Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по Методика преподавания биология (МПБ). Часть 1 - файл МПЭ.rtf


Загрузка...
Лекции по Методика преподавания биология (МПБ). Часть 1
скачать (25 kb.)

Доступные файлы (1):

МПЭ.rtf143kb.18.05.2010 13:06скачать

МПЭ.rtf

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Экологическое воспитание в проц.препод. биол.

Эко. воcпит.- целенаправленное формирование у школьников научных основ знаний природопользования, необходимых убеждений и навыков, нравственных принц. и актив­ной жизненной позиции в обл. охраны окружающей среды. Задачи воспит-я меняются в зависимости от возраста ребенка. 6-10 лет - интересно все, пробуждать активн. и интерес уч-ся к деят-ти по охране природы. Воспит. бережное отношение к природе, умение ви­деть ее красоту. Углублять знан. об окр. среде. Формир целостный взгляд на взаимоот­нош. чел. с окр. средой. 10-14 – любознательность - развив. актив интерес уч-ся к охране природы, их самостоятельн. и инициативу. Воспитывать рациональ. отношение к при­роде. Формировать у каждого ответственность за состояние окр. среды; углублять науч­ные знания о совр. эко. проблемах, устанавливать взаимосвязь между отдельными явле­ниями в природе. 14-17-развивать у уч-ся экологич.мышлен., развивать соответствующие научные понятия, интересы и сп-ти активному иселедованию прблемы экологич. состоя­ния планеты. Что можно сделать, чтобы сформировать практические умения рациональ­ного природопользования. -исп-ть комнатные растения (лаб. раб., опыты, демонстрац. агротехнич. приемов). Нужно переносить на окр.среду, это объекты моделирования) - исп-ть опыты экологич.сод-я- это опыты выясняющие зависимость роста и развит растен. от факт. среды (один проросток в дистилирован.воду, др.- в почвен. вытяжку).
2. Организация опытнической работы школьников.

Школа призвана дать не только знания, но и умения,вести профориентационн. раб. Опытническая раб.неск-ко ур.: 1 связ.с учеб. проц., все ученики проводят опыты, прсдусм. прг. Уч-ль д.четко ставить оп.,цели. На основании опыта уч-ся д.прийти к оп­ред.выводу. м. проводить дома, в шк.,в природе. зимой-(какие виды пищи предпо­чит.опр.виды птиц). 2-связ.с уч-ся интересующ.биолог. Опыт м. выходить за рамки предм. М.б.связаны с комн.рает., пришк. уч-к. 3-связ.с серьезн. науч. ис-ми. Провод. под рук-м НИИ //районирование сортов раст.в80е «с мал затратами ис-я на больш.тер-риях. /кукуруза Комсомолка/. развитие интеллект.сп-тей, выраб.умений ведения ис-кой раб. и разв. интерес к изуч.вопр.
3. Хар-ка осн. моделей экологического обоазования.

В наст.время в связи с эко.сит.удел.особ.вним. эк. обр-ю. Провод.учебн.и вне­клас.зан.Три модели: 1 однопредметная-вести эко.с 1 -11 кл.как сам. Предм. мало .эф-на.т.к в нач. и в 6-8кл.у уч-ся нет достат.знан.,что-бы осмысленно усваивать эко.знан, они знаком.с фактами,усваив.истины, но не переходят в убеждения,т.к. не самостоя­тельно (редко в шк.) 2-экологизация предм.-все уч-ля вносят эл-ты эко.знан., фор­мир.эко.знания шк-в. наиболее распр.в совр.шк.,но из-за отсутств. систематич. Курса знаиия остаются разрозненными, затрудняется обр-е убеждений. 3-смешан. экологизация шк. предм. и на опред этапе - предм эко.-систематизировать. Ранее ввод.в 9-11кл. сегодня 10-11, но он не явл. Обязат. комп.уч.плана,он введен как региональн. комплекс (серьез­ный шаг назад в формир.эко. культуры), в буд. предполагается введение в спец. шк. где естественно науч. кл .эко.как сам.предмет.
4. Лабораторные работы по биологии.

Форма организации учебно-воспитательного процесса, особый вид урока, часть времени кот. занимает самостоят. раб. уч-ся, требующ. оперирования методами наблюдения, экс­перимента, работы с раздаточным материалом. Методика проведения лаб.раб.: -опр-ть тему и цель, -обеспечить необходимое оборудование и материалы, -подробно описать последовательность действий, -указать каким образом д.б.зафиксированы рез-ты, -сде­лать выводы на основе рез-тов, -обсудить получ.рез-ты и выводы. Эф-но формир. прак­тич. и интеллектуальные умения т.к.в проц.раб.с натуральными объектами или их моде­лями проводят предметный анализ, синтез, делают обобщения. Эф-ть зависит от степени самостоятельности уч-ся, треб.от уч-ся активных практич.действий. Важно добиваться от школьников аккуратности в работе, чтобы они самостоятельно формулировали выводы, делали небольшие записи. Этот вид урока иси-ся для формир.практич.умений —раб.с микроскопом, постановки опытов и наблюдений с целью познания особенностей строе­ния растит.и жив.орг-в, бактерий, грибов.
5. Кабинет биологии и его роль в обуч.

Учебно-материальная база преподавания биологии, приспособлен для проведения ур.наглядными и практическими методами. Необходимо рационально оборудовать раб. места уч-ся и уч-ля. Необх.раковины с 2 кранами для воды. Раб.место уч-ля служ. для демонстрации нагляд. пособий: демонстр. Предмет д.б.хорошо виден, ничто не д.мешать сосредоточ.внимания, -показывать предмет нужно когда это требуется по ходу урока. Стол -выше обычного, с подставкой для демонстр. предмета, на стене над доской -экран. Для таблиц-держатели. На бок.или зад.стене м.б.табл. "развит органич. мира", у зад.стены-стол для проектора,на окнах-спуск.темн, штор. Нужные для ур.и внекл. зан.растен.раставл.в извест. порядке. Аквариумы и террариумы,если нет уголка жив.прир. Каб. сост.из 3 помещений -кл-лаборатория, препаровочная, уголок жив. прир. Наглядные пособия - натуральные живые -спец.подобран.растен., комнатные или -при­нес.с экскурсий, жив-е в аквариум., террар и клетках в уг.жив.прир. натур, препариро­ванные -гербарии, герб. таблицы, раздаточ. материал, коллекции насеком., фиксирован. представит.типов беспозвоноч., влаж.преп.по развитию жив. Все хранится в шкафу, с указанием кл. и темы.-Воспитыв.у уч-ся культуру, орг-ции учеб. труда, -изобразитель­ные, нагл. пособ.-таблицы и рис., муляжи разобраного чел-гo торса и отдел. сист орг., эпидиаскоп для дем.микропреп., киноаппарат,карты. Для демонстрации опытов и прак­тич. раб. необх. приборы, посуда и инструменты. Микроскопов по одному на 2 уч-ся, луны, препаровальн. инстр-ты. Необх. измеритель приборы: весы, терм., линейки, мен­зурки.. Экскурс. снаряжен. Д.привлек.вним.к природ. объект. Эстетич.чув.
6. Практические занятия на пришкольном участке.

Шк уч-к - это лаборатория биологии под открытым небом для уроков, практич занятий, опытов и набл, многообр. натуральное наглядное пособие и источник демонстрац. и раз­даточ. матер. В практике школ в работах на ур-ке примен так назыв операцион и предмет сист. При опер.с.уч-ся фронтальн., всем классом, проводят раб. на уч-ке после объясне­ния и показа уч-лем, иногда по его команде. На кажд. ур.уч-ся знакомятся с одной опера­цией, часто не связ. с др. оп-ми, с пост. площадью и возделываем на ней растен. Предм.с- раб. гр. уч и кажд. из них по выбран. теме, связ. с возделыван. опред. раст.на отдельн. де­лянки, нач. с обраб-ки почвы и заканчив сбором урожая. При этом уч-ся овладев. це­лостн. комплексом оп-ий. При такой раб. кажд. приобретает след. ум и навыки: -раб. по плану— выч-я (расчет кол-ва удобрен, и семян на дан. пл-дь-распознав и опред-е -набл явл. жизни раст., управл. усл. необх. для жизни раст. -оценка кач. раб –оформлен рез., важно сочетать индивид раб. и с кол-вом. На уч-ке уч-ся получ. организац навык. Сост. план, и перенос его на землю. Кажд. отдел поруч. опред.бригаде. весной расчеты семян, удобрен,высадка. После посева и в кон.лета коллективный смотр,с объяснен.бригадира. осенние смотры -выставки. Рез.опытов.

7. Внеурочная работа по биологии.

Это форма организации учащихся для выполнения после ур. обязательных, связан с изу­чением курса практич работ по индивидуальным или групп. заданиям учи­теля.Постановка опытов в каб, уголке живой природы, природе, на учеб-опыт. уч-ке. Обязательны для всех. Наблюдения с послед. составлением гербариев и коллекций, под­готовка опытов для демонстрации на ур. организуются в связи с долгосрочн. опытов, не­хваткой времени на ур., большой класс и мало микроскопов. Уход за жив-ми. Орг-ся, чтобы кажд уч-ся вып-л 1-2 раб.за год. Ставят отметки. Иногда близки или совпад по теме с дом.экспериментальными. разница -дом. раб. более просты. Внеур.разнообразнее, сложнее, требуют оборудования, пост.рук-ва и контроля, предлагаются с учетом воз­можностей уч-ся и пропускной сп-ти жив.уголка, м.б.предваритель. хар-ра. Системати­ческий контроль и помощь в каб. и уг. жив. прир. провод. поздн. осенью, зимой и ран. весной., а в др. время на учебно –опытн. уч-ке. (набух. и прораст семян, образование крахмала листьями, выд-е О2, корнев. давление. Разводят простейших, моллюски, рыбки-усл. рефлексы). Важно осуществление обратной связи. Уч-ся приучают докладывать всему кл. на ур. о том, как проходил опыт или наблюдения, какие выводы сделаны, как оформляется работа. В природе -выяснение явлений в обл. морфологии, эколог, система­тики, составлен коллекц и гербариев. Лет. зад.: Сбор объектов производиться целена­правленно по заданиям: раст. такого-то биоценоза, листья теневыносливых или свето­люб. Пород. След. предупр, что важно качество, 1 -2 экз. фенологич набд. Внеур. раб. доставл интерес матер для изуч. их на ур., воспит умения и навык самостоят, раб., раз­вив. живой интерес к природе. Доп. лит-ра.
8. Методика проведения биолог экскурсий.

Функция учителя - воспитательная работа с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при продвижении от объекта к объекту в их естест­венной среде или исусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, свя­занным с программой. Расширяются и улучшаются знания учащихся, получают пред­ставление о биоценозах, целостной природе в определенное время года. Понятие об ор­ганизмах и явлениях сливают в более широкое - о природе. Практические знания в узна­вании изуч. объектов, объяснение увиденного. Представление о материальном мире, взаимосвязь и развитие в природе, значение природных богатств, необходимость их охронять. Приуч. ориентир на местности, набл., сравн., устанавл. связи явлений, нахож­дение нужных объектов, приобретаютя навыки самостоятельной работы. Собир. мате­риал, используемый в дальнейшем на уроке , приобр. навыков сбора гербариев. Воспита­ние мировоззр., эстетич. чувства, мышления. План провед. на уроке устанавл связь с со­держанием изуч. темы ставит вопросы , распределяет задания для наблюдения и сборов. Уч-лю необх осмотр местность, определить маршрут, объекты изуч., места остановки для объяснения, сбора матер , обобщ. беседы. Опр-я времени. Примение методов: рас­сказ, беседа, демонстрация, практич. работа по заданию (набл., распознав., сбор объек­тов). Предусм. Снаряжения - введение: уточн. времени, места наблюдения. Наглядная методика с постановкой вопр. или бесед – существенная часть самостоятельного наблю­дения уч-ся, требов. измерен. и опред., описан., зарис., сбора матер. (задания-таб­лички).—закл. беседа, анализ собранного материала, дом. зад.,исп матер на след уроке. Вводные по курсу или теме (осень), текущие (осень, зима), заключит.обобщ. и повт. ма­тер (весна).


9. Характеристика типов и видов уроков биолог.

Урок - основная форма обучения 1932г (основы ввел-Каменский, в России- Ломоносов). Требования к совр. ур .- научность,развивающий хар-р обучения, возбуждение интереса к учебн. матер , опред-е степ. труд. уч. матер, последовательность, формир умений и на­выков, систематический учет и контроль знаний уч-ся, соблюдение правил шк. гигиены, правила организации ур. опред. тему, цели и задачи, подготовить сод-е уч. материала, опред-ть логику изложения и решения задач, выбрать эффективное сочетание приемов и мет. обуч. , обеспеч. управление уч -познават деят-тью уч-ся, продумать закрепление и применение в дом. задании, структурные эл-ты орг. момент., проверка (актуализация) знаний, изуч. нов матер , закрепление, зад на дом, итог урока. Типы уроков опред-ся ди­дактическими задачами: Вводный ур. (подготовка к восприятию информации). Изучение нов. Матер. (изуч и закрепление).Формирование умений и навыков. Контрольно-проверочный. Обобщающий. Комбинированный. Виды уроков: объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый, кино-урок, лекция, семинар, конференция, урок-игра.
10. Разнообразие уроков биологии.

Урок - основная форма обучения 1932 г. (основы ввел Каменский, в России Ломоносов) требования к совр. ур.: научность, развивающий хар-р обучения, возбуждение интереса к учеб. матер., опред-е степени труд. уч. материала, последователь. формир. умений и на­выков, систематический учет и контроль знаний уч-ся, соблюдение правил шк. гигиены. Правила организации ур. определяют тему, цели и задачи. Подготовить содержание уч. материала, определить логику изложения и решения задач, выбрать эффективное сочета­ние приемов и мет. обуч. обеспеч. управление уч. познават. деят-тыо уч-ся, продумать закрепление и применение в дом зад. Структурные элементы.: орг. момент, проверка (ак­туализация) знаний, изучение нового матер., закрепление, задание на дом, итог урока. Типы уроков опред-ся дидактическими задачами: вводный урок (подготовка к воспри­ятию информ.), изучение нов. матер. (изуч. и закрепление), формирование умений и на­выков, контрольно-проверочный, лабораторный, обобщающий, комбинированный. Виды уроков: объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый, кино-урок, лекция, семинар, конференция, урок-игра. Тип зависит от дидактич. цели, кот. реш. выбор средств и методов. Разнообразие опр-ся сод-ем уч. материала. Урок м.б. с морфологич., анатом, сод-ем, преобл. будут наглядные методы. М.б. сан-гигиенич., задания сформир. нормы и прав. отнош. к здор.обр. жизни. Самонаблюдение, разнообр. связей и с дидак­тич. целями и с материалом. Учитель должен творчески подходить к процессу.
11. Сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной организации деятельности.

Для эффективн. организ. учебного процесса, целесообразно организ. индивид., группов. или фронтальную деятельность уч-ся. Фронтальная деятельность организуется для отра­ботки умений. Уч-ль говорит что делать, а потом проверяет (работа с микроск.). Так же используют для актуализация знаний (вопросы в начале у-ка). Индивидуальная деятель­ность используется широко. Она может быть одинаковой для всех, или дифференциро­вана индивидуально (зависит от уровня развития уч-ся). + она развивает уровень подго­товки уч-ся, уч-ль может оценить подготовку каждого. Групповая - она преследует орга­низацию, при которой несколько уч-в выполняют 1 задачу. Это ведет к взаимопомощи и ответственности за результаты всей группы в целом. Если, при фронтальной р-те выиг­рывают сильные уч-ки, то при групповой выигрывают более слабые (сильные уч-ки на­провляют дея-ть). Выбор деят-ти зависит от псих. особенностей уч-ся и от уровня разви­тия. Сочетание деятельности дает возможность наиболее эффективно решать дидактич. за­дачу. Их надо сочетать. В последнее время, распостр. групповая работа.
12 Уголок живой природы. Его роль в развитии, об-и вос-и.

Уголок живой природы - не только место для хранения живых растений и жив-х, но и место для провед-я внеуроч. и вескл. работ.

Растения и жив-е группир. по биоценозам. Надо, чтоб там было уютно. Около каждого экземпляра этикетка.Уч-ся следят за чистотой и жив-ми, р-ми (воспитание культ. труда, бережливого отношениек общест. достоянию. Эстетич воспит. красоты). Это место не­только уч-й работы, но и многосторон. воспит. ра-ты. Опыты ставят бережно. Растения:1. комнатные, 2. дикораст-травянистые 3. культурные (из семян, клубней ), 4 ветки де­ревьев и куст-в. Растения на которых будут проводить опыты, высаж-т в большом кол-ве. Составл. экологич. гуппы р-ий (свет, тепло). Можно распред. р-я на геогр. группы. Жи­вотные: в аквариумах (рыбки, улитки, гидры, дафнии, инф. туфельки ), на кот-х можно ставить экспер-т. Земноводные: (жабы, ляг-ки- полуводное место). Они группир-ся по типам и классам, возможно и по среде об-я. Должны быть террариумы и клетки, соответ­ствующее оборудование.
13. Система проверки знаний на уроках биологии.

Заключительным этапом педагогического процесса является контроль знаний уч-ся. Он устанавливает степень достижения целей обучения. Виды контроля а) текущий (на каж­дом ур-ке), б) периодический (за длит. период), в) итоговый (перед переводом в след класс). Методы проверки: 1) наблюдение (систематическое получение данных о знании уч-ка) 2) устный контроль (ответы, экзамен, зачеты) 3) письменная пр-ка (экономична и эффективна, глубина знаний) 4) дидактические тесты (набор стандартных заданий по данному материалу). Различают 3 типа тестовых заданий: умение производить стандарт­ные мыслит действия на основе знаний; умение дать самостоятельную критическую оценку изученного; умение решать новые конкретные ситуации на основе знаний; 5) практические методы контр. - проверить практические умения и навыки учеников, спо­собность применить знания в решении конкретных задач. В учебном процессе исполь­зуют все методы в указанных формах, на экзаменах и зачетах.
14. Использование ТСО.

Средства обучения – это все, что используется для объяснения материала. Все средства обучения делят на группы: натуральные, изобразительные, технические, на печатной ос­нове и аудиовизуальные (экранно-групповые), а так же дидактические материалы. Наи­более удобными являются технические средства обучения, т.к. сочитают в себе и печат­ные и аудиторские и изобразительные. Например, компютер + комплексное средство обучения; - дорого, отсут. достат. кол-ва комп. программ. ПРГ-1-контролирующие 2-обучаюшие 3-демонстрационные 4-моделирующие 5-комплексные. 1-вопрос®вар. отв.®выбор отв.®р-ция машины®прав. ответ®след. вопрос (шибка®подсказка®ошибка®-теория®выбор отв). Но компютер не заменит учителя: непосредствен общение, не учитывает нюансы поведения. ТСО можно использовать только для обьяснения материало, но не для полного процесса обучения.
15. Теория, развития биолог. понятий и ее основные положения.

Биология, как и любая наука, состоит из системы понятий (существенные признаки предмета, его связи и взаимоотношения). Это мысленная модель реальности. (Райков 48г., Ягодовский 51г., 56г. - теория ). Положения теории понятий: 1. для того чтобы спо­собс. образован. сознательных и прочных знаний, необх. правильно организовать мысли­тельную работу учащ-ся во всем поц. обуч.; 2. правильные, осознан., прчные понятия возник. в результ. целенапр. воздейств. всей сист. преподавания; 3. осущ. систему обуч. учи-ль обязан систе-ки и план-но рук-ть разв-ем понятий учащихся. Понятия бывают: а) теоретические, которые могут переходить в теорию (клетка®клеточная теория), б) эм­пирические (их больше и они формируются через несколько этапов): 1. познается объект или явление (ощущения), 2. ощущения®восприятия (формир. обобщения), 3. обобщаю­щее восприятие и представление (представление неполное, а отражает некоторые сто­роны), 4. обобщающее представления понятия (понятие развив на всех темах). Понятия бывают: а) локальные (в течении 1 ур-ка. (пикировка)), б) специальные (зоологич., бота­нич., физиолог.), в) общебиологические (развив. на всем протяжении курса: клетка (взаи­мосв. стр-я и функций)). Пример: клетка (сначала - это цитоплазма + мем., далее растит. кл-ка форма + функции, животная кл-ка, в анатомии ф-ции живой кл-ки, цитология (функ-ции органелл)®клеточная теория. Принципы теории развития биол. Понятий: 1)любой учебный предмет состоит из системы понятий, 2) При формир. биолог. понятий уч-ль должен организовать мыслит. деят-ть. 3) уч-ль должен организовать различные виды учебной деят-ти, 4) В ходе об-я необходимо систематически планомерно руково­дить деят-ю уч-ся по формированию и развитию понятий.
16. Компьютерная поддержка на ур-х биологии.

Компютер – это техническое средство обучения. Средства обучения – это все, что ис­пользуется для объяснения материала. Уже со 2 класса вводится комп. сис-ма, но в неко­торых школах недостаточная компьютеризация и многие опытные уч-ля не умеют поль­зоваться им и программами. Так же не разработана эффективная методика. Компьютер - средство образования. Его особенность – сочетание в себе нескольких ср. образования (фильм, видеоряд, калькулятор, текст, звуки). Возможно ком. шире других ср. об-я. он может моделировать реальные ситуаций (смен. биоценозов). (+) Он способен реагиро­вать на действия обоих и учителя и ученика, уч-ль за короткий период времени может узнать уровень развития уч-ся, уч-к может узнать в каком месте он допустил ошибку. Его используют при контроле знаний, в ходе самост. изучения, при демонстрации материала, при закреплении мат-ла. Уч-ль отталкиваясь от целей определяет место комп. в уч-м процессе. Уч-ль должен знать комп. пограммы. (-) Но комп., как любое ТСО, имеет свои нормы: определенное время р-ты на комп.: для старших 20-25 мин р-ты, для младших 15 мин.
17. Организация индивидуально-групповой работы на урокахх биологии.

Такая деят., которая направлена на коллективное решение какой-либо познавательной задачи. В процессе инд-групп. р-ты уч-ся работают самостоятельно, а уч-ль выступает в качестве руководителя и консультанта. Р-та проводится в малых гркппах 4-6 чел. Группы могут быть: смешанные, т.е. в состав гр. входят и сильные и слабые ученики; единые – с одним уровнем знаний. Каждая группа получает инструкцию с заданиями. Уч-ль раскры­вает наиболее сложные вопросы, а уч-ся решают остальные вопросы. (уч-к +Ср. Об.) .Особенность: Уч-ся добывают знания коллективно, а оцениваются индивидуально. При организации инд-групп деят-ти сущ. ряд приемов для активизации и контроля знаний. Оцениваются не только индивидуальные знания, но и групповые в целом. (+) Роль уч-ля не сводится только к контролю знаний. (+) Индивидуальная оценка каждому.(+) Умение работы в группе (психол.). (-) разделение класса на группы, не каждая тема поддается разбивке на подтемы, разработка инструктивных карточек, «заставить рабо­тать»(фронтальная беседа, повтор материала прошлого урока, самрст. пров. знаний, вы­борочный опрос, контрольно- обоб. урок).
18. Отбор и сочетание методов обучения в биологии.

Существуют различные классификации методов об-я. По Верзилину: 1) словесные 2) на­глядные 3) практические. Словесный метод: рассказ – образное, живое, эмоциональное и послед. излож. приимущ. фактического материала в повествовательной или описатель­ной форме; объяснение – применяется в тех случаях, когда рассказ учителя и даже по­каз, не могут обеспечить ясное понимание, когда необходимо доказать правильность ка­ких-либо положений и объяснить их; беседа – вопросно-ответный метод. Может быть вводная, обобщающая, заключительная; лекция – школьная отличается от вузовской, она не продолжительна – 20 мин., прерывается другими методами, чаще используется в старших классах. Наглядные: демонстрация – показ объектов или явлений, сопровожда­ется словом учителя, на основе проводится обобщение и делаются выводы (демонстр.: табл., объекты, приборы); наблюдение – активная форма чувственного познания, ис­польз., для того чтобы подготовить уч. к выводам. Практические – связаны с самостоя­тельной работой учащихся, они используют пособия, объекты и работают с ними само­стоятельно. Их использование зависит от сод-я материала и из-за этого идет доминиро­вание какого - либо метода. Пример, при изучении анато-морфологии нужно использо­вать практич. методы (натур объекты). А словесные и наглядные методы использовать для закрепления материала и для проверки правильности его усвоения. При формирова­нии физиологических понятия целесообразно использовать наглядные методы (опыты, фильмы) и уч-ль с помощью слов направляет мысли уч-ся на усвоение мат-ла. При фор­мировании экологических понятия доминируют словесные методы, а подкрепляются они наглядными методами. Отбор методов зависит от сод-я мат-ла, особенностей класса.
19. Система самостоятельных работ на урока. биологии

Домашняя р-та - форма орган-и уч-ся для сам-го выполнения дома заданий уч-ля - прак­тич-х и по уч-ку. Домашнее зад-е только тогда достигает цели- когда активизирует мысль уч-ка, побуждает его к самостоят работе. Зад-е должно быть сформулировано в виде вопросов, на кот-е уч-к составл ответы, подбирая нужный мат-л в уч-ке, а не заучи­вая текст. Основное в работе над уч-м - понимание прочитанного, что достигается уме­нием читать логически. Активизируют уч-ка вопросы, помещенные после пар-фа или главы. Уч-ль составляет дополнит вопр (на сравнение, для повторения). Системой прие­мов работы на у-ке, уч-ль приучает уч-ся к правильному пользованию уч-м дома. Приемы а) предварит ориентир в мат-ле уч-ка путем беглого просмотра; б) чтение и об­зор более трудных частей текста (термины, ссылки сноски); в) рассмотрение рисунков, схем, чертежей. Уч-ся составл. план прочитанного, а старшие могут составл. логич схемы, рисунки. Дом. практ р-ты. Многие опыты, показанные в классе, уч-к по заданию уч-ля может делать дома сам-но. Могут быть зад-я морфологич (гербарии) - после изуч. темы. Физиологич лучше дать до урока, на котором они будут демонстрир свои набл. (проращ семян) необходимо расчитать время до нужного у-ка. По зоологии- практич р-ты (борьба с вред, охрана птиц, с/х животн) По анатомии - экспер. (обжигание кости). Уч-ся могут вести дневник фиксир экскурс и поход в музей 1. работа с учебником 2. чте­ние журнала и книг. Составл сообщения. 3. подбор статей и рис-в на темы 4. работа с на­тур объектами.
20. Подготовка уч-ля к урокам биологии.

1. учитель знакомится с гос. прогр., составляет годовое планирование, которое позваляет последовательное изучение тем, выесняет какие лаб.-раб. и экскурсии предусм. прогр. 2. изучение программы определенной темы (понятия, термины, кот. должны быть усвоены, умения кот. должны быть сформ.) 3. опред. примерн. колич. часов, соста-ся тема-ое план-е и поурочное. 4. подготовеа отдельного урока. Проведение каждого урока требует от учителя тщательной подготовки. Надо: отобрать учебный материал, выбрать методы, оп­ределить структуру урока, подготовить наглядные пособия, составить план или конспект. Надо творчески обработать информацию (выделить главный вопрос, второстепенные, продумать логику изложения, проделать воспитательную работу на уроке) Учитель оп­ределяет, какие понятия должны быть образованы на этом уроке, какие из ранее развив­шихся получают дальнейшее распространение. Учебник служит учителю в знании, что дети могут прочитать дома какие места в нем трудны. На уроках используют и занима­тельный материал, но он должен быть достаточно проверен наукой. Уч-ль имеет допол­нит-й мат-л к уроку на случай надобности. Изучив материал и выбрав в соответствии с ним методы , уч-ль продумывает структуру и весь ход урока. В соответствии с содержа­нием и выбранными методами, учитель устанавливает, какое оборудование и какие на­глядные пособия потребуются (это надо отбирать накануне). Опыты вначале надо проде­лать самому. (тематическое и поурочное планирование).
21. Методика преподавания биологии.

Это наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного осо­бенностями школьного предмета МПБ - педагогическая наука поэтому она строится соответственно целям и за­дачам общего образования и воспитания, требуемого со­циальным строем и опреде­ляемого педагогикой. Методика рассматривает содержание учебною предмета, методы и формы обучения и воспита­ние. Методиой определяются обору­дование и сред­ства учебной работы. Методика отвечает на во­просы зачем изучать биоло­гию, чем и как учить, на чем и как воспитывать. Методика разде­ляется на общую методику биологии и частные, или специфические, методики ботаники, зоологии, анато-мии, физиологии и ги­гиены человека и общей биологии. Общая методика рассматри­вает вопросы преподава­ния всех биологических курсов в школе: идеологической направленности обучения, единства содержания и мето­дов преподавания взаимо­связи между курсами цело­стности учебной работы преем­ственности между курсами целостности и развития всех элементов воспитывающего обучения, определяющих систему преподавания био­логии. Частные методики из­лагают специальные для ка­ждого курса вопросы препо­давания, связанные с осо­бенностями содержания учебного материала и воз­раста учащихся. В них пред­став­лены методики уроков, экскурсий, внеурочных ра­бот, внеклассных занятий, т. е. система преподавания данного курса
22. Структура и содержание школьного курса биологии.

В шк-м предмете биологии имеются последовательно расположенные курсы: ботаника, зоология, анатомия, физиология им гигиена человека, общая биология. Последователь­ность биологических курсов определяется доступностью уч-го материала уч-ся в зависи­мости от их возраста подготовки и развития и необходимой пре­емственностью в содер­жании. Для шк-го предмета биологии необходим строгий отбор научного материала фак­тов понятий законов и практических приложений. Объем и система зн-й по биологии в средней шк-ле определяются общими обра-зовательно-воспитательными задачами шк-лы принципами биологической и педагогической наук.

23 Школьный участок и его роль в обучении.

Дает возможность решить ряд вопросов школьной программы: 1. отработка агротехниче­ских мероприятий, приемов; использование приобретенных навыков на практике; уч-ся необходимо прививать ум-е работать по плану, четкому, ясному, логически построен­ному. Уч-ся закрепляют свои зн-я по биологии на живых растениях и животных. Они по­лучают ясные представления о главнейших агрономических приемах возделывания с/х растений и ухода за ними и навыки работы с ними в определенной системе. Воспитыва­ются организационные, коллективистские навыки, культура труда, эстетические чувства и навыки воспроиз­водства природы размножением растений. На участке проводят заня­тия. На участке должны быть растения изучаемые в шк-ле: полевые овощные, плодово-ягодные, декоративные и дикорастущие. Участок должен быть разграничен на отделы полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный биологический, зоологиче­ский. Сле­дует устроить метеорологическую станцию, географическую площадку, аудиторию. Ре­шение задач: выращивание ку-р х-х для данной местности, пров-е занятий по с/х труду, есть неб-е растения для изучения, возможность постаговки опытов.
24 Лекционно симинарские системы.

Относится к шк-й практике,к словесным методам. Л -С предполагают изучение мате­риала в ходе лекции и проработка на семинаре. Этот метод целесообразен в старших классах. Практика показала, что наибольший эффект приносит рассмотрение тех тем, где происходит обобщение и систематизация зн-й и подведение к определению мировоз­зренческих выводов. общая биология: темы «Происхождение человека», «Биосфера и че­ловек». В этом случае уч-ль читает лекцию, а в конце дает вопросы к семинару, подго­товка 1-2 ч и сам семинар. Могут быть и отдельные лекции (без семинаров).
25. История методики преподавания биологии.

XVIII век ЕкатеринаII -народные уч-ща (нужда в грамотных людях). Здесь впервые пре­подавалось есте­ствознание. Уч-к составил Зуев. В 1786 г напечатан уч-к без фамилии «Начертание естественной истории, изданное для народных уч-щ Российской империи». В уч-ке Зуев устанавливает последовательность изучения естествознания: ископаемое цар-во, прозябаемое царство (ботаника), животное царство. Здесь впервые различие ме­жду наукой и предметом. Издал атлас «Фигуры по естественной истории» (таблицы). XIX. Народные уч-ся преобразуются в гимназии. Уч-я семинария преобразована в Педа-й инс-т. Здесь приемник Зуева - Теряев. Он усвоил только применение наглядности. В био­логической науке царствует систематика - труды Линнея. В 1809 г. уч-к Зуева заменен уч-м Теряева «Начальные основания Ботанической философии, изданные главным Прав­лением Училищ для употребления в Гимназиях Российской импе-

рии» (сводка ботанических терминов). Позже - уч-к «Три ботаники» написанный уч-м словесности и греческого языка Мартыновым. Эти уч-ки методически непродуманны и трудны. В 1812 г. страх перед революцией, что вызвало отрицательное отношение к пре­подаванию естествознания. НиколайI в 1828 г исключил естествознание. 1846г. уч-к Жемчужина, где впервые синтетически излагается анатомия и физиология чел-ка. Вновь вводится в 1848, но не во все учреждения, а только в кадетские корпуса, где учились дети дворян. Учебник написал Даль (1849г.). В нач. 60-х - развитие науки и техники. Бекетов (индуктивный метод, проблемное обучение). Первая методика была написана в 40-е 17 в. Августом Любе. Обращал внимание: познание разнообразия растительных форм; позна­ние единства, лежащего в основе этого разнообразия, познание жизни растений, позна­ние веществ. сил, вызывающих жизнь и разнообразие растительных форм. Это было очень прогрессивно для того времени. 1852 - в гимназиях. В гимназиях вводится обшир­ная программа, но методически необоснованная. Недопустимый разрыв в три года между изучением животных и чел-ка. Таким образом более полстолетия МПБ испытывала за­стой. Исключение хорошее преподавание в военно-учебных заведениях. Бекетов устано­вил ценное методическое положение о том, что к самостоятельности уч-ся необходимо приучать планомерно. Бекетов поставил существенные задачи методики: воспитание са­мо­стоятельного мышления, ру­ководство с/р, развивающими наблюдательность, своеоб­разие шк-го предмета. Привержен-цы Любена издают уч-к бо­таники (Раевский, 1865), зоо­логии (Михайлов,1862). В уч-ке Сент-Илера по зоологии попытка решения самостоя­тельных внеурочных работ. Герт —научность методики. В 60-е годы методическое и на­учное решение проблемы. Рулье - объединение и объяснение фактов. Необ­ходимость изучение связей особенностей орг-ма с окруж-й средой. Уч-к Рулье -Богданов - уч-к «Зоология и зоологическая хрестоматия». XX в 1904 г. в Лесном ком­мерческом уч-ще под руко­водством Никонова первое «Общество молодых натура­листов». В уч-м плане на ес­тествознание в муже. Гим. -6ч., в жен. - 10, в реальных уч-х и корпусах - 15, а в ча­ст­ных коммер-х - 19-28. Райков - опытно-исследовательский метод. В 1902г. в гимназиях введена программа природоведения, составленная Кайгоровым. В 1901 году Половцев «зачем учить биологию?»: понимание явлений внешнего мира, понимание отправлений соб­ственного организма, разви­тие органов чувств, развитие мышления, расширение кру­гозора. Половцев создал пер­вый курс методики препода­вания естес-я. В первые в 1904г. читался в Петербур-ском университете. Половцев разрабатывал биологический метод. В 1917г. в большин­стве шк. преобладала после­довательность курсов: нежи­вая природа, бо­таника и зоо­логия. От Октяб-й револю­ции до 1931г. Главная задача воспитание материа­листиче­ского, антирелигиозного ми­ровоззрения, образование и воспитание в труде, воспита­ние самостоятельности пре-обретение зн-й. Организо­ванны экскурсионные стан­ции. Натали в Москве био- станции.
26.Роль учебника в преподавании биологии.

Пишется на основании документов, утвержденных министерством, важный эле-мент обучения. Современные учебники помимо текста со­держат илюстрации. На уро­ке ис­пользуют для закрепле­ния материала, с/р, инструктаж для л/р. Содержит объем знаний. Умение работать сучебником важно для всех предметов. Для того, чтобы получить на­вык работы с учебником уч-ся на уроке должны: 1. на первом уроке составить план пара­грофа, сначало это делается вместе с учителем, затем сомостоятельно,2. установка того о чем говорится и в чем смысл прочитанного. Учебник биологии отличается от других обилием эллюстраций и схем, которые иногда являются основными источниками ин­формации, по этому необходимо приучать уч-ся работать с ними как на уроке так и дома (д/з с исп-ем эл-ций). Можно предложить уч-кам памятку по работе с учебником: 1. про­читай внимательно пар-ф,2. мысленно разбей его на части, выд-я осн-е единицы,3. рас­сматривай ил-ции,4. прочти вопросы после пар-фа и ответь на них, если не можешь, то прочти снова,5. запомни термины встречающиеся в пар-фе, 6.кратко перескажи содержа­ние пар-фа. Следуя по такой памятке уч-ся быстро осв-ют работу с учебником.
27. Внеклассная работа по биологии.

Внеклассные занятия есть форма различной организа­ции добровольной работы уч-ся вне урока под руково­дством уч-ля для возбужде­ния и проявления их позна­вательных интере­сов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии. Уч-ль расширяет кругозор уч-ся, воспитывает материалистическое миро­воз­зрение, культуру труда, любовь к природе, способст­вуют развитию познаватель­ных интересов, навыков са­мостоятельных наблюдений, инициативы и коллективиз­ма. 1 груп­повые кружки юных натуралистов - заин­тересовать уч-ся биологией, углубить и расши­рить зн-я, выработать у них навыки на­блюдения и эксперименти­рования и способство­вать воспитанию материалисти­ческого понимания природы. Массовые: внеклассные био­логические экскурсии, био­логические вечера, натурали­стические компании. Инди­видуальные: внеклассное чтение. Факультативные за­нятия проводятся небольши­ми группами по особым про­граммам Министерства про­свещения. Цель - дать уч-ся зн-я и практические умения по различным отделам био­логической науки в объеме значительно превышающее школьную программу. Заня­тия проводятся по расписа­нию и ведение их оплачива­ется
28 Система форм обучения биологии.

Форма преподавания - это организация учебно- познавательной деятельности уч-ся, со­ответствующая раз­личным условиям ее прове­дения, используемая уч-м в процессе вос­питывающего обучения. Основная форма -урок. Уроки располагаются по темам курсов в определенной последовательности, обеспечивающей система­тичность изложения мате­риала. Учитель применяет методы словесные, нагляд­ные и практические. Экскур­сии знакомят с растениями и животными в природе. До­машние работы тесно связа­ны с уроками, особенно с за­даниями экспериментального характера. Внеурочные рабо­ты тре­буют специальные приборы и другое оборудо­вание: уголок живой приро­ды, школьный участок (обязательны для всех). Лет­ние работы в природе. Вне­классные (добровольная, по выбоу)занятия: индивиду­альные работы, внеклассное чтение, работа кружка юнна­та, массовые вечера, кампа­ния и общественно полезная работа.
29. Воспитание в процессе обучения биологией.

Биология по содержанию и методам обучения обладает многообразными возможностями для диалектико-материалистического, антирелигиозного понимания природы и правиль­ного экологического отношения к биосфере; самостоятельности мышления и развития познавательных интересов без чего не может быть осознано-сти зн-й и выробатки убеж­дений и в конечном счете мировоззрения; понимание связи теории с практикой: куль­туры труда и умения применять знания в работе, эстет ических чувств под влиянием об­щения с природой; этичного поведения, в особенности при работе в коллективе, взаимо­помощи в общем труде, бережного отношения к природе. Воспитание осуществляется планомерно, в системе, в связи с познавательным процессом, в зависимости от содержа­ния и освещения учебного материала, методов и форм его преподавания. Такое воспита­ние достигается целенаправленностью всего педагогического процесса.
30 Комплексное использование средств наглядности в обучении биологии.

Наглядные пособия нату­ральные и изобразительные. Натуральные и живые посо­бия - растения комнатные и принесенные с участка, жи­вотные в аквариуме, терра­риумах, клетках в уголках живой природы. Натураль­ные препарированные посо­бия по ботанике — гербарии, гербарные таб., засушенные органы и целые растения для пр/р , по зоологии - коллек­ция насекомых и т д. Изо­бразительные наглядные по­собия таб и рис., муляжи Для проведения демонстра­ций опытов и пр /р необхо­димы приборы, посуда, ин­стру­менты.Самое главное не переборщить. Сочетание за­висит от сложности материа­ла и осо­бенностях класса: кл сильный - при изучении нового материала можно ис­пользовать на­туральные объ­екты, а для закрепления изо­бразительные, и наоборот со слабым кл.


Скачать файл (25 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru