Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Отчет по производственной практике - файл 1.doc


Отчет по производственной практике
скачать (190.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc191kb.24.11.2011 09:59скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В Г. ТОЛЬЯТТИ




Кафедра социального управления


ОТЧЕТ

О прохождении ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКи
Студента IV курса заочного отделения, группа С 7/05


Выполнил:

студент
Руководитель от ТФ РГСУ:

Зав. кафедрой социального управления

должность подпись Ф.И.О.

Руководитель от организации:

Заведующая ОСО № 6

должность подпись Ф.И.О.

М. П.

Тольятти – 2009




Содержание



1. Отзыв-характеристика руководителя от организации ..……………….3

2. Отзыв руководителя от ТФ РГСУ ..…………………………….……….4

3. Дневник прохождения практики .……………………………………….5

4. Материалы отчета о прохождении производственной практики …......7

4.1. Цели и задачи учебной практики ..…………………………………7

4.2. Нормативно-правовые основы социальной работы

с лицами пожилого возраста ……………………………………….8

4.3. Структура управления социальной работой ……………………..10

4.4. Структура организации ………………………….………………...12

4.5. Система планирования социальной работы ……………………...13

4.6. Структура кадров и порядок взаимодействия

социальных работников и служб …………………………………15

4.7. Права и обязанности социального работника ……………………16

4.8. Льготы социального работника …………………………………...17

4.9. Система стимулирования социальных работников ……………...18

4.10. Льготы по обслуживанию различных слоев населения ………..19

4.11. Технология социальной работы

в отделении социального обслуживания на дому ………………20

4.12. Практика социальной деятельности

в отделении социального обслуживания на дому ………………23

4.13. Ответственность и организация контроля ………………………28

4.14. Порядок анализа результатов социальной работы ……………...29

4.15. Социальная работа и внешняя социальная среда ……………….31

5. Выводы о прохождении производственной практики …………………32

Приложения
^

ОТЗЫВ-ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ




…, студентка 4-го курса Тольяттинского филиала Российского государственного социального университета проходила производственную практику с 04.05.2009 г. по 31.05.2009 г. на своем рабочем месте в должности социального работника отделения № 6 социального обслуживания на дому ГУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Комсомольского района городского округа Тольятти».


За время прохождения практики изучила законы о социальном обслуживании населения; положение об отделе социального обслуживания на дому; должностные инструкции работников отдела; познакомилась со структурой Управления социальной защиты населения г.о. Тольятти; выполняла работу по надомному обслуживанию граждан пенсионного возраста и инвалидов согласно основным должностным обязанностям социального работника; вела документацию по обслуживаемым гражданам и отчеты о проделанной работе, приобрела умения в решении конкретных организационных задач социальной работы.

За время прохождения практики показала высокий уровень знаний, умение ориентироваться в действующем законодательстве и применять его в практической деятельности. К работе относилась добросовестно, четко выполняла правила внутреннего трудового распорядка.

^ ВЫВОД: Считаю, что цель производственной практики достигнута, план ее прохождения выполнен.

Оценка: «Отлично».
Руководитель:
Заведующая ОСО № 6 Тулузакова А.А.

должность подпись Ф.И.О.

М. П.

29.05.2009 г.

Отзыв руководителя

от

ТФ РГСУ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка: «__________»
Руководитель от ТФ РГСУ:
должность подпись Ф.И.О.

ДАТА
^

ДНЕВНИК прохождения практики





№ п/п

Дата

Наименование мероприятия

Замечания и подпись контролирующего от организации

1

04.05.09.

Изучила положение об отделе социального обслуживания на дому; должностные инструкции работников отдела; познакомилась со структурой Управления социальной защиты населения г. Тольятти. Ознакомилась с законами о социальном обслуживании населения. Составила план прохождения практики, график посещения подопечных.




2

05.05.09.

Вызвала врача на дом; съездила в военкомат, оформила льготные документы вдовы УВОВ; посетила подопечных, покупка товаров; оплатила счет за телефон, оформила документы на материальную помощь, записала на прием к врачу.




3

06.05.09.

Посещение подопечных по графику. Отвезла документы на предоставление льготы по оплате в «Мир Микровидео»; посещение подопечного в стационаре, консультация с лечащим врачом; в поликлинике выписала лекарства. Покупка продуктов питания.




4

07.05.09.

Сопроводила в город подопечного в диагностический центр на УЗИ; в отделе детских пособий оформила документы; съездила в отделение психологической помощи, вызвала психолога для подопечной; купила непродовольственные товары; посетила подопечных, помогла приготовить обед




5

08.05.09.

Сходила в ЖКО, взяла справку о составе семьи, сделала перерасчет за электроэнергию, вызвала сантехников, в поликлинике получила справку о состоянии здоровья и заключение врача о потребности в надомном обслуживании; купила продукты. Посещение подопечных по графику.




6

12.05.09.

В пенсионном фонде подала заявления на отказ от социального пакета; в аптеке получила медикаменты; посетила подопечных, влажная уборка помещения, купила продукты, бытовую химию, помощь в приготовлении пищи; сопроводила на прием к врачу.




7

13.05.09.

По заключению врача взяла направление, поставила на очередь на стационарное лечение, купила газеты, посетила подопечных, сопроводила на ЭКГ, купила продукты, медикаменты приготовила обед, измерила давление. Посещение подопечных по графику.




8

14.05.09.

Вызвала врача на дом; съездила в военкомат, оформила льготные документы вдовы УВОВ; покупка промышленных товаров товаров и продуктов питания; оплатила счет за телефон. Посещение подопечных по графику.




9

15.05.09.

Съездила в «Волгателеком», оформила поминутную оплату за телефон; отнесла в ЖКО показания счетчика расхода воды; купила продукты питания; выписала лекарства. Мытье оконных стекол, подоконников.




10

18.05.09.

Сходила в поликлинику, взяла талон на прием к лору, сопроводила подопечную на прием к врачу в городскую поликлинику на 5 ВСО. Купила продукты, лекарства. Посещение по графику.




11

19.05.09.

Дежурство в ОСО.

Прием граждан по вопросам социального обеспечения; осуществляла регистрацию и учет населения.

Работа с личными делами подопечных.




12

20.05.09.

Съездила в ЗАГС на ул. Л.Чайкиной, получила свидетельство о смерти подопечного Мнухина Я.А. В пенсионном фонде оформила пособие на погребение в размере 4000 руб. Посещение по графику.




13

21.05.09.

Посещение подопечных по графику. Купила непродовольственные товары; помогла приготовить обед; измерила давление, вынесла мусор; влажная уборка квартиры.




14

22.05.09.

Съездила в БМСЭ на ул. Баныкина за Программой реабилитации инвалида Бузыцковой П.Е.; покупка продуктов, медикаментов. Поставила подопечную на очередь на санаторно-курортное лечение в ФСС на ул. Карла Маркса 70. На ул. Горького 48 получила трость. Посещение по графику.




15

25.05.09.

Посещение по графику. Покупка продуктов. Комплексная уборка квартиры (мытье полов, газовой плиты, раковины, унитаза, дверей, стен, вынос мусора).




16

26.05.09.

Купание больного, обслуживающего себя в пределах квартиры. Подогрев пищи, кормление, мытье посуды, замена белья и влажная уборка помещения. Посещение по графику.




17

27.05.09.

Посещение по графику. Покупка продуктов. Сходила в ЖКО, взяла справку о составе семьи в льготный отдел для переоформления льготы на коммунальные услуги. Чистка ковра и ковровых дорожек (пылесосом), глажение белья.




18

28.05.09.

Измерила давление, вызвала врача на дом, купила продукты. Оказание помощи в написании и отправке письма (написала письмо, приобрела конверт и марки, написала адрес, отправила в отделении связи). В ЖКО оформила заявку на ремонт сантехники. Посещение по графику.




19

29.05.09.

Посещение по графику. Прогулка с подопечной, находящейся на обслуживании. Приготовление обеда и кормление подопечной. Сделала ксерокопии документов и съездила в отдел субсидий.




20

30.05.09.

Подведение итогов практики. Обобщение материалов, выводы о прохождении практики, оформление документов, составление отчета по итогам учебной практики.





^
МАТЕРИАЛЫ ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ


Цель и задачи практики

Целью производственной практики является закрепление и расширение научно-теоретических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных дисциплин по социальной работе, приобретение и закрепление знаний по решению задач социальной работы

^ Задачами производственной практики является:

  • ознакомление с основными вопросами организации социальной работы в социальных службах, изучение методов планирования и анализа практики социальной работы;

  • приобретение умений в решении конкретных организационных задач социальной работы;

  • изучение работы специалистов на всех уровнях организации, ведущих и организующих социальную работу;

  • изучение внутреннего окружения социального работника: функции, структура, стратегия, технология, кадры;

  • изучение внешнего социального окружения соцработника, влияние социально-экономической обстановки, общества, население;

  • проверка степени подготовленности студентов для самостоятельной работы по специальности.

Во время прохождения практики передо мной стояли следующие практические задачи:

  • изучить законы о социальном обслуживании населения;

  • познакомиться со структурой Управления социальной защиты населения г. Тольятти;

  • выполнять работу по надомному обслуживанию граждан пенсионного возраста и инвалидов согласно основным должностным обязанностям социального работника;

  • вести документацию по обслуживаемым гражданам и отчеты о проделанной работе.

^ Нормативно-правовые основы

социальной работы с лицами пожилого возраста
Основы для развития законодательства Российской Федерации, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации в 1993 г. и регулируются рядом законодательных актов:

  • Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

  • Федеральный закон от 12 января 1995 г. №5 «О ветеранах»;

  • Федеральный закон от 2 августа 1995 № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

  • Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;

  • Федеральный закон от 24 декабря 1995 г. № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

  • Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178–ФЗ «О государственной социальной помощи»;

  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166–ФЗ

  • «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

  • Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №137– ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

  • Закон Самарской области от 5 марта 2005 г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальном обслуживании населения»

В развитие Федерального Закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» были дополнительно приняты правительственные нормативные акты:

  • Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»;

  • Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»;

  • Федеральная целевая программа «Старшее поколение», утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1090.

В связи с формированием новых подходов к реализации социальной политики существенно изменились функции управления социальной защиты населения. 22 августа 2004 г. принят Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании которого внесены изменения в целый ряд нормативных актов, в том числе 25 социозащитных.

Появление новых направлений в работе связано с делегированием части федеральных полномочий на областной уровень. Многие социальные функции стали приоритетами регионов. Созданы регистры льготных категорий граждан. В Федеральный Регистр в настоящее время входит 10 категорий льготников. Министерство труда и социального развития Самарской области совместно с органами социальной защиты населения городов и районов сформировали областной Регистр получателей выплат. В Самарской области в Регистр внесены более 262 тысячи человек.

Законом предусмотрена замена отдельных видов льгот на ежемесячные денежные выплаты и определены их размеры. Ежемесячная денежная выплата устанавливается для федеральных льготников и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ.

Важная роль в реализации государственной социальной помощи отводится так называемому «социальному пакету», в законе он обозначен как набор социальных услуг.
^
Структура управления социальной работой


Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации. Управление социальной работой направлено на оказание помощи, поддержки, защиту всех людей, особенно слабо защищенных слоев и групп.

^ Объекты управления в социальной работе – социальные работники, сотрудники, вся система взаимоотношений, складывающаяся между людьми в процессе социальной защиты населения. Субъектами управления выступают руководители социальных служб и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями. Субъект управления, объект управления и существующими между ними разнообразные связи составляют систему социального управления по оказанию социальной помощи населению.

Эффективность этой системы существенным образом зависит от типа организационной структуры управления. Под ней понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающая ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

Выделяют следующие основные типы организационной структуры: линейные – самые простые, применяются на нижних уровнях управления – прямое подчинение одному начальнику; функциональные применяются для управления разнотипными видами социальной работы на нижних уровнях – выполнение конкретной функции; дивизионные – на верхних уровнях – руководителю помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений; проектные – при управлении новыми или кратковременными видами социальной работы; матричные – наиболее прогрессивные, используются при проектировании и совершенствовании, направлены на реализацию конкретной цели.

Важное условие для создания эффективной системы – структурное совершенствование Можно выделить три уровня управления: верхний (институциональный) – Российская Федерация, автономная республика; средний (управленческий) – регион, т.е. органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов; низовой уровень – социальные организации, различные негосударственные (благотворительные) общественные организации.

^ Функции управления – это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект. Функции управления в системе социальной работы можно представить на трех этапах: предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, проектирование); оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация); заключительное управление (контроль, учет, анализ).

Как и любая деятельность, социальное управление включает многочисленные средства, формы и методы достижения поставленной цели, которые составляют его инструментарий. Методы управления – это способы, приемы практических действий, направленные на достижение целей, задач, основанные на анализе информации, выбранные из возможных вариантов. По содержанию, назначению и возможностям методы управления классифицируются на группы: организационно-административные (регламентирующие, распорядительные, дисциплинарные – приказы, распоряжения, инструкции); экономические, обусловленные экономическими стимулами; социально-психологические (основаны на конкретном воздействии на личность – беседа с работником, консультирование, неформальное общение); самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системой.

Главная задача социальной работы как процесса управления в системе социального обслуживания населения – помочь развить творческий, жизненный потенциал, заключенный в каждом индивиде, посредством полномочий и административных методов, обезопасить социально ущемленные слои населения от негативных процессов, происходящих в обществе.

^
Структура организации


Отделение социального обслуживания на дому (ОСО), в котором я проходила практику, является одним из подразделений Центра социального обслуживания (ЦСО).

Учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с действующим законодательством РФ в форме учреждения социального обслуживания, осуществляющего на территории районов города организационную и практическую деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Учредителем Центра является мэрия г. Тольятти. Управление социальной поддержки населения координирует деятельность Центра и оказывает ему организационно-методическую и практическую помощь.

Центры социального обслуживания являются одной из самых распространенных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и предоставляют широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг и материальной помощи, проведение адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

^ Структурную организацию Центра социального обслуживания составляют следующие подразделения (Приложение 1):

  • отделение социального обслуживания на дому;

  • специализированное отделение медико-социального обслуживания на дому;

  • отделение срочной социальной помощи людям, попавшим в экстремальную ситуацию;

  • отделение психологической помощи;

  • отделение дневного пребывания.

Структурные подразделения в своей деятельности подчиняются директору Центра, осуществляющему руководство его деятельностью на основе единоначалия. Каждое структурное подразделение возглавляет заведующий, назначаемый директором Центра.

Отделения социального обслуживания на дому являются в настоящее время наиболее массовой и особенно необходимой формой социального обслуживания. Главная цель направлена на максимальное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной для них социальной среде, на поддержание их личностного и социального статуса, защиту прав и законных интересов этой категории населения.

^
Система планирования социальной работы


Планирование социальной работы – это процесс разработки планов, включающий определенные меры (мероприятия), показатели, связанные с решением перспективных и текущих задач. Планирование социальной работы представляет собой одну из основных функций социального управления и осуществляется системой органов, подразделений, звеньев, работающих в сфере социального обслуживания. Планирование социальной работы реализуется, прежде всего, в виде организационных планов.

Методические рекомендации по планированию и организации работы центров социального обслуживания содержат следующие разделы годового плана работы:

  • развитие видов и форм социального обслуживания населения;

  • работа с кадрами, повышение профессионального мастерства специалистов по социальной работе, социальных работников;

  • наращивание и укрепление материально-технической базы центра, улучшение условий труда.

^ Квартальные планы составляются исходя из задач, решаемых центрами социального обслуживания, перспективного плана и с учетом условий работы. При этом рекомендуются следующие разделы:

  • развитие видов и форм социального обслуживания населения;

  • работа с кадрами, контроль за работой структурных подразделений, повышение профессионального уровня сотрудников;

  • наращивание и укрепление материально-технической базы центра.

Разновидностью организационных планов являются Комплексные планы совершенствования системы управления, которые включают следующие разделы:

  • организационные мероприятия;

  • экономические мероприятия;

  • социально-психологические мероприятия;

  • инженерно-технические мероприятия.

К организационному планированию относится также разработка и утверждение месячных планов работы руководителей подразделений, социальных работников с последующим составлением отчетов.

В деятельности учреждений социальной защиты используется также и экономическое планирование. Его инструментом, например, является Заявка на выделение средств на квартал и План расходов на квартал, которые представляются в вышестоящий орган, где они рассматриваются и утверждаются.

^ Структура кадров.

Порядок взаимодействия социальных работников и служб
Оказание социально-бытовых услуг пенсионерам и инвалидам на дому осуществляется социальными работниками отделения социального обслуживания на дому, состоящими в штате отделения.

^ На должность социального работника принимаются граждане со специальным образованием (медицинское, педагогическое, юридическое, социальная работа), а также имеющие опыт работы в педагогических, медицинских, социальных учреждениях. Лица, принимаемые на должность социального работника, проходят перед зачислением медицинский осмотр с оформлением допуска к работе.

Должность социального работника вводится из расчета обслуживания 6 граждан в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытовых удобств и 8 – в благоустроенном городском секторе.

В штате ОСО № 6 состоит 13 социальных работников и заведующая отделением.

Заведующий ОСО устанавливает для социального работника зону обслуживания, периодичность и графики посещения с учетом тяжести состояния обслуживаемых лиц, характера требуемых им услуг, компактности проживания, транспортных связей, наличие предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также учреждений здравоохранения. Заведующий ОСО посещает каждого обслуживаемого не реже 1 раза в квартал.

^ Социальный работник взаимодействует с различными ведомствами и организациями:

  • структурными подразделениями ГУ СО ЦСО по вопросам социального обслуживания и оказания различных видов социальной помощи;

  • Управлением предоставления мер социальной поддержки по территории Комсомольского района;

  • Управлением пенсионного фонда по Комсомольскому району;

  • общественными организациями (общество инвалидов, совет ветеранов и др.);

  • учреждениями здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и другими организациями.


^ Права и обязанности социального работника
Перед началом работы я была ознакомлена с должностной инструкцией, оговаривающей основные права и обязанности социального работника.

^ Социальный работник имеет право:

  • Вносить предложения по вопросам, относящимся к компетенции службы, по вопросам улучшения социального обслуживания населения.

  • Получать любую методическую помощь со стороны заведующего отделением социального обслуживания на дому.

  • На обеспечение спецодеждой, спецобувью, моющими и обезвреживающими средствами и другими средствами индивидуальной защиты.

  • Обратиться в тарификационную комиссию о повышении квалификационного разряда и повышении оплаты труда.

  • На условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Социальный работник обязан:

  • Осуществлять выявление пенсионеров, инвалидов, одиноких лиц, перенесших тяжелые заболевания, многодетных семей, семей одиноких матерей и других лиц, нуждающихся в обслуживании на дому.

  • Выполнять социально-бытовые услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам согласно действующего перечня гарантированных и дополнительных услуг в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта РФ.

  • Соблюдать правила поведения при обслуживании граждан на дому.

  • Соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной от обслуживаемых граждан, никогда не использовать указанную информацию для личной выгоды либо в интересах третьих лиц.

  • Оказывать содействие в поддержании контактов с родными и близкими обслуживаемого.

  • Оказывать клиентам помощь в поддержании личной гигиены; иметь постоянный контакт с лечащим врачом обслуживаемого.

  • Производить прием и расчет денежных средств от клиентов за оказание платных услуг с оформлением отчетности.

  • Координировать работу по оказанию социальной помощи по месту жительства; участвовать в организации и проведении благотворительных мероприятий.

  • Выполнять разовые поручения заведующего отделением, руководства Центром.

  • Соблюдать трудовую дисциплину.

  • Соблюдать правила охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности.

  • Незамедлительно информировать руководство ГУ СО ЦСО обо всех чрезвычайных ситуациях, произошедших как с обслуживаемыми, так и лично с работниками.



^
Льготы социального работника


При исполнении служебных обязанностей действующим законодательством социальным работникам, занятым в государственном или муниципальном секторах социального обслуживания, предоставляются некоторые льготы и преимущества:

  • обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплата компенсации на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря;

  • внеочередное обслуживание при исполнении служебных обязанностей государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждениями, оказывающими юридическую помощь;

  • первоочередную установку квартирного телефона;

  • компенсация стоимости проезда на общественном транспорте;

  • компенсацию за эксплуатацию личного автотранспорта, используемого для оказания социальных услуг.


^ Система стимулирования социальных работников
За образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, продолжительную и безупречную работу и за другие достижения в труде применяются поощрения, предусмотренные ст. 191 ТК РФ (или иным нормативным актом).

Поощрения, предусмотренные ст. 191 ТК РФ применяются администрацией совместно с профкомом.

Поощрения объявляются в распоряжении, доводятся до сведения всего коллектива и заносятся в трудовую книжку работника.

В целях усиления материальной заинтересованности работников ЦСО в повышении эффективности деятельности вводится «Положение о премировании и выплате вознаграждения по итогам работы за год работникам ЦСО» (Приложение 2).

Коллективным договором могут предусматриваться и другие виды поощрений и порядок их применения.

Нарушение трудовой дисциплины (неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей) влечет за собой применение мер дисциплинарного воздействия.

Согласно ст. 192 ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины администрация управления применяет следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; увольнение (п. 5-11 ст. 81 ТК РФ).

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующая работа и поведение работника.

К работникам, являющимся муниципальными служащими, кроме перечисленных дисциплинарных взысканий, дополнительно могут налагаться следующие взыскания: строгий выговор; предупреждение о служебном несоответствии.
^
Льготы по обслуживанию различных слоев населения


Право на получение в приоритетном порядке социального обслуживания на дому, стационарного или полустационарного социального обслуживания среди потенциальных клиентов социальной службы имеют:

  • во внеочередном порядке инвалиды и участники Великой отечественной войны; инвалиды боевых действий; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; реабилитированные лица; лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;

  • в первоочередном порядке иные категории ветеранов Великой Отечественной войны; вдовы погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак; вынужденные переселенцы (беженцы);

  • при получении реабилитационных услуг в первоочередном порядке инвалиды, имеющие индивидуальную программу реабилитации.

^ Правом преимущественного принятия на социальное обслуживание на дому пользуются кроме перечисленных выше, потенциальные клиенты социальной службы из числа одиноких нетрудоспособных граждан пожилого возраста и инвалидов (в том числе в получении реабилитационных услуг на дому) (Постановление правительства Самарской области от 26 июля 2006 г. № 99 «О порядке предоставления социального обслуживания населению в Самарской области»).
^ Технология социальной работы

в отделении социального обслуживания на дому
Приоритетной формой социальной помощи пожилым людям и инвалидам в нестационарных условиях остается предоставление им социально-бытовых услуг на дому.

^ Отделение социального обслуживания на дому (ОСО) предназначается для постоянного или временного (до 6 месяцев) социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, утративших способность к самообслуживанию, нуждающихся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях.

^ Отделение содержится за счет средств областного и местного бюджетов, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений (целевые социальные фонды, кредиты банков, благотворительные взносы и пожертвования и другие источники, не запрещенные законом).

^ Основной целью деятельности отделения является предоставление необходимых социально-бытовых услуг пенсионерам и инвалидам, утратившим способность к самообслуживанию в связи с возрастом или состоянием здоровья.

^ ОСО создается при наличии не менее 60 граждан, нуждающихся в надомном обслуживании, проживающих в сельской местности или городах и поселках, не имеющих коммунально-бытового благоустройства, и 120 пенсионеров и инвалидов в городской местности.

Отделение ведет выявление и учет совместно с органами и учреждениями здравоохранения, общественными организациями и объединениями лиц из числа пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в надомном обслуживании.

^ Зачисление на обслуживание производится заместителем начальника Управления, руководителем ЦСО на основании заявления гражданина (Приложение 3), медицинского заключения о состоянии здоровья (Приложение 4), акта материально-бытового обследования (Приложение 5) и справки о размере получаемой пенсии.

Предоставление социальной помощи может осуществляться и без согласия гражданина по заявлению законного представителя лица, признанного недееспособным или по решению органов опеки и попечительства.

^ Противопоказанием к принятию на надомное обслуживание является наличие хронического алкоголизма, венерических инфекционных заболеваний, бактерио- или вирусоносительства, открытых форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях органов здравоохранения. Все отказы в приеме на обслуживание должны подтверждаться заключениями лечебно-профилактических учреждений.

^ Специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому предоставляются особые социально-медицинские услуги, в зависимости от состояния здоровья клиента и его способности к самообслуживанию.

Они предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим тяжелыми заболеваниями, в том числе психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением граждан, являющихся бактерио- или вирусоносителями, страдающих хроническим алкоголизмом, карантинно-инфекционными заболеваниями, венерическими и другими заболеваниями, требующими лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Социальное обслуживание граждан может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием.

^ Социально-бытовые услуги могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты, что зависит от отношения величины дохода гражданина к величине уровня прожиточного минимума, установленного для каждой категории граждан (Приложение 6). Услуги, не входящие в перечень основных услуг, могут оказываться за плату по прейскуранту стоимости социальных и медицинских услуг, утверждаемому местными органами самоуправления.

Порядок, условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания определяются Правительством Российской Федерации, а тарифы на социальные услуги, оказываемые учреждениями социального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (Приложение 7).

Денежные средства, поступающие за оказание платных услуг на дому, зачисляются на счет Управления социальной защиты населения и направляются на текущее содержание и развитие Центра социального обслуживания и стимулирования труда социальных работников.

Лица, принимаемые на надомное медицинское и социально-бытовое обслуживание, заключают с ЦСО Договор (Приложение 8), определяющий характер и объем оказываемых услуг, порядок и размер вносимой за обслуживание платы, а также гарантии как обслуживаемым, так и социальным работникам.

Договоры могут заключаться как с лицами, принимаемыми на обслуживание, так и с их родственниками, обязанными содержать их по закону, а также, при согласии обслуживаемых, с трудовыми коллективами, организациями и ведомствами, оплачивающими обслуживание.

^ Практика социальной деятельности

в отделении социального обслуживания на дому
Отделение № 6 было создано приказом начальника Управления социальной защиты населения в 1992 году.

В ОСО № 6 на обслуживании состоит 127 человек, т.к. п. Поволжский – это благоустроенный поселок городского типа с коммунально-бытовыми удобствами. Но к этому отделению относится также и близлежащая деревня Ново-Матюшкино, 6 жителей которой приняты на надомное обслуживание.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания. Социальные услуги, оказываемые населению, должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Структура оказания помощи клиенту в системе социального обслуживания подробно представлена в Приложении 9.

Предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.

^ Территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг устанавливается с учетом потребностей населения субъекта Федерации на базе федерального перечня (Приложение 10), который ежегодно пересматривается (не допуская сокращения объема услуг).

^ Гарантированные услуги, согласно перечню, следующие:

  • доставка на дом продуктов питания, обедов, промышленных товаров первой необходимости, медикаментов и др.;

  • содействие в приготовлении горячей пищи на дому;

  • уборка жилых помещений;

  • сдача вещей в чистку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;

  • доставка воды, протопка печей, содействие в организации ремонта жилья, обеспечении топливом;

  • содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;

  • помощь в оформлении документов, написании и отправке писем;

  • содействие в обеспечении книгами журналами, газетами;

  • вызов врача на дом, содействие в госпитализации;

  • сопровождение обслуживаемых лиц в лечебные учреждения и их посещение в стационарных учреждениях;

  • помощь в получении путевок;

  • содействие в получении зубопротезной помощи и т.д.;

  • содействие в получении профессии и трудоустройстве;

  • содействие в получении правовых услуг;

  • оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения;

  • содействие в предоставлении других льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством;

  • содействие в предоставлении ритуальных услуг и др.

Широко развивается и сеть дополнительных платных (на основе прейскуранта) услуг, позволяющих наиболее полно осуществлять социальное обслуживание, создавать возможность проживать в привычных домашних условиях даже самым немощным гражданам. Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, направляются на дальнейшее развитие отделения социальной защиты и стимулирование труда социальных работников (Постановление Правительства РФ от 17.04.2002 г. № 244).

В некоторых случаях отделение предоставляет услуги и по срочному социальному обслуживанию, которое включает:

  • разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

  • обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

  • разовое оказание материальной помощи;

  • содействие в обеспечении временного жилого помещения;

  • организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

  • организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и др.

В отделение срочной или экстренной социальной помощи может обратиться любой человек, попавший в экстремальную ситуацию. Он может получить там натуральную, финансовую и юридическую помощь.

Но практика показывает, что следует уделять особое внимание активизации внутренних, собственных ресурсов человека, т.е. все более актуальным становится психологический аспект социальной работы.

Для социально-психологической поддержки пожилых людей и инвалидов в отделении существует и такой вид услуги как служба психологической помощи. Для решения личностных проблем подопечных может быть приглашен психолог. Специалисты отделения психологической помощи помогут выйти из конфликтной ситуации с минимальными потерями, помогут наладить отношения в семье, преодолеть барьеры одиночества, пережить боль утраты. С проблемами можно обратиться к психологу, работающему на телефоне общения.

Консультирование занимает большое место и в деятельности социального работника. Социальное консультирование – это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления их социальных функций.

Основной целью консультирования является оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Хотя консультативная беседа с пожилым человеком индивидуальна, однако есть и типичные моменты, которые следует учитывать. Социальному работнику нужно проявлять доброжелательность и спокойствие, обращаться к клиенту следует уважительно, расположить пожилого человека к беседе, показать клиенту свою заинтересованность в нем и его проблемах, проявить желание помочь. Люди пожилого возраста порой бывают забывчивыми, мнительными, что требует от социального работника не только понимания, но и особого терпения.

Социальный работник в связи со спецификой своей профессиональной деятельности зачастую выполняет функции людей самых различных профессий: юриста, психолога, педагога, социального менеджера, священника, выслушивая порой исповеди своих подопечных.

В процессе работы мне приходилось поддерживать тесную связь с органами здравоохранения, образования, службами занятости, правовыми службами, многими другими государственными и общественными организациями, т.к. главной задачей социальной работы является социальная реабилитация человека, восстановление социального статуса личности, обеспечение адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

Социальный работник выступает как посредник между государством, призванным быть защитником прав своих граждан и человеком. Необходимость такого посредничества обусловлено, прежде всего, тем, что государство не всегда выступает той инстанцией, которая гарантирует права и достойные человека способы его существования. Максимальное удовлетворение потребностей клиентов – вот что является главной целью социальной работы, а именно:

  • усиление степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

  • создание условий, в которых клиенты могут максимально проявлять свои возможности и получать все полагающееся им по закону;

  • адаптация и реабилитация их в обществе;

  • создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечья, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения со стороны окружающих.

Социальный работник на основе знания социальных закономерностей и различных форм их практической реализации адаптирует интересы государства к человеку и интересы человека к государству.

Конечная цель деятельности социального работника предполагает достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в его помощи.

При предоставлении социальных услуг должны быть неукоснительно соблюдены основные права граждан:

  • Уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания.

  • Выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов РФ.

  • Информированность о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг.

  • Согласие на социальное обслуживание.

  • Отказ от социального обслуживания.

  • Конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику социального обслуживания при оказании услуг.

  • Защита своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

Работа должна вестись в соответствии с основными принципами оказания социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам:

  • соблюдение прав человека и гражданина;

  • предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

  • обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступность:

  • преемственность всех видов социального обслуживания;

  • ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности человека;

  • приоритет мер по социальной адаптации;

  • ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.


^ Ответственность и организация контроля
Социальный работник отделения социального обслуживания на дому Центра социального обслуживания несет персональную ответственность за качественное профессиональное социально-бытовое обслуживание клиентов; за правильность взимания денежных средств при оказании платных услуг; сохранность полученных денежных сумм и документов: за достоверность сведений, вносимых в дела клиентов; за неразглашение сведений из личной жизни подопечных, ставших известными социальному работнику в связи с исполнением служебных обязанностей; за качественное и своевременное оформление документов; грамотное ведение делопроизводства; за несоблюдение действующего законодательства по охране руда и норм техники безопасности, противопожарной безопасности, правил внутреннего трудового распорядка и дисциплины.

В целях осуществления контроля за качеством обслуживания и состоянием трудовой дисциплины социальных работников заведующей ОСО проводятся следующие мероприятия:

  • еженедельные планерки с отчетами о проделанной работе за неделю, докладами о возникших проблемах, поиски путей их решения;

  • еженедельная проверка документации (личные дела подопечных, дневники соцработников), замечания по ее ведению;

  • не менее одного раза в неделю посещение участков с целью проверки деятельности соцработников (качество работы, соответствие отчета графику посещения клиента, разрешение конфликтных ситуаций).

Состояние трудовой дисциплины оценивается по итогам результатов контроля и отзывов подопечных.

Контроль за деятельностью ОСО осуществляется руководством Центра социального обслуживания, а также органами здравоохранения и органами образования в пределах их компетенции. Общественный контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг осуществляется общественными объединениями, занимающимися в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты интересов граждан пожилого возраста и инвалидов.

^
Порядок анализа результатов социальной работы


Исходя из опыта работы, необходимо анализировать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, определять эффективность деятельности учреждения и степень результативности процесса социального обслуживания, т.к. наличие базовой информации, объективно отражающей состояние работы Центра и его структурных подразделений, является одним из важнейших условий совершенствования организации социального обслуживания. Произведенный анализ позволяет осуществлять корректировку организации социального обслуживания на возникающие проблемы с учетом новой ситуации.

Эффективность социальной работы – это, во-первых, соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов, и, во-вторых, фактически достигнутые и необходимые результаты социальной работы. Среди множества проблем, связанных с определением эффективности социальной работы, особое место занимает проблема критериев и показателей эффективности, т.е. инструмента, посредством которого может быть измерена эффективность.

Применительно к социальной работе понятие ее эффективности можно сформулировать следующим образом: эффективность социальной работы – это максимально возможное удовлетворение социальных потребностей населения при оптимальных затратах.

Качество и уровень социального обслуживания оценивается в зависимости от специфики работы отделения. Качество работы Центра социального обслуживания измеряется с помощью специально разработанных критериев, которые являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных действенных результатов, и могут содержать количественные и качественные показатели (на уровне опроса, интервью и анкетирования клиента).

Для определения результативности работы, можно прибегнуть к анализу отчетной документации и методом сравнительного и статистического анализа исследовать качество социального обслуживания.

Социологический метод оценки с помощью анкетирования позволит определить уровень удовлетворенности клиентов действиями социальных служб по решению социальных проблем их жизнедеятельности, удовлетворенность работников условиями и результатами труда, рациональность использования кадрового потенциала.

Метод экспертной оценки с помощью информационных источников (руководители, специалисты, социальные работники, обслуживаемые клиенты, СМИ) позволит оценить изучаемое явление.

Следует отметить, что исследования в области эффективности социальной работы начались в 1996 году. И поэтому имеются только первые научные итоги, связанные, главным образом с разработкой понятийного аппарата, определением видов методик и методов, наиболее пригодных для производства оценки эффективности социальной работы.

^ Социальная работа и внешняя социальная среда


В ОСО № 6 ведется обширная работа в рамках социального партнерства. Отделение тесно сотрудничает с депутатом, избранным по нашему округу. Проводятся встречи с населением, отчетные собрания, ведется работа с гражданами по разъяснению вновь принятых законов (что особенно актуально в данный момент в связи с заменой натуральных льгот денежными выплатами и реформой ЖКХ).

Организуются и различные праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню пожилого человека, Дню инвалида, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д., спонсорскую помощь в организации которых оказывают частные предприниматели. Активное участие в организации и проведении общественных мероприятий принимают учащиеся двух школ поселка Поволжский, местная пионерская организация «Новое поколение», созданная на базе школы № 83, а также многочисленные художественные, музыкальные и танцевальные коллективы ДК «Истоки» п. Поволжский.


^
ВЫВОДЫ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ


Анализируя знания и опыт, полученные в период прохождения производственной практики, учитывая непростую специфику нашей работы, полагаю, что результат ее должно видеть в оказании помощи, поддержки и защите всех людей и особенно «слабых» слоев населения.

Профессия социального работника у нас в России одна из самых молодых. Отсутствуют традиции, практически нет опыта, как положительного, так и отрицательного. Начинает складываться система специального образования, но, к сожалению, по большей части, в отрыве от реально практикующих социальных служб, научные разработки зачастую выполняются людьми, не работавшими в социальной сфере.

Среди наиболее актуальных вопросов теории и практики социальной работы – проблемы качества и количества социального обслуживания, его рентабельности и источников финансирования, разработка, оценка и внедрение общегосударственных и региональных социальных программ, критерии профессиональной компетентности и ответственности социальных работников, подготовка и переподготовка кадров. К наиболее острым проблемам относятся:

  • постоянное реформирование социальной сферы, частое изменение существующих и введение новых законов по социальной защите населения порождает путаницу и неразбериху в головах пожилых граждан, пенсионеров, инвалидов, ветеранов, вызывая у них вполне справедливое недовольство и раздражение, которое в первую очередь выливается на социальных работников;

  • ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления не позволяет обеспечить достойный социально-бытовой, образовательный, культурный уровень жизни слабо защищенных слоев населения, а значит и не дает социальному работнику в полной мере почувствовать удовлетворение результатами своей работы;

  • нехватка высококвалифицированного персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы, напрямую сказывается на качестве социального обслуживания населения;

  • но низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб не позволяет укомплектовать кадровый состав высококвалифицированными, активными, знающими свое дело и умеющими хорошо работать сотрудниками;

  • недостаточное использование возможностей неправительственных учреждений, частных, благотворительных, религиозных и других организаций заметно обедняет спектр услуг, предоставляемых населению социальными службами, а значит и обедняет жизнь их подопечных и сводит социальную работу к формальному предоставлению гарантированных услуг.

Некоторые из этих проблем являются общими для всего государства, а другие затрагивают личные интересы каждого конкретного социального работника. Но понятно, что без решения этих задач на общегосударственном уровне, будет трудно создать достойную и эффективную службу социальной помощи и поддержки.

Сейчас можно утверждать, что социальная работа в России завершила этап становления и активно развивается, опираясь на достижение естественных, социальных и общественных наук. Созданная сеть социальных учреждений призвана решать актуальные личностные проблемы на всех уровнях общественной жизни. Но неоспоримой является и необходимость повышения качества социального обслуживания населения и совершенствование механизмов предоставления социальных услуг.

Важно налаживать обмен опытом, накапливать базу данных, создавать условия для плодотворных творческих дискуссий, изучать и распространять любой полезный и интересный опыт. Нельзя недооценивать и зарубежного опыта, созданных иностранными коллегами теоретических моделей и практических систем.


Скачать файл (190.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru