Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по юридической психологии РУДН - файл 1.doc


Лекции по юридической психологии РУДН
скачать (580 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc580kb.24.11.2011 10:19скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Кафедра: Психологии и педагогики

Направление: ФПБ-3

Дисциплина: Юридическая психология

Кредит 2

II семестр, лекций - 30 часов

Преподаватель: к.псих.н., ст. преподаватель Бабаев Т.М.

Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами):

Пример: понедельник 16:00- 17:30; пятница 15:00-16:30; (или по назначению и договоренности).

Часы академических групповых консультаций по расписанию.

Телефон: 8-926-846-02-70, 8-926-311-89-46

Еmail: tosif57@mail.ru, babatos@yandex.ru
Цель курса:
Курс предназначен для ознакомления студентов с основными этапами развития истории юридической психологии.

Юридическая психология опирается в своих исследованиях на общую психологию, которая изучает основные закономерности проявления психики, разрабатывает методы и систему общих понятий, являясь базовой отраслью, имеющей фундаментальное значение. В своих разработках юридическая психология использует также знания, полученные в возрастной, педагогической, экономической, социальной, дифференциальной и других отраслях психологии.

Синтез психологии и юриспруденции в новой научной дисциплине – юридической психологии – должен привести к взаимному обогащению обеих наук, разрешению одной из наиболее актуальных проблем – повышению эффективности правоохранительной и судебной деятельности.

^ Целью курса является приобретение студентами базовых знаний в области юридической психологии. А также:

- раскрыть теоретические понятия и положения лекционного курса;

- научить студентов самостоятельно работать с психологической литературой по данной дисциплине;

- ознакомить студентов с основами общей и социальной психологии применительно к юридической психологии;

- узнать особенности и закономерности развития юридической психологии;

- освоить методы юридической психологии;

- узнать проблемы возникновения, формирования структуры и развития организованных преступных группировок;

- раскрыть психологию личности преступника;

- познакомиться законами преступного мира молодежи;

- исследовать субкультуру сообщества, понять внутреннюю сущность преступного мира;

- создать профессиограммы юридических профессий.

- показать специфику психических закономерностей в правовом регулировании.

Задача данного курса – не только усвоение пройденного материала, но и творческое применение полученных знаний в повседневной деятельности. А также:

- обеспечить овладение студентами методологией юридической психологией;

- дать основы психологических знаний о личности преступника;

- убедиться, что преступность вообще, и молодежная преступность в частности, - это объективный закономерный общественный процесс. Преступный мир и общество не существуют отдельно друг от друга;
^ Организационно-методическое построение курса.

Курс состоит из лекций. Проводится два письменных тестирования на основе пройденного материала и по дополнительной литературе. Студенты должны выступить с докладом на выбранную заранее тему на последнем занятии и принять активное участие в обсуждении докладов.

Обязательная литература:


  1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб , 2005.

  2. Глазырин Ф.В. Конспект лекций по судебной психологии. – Свердловск, 1978.

  3. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. – М., 1974.

  4. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. – СПб.: Питер, 2006.

  5. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб., 2004.

  6. Еникеев М.И. Судебная психология: В 2 ч. – М., 1975.

  7. Еникеев М.И. Энциклопедия юридической психологии. – М., 2001.

  8. Майерс Дэвид. Социальная психология. – СПб., 1997.

  9. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.

  10. Озрих М.Ф. Личность и право. – М., 1975.

  11. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура) ИПП «Приз», Тверь, 1994.

  12. Столяренко А.М. Психологические приемы в юридической деятельности. – М., 2000.

  13. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. – М., 1971


Дополнительная литература

  1. Антонян Ю.М. Психология убийства. – М., 1998.

  2. Александров Ю.К. Очерки криминальной структуры. – М., 2003.

  3. Васильев В.Л. Психология терроризма // Серийные убийства и социальная агрессия: что нас ожидает в XXI веке? Материалы Международной конференции. – Ростов-на-Дону, 2001.

  4. Дружинин В.Н. Психология. – «Питер», 2003

  5. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. – М., 1997.

  6. Кузнецов А.В. Уголовное право и личность. – М., 1997.

  7. Романов В.В. Военно-юридическая психология. – М., 1987.

  8. Сахнова Т.В. Зачем суду психолог? – М., 1990.

  9. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. – М., 1998.

  10. Чуфарковский Ю.В. Юридическая психология. – М., 2005


Условия и критерии выставления оценок.

От студентов требуется посещение лекций, обязательное участие во внутрисеместровой и итоговой аттестациях.

В рамках данной балльной системы оценок каждый студент может реализовать свои индивидуальные способности. При условии выполнения минимальных требований по каждому виду учебной работы, студенты могут набирать баллы в различных видах работ.

^ Критерии выставления оценок (требования).

Все виды учебных работ выполняются точно в сроки, предусмотренные программой обучения. Работы, сданные позже положенного срока, не оцениваются.

Общие критерии оценки знаний студентов следующие:

Отлично (высший балл) оцениваются ответы и работы, демонстрирующие всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, знакомство с дополнительной литературой по программе, умение делать самостоятельные выводы на основе полученных знаний, проводить критический анализ изученного материала, умение применять полученные знания при анализе и решении практических задач.

Хорошо (средний балл) оцениваются ответы и работы, демонстрирующие полное знание основного учебного материала, но не содержащие самостоятельного анализа, либо не отражающие умение применять полученные знания при анализе и решении практических задач.

Удовлетворительная оценка (низший балл) выставляется студенту, показавшему знание основного учебного материала в объеме, необходимом, для дальнейшей учебы, знающему основную литературу, но допустившему ошибки и неточности в ответе.

Неудовлетворительная оценка (0 баллов) выставляется за работы, отражающие значительные пробелы в знании основного материала, неверное понимание сути изученного материала, содержащие принципиальные ошибки в выполнении заданий.

Кроме того, работа студентов на семинарах оценивается с точки зрения инициативности, степени участия в групповой работе и ее презентации, постановки и поиска ответов на проблемные вопросы.

При оценке сообщений учитывается презентационные навыки студента, контакт с аудиторией. Студенты могут делать сообщения не только по заданным темам, но и предлагать свои темы, согласовывая их с преподавателем. Сообщения должны быть тематически связаны с изучаемыми на семинаре проблемами, дополнять сведения, содержащиеся в основной литературе. Пересказ основных учебников не представляет интереса в качестве сообщения.

^ Самостоятельная творческая работа призвана продемонстрировать умение студента анализировать жизненные ситуации с научной точки зрения, выявить аналитические способности студента. Поэтому она не должна быть реферативного, описательного характера, и не должна основывать только на здравом смысле. Студент должен делать самостоятельные, логически обоснованные выводы относительно заданных практических ситуаций, опираясь на научные знания. Оценивается работа в зависимости от точности понимания студентом изучаемой проблемы, от глубины анализа, обоснованности выводов.

^ Контрольная работа(аттестация) оценивается в зависимости от точности, полноты и содержательности ответов. Следует отвечать на вопросы контрольной работы по существу, а не переписывать весь раздел учебника на данную тему. Умение студента вычленять необходимую информацию также влияет на оценку.

Обязательными требованиями к любому виду студенческих работ также являются ясность, четкость, лаконичность, логическая последовательность, структурированность изложения материала студентом, строгое соответствие заданной теме, наличие необходимых примеров.

^ Балльная структура оценки:

Виды учебной работы

число


Баллов за 1 работу

Максимальная сумма баллов

Минимально допустимая сумма баллов

Посещение

15

1

15

10

Реферат

1

10

10

5

Устный доклад на заключительном занятии

1

7

7

7

Контрольная работа, Внутрисеместровая аттестация

1

10

20

5

Итоговая работа, аттестация.

1

20

20

10

Итого







72

37



^ Шкала оценок:




^ Кол-во кредитов

Оценка


Неудовлетвор.

Удовлетвор.

Хорошо

Отлично

Оценка ECTS

F(2)

FX(2+)

E(3)

D(3+)

C(4)

B(5)

A(5+)

Мак. сумма баллов






















2

72

Менее 25

25-36

37-42

43-48

49-60

61-66

67-72


Пояснение оценок

А

Выдающийся ответ

В

Очень хороший ответ

С

Хороший ответ

D

Достаточно удовлетворительный ответ

Е

Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа



Оценка 2+ (FХ) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа

F

Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)


Правила выполнения письменных работ (эссе и контрольных тестовых работ)
Пример: Список тем письменных творческих работ (эссе) и докладов предлагается студентам в начале учебного года. Студент вправе выбрать тему из данного списка или предложить свою (согласовав с преподавателем). Не разрешается представлять одну и ту же работу более чем по одному предметному курсу. Вопросы и задания по контрольным работам становятся известны непосредственно при тестировании. Требования к набранным на компьютере творческим работам: двойной интервал, кегль -14, цитирование и сноски в соответствии с принятыми стандартами, тщательная выверенность грамматики, орфографии и синтаксиса. Текст эссе должен быть не менее от 8 до 12 страниц.

Творческая работа не должна быть ни в коем случае реферативного, описательного характера, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно выявить их аналитические способности. То же касается и устного выступления-доклада, который должен представлять собой не пересказ чужих мыслей, а попытку самостоятельной проблематизации и концептуализации определенной, достаточно узкой и конкретной темы, связанной с той или иной категорией теории или истории декоративно-прикладного искусства. Тестирование проводится с тем, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, их умение успешно концептуализировать литературно-критический материал, предложенный их вниманию, а также, применять полученные знания на практике, в анализе и в процессе «понимания» разнообразных произведений декоративно-прикладного искусства. Поэтому в контрольную работу включены как вопросы, проверяющие собственно степень знакомства и понимания студентами теоретического и исторического материала, так и более свободные, творческие задания, рассчитанные на проверку способности студентов к практике анализа произведений декоративно-прикладного искусства. Объем контрольной работы, включая творческие задания, - 2 академических часа.
^ Академическая этика

Пример: Все имеющиеся в творческой работе (эссе) сноски тщательно выверяются и снабжаются «адресами». Не допустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Это касается и источников, найденных в интернете. Необходимо указывать полный адрес сайта. Все случаи плагиата должны быть исключены. В конце работы дается исчерпывающий список всех использованных источников.
Содержание курса:
Неделя I:

Тема 1. Предмет, цели, задачи, методы и структура юридической психологии.
Представление о юридической психологии как науке. Предмет и методы юридической психологии (структурный анализ, качественный и количественный анализ, психологическое воздействие на личность, судебно-психологическая экспертиза, наблюдение, эксперимент, интервью). Задачи и цели юридической психологии.
Вопросы для обсуждения.

  1. Предмет юридической психологии, цели и ее задачи.

  2. Методы исследования, применяемые в юридической психологии.

  3. Классификация методов юридической психологии.

  4. Виды опроса (беседа, интервью, анкета), специфика их применения.

  5. Система (структура) юридической психологии.

Темы рефератов и сообщений.

1.Предмет и метод юридической психологии.

2.Цели и основные задачи юридической психологии как науки.

3.Специфика применения различных методов юридической психологии.

4.Методы судебно-психологической экспертизы.


Литература: Обязательная:

В.Л. Васильев, стр. 11-21, 36-40, М.И. Еникеев, стр. 134-136

Дополнительная:

В.Н. Дружинин, стр. 563-574.
Неделя II: Тема 2. История развития юридической психологии.

Юридическая психология – одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии. История развития юридической психологии.

Вопросы для обсуждения.

1.Ранняя история юридической психологии – XVIII в. и первая половина XIX в.

2. Первоначальное оформление юридической психологии как науки – конец XIX в. и начало XX в.

3. История юридической психологии в XX столетии.
Темы рефератов и сообщений.

  1. Оформление юридической психологии как науки.

  2. Развитие отечественной юридической психологии.

  3. Жизнь и творчество отечественных психологов (по выбору А. Р. Лурия, А. Ф. Кони, В.М. Бехтерев, К.И. Сотонин, А. Е. Брусиловский, В.Л. Васильев).

Литература:

В.Л. Васильев, стр. 21-36.

В.Н.Дружинин, стр. 574-580.
Неделя III-V: Тема 3. Основы правовой и криминальной психологии.

Психологические аспекты правопонимания, правотворчества, формирования индивидуального, группового и общественного правого сознания. Правовая социализация личности. Необходимость изучения личности преступника. Понятия «психология личности преступника». Психологическая характеристика преступников различных категорий. Психологический анализ структуры индивидуального преступного деяния, групповой и организованной преступной деятельности. Психология юридической ответственности.
Вопросы для обсуждения.

  1. Правовая психология.

  2. Криминальная психология.

  3. Психология личности преступника.

  4. Типология личности преступника.

  5. Психологические особенности отдельных категорий преступников:

а) насильственный тип преступника;

б) корыстный тип преступника;

в) психологические особенности преступников – профессионалов и рецидивистов.

  1. Психология преступного деяния. Психология преступных организаций.

  2. Психология терроризма.

  3. Психологические аспекты юридической ответственности.

  4. Мотивация преступного поведения.

Темы рефератов и сообщений.

  1. Психология правонарушения.

  2. Понятие и общая характеристика личности преступника.

  3. Структура личности преступника.

  4. Проблемы изучения личности преступника.

  5. Психологическая сущность преступного поведения.

  6. Типология преступников.

  7. Психология преступных групп и преступных организаций.

  8. Психологическая характеристика потерпевшего.

  9. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания.

Литература:

М.И. Еникеев, стр. 139-157, В.Л. Васильев, стр. 321-360.

Ю.В. Чуфарковский, стр. 185-208.
Неделя VI: Тема 4. Психология уголовного судопроизводства. Психология обвиняемого. Психология допроса.

Психология предварительного расследования. Взаимодействие следователя с обвиняемым. Психология обвиняемого. Особенности стадий допроса.

Вопросы для обсуждения.

  1. Общая характеристика психологических особенностей следственной деятельности.

  2. Психология обвиняемого.

  3. Психологические особенности стадии свободного рассказа допрашиваемого.

  4. Получение, накопление и обработка информации.

  5. Запечатление, сохранение и переработка информации.

  6. Воспроизведение, словесное оформление и передача информации

Темы рефератов и сообщений.

  1. Психологические особенности следственной работы.

  2. Психология допроса.

Литература:

М.И. Еникеев, стр. 159-211, В.Л. Васильев, стр. 397-422.

Ю.В. Чуфарковский, стр. 221-286.
Неделя VII: Контрольная работа. Внутрисеместровая аттестация.

Неделя VIII-IX: Тема 4. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура).

Понятие криминальной субкультуры. Связи криминальной субкультуры с общностями несовершеннолетних и молодежи, имеющими криминальную направленность и занятыми преступной деятельностью. Механизмы возникновения и закономерности функционирования криминальной субкультуры. О причинах и истоках криминальной субкультуры. «Законы», нормы, ценности, правила и уголовные традиции криминальной субкультуры.
Вопросы для обсуждения.


  1. Поведенческие атрибуты криминальной субкультуры и их характеристика.

  2. Криминальные традиции и ритуалы.

  3. Клички и клятвы в криминальной субкультуре.

  4. Способы тайного общения в криминальной субкультуре.

  5. Особенности несовершеннолетних в юридической психологии.

Темы рефератов и сообщений.

  1. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура).

  2. Поведенческие атрибуты криминальной субкультуры и их характеристика.

  3. Криминальные традиции и ритуалы.

  4. Клички и клятвы в криминальных группах.

  5. Татуировки в системе ценностей несовершеннолетних и молодых преступников.

  6. Способы тайного общения в криминальной субкультуре.

  7. Анализ преступного поведения несовершеннолетних.

  8. Факторы, определяющие положение несовершеннолетних и молодежи в криминальной среде.

Литература:

В.Ф. Пирожков, стр. 7-175.

Ю.К. Александров, стр. 3-80

Неделя X: Тема 5. Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта. Судебно-психологическая экспертиза.

Использование психолога в процессе предварительного следствия. Психолог – консультант. Психолог – специалист. Психолог – эксперт. Цели и задачи судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Понятие аффекта. Индивидуально-психологические особенности личности подследственных.

Вопросы для обсуждения.

  1. Психолог – консультант.

  2. Психолог – специалист.

  3. Психолог – эксперт.

  4. Понятие и признаки аффекта.

Темы рефератов и сообщений.

  1. Судебно-психологическая экспертиза: цели и задачи.

  2. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

  3. Признаки аффекта.

  4. Психология допроса.


Литература:

В.Л. Васильев, стр. 542-591., М.И. Еникеев, стр. 235-245.

Ю.В. Чуфарковский, стр. 182-185.


Неделя XI-XIV: Тема 6. Психология юридического труда.

Изучение психологических основ: профессиограмм юридических профессии; индивидуального стиля и мастерства; воспитания профессиональных навыков и умений; подбора и расстановки кадров; ру­ководства правоохранительной деятельностью, профессиональ­ной ориентации, профессионального отбора, профессионального воспитания и формирования личности работников правоохранительных органов, профессиональной деформации и ее предупреж­дения; организации рабочего места, рабочего времени.
^ Вопросы для обсуждения.

  1. Предмет и задачи психологии юридического труда.

  2. Общее представление о психодиагностическом обследовании кандидатов, отбираемых в правоохранительные органы. Шкала прогрессивных матриц Дж. Равена (тест Равена).

  3. Структура профессиограммы следователя.

  4. Краткие юридические профессиограммы: судья, адвокат.

  5. Прокурор и его помощники.

  6. Юрисконсульт. Нотариус. Эксперт-криминалист.

  7. Инспектор таможни, уголовного розыска, ОБЭП, ГИББД. Участковый инспектор.

Темы рефератов и сообщений.

  1. Профессионально значимые качества личности юриста.

  2. Психология следователя.

  3. Психологические особенности личности следователя.

  4. Психология и речь адвоката.

  5. Психология прокурора.

  6. Психология судьи.

Литература:

В.Л. Васильев, стр. 200-293.

Ю.В. Чуфарковский, стр. 137-161.
Неделя XV: ИТОГОВАЯ РАБОТА.


^ КУРС ЛЕКЦИЙ

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Уважаемые студенты! Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки и проникновение ее во все сферы человеческой деятельности. Данное методическое пособие является «помощником» в новую для вас науку: юридическую психологию.

Юридическая психология опирается в своих исследованиях на общую психологию, которая изучает основные закономерности проявления психики, разрабатывает методы и систему общих понятий, являясь базовой отраслью, имеющей фундаментальное значение. В своих разработках юридическая психология использует также знания, полученные в возрастной, педагогической, экономической, социальной, дифференциальной и других отраслях психологии.

В ходе изучения курса вы сможете:

- узнать особенности и закономерности развития юридической психологии;

- освоить методы юридической психологии;

- узнать проблемы возникновения, формирования структуры и развития организованных преступных группировок;

- раскрыть психологию личности преступника;

- познакомиться законами преступного мира молодежи;

- убедиться, что преступность вообще, и молодежная преступность в частности, - это объективный закономерный общественный процесс. Преступный мир и общество не существуют отдельно друг от друга;

- исследовать субкультуру сообщества, вы можете глубоко понять внутреннюю сущность преступного мира;

- создать профессиограммы юридических профессий.

Задача данного курса – не только усвоение вами пройденного материала, но и творческое применение полученных знаний в повседневной деятельности.

Используя лекционный материал и рекомендации методички, вы сможете самостоятельно подготовиться к зачету.

По каждой изучаемой теме представлены:

- план лекционного курса;

- краткий курс лекции;

- вопросы для обсуждения;

- темы рефератов и сообщений;

- литература.

^ РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 1. Предмет, цели, задачи, методы и структура юридической психологии.
Представление о юридической психологии как науке. Предмет и методы юридической психологии (структурный анализ, качественный и количественный анализ, психологическое воздействие на личность, судебно-психологическая экспертиза, наблюдение, эксперимент, интервью). Задачи и цели юридической психологии.
Вопросы для обсуждения.

  1. Предмет юридической психологии, цели и ее задачи.

  2. Методы исследования, применяемые в юридической психологии.

  3. Классификация методов юридической психологии.

  4. Виды опроса (беседа, интервью, анкета), специфика их применения.

  5. Система (структура) юридической психологии.


Юридическая психология как наука изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности.

^ Юридическая психология ставит задачи:

- осуществлять научный синтез знаний психологического и юридического плана;

- раскрывать в достаточной мере психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;

- обеспечивать достаточно четкое понимание юристами объекта своей профессиональной деятельности — поведения человека;

- раскрывать деятельность различных субъектов правоотношений, а также их психических состояний в многочисленных ситуациях правоприменения и правоохранения;

- выработку рекомендаций, направленных на усовершенствование правового регулирования жизни общества.

Следует заметить, что психологические знания требуются юристу для того, чтобы в полной мере понять сущность базовых уголовно-правовых категорий, к числу которых относятся мотив, цель преступления и личность самого преступника

^ Методы юридической психологии. К методам юридической психологии относятся следующие методы ее исследования:

- метод структурного анализа — направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в явлении, которое надлежит исследовать. При помощи данного метода изучается личность преступника.

- метод структурно-генетического анализа — направлен на исследование возникновения и развития изучаемого объекта;

- метод естественного эксперимента — направлен на изучение испытуемым лицом обстановки эксперимента, который воспринимается им как подлинное событие;

метод беседы, т. е, доверительного общения с исследуемым лицом при помощи косвенных вопросов;

- метод изучения гражданских и уголовных дел, а также следственных и судебных ошибок с целью полного исследования личности различных субъектов правоотношений;

- биографический метод — с его помощью из биографии исследуемого лица и ему принадлежащих документов исследуется личность;

- метод обобщения независимых характеристик позволяет прийти к обоснованным выводам в результате исследования служебных и других характеристик личности;

- метод изучения отдельного случая — состоит в углубленном исследовании социально-психологического явления на одном конкретном объекте.

^ Система (структура) юридической психологии

Структура юридической психологии представляет собой круг исследуемых ею проблем, которые определяются самой логикой правового регулирования.

Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:

- правовая психология, изучающая право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;

- криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;

- психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;

- психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;

- исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, перевоспитание лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе.

- психология гражданско-правового регулированиясостоит из психологии гражданских правоотношений и психологических особенностей организации судебного рассмотрения гражданских дел;

^ Тема 2. История развития юридической психологии.

Юридическая психология – одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии. История развития юридической психологии.

Вопросы для обсуждения.

1.Ранняя история юридической психологии – XVIII в. и первая половина XIX в.

2. Первоначальное оформление юридической психологии как науки – конец XIX в. и начало XX в.

3. История юридической психологии в XX столетии.
^ РАННЯЯ ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Как большинство новых наук, возникших на стыке различных от­раслей знания, юридическая психология на первых этапах своего развития не была самостоятельной и не располагала специальными кадрами. Относящиеся к этой дисциплине вопросы пытались ре­шать отдельные психологи, юристы и ученые, специализировавши­еся в других областях знании. Начальный этап развития связан с необходимостью обращения правовых наук к психологии для разрешения специфических задач, которые не могли быть решены традиционными методами правоведения. Юридическая психология, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментально­му исследованию.

Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма, был М. М. Щербатов (1733 -1790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условно - досрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

Представляют интерес и работы И. Т. Посошкова (1652-1726), в которых дава­лись психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, классификация преступников, затрагивались и некоторые другие вопросы.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного их обоснования. Над этим в начале XIX века в России работали В. К. Елпатьевский, П. Д. Лодий, Л. С. Гордиенко, X. Штельцер и др.

Однако сама психология, носившая в то время метафизический, умозритель­ный характер, не могла даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно обоснованные критерии и методы изучения человеческой личности.

Значительное количество работ по юридической психологии появилось в Рос­сии в третьей четверти XIX в. Это работы И. С. Баршева «Взгляд на науку уго­ловного законоведения», К. Я. Яновича-Яневского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А. У. Фрезе «Очерк судебной психоло­гии», Л. Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие.

В указанных работах высказывались мысли о чисто прагматическом использо­вании психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следствен­ных органов. Так, И. С. Баршев писал, что если судья не знает психологии, то это будет «суд не над живыми существами, а над трупами».

Попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений сде­лана в работах немецких ученых И. Гофбауэра «Психология в ее основных приме­нениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридриха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835).

Психологические вопросы оценки свидетельских показаний занимали и выдающегося французского ученого-математика Пьера Симона Лапласа. В «Опытах философии теории вероятностей», изданной во Франции в 1814 г., П. С. Лаплас де­лает попытку дать материалистическую интерпретацию вопроса надежности судеб­ных решений. Он считал, что вероятность того, что данное показание соответствует действительности, слагается:

  • из вероятностей самого события, о котором повествует свидетель;

  • из вероятности четырех гипотез в отношении допрашиваемого:

а) свидетель не ошибается и не лжет;

б) свидетель не лжет, но ошибается;

в) свидетель не ошибается, но лжет;

г) свидетель и лжет, и ошибается.

Лаплас понимал, насколько трудно оценить правдивость или ложность пока­заний свидетелей из-за большого числа сопровождающих обстоятельств, но считал, что суд в своих суждениях опирается не на математиче­скую достоверность, а лишь на вероятность. Но, тем не менее, схема Лапласа интересна как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний.

^ ОФОРМЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Конец XIX и начало XX в. связаны с интенсивным развитием психологии, психи­атрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь — уголовного права). Ряд ученых, представлявших эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, В. П. Сербский, А. Ф. Кони и др.).

Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформле­ния юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П. И. Ко­валевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой пси­хологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

Примерно в этот же период развернулась борьба между антропологической и социологической школами уголовного права. Родоначальником антропологиче­ской школы был Ч. Ломброзо, создавший теорию «врожденного преступника», ко­торый в силу своих природных особенностей не может быть исправлен.

Представители социологической школы использовали идеи утопического социализма и придавали решающее значение в объяснении причин преступности социальным факторам. Некоторые идеи социологической школы несли в себе прогрессивные для своего времени элементы.

В начале XX века в юридической психологии начинают использоваться экспериментальные методы исследования.

Значительное количество работ этого периода посвящено психологии свиде­тельских показаний. Это работы И. Н. Холчева «Мечтательная ложь», Г. Португалова «О свидетельских показаниях» (1903), Е. М. Кулишера «Психология свиде­тельских показаний и судебное следствие» (1904). На эту же тему были сделаны доклады М. М. Хомяковым «К вопросу о психологии свидетеля» (1903), А. В. За­вадским и А. И. Елистратовым «О влиянии вопросов без внушения на достовер­ность свидетельских показаний» (1904), О. Б. Гольдовским «Психология свиде­тельских показаний» (1904). Появляются работы Л. Е. Владимирова, Г. С. Фельдштейна, М. Н. Гернета, в ко­торых исследуется психология личности преступника.

Наиболее обстоятельная работа по судебной психологии принадлежала Гансу Гроссу. В его «Криминальной психологии», вышедшей в 1898 г., использованы ре­зультаты экспериментальных исследований ряда психологов.

В изучении психологии расследования преступлений серьезным шагом вперед было непосредственное применение экспериментального метода психологии. Один из создателей этого метода, французский психолог Альфред Бинэ, первым стал экспериментально изучать вопрос о влиянии внушения на детские показания. В 1900 году он опубликовал книгу под названием «Внушаемость», в которой вопросам влияния внушения на детские показания посвящена специальная глава. В ней А. Бинэ делает небезынтересные выводы: 1) ответы на вопросы всегда содержат ошибки; 2) в целях правильной оценки показаний в протоколах судебных заседа­ний следует подробно излагать и вопросы, и ответы на них.

В 1902 году эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний производил немецкий психолог Вильям Штерн. Опираясь на свои дан­ные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недосто­верны, порочны, поскольку «забывание есть правило, а воспоминание — исключе­ние». Итоги своего исследования В. Штерн доложил на заседании Берлинского психологического общества, и в Европе они вызвали большой интерес в юридиче­ских кругах. Впоследствии В. Штерн создал персоналистическую концепцию па­мяти, которая имела ярко выраженный идеалистический характер. Согласно этой концепции, память человека не является отражением объективной реальности, а выступает лишь как ее искажение в угоду эгоистическим интересам личности, ее индивидуалистическим намерениям, гордости, тщеславию, честолюбию и др.

Доклад В. Штерна вызвал бурную реакцию и у русских юристов. Горячими сторонниками В. Штерна в России стали профессор Петербургского университета О. Б. Гольдовский и профессора Казанского университета А. В. Завадский и A. И. Елистратов. Они самостоятельно провели серию опытов, подобных опытам B. Штерна, и сделали аналогичные выводы. Сам О. Б. Гольдовский говорил: «Пси­хологические основания ошибок очень различны, и вывод из сопоставления карти­ны, воспроизведенной свидетелем, с действительностью получается очень печаль­ный. Свидетель не дает точной копии, но лишь суррогат ее».

В Германии вопросами судебной психологии занимались также О. Липпман, А. Крамер, В. Ф. Лист, С. Яффа и др. С 1903 г. В. Штерн при сотрудничестве Листа и Гросса стал выпускать журнал «Доклады по психологии показаний».

Исследования по криминалистической психологии проводились и в других странах: во Франции — Клапаредом, в США — Мейерсом, а также Кеттелом, который в 1895 г. провел эксперимент с памятью студентов, а затем предложил составить указатель степеней точности свиде­тельских показаний.

Характерным является отзыв об экспериментах В. Штерна обер-прокурора уго­ловно-кассационного департамента Сената России (впоследствии министра юсти­ции) И. Г. Щегловитова. Он писал: «Новейшие наблюдения показывают, что сви­детельские показания содержат множество непроизвольных искажений истины, и поэтому необходимо избегать установления внешней обстановки преступления исключительно при помощи свидетелей».

Однако необходимо отметить, что далеко не все юристы и психологи того пери­ода разделяли негативное отношение к свидетельским показаниям. Среди них, прежде всего, следует назвать крупнейшего русского юриста А. Ф. Кони. В прениях по докладу О. Гольдовского «О психологии свидетельских показаний» на заседа­нии уголовного отделения юридического общества Петербургского университета А. Ф. Кони резко выступил против выводов В. Штерна и О. Гольдовского. Он гово­рил: «Нельзя скрывать, что исследования Штерна крайне односторонни, нельзя также скрывать и того, что в сущности это столько же поход против свидетелей, сколько и судей и особенно присяжных заседателей». Позднее, на заседании того же общества, А. Ф. Кони выступил с самостоятельным докладом по тому же вопро­су, который по существу был ответом на неосновательные утверждения о ненадеж­ности свидетельских показаний.

Ученые Казанского университета. А. Лазарев и В. И. Валицкий констатировали, что положения Штерна не будут иметь значения для практики, что важнейшее зло при свидетельских показаниях — не непроизвольные ошибки, а сознательная ложь свидетелей, которая распространена более чем принято считать: почти три четверти свидетелей отступают от правды.

В своих психологических изысканиях В. Штерн и др. проявляли непонимание особенностей психического отражения объективной действительности. Так, сущ­ность непроизвольной памяти они рассматривали как случайный результат пас­сивного запечатления мозгом действующих на него факторов. Обзор различных теорий памяти в зарубежной психологии показал, что «основным и общим для них пороком является то, что память не изучалась как продукт деятельности, и, прежде всего практической деятельности субъекта, а также и как особая, самосто­ятельная идеальная деятельность»'. Это являлось одной из основных причин, по­рождавших как механистические, так и идеалистические представления о памяти.

В середине XIX в. Чезаре Ломброзо одним из первых попытался научно объяс­нить природу преступного поведения с позиции антропологии. Теория Ломброзо находит последователей и в наше время. Отголоски ее можно найти в современных теориях, таких как теория хромосомных аномалий Клайнфельтера, во фрейдист­ских и неофрейдистских учениях о врожденной агрессии и разрушительных влече­ниях.

Очевидно, что если до конца следовать логике антропологической теории Ч. Лом­брозо, то борьба с преступностью должна осуществляться путем физического унич­тожения либо пожизненной изоляции «врожденных» преступников. Биологизаторский подход в объяснении природы преступного поведения был подвергнут серьезной, справедливой критике уже со стороны современников Ломброзо, когда преступность начала изучаться как социальное явление.
^ ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В XX СТОЛЕТИИ
Конец XIX — начало XX в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др., которые, приме­нив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяс­нении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося пове­дения от социальных условий. Для своего времени эти работы были, безусловно, прогрессивным явлением.

Солидный статистический анализ различных аномальных проявлений (пре­ступности, самоубийств, проституции) за определенный исторический отрезок, проведенный, в частности, Жаном Кетле, Эмилем Дюркгеймом, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в период войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что убедительно опровергало теорию «врожденного» преступника, указывая на социальные корни этого явления.

Эти факты нашли свое отражение, в частности, в ряде социально-психологиче­ских теорий преступности американских социальных психологов этого периода — Р. Мертона, Ж. Старленда, Д. Матса, Т. Сайкса, Э. Глюка и др. В работах этих авто­ров представлены многообразные подходы к объяснению природы делинквентного (субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия) поведения за счет различных социально-психологических феноменов и механиз­мов, регулирующих взаимодействие и поведение людей в группе. Характерная черта многих социально-психологических теорий преступности — отсутствие методоло­гической платформы, игнорирование социально-экономической детерминиро­ванности преступности и других негативных социальных явлений.

Отличительная особенность современного криминологического знания — это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющего­ся поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, медиками.

Это, в свою очередь, позволяет подходить к практике предупреждения преступ­лений комплексно. Немалую роль при этом играет психолого-педагогическое обес­печение правоохранительной, превентивной и пенитенциарной деятельности со­ответствующих социальных институтов.

Современные биологизаторские криминологические теории далеко не так наив­но, как Ломброзо, объясняют природу преступного поведения. Они строят свою аргументацию на достижениях современных наук: генетики, психологии, психоана­лиза. Так, например, одной из сенсаций 1970-х гг. было открытие так называемого синдрома Клайнфельтера: хромосомные нарушения типа 74XVV при нормальном наборе хромосом у мужчин среди преступников встречаются в 36 раз чаще.

Была проведена также проверка гипотезы, согласно которой хромосомные ано­малии чаще встречаются не у всех преступников, а, прежде всего среди лиц высо­кого роста. Американский национальный центр психического здоровья в 1970 году опубликовал доклад, включающий обзор 45 исследований предполагаемой связи хромосомных аномалий с преступностью. Всего было исследовано 5342 преступни­ка, при этом специально была подобрана группа лиц высокого роста, что якобы чаще всего связано с агрессивным поведением при хромосомных нарушениях. Среди этих лиц у 2 % были обнаружены хромосомные нарушения, среди преступников любого роста — 0,7 %, среди контрольной группы законопослушных граждан, кото­рая составляла 327 человек, — 0,1 %. По существу, это исследование установило некоторую минимальную связь хромо­сомных аномалий не столько с преступностью, сколько с душевными заболеваниями.

На Международной конференции во Франции в 1972 г. исследователи разных стран высказали единодушное мнение, что зависимость между генными нарушени­ями и преступностью не подтверждается статистически.

Таким образом, теория хромосомных аномалий, как когда-то и антропологиче­ская теория преступности, при более тщательном изучении не нашла своего под­тверждения и была подвергнута серьезной обоснованной критике.

Особое внимание последователи биологизаторского под­хода, и в частности представители фрейдистской и неофрейдистской школ, уделяют объяснению природы такого свой­ства, как агрессивность, которая якобы служит первопри­чиной насильственных преступлений. Поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникает, по мнению фрейдистов и неофрейди­стов, в результате того, что по различным причинам не по­лучают реализации отдельные неосознаваемые врожденные влечения, что и вызывает агрессию. В качестве таких не­осознаваемых врожденных влечений 3. Фрейд рассматри­вал либидо, А. Адлер — стремление к власти, к превосход­ству над другими, Э. Фромм — влечение к разрушению.

Очевидно, что в таком случае агрессивность неизбеж­но должна возникать у любого человека с врожденными, сильно выраженными неосознаваемыми влечениями, ко­торые далеко не всегда способны реализоваться в жизни и потому находят свой выход в деструктивном поведении.

Однако последующие исследователи агрессивности и ее природы, как за рубежом, так и у нас в стране (А. Бандура, Д. Бергковец, А. Басс, Э. Квятковская-Тохович, С. Н. Ениколопов и др.) существенно изменили точку зрения на природу агрессии и на ее выражение.

Все большая роль в природе агрессии отводится социальным прижизненно дей­ствующим факторам. Так, А. Бандура считает, что агрессия — результат искаженного процесса социализации, в частности результат злоупотребления родителей наказа­ниями, жестоким отношением к детям. А. Бергковец указывает, что между объектив­ной ситуацией и агрессивным поведением человека всегда выступают две опосреду­ющие причины: готовность к агрессии (злость) и интерпретация данной ситуации.

Индивидуальные психосоматические и половозрастные особенности, а также связанные с ними отклонения (отставание в умственном развитии, нервно-психи­ческая и соматическая патология, кризисные возрастные периоды развития и т. д.) рассматриваются как психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые способны затруднять социальную адаптацию индивида, отнюдь не являясь при этом причиной преступного поведения.

Сюда можно отнести теорию «социальной аномалии» Р. Мертона, которая по­строена на гипотезе об отмирании, отпадении норм морали при делинквентном по­ведении (социология преступности); теорию «нейтрализации» Д. Матса и Т. Сайкса, которые считают, что преступник в целом разделяет общепринятые нормы морали, но оправдывает свое преступное поведение.

Развитию отечественной юридической психологии в начале советского периода способствовал большой общественный интерес к вопросам осуществления право­судия, законности, личности преступника и др. В стране начался поиск новых форм предупреждения преступно­сти и перевоспитания правонарушителей. Юридическая психология приняла активное участие в решении этих проблем. В 1925 годк в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течение первых пяти лет существования этим институтом было опубликовано значительное количество работ по юридической психологии. Специальные кабинеты по изучению преступника и преступности были организованы в Москве, Ленин­граде, Саратове, Киеве, Харькове, Минске, Баку и других городах.

Одновременно велись исследования по психологии свидетельских показаний, по психологической экспертизе и некоторым другим проблемам.

Интересные исследования провел психолог А. Р. Лурия в лаборатории экспериментальной психологии, созданной в 1927 году при Московской губернской прокурату­ре. Он изучал возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступлений и сформулировал принципы работы прибора, кото­рый впоследствии получил наименование «разоблачителя лжи» (лай-детектор).

Значительный вклад в развитие юридической психологии того времени внесли такие известные специалисты, как В. М. Бехтерев и А. Ф. Кони.

Юристы и психологи настойчиво искали новые формы борьбы с преступностью. Новый общественный строй видел в преступнике, прежде всего человека. Этот гу­манистический принцип, положенный в основу советского законодательного регу­лирования вопросов доказывания, естественно, усиливал интерес к психологиче­ским особенностям людей, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, вводил психологию в круг проблем, изучение которых было важно для успешного расследования преступлений.

Сущность судебно-психологических изысканий того периода известный отечественный психолог А. В. Петровский охарактеризовал следующим образом: «В 20-е гг. "судебная психология" — это авторитетная и обширная область науки, имеющая предметом изучения психологические предпосылки преступления, быт и психологию различных групп преступников, психологию свидетельских пока­заний и судебно-психологическую экспертизу, психологию заключенного (тю­ремная психология) и т. п.».

В те годы были переведены на русский язык и изданы труды западных ученых: Г. Гросса, О. Липпмана, Э. Штерна, М. Геринга, Г. Мюнстерберга, А. Гельвига.

В 1922 г. А. Ф. Кони опубликовал брошюру «Память и внимание», в которой излагались проблемы свидетельских показаний. А. Р. Лурия в ряде своих исследо­ваний подверг специальному психологическому анализу сущность свидетельских показаний. Много внимания уделял вопросам психологии свидетельских показа­ний известный судебный психолог А. Е. Брусиловский. Следует особо остано­виться на исследованиях А. С. Тагера, немало сделавшего для судебной психологии вообще и для психологии свидетельских показаний в особенности. Он считал, что уголовный процесс — это подлинный исследовательский процесс и что формирова­ние и изучение научных основ его предпосылок не может не дать значительного материала для законотворчества.

Семнадцатого декабря 1928 г. А. С. Тагер выступил на совете Психологического института с докладом «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии». Совместно с А. Е. Брусиловским, С. В. Познышевым, С. Г. Геллерштейном он при­нимал активное участие в работе I Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (М., 1930). Съезд имел специальную секцию по судебной психологии, где обсуждались различные вопросы изучения психологических проблем, касающих­ся борьбы с преступностью.

Были заслушаны доклады А. С. Тагера «Об итогах и перспективах изучения су­дебной психологии» и А. Е. Брусиловского «Основные проблемы психологии под­судимого в уголовном процессе».

В Московском государственном институте экспериментальной психологии (ныне Институт психологии РАН) А. С. Тагер возглавлял экспериментальные ра­боты по психологии свидетельских показаний. Он составил программу исследо­ваний, которая охватывала формирование показаний свидетелей от процесса восприятия фактов и явлений в различных ситуациях до их процессуального за­крепления. Тагер искал формы исследований, раскрывающие особенности формирования показаний с учетом психологических навыков свидетелей, зависящих от профессии, возраста, эмоциональных состояний и т.д.

Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии вне­сли В. В. Романов, М. И. Еникеев: первый — в сфере внедрения юридической психологии в сферу военной юстиции, а второй — в области организации препода­вания этой дисциплины в московских вузах.

В июне 1989 г. в Ленинграде на базе ИПК прокурорско-следственных работни­ков был организован Всесоюзный семинар-совещание преподавателей юридиче­ской психологии. Его участники рассмотрели и утвердили предложенную в док­ладе проф. В. Л. Васильева программу вузовского курса предмета «Юридическая психология». В соответствии с этой программой В. Л. Васильевым был создан учебник «Юридическая психология».

Такова, в самых общих чертах, история зарождения и развития юридической психологии.


^ Тема 3. Основы правовой и криминальной психологии.

Психологические аспекты правопонимания, правотворчества, формирования индивидуального, группового и общественного правого сознания. Правовая социализация личности. Необходимость изучения личности преступника. Понятия «психология личности преступника». Психологическая характеристика преступников различных категорий. Психологический анализ структуры индивидуального преступного деяния, групповой и организованной преступной деятельности. Психология юридической ответственности.
Вопросы для обсуждения.

  1. Правовая психология.

  2. Криминальная психология.

  3. Психология личности преступника.

  4. Типология личности преступника.

  5. Психологические особенности отдельных категорий преступников:

а) насильственный тип преступника;

б) корыстный тип преступника;

в) психологические особенности преступников – профессионалов и рецидивистов.

  1. Психология преступного деяния. Психология преступных организаций.

  2. Психология терроризма.

  3. Психологические аспекты юридической ответственности.

Правовая психология является наукой, изучающей отражение в сознания людей правозначимых сторон действительности, психологических аспектов правопонимания и правотворчества. Право представляет основную форму социального регулирования, которое обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества.

Из истории известно, что право возникло в связи с расслоением общества на классы, из-за возникшей необходимости предоставления свободному человеку определенных дозволений и упорядочения его социальной активности.

В правовой психологии право выступает как фактор упорядочения личный интересов общества с общественной необходимостью, иными словами, как фактор социальной регуляции индивидуального поведения. Право отражает особенности поведения людей в конкретном историческом периоде.

В современной ситуации правовая психология рассматривает право как основное средство реализации социальной справедливости и целесообразности. Поступки людей рассматриваются в нравственном аспекте, поэтому справедливость является условием нормального развития.

Общества — это социально должное, в то время как несправедливыми и безнравственными являются беззаконие и произвол.

Из, сказанного можно сделать вывод о том, что право представляет не только критерий регрессивного развития общества, но также и инструмент этого развития.

^ Правосознание, его уровни

Правосознание представляет собой область сознания, которая связана с отражением правозначимых явлений, взаимосвязь взглядов и идей, выражающих отношение общества, его индивидуумов непосредственно к праву и законности, их представление о таких понятиях, как правопорядок, правомерное и неправомерное. Правосознание подразделяется следующим образом:

- общественное сознание, которое отражает правозначимые явления общественного бытия,

- групповое, которое зависит от интересов каких-то групп, которые зачастую противоречат общественным интересам; это означает, что групповое правосознание может быть и асоциальным;

- индивидуальное — определяется правосознанием личности, условиями ее бытового формирования, потому может быть представлено на различных уровнях:

- элементарный, который выражается в согласовании конкретной правозначимой деятельности личности с понятием о нормах правомерного поведения;

- высший характеризуется определенными взглядами на правовую систему, осознанием социальной значимости права.

На основе общих представлений о должном поведении создаются модели поведения в обществе, которое регулируется правовыми нормами. Такое поведение называется правоприменительным и подразделяется на группы:

правоисполнительное, при котором потребности личности совпадают с правовыми требованиями;

правопослушное, когда цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями;

законопослушное, при котором потребности, интересы и желания личности не совпадают с общественными требованиями, но личность, боясь наказания, вынуждена подчиняться требованиям закона.

На основании сказанного можно сделать вывод о том, что правосознание конкретной личности в обществе определяется правовой культурой каждой личности, ее правовой просвещенностью.
^ Криминальная психология

Криминальная психология является областью юридической психологии, которая изучает:

а) психологию лиц, совершивших различные правонарушения;

б) механизм совершения ими преступлений;

в) психологические аспекты вины и юридической ответственности.

Поведение каждого конкретного лица обусловлено системой факторов, его поведение порождающих, поэтому поведение преступное — это поведение конфликтное, основанное на противоречиях, существующих в обществе, в различных социальных группах, между этими группами, а также между отдельными личностями.

Преступно поведение всегда ослабляет механизмы социального самоконтроля, а потому преступная личность "выпадает" из системы нормальных социальных связей.

^ Понятие личности преступника

При исследовании личности лица, совершившего преступление, закон обязан исследовать смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, для того, чтобы выявить причины и условия совершения конкретного преступления. Таким образом, правоохранительные органы в процессе предварительного расследования по уголовному делу должны изучать свойства личности конкретного преступника, а также причины и условия, породившие преступление. Личность преступника — это совокупность его личных качеств, т. е, наличие смягчающих и отягчающих его вину обстоятельств, которые, в конечном счете, обусловили совершенное им преступление.

^ Поведенческая схема личности преступника

Конкретное человеческое поведение определяется самосознанием субъекта. Часто говорят, что о человеке можно судить по его поступкам, которые характеризуют его личностную ценность. Для лиц, совершивших преступление, характерной особенностью их поведения является снятие с себя ответственности за совершенные ими противоправные общественно опасные деяния, т. е, самооправдание, совершаемое ими различными способами:

- утрирование виновности потерпевшего;

обесценивание нормы и морали и ряда правовых норм путем противопоставления себе или преступному сообществу, членом которого является лицо, совершившее преступление;

- перенесение ответственности на других лиц. А также оправдание возникшей ситуации, в результате которой было совершено преступление.

Каждое преступление имеет свой мотив, который определяется потребностями лица, его совершившего. Следует заметить, что потребности большинства данной категории лиц обладают рядом особенностей, к числу которых относятся узость интересов, ограниченность и т.п. У большинства лиц, совершивших преступление, их поведение во время преступления было неадекватным, т.к. они хотели просто разрядить свою агрессивность или просто почувствовать какую-то опасность. Именно поэтому отличительной особенностью психики большинства совершивших преступление является их слабое интеллектуальное развитие и пониженная саморефлексия, зачастую отягченная их антисоциальной направленностью. Чтобы полнее добиться понимания механизмов поведения преступников, следует исходить из понятия "тип личности", который представляет направленность личности, ее ценностную ориентацию с характерными для нее способами поведения.

^ Типология личности преступника

Личность лица, совершившего преступление, характеризуется совокупностью ряда признаков, являющихся типологии лиц, совершивших преступления:

- видом преступления, т. е, объектом преступного посягательства;

- формой вины, мотивом и целью совершенного преступления;

- способом его совершения;

- ситуацией и поводом совершения преступления;

- наличием отягчающих и смягчающих вину обстоятельств, предусмотренных законом;

психическим отношением к содеянному (например, чистосердечное раскаяние в ходе предварительного следствия, явка с повинной или же, наоборот, уклонение от следствия и суда или оговор невиновных).

^ Различаются два типа личности и преступника:

антисоциальный к числу данного типа относятся лица, совершавшие преступления, неоднократно, имеющие отрицательную (корыстную) жизненную позицию:

- корыстно — хозяйственные (уклонение от уплаты налогов и лицензирования);

- корыстно — служебные (все должностные преступления);

- воры — лица, совершающие тайное хищение имущества;

- мошенники — лица, злоупотребляющие доверием потерпевших;

- хулиганы;

- злостные хулиганы;

- совершившие клевету или оскорбление потерпевшего;

- совершающие преступления против личности (убийства, причинение различной степени телесных повреждений и т. д.).

- асоциальный это лица, которые совершили преступление впервые в результате случайного стечения обстоятельств:

- в результате преступного бездействия или халатности; по самонадеянности;

- в состоянии аффекта, т. е, сильного душевного волнения, возникшего в результате неправомерного поведения потерпевшего; в связи с повышенной ситуативной дезадаптацией.

В ходе расследования по уголовному делу сотрудники правоохранительных органов должны выявлять степень социальной дезадаптаиии и схему поведения преступника, для того, чтобы наиболее точно квалифицировать содеянное.

^ Насильственный тип преступника

Для лиц, совершивших насильственные преступления, характерной чертой поведения является их агрессивность, которая сопровождается враждебностью, гневом и ненавистью.

- агрессивность у случайных преступников, совершивших насильственные преступления, то следует заметить, что преступления, ими совершаемые, вызваны накоплением их чувств, т. е, являются своеобразной разрядкой. Преступления, совершенные случайными преступниками, зачастую связаны с их состоянием аффекта на почве ревности, мести или обиды.

- у преступников с устойчивым типам присутствует постоянная агрессивная направленность, т. е, у них всегда имеется повод для совершения насильственных

действии.

- для злостных типов насильственных преступников агрессивность является одним из способов их самоутверждения.

- к числу злостных убийц относят особый психологический тип преступника, который отличается устойчивой антисоциальной установкой, аморального поведения и наличием судимостей.

Психологической особенностью случайного убийца является совершение преступления в результате противоправного поведения потерпевшего,

Следует заметить, что личность убийцы характеризуется способом совершения убийства, что квалифицируется соответствующей статьей УК РФ, например убийство, совершенное с особой жестокостью, общеопасным способом, с целью скрыть другое тяжкое преступление и т.д. Именно способ совершения убийства свидетельствует о повышенной общественной опасности личности совершившего такое преступление.

- для преступлений, совершенных из хулиганский побуждений, характерна безмотивность, обусловленная повышенной агрессивностью лица, такое преступление совершившего.

- преступное поведение женщин имеет ряд особенностей, заключающихся в более сильном восприятии отдельных явлении действительности на фоне повышенной чувствительности. Именно поэтому женщины так легко поддаются вовлечению их в употребление спиртных напитков и наркотических средств. Для женщин характерны такие преступления, как детоубийства, убийства в результате длительной неприязни по отношению к потерпевшему и т.п. Для лиц, совершивших насильственные сексуальные преступления, характерна особая агрессивность их поведения, а также устойчивая склонность к причинению жертве именно полового насилия, а зачастую и лишения жизни потерпевшей. Эта факторы свидетельствуют о психопатическом отклонении личности, а также о дефектах семейного воспитания.

Вывод: лица, совершавшие насильственные преступления, достигали своих преступных целей агрессивными способами, примитивно и грубо.

^ Корыстный тип личности преступника

Следует - заметить, что причины всех корыстных преступлений надо искать в условиях, которые формируют корыстные установки личности, такие условия связаны с ослаблением социального контроля. Психология данного типа личности преступника формируется на почве безнаказанности. Возникающей на фоне бесконтрольности со стороны компетентных правоохранительных органов.

В условиях сегодняшней действительности корыстные преступления связываются не только с личной материальной выгодой, но и с хозяйственной необходимостью.

У лиц, совершающих корыстные преступления, зачастую формируется особый тип поведения это своего рода зависимость поведения от конкретной ситуации, которая зачастую связана с отсутствием социального контроля

^ Психологические особенности преступников-профессионалов (рецидивистов)

Профессиональная преступность заключается в том, что совершение преступлений становится образом жизни.

С точки зрения психологии преступник-профессионал является рецидивистом, т. е, устойчивым преступником, привычным к общественно опасной форме поведения.

Рецидивная преступность является проявлением устойчивых антисоциальных и криминальных черт поведения указанной категории лиц. Поведение рецидивиста вступает в противоречие со здравым смыслом, именно поэтому возникает феномен асоциального неконтролируемого поведения, которое носит весьма устойчивый характер. Для рецидивистов характерной чертой их поведения является равнодушие к возможному наказанию и общественному осуждению. Рецидивная преступность взаимосвязана с различными психическими аномалиями (психопатия, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами). Следует сказать несколько слов о преступных вооруженных объединениях рецидивистов, которые характеризуются повышенной общественной опасностью, т.к. в таких преступных объединениях совершенствуется криминальная квалификация их участников, что позволяет весьма успешно совершать различные преступления. Для поддержания руководителей таких преступных объединений создаются специальные денежные фонды, за отказ от внесения взносов в такие фонды назначаются суровые наказания. Все это говорит об огромной общественной опасности таких преступных объединении.

^ Психологические особенности лиц, совершающих неосторожные преступления

Неосторожные преступления совершаются виновными лицами в результате их самонадеянности. Данные лица должны были предвидеть общественно опасные последствия своих действий или бездействия, однако легкомысленно отнеслись к ним. Поэтому для данной категории виновных лиц характерен повышенный риск их криминогенного поведения. В основе поведения лиц. Совершающих неосторожные преступления, лежат такие моменты, как нераспознание признаков опасности, т. е, дефекты восприятия. К преступлениям, совершенным по неосторожности, зачастую приводят различного рода перегрузки, алкогольное опьянение, неприязненные отношения и ряд других факторов.

Вывод: лица, совершившие неосторожные преступления, совершили их впервые в сложившейся провоцирующей ситуации или в состоянии временного неблагоприятного психофизического состояния.

Именно поэтому при назначении наказания за такого рода преступления суды должны проводить компетентный психологический анализ личности подсудимого, т. е, учитывать в полном объеме все смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

^ Психологическая структура преступного деяния

Биосоциальные факторы в детерминации преступного поведения

При определенных благоприятных условиях психические аномалии конкретного лица могут служить условием его преступного поведения, сами же по себе психические аномалии не криминогенны.

^ К психическим аномалиям относятся:

- различные психопатии

- сексуальные аномалии

- олигофрения

Психопатии затрудняют социальную адаптацию личности, а при возникновении психотравмирующих обстоятельств приводят к различного рода правонарушениям. Очевидно, что психопатия обусловлена социально-неблагоприятными факторами, развитие такого процесса может быть прекращено при наличии благоприятных социальных условий. В основном ученые склонны выделять 4 разновидности психопатии:

- астенические психопаты, их поведение характеризуется постоянной боязливостью, чувством тревоги, различными навязчивыми идеями;

- возбудимые психопаты характеризуются повышенной требовательностью к окружающим, мелочностью, властностью, чрезмерной агрессивностью при гневе. Часто их злобность может привести к пьянству, бродяжничеству и сексуальным извращениям;

- истерические психопаты, их поведение можно охарактеризовать как демонстрацию своего превосходства;

- паранойяльные психопаты постоянно находятся в состоянии борьбы с врагами, которых нет, отсюда их любовь к сутяжничеству и анонимным доносам. Преступное поведение у всех психопатов может быть обусловлено отсутствием самоконтроля в экстремальных ситуациях.

^ Сексуальные аномалии в зависимости от поведения индивида подразделяются на:

- гиперлибидомия, превращающая сексуальность в смысл жизни, это приводит к частой смене партнеров и беспорядочным половым связям;

- гиполибидомия, в основном вызывается жизненными неудачами, что приводит к понижению сексуальности;

- Олигофрения—это приобретенное или врожденное слабоумие, подразделяющееся специалистами на:

- дебильность является легкой степенью слабоумия;

- имбицильность средняя тяжесть слабоумия;

- идиотия — глубокая умственная отсталость.

Ученые заметили, что криминогенный характер психических аномалий связан с определенной степенью сужения сознания, приводящей к нарушению механизмов психологической зашиты, готовности при малейшей возможности к психическому срыву, такие состояния зачастую сопровождаются сужением сознания, расстройством логического мышления, повышением внушаемости и самовнушаемости, навязчивыми состояниями, отсюда, конфликтным взаимодействием с окружающими.

Вывод: конфликтность поведения является основной особенностью психически аномальных индивидов, именно поэтому их относят к особому криминогенному типу.

Именно поэтому очевидно, что психические аномалии связаны с трудностями социальной адаптации индивида, его низкими возможностями руководить своими поступками и отдавать в них отчет.

В соответствии с действующим законодательством преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. Преступление имеет характерные признаки, которые отличают его от других правонарушений:

- объект объективная сторона

- субъект субъективная сторона

^ Субъект преступления — это физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Закон уделяет существенное значение вменяемости субъекта преступления, подчеркивая, что лицо, совершившее преступление, должно быть способно, отдавать отчет в своих действиях и руководить своими поступками. К субъективной стороне преступления относится психическое отношение лица к содеянному, включающее понятие вины в форме умысла или неосторожности, а также мотивов и целей преступления. Поэтому психологический анализ преступного деяния имеет большое значение, т.к. он является анализом психологического содержания структурных элементов преступного действия, обусловленного волевым действием конкретного лица.

^ Психологические особенности преступных действий

Многие преступления совершаются лицами импульсивно, т. е. в результате каких-то подсознательных побуждений и обшей личностной направленности. В таких преступлениях мотив совпадает с целью.

Импульсивность поведения характерна для психопатических личностей, которые склонны к мгновенным реакциям.

^ Импульсивное преступное поведение лица может быть вызвано рядом причин:

- неустойчивость индивида;

- алкогольное или наркотическое опьянение;

- психопатические аномалии личности;

- преобладание эмоций при сложившейся ситуации.

Импульсивность характерна для преступлений, совершенных в состоянии аффекта, т.к. осознанные цели и мотивы при таком состоянии отсутствуют, резко изменяется привычное поведение человека. Такое состояние признается законом как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность, т. е, оно возникает внезапно в результате противоправных действий потерпевшего.

^ Состояние аффекта усиливают стрессы, которые подразделяются на:

- информационный стресс, возникающий в условиях оперативно-информационной перегрузки при выполнении сложных управленческих задач с высокой степенью ответственности;

- эмоциональный стресс может возникнуть в весьма опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийное бедствие и т.п.);

- демобилизирующий стресс, в результате которого нарушается целесообразность действий, и ухудшаются возможности речи.

^ Психические состояния, мотивы и цели преступного деяния

Перед тем как совершить преступление, лицо анализирует все свои предполагаемые действия по достижению преступного результата, а затем контролирует их исполнение Такие действия, которые направлены на возникновение и развитие преступного деяния, называются механизмом преступления. Другими словами, механизм преступления — это совокупность всех необходимых элементов преступного деяния. Чтобы лицо пришло к реализации своих преступных действий, необходимо, чтобы его преступное поведение прошло через несколько стадий:

- формирование преступных замыслов;

- формирование мотивов преступления;

- выработка окончательного решения и психологической устремленности к достижению конкретной цели.

Следует заметить, что мотивация преступного поведения — это системообразующий фактор механизма такого поведения. Правоохранительные органы при расследовании конкретного уголовного дела должны в первую очередь понять преступное поведение лица, привлекаемого к уголовной ответственности, с тем, чтобы установить его поведенческие стереотипы и устойчивые мотивы поведения.

В процессе реализации преступной деятельности у индивидуума могут произойти сдвиги мотивов, свидетельствующие об изменении значения отдельных сторон его деятельности. Именно поэтому мотив преступления является средством правильной квалификации содеянного, а также для назначения вида и размера наказания. Только мотив в конечном итоге, характеризует субъективную значимость преступного деяния, а цель — его объективную направленность.

Очевидно, что предпосылкой к совершению преступления является положительная оценка субъектом подготавливаемых им условий совершения преступления, поэтому цель преступления формируется в непосредственной зависимости от возможности его совершения. Успешность же подготовки к совершению преступления укрепляет у преступника психологическую установку на его совершение.

В своей совокупности намерения, мотивы и цели преступного действия объединяются в такое юридическое понятие, как преступный умысел, характеризующийся своей направленностью и содержанием.

^ Повод к совершению преступления

Поводом преступления является внешнее обстоятельство, которое приводит в действие общественно опасную направленность личности преступника.

Поведение любого человека обусловлено его личностью, а не возникшей ситуацией. Это значит, что только личность приходит к выводу о том, как ей поступить в конкретной жизненной ситуации. Ситуация возникновения преступных действий становится показателем того, в каких конкретных условиях конкретная личность способна совершить преступление. Ситуация совершения преступления это и есть своего рода показатель личностного порога социальной адаптированности индивида.

Главным фактором в совершении преступного деяния является принятие решения, по сути, означающее выбор определенного действия, направленного на реализацию поставленной преступной цели. После принятия решения лицо связано уже тем, что приняло для себя собственное решение, которое, в свою очередь, формирует намерение, являющееся устойчивым стремлением к реализации намеченной программы действий. После такой цепи последовательных решений у лица формируется мотивация достижения цели вне зависимости от развития событий, которые зачастую могут быть и неблагоприятными для совершения преступления. Внезапно изменяющиеся условия совершения преступления зачастую приводят к принятию каких-то сопутствующих решений, которые отличаются весьма высокой категоричностью. Таким образом, реагирование лица на поводы определенного плана определенными криминальными действиями является формой проявления личностных особенностей преступника.

^ Способы совершения преступного деяния

Способы совершения преступлений различны, поэтому их изучение является ключом к расследованию преступления.

Зачастую, готовясь к преступлению, лицо тщательно продумывает и способы его сокрытия. Только такая деятельность по сокрытию преступления дает правоохранительным органам информацию об индивидуальных психических особенностях преступника и одновременно является информационным средством раскрытия преступления.

Именно способе преступного действия проявляться психофизиологические и физические особенности лица, его определенные знания, навыки, привычки и отношение к различным сторонам действительности.

^ Результаты преступного деяния могут быть самыми различными, начиная от явки с повинной или чистосердечного раскаяния с осознанием вины до глубочайшего удовлетворения от совершенного преступления.

^ Психология совершения преступления в составе преступной группы

Совместное преступное действие нескольких лиц носит название соучастия, которое подразделяется на:

- простое соучастие — совместное участие нескольких лиц в совершении преступления, т. е, соисполнительство, без распределения ролей;

- сложное соучастие, при котором каждый из соучастников выполняет строго определенную для него в преступлении роль (исполнитель, пособник, подстрекатель, руководитель);

- соучастие в стабильно созданной и действующей преступной группе, которая является наиболее опасной для общества, т.к. такое соучастие характеризуется, стабильностью, устойчивостью криминальных связей и т.п.

^ В преступных группах личность полностью принимает преступную направленность группы, разделяет ее преступные мотивы и цели достижения задуманного. Поэтому личность старается оправдать ожидание ее членов и лидера такой преступной группы. Следует заметить, что именно в преступной группе у ее членов понижается чувство ответственности, а доминирует вседозволенность, безнаказанность и групповая защищенность. Причем у некоторых членов такой группы появляется повышенное рвение к отстаиванию своего достоинства и достоинства ее членов, в такой группе у колеблющихся также вырабатывается чувство превосходства по отношению к окружающим людям.

^ Психология организованной преступности

Организованная преступность представляет собой устойчивую организованную преступную группу, которая имеет соответствующую материальную базу и связи во властных структурах для незаконного обогащения и самозащиты от контроля общества. Организованная преступность для успешной реализации поставленных перед ней криминальных задач имеет значительные связи и в высших кругах государственной власти, что намного повышает ее общественную опасность. Именно поэтому организованная преступность наносит серьезный урон, устоям государственного управления, влияя на массовое правосознание и подрывая возможности функционирования правового государства и соответствующих цивилизованных экономических отношений.

^ Организованная преступность подразделяется на следующие группы:

- примитивно организованные, в состав которых входит не более 10 человек, и которые занимаются такими преступлениями, как рэкет и мошенничество;

- среднеорганизованные преступные состоят из нескольких десятков человек, каждый участник такой группы имеет узкую специализацию (боевики, исполнители, телохранители, финансисты и т.п.). Видом их деятельности являются такие преступления, как устойчивый рэкет, контрабанда и наркобизнес. Такие группы теснейшим образом связаны с управленческим аппаратом;

- высокоорганизованное преступные — имеют весьма сложную организацию, состоят из нескольких тысяч человек, в таких группах существует специальная служба контроля, информации, межрегиональных связей, а главное тесное взаимодействие с коррумпированными правоохранительными органами, от которых они получают соответствующую информацию. Основной целью этих групп является получение высоких прибылей криминальным путем. Полученные ими сверхприбыли поступают на счета зарубежных банков, а также инвестируются в крупную отечественную и зарубежную недвижимость.

Следует подчеркнуть, что резкое возрастание уровня организованной преступности привело к формированию нового типа современного преступника, который при совершении преступления, например, может использовать знание экономики, права, ряда технологических процессов, а способы совершения таким преступником преступных деяний связаны с использованием им последних достижений техники. Руководители современных преступных групп отличаются весьма высокими организаторскими способностями, имеют аналитический ум, а каждый пятый руководитель преступной группы — высшее образование. Очевидно, что вместе с модернизацией общества модернизируется и преступный мир.

^ Психологические аспекты вины и юридической ответственности

С точки зрения психологии ответственность представляет собой подчиненность человека социальным требованиям общества, основанием же привлечения лица к уголовной ответственности является наличие в действиях лица состава преступления, предусмотренного уголовным законом, т. е, наличие в действиях конкретного лица признаков преступления: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны преступления. Отсутствие одного из указанных признаков не влечет уголовной ответственности.

^ Юридическая ответственность — это отношения между нарушителями права и органами государства, урегулированные самим правом.

Принципы реализации юридической ответственности:

справедливость — наказание всегда должно соответствовать содеянному;

целесообразность — строгая индивидуализация наказания;

законность — деятельность компетентных государственных органов строится в строгом соответствии с законом.

Основанием уголовной ответственности обязательно является вина, т. е, личная причастность лица, совершившего противоправное общественно опасное деяние, осознающего последствия такого деяния. Закон различает следующие формы вины:

- умышленная, когда лицо осознает степень опасности совершенных им общественно опасных действий или бездействия и сознательно желает их наступления;

- неосторожная, когда лицо осознает характер и степень опасности совершаемых им противоправных действий, но легкомысленно относится к их наступлению.

Закон предусматривает наступление уголовной ответственности за непосредственное совершение противоправного деяния, за приготовление к нему или покушение на его совершение, а также за соучастие в нем. Особое внимание закон уделяет условиям наступления уголовной ответственности, к числу которых относится вменяемость лица, т. е, его способность отдавать отчет в своих действиях, а также достижение возраста, с которого такая ответственность наступает (14—16 лет в зависимости от тяжести совершенного преступления).

^ Тема 4. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура).

Понятие криминальной субкультуры. Связи криминальной субкультуры с общностями несовершеннолетних и молодежи, имеющими криминальную направленность и занятыми преступной деятельностью. Механизмы возникновения и закономерности функционирования криминальной субкультуры. О причинах и истоках криминальной субкультуры. «Законы», нормы, ценности, правила и уголовные традиции криминальной субкультуры.
Вопросы для обсуждения.

  1. Поведенческие атрибуты криминальной субкультуры и их характеристика.

  2. Криминальные традиции и ритуалы.

  3. Клички и клятвы в криминальной субкультуре.

  4. Способы тайного общения в криминальной субкультуре.

Изучение криминальной субкультуры несовершеннолетних и моло­дежи позволяет сделать вывод, что она представляет собой вполне реальное и объективное явление, находящееся в сложной взаимосвязи с культурой общества, социальными процессами, происходящими в нем, динамикой преступности в стране, изменением ее характера и основных криминологических показателей.

^ Криминальная субкультура – это образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи объединившихся в криминальные группы. В них действуют чуждые обществу и общечеловеческим ценностям и требованиям правила поведения, традиции и ценности.

^ Криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные и криминальные группы в значительной степени скрыта от глаз педагогов и взрослых.

К основным понятиям отнесены: криминальная субкультура, признаки криминальной субкультуры, групповая и внутригрупповая стратификация, "правило", "наказ", закон и традиции крими­нальной субкультуры, привилегии ("мелкие исключения"), клички, нарица­тельные и собственные имена преступных групп, клятвы и проклятия, "общий котел", татуировки, уголовный язык (жаргон), "прописка", "прикол", стигматизация, остракизм, тайное общение и т. п.

Криминальная субкультура непосредственно связана с общностями несовершеннолетних и молодежи, имеющими криминальную направленность и занятыми преступной деятельностью. Криминальная субкультура высту­пает условием живучести, целостности и сплоченности криминальных со­обществ, эффективности их преступной деятельности. В то же время нор­мы и ценности криминальной субкультуры являются мощными регулятора­ми индивидуального поведения несовершеннолетних и молодых правона­рушителей и преступных групп, обладают высочайшей степенью референтности в силу действия механизмов психического заражения, подражания, и особенно прессинга, постоянно создающих для подростка и молодого че­ловека ситуацию фрустрации и психической травмы.

Криминальная субкультура имеет место не только в закрытых воспи­тательных и исправительных заведениях, но и в преступных группах на сво­боде. Вступление подростка и молодого человека в криминальную группу связано с принятием ее норм, ценностей и установок.

Криминальная субкультура не есть нечто раз и навсегда данное. Это весьма динамичное явления. Она развивается и совершенствуется с измене­нием характера и динамики преступности несовершеннолетних и молоде­жи. За годы криминальная субкультура прошла сложный путь развития, характеризовавшийся определенными подъемами, оживле­нием и интенсивным развитием, спадами, возникновением в недрах дан­ной субкультуры новых направлений.

История криминальной субкультуры - это постоянная и ожесточенная борьба разных направлений, среди которых особенно выделялись традицио­налисты, стремившиеся сохранить "чистоту" воровского "закона", норм и традиций, и модернисты, которые пытались постоянно обновлять "закон", традиции и нормы криминальных групп с учетом происходящих в обще­стве социальных процессов и собственных интересов.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (580 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru