Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Антикризисное управление и инвестиции - файл 1.doc


Антикризисное управление и инвестиции
скачать (172 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc172kb.24.11.2011 10:02скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................................................................................3

Глава 1. Понятие антикризисного управления…………………...……………..5

Глава 2. Функции и механизм антикризисного управления ……………………9

Глава 3. Инвестиционные модели антикризисной реструктуризации народного хозяйства России…………………………………..………………………………13

Заключение...............................................................................................................28

Список литературы..................................................................................................33
ВВЕДЕНИЕ

В условиях советской экономики проблемы антикризис­ного управления не были столь актуальными как в настоя­щее время. В стране господствовала официальная установ­ка пропорционального и планомерного, соответственно, и бескризисного развития экономики, следовательно, не было нужды и в антикризисном управлении.

Проблемы антикризисного управления стали приобретать особую актуальность в период проведения рыночных реформ в России. Во-первых, потому, что в условиях рыночного капиталистического хозяйства (именно такая система стала утверждаться в России в процессе реформ) антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении эко­номики. Во-вторых, по мере продвижения по пути реформ в России стало быстро нарастать число убыточных пред­приятий. Начиная с 1995 г. удельный вес убыточных предприятий в нашей стране превысил 50%, снизившись затем до 40%. Удельный вес неплатежеспособных предприятий (бан­кротов по существу) значительно больше, так как многие прибыльные предприятия имеют недостаточно доходов для погашения своих денежных обязательств.1

Объектом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе антикризисного управления.

Предметом данного исследования является антикризисное управление и инвестиции.

Целью данной работы является рассмотрение антикризисного управления посредством инвестиций.

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие антикризисного управления;

  • рассмотреть функции и механизм антикризисного управления;

  • дать характеристику инвестиционных моделей антикризисной реструктуризации народного хозяйства России.

Методологической основой является диалектико-материалистический метод познания общественных отношений и основанные на нем методы: исторический, конкретно-логический и другие. Является общепризнанным метод научного познания подразделять на несколько групп: частно-научные, общенаучные и специальные. К общенаучным методам относят анализ, синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и сравнение, системно-структурный и другие. К частно-научным методам относят моделирование, метод конкретно-социологических исследований, эксперимент и другие.

^ Глава 1. Понятие антикризисного управления

Антикризисное управление - это система управленчес­ких мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации, преодолению кризисных явлений и их причин на всех уров­нях экономики.

Принимая во внимание определение, данное выше, за­дадимся вопросом: всякое ли активное воздействие на эко­номику с целью обеспечения ее эффективного функциониро­вания относится к антикризисному управлению? В принци­пе, ответ можно дать утвердительный.

Но следует иметь ввиду, что антикризисное управление включает в себя использование важнейших экономических дисциплин (финансовый анализ, стратегическое и тактичес­кое планирование, инвестирование, менеджмент и др.), объе­диняя их при этом в единую систему на основе одного критерия: возможности использования диагностики, предуп­реждения, нейтрализации и преодоления кризиса.

Антикризисное управление в качестве понятия может применяться в двух значениях: в широком и узком смысле.

В широком смысле антикризисное управление - это си­стемное управление объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, под углом зрения противодействия кри­зису.

В узком смысле антикризисное управление - это систе­ма организационно-управленческих мер в отношении отдель­ного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обыч­но выражается в неплатежеспособности, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства. Для антикризисного управле­ния в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия. Официальное установление такого факта регулируется законода­тельно. Вопрос о финансовой несостоятельности рассматри­вается при активном участии Федерального управления по делам о несостоятельности при Госкомимуществе, причем обычно в судебном порядке.1

К несостоятельному в финансовом отношении предприя­тию могут быть применены различные меры воздействия, а именно:

1) смена собственника, в том числе принудительная при­ватизация;

2) назначение арбитражем управляющего предприятием со стороны (временного, внешнего, конкурсного);

3) выставление части имущества на аукцион;

4) выставление предприятия на инвестиционный конкурс;

5) привлечение займов под гарантии Федерального цент­ра, администрации субъектов Федерации, надежных банков и др.);

6) передача предприятия в трастовое управление;

7) реорганизация предприятия (разукрупнение, присое­динение к другому предприятию или корпорации, слияние нескольких предприятий);

8) ликвидация предприятия.1

На мезо-, макро-, мировом уровнях экономики принима­ются соответствующие организационно-управленческие меры противодействия кризисным явлениям. Так, на макроуровне государства со смешанной системой хозяйствования (это в первую очередь индустриально развитые страны Запада) широко применяют целый спектр мер госрегулирования эко­номики, что и являет собой антикризисное управление. МВФ всегда разрабатывает систему антикризисных мер в отноше­нии стран, которые попали в финансовую зависимость и кото­рые при этом находятся в состоянии кризиса. Примечательно, что ни одна страна со здоровой экономикой, как правило, не попадает в долговую зависимость от МВФ. Эта организация фактически претендует на роль антикризисного управляюще­го мировым хозяйством, обеспечивая целенаправленное управ­ление кризисными процессами во многих странах мира. Одна­ко нередко эти действия только усиливают кризис. Отметим, что МВФ разрабатывает свои меры в отношении кризисных стран по единому шаблону, не учитывая их специфику (не видя различий, например, между Россией и Замбией).

В недавнем прошлом, когда СССР был в силе, страны, пользующиеся кредитом МВФ, обычно добивались от него смягчения мер антикризисной политики, угрожая в против­ном случае отказаться от услуг МВФ и обратиться за помо­щью к Советскому Союзу. В настоящее время такой рычаг противодействия ушел в прошлое, и МВФ жестко навязыва­ет зависимым от него странам основные параметры эконо­мической политики.

Механизм антикризисного управления со стороны МВФ характеризуется следующими моментами:

1) первый кредит МВФ дает потенциально зависимой от него стране на льготных условиях, не выдвигая каких-либо требований;

2) быстро израсходовав полученный кредит, власти про­сят у МВФ очередную порцию финансовых средств;

3) последующий кредит дается уже на условиях жестко­го соблюдения страной-заемщиком основных параметров эко­номической политики;

4) в спектр основных требований МВФ входит:

  • сплошная форсированная приватизация со свободным допуском к ней иностранцев;

  • минимизация дефицита госбюджета;

  • резкое замораживание денежной эмиссии;

  • свертывание госфинан­сирования науки, образования, социальной защиты населения; сплошная либерализация всех цен;

  • полное открытие внешнеторговых границ и минимизация таможенных пошлин;

  • свободный вывоз капитала из страны.

Этот стандартный на­бор условий часто сопровождается дополнительными неглас­ными требованиями.1

Во времена средневековья, когда английские корабли приплыли к берегам Японии, Великобритания поставила ультиматум: японский император должен разрешить свободную торговлю, в противном случае страна будет завоевана. В на­стоящее время неоколониалистам нет нужды напрямую завоевывать другие страны, теперь для этого используется МВФ. Впрочем, отдельные страны подвергаются прямой во­енной агрессии со стороны Запада, как это имело место со­всем недавно в отношении Югославии.

ВЫВОД: Антикризисное управление - это система управленчес­ких мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации, преодолению кризисных явлений и их причин на всех уров­нях экономики. В широком смысле антикризисное управление - это си­стемное управление объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, под углом зрения противодействия кри­зису.

В узком смысле антикризисное управление - это систе­ма организационно-управленческих мер в отношении отдель­ного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обыч­но выражается в неплатежеспособности, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства. Для антикризисного управле­ния в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия. Вопрос о финансовой несостоятельности рассматри­вается при активном участии Федерального управления по делам о несостоятельности при Госкомимуществе, причем обычно в судебном порядке.

На макроуровне государства со смешанной системой хозяйствования широко применяют целый спектр мер госрегулирования эко­номики, что и являет собой антикризисное управление. МВФ всегда разрабатывает систему антикризисных мер в отноше­нии стран, которые попали в финансовую зависимость и кото­рые при этом находятся в состоянии кризиса. Эта организация фактически претендует на роль антикризисного управляюще­го мировым хозяйством, обеспечивая целенаправленное управ­ление кризисными процессами во многих странах мира.

^ Глава 2. Функции и механизм антикризисного управления

Роль антикризисного управления в хозяйственном меха­низме отдельной страны кардинальным образом различается в условиях здоровой и больной экономики.

В условиях здоровой экономики страны антикризисное управление предприятием по апробированным западным стан­дартам, с использованием процедуры банкротства в отноше­нии безнадежно неплатежеспособного предприятия (или его поглощения более сильным предприятием, со взятием на себя всех долгов), выполняет ряд важных функций.

Функция первая. Осуществляется естественный экономи­ческий отбор наиболее дееспособных, устойчивых, эффек­тивных предприятий.

Функция вторая. Происходит концентрация производства на крупных предприятиях, а отдельные предприятия объе­диняются во все более крупные корпорации, причем часто многоотраслевые. Ряд корпораций превращается в трансна­циональные. Лицо современной мировой экономики опреде­ляют не малые, не средние предприятия, а именно круп­ные корпорации, прежде всего транснациональные.

Сказанное не следует понимать как порицание малых и средних предприятий, они также необходимы и во многих случаях эффективны. Но они хороши на своем месте, напри­мер, в легкой и пищевой промышленности, в сфере бытовых услуг. Малые венчурные предприятия часто бывают весьма эффективны. Напротив, в таких отраслях, как авиакосми­ческая промышленность, энергомашиностроение, автомоби­лестроение, судостроение и другие не только наиболее эф­фективны, но и, естественно, возможны только крупные предприятия и корпорации.

Функция третья. Благодаря особому антикризисному управлению осуществляется оздоровление (санация) кризис­ных предприятий.

Функция четвертая. При посредстве антикризисного управления во всем на родном хозяйстве страны происходит структурная перестройка производства и собственности на микро- и мезоуровнях экономики, а через это и на макро­уровне.

Функция пятая. В ходе антикризисного управления осу­ществляется ликвидация безнадежных антиэффективных предприятий. При этом освобождающиеся ресурсы и рабочая сила должны использоваться на других, достаточно эффективных предприятиях.1

В условиях экономики пораженной кризисом страны ис­пользование стандартов антикризисного управления, при­нятых в здоровой рыночной экономике, неправомерно. Если принимать такие стандарты, то обанкротится более полови­ны предприятий, часть которых будет ликвидирована. В ходе такого банкротства остановятся и здоровые предприятия по причине сбоя межотраслевых производственных поставок. В итоге вся экономика страны может впасть в коллапс. В Рос­сии сегодня примерно 40% предприятий убыточны. Неплате­жеспособных предприятий еще больше, поскольку у многих прибыльных предприятий часто не хватает средств для вып­латы всех долгов. Объявление всех неплатежеспособных пред­приятий банкротами по стандартам западной экономики не­допустимо. Западные стандарты банкротства неплатежеспо­собных предприятий (и то с коррекцией, учитывая специфику России) можно будет внедрять в практику хозяйствования лишь постепенно, ступенчато, по мере оздоровления рос­сийской экономики в целом.

Объектом воздействия государства на неплатежеспособ­ные предприятия является такой механизм управления ими, все звенья которого нацелены на преодоление кризисных явлений.

С учетом сказанного очертим основные подсистемы анти­кризисного управления предприятием.

1. Подсистема диагностики и прогнозирования финансового состояния предприятия в единстве с оценкой технико-технологических параметров производства с учетом мо­рального и физического износа. Важна диагностика кризис­ных явлений на самом предприятии, что позволяет быстрее и с меньшими потерями осуществить антикризисное вмеша­тельство. Еще более эффективным является прогнозирова­ние возможных кризисных явлений, и принятие предупреди­тельных мер.

2. Подсистема маркетинга, включающая в себя разра­ботку антикризисной маркетинговой стратегии и тактики как относительно профиля деятельности предприятия в целом, так и применительно к конкретным видам продукции.

3. Подсистема антикризисной инвестиционной политики, нацеленная на разработку эффективной инвестиционной программы сразу в нескольких разрезах: а) технико-техноло­гической обоснованности и эффективности инвестиционных проектов; б) их финансовой окупаемости и рентабельности; в) нахождение источников финансирования и инвесторов, в том числе и при помощи получения гарантий под заемные средства со стороны достаточно мощных и надежных эконо­мических структур или органов власти.

4. Подсистема управления персоналом (предполагает об­новление части кадров, повышение квалификации работников, изменение системы управления персоналом, разработку более эффективных стимулов и санкций, улучшение трудовой и осо­бенно технологической дисциплины, создание благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе).

5. Подсистема производственного менеджмента, кото­рая охватывает управление технико-технологической сторо­ной производства.

6. Подсистема финансово-экономического менеджмента, использующаяся для управления финансовыми ресурсами и денежными потоками предприятий. Эта подсистема тесно связана с подсистемой финансовой диагностики.

7. Подсистема организационно-управленческих мер по ликвидации предприятия, которая существует в нормальных условиях хозяйствования лишь в качестве потенциальной; однако если предприятие становится банкротом и нет воз­можности его оздоровить, эта подсистема превращается в реальную; правовая сторона этой системы досконально про­писана в Законе о несостоятельности (банкротстве) предпри­ятия; основу действия этой подсистемы составляет продажа имущества предприятия по рыночным ценам и погашение его долгов за счет выручки от реализации в соответствии с очередностью, установленной законом.1

ВЫВОД: В условиях здоровой экономики страны антикризисное управление предприятием выполняет ряд важных функций:

  1. Осуществляется естественный экономи­ческий отбор наиболее дееспособных, устойчивых, эффек­тивных предприятий.

  2. Происходит концентрация производства на крупных предприятиях, а отдельные предприятия объе­диняются во все более крупные корпорации, причем часто многоотраслевые.

  3. Благодаря особому антикризисному управлению осуществляется оздоровление (санация) кризис­ных предприятий.

  4. При посредстве антикризисного управления во всем на родном хозяйстве страны происходит структурная перестройка производства и собственности на микро- и мезоуровнях экономики, а через это и на макро­уровне.

  5. В ходе антикризисного управления осу­ществляется ликвидация безнадежных антиэффективных предприятий. При этом освобождающиеся ресурсы и рабочая сила должны использоваться на других, достаточно эффективных предприятиях.

Объектом воздействия государства на неплатежеспособ­ные предприятия является такой механизм управления ими, все звенья которого нацелены на преодоление кризисных явлений.


^ Глава 3. Инвестиционные модели антикризисной реструктуризации народного хозяйства России.

В российском обществе еще не изжита иллюзия подъема отечественной экономики за счет иностранных инвестиций, хотя за годы реформ она постепенно рассеивается. Чтобы уяснить про6лему привлечения зарубежных инвестиций, не­обходимо различать их типы.

Первый тип - это кредиты МВФ и ведущих стран Запа­да. Сами по себе по масштабам России они невелики. Снача­ла России обещали 24 млрд. долл., потом 44 млрд. долл., но реально давали от 3-х до 4-х млрд. долл. в год, притом, что надушу населения - это составляет всего от 20 до 25 долл. США. Ясно, что экономику России на такие деньги не то, что не поднять, с места сдвинуть невозможно. Однако западные заимствования, небольшие по масштабам российского госу­дарства, обставляются условиями проведения государством экономической политики по рецептам МВФ (либерализация цен, резкое сокращение бюджетных расходов, ликвидация госсектора и тотальная приватизация, полное снятие тамо­женных ограничений на экспорт и импорт и т. п.). Проведе­ние такой политики приводит к весьма значительному перераспределению национального богатства России и ее валово­го внутреннего продукта в пользу стран Запада, прежде всего США. Россия поступила правильно, отказавшись в последнее время от кредитов МВФ. Однако курс реформ, внедренный в нашу страну под давлением МВФ, продолжается силой инер­ции.1

Второй тип представляет собой частные иностранные инвестиции производительного характера, однако, осуществ­ляемые с явным доминированием интересов инвестора над национальными интересами государства.

Использование совокупных ресурсов каждой страны (природных богатств, рабочей силы, производственных мощ­ностей, научно-образовательного и организационного потен­циала) имеет свой оптимум с позиций интересов ее народа. Соответственно, реализация этого оптимума приводит к наибо­лее эффективному и быстрому развитию страны в рамках воз­можного.

Иностранный инвестор, преследуя свои собственные интересы, этот оптимум деформирует. Массированные инос­транные инвестиции второго типа способны таким образом повлиять на народнохозяйственный комплекс, что страна, имевшая все условия для превращения в экономически раз­витую державу постиндустриальной стадии, превращается в уродливый колониальный придаток транснациональных кор­пораций.

Требует осмысления тот факт, что в Россию, несмотря на прозападную, преимущественно проамериканскую, ори­ентацию ее внешней и внутренней политики и внедрение хо­зяйственного механизма, спроектированного в США, транс­национальный капитал, за исключением отдельных проек­тов, не очень крупных, но дающих на каждый вложенный доллар десятки долларов прибыли, не хлынул массирован­ным потоком при переизбытке капитала, ищущего прибыль­ные сферы инвестиций в мире.

На поверхности лежат такие причины замороженности иностранных инвестиций в экономику России: политическая нестабильность и возможность изменения прозападного по­литэкономического курса на противоположный; неустойчи­вость хозяйственного законодательства, постоянные изме­нения правил и норм хозяйственной деятельности, их несо­ответствие мировым стандартам; крайне высокий уровень налогообложения; непредсказуемая инфляция, сопровож­даемая быстрой сменой соотношения цен на различные то­варные группы, что не дает возможности проводить расче­ты экономической эффективности инвестиционных проектов; тотальная криминализация хозяйственной жизни.

Однако приведенные выше препятствия для иностран­ных инвестиций преодолимы, если иметь в виду следующие соображения:

  • политическая нестабильность и возможность смены век­тора реформ коренятся в ослабленной экономике страны, что можно нейтрализовать именно массированным притоком ино­странных производственных инвестиций;

  • посредством лоббирования транснациональным корпо­рациям не составило бы труда внедрить привычные для них стандарты в хозяйственное законодательство и нормотвор­чество, добиться снижения для себя уровня налогов (именно последнего они, как правило, и добиваются);

  • финансирование инвестиционных проектов в долларах и реализация за доллары на мировом рынке продукции или ус­луг позволяет во многом сгладить обесценение рубля и рез­кие изменения соотношения цен различных товарных групп;

  • криминализация хозяйства никогда не останавливала транснациональный капитал в других странах, тем более что рисковать жизнью приходится не заправилам ТНК, а нани­маемым ими руководителям, которых в России с ее высоким образовательным уровнем достаточно.1

Существуют более глубокие причины того, почему транснациональный капитал не направляется в Россию.

Во-первых, вопреки распространенному мнению рабочая сила в нашей стране не дешевая, а дорогая. Она кажется дешевой только в условиях бесплатных или почти бесплат­ных жилья, коммунальных услуг, образования, здравоохра­нения и других благ, значительно большей покупательной способности рубля в сравнении с его биржевым курсом к дол­лару. При вытеснении планово-распределительной экономи­ки рынком заработная плата должна покрывать расходы, превращаемые из бесплатных в платные.

С учетом холодного климата, транспортных перевозок на значительные расстояния, значительных культурных потреб­ностей населения, жизнеобеспечение одного россиянина по мировым ценам стоит 700-1000 долл. в месяц. Это значит, что семье, состоящей из мужа, жены, двоих детей, придет­ся выплачивать в месяц 2500-3000 долл.. В то же время в странах с теплым климатом и достаточно трудолюбивым на­селением с очень скромными потребностями, не приученным к благам социализма, сохранившимся патриархальным сель­ским хозяйством, поставляющим продовольствие для отно­сительно меньшей части городского населения по низким ценам, человек может прожить более-менее сносно всего на 100 долл. в месяц, даже на 50. Поэтому транснациональным компаниям выгоднее строить обрабатывающие предприятия не в России, а в других странах.

Во-вторых, на мировом рынке идет ожесточенная кон­куренция в сфере наукоемких технологий, сопровождаемая дележом сегментов рынка между транснациональными кор­порациями. При этом они, базируя свои центры в государ­ствах семерки, прежде всего в США, стремятся концентри­ровать в них самые новейшие и сложнейшие технологии по причине возможности использования высококвалифици­рованного персонала и поддержания занятости, с целью предотвращения социального взрыва в странах дислокации своих штабов. Финансирование конверсии российского ВПК, крайне выгодное само по себе, неприемлемо для западных стран, поскольку развитие российских наукоемких технологий будет сопровождаться потерей рабочих мест в странах семерки; научно-технические разработки и самые передо­вые технологии российского ВПК в случае их конверсии и выхода на мировой рынок приведут к моральному обесцени­ванию многих западных технологий, что равнозначно поте­ре сотен миллиардов долларов. Неслучайно западные фир­мы предлагают российским разработчикам купить их ноу-хау с тем, чтобы положить их под сукно и начать использовать лишь после того, как себя окупят уже внедренные техноло­гии. Технологии и производства самых передовых рубежей научно-технического прогресса транснациональные корпора­ции (ТНК) передают в новоиндустриальные и другие страны или размещают в последних наиболее трудоемкие и относи­тельно невыгодные производства деталей, полуфабрикатов и т. п. для самых передовых технологий. Россия для этого не подходит из-за уже отмечавшейся относительной дороговиз­ны рабочей силы.

В-третьих, ТНК расценивают Россию в качестве топлив­но-энергетического и сырьевого придатка, массированные инвестиции в который станут выгодными по западным рас­четам лишь в будущем. Дело в том, что большая территори­альная протяженность, холодный климат, значительная сте­пень морального и физическою износа инфраструктуры теп­лоэнергетического комплекса и сырьевых отраслей, бытовая неустроенность персонала при существующей необходимос­ти его обновления молодыми кадрами, обладающими каче­ственно более высокими жизненными запросами, - все это вместе взятое требует гигантских долларовых инвестиций, на которые ТНК в настоящее время еще не готовы пойти. Им выгоднее инвестировать средства в нефтедобычу, а раб­ских стран, скупая российские топливно-энергетические ре­сурсы и сырье по заниженным ценам, экономя при этом от существенного снижения мировых цен на энергию и сырье. На сегодняшний день для ТНК выгоднее скупать энергию и сырье, добываемые россиянами за счет собственных ресур­сов, ограничиваясь относительно небольшими инвестиция­ми, чем за счет своих средств оснащать в течение ближай­ших лет по последнему слову техники топливно-энергети­ческий и сырьевой комплексы России.1

Таким образом, массированное привлечение инвестиций ТНК в Россию, если иметь в виду их желание превратить нашу страну в топливно-энергетический и сырьевой прида­ток, не может иметь место в ближайшие годы.

Третий тип иностранных инвестиций диаметрально противоположным образом отличается от первых двух. Он может осуществляться лишь в условиях чрезвычайно успеш­но развивающейся национальной экономики, инвестиции в которую отличаются особо высокой рентабельностью. Иност­ранный капитал при этом участвует в инвестициях с одной целью: получить относительно большую прибыль. Здесь ус­ловия диктует не иностранный финансовый инвестор, а орга­низатор эффективного проекта на том основании, что этот проект более дефицитен, чем привлекаемые для его финан­сирования иностранные инвестиции.

Для развертывания инвестиций третьего типа страна дол­жна сначала сделать рывок в экономическом развитии, опи­раясь на собственные силы и ресурсы. Именно это удалось Китаю, в который потоком потекли иностранные инвестиции третьего типа. Только этот тип инвестиций соответствует национальным интересам страны, так как в его основе ле­жит отдача части прибыли от высокорентабельных проектов в обмен на ускоренное их осуществление за счет привлечения иностранного капитала.

Объективно существуют две инвестиционные модели раз­вития.

Первая инвестиционная модель реконструкции народного хозяйства рассчитана на проекты, каждое звено (элемент, блок) которых осуществляется на уровне мировых стандар­тов. Соответственно те звенья проектов, которые не могут быть обеспечены за счет поставок внутри страны, импорти­руются по мировым ценам. Источники оплаты импортных поставок: доходы от экспорта, иностранные кредиты и инве­стиции. Когда таких источников не хватает, инвестиционный проект не может быть реализован. Если экономику России ориентировать на данную инвестиционную модель, то источ­ников финансирования, которые реально можно привлечь в страну, в их совокупной массе не хватит даже для восста­новления физически изнашиваемых основных фондов в мас­штабе государства. Конечно, государство может позволить себе осуществить ряд инвестиций по первой модели. Но ценой такого выбора будет нарастание развала подавляющей части народного хозяйства страны.

Первая инвестиционная модель реализуется как в стра­нах, не имеющих значительного внутреннего потенциала, таки в небольших и средних индустриально развитых странах, не обладающих комплексом отраслей, способных обеспечить преобладающую часть инвестиционных проектов. В виде ис­ключения данная модель была использована в Германии применительно к бывшей ГДР, когда все не соответствующие мировым стандартам производственные мощности одновремен­но демонтировались, заменяясь на новейшие. Такая расточи­тельная акция оказалась по плечу богатой Германии, хотя бо­лее эффективной явилась бы ступенчатая замена морально устаревшего оборудования при параллельном процессе модернизации его части. Втянув в скоропалительную тотальную реконструкцию экономики бывшей ГДР значительную часть своих ресурсов, Германия, тем самым, изъяла их из наиболее конку­рентных отраслей своего народного хозяйства, соответственно, ослабила свои позиции на мировом рынке, от чего выиграли ее конкуренты, прежде всего США. Осознание ошибочности выбран­ной модели стало приходить к немцам, но запущенный процесс остановить было уже нельзя.

Если Германия понесла лишь некоторые потери от взятия на вооружение первой модели для реконструкции народного хозяйства ГДР, то ориентация на такую модель России для нее означает вползание в экономическую катастрофу.1

Вторая инвестиционная модель основана на эффектив­ной мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и импортных поста­вок лишь в качестве дополнения. При этом вводятся произ­водственные мощности, часто не соответствующие мировым стандартам, но зато способные удовлетворять жизненно важ­ные потребности страны.

Выбор по принципу «все или ничего» в действительности заканчивается ничем.

Национальная экономика, принявшая вторую инвестици­онную модель и тем самым запущенная по спирали разви­тия, получает реальную возможность наращивания своего качественного потенциала, прорыва на мировой уровень и выше его за счет проскакивания промежуточных стадий на­учно-технического прогресса и концентрации инвестиций на прорывных технологиях.

Эта модель была успешно апробирована в СССР. Китай не отказался от этой модели до сих пор, и его экономика развивается самыми быстрыми темпами. Застойные явления в экономике СССР стали нарастать не по причине взятия на вооружение второй инвестиционной модели, а именно из-за постепенного отказа от нее, когда вместо собственных науч­но-технических разработок, превосходящих мировые стан­дарты, но пылящихся на полках и нелегально продаваемых на Запад, стала повсеместно внедряться импортная техника (обычно далеко не лучшие ее образцы), приобретаемая за счет наращивания экспорта топливно-энергетических ресур­сов и сырья, что все более обескровливало национальную экономику. При этом в общественное сознание сначала ис­подволь, потом открыто стал внедряться миф о превосход­стве всякой западной техники над отечественной. Вера в этот миф коренилась в многолетней политике высшей номенкла­туры СССР, направленной на обеспечение научно-техничес­кого прогресса главным образом в отраслях ВПК. При этом продукция гражданских отраслей действительно не соответ­ствовала мировому уровню. Однако утверждение о том, что СССР отстал от Запада по всем статьям, ничего общего не имеет с действительностью. Это подтверждает великое мно­жество фактов.

Например, в конце 80-х годов энтузиасты-конструкторы приспособили к автомобилю мотор, сконструированный для военного самолета в начале 50-х годов и забытый в связи с переходом к реактивной авиации. Этот мотор значительно превзошел по всем основным параметрам моторы «Мерсе­деса», «БМВ», «Вольво» и т. п. Однако изобретению не дали ход, опытный образец даже сломали. Если бы на российские автомобили ставили такие моторы, а форму и дизайн разра­батывали бы сами, вместо того, чтобы брать на вооружение модели, копируемые с морально устаревших западных об­разцов 10-15-летней давности, наше автомобилестроение стало бы конкурентоспособным на мировом рынке.1

В Японии в автомобильное горючее добавляют немного воды, поддерживая смесь при помощи сложной электроники. В России профессор Э.И. Исаев изобрел новый вид топли­ва - аквазин, решив ряд сложных химических проблем, что позволило без помощи электроники, благодаря открытой им формуле, добавлять в бензин 10% воды для заправки обычно­го автомобильного двигателя. Если же двигатель перестроить, то можно применять горючее, состоящее наполовину из бен­зина, наполовину из воды. При этом мощность двигателя не снижается, экологические параметры выхлопных газов улуч­шаются. Однако разработка, позволяющая экономить от 10 до 50 процентов от потребляемого бензина, лежит без при­менения.2

Взятие на вооружение второй инвестиционной модели позволило бы задействовать крайне слабо используемый ги­гантский внутренний потенциал России, дать импульс к ее экономическому возрождению. Но для этого необходимо обес­печить ряд предпосылок, предварительно уяснив механизм формирования инвестиций, осуществляемых за счет внут­ренних источников.

Производственный потенциал распавшегося СССР ис­пользовался крайне неэффективно, на уровне 40% от имею­щихся возможностей. Одна из причин - диспропорциональ­ность народнохозяйственного комплекса.

В настоящее время спад производства превысил 50% к уровню 1986 г. По отношению же к народнохозяйственному оптимуму наличные ресурсы используются лишь на 20%.

Более полное использование этих ресурсов привело бы к инвестиционному буму. В частности, часть производственных мощностей ВПК можно было бы переориентировать на про­изводство оборудования для топливно-энергетических отрас­лей. Уж если космическую технику освоили, то такое произ­водство и подавно посильно для «оборонки». Существенная часть добываемого топлива шла бы при этом не на Запад в качестве поставок за инвестиции в нефтегазовое оборудова­ние, а направлялась бы в отечественное сельское хозяйство, которое развивалось бы, а не удушалось монетаристскими методами. При этом работникам конверсируемых оборонных предприятий, производящих оборудование для ТЭК, нужно было бы платить зарплату, как и работникам, занятым в нем. Отоваривание этих выплат производилось бы в суще­ственной мере за счет продовольствия, поставляемого АПК. Такова схема в самом общем виде. В действительности она много сложнее, так как охватывает десятки отраслей. Но принцип таков.

Что не дает работать этой схеме, выражающей меха­низм саморазвития? Как уже отмечалось, отсутствие де­нег на входе (при инвестировании) и на выходе (у населе­ния) для покупки предметов потребления, являющих собой конечный результат инвестиций. Следовательно, для обес­печения саморазвития экономики необходимо не проведе­ние жесткой финансовой политики, а наоборот, стимулиро­вание производительных инвестиций, имеющих эмиссионную природу.

Как это ни парадоксально, такое финансирование не уси­лит, а ослабит инфляцию, так как будет способствовать быст­рому подъему производства, что обеспечит товарное покры­тие дополнительно выпускаемых в обращение денег. Еще раз напомним, что в России имеет место не инфляция спро­са, с которой можно бороться ужесточением финансово-кре­дитной политики, а именно инфляция издержек, усиливае­мая спадом производства, грабительскими налогами, неве­роятно разбухшей спекулятивно-посреднической сферой, сверхдоходы которой сидят в постоянно растущих ценах.

Можно ли что-либо предпринять уже сейчас, не дожи­даясь кардинального изменения Финансово-кредитной поли­тики государства?

Выход из положения видится в формировании на взаимо­выгодной основе сети предприятий и организаций, нацелен­ных на осуществление высокоэффективных инвестиционных проектов, как правило, связанных с внедрением новейших технологий. Каждый участник инвестиционной сети (ИС) вно­сит в нее те факторы производства, которыми он обладает (помещение, оборудование, сырье и материалы, научно-тех­нические разработки, персонал, выполнение определенных работ и т. п., а также финансовые ресурсы). Все факторы оцениваются, и определяется их доля в совокупных затра­тах. Доход от реализации инвестиционного проекта делится пропорционально этим долям.

Система инвестиционных сетей (СИС) могла бы явиться мощным фактором активизации производства, так как обла­дает рядом преимуществ: требуется неизмеримо меньше де­нежных средств для запуска проекта; неиспользуемые про­изводственные мощности и персонал вовлекаются в ак­тивный оборот; налоги взимаются только в конечном звене после осуществления проекта, тем самым не препятствуя его ходу на промежуточных стадиях.1

Остановимся на том, что возможно сделать уже сейчас для активизации производственных инвестиций.

Экономическое процветание страны может осуществляться только на основе быстрого развития производства, что предполагает разумное комбинирование и использование его факторов. Россия исключительно богата ими: квалифицированные кадры; накопление большого числа научно-технических разработок, опережающих мировой уровень; техника и технологии высокого класса, но сконцентрированные только в ВПК; огромные природные богатства. Однако все эти фак­торы не задействованы в процессе их эффективного комби­нирования, часто совсем не используются. Прежняя, уже отжившая система, основанная на тотальном директивном планировании, разрушена. Новая система комбинирования, ориентированная на рынок, не создана. При этом Россия ли­шена одного из факторов развития производства - финан­совых ресурсов. Собственные средства предприятий практи­чески обесценены инфляцией. Кредит, процент за который перешагнул все разумные отметки, производителям почти недоступен. Российский коммерческий капитал не заинте­ресован в производственных инвестициях по причине их недостаточной прибыльности в сравнении со спекулятивно­-посредническими сделками. Крупный западный капитал ни­когда не будет направлен на экономическое возрождение России, так как его хозяевам невыгодно выращивать конку­рента на мировом рынке. Мелкий и средний иностранный ка­питал пугает политико-экономическая неустойчивость.

ВЫВОД: Исходя из изложенного выше, российская экономика мо­жет получить импульс к ускоренному интенсивному разви­тию при условии формирования новой системы комбинирования факторов производства (НСКФП), при возможной минимизации финансовых инвестиций.

В настоящее время уже проводится подготовка к внедре­нию такой системы, характеризующейся взаимодействием нескольких составляющих ее блоков. Работа ведется по не­скольким направлениям:

1. Из высококвалифицированных специалистов, находя­щихся на грани потери работы или уже потерявших ее, фор­мируются группы в количестве 5-12 человек.

2. Большинство таких групп объединяется вокруг завершенной (или близкой к завершению) научно-техничес­кой разработки (или пакета разработок), внедрение которой в производство обеспечивает высокий уровень рентабельности.­

3. Все группы проводятся через процесс интенсивной пере­подготовки (в течение нескольких месяцев), направленной на привитие навыков практического внедрения результатов НИОКР (изучаются бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятель­ности с акцентом на измерение эффективности, ценообразо­вание, маркетинг, методы финансирования, налогообложе­ние, психологию предпринимательства, ведение деловых пе­реговоров, фондовый механизм, хозяйственное право, основы внешней экономической деятельности и др.).

4. По завершении обучения коллектив малого венчурного предприятия (МВП), нацеливается на внедрение конкретной научно-технической разработки (или целого пакета ноу-хау).

5. В целях экономии материальных ресурсов и более эффективного использования кадрового потенциала осуще­ствляется специализация и кооперирование МВП:

а) наряду с технически специализированными МВП соз­даются инфраструктурные малые предприятия (ИМП), концентрирующие свои усилия на ведении бухгалтерского учета, обеспечении правового консультирования, проведе­нии маркетинговых исследований, расчетах эффективности и т. п. В рамках НСКФП;

б) специализация МВП может сочетаться с пребыванием в рамках одного предприятия и таких специалистов, деятель­ность которых может дублировать функции ИМП, что пред­полагает наличие гибкой, многовариантной системы специа­лизации и кооперирования в рамках НСКФП;

в) в соответствии со специализацией сотрудников МВП и ИМП процесс обучения строится дифференцированно, с изу­чением в различных обучающихся группах определенного круга дисциплин;

г) выделяется одно помещение для многих МВП и ИМП с использованием оргтехники (компьютеры, факсы и т. п.) сра­зу несколькими предприятиями;

д) в дальнейшем, по мере реализации высокодоходных проектов, многие МВП и ИМП смогут обзавестись собствен­ной материальной базой.

6. Основной функцией МВП является формирование сети партнеров, которые, вкладывая те или иные факторы про­изводства во внедрение научно-технических разработок (конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках), способны в своей совокупности обеспечить производство но­вого продукта или использование новой, более эффектив­ной технологии.

7. Каждый фактор производства (начиная от научно-тех­нической разработки и организационной деятельности МВП и ИМП и кончая производственными мощностями, субпод­рядными работами, транспортными услугами и т. п.) оцени­вается. Затем определяется его доля в совокупных затра­тах. Участники внедряемой в производство разработки при­обретают право на получение дохода от ее конечной реализации прямо пропорционально своей доле в совокуп­ных издержках. Все виды участия в кооперационной сети оформляются договорами.

При использовании НСКФП обеспечивается развитие но­вых технологий без привлечения значительных финансо­вых ресурсов; одновременно обходится чрезмерное нало­гообложение, когда, наслаиваясь по цепи взаимных поста­вок, опосредуемых; актами купли-продажи, налоги нарастают как снежный ком и удушают всякую венчурную активность. Заметим, что в НСКФП налоги выплачивают­ся, но лишь после того, как произведена и реализована конечная, а не промежуточная продукция. В результате в выгоде останутся не только производители, но и бюджет.

В условиях всеобщего экономического спада предприя­тия заинтересованы принять участие в осуществлении на­учно-технических проектов неиспользуемыми факторами производства.

В перспективе именно на основе межотраслевого вен­чурного комбинирования факторов производства из МВП (не всех, а наиболее эффективных) могут вырасти круп­ные корпорации, способные продвигать российские ноу­-хау на мировой рынок.

Как ни минимизировать первоначальные затраты денеж­ного капитала на НСКФП, все же определенные финансо­вые ресурсы для запуска системы необходимы. Где их взять?

Во-первых, фонды занятости могли бы предоставлять определенную сумму за каждого обученного и трудоустро­енного в МВП и ИМП специалиста, выплачивая часть сум­мы авансом.

Во-вторых, общества потребителей проявили заинте­ресованность в сборе средств для предварительной оплаты поставок в будущем сложных предметов бытовой техники, новых лекарств и т. п.

НСКФП может также кооперироваться с Транснацио­нальной дилерско-дистрибьюторской сетью, участие в ко­торой обеспечивает быстрое получение доходов за предос­тавление самой разнообразной производственно-коммерчес­кой информации.

Если же найдутся финансовые инвесторы, которые в расчете на длительную перспективу захотят стать участни­ками высокоэффективных проектов, основанных на уникаль­ных научно-технических разработках, то НСКФП может получить широкое распространение в самые сжатые сроки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Антикризисное управление - это система управленчес­ких мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации, преодолению кризисных явлений и их причин на всех уров­нях экономики. В широком смысле антикризисное управление - это си­стемное управление объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, под углом зрения противодействия кри­зису. В узком смысле антикризисное управление - это систе­ма организационно-управленческих мер в отношении отдель­ного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обыч­но выражается в неплатежеспособности, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства. Для антикризисного управле­ния в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия. Вопрос о финансовой несостоятельности рассматри­вается при активном участии Федерального управления по делам о несостоятельности при Госкомимуществе, причем обычно в судебном порядке. На макроуровне государства со смешанной системой хозяйствования широко применяют целый спектр мер госрегулирования эко­номики, что и являет собой антикризисное управление. МВФ всегда разрабатывает систему антикризисных мер в отноше­нии стран, которые попали в финансовую зависимость и кото­рые при этом находятся в состоянии кризиса. Эта организация фактически претендует на роль антикризисного управляюще­го мировым хозяйством, обеспечивая целенаправленное управ­ление кризисными процессами во многих странах мира.

В условиях здоровой экономики страны антикризисное управление предприятием выполняет ряд важных функций:

  1. Осуществляется естественный экономи­ческий отбор наиболее дееспособных, устойчивых, эффек­тивных предприятий.

  2. Происходит концентрация производства на крупных предприятиях, а отдельные предприятия объе­диняются во все более крупные корпорации, причем часто многоотраслевые.

  3. Благодаря особому антикризисному управлению осуществляется оздоровление (санация) кризис­ных предприятий.

  4. При посредстве антикризисного управления во всем на родном хозяйстве страны происходит структурная перестройка производства и собственности на микро- и мезоуровнях экономики, а через это и на макро­уровне.

  5. В ходе антикризисного управления осу­ществляется ликвидация безнадежных антиэффективных предприятий. При этом освобождающиеся ресурсы и рабочая сила должны использоваться на других, достаточно эффективных предприятиях.

Объектом воздействия государства на неплатежеспособ­ные предприятия является такой механизм управления ими, все звенья которого нацелены на преодоление кризисных явлений.

Принято выделять три типа иностранных инвестиций:

  1. кредиты МВФ и ведущих стран Запа­да;

  2. частные иностранные инвестиции производительного характера, однако, осуществ­ляемые с явным доминированием интересов инвестора над национальными интересами государства;

  3. осуществляется лишь в условиях чрезвычайно успеш­но развивающейся национальной экономики, инвестиции в которую отличаются особо высокой рентабельностью. Иност­ранный капитал при этом участвует в инвестициях с одной целью: получить относительно большую прибыль. Здесь ус­ловия диктует не иностранный финансовый инвестор, а орга­низатор эффективного проекта на том основании, что этот проект более дефицитен, чем привлекаемые для его финан­сирования иностранные инвестиции.

Российская экономика мо­жет получить импульс к ускоренному интенсивному разви­тию при условии формирования новой системы комбинирования факторов производства (НСКФП), при возможной минимизации финансовых инвестиций.

В настоящее время уже проводится подготовка к внедре­нию такой системы, характеризующейся взаимодействием нескольких составляющих ее блоков. Работа ведется по не­скольким направлениям:

1. Из высококвалифицированных специалистов, находя­щихся на грани потери работы или уже потерявших ее, фор­мируются группы в количестве 5-12 человек.

2. Большинство таких групп объединяется вокруг завершенной (или близкой к завершению) научно-техничес­кой разработки (или пакета разработок), внедрение которой в производство обеспечивает высокий уровень рентабельности.­

3. Все группы проводятся через процесс интенсивной пере­подготовки (в течение нескольких месяцев), направленной на привитие навыков практического внедрения результатов НИОКР (изучаются бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятель­ности с акцентом на измерение эффективности, ценообразо­вание, маркетинг, методы финансирования, налогообложе­ние, психологию предпринимательства, ведение деловых пе­реговоров, фондовый механизм, хозяйственное право, основы внешней экономической деятельности и др.).

4. По завершении обучения коллектив малого венчурного предприятия (МВП), нацеливается на внедрение конкретной научно-технической разработки (или целого пакета ноу-хау).

5. В целях экономии материальных ресурсов и более эффективного использования кадрового потенциала осуще­ствляется специализация и кооперирование МВП:

а) наряду с технически специализированными МВП соз­даются инфраструктурные малые предприятия (ИМП), концентрирующие свои усилия на ведении бухгалтерского учета, обеспечении правового консультирования, проведе­нии маркетинговых исследований, расчетах эффективности и т. п. В рамках НСКФП;

б) специализация МВП может сочетаться с пребыванием в рамках одного предприятия и таких специалистов, деятель­ность которых может дублировать функции ИМП, что пред­полагает наличие гибкой, многовариантной системы специа­лизации и кооперирования в рамках НСКФП;

в) в соответствии со специализацией сотрудников МВП и ИМП процесс обучения строится дифференцированно, с изу­чением в различных обучающихся группах определенного круга дисциплин;

г) выделяется одно помещение для многих МВП и ИМП с использованием оргтехники (компьютеры, факсы и т. п.) сра­зу несколькими предприятиями;

д) в дальнейшем, по мере реализации высокодоходных проектов, многие МВП и ИМП смогут обзавестись собствен­ной материальной базой.

6. Основной функцией МВП является формирование сети партнеров, которые, вкладывая те или иные факторы про­изводства во внедрение научно-технических разработок (конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках), способны в своей совокупности обеспечить производство но­вого продукта или использование новой, более эффектив­ной технологии.

7. Каждый фактор производства (начиная от научно-тех­нической разработки и организационной деятельности МВП и ИМП и кончая производственными мощностями, субпод­рядными работами, транспортными услугами и т. п.) оцени­вается. Затем определяется его доля в совокупных затра­тах. Участники внедряемой в производство разработки при­обретают право на получение дохода от ее конечной реализации прямо пропорционально своей доле в совокуп­ных издержках. Все виды участия в кооперационной сети оформляются договорами.

При использовании НСКФП обеспечивается развитие но­вых технологий без привлечения значительных финансо­вых ресурсов; одновременно обходится чрезмерное нало­гообложение, когда, наслаиваясь по цепи взаимных поста­вок, опосредуемых; актами купли-продажи, налоги нарастают как снежный ком и удушают всякую венчурную активность. Заметим, что в НСКФП налоги выплачивают­ся, но лишь после того, как произведена и реализована конечная, а не промежуточная продукция. В результате в выгоде останутся не только производители, но и бюджет.

В условиях всеобщего экономического спада предприя­тия заинтересованы принять участие в осуществлении на­учно-технических проектов неиспользуемыми факторами производства.

В перспективе именно на основе межотраслевого вен­чурного комбинирования факторов производства из МВП (не всех, а наиболее эффективных) могут вырасти круп­ные корпорации, способные продвигать российские ноу­-хау на мировой рынок.

Как ни минимизировать первоначальные затраты денеж­ного капитала на НСКФП, все же определенные финансо­вые ресурсы для запуска системы необходимы. Где их взять?

Во-первых, фонды занятости могли бы предоставлять определенную сумму за каждого обученного и трудоустро­енного в МВП и ИМП специалиста, выплачивая часть сум­мы авансом.

Во-вторых, общества потребителей проявили заинте­ресованность в сборе средств для предварительной оплаты поставок в будущем сложных предметов бытовой техники, новых лекарств и т. п.

НСКФП может также кооперироваться с Транснацио­нальной дилерско-дистрибьюторской сетью, участие в ко­торой обеспечивает быстрое получение доходов за предос­тавление самой разнообразной производственно-коммерчес­кой информации.

Если же найдутся финансовые инвесторы, которые в расчете на длительную перспективу захотят стать участни­ками высокоэффективных проектов, основанных на уникаль­ных научно-технических разработках, то НСКФП может получить широкое распространение в самые сжатые сроки.

Список использованной литературы:

  1. Антикризисное управление / под ред. проф., д.э.н. А.Г. Грязновой – М.: ТАНДЕМ, 2005. – 264с.

  2. Антикризисное управление. Раздел 4. – М.: ИТК Дашков и К, 2001. 317с.

  3. Антикризисное управление: Учебник / под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 602с.

  4. Антикризисное управление: Учебное пособие / рук. авт. Колл. Проф. И.К. Ларионов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИТК Дашков и К, 2004. – 292 с.

  5. Войтов А.Г. Экономика, общий курс. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004. – 517с.

  6. Делягин М. Экономика неплатежей: как и почему мы будем жить завтра. – М.: КБ «Держава»; РАПСБ, 2003. – 397с.

  7. Курс экономики / под. Ред. проф. Б.А. Райсберга – М.: ИНФРА-М, 2007. – 408с.

  8. Планируемая рыночная экономика / под. Ред. С.Ю. Глазьева. – М.: Экономическая газета, 2000. – 571с.

  9. Россия: ресурсы устоичивого развития / под ред. Ю.В. Пискулова. – М.: ТПП России, 2006. – 243с.

  10. Справочник кризисного управляющего / под. Ред. проф. Уткина Э.А. – М.: ТАНДЕМ, 2004. – 634с.

  11. Теория и практика антикризисного управления / под ред. д.т.н. С.Г. Беляева и д.э.н. В.И. Кошкина. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 551с.

  12. Уткин Э.А. Антикризисное управление. – М.: ТАНДЕМ, 2007. – 372с.

  13. Экономическая теория: Общие основы и особенности России – М.: ИТК Дашков и К, 2001. – 209с.




1 Россия: ресурсы устоичивого развития / под ред. Ю.В. Пискулова. – М.: ТПП России, 2006. – с. 125


1 Уткин Э.А. Антикризисное управление. – М.: ТАНДЕМ, 2007. – с. 202


1 Теория и практика антикризисного управления / под ред. д.т.н. С.Г. Беляева и д.э.н. В.И. Кошкина. – М.: ЮНИТИ, 2006. – с. 308


1 Антикризисное управление: Учебное пособие / рук. авт. Колл. Проф. И.К. Ларионов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИТК Дашков и К, 2004. – с. 114

1 Делягин М. Экономика неплатежей: как и почему мы будем жить завтра. – М.: КБ «Держава»; РАПСБ, 2003. – с. 194


1 Антикризисное управление. Раздел 4. – М.: ИТК Дашков и К, 2001. - с. 127


1 Антикризисное управление: Учебник / под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – с.448


1 Справочник кризисного управляющего / под. Ред. проф. Уткина Э.А. – М.: ТАНДЕМ, 2004. – с. 311


1 Антикризисное управление / под ред. проф., д.э.н. А.Г. Грязновой – М.: ТАНДЕМ, 2005. – с. 203


1 Войтов А.Г. Экономика, общий курс. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004. – с. 468


1 Курс экономики / под. Ред. проф. Б.А. Райсберга – М.: ИНФРА-М, 2007. – с. 271


2 Экономическая теория: Общие основы и особенности России – М.: ИТК Дашков и К, 2001. – с. 99


1 Планируемая рыночная экономика / под. Ред. С.Ю. Глазьева. – М.: Экономическая газета, 2000. – с. 349




Скачать файл (172 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru