонала возросла среднемесячная заработная плата с 10700 руб до 12000 руб. Это повлияло на рост производительности труда в компании на 16064 руб / чел (40%) в 2006 г по сравнению с 2004 г. Среднегодовая стоимость основных фондов увеличивалась на протяжении анализируемых лет. В основном это связано со строительством дополнительных торговых площадей, а также покупкой нового оборудования. В период с 2004 г по 2006 г этот показатель возрос на 743082 тыс. руб. (прирост 735%) (рис.2.7). При этом фондоотдача снизилась (25%) и показатель фондоемкости (91%). Это говорит о том, что основные производственные фонды в процессе производства были задействованы не в полной мере, следовательно, они используются неэффективно. Оборот компании в целом увеличивался на протяжении анализируемых лет, что было возможным при использовании ресурсо - и трудосберегающих технологий (работа с поставщиками напрямую, сменный график сервисного персонала).


    1. Исследование авторынка г. Краснодара


Автомобильный рынок России из года в год планомерно растет. Этот рост подкреплен рядом долгосрочных факторов. Среди основных можно выделить рост российской экономики и доходов населения, укрепление рубля по отношению к основным мировым валютам. Кроме того, локомотивом роста рынка являются кредитные деньги, объем которых с каждым годом становится все более значительным, а условия для покупателей автомобилей - все лучше. В последние годы также отмечается рост корпоративных продаж, и как следствие - развитие рынка лизинга, хотя этот сегмент пока еще только зарождается. Доля продаж новых зарубежных автомобилей неуклонно растет, что сопровождается падением продаж отечественных автомобилей. Если рассматривать региональное распределение легковых автомобилей, то бесспорным лидером здесь является Москва. Краснодарский край занимает четвертую позицию, немного уступая Санк-Петербургу.

Автопарк Краснодарского края на 2006 год составляет 1047412 автомобилей. При этом на 1000 жителей края приходится 201 автомобиль, хотя этот показатель по России составляет 175. Такое большое число автомобилей в крае обуславливается густотой населенности региона, относительно высоким уровнем доходов населения и наличием на побережье Черного моря ряда курортных городов.

В парке легковых автомобилей Краснодарского края отечественные автомобили составляют 81,6%, а все иномарки - немногим более 18% при том, что в среднем по России их 21,5%.

Более 55% парка Краснодарского края - это автомобили LADA различных моделей. Доля других российских марок легковых автомобилей, в числе которых наиболее распространенными являются Москвич, ГАЗ, ЗАЗ, Иж, УАЗ, составляет 26,6%. Среди автомобилей LADA, зарегистрированных в крае 72,8% приходится на долю "классических" моделей. Доли переднеприводных машин здесь значительно меньше - 8,0% приходится на различные модели "Самар" и только 3,9% - на "десятки".

Среди иномарок предпочтение отдается в основном немецким автомобилям, а также японским, корейским автомобилям и марке Ford.

Аналитики также отмечают, что автомобильный парк Краснодарского достаточно старый. Этот вывод подтверждают данные о возрасте парка. Все новые иномарки (до трех лет) составляют в нем 10,4%, а вот на долю старых (свыше 7 лет) приходится 77,5%. В этом смысле чуть приличнее выгляди парк отечественных машин, где старых "всего" 76,1%.


    1. Анализ конкурентной среды автосалонов г. Краснодара


На сегодняшний день автомобильный рынок в городе развивается стабильно. С каждым годом количество автосалонов увеличивается. Сегодня их в городе насчитывается более 30. Это объясняется ростом спроса на автомобили, а также невысокими барьерами при входе на рынок. Вместе с увеличением числа автосалонов наблюдается и рост уровня конкуренции. Таблица 3.2 -

Основными лидерами в автомобильной отрасли являются "Модус", "Темп-Авто", "Юг-Авто", "Цель-Авто", "Гедон-Авто".

Конкуренция усиливается еще и за счет того, что возрастает спрос на новые автомобили. Причем, как показывают исследования, проводимые в автосалоне "Темп-Авто", большинство потребителей желают приобрести автомобили ценой до 20000 долларов США.

Анализируя данные таблицы 3.2, можно сделать вывод, что практически все автосалоны, работающие в городе, ориентированы именно на этот ценовой сегмент. Лишь малая доля автосалонов нашего города специализируются на продажах автомобилей премиум-класса.

Кроме того, о высоком уровне конкуренции свидетельствует еще и то, что модельный ряд автосалонов представлен в основном автомобилями ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, Ford, недорогими японскими, корейскими, немецкими автомобилями. То есть степень дифференциации продукта не слишком высокая. Но существуют автосалоны, например, "Юг-Авто", являющиеся эксклюзивными дистрибьюторами какой-либо марки автомобиля. У "Юг-Авто" это Cadillac, Hummer, Peugeot.

Результатом увеличивающегося числа автосалонов является еще и то, что барьеры при входе на рынок не слишком высоки. Единственным препятствием для осуществления деятельности являются большие затраты на покупку автомобилей, закупку площадей, регистрацию фирмы и осуществление маркетинговой деятельности.

Таким образом, конкуренция на авторынке города очень высокая, что объясняется борьбой автосалонов за один сегмент потребителей, невысокими барьерами при входе на рынок, а также возрастающим спросом на автомобили.
2.4. Характеристика показателей конкурентоспособности автосалонов г. Краснодара
Основными лидерами среди автосалонов г. Краснодара являются "Модус", "Темп-Авто", "Юг-Авто", "Цель-Авто". Рассмотрим плюсы и минусы в деятельности этих фирм. ООО "Модус". Достоинства: наибольшая рыночная доля; лучшая узнаваемость; наличие техцентра, который при ремонте автомобиля предоставляет "подменный автомобиль" на выгодных условиях; осуществление в автосалоне услуг кредитования, страхования, trade-in, транспортно-экспедиторских услуг; система мероприятий, направленных на стимулирование покупателей: скидки на автомобили и сервисное обслуживание, продажа карт "Модус", предоставляющих скидки на обслуживание в салонах "Модус", возможность вступить в клуб "Модус", предоставляющих скидки на услуги партнеров автосалона; возможность установки дополнительного оборудования: аудио-, видеооборудование и др. Недостатки: продажа автомобилей только зарубежного производства; довольно высокая стоимость автомобилей, что не позволяет охватить низкий ценовой сегмент.

ООО "Темп-Авто". Достоинства: большой модельный ряд; наличие услуг кредитования, страхования, trade-in; возможность получения технического обслуживания в пределах территории автосалона; продажа автомобилей для среднего класса - наибольшего сегмента потребителей; система мероприятий, направленных на стимулирование покупателей: предоставление скидок, подарков; награды автосалона на выставках. Недостатки: отсутствие автомобилей премиум класса; средняя узнаваемость.

ООО "Юг-Авто". Достоинства: широкий модельный ряд: наличие автомобилей как среднего, так и премиум класса; является эксклюзивным дилером Peugeot, Cadillac, Hummer в г. Краснодаре; обучение персонала у компаний-производителей; собственный кредитный отдел; наличие сервисного центра; система мероприятий, направленных на стимулирование покупателей: скидки, подарки, конкурсы; клиенты автосалона - представители администрации города и края. Недостатки: невысокая узнаваемость; отсутствие эффективной рекламы; средняя рыночная доля.

ООО "Цель-Авто". Достоинства: выгодное расположение в центре города; Наличие техцентра; постоянное повышение профессионального уровня сотрудников; наличие услуг кредитования, страхования. Недостатки: невысокая узнаваемость; продажа автомобилей только марки Ford; низкий уровень рекламной деятельности.

Таким образом, наиболее сильным конкурентом рассматриваемого предприятия является автосалон "Модус". "Темп Авто К" прочно удерживает второе место по привлекательности и известности автоцентра в городе, что также свидетельствует о её эффективной рекламе, хотя заметно, что "Темп Авто К", тратит на рекламу меньше средств, чем "Модус".
Заключение.

Целью данной является раскрытие сущности анализа конкурентной и отраслевой среды. Анализ сил конкуренции проводят с помощью метода, предложенного Майклом Портером, который учитывает 5 реальных сил, действующих на рынке (Классическая модель конкурентной среды).

Отраслевой анализ - это изучение отраслей экономики, направленное на оценку конкурентоспособности и перспектив конкретной отрасли хозяйства в сравнении с другими отраслями и определение в составе отрасли предприятий, имеющих особые перспективы развития.

Анализ отрасли начинается с изучения основных экономических характеристик.

Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли, к числу которых обычно относят: изменение в долговременной скорости роста (оно сильно влияет на решение об инвестициях, степень притягательности для новых фирм.

Очевидно при отраслевом анализе, что отбираются те отрасли, которые с максимальной вероятностью могут принести наибольший доход в течение интересующего нас периода.

Также есть несколько видов отраслей, таких как: увядающая отрасль, спекулятивная отрасль, циклическая отрасль, стабильная отрасль, растущая отрасль, нарождающаяся отрасль.

Можно сказать, что данная тема довольно актуальна и отраслевой и конкурентный анализ очень эффективны.
Список используемой литературы.



  1. "MBA Краткий Курс" , Роберт Ф. Брунер, Марк Р. Икер, Р. Эдвард Фримен, Роберт Е. Спекман, Элизабет О. Тайсберг., 2000г. Издательства "Олимп-Бизнес".

  2. А.А.Томпсон, мл., А.Дж.Стрикленд III, Стратегический менеджмент. ИНФРА-М. 2003.

  3. Майкл Портер, Джефри Самплер, С.К.Прахалад, Курс МВА по стратегическому менеджменту, Альпина Паблишер, 2002.

  4. http://www.aup.ru/books/m24/5.htm

  5. Ханс Виссема. «Стратегический менеджмент и предпринимательство».

  6. Официальный сайт Темп-Авто. http://www.tempavto.ru/

  7. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. Фляйшер Крейг, Бенсуссан Бабетт. Издат.: Бином. 2005г.

  8. http://modus.net/ru/

  9. http://www.bp-arkadia.ru/publication13.htm

  10. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. Майкл Портер. Издательство Альпина Бизнес Букс, 2007г

  11. Мишель Гертман «Стратегический менеджмент».

  12. Л. Г. Зайцев , М. И. Соколова . «Стратегический менеджмент. Учебник для вузов».

  13. Дж. Дэвид Хангер, Томас Л. Уилен. «Основы стратегического менеджмента».







Скачать файл (191 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации