Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Мотивация и самовосприятие - файл 1.doc


Контрольная работа - Мотивация и самовосприятие
скачать (303 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc303kb.24.11.2011 10:24скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Цель работы - изучение роли мотивации и самовосприятия в поведении потребителя.

В первой главе «Мотивация и личность потребителя как основа управления потребительским поведением» изучаются основные составляющие понятия мотивация и мотивационные теории.

Во второй главе «Методологические аспекты процесса мотивации» рассматривается модель мотивации потребительского поведения, процесс мотивации потребителя, мотивационные исследования.

В третей главе исследуется мотивация потребителей для конкретного предприятия.

Введение.

Потребительская мотивация – движущая сила, активирующая поведение и предоставляющая цель и направление для этого поведения. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является изучение роли мотивации и самовосприятия в поведении потребителя.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные понятия теории мотивации;

- изучить основные мотивационные теории;

- рассмотреть модель мотивации потребительского поведения;

- изучить методы исследования мотивации.

Исходя из поставленных целей и задач, контрольная работа состоит из введения, двух глав, практического исследования и заключения.

1. Мотивация и личность потребителя как основа управления потребительским поведением.

1.1. Сущность мотивации потребителя.

В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном физиологическом состоянии организма - голоде, жажде, дискомфорте. Другие носят психогенную природу и являются результатом таких состояний психологического напряжения, как потребность человека в признании, уважении или духовной близости.

Большая часть потребностей не требует немедленного удовлетворения. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снижает психологическое напряжение.

Потребность – состояние объективной нужды организма в чем-то,

что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального

функционирования.

В любой данный момент времени человек испытывает множество

разнообразных нужд. Некоторые из них имеют биогенную природу, т.е.

являются следствиями таких состояний внутренней физиологической

напряженности, как голод, жажда, дискомфорт. Другие психогенны, т.е.

являются результатами таких состояний внутренней психологической

напряженности, как нужда в признании, уважении, духовной близости.

Потребители покупают не продукты, они покупают

удовлетворение потребностей. Можно выделить шесть категорий

потребностей:

1. физиологические;

2. социальные;

3. символические – потребитель покупает продукты для

самовыражения;

4. гедонистические – удовлетворение сенсорных выгод – вкус,

аромат, чувства, которые они вызывают;

5. когнитивные – потребность в знании;

6. эмпирические – удовлетворение определенных чувств –

посещение концертов, спортивных и праздничных.

Подходы к измерению потребностей:

1.Измерение деятельности, интереса, мнений;

2.Методы исследования мотивации (метод глубоко интервью);

3.Фокус группы;

4.Этнографическое наблюдение.
В жизни каждой потребности надо выделить два этапа – первый до

встречи с предметом, который удовлетворяет потребность, второй –

после этой встречи. На первом этапе потребность, как правило, не

представлена субъекту, не «расшифрована» для него. Он может

испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но

не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны поведения

потребностное состояние в этот период выражается в беспокойстве,

поиске, переборе различных предметов. Процесс узнавания

потребностью своего предмета получил название опредмечивание

потребности.

Мотив - это то, ради чего совершается действие, или

опредмеченная потребность.

Самим актом опредмечивания потребность меняется,

преобразуется. Она становится другой, определенной потребностью,

потребностью именно в данном предмете.

За одними и теми же действиями у разных людей могут стоять

разные мотивы. Если взять одного конкретного субъекта, то обычно его

действия побуждаются сразу несколькими мотивами.

Полимотивированность человеческих действий – типичное явление.

Например, человек покупает новую обувь, чтобы обуться, одновременно

удовлетворяя другие мотивы: статуса, социального признания,

самоудовлетворения.

Каждый человек имеет сугубо специфический тип личности,

оказывающий влияние на его покупательское поведение.

^ Тип личности - совокупность отличительных психологических

характеристик человека, обеспечивающих относительные

последовательность и постоянство его ответных реакций на

окружающую среду.

Тип личности обычно описывают на основании таких присущих

индивиду черт, как: уверенность в себе, влиятельность, независимость,

непостоянство, почтительность, властолюбие, общительность,

настороженность, привязанность, агрессивность, выдержанность,

стремление к успеху, любовь к порядку, приспособляемость.

При исследовании типа личности часто применяют опросник

Кэттела.

Знание типа личности может оказаться полезным при анализе

потребительского поведения, когда существует определенная связь

между типами личностей и выбором товаров или марок. Например,

пивная компания может установить, что многие активные потребители

пива отличаются повышенной общительностью и агрессивностью. А это

наталкивает на мысль о возможном образе марки ее пива и типажах

персонажей для использования в рекламе.

Многие занимающиеся маркетингом исходят в своей деятельности

из представления, имеющего непосредственное отношение к личности, -

представления человека о самом себе (именуемого также образом

собственного «я»), который включает:

• Реальный образ «я» - традиционное представление о «я», то

какими люди видят себя в действительности;

• Идеальный образ «я» - то какими люди хотели бы себя видеть;

• Социальный образ «я» - то, какими по их мнению их видят

другие;

• Идеальный социальный образ «я» - то, какими люди хотели бы,

чтобы их видели другие.

У всех нас существует сложный мысленный образ самих себя.

Например, потребитель может казаться себе экстравертом, человеком

творческим и активным. Исходя из этого, он предпочтет остановить

свой выбор на автомобиле, в котором сфокусированы те же качества. И

если автомобиль рекламируют как для ориентированных на внешний

мир, творческих и активных людей, образ марки совпадает с образом

собственного «я» потребителя. Покупая товары, потребитель стремится

поддержать или улучшить свою «я» - концепцию. Самоконцепция и

имидж марки продукта должны корреспондировать для того, чтобы

марка была куплена.
^ 1.2.Теории мотивации.
Содержательные теории мотивации – как внутренний фактор поведения потребителей

Мотивация – система побудителей человеческой активности, возникающих на основе потребностей.

Мотивация изучается в русле различных теорий, которые выделяются в две категории: содержательные теории и процессуальные.

Содержательные теории мотивации. Наиболее известны теории Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга, Клейтона Альдерфера и Дэвида МакКлеланда.

В целом, содержательные теории основываются на идентификации тех внутренних побуждений, которые заставляют людей вести себя (действовать) так, а не иначе. То есть данные теории анализируют потребности и их влияние на мотивацию. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности

  1. ^ Теория А.Маслоу (теория иерархии потребностей).

А.Маслоу, одним из первых бихевиористов попытался объяснить, почему в разное время разные люди ощущают различные потребности: один занят поиском надежной работы с хорошим заработком, другой - стремится к тому, чтобы заслужить уважение окружающих.

А.Маслоу объяснил это тем, что система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке, в соответствии со степенью значимости ее элементов (так называемая Пирамида А.Маслоу):

1-ый уровеньфизиологические потребности (потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и др.)

^ 2-ой уровеньпотребность в безопасности и уверенности в будущем (потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены). Проявлением потребности уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы.

^ 3-ий уровень - социальные потребности = потребности в причастности (включают чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки)

^ 4-ый уровеньпотребности в уважении (потребности в самоуважении, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании)

5-ый уровеньпотребности самовыражения (саморазвитие и самореализация, т.е. потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности).

Потребности первых двух уровней относятся к первичным потребностям, остальные – к вторичным потребностям.

А.Маслоу утверждал, что эти потребности носят иерархический характер, этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют первоочередного удовлетворения, и только потом на поведение человека начинают влиять мотивы удовлетворения потребностей более высокого порядка.

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении (пятого уровня) никогда не может быть полностью удовлетворена.

При этом, переходя к удовлетворению вторичных потребностей более высокого уровня, человек переходит к новому качественному состоянию личности, изменяя при этом и качество первичных потребностей (а значит и способы удовлетворения их).

Порядок потребностей в пирамиде А.Маслоу не имеет строго фиксированный порядок. Как отмечал сам А.Маслоу: «… на самом деле эта иерархия не такая «жесткая», как мы полагали. Это правда, что для большинства людей, с которыми мы работали, их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как мы указали. Однако был и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».

^ Маркетинговое значение теории:

Маркетолог еще на стадии разработки продукта должен четко представлять, потребности какого уровня удовлетворяет продукт, и на стадии выведения продукта на рынок доводить до потребителя специфические свойства продукта, удовлетворяющие эти потребности, мотивируя тем самым приобретение продукта.
^ 2. Теория Фредерика Герцберга (двухфакторная теория мотивации).

Ф.Герцберг развил теорию двух факторов мотивации, один из которых вызывает недовольство человека, а другой – его удовлетворение. Анализ результатов исследования позволил Ф.Герцбергу прийти к весьма оригинальному заключению.

Оказывается, те факторы, которые вызывали рост неудовлетворенности, при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворенности. И наоборот: если ослабевал фактор, способствующий удовлетворенности, это не вызывало роста неудовлетворенности.

Таким образом, факторы Ф.Герцберга сгруппированы в цепочку взаимосвязей: «неудовлетворенность – отсутствие неудовлетворенности» и «удовлетворенность – отсутствие удовлетворенности».

Первая взаимосвязь (по неудовлетворенности) находится под влиянием внешних факторов или факторов окружения, называемых гигиеническими. Их наличие вызывает у человека чувства неудовлетворенности или отсутствия неудовлетворенности. Однако к состоянию удовлетворенности данные факторы в большей степени отношения не имеют, т.е. мотивирующими факторами они не являются. Эти факторы, называемые еще «факторами здоровья», создают фоновые условия нормального, здорового окружения, быта.

Вторая взаимосвязь (по удовлетворенности) находится под влиянием внутренних факторов, являющихся мотиваторами поведения и называемых мотивирующими. Итак, данные факторы являются основными мотиваторами при удовлетворении потребностей. Но при условии, что действие гигиенических факторов нейтрализовано, т.е. у человека отсутствует чувство неудовлетворенности. Когда достигнуто состояние отсутствия неудовлетворенности, мотивировать далее человека с помощью «факторов здоровья» практически бесполезно. И необходимо обращаться к собственно мотиваторам (разрабатывать систему скидок для постоянных клиентов, раздавать фирменные сувениры, допустим, каждому сотому посетителю и др.).

Критически подходя к теоретическим положениям теории, следует отметить, что один и тот же фактор может вызывать у разных людей разные же реакции, или являясь для одних – гигиеническим фактором, для других – мотивирующим.

Например, в случае вручения подарка сотому покупателю: для классического интроверта повышенное внимание со стороны окружающих его незнакомых людей может стать гигиеническим фактором, т.е. вызвать глубокое чувство неудовлетворения. Или другой пример: кондиционер в торговом зале – для одних людей может быть мотивирующим фактором его повторного посещения магазина, для других – гигиеническим фактором в случае, если температура охлажденного воздуха окажется слишком низкой для них (человеку будет некомфортно находиться в холодном помещении – чувство неудовлетворенности).

^ Маркетинговое значение теории:

Необходимо обращать первостепенное внимание на те факторы, которые вызывают неудовлетворенность, т.е. нейтрализовать действие гигиенических факторов. А затем уже разрабатывать мотивирующие факторы.
^ 3. Теория ERG Клейтона Альдерфера.

Так же, как и А.Маслоу, К.Альдерфер в своей теории исходит из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако, в отличие от А.Маслоу, он выделяет три группы потребностей:

  • Потребности существования (Existence)

  • Потребности связи (Relatedness)

  • Потребности роста (Growth)

Группы потребностей данной теории достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей А.Маслоу. Проследим это соотношение.

^ Потребности существования включают две группы потребностей пирамиды А.Маслоу: физиологические и безопасности.

Потребности связи - эти потребности отражают социальную природу человека. К данной группе относятся потребности принадлежности и причастности (3 уровень пирамиды): стремление быть членами семьи, иметь коллег, друзей, начальников, подчиненных. К этой группе относятся также частично потребности признания и самоуважения (4 уровень) и частично потребности безопасности, связанные с групповой безопасностью (2 уровень).

^ Потребности роста - аналогичны потребностям самоутверждения А.Маслоу и включают частично потребности 4 уровня в признании и самоуважении, а также потребности 5 уровня пирамиды.

^ Отличие теорий в том, что в пирамиде А.Маслоу происходит движение от потребности к потребности снизу вверх. Альдерфер же, считает, что движение идет в обе стороны: вверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, т.е. если, например, человек не смог удовлетворить потребности роста, у него опять “включаются” потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний.

^ Маркетинговое значение теории:

Аналогично теории А.Маслоу, но при выведении продукта на рынок акцент в рекламной компании делается именно на понятийный аппарат данной теории.

^ 4. Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлеланда.

Эта теория связана с изучением влияния на поведение человека потребностей достижения, соучастия и властвования. МакКлелланд считает, что эти потребности приобретаются под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения и оказывают основное влияние на поведение человека.

^ Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее. Люди с высоким уровнем потребности достижения предпочитают самостоятельно ставить, а затем решать задачи. При этом они обычно выбирают умеренно сложные цели, исходя из того, чего они могут реально достичь и сделать. Им нравится принимать решения и отвечать за них, они одержимы теми задачами, которые решают и легко берут на себя персональную ответственность.

^ Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие. Для них очень важным является тот факт, что они нужны кому-то, что их друзья и коллеги не безразличны к ним и их действиям.

^ Потребность властвовать является третьей крупной потребностью, влияющей на поведение человека и описанной МакКлеландом. Данная потребность так же, как и другие развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении.

Основной направленностью данной потребности является стремление контролировать деятельность людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия и поведение других людей.

Люди с мотивацией властвования могут быть разделены на две группы. Первую группу составляют те, кто стремится к власти ради власти, то есть к властному самоутверждению ради удовлетворения своего тщеславия. Вторую группу составляют люди, стремящиеся к получению власти ради того, чтобы добиваться решения групповых задач. Для таких людей потребность властвования – это стремление к выполнению ответственной руководящей работы, связанной с решением организационных задач, что, кстати, тоже является стремлением к властному самоутверждению.

^ Маркетинговое значение теории:

  • Люди с выраженной потребностью достижения являются хорошими «добытчиками»: поставив перед собой цель добыть товар, они приобретают его любой ценой.

  • Люди с выраженной потребностью соучастия наиболее подвержены социальной рекламе.

На рис. 4. показано соотношение групп потребностей в содержательных теориях мотивации.





^ Процессуальные теории мотивации – как внутренний фактор поведения потребителей.
Процессуальные теории мотивации. Итак, содержательные теории базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно этим теориям, поведение человека является функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, а также возможных последствий выбранного им типа поведения.

Выделяют три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий Виктора Врума, теория справедливости Стейси Адамса и модель Портера-Лоулера (рассматривать не будем, т.к. она включает элементы теории ожиданий и теории справедливости, индивидуального применения в практике маркетинга практически не находит).

^ 5. Теория ожиданий Виктора Врума.

Данная теория базируется на теоретическом положении о том, что наличие активной потребности не является единственным условием мотивации человека при выборе того или иного типа поведения. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению потребности или получению желаемого результата.

Ожидания можно рассматривать как оценку личностью вероятности определенного события.

Теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей, в которые включены следующие понятия: затраты труда, результаты, вознаграждение, валентность. Эти взаимосвязи выстраиваются в следующую формулу:

^ Мотивация = ЗТ – Р * Р – В * В - валентность
1 цепочка: ЗТ-Р – это соотношение между затраченными усилиями и полученным результатом;

2 цепочка: Р-В – это ожидание определенного вознаграждения в ответ на достигнутый результат;

3 цепочка: В-Валентность – это степень предполагаемого удовлетворения от ожидаемого вознаграждения.

Например, если человек знает, что на другом конце города (достаточно далеко от места его проживания или работы) в торговой точке продается дорогая, но качественная и модная обувь, и при этом он точно уверен, что данная обувь – действительно будет долго носиться и иметь прекрасный вид, т.е. деньги и время не будут потрачены зря, то мотивация его посещения данной торговой точки (даже несмотря на автомобильные пробки) и совершения покупки будет достаточно высока.

Необходимо отметить, что, если значение любого из этих факторов будет мало, то будет слабой мотивация и в итоге низкий конечный результат (или его вообще может не быть)

^ Маркетинговое значение теории:

  • Необходимо, чтобы присутствующий на рынке продукт соответствовал ожиданиям потребителя в отношении всех трех факторов, влияющих на мотивацию его (потребителя) поведения. То есть необходимо, чтобы степень удовлетворения от приобретенного товара соответствовала затраченным усилиям на его приобретение.


^ 6. Теория справедливости Стейси Адамса.

Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями и затем соотносят его с вознаграждением других людей, которые ведут себя аналогичным образом.

Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у него возникает психологическое напряжение, мотивация поведения ослабевает. Необходимо восстановить справедливость, исправить баланс. При этом, если человек считает, что он переплатил за товар (по сравнению с аналогичным товаром в другой торговой точке), то мотивировать его к совершению повторной покупки (даже понижением цены) бывает весьма проблематично.

^ Маркетинговое значение теории:

  • При выводе товара на рынок учитывайте отношение ожидаемой от покупки выгоды к затраченным усилиям потребителя. Это отношения должно быть справедливым по сравнению с аналогичными товарами.

2. Методологические аспекты процесса мотивации.

^ 2.1.Классификация моделей поведения потребителей.

Модель поведения потребителя – это условный образ человека как социально-психологической личности и как потребителя товаров, которые он покупает для удовлетворения своих потребностей.

С целью оценки адекватности модели реальному процессу должны быть выработаны определенные требования к построению модели.

Основными требованиями к построению модели являются:

  • Модель должна быть внутренне последовательной и логичной;

  • Модель должна быть правдоподобной;

  • Модель должна быть, по возможности, простой;

  • Модель должна поддаваться проверке и подтверждаться реальными фактами;

  • Модель должна объяснять и предсказывать.

Основываясь на научных результатах и практическом опыте многих исследователей, можно дать следующую классификацию моделей поведения потребителей:

1 группа. Имитационные модели (имитация – подражание), которые можно разделить на две подгруппы:

а) ^ Физические модели, когда объект можно представить в уменьшенном или увеличенном размере. Допускается упрощение конструкции.

Например, - изучается модель поведения человека в торговом зале (маршрут его движения, остановки около определенных групп товаров и т.д., или

  • модель реакции человека на рекламу по его глазам (производят либо фотографирование движения глаз, либо измеряется расширение зрачков.

б) ^ Аналоговые модели (аналог – сходство) делают попытку придать сходство с изучаемым объектом.

Например, модель «черный ящик» сознания покупателя представляется как некий процессор.

Аналоговые модели могут быть также в виде формул, графиков, схем описания и т.д.

2 группа. Экспериментальные (апостериорные) модели, которые делятся на две подгруппы:

а) Однофакторные модели, когда считается, что поведение потребителя определяется только одним фактором, например, стоимостью товара (модель «экономного человека») или его качеством (модель «рационального человека»), или особыми свойствами (модель «проблемного человека»).

б) ^ Многофакторные модели – включают в описание поведения потребителя одновременно несколько факторов, полученных на основе экспериментального изучения.

Согласно апостериорной модели, поведение потребителя определяется как социально-демографическими показателями, так и одной или несколькими выгодами (которые являются своего рода потребительскими ценностями).

3 группа. Экономические модели, которые делятся на три подгруппы:

а) Экономико-математические модели – математическое описание поведения объекта с целью получения числовых, экономических характеристик.

Примеры экономико-математических моделей.

  1. Модель Литтла (зависимость роста продаж от расходов на рекламу).

  2. Зависимость объемов продаж гамбургеров в Калифорнии от средней температуры.

б) ^ Социально-экономические модели – описывают поведение социальных групп населения с учетом деления по уровням дохода и возраста.

Эти показатели являются наиболее распространенными при сегментировании.

Однако если сегментирование заканчивается констатацией размера сегмента, то поведенческая модель должна дать представление о том, что думает представитель этого сегмента, и как он выбирает товар для покупки.

в) ^ Организационно-экономические модели описывают различные роли, которые играют потребители при совершении покупки, например, члены семьи при совершении покупок или члены закупочного центра – организации, совершающей покупку.

4 группа. Психологические модели, которые делятся на 5 подгрупп:

а) Когнитивная модель, описывающая поведение потребителя как совершение обдуманных и рациональных шагов.

Когнитивная психология считает основой психики сознание, а основой сознания – знание (информацию).

Когнитивное поведение может характеризоваться как обдуманное, рациональное поведение, позволяющее контролировать и научно принимать решения.

В рамках данной теории изучается влияние процессов переработки информации на эмоциональную мотивацию человека при принятии решения и совершении им покупки.

Недостатком когнитивной психологии является недооценка неосознаваемых факторов (физиологические, биологические, поведенческие инстинкты и рефлексы).

Сторонники когнитивной психологии считают, что побуждающим стимулом к покупке товара является правильное и полное знание о нем.

б) Гештальт-модель, разработана на основе Гештальт-психологии.

В соответствии с этой теорией человек мыслит гештальтами, то есть целостными образами. Поэтому психику нельзя разложить на отдельные части.

В основном исследования проводились в области восприятия (например, введено понятие фигуры и фона при восприятии).

Модель применяется при создании рекламных материалов, изготовлении упаковки и т.д.

в) Бихевиористическая модель, разработана на основе понятия бихевиоризма как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия внешней среды. Родоначальником бихевиоризма является Эдуард Ли Торндайк (на рубеже 19-20 вв.). Программа и сам термин были впервые предложены Дж.Уотсоном (1913 г.).

Сторонники бихевиоризма полностью отрицают сознание. Считается, что поведение людей и животных во многом схоже и имеет общие закономерности. Поведение понимается как совокупность связей «стимул – реакция». На формирование научных основ бихевиоризма большое влияние оказали работы И.П.Павлова и В.М.Бехтерева.

Суть бихевиоризма заключается в следующем. У человека при рождении имеется небольшое число врожденных схем поведения (дыхание, глотание, сон при усталости и др.). В процессе социализации над данными схемами поведения надстраиваются более сложные процессы, обуславливающие разнообразие «репертуаров» поведения. Удачная реакция закрепляется и имеет тенденцию к воспроизведению в будущем при схожем влиянии внешней среды. Закрепление реакций подчиняется «закону упражнений», т.е. многократно повторяющихся реакций в ответ на одни и те же стимулы (воздействия внешней среды). Определенная реакция выбирается и закрепляется согласно методу «проб и ошибок» (т.е. та реакция, которая приводит к более положительному эффекту и закрепляется).

г) Экономико-психологическая модель, созданная на основе теории экономической психологии.

Экономическая психология изучает, как экономические явления влияют на поведение людей и групп.

Между психологами и экономистами существует разница в подходе к понятиям экономической психологии.

Экономисты считают, что человек всегда рассчитывает варианты выбора, проявляя рационализм, личную выгоду, хозяйственный дух (теория полезной предельности).

Для психологов рациональное рассуждение человека является лишь одним из вариантов решения, которое может также приниматься на основе эмоций, ассоциаций, воображения, ощущений, привычек и т.д.

Последователи психологической школы описали ситуации, в которых люди действуют абсолютно неэкономно, совершая бесполезные и порой бессмысленные с точки зрения экономистов покупки. Таким образом, можно считать, что экономическая психология изучает принципы рационального, нерационального и иррационального поведения человека в системе экономических отношений.

На основании данной модели разработаны типы покупок, совершаемые разными потребителями.

д) Социально-психологическая модель, в основу которой положены данные психографии. Психография – методика, с помощью которой измеряют стили жизни людей.

Социальная психология выделяется как самостоятельная наука и пытается показать, как наши мысли, чувства различаются в результате влияния людей друг на друга.

Модель разработана на основании исследования стилей жизни различных слоев общества страны. При этом считается, что покупательское поведение во многом определяется мировоззрением человека, т.е. его ценностными ориентирами, которым он следует в своей повседневной жизни.

^ Простая модель покупательского поведения. Итак, одной из важнейших задач маркетинговых исследований является изучение таких вопросов, как кто именно покупает, как именно покупает, когда именно покупает, где именно покупает и почему именно покупает.

Основной вопрос при этом – как именно реагируют потребители на различные побудительные приемы маркетинга? Поэтому фирмы тратят так много усилий на исследование зависимости между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. Отправной точкой всех этих усилий является простая модель покупательского поведения (Рис.1):


^

Рис.1. Простая модель покупательского поведения


На рисунке показано, что побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в «черный ящик» сознания покупателя и вызывают определенные отклики. Фирма, разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, на рекламные аргументы и др., будет иметь большое преимущество перед конкурентами.

Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре элемента: товар, цену, методы распространения и стимулирования. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий из окружения покупателя: экономической, научно-технической, политической и культурной среды. Пройдя через «черный ящик» сознания покупателя, все эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.

^ Побудительные факторы

Прочие раздражители

Товар

Цена

Методы распространения

Стимулирование сбыта

Экономические

Научно-технические

Политические

Культурные

«Черный ящик» сознания потребителя

Характеристики потребителя

Процесс принятия решения потребителем




^ Ответные реакции потребителя







Выбор товара

Выбор марки

Выбор места

Выбор времени

Выбор объема покупки



^

Рис.2. Модель покупательского поведения


На Рис. 2 представлена расшифровка простой модели покупательского поведения.

Задача маркетолога – понять, что происходит в «черном ящике» сознания потребителя между поступлением раздражителей и появлением отклика на них.

^ Сам «черный ящик» состоит из двух частей. Первая – характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая часть – процесс принятия покупательского решения, от которого зависит результат. Рассмотрим первую часть.

Формирование характеристик покупателя (а значит и его поведения в процессе покупки) происходит под влиянием ряда факторов, которые подразделяются на внутренние и внешние. (Рис.3).






Внутренние факторы






^

Внешние факторы



Рис.3. Факторы, оказывающие влияние


на покупательское поведение

^ 2.2.Мотивационная теория и маркетинговая стратегия.
Поведение потребителей в отношении большинства продуктов движимо множеством мотивов. Часть мотивов носит явный характер, покупатель готов их декларировать. Это заявленные мотивы. Например, на вопрос: "Почему вы носите этот костюм?" потребитель может дать несколько ответов: "Он в моде", "Костюмы приняты в нашей компании", "Он мне удобен" или "Он мне подходит".

Однако у потребителя могут быть и другие причины, которые он отказывается признавать или не знает о них. Эти мотивы являются латентными, или скрытыми, неявными. Например, "Он показывает, что у меня есть деньги", "Он показывает, что я преуспеваю", "Он подчёркивает, что я в отличной форме". Латентные мотивы чаще всего не полностью одобряемы социально, поэтому покупатели не склонны декларировать их открыто.

Любой из вышеуказанных мотивов может повлиять на покупку. Однако мотивы, которые согласуются с доминирующей ценностной системой, общества, будут заявлены с большей вероятностью, чем те, что в конфликте с такой системой.

Множественный характер действующих мотивов предполагает их конкуренцию для потребителя, вероятность ситуации мотивационного конфликта. Возможны три типа мотивационного конфликта: конфликт "подход - подход", "конфликт - избежание", "избежание - избежание".

Мотивационный конфликт "подход - подход". При таком конфликте потребитель должен совершить выбор между двумя привлекательными альтернативами. Примером могут быть два варианта покупки, в каждом из которых существуют свои отрицательные и положительные стороны. Разрешение конфликта возможно путём соединения нескольких преимуществ. Например, объединение шампуня и ополаскивателя для волос или шампуня и краски в один продукт. Когнитивный диссонанс в результате покупки - сомнения в правильности сделанного выбора - может снижаться продолжающейся рекламой.

Мотивационный конфликт "подход - избежание". В этом конфликте потребитель стоит как перед позитивными, так и перед негативными последствиями покупки конкретного товара. Например, покупатель статусно-ориентированных продуктов может испытывать вину в стремлении к показной роскоши. Разрешение мотивационного конфликта при покупке предметов роскоши и статуса осуществляется путём лозунга: "Но ведь вы этого стоите/заслуживаете". Потребитель, озабоченный лишним весом, может чувствовать себя виноватым, покупая сладкий торт или другую высоко калорийную пищу. Разрешение конфликта происходит путём покупки соответствующих продуктов- йогуртов, тортов со сниженным содержанием калорий, покупкой фруктов.

Мотивационный конфликт "избежание - избежание". Это конфликт, где потребитель оказывается между двумя нежелательными альтернативами. Когда у человека ломается старый холодильник, он может не захотеть тратить деньги на новый и одновременно не желать остаться совсем без холодильника. Этот мотивационный конфликт может быть сокращён возможностью кредита на покупку нового холодильника или ремонт старого.

Знание мотивации потребителя является очень важным аспектом при создании рекламы. Именно мотивация может способствовать приобретению или отказу от товара. Мотивы, которыми руководствуется индивид при принятии решений, сложны и многообразны. Они являются базовой основой личности. Исследования мотивации для рекламы и маркетинга осуществлялись с середины 20 века. В разное время их актуальность была различной. На данный момент исследование мотивации потребителя являются составной частью дисциплины "Поведение потребителей".

^ 2.3.Исследования мотивации.

Основоположник Эрнст Дихтль, который перенес понятие теории Фрейда на поведение потребителей. Основным предположением теории является то, что системы личных качеств и механизм разрешения конфликта, как определяет Фрейд, бессознательно мотивирует большую часть потребительского поведения людей.

Таким образом понимание личностных сходств потребителя позволяет раскрыть его подсознательные мотивы, оказывающие влияние на покупку специфических товаров.

Так данные исследователи утверждают наличие искушенных мотивов при некоторых очень светских покупках.

Методология используемая здесь критикуется, поскольку полагается на субъективную интерпретацию отдельного аналитика. С другой стороны внешняя оценка, которая исходит из беседы с потребителями об их основных мотивах покупки может действительно иметь силу. Психологические и социальные факторы могут иметь значительное влияние на потребности и цели человека, и исследователи лучше поймут потребительское поведение, если примут во внимание оба этих фактора.

Теория Means – End Chains and Laddering.

Предлагает модель организации знаний потребителей о продукте.

Means – End Chains; - продукт – средства для покупателя, для достижения конечной цели. Согласно этой модели покупатель организует свои знания о продукте путем их классификации, согласно с целями и ценностями, которые они полагают достичь. Покупатель использует атрибуты или характеристики продукта, как атрибуты его выгоды. Данные выгоды в свою очередь являются средством использования продукта покупателем, и обе обеспечивают средства, с помощью которых, покупатель достигает своих целей и ценностей.

Метод анализа свойств продукта, выявление выгод, которые потребитель получит от использования продукта.

and Laddering, означает что используется техника интервьюрирования выявляющая цепочку ассоциаций покупателя, касающихся атрибутов товара и выгод, которые являются средством использования товара и цели, которые достигаются в процессе ее использования.

Исследования мотивации состоят их следующих этапов:

  1. Глубокий анализ нужд, целей, выгод. Задача этапа понять процесс мотивации и определить выгоды. Изучаются физиологические и социальные нужды. Проводится большое количество качественных исследований.

  2. Качественные исследования.



^ 3. Мотивационный анализ покупательского поведения потребителей обуви ТЦ «Европа».

3.1. Стратегия построения и обновления обувного гардероба

ТЦ «Европа» включает в себя сеть магазинов, которые занимаются продажей различных видов потребительских товаров от продуктов питания до бытовой техники. В нашем случае для компании важно знать процесс поведения потребителей при решении приобретения обуви. Какие факторы влияют на этот процесс, как происходит формирование лояльности, предпочтение потребителя к той или иной марки.

Цель исследования: Насколько те или иные стратегии распространены сегодня среди представителей различных целевых групп? Как менялись конкретные представления о моде, стилевые предпочтения и т.п.?

В выборку могут попасть любые люди в возрасте от 20 лет и старше, поэтому для нашего исследования характерна простая случайная выборка.

, (7.1)

где:

n – объём выборки;

t – аргумент нормированной функции Лапласа Ф(t), соответствующий принятому уровню доверительной вероятности (то есть вероятности, с которой истинное значение признака в генеральной совокупности не превысит установленной предельной ошибки), определяется по статистическим таблицам;

– предельная ошибка выборки (то есть величина, устанавливающая границы интервала относительно выборочного среднего значения, в которые с указанной доверительной вероятностью попадёт генеральное среднее значение изучаемого признака);

    σ² - дисперсия исследуемого признака в генеральной совокупности, использование данных о генеральной дисперсии из прошлых исследований по изучаемому признаку;

Объем выборки для каждого метода сбора данных должен составлять 400 человек. Но поскольку данное исследование проводится в учебных целях, объем выборки будет значительно меньше.

Численность выборки — 200 респондентов, из них 152 женщины, и 48 мужчин. Такая численность выборки для качественного исследования является весьма значительной.

Среди женщин и мужчин в равной пропорции представлены респонденты возрастных категорий: 20 — 28 лет и 29 — 50 лет. Дополнительным критерием отбора служил доход респондентов — от 200 до 1000 $ в месяц в расчете на одного члена семьи.

Ответы на поставленные нами вопросы — задача актуальных исследований, в проведении которых, как мы полагаем, может помочь изложенный подход.

Женщины. Для лучшего понимания потребительских стратегий необходимо опираться на некоторую классификацию. Мы предлагаем рассматривать стратегии покупки обуви, опираясь на простые критерии. Наша классификация построена на основании эмпирических данных по следующим основаниям:

1. Прежде всего, мы оцениваем объем потребления — количество пар обуви, находящихся в постоянной носке (исключается чисто спортивная и другая обувь специального назначения, а также старая обувь — обувь, которая «донашивается» и не употребляется для повседневной носки).

На основании таких сведений респонденты делятся на тех, кто имеет «маленький» и «большой» обувной гардероб.

«Маленьким» (М)5 – 10- мы называем набор обуви, когда в постоянной носке находится не более 10 пар, т.е. в среднем по 3 пары для каждого сезона; «большим» (Б) 11 и более— набор обуви, включающий более 10 пар.

2. Второй показатель, который мы рассматриваем — сроки носки или частота обновления обуви (частота покупок). При этом учитывается, что разные типы обуви рассчитаны на разные сроки носки. (Так, зимние сапоги, ввиду особенностей погоды и повсеместного использования реактивов, у абсолютного большинства опрошенных изнашиваются за 2 зимних сезона, в то же время ботинки и другая демисезонная обувь за 3-4 весенне-осенних сезона и т.п.).

Проанализировав собранные сведения, мы считаем, что обувь обновляется редко, если срок носки сапог — 3 сезона и более, демисезонной обуви — 4 сезона и более, туфель — 4 и более, босоножек — 2-3 сезона и более. Соответственно, часто обновляют обувной гардероб респондентки, которые покупают новые зимние сапоги после 1-2 сезонов носки, новую демисезонную обувь после 2-3 сезонов, туфли — 1-2, а «босоножки» после 1 сезона носки.

РЕДКО

Зимние сапоги более 2

ЧАСТО

Зимние сапоги 1-2

Демисезонная обувь более 4

Демисезонная обувь 1-3

Туфли 1-3

Туфли более 4

Туфли-босоножки 1-2

Туфли-босоножки более 2


3. Третий показатель, на основании которого мы предлагаем анализировать стратегии потребления обуви — «ведущий мотив» обновления, основной фактор, побуждающий приобретать новую пару обуви в большинстве случаев покупки.

Ведущие мотивы определены нами следующим образом:

1.прагматический: обувь обновляется в процессе износа, новая пара должна выполнять функции предыдущей (при этом в силу разных причин один вид обуви может заменяться другим; например, вместо ботинок покупаются демисезонные туфли и т.п., но суть от этого не меняется).

2.стремление следовать моде: обувь обновляется под влиянием модных тенденций, новая пара покупается для того, чтобы иметь в гардеробе модную в представлении респондентки обувь, независимо от степени износа старой, покупка стимулируется изменением моды.

3.стремление к новизне, стремление к разнообразию: новая обувь приобретается не только и не столько в связи с износом старой, респондентка стремится к переменам, разнообразит гардероб, уходит от сугубо функционального прагматического подхода.

^ 4.смешанный мотив: в этом случае факторами, побуждающими к покупке новой обуви, выступают два (или даже три) мотива. Например, большинство покупок совершается строго по мере необходимости, однако респондентка стремится иметь в своем гардеробе 1-2 новомодные, по ее представлениям, пары обуви, которые покупаются в связи с более резкими поворотами моды и т.п.

Очевидно, что выделенные мотивы могут присутствовать в поведении практически любой женщины. Каждая женщина хотя бы один раз в жизни купила обувь под влиянием ситуативных факторов. Строя свою классификацию, мы рассматривали доминирующий мотив, присущий данной покупательнице базовый подход к покупке обуви, которым она руководствуется в большинстве случаев.

Согласно предложенному подходу, стратегия потребительского поведения той или иной респондентки может быть описана, например, следующим образом: гардероб маленький (до 10 пар в постоянной носке), длительные сроки носки. Обувь обновляется редко, (например, туфли после 5-6 сезонов носки), ведущий мотив прагматический- обувь покупается по мере износа, и т.п. (см. таблицу 1.1).

Учитывая возможное число сочетаний трех критериев, теоретически можно выделить 16 типов потребительских стратегий. Разумеется, реальных — меньше. «Отсекая» стратегии, редко встречающиеся в реальном поведении, мы анализируем распространенные стратегии, в совокупности объединяющие до 90% опрошенных.

На основании эмпирических данных выявлены 4 базовые стратегии потребительского поведения. Носительницы каждой стратегии составляют отдельный сегмент потребительского рынка.

В таблице 1.1 приводится количественное распределение стратегий потребительского поведения. Подробное описание дано после таблицы.

(В каждой клетке таблицы указывается число респондентов. В скобках уточняется распределение по возрастным группам: первая цифра — число респонденток в возрасте 29-50, вторая — 20-28 лет.)

Обратимся к анализу итоговых данных.

Наибольшее число респонденток «попадает» в первую клетку таблицы — т.е. самой распространенной является стратегия, описанная ниже в качестве примера.

1. Маленький обувной гардероб (до 10 пар обуви в постоянной носке), обувь носится длительный срок, ведущий мотив прагматический — новая обувь покупается в большинстве случаев только по мере износа — 40% опрошенных.

Носительницам такого подхода свойственны следующие особенности.

Респондентки руководствуются достаточно жестким прагматическим подходом, редко совершая спонтанные покупки. Они тщательно относятся к выбору обуви и уходу за ней. Мода для них вторична: покупки не стимулируются изменениями моды. Основные критерии выбора обуви — прочность, устойчивость к вредным воздействиям окружающей среды, предельная универсальность, предполагающая ограниченный выбор цветов, материалов, способов отделки, позволяющая носить обувь в разных ситуациях, с разными предметами одежды (с длинным пальто и курткой, с брюками и юбкой).

В данную группу вошли главным образом респондентки с доходом не более 300$, в равной пропорции представлены обе возрастные группы (20-28, 29-50).

Более молодые чаще совершают «незапланированные» покупки, под влиянием резких поворотов моды или ситуативных факторов, отступая от жесткого прагматического подхода.

Молодым свойственны более гибкие установки. Потенциально они готовы к расширению своего гардероба, с ростом доходов потребление обуви будет расти. На данном этапе потребление сдерживается ограниченными материальными ресурсами.

Вторую по численности группу составили респондентки, потребительское поведение которых описывается следующей стратегией:

2. Малый обувной гардероб (до 10 пар), короткие сроки носки, обувь обновляется часто; мотивация комплексная: гардероб обновляется частично по мере износа, частично под влиянием изменений моды — 20% опрошенных.

Респондентки, придерживающиеся рассматриваемой стратегии, имеют небольшой обувной гардероб, это во многом обусловлено желанием чаще обновлять обувь. Представительницы данной группы не стремятся тщательно беречь обувь с тем, чтобы она дольше сохраняла свой внешний вид. Однако, выбор обуви в гардеробе не настолько велик, чтобы позволить большое стилевое и цветовое разнообразие, высоки требования к функциональности и «удобству». Стремление к разнообразию реализуется в более частой замене обуви на новую.

Таблица 1.1




Обувь обновляется редко, длительный срок носки

Обувь обновляется часто,

короткий срок носки




Ведущий мотив

Ведущий мотив




Прагматический

Смешанный

Стремление следовать моде

Прагматический

Смешанный


Стремление следовать моде

Маленький обувной гардероб

63(33-30) 40%










28(11-17) 20%




Большой обувной гардероб













23(11-12) 15%

14(8-6) 10%


Для респонденток данной группы более значимы требования моды. Они отличаются от представительниц первой — не только частотой покупок. В поведении респонденток, придерживающихся данной стратегии, отчетливо проявляется комплексная мотивация: часть покупок совершается по мере износа, однако, часть покупок не стимулирована жесткой необходимостью. В этих случаях стимулом служит стремление следовать моде. Более высокая значимость фактора моды во многом сформировала сам подход: иметь в обиходе мало обуви, зато чаще ее обновлять.

Всех представительниц данной группы объединяет подход к решению компромисса мода — комфорт: среди инноваций моды они отбирают только те, которые отвечают персональным требованиям удобства и функциональности. В данную группу вошли также те респондентки, которые, как правило, обновляют обувь по мере износа, однако в случае более резких поворотов моды форсируют новые покупки. В группу попали респондентки разных возрастных групп и разного уровня дохода.

Следующую по численности группу составили респондентки, потребительская стратегия которых описывается следующим образом.

3. Большой гардероб (более 10 пар), срок носки короткий, обувь обновляется часто, ведущий мотив — стремление следовать моде — 15% опрошенных.

В эту группу вошли потребительницы, которых можно отнести к «ранним последовательницам» моды. Основным стимулом покупок выступает потребность соответствовать тенденциям моды. Желание в числе первых перенимать новинки обувного дизайна побуждает респонденток часто обновлять обувь. Среди носительниц данной стратегии встречаются и те, для кого следование моде скорее нормативно ,и те, для кого, в силу их приоритетов и устремлений, интерес к моде — часть образа жизни, программы самосовершенствования. Респондентки этой группы имеют доход выше 400$ на человека.

Следующую группу составили респондентки, попадающие в последнюю клетку таблицы.

4. Большой обувной гардероб (более 10 пар обуви), короткие сроки носки, частое обновление; ведущий мотив — стремление к разнообразию и новизне — 10% опрошенных.

Респондентки данной группы имеют много обуви, постоянно приобретая новую, поэтому покупки совершаются часто. В остальных случаях принцип « больше обуви хорошей и разной» применим к обувному гардеробу в целом.

В силу описанных особенностей у респонденток данной группы наиболее гибкие критерии выбора обуви. Она может быть функциональной и, наоборот; она может быть классической, умеренно модной, однако, допускаются более модные авангардные, экстравагантные модели. Только в этой группе встречается настоящее цветовое разнообразие, широкий спектр материалов и способов отделки.

В данную группу вошли респондентки разного возраста, социального и профессионального статуса, доходы которых выше 500$ на человека. Молодые, оказавшиеся в данной группе, в 2 случаях принадлежат к семьям, где отношение к обуви и такой подход привит матерью, которая аналогичным образом строит свой гардероб. Однако, следует отметить, что в половине случаев разнообразие и большой выбор достигается за счет относительно недорогой обуви (типа «Ле Монти»). Для таких респонденток предпочтительнее купить две пары за 50$, которые послужат один сезон, нежели купить одну пару за 100$.

Анализируя ценовые ориентации, мы отметили общую закономерность, прослеживающуюся в поведении 80% женщин. Для них типично, когда зимняя и демисезонная обувь попадает в более высокие ценовые интервалы, чем летняя. Подобная тенденция легко объяснима: требования к качеству, «прочности, долговечности» зимней и демисезонной обуви в целом значительно выше. В поисках гарантии качества они чаще обращаются в специализированные магазины, покупая зимнюю и демисезонную обувь, в то время, как летнюю могут продолжать покупать на вещевых рынках.

Анализ результатов показывает, что основные факторы, определяющие требования к обуви, в конечном счете, сводятся к следующим:

1. Представительницы целевой аудитории имеют мало обуви.

В гардеробе абсолютного большинства (3\4 опрошенных) не более 10 пар обуви. Даже те, кто, по меркам нашей выборки, попадают в категорию женщин с большим обувным гардеробом, как правило, имеют 11-15 пар обуви. При этом нужно учесть длительность сроков носки. Показательно, что описанные уровни потребления характерны не только для женщин с доходом 200-300$ (на одного члена семьи), но и с более высоким доходом.

Полученные результаты легко объяснимы. Структура расходов наших респонденток и реальная стоимость жизни в обследованных городах ограничивают уровень потребления обуви. Очевидно, что с ростом реальных доходов уровень потребления будет расти, а стратегии меняться. (В контексте общей экономической ситуации трудно ожидать резких перемен).

Анализируя и прогнозируя уровень потребления, нельзя забывать об истории возникновения той социальной группы, которая нас интересует.

Для нас первый фактор является значимым ввиду того, что во многом определяет, какую обувь респондентки будут покупать.

Именно из-за того, что обуви в гардеробе мало, критерии ее выбора достаточно жесткие : осознанно или неосознанно респондетки задают некоторую систему требований, которым приобретаемая обувь должна. Именно из-за того, что обуви в гардеробе мало, увеличивается субъективная значимость покупки. Приобретению обуви в большинстве случаев предшествует целенаправленный поиск, критерии выбора могут быть не всегда осознанны, но часто они достаточно жесткие (возможности взаимозаменяемости тех или иных характеристик обуви невелики).

Мотивация и модели принятия решений при покупке обуви сравнимы с покупкой товаров длительного пользования.

Наконец, из-за того, что обуви мало, предъявляются определенные требования к ее функциональности, универсальности, устойчивости к вредным воздействиям окружающей среды и т.п.

2. Представительницы целевой аудитории много ходят пешком, передвигаются по городу в общественном транспорте.

Среди респонденток, отобранных по заданным критериям, абсолютное большинство не пользуется в повседневной практике личным автомобилем. Это относится и к менее обеспеченным, и к более обеспеченным респоденткам.

Мужчины .Анализируя стратегии потребительского поведения мужчин, мы сохранили подход, на основании которого описывались стратегии поведения покупательниц-женщин. Однако, количественные критерии оценки объема обувного гардероба и частоты покупок изменились в соответствии со спецификой «мужского потребления».

1. Оценивая размер обувного гардероба мужчин на основании эмпирических данных, мы задали следующие интервалы: маленьким (М) 4-7 мы назвали набор обуви, включающий не более 7 пар для постоянной носки; «большим» (Б)-8 пар и более.

2. Сроки носки и частота обновления: обувь обновляется редко, если сроки носки зимней обуви -более 2 сезонов, демисезонной более 3, туфель и открытых туфель -более 2.

РЕДКО

Зимние сапоги более 2

ЧАСТО

Зимние сапоги 1-2

Демисезонная обувь более 3

Демисезонная обувь 1-3

Туфли открытые более 2

Туфли открытые 1-2


3. Как и следовало ожидать, отношение мужчин к обуви значительно отличается от «женского подхода». Анализируя мотивацию и основные факторы, стимулирующие покупки у мужчин, мы выделили 3 ведущих мотива: «прагматический», «смешанный», и «стремление следовать моде»:

1.Прагматический: обувь покупается только по мере износа, практически исключены спонтанные незапланированные покупки.

2.Смешанный: обувь покупается не только по мере износа, возможны покупки под влиянием ситуативных факторов, замена обуви ввиду ее «морального старения» или изменения модных тенденций.

3.Стремление следовать моде: покупки стимулированы изменениями моды.

На основании эмпирических данных выявлены 4 базовых стратегии. Потребители, придерживающиеся каждой из них, составляют отдельный сегмент обувного рынка.

В таблице 1.2 приводится количественное распределение стратегий потребительского поведения.

Наиболее многочисленной является группа респондентов, поведение которых определяется следующей стратегией.

1. Маленький обувной гардероб, короткие сроки носки, обувь обновляется часто, ведущий мотив прагматический — обувь покупается строго по мере износа — 40% опрошенных.

Респонденты данной группы придерживаются жесткого прагматического подхода. Практически все покупки совершаются только для замены изношенной пары на новую, спонтанные, незапланированные — фактически исключены. Основной критерий выбора обуви — функциональность, «удобство». В данную группу вошли респонденты обеих возрастных категорий (20 — 28 и 29 — 50), уровень доходов которых от 200 до 1000$, большинство имеет доход 400 — 500$ в расчете на одного члена семьи.

Вторую по численности группу составили респонденты, стратегия которых описывается ниже.

2. Маленький обувной гардероб, длительные сроки носки, обувь обновляется редко; ведущий мотив — прагматический — 27% опрошенных.

Носителям такого подхода свойственны следующие особенности.

Основные критерии выбора обуви - «прочность», устойчивость к вредным воздействиям окружающей среды, простота ухода. Ключевое требование -универсальность. Представители описываемой группы в абсолютном большинстве случаев имеют свои, устоявшиеся годами, предпочтения относительно фасона. В данную группу в равной пропорции вошли представители обеих возрастных категорий. До 80% -это мужчины с доходом не выше 400$. Однако, среди носителей описанной стратегии есть и более состоятельные- с доходом от 600 до 800$.

Следующую группу составили респонденты, чей подход к комплектованию обувного гардероба отклоняется от чисто прагматического.

3. Большой гардероб, короткие сроки носки, обувь обновляется часто, ведущий мотив смешанный — 10% опрошенных.

Таблица 1.2




Обувь обновляется редко, длительный срок носки

Обувь обновляется часто,

короткий срок носки




Ведущий мотив

Ведущий мотив




Прагматический

Смешанный

Стремление следовать моде

Прагматический

Смешанный


Стремление следовать моде

Маленький обувной гардероб

13(7 – 6)27%







19(10 – 9)40%






Большой обувной гардероб













5(3 – 2)10%

5(1 – 4)10%


Респонденты данной группы совершают покупки не только для замены изношенной пары на новую. Представители четвертой группы выделяются на фоне остальных мужчин.

4. Большой обувной гардероб, обувь обновляется часто; ведущий мотив — стремление следовать моде — 10% опрошенных.

Респонденты данной группы имеют в гардеробе много обуви разного функционального назначения. Стимулом для очередной покупки служит стремление соответствовать тем тенденциям моды, которые отвечают стилевым предпочтениям респондентов.

Данную группу составили молодые люди 20 — 25 лет с доходом 400 — 600$. Их объединяет приверженность «молодежному», «молодежному авангардному», «пижонскому» стилям.

^ 3.2 Отношение к моде

Женщины. Обобщая большой эмпирический материал, можно сделать следующие выводы:

1. Доминирующая установка по отношению к моде — нормативно-прагматическая. Какой смысл мы вкладываем в это понятие?

Во-первых, большая часть опрошенных (приблизительно 2/3 в обеих возрастных группах), совершая покупки, ставит во главу угла различные критерии оценки обуви. «Модность» в большинстве случаев второстепенна, приемлемая градация тесно связана со стилевыми характеристиками обуви и индивидуальными требованиями к функциональности и комфорту.

Во-вторых, для большинства опрошенных (до 70% случаев) мода выступает, прежде всего, в одной своей ипостаси — нормативной.

При этом мотивы, которые ими руководят, могут быть разными: стремление не выделяться из определенной социальной и возрастной группы; стремление соответствовать ролевым и статусным требованиям; экономия — но суть от этого не меняется.

2. Часть опрошенных в обеих возрастных группах отличается от большинства в своих установках по отношению к моде. Таких респонденток, в свою очередь, можно разделить на две группы.

Первую (до 20%) — составляют те, кто ориентированы на моду в наименьшей степени, живут как бы «вне моды», черпая из новых коллекций только то, что полностью отвечает либо их эстетическим принципам, либо наиболее удобно для них. Представительниц данной группы больше среди женщин старше 30 лет.

Вторую группу (10 % случаев) составляют те, для кого мода не столько доминирующая в определенный период времени норма, сколько эстетическая ценность.

Полученные результаты имеют весьма определенный практический выход.

Нормативно-прагматическое отношение к моде чаще всего выражается в установке, сродни критериям поиска хорошего мужа, у которого все достоинства с приставкой «не»: «что б не пил, не курил...» Аналогичным образом респондентки часто выбирают ту степень модности, которая не столько предполагает наличие последних инноваций, сколько отсутствие таких инноваций, которые позволят однозначно идентифицировать определенный стиль, период времени и т.п. (и не только потому, что собираются долго носить эту обувь).

Женщинам, для которых следование обувной моде не является одним из приоритетов в оформлении себя, сложно оценить, что они видят перед собой: новое направление, которое в ближайшее время завоюет признание или сиюминутный каприз дизайнеров.

Мужчины. Анализ потребительского поведения показал, что не более 10% мужских покупок непосредственно стимулированы изменениями моды. Мы неоднократно отмечали, что по сравнению с «удобством», функциональностью, ценовыми предпочтениями мода вторична.

Какова приемлемая степень модности для мужчин?

Абсолютное большинство (90%), также как и большинство женщин, ориентированы на модели, которые не столько предполагают наличие модных особенностей и деталей, сколько отсутствие особенностей, которые заметно отличаются от тех, что доминируют на улицах, выходят за рамки спокойного классического стиля, могут быстро выйти из моды.

В этом отношении подходы мужчин и женщин чрезвычайно близки. Различия заключаются в другом. У женщин нет единого образца такой обуви. В общем виде — это лодочки с минимальной адаптацией к модным элементам. Однако в зависимости от личных предпочтений они могут иметь прямой или сужающийся каблук, закругленный или кареобразный носок и пр. У мужчин такой образец есть. 70% (!) опрошенных говорят, что обувь, гарантирующая ту степень модности, которая позволяет им чувствовать себя комфортно, должна иметь закругленный носок, невысокий каблук, не акцентированную (массивностью, широким рантом и т.п.) подошву. Этот образец и выступает для них классикой в обуви.

Среди женщин есть 10 — 15% тех, кто считает вечно модной только лодочку на тонкой шпильке, имеющую сужающийся носок. Точно также среди мужчин до 10% тех, кто отдает предпочтение узкому носку и считает такой фасон классическим, выражая готовность покупать его всегда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель маркетинга – это удовлетворение потребностей и запросов потребителей. Таким образом, в системе маркетинга формируется покупательское поведение. Осознавая свои потребности, покупатель начинает выбирать из предложенного ассортимента товаров (услуг) тот, который соответствует его потребностям, вкусам.

Каждый потребитель обладает определенными личностными характеристиками. У каждого покупателя процесс принятия решение о покупке протекает по-своему.

Маркетологи должны изучать потребителей, понимать, каким образом личностные характеристики покупателя влияют на потребительское поведение при принятии решения о покупке.

Приняв решение о покупке определенного товара, у покупателя формируется определенная реакция на эту покупку. Любая компания должна регулярно изучать степень удовлетворенности своих потребителей. Не следует рассчитывать на то, сто неудовлетворенные потребители сами придут и скажут, что им что-то не нравится. 96% недовольных покупателей никогда не обращаются к представителям компаний со своими проблемами. Компания должна создать систему, которая бы поощряла потребителей выражать недовольство, тогда фирма сможет узнать, хорошо ли она работает, и что можно улучшить.

Изучение покупательских потребностей и процесс совершения покупок является основанием успешного маркетинга. Понимание стадий, через которые проходит покупатель в процессе совершения покупки, дает маркетологу возможность найти ключ к наиболее полному удовлетворению покупательских потребностей. Понимание роли различных участников в процессе осуществления покупки и факторов, влияющих на покупательское поведение, позволяет маркетологу разработать эффективную программу поддержки спроса на рынке.

Подводя итоги мотивов покупок потребителей обуви, отметим тенденции, которые проявляются в потребительском поведении, как женщин, так и мужчин.

Основным фактором, определяющим критерии выбора, является объем потребления.

Почему для мужчин марка является более значимым критерием выбора, чем для женщин? Женский выбор, как правило, более сложный, многокритериальный. Анализ показал, что мужчины склонны упрощать алгоритмы поиска. В результате у них сокращаются маршруты поиска обуви. Мужчины стремятся выработать 1 — 2 базовых критерия, либо разделить ответственность за выбор с женой. Торговая марка становится тем самым маяком, который указывает кратчайший путь к цели. Мужчины всегда больше интересовались машинами, аудио- и видеоаппаратурой — товарами, которые наш потребитель привык различать и оценивать на основании марок. Такого рода опыт они перенесли и на обувь.







Скачать файл (303 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru