Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовая (теория) Развитие речевой деятельности - файл 1.doc


Курсовая (теория) Развитие речевой деятельности
скачать (366.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc367kb.24.11.2011 10:31скачать

Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Введение.

Тема нашей работы « Развитие речевой деятельности в дошкольном возрасте». Эта тема была актуальна во все времена и остаётся актуальной до сих пор. Речевая деятельность определяется ведущим отечественным специалистом по психолингвистике А.А.Леонтьевым как процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности. Она в форме отдельных речевых действий обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Наиболее полное и удачное в методическом плане определение речевой деятельности было предложено известным отечественным учёным-психолингвистом, профессором И.А.Зимней. «Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом). Речевая деятельность может входить в другую, более широкую деятельность, например, общественно-производственную (трудовую). Однако она может быть и самостоятельной деятельностью; …каждый вид Речевой Деятельности имеет своё «профессиональное воплощение», например, Речевая Деятельность говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо- писателя…» [Зимняя И.А, с.28-29].

Речевая деятельность определяется своей четырехфазностью, или четырехуровневостью, своей структуры. Первая фаза (ориентировка) реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели действия как будущего результата. При этом основным источником деятельности (и общей активности личности) является потребность. Ориентировочная фаза направлена на исследование условий речевой деятельности, выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств, привлечение орудий речевой деятельности и.т.д. Фаза планирования предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления речевой деятельности. Третья фаза – исполнительная, реализующая. Она может быть внешне выраженной и внешне не выраженной. Так, исполнительная фаза слушания внешне не выражена, тогда как моторная часть деятельности говорения очевидна. Четвёртая фаза – контроль деятельности, который осуществляется по-разному. Так, при слушании он зависит от цели и установки на определенный вид слушания, при говорении – самоконтроль осуществляется в течение процесса говорения и. т.д.

Под углом зрения исследований Анохина, Бернштейна и др., физиологической основой речевой деятельности является специфическая функциональная система или, точнее, сложная совокупность нескольких функциональных систем, часть которых специализирована, а часть «обслуживает» и другие виды деятельности. В обеспечении речевых процессов принимают участие как элементарнейшие физиологические механизмы типа стимул- реакция, так и механизмы, специфические, имеющие иерархическое строение и характерные исключительно для высших форм речевой деятельности (например, механизм внутреннего программирования речевого высказывания). Назовём компоненты такой организации.

1.механизм мотивации и вероятностного прогнозирования речевого действия;

2.механизм проговаривания речевого высказывания;

3.группа механизмов, связанных с переходом от плана (программы) к грамматической (синтаксической) структуре предложения; сюда относятся механизм грамматического прогнозирования синтаксической конструкции, механизм, обеспечивающий заполнение, хранение и реализацию синтаксически релевантных грамматических характеристик слов, механизм перехода от одного типа конструкции к другому типу (трансформации), механизм развёртывания элементов программы в грамматические конструкции и.т.д.

4.механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова по семантическим и звуковым признакам;

5.механизм моторного программирования синтагмы;

6.механизмы выбора звуков речи и перехода от моторной программы к её «заполнению» звуками;

7.механизмы, осуществляющие реальное осуществление звучания речи.

А.А.Леонтьевым выделены отличительные признаки речевой деятельности:

1. Предметность деятельности. Она определяется тем, что Речевая Деятельность, по образному выражению А.Н.Леонтьева, протекает «с глазу на глаз с окружающим миром» [Леонтьев А. Н., с.8]. Иначе говоря, «в деятельности происходит как бы размыкание круга внутренних психических процессов-навстречу…объективному предметному миру, властно врывающемуся в этот круг, который, как мы видим, вовсе не замыкается» [там же, с.10].

2.Целенаправленность, которая означает, что любой акт деятельности характеризуется конечной, а любое действие - промежуточной целью, достижение которой, как правило, планируется субъектом заранее.

3.Мотивированность Речевой Деятельности. Она определяется тем, что в реальной действительности акт любой деятельности побуждается одновременно несколькими мотивами, слитыми в одно целое.

4.Иерархическая («вертикальная») организация речевой деятельности, включая иерархическую организацию её единиц.

5. Фазная («горизонтальная») организация деятельности.

Речевая деятельность является специфическим видом деятельности человека, существенно отличающимся от других видов деятельности.

Одной из специфических особенностей речевой деятельности является ее «биполярность»: это тот вид деятельности, который всегда имеет два субъекта (два лица её осуществляющих).

Речевую деятельность по многим параметрам следует определять как интеллектуальный вид деятельности. Это вытекает, прежде всего, из природы и свойств предмета речевой деятельности и основных её целей. Предметом речевой деятельности является мысль-мысленное отражение в сознании человека того или иного фрагмента окружающей действительности. Адекватное (точное и полное) отражение в речи ее предмета (той или иной части окружающей нас действительности)

обязательно предполагает детальный объективный анализ отображаемого, задействование всех основных умственных действий и операций и, прежде всего, операций анализа и синтеза. Соответственно, основными целями речевой деятельности являются создание (формирование) и формулирование мысли (определённого мысленного содержания) -для продуктивных видов речевой деятельности и адекватное воспроизведение «чужой» заданной мысли (для рецептивных видов данной деятельности). Одна из важнейших задач речевой деятельности состоит в адекватном отображении того или иного мысленного содержания при помощи системы специфических знаков-знаков языка и вспомогательных «метаязыковых» (невербальных) знаков. Это, в свою очередь, предполагает осознанный отбор и целенаправленное оперирование данными средствами речевой коммуникации, их дифференцированное использование, что также относится к числу интеллектуальных действий и операций. Важную роль в осуществлении речевой деятельности играет так называемый «смысловой контроль» над процессом ее реализации и результатами, что также невозможно без участия механизма осмысления содержательной стороны речи и ее соответствия языковым нормам данного языка.

Специфической особенностью речевой деятельности (отличающей ее от многих других видов деятельности человека) является то, что она имеет не один, а два варианта реализации. Первым и основным из них является вариант осуществления речевой деятельности в форме речевой коммуникации, речевого общения; вторым-индивидуальная «внутренняя» речевая деятельность, формой реализации которой является внутренняя речь. Второй (по распространенности, но не значимости) вариант реализации речевой деятельности теснейшим образом связан с психическим процессом мышления и всей интеллектуальной деятельностью в целом.

Речевую деятельность человека (как целостный, единый интеллектуализированный процесс, во всём многообразии его проявлений) можно, хотя и с некоторым допущением, определить как своеобразное диалектическое единство мышления и речи (процессов порождения и восприятия речевых высказываний)

Особенность речевой деятельности, отличающая её от других видов деятельности человека, заключается и в особом характере ее орудий, в качестве которых выступают знаки языка. С помощью языка, как целостной системы знаков, осуществляется взаимодействие людей в процессе познания мира, в процессе совместной трудовой и другой общественно-полезной деятельности.

Важнейшей особенностью речевой деятельности, по мнению многих психологов, является ее ярко выраженный социальный характер: основной целью этой деятельности является» решение задач социальной связи», социального взаимодействия между людьми.

Из указанных специфических особенностей речевой деятельности человека можно вывести ее основные социально ориентированные «глобальные» функции.

Речевая деятельность является основным и универсальным средством общения между людьми в человеческом обществе и, одновременно-основным средством коммуникации.

Благодаря речи (речевой деятельности) осуществляется преемственность общественного социального опыта людей. Овладевая речью, используя ее, ребенок овладевает и общественно-историческим опытом, накопленным человечеством за всю предшествующую историю его развития.

Речевая деятельность является важнейшим средством познания человеком (начиная с детского возраста) окружающего его мира. Она выступает одновременно и как универсальное средство и как непременное условие познавательной деятельности любого человека.

Речевая деятельность играет огромную роль во всей психической интеллектуальной деятельности человека. Речь (речевая деятельность) является главным фактором опосредования, что означает, что ни одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи.

Возникновение (применительно к детям-становление) речи существенным образом перестраивает всю психическую сферу человека, такие процессы, как восприятие, память, мышление, воображение,

произвольное внимание формируются у человека только при участии речи и опосредованы ею. Речь, выступая как важнейшая высшая психическая функция, организует и связывает все другие психические процессы. Приводя к перестройке всех качественных характеристик мышления, памяти и других психических функций, речь становится универсальным средством воздействия на мир. В сознании человека процессы мышления и воображения теснейшим образом связаны с речевой деятельностью, образуя специфически человеческий вид мыслительной деятельности-речевое мышление. Развитие речи тесно связано и с другими психическими процессами. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала (фиксирование наглядно-чувственных представлений посредством соответствующих слов-определений, слов-понятий) способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; чрезвычайно важна роль речи в организации и развитии функций внимания, при регулировании человеком своего поведения и.т.д.

Благодаря речи объектом мысли становится не только то, что навязывается восприятием, возникает возможность оперировать представлениями вещей, вызывать их в памяти, сопоставлять друг с другом и с непосредственно действующим объектом. Включая отсутствующее прошлое в настоящее, речь позволяет фиксировать, выражать и анализировать настоящее. Она накладывает на моменты текущего опыта мир знаков, являющихся ориентирами мысли в тех сферах, где она может следовать по более свободной траектории, соединяя то, что было разъединено, и, разделяя то, что было слито.

Развитие речи в дошкольном детстве - одна из центральных задач воспитания. Становление и развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) является фундаментом для последующего усвоения родного языка.

Приведём типичные проблемы развития речи дошкольника:

1.Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2.Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3.Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.

4.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

5.Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

6.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и.т.д.

8.Плохая дикция.

В этой работе мы поставили задачу показать, как формируется речь ребёнка в дошкольном возрасте и какие педагогические воздействия необходимы для того, чтобы обеспечить развитие речевой деятельности. В своей работе мы попытаемся доказать, что речевая деятельность детей не развивается хаотично, а только в процессе общения и решения следующих задач:

1.развивать словарь, т.е. постоянно пополнять, обогащать словарь детей за счёт всех частей речи, за счет элементов фольклора;

2.формировать грамматический строй речи;

3.воспитывать звуковую культуру речи;

4.обучать детей связной речи:

4.1 диалогической

4.2 монологической;

5.формировать элементарное осознание языка и речи, т.е. подготовить детей к обучению грамоте;

6.знакомить детей с художественной литературой; воспитывать интерес к ней и бережное отношение к книге;

7.развивать самостоятельную художественно-речевую деятельность.

Глава 1.Этапы и средства развития речевой деятельности.

1.1.Этапы развития речевой деятельности.

При исследовании онтогенеза речевой деятельности необходимо учитывать, что исследования детской речи последнего десятилетия всё в большей степени ориентируются не на хронологию появления частных явлений грамматики, лексики и.т. п., а на выявление механизмов формирования системы языковых категорий. Генеральной линией развития речи является обобщение языковых явлений на основе социальной по природе практической деятельности детей. У ребенка в процессе речевого развития формируется в сознании последовательно несколько «языковых систем», каждая из которых обладает собственными правилами и строением. Детская речь- это относительно самостоятельная деятельность, характеризующаяся собственным иерархическим строением.

Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» А.А.Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов или «стадий».

1-й - подготовительный (с момента рождения до года);

2-й - преддошкольный (от года до 3 лет);

3- й - дошкольный (от 3 до 7 лет);

4 –й - школьный (от 7 до 17 лет).

Первый этап формирования речи схватывает первые три года жизни ребёнка. Развитие детской речи до трёх лет в свою очередь (в соответствии с принятым в психологии традиционным подходом) подразделяется на три основных этапа:

1.доречевой этап (первый год жизни), в котором выделяются периоды гуления и лепета;

2.этап первичного освоения языка (дограмматический)- второй год жизни и

3.этап усвоения грамматики (третий год жизни).

А.А.Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапов крайне вариативны (особенно ближе к трем годам); кроме того, в развитии детской речи имеет место акселерация- сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы онтогенеза.

Ребёнок появляется на свет, и своё появление он знаменует криком. Крик- первая голосовая реакция ребёнка. И крик, и плач ребёнка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

Реагировать на слова взрослых ребёнок начинает очень рано. На 3 неделе он сосредотачивается на голосе взрослого. На 2-м месяце жизни малыш прекращает крик под влиянием «разговора» с ним, сосредотачиваясь на лице взрослого.

Во втором полугодии 1-го года жизни ребёнок устанавливает связь между словом и предметом или действием.

Первоначально дети лучше понимают не слова, а жесты взрослого (в 5,5-6 мес. подползает к взрослому при позыве его жестом).

А на чисто словесный призыв приближается к взрослому приблизительно в 11,5 мес.

В 7-8 мес. ребёнок поворачивается к предмету в ответ на вопрос взрослого «где?»

В 9-10 мес. малыш понимает элементарные поручения.

В 10-11 мес. ребёнок выбирает предметы по словесному указанию взрослого. Связь между предметом и его названием – важнейшее достижение в развитии речи младенца.

Развитие предпосылок освоения активной речи также включено в общение со взрослым. На 3-ем месяце жизни малыш реагирует на «разговор» взрослого смехом и звуками. В 2-4 мес. издаёт характерные согласные звуки («к-кхи», «х-х») Около 4 мес. гуканье сменяется гулением. Период гуления отмечается у всех детей. А.Р.Лурия отмечает, что гуление – это выражение состояния ребёнка, а, вовсе не обозначение предметов, и характерным является тот факт, что звуки, которые рождаются в «гулении», дальше не закрепляются в речи ребёнка. Первые слова ребёнка часто отличаются фонематической структурой от «гуления» младенца. Первые слова рождаются не из звуков «гуления», а из тех звуков языка, которые ребёнок усваивает из слышимой им речи взрослого.

После 6 мес. в речи младенца появляется лепет-слоги и звуки. В этот период складывается «синтагматическая организация» речи: формируется «структурация» слога (появление «протосогласного» и «протогласного»), отмечается разделение потока речи на слоговые кванты, что свидетельствует о формировании у ребёнка физиологического механизма слогообразования. С помощью лепета малыш выражает свои требования, например, произносит «дя-дя-дя» и тянется к блюдцу с кашей. В 8,5- 9 месяцев лепет уже имеет модулированный характер с разнообразными интонациями.

После 10 мес. в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов, которые сочетаются с соответствующими движениями и мимикой (не «ам»)

К концу первого года жизни в активную речь ребёнка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Важно, что он использует их в осмысленной ситуации. Значение таких слов очень неустойчиво.

В возрасте 1 год 2 мес.-1 год 3 мес. Возникает подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы. В раннем детстве ребенок переходит к употреблению осмысленных слов, хотя за словом стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение («чашка» - это только та, из которой пьёт). Постепенно складывается обозначение словом группы предметов на основе наглядных, а не родовидовых признаков.

Во второй половине 2 года жизни слово относится к группе сходных предметов, независимо от некоторых внешних различий: куклы большие и маленькие, резиновые и пластмассовые, знакомые и новые называются одинаково.

Бурное развитие предметной деятельности после 1,5 лет приводит к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением требований.

В возрасте около 2 лет ребенок задает много вопросов о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря.

К концу 3-го года жизни в речи дошкольника появляются слова с обобщающим значением (овощи, игрушки, одежда). Таким образом, развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.

В возрасте 1 года 3 мес.-1 года 8 мес. ребенок начинает употреблять слова, выполняющие функцию целого предложения. Жесты и мимика, сопровождающие слова, облегчают их понимание окружающими (ребенок произносит «мама» и тянется к игрушке. Это означает «мама дай игрушку»). После 1,5 лет движения, звуки и жесты всё более заменяются словами, которые превращаются в полноценное средство общения.

В 1 год 8 мес.-1 год 10 мес. в речи ребенка появляются двухсловные предложения.

После 1 года 10 мес.- предложения, состоящие более чем из 2-х слов. В них ребёнок включает своё имя.

В 2-3 года быстро увеличивается количество предложений плюс сложные предложения.

В возрасте около 2 лет и особенно на 3-м году жизни малыш по своей инициативе начинает отражать в речи всё то, что он воспринимает. Возникает описательная речь. Теперь ребенок различает предметы по признакам, количеству и передает эти различия в речи. Он воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру, ребёнок способен разговаривать с персонажем игры.

Важнейшим достижением в развитии и понимании речи является овладение слушанием. В 1-3 года интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредотачиваться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного. Ребенок понимает содержание небольших литературных текстов, которое связано с его личным опытом или ситуацией и предметами, воспринимаемыми в момент слушания.

На 3-м году жизни ребенок воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3-4 предложений.

Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этот период, можно привести следующие данные педагогических наблюдений и психолого-педагогических исследований: в полтора года объём словарного запаса детей составляет 30-50 слов, к концу второго года- 80-100 слов, к трём годам - примерно 300-400 слов.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения с взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию:

1) всех сторон речи (словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя);

2)её форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, комму-

никативной, планирующей, регулирующей, знаковой)

В развитии словаря дошкольника наблюдаются качественные и количественные изменения. В речи ребёнка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове. В 3-3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда. В 4-4,5 ребёнок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений («растения» включают ягоды, деревья, фрукты и.т.п.) Старший дошкольник употребляет слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их исходя из своего опыта (« жадный» - это тот, кто не делится игрушками)

Объясняя значение слов, ребенок устанавливает аналогии с теми словами,

которые ему уже знакомы (« цыплят так называют потому, что они ходят на цыпочках»)

В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Усвоение суффиксов родного языка проявляется в самостоятельном словообразовании. Словотворчество выступает как симптом овладения языком. Попытки словотворчества стремительно нарастают с 2 до 4,5 лет.

На 5-м г. ж ребёнка обычно происходит уточнение лексики и способов её употребления. Появляются попытки осмыслить значение слов на основе сопоставления созвучных слов, что приводит к их ошибочным сближениям (горы-город, деревья-деревня)

Звуковая сторона слова также привлекает дошкольника. Появляется игра словами. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает слова, не имеющие предметной отнесенности.

Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление ее новых форм-контекстной и объяснительной. Ситуативная речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.

На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи.

Ситуативная речь присутствует у дошкольников в рассказах на темы из своего быта, при пересказе с введением картинок.

У старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и в пересказах. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной.

Объяснительная речь - самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной деятельности со сверстниками, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия.

В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач.

Развитие понимания речи в дошкольном возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями. Понимание литературных произведений выражается в том, что ребёнок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он выделяет не только содержание, но и главную идею произведения. Старший дошкольник определяет основных героев и второстепенных, высказывает и мотивирует своё отношение к ним, дает оценку, выделяет форму произведения (сказка, стихотворение, рассказ). В процессе пересказа ребёнок использует выразительные средства, характерные для литературного произведения.

Понимание инструкции взрослого проявляется в двух основных моментах: в её отсроченном выполнении и в следовании указанию не только на цель, но и на способ действия.

Регуляция поведения и деятельности детей проявляется в их изменении под влиянием оценок взрослого. Освоение дошкольниками понимания речи даёт возможность взрослым мотивировать свои требования, добиваясь сознательного их выполнения.

В дошкольном возрасте возникает и саморегулятивная функция. Речь ребёнка всё больше включается в его деятельность, выполняя функцию планирования, что приводит к выделению в деятельности старших дошкольников двух моментов: принятия решения и планирования его практического выполнения.

О развитии знаковой функции речи у дошкольников говорит осознание ребёнком звукового строения слова и словесного состава предложения, что создаёт предпосылки для обучения грамоте. Уже в 4 года у детей можно сформировать действие по выделению звуков в слове, различение на слух твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных, название первого звука в слове. Старшие дошкольники определяют последовательность всех звуков в слове.

Осознание словесного состава предложения также складывается не сразу и только в результате обучения.

К 7 годам ребёнок отделяет слово от обозначаемого им предмета и понимает его как абстрактную единицу.

Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Это происходит в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребёнка определённые требования (самостоятельно, выразительно передать содержание, поддерживать непринуждённую беседу, отвечать на вопросы и.т.п.) и учит его, как их следует выполнять.

Речь превращается в умственную интеллектуальную деятельность.

Особенности развития речи в дошкольный период.

1)речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превра-

щаясь в универсальное средство общения;

2)появляются связные формы речи, возрастает её выразительность;

3)ребёнок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

4)ребёнок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания;

5)развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

6)складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

7)возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создаёт возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

8)складывается понимание форм языковой деятельности;

9)речь становится особым видом произвольной деятельности;

10)речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседы, рассуждения и рассказы;

11)завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;

12)возникают предпосылки для освоения грамоты.

К концу дошкольного периода развития речевой деятельности дети в норме овладевают развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Отступления от орфоэпических норм устной речи (отдельные фонетические и «грамматические» ошибки) не имеют стойкого фиксированного характера и при соответствующей педагогической «корректировке» со стороны взрослых достаточно быстро устраняются.


1.2.средства развития речевой деятельности

Принято выделять следующие средства речевого развития детей:

-общение взрослых и детей;

-культурная языковая среда, речь воспитателя;

-обучение родной речи и языку на занятиях;

-художественная литература;

различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Рассмотрим кратко роль каждого средства.

Важнейшим средством развития речи является общение. Общение-взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина)

Речь, являясь средством общения, возникает на определённом этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им всё новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка с взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Выделение взрослого из окружающей среды, попытки «сотрудничества» с ним начинаются у ребенка очень рано. Немецкий психолог, авторитетный исследователь детской речи В.Штерн ещё в прошлом столетии писал, что «началом речи считают обыкновенно тот момент, когда ребенок впервые произносит звуки, связанные с осознанием их значения и намерением сообщения. Но этот момент имеет предварительную историю, которая, в сущности, начинается с первого дня». Ребёнок очень рано начинает выделять звуки человеческой речи из прочих звуков.

Анализ поведения детей показывает, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого.

В дошкольном детстве последовательно возникают и сменяются несколько форм общения детей с взрослыми: ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная), ситуативно-деловая (предметно-действенная), внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная (М.И.Лисина)

В исследованиях, проведенных под руководством М.И.Лисиной, установлено, что характер общения определяет содержание и уровень речевого развития детей.

Особенности речи детей связаны с достигнутой ими формой общения. Переход к более сложным формам связан:

А) с увеличением доли внеситуативных высказываний;

Б) с ростом общей речевой активности;

В) с увеличением доли социальных высказываний.

В исследовании А.Э.Рейнстейн выявлено, что при ситуативно-деловой форме общения 16,4% всех коммуникативных актов осуществляется с помощью неречевых средств, а при внеситуативно-познавательной-только 3,8%. С переходом к внеситуативным формам общения обогащаются словарный состав речи, её грамматический строй, уменьшается «привязанность» речи к конкретной ситуации. Речь детей разного возраста, но находящихся на одном уровне общения, примерно одинакова по сложности, грамматической оформленности и развернутости предложений. Это свидетельствует о связи между развитием речи и развитием коммуникативной деятельности. Важное значение имеет вывод, что для развития речи недостаточно предлагать ребенку разнообразный речевой материал-необходимо ставить перед ним новые задачи общения, требующие новых средств общения. Нужно, чтобы взаимодействие с окружающими обогащало содержание потребности ребенка в общении [См. Общение и речь, развитие речи у детей в общении со взрослым/Под ред. М.И.Лисиной-М.,1985]

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной. (Д.Б.Эльконин)

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4-5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большое разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах.

Средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых (Н.Ижинкин).

Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это-целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчёркивалась К.Д.Ушинским, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Е.А.Флериной и др.
  1   2   3



Скачать файл (366.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru