Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции Ахутиной Т.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте - файл 1.doc


Лекции Ахутиной Т.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
скачать (171.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc172kb.24.11.2011 10:42скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Ахутина Т.В.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
Лекция № 1 – 2

Принципы нейропсихологии Выготского – Лурия

1. Принцип социогенеза ВПФ

ВПФ возникают как функции интерпсихические, связанные с другим человеком – взрослым. В результате интериоризации они становятся интрапсихическими.

Три этапа формирования произвольных действий:

1) интерпсихический этап – взрослый командует, ребенок выполняет – интерпсихический этап

2) экстрапсихический этап – ребенок командует себе сам, внешняя самостоятельная регуляция

3) интрапсихический этап

2. Принцип системного строения ВПФ
Следствия из принципа системной строения ВПФ:

3 компонента симптомокомплекса:

^ Первичный дефект – нарушения функции, непосредственно связанной с пострадавшим участком мозга

Вторичный дефект – нарушения, обусловленные системными следствиями первичного дефекта

^ Третичные симптомы – компенсаторные перестройки (позитивные и негативные)

!докт дис Корнев – корреляц выполнение кубиков коса и развитие речи! Должна быть средняя и высокая норма выполнения кубиков коса, чтобы был хороший прогноз у ребенка с тяжелым нарушением речи. Т.о, очень важны

3. Принцип динамической организации и локализации ВПФ

Состав ВПФ непостоянен, он может меняться.

Основные причины его изменения:

  1. в онтогенезе

  2. по мере автоматизации

  3. использование разных стратегий

Следствия:

Принцип хроногенной локализации функций – поражение одного и того же участка мозга в сформированном и несформированной мозге имеет разные последствия. У взрослого нарушаются нижележащие функции, а у ребенка – как нижележащие, так и вновь организуемые вышележащие, которые должны быть построены на основе пострадавшего участка.

Принцип домино в западной литературе. Если толкнуть одну фишку, то упадут все последующие.
^ Соотношение биологического и социального в формировании ВПФ

Гетерохрония (разновременность) развития – разные функции развиваются в разное время. Это общевидовая (характерная для всех людей) генетическая программа развития.

^ Неравномерность развития – определяется индивидуальной генетической программой и индивидуальными условиями среды. Эти индивидуальные вариации накладываются на общевидовую программу.
^ Методы диагностики включают:

  1. Тестовые методы

  2. Метод наблюдения, «следящая диагностика» (Н.М.Пылаева)

- сопоставить данные тестов с тем, как ведет себя ребенок на уроке и переменах: особенности поведения на уроках и на переменах

- особенности выполнения школьных заданий (и учебно-творческие задачи для дошкольника)

Позволяет говорить нам на общем языке с учителями и родителями.
^ Методы диагностики

3 блок мозга

Диагностика функций серийной организации движений и речи. Премоторные отделы мозга.

Каждое движение требует серии команд, выполняемой как целое, и только тогда движение будет плавным.

Механизмы ошибок:

- упрощение программы (пропуски) <труна>

- инертное посторенние элементов программы (персеверации) <струруна>

- поэлементное выполнение программы <с-т-ру-на)>

Пробы:

^ 1. Динамический праксис (л-к-р, к-л-р)

«Сейчас я покажу тебе движения рукой, а ты внимательно смотри и постарайся запомнить, сам пока не делай».

Последовательность движений «ладонь-кулак-ребро» выполняется 3 раза. Перед последней серией психолог предупреждает: «И последний раз». Затем предлагает ребенку самостоятельно воспроизвести серию.

После 3-4 уверенный раз: «А теперь побыстрее». – смотрим возможность автоматизации.

^ Усвоение программы:

0 – первое предъявление,

1 – образец демонстрируется второй раз,

2 – совместное с психологом выполнение,

3 – совместное выполнение образца сопровождается речевой инструкцией психолога: «ладонь – кулак – ребро».

<ребенок, когда начинает выполнять сам проговаривает в слух, с определенного момента нужно сказать «А теперь молча» - а потом «А теперь побыстрее»>

4 – если ребенок не усваивает после этого программу движений, пробы прекращают.
- после усвоения программы для оценки автоматизации психолог предлагает выполнять движения побыстрее и оценивает выполнение примерно 7 – 10 серий.

- после интерференции (выполнение других проб) ребенка просят вспомнить и воспроизвести
2 – одна последовательность двумя руками.

Сначала ребенок выполняет движения одной рукой, затем другой.
3 – две последовательности одной рукой.

Ребенок выполняет программы ЛКР, затем вторую программу КЛР

«А теперь я тебе дам похожие движения, но другие.
4 – две последовательности двумя руками

Правой рукой: ЛКР КЛР

Левой рукой: КЛР, ЛКР
^ 2. выполнение программы:

0 – от замедленного или пачками к плавному выполнению

1 – от поэлементного к плавному

2 – выполнение пачками сразу или после сбоев

3 – поэлементное неавтоматизированное выполнение или появление многочисленных сбоев при попытках увеличения темпа.
^ 3. Ошибки серийной организации:

0 – отсутствие ошибок

1 – единичные сбои, т.е. ошибки с самокоррекцией

2 – повторяющиеся сбои (более 2 раз), единичные неисправленные ошибки

3 – неустойчивая тенденция к расширению программы

4 – инертное повторение расширенной или суженной программы
^ Ошибки НЕ серийной организации:

4. Пространственно-кинестетические ошибки:

0 – отсутствие ошибок

1 – кулак ставиться вертикально

2 – зеркальное положение кисти руки

^ 5. Кинестетические и позотонические особенности:

Неловкие, плохо скоординированные движения

- снижение тонуса – вялая рука, неполное сжание или разжимание кулака, недоведение до вертикального положения

- повышение тонуса – напряженная рука, большая амплитуда движений.
^ 2. Реципрокная координация движений

Цель:

- сформированности механизмов серийной организации движений

- межполушарного взаимодействия (часто у ребенка с неустановившейся доминантностью руки)
Процедура:

Инструкция: «Положи руки на стол… Так. Сожму одну руку в кулак… А теперь одновременно меняй положение рук…»

Психолог 3-4 раза выполняет движения вместе с ребенком, а затем ребенок делает их самостоятельно.
^ 1. Выполнение пробы:

0 – переход к автоматизированному выполнению плавно сразу или после единичных сбоев вначале

1 – переход к автоматизированным движения после сбоев или поочередного выполнения

2 – наличие повторяющихся сбоев, отставаний одной руки с самокоррекцией

3 – поочередное выполнение (сначала одна рука выполняет движение, потом другая)

4 – уподобление движений обеих рук
^ 2. Темп выполнения пробы

0 – нормальный или быстрый

1 – замедленный

2 – медленное выполнение, при увеличении темпа распад движений
Можно говорить «закрой глаза», чтобы посмотреть автоматизацию, чтобы убрать произвольный зрительный контроль.
^ 3. Графическая проба

Оценка:

- развитие серийной организации движений

- развитие зри- мот коры

- пространстве функция (соблюдение строки)

- тонус
Процедура:

Высота: 0,8 – 0,9 см. Ширина: 0,6 – 0,7 см

Ребенку дается образец, он продолжает его до конца строки по узкой стороне листа формата А4.

Образец дается с отступом 1 см от левого края и 1/3 листа от верхнего края

Фиксируется время выполнения пробы.

Фиксируется количество отрывов.
Инструкция: «Сейчас я начну рисовать узор, а ты продолжи его до конца строки, только фломастер отрывать от листа нельзя»

Если в ходе выполнения ребенок сбивается с образца, то его внимание вновь обращается к образцу: «Посмотри на образец. Будь внимательнее».

Если он отрывает руку от листа, то ему напоминают это условие, но лишь однократно.
1. Выполнение:

0 – нормативное выполнение

1 – компенсаторное введение различий элементов по размеру (легче переключаться)

2 – искажение программы по типу уподобления элементов – замена вертикальных линий пологими и наоборот, незначительное сглаживание углов (легче переключаться)

3 – поэлементное выполнение и площадки с самокоррекцией

4 – поэлементное выполнение с паузами и/или отрывами руки, наличие «площадок» без самокоррекции

5 – тенденция к расширению программы – появление лишнего компонента внутри серии

6 – инертное повторение расширенной или упрощенной программы

Незавершение строки и микрографии – слабость 1 блока

Пространственные трудности
Темповые характеристики
Зрительно-пространственные трудности
Энергетический блок:

0 – нет

1 – тенд к микрограф и ослаб нажима

2 – и

3 – микрография и/или незавершение строки
Повышение тонуса:

0 – нет

1 – тенденция к макрографи или усиление нажима

2 – и

3 – выраженная макрография и/или продавливание бумаги
Ошибки, свидетельствующие о несформированносит серийной органзиц движ:

- безошибочное, но неплав вып

- пропуски элементов программы/подрог

Нарушение порядка элементов программы

Провтор (персеверация) элементов программы / целой программы
^ Лекция № 3 – 4, 9 апреля 2007

Диагностика серийной организации речи

3 уровня, на которых действует серийная организация.

1 уровень) артикуляция

- Повторение серий слогов (би-ба-бо) – тоже 3 элемента. Именно эти слоги предложил А.Р.Лурия, потому что

- Повторение слов, сложных по слоговой структуре (милиционер, перепорхнуть, воспитательница)

- Повторение сложных предложений (Милиционер остановил велосипедиста)

- Повторение скороговорок, легких по происхождению

- Повторение серий слов (полковник поклонник половник)

- Наличие слов со сложной слоговой структурой (если ребенок употребляет в своей повседневной речи слова со сложной слоговой структурой, то мы можем не смотреть эти пробы)

^ 2 уровень) синтаксис (построение предложений)

- составление предложений по картинке

- построение рассказа по серии картинок

- завершение предложений (Коля промочил ноги, потому что… (легко) Витя замерз, хотя … (более сложный союз, поэтому ребенок не справляется. Ребенок игнорирует союз «хотя», и продолжает «потому что было холодно»)

- вставка союзов в предложение (Поезд опоздал … ремонтировали пути. Мама сказала, что Петя не пойдет играть … не сделает уроки. )
Снижение серийной организации:

- не может развернуть предложение

- упрощение структуры предложения

- аграмматизм: упрощение структуры предложения

- трудности развертывания синтаксической структуры (прищепили к две ноги аиста)

- глагольная слабость: пропуск глагола, постпозиция (глагол стоит на последнем месте)

- отсутствие сложных предложений

! страдает синтаксис !

Пример:

11 ? бабушка ? дедушка ? сено собирают

12 отказ

13 девочка болеет ? цветы подарила

14 доктор Айболит ? с ней идет ? в больницу ? бабушка ? щечка ? в больницу с ней идет

15 в обиду попал ? шарик достать

^ Пример (серия картинок «Дождь»):

 котик…  дождик… ? дождик…  котик. Усики. Девочки. Котик… ? - отказ

Снижение переработки слуховой информации:

- вербальные замены (редкое слово заменяется более частотным)

- гиперупотребление местоимений

- использование частотных слов с обобщенным значением

- поиск слова

- параграмматизм

! страдает выбор слов – лексика !

Пример:

11. травку они делают <вместо более редкого слова «сено» частотное слово «травка»>

12. все садятся на метро ? он делает эти места ? они сказали, где места мальчик <сложное предложение, но забыла какую синтаксическую структуру хотела употребить, поэтому закончила плохо>

13. они цветочки дарят, что хотят

14. доктор просит (в) больницу

15. они лестницу несут ? чтобы яблоко взять

Пример (серия картинок «Клубок»):

Киска бросает ее и делает.

Начни сначала. Бабушка носок шьет.

Дальше. И дальше киска взяла поиграть… ? нитку.
3 уровень) Построение текста

Составление рассказа по серии картинок («Мусор» и т.д.)

Относительное отставание в развитии функции передних отделов левого полушария:

- упрощение структуры текста

- трудности развития смыслового содержания

- ошибки в смысловых деталях

- разрывы в повествовании

- соединительные элементы пропускаются или инертно повторяются

1) Дядя картошку несет. <глагольная слабость, потому что глагол в конце предложения> Высыпает в бак… <не полнота текста, необходимость задавать вопросы, чтобы ребенок рассказал весь текст. Т.е. упрощение структуры текста.> <Трудности развертывания смыслового содержания>

^ Что здесь произошло? Черный… <нет развертки, нет сложного предложения>

Почему он стал черным? Картошка обрызгала.

2) А здесь человек идет на помойку, а здесь он ее выбрасывает. А здесь… тоже… а здесь . уголь (пауза 14 сек) ^ Почему? … Потому что? Ветер.

Относительное отставание в развитии функций 2 блока (левое полушарие)

Дяденька шел… с ведром помойки. Стал выбрасывать помойку, а был ветер. Он… таак.. он выбрасывал, и весь ветер ему на голову. И на.. весь он в мусорке был потом. Чего выбрасывал!
^ Диагностика функции программирования,

регуляции и контроля деятельности

Словесная регуляция действия. Увеличение вербальной регуляции растет до начала школьного возраста. В начале школьного возраста происходит важная перестройка, начинает формироваться важная система активации. До этого была активация через лимбическую систему, которая соединяется больше с правым полушарием. – это не произвольная активация. А теперь произвольная активация – связи левого лба с ретикулярной формацией, что позволяет формироваться произвольной деятельности, регуляции внимания. Интеллектуализация функции. Лобные доли начинают принимать роль дирижера мозговых ансамблей, через связь с первым блоком. Растет возможность оттормаживания нежелательных действий, увеличивается объем рабочей памяти = объем программирования.

Необходимо посмотреть у ребенка:

- возможность речевой регуляции

- оттормаживание более простых форм деятельности, не соответствующих инструкции.
- Реакция выбора (121212221211)

«Сейчас мы с тобой будем стучать, но очень интересно. Если я постучу 1 раз, ты постучишь 2 раза. Постучи. А если я постучу 2 раза, ты постучишь 1. Постучи. Итак, я один, а ты? Стучи. Я два, а ты? Стучи».

Т.е. сначала развернутая часть инструкции, а потом свернутая инструкция.

Далее дается 3 пары последовательных стуков. Здесь мы фиксирует усвоение программы.

Далее вы меняем стереотип, идет ломка стереотипа.

Часто дети замечают ошибку, и сами исправляются.

Чтобы получить более полное представление, дается второй вариант реакции выбора.

«А теперь будем стучать по-другому. Если я постучу 1 раз, ты постучишь 2 раза. Постучи. А если я постучу 2 раза, ты не стучи.»

Сложнее, потому что на фоне предыдущего. Кроме того, ребенку легче сделать что-то в ответ на действия взрослого, чем оттормозить свои действия.

Также фиксируется количество ошибок.

Также можно фиксировать темп: 0 – быстрый темп, 1 – замедленный темп, 2 – замедленный темп сочетается с пропусками стимулов.
- Вербальные ассоциации или ассоциативные ряды (свободные, глаголы, растения)

Свободные и действия – на анализ 3 блока мозга. А растения, т.к. требуют точной номинации, привлекают ресурсы 2 блока мозга.

«Ты сейчас будешь называть слова. Называй любые слова, только следи за тем, чтобы они не повторялись.» (1 минута. Секундомер включается сразу после инструкции, а не когда ребенок первое слово сказал).

Если считывает окружающие предметы: ребенку трудно актуализировать слова, и он компенсирует это считыванием деталей. Симптом. В этом случае говорим: закрой глаза и продолжай. Из тех слов, которые он назвал из внешнего окружения, вы считаете продуктивным, только 1 слова.

Ребенок может переходить к выбору слов, которые он заучивал, или которые были до этого в заданиях.

Актуализация называния действий: «Называй любые действия. Что можно делать? Сидеть, писать. Вот такие слова и называй дальше»

«Называй любые растения».


  1. Продуктивность в каждой пробе:

А) свободные

Б) действия

В) растения

Красная смородина – 1, белая смородина – 0,5 (+0,5 в повтор), черная смородина – 0,5 (+0,5 в повтор).

Мыть руки, мыть посуду 0,5 (+0,5 в повтор), мыть окно 0,5 (+0,5 в повтор).

Бежать, забежать, убежать 0,5 (+0,5 в повтор), прибежать 0,5 (+0,5 в повтор).

В названии действий и растений могут быть словосочетания. Словосочетания – это 1 единица.

Неадекватные слова: только в действиях и растениях могут быть, в свободных ассоциациях быть не могут.

Обобщенные слова в растениях: слабость переработки слуховой информации.

Наличии редких слов (слабость ПП, сила ЛП)

12 свободных ассоциаций – это мало. 10 растений на фоне утомления и 12 свободных ассоциаций – это хороший результат, т.е. нет речевых номинативных трудностей, именно трудности актуализации.
^ Лекция № 5 – 6, 16 апреля 2007 г.

- Счёт

(прямой 1-10, 1-20, обратный 10-1, 20-1, избирательный 3-7, 8-4, серийный 20-3, 100-7)

Инструкция: 20 минус 3, сколько будет? А еще минус 3? Молодец. Продолжай также.
Капустина ГМ, 1989




Меньше 10

1 - 10

1 – 20

Больше 20

1 класс, норма (50 чел.)

0 %

10 %

38 %

52 %

ЗПР (73 чел.)

9 %

81 %

10 %

0 %







Не доступен обратный счёт

Только 5-1

10-1

20-1

1 класс, норма (50 чел.)

10 %

0 %

70 %

20 %

ЗПР (73 чел.)

70 %

20 %

10 %

0 %







2 – 8

7 – 4

1 класс, норма (50 чел.)

80 %

70 %

ЗПР (73 чел.)

0,5 %

0 %

Дети с трудностями программирования и контроля не могут преодолеть стереотип. Т.е. в норме 20 – 30 % с трудностями программирования и контроля
- Решение задач

Капустина Г.М., 1989.

Задача

1 класс, норма (50 чел.)

ЗПР (73 чел.)

На дереве сидели 3 птички. Прилетело еще 2. Сколько птичек стало?

100 %

80 %

На дереве сидело 5 птичек. Улетело 2. Сколько птичек осталось?

100 %

45 %

Сначала улетело 2 птички, потом 3. Сколько птичек улетело?

50 %

10 %

«улетело» - это штамп, что нужно отнимать. А тут нужно складывать. И преодоление этого штампа трудно для детей с трудностями программирования и контроля. А.Р. Лурия такой тип задачи называет «конфликтной задачи».
- Пятый лишний

«Я сейчас прочитаю слова. Одни слова похожи, а другое одно не похожее – лишнее. Ты должен найти лишнее слово. Давай попробуем».

(необязательно, но можно зачитывать 2 раза, чтобы снять трудности слухо-речевых трудностей)

(если ребенок импульсивно ответил на вопрос, то можно зачитать второй раз).

Когда ребенок сказал ответ. Нужно спросить: «Почему ты думаешь, что оно лишнее».
- тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

- река, озеро, море, мост, пруд

- Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля

- курица, петух, орел, гусь, индюк

- стол, ковер, кресло, кровать, табуретка
Продуктивность объяснения:

2 балла – категориальный ответ.

1 балл – ситуативный ответ. («По ковру ходят»)

0 баллов – неадекватный ответ. («Петров – это отчество», «Стасик – это имя собаки.»)
Пример:

Какой лишнее слово? Индюк.

Послушай еще раз. Какое лишнее слово? Индюк.

Почему? Потому что орел – не домашнее животное.

Так какое лишнее слово? Индюк.

= т.е. патологическая инертность, не может никак переменить свой ответ.
- Раскладывание серий картинок

«Мусор»

Исследования показали, что трудности раскладывания серии картинок могут быть также по правому типу, а не только при трудности программировании и контроля.
- таблицы Шульте:

Фиксируется время, за которое он сделал, первые 5 цифр. И далее каждый 5 цифр.

Комплексная проба. Не только на третий блок, но и на 1 блок.

Фиксируем ошибки и самоисправления.

Должны взять интропсихическое выполение действия. Можете не останавливать, если он вслух считает. Но фиксируете себе. Это симптом, что на экстра

«Показывай по порядку: 1 – черное, 1 – красное, дальше как будешь считать? 2 – черное, 2 – красное (вместе с ребенком проговариваете). Итак, еще раз: сначала показываешь черное, потом красное».

Можете напоминать инструкция 1 раз. Если всё делает неправильно. Останавливаете. Повторяете инструкцию еще раз. Фиксируем как ошибку.

Если только цвет путает. То повторяете инструкцию про цвет. Фиксируем, что пришлось повторить.

Предполагается, что ребенок должен взять инструкцию с первого раза, если мы правильно даем инструкцию.

Ошибки – это трудности программирования и контроля.

Время выполнения – оценка первого блока (ранжируем детей по скорости выполнения).
^ Следящая диагностика

при несформированности функций 3 блока мозга.

Трудности программирования и контроля хуже всего поддаются объективной оценке. Очень часто получаются разнородные данные. Потому что эти пробы предполагают самоорганизацию ребенка. а он может самоорганизоваться или не самоорганизоваться. Во-вторых, он испытывает влияние психолога, психолог организует ребенка, «служит его лобными долями» (с) Stuss. При диагностике трудностей программирования и контроля могут быть большие расхождения, между данными полученными при нейропсихологическом обследовании и тем, как ребенок ведёт себя на уроках. Поэтому следящая диагностика просто необходима при диагностике трудностей программирования и контроля. Важность сопоставления тестовых данных и данных на практике – Пылаева, все исследователи на практике.

Следящая диагностика = 1) анализ поведения в классе, 2) анализ школьных тетрадей (и творческих заданий для дошкольника)

Этапы построения действия:

  1. Ориентировочная основа действия

  2. Трудности вхождения в задания

  3. Импульсивность

  4. Инертность

  5. Трудности оттормаживания стереотипов

  6. Трудности концентрации внимания

  7. Трудности переключения внимания

  8. Трудности контроля


- персеверации при написании цифр, знаков действия;

- персеверации действия (5+2=7 6-2=8)

- импульсивность в устном счете (15-7=2) (выхватывание фрагментов и манипуляция с ними: десяток вообще проигнорировал, осталось 5 и 7, от 7 пять легко отнять, получилось 2)

- решение задач стереотипно, механически, трудности решения задач с конфликтными условиями.

(«На яблони росло 5 груш, 2 упало, сколько осталось?» Правильный ответ: на яблони груши не растут!)

Письмо: упрощение программы и пропуск элемента программы: ш  и, м ли

Типичная ошибка: предложение начинается с маленькой буквы.

Солце – сложное слово, он помнит, что там нужно написать букву «л», и вся его рабочая память уже занята этой «л», и при «н» уже забывает.

Контаминация – слипание 2х слов.

Предвосхищение – антиципация: «Ва ветках», вместо «На ветках».
Ошибки на письме с трудностью программирования и контроля: Регуляторная дисграфия или регуляторные трудности письма.

- пропуск/вставка элементов букв, букв, слогов, слов;

- персеверации элементов букв, букв, слогов, слов;

- антиципации («знезда», «холхозные»)

- контаминация двух слов в одно («всеще» = всё ещё)

- трудности выделения предложений и слов (пропуск точек, больших букв, слитное написание слов)

- обилие орфографических ошибок при знании соответствующих правил.

- не видят ошибок в уже написанном (=трудности контроля)
^ Специфические ошибки при разных формах дисграфии

(Величенкова, Ахунина, Иншакова, 2001)




лоб

Левая группа

Правая группа

Обозначение границ предложений

21

8

11

Пропуски согласных

9

13

8

Замена согласных

7

12

5

Пропуски гласных

11

6

14

Замена гласных

3

4

9

В каждой группе заполнены все колонки. Т.е. дети могут делать все типы ошибок. Из принципа динамической организации: если один из компонентов оказывается отстающим, вся функция с трудом автоматизируется, и остается энергоёмкой. В связи с этим ребенок делает ошибки, не только связанные с пострадавшим звеном, но и все остальные, потому что все остальные также находятся в ситуации дезавтоматизации.
27 учащихся 2 класса. На основе нейропсихологического анализа были выделены 3 уравненные по тяжести группы детей. Лонгитюд 2 года: 2 класс и 3 класс.

5 детей – с относительной слабостью функций программирования и контроля.

6 испытуемых – со слабостью переработки слуховой и кинестетической информации. Второй блок, левые задние отделы.

6 испытуемых – со слаб перер зрит – прост информ по правополушарному типу.

Нейропсихологические индексы трех групп:

Минус – хорошо, ноль – серединка, плюс – отставание




Лоб

ЛП заднее

ПП

Индекс программирования и контроля

,18

-,64

-,41

Индекс функций переработки слуховой и кинестетической информации

-,50

,40

-,62

Индекс функций переработки зрит прост и

-,49

-,61

,35

Сред суммар ранг по всем н-пс показ

12,3 (5 – 24)

12,1 (3 – 23)

12,2 (2 – 21)


Специфические ошибки у детей разных групп в %

(Ахутина, Корнеев, Шевченко и др., 2007)




Лоб

ЛП заднее

ПП

Регуляторные ошибки

50,0

30,7

20

Обозначение границ предложений

13,2

0

14,4

Пропуски слов

11,8

24,3

8,7

Пропуски, заменяя согласных

7,4

17,8

5,8

Пропуски, замены гласных

10,3

8,0

17,3

Зрительно-пространственные ошибки

7,4

17,8

31,8


Изложение.

  1. «Е» класс (т.е. очень слабый класс)

Лоб:

  1. Тихо – тихо – тихо – тихо.

  2. Короткие предложения.

Переработка слуховой информации:

  1. Длинные предложения

  2. Головастые ракиты = холмистые деревья. Деревья – более частотное слово. «Жаворонок заливается, воркуют голуби» = «птицы поют».

  3. «За тысячи верст от России – родина-благодать» (вместо «На»)

  4. «туча то появится, то исчезают» = памяти не хватает, когда между подлежащим и сказуемым встают другие слова.


Следящая диагностика организации речи:

  1. Артикуляция

Наличие слов со сложной слоговой структурой.

Правильное, но медленное произнесение

Упрощение слова

Повторы (персеверации)

Нарушение порядка звуков, слогов

  1. Синтаксис

Упрощение программы (только существительные, неразвернутые предложения без служебных слов)

Пропуск глаголов или постановка их в конце предложения (глагольная слабость)

Аграмматизмы (косвенные падежи заменяются именительными) (Привязали к две ветки)

Отсутствие сложных предложений)
Лекция № 7 – 8, четверг, 26 апреля 2007 г.

^ 2 БЛОК МОЗГА

Диагностика функций переработки кинестетической информации

Для осуществления кинестетических движений нужны обобщенные образцы движений.

Такие обобщенные образцы по отношению к речи называются артикулемы.

Если основной тип ошибок: трудности выбора. То для диагностики нам нужно дать отдельные точные движения и посмотреть насколько точно ребенок их воспроизводит. Такой пробой является проба: праксис позы пальцев.

1. Праксис позы пальцев

2 – 5, 1 + 3, 3 на 2, 4 – 5, 1 + 4.

2 – 3, 1 + 3, 4 – 5, 2 на 3, 1 + 4.

Перенос с правой руки на левую: 2 на 3, 1 + 5. (дополнительные пробы: 2 – 5, 1 + 4, 4 – 5.)

Делаем – понятно какие пальчики? – да. – и тогда снимаем. – Делай.

Перенос с левой на правую: 1 + 3, 3 на 2. (дополнительные пробы: 4 – 5, 1 + 4, 2 – 3.)
Оценка:

Продуктивность – сколько каждой рукой сделано проб с первой попытки.

Количество кинестетических ошибок – если перебирает пальцы, то тут же ставим ошибку, «минус», не задумываясь.

Количество регуляторных ошибок

Количество пространственных ошибок

Проблемы межполушарного взаимодействия (если одноручные пробы выполняются хорошо, а перенос позы пальцев делается с ошибками.
2. Оральный праксис

0 – надуй щеки

1-2 – надуй одну щеку, теперь другую

3 – вытяни язык иголочкой (если язык вообще не может выйти из полости рта, и лежит там колом = гипертонус)

4 – посвисти

5 – поцокай как лошадка

6 – поцокой как взрослые делают, когда недовольны

7-8 – упри язык в одну щеку, теперь в другую

9 – помести язык между верхней губой и верхними зубами

10 – положи язык лопаткой (широкий распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе)

Если ребенок не понимает инструкцию, то ему показывают образец.
Оценка:

Продуктивность

Кинестетические ошибки: поиск, промахивание, неполный объем движений.
^ Следящая диагностика при нарушении кинестетической организации движений

Ходит на цыпочках

Особенности мелкой моторики рук: завязывание шнурков (в 4 года, в 5 – обязан!), рисование, вырезание, лепка.

Особенности моторики речевого аппарата (правильно ли поизносит слова, занимался ли с логопедом).

Смешивает ли на письме звуки близкие по произношению или буквы близкие по написанную (т-п, д-б, т-к, т-д-л-н; и-у).

Четкость ребенком произношения звуков, нет ли каши во рту.
^ Общий подход к коррекции тонкой моторики рук и речевого аппарата

Соответственно возрасту развитие крупной моторики (подвижные игры, спорт, велосипед) (отчетливое нарушение походки – отправить к невропатологу)

Развитие мелкой моторики рук путем выполнения тонких ручных движений в бытовых действиях, в играх и учебных заданиях

Развитие движений орального аппарата в ходе игр и специальных заданий (близкие по способы произнесения звуки звучат по-разному).
Диагностика функций переработки слуховой информации

Переработка слуховой информации начинает у ребенка за долго до рождения.
При рождении на речь активное работает ЛП.

Поражение правого полушария вызывает от лепета до 1 год 3 мес – 1 год 6 мес.

А потом слух становиться категориальным.


  1. Ритмы

А. воспроизведение по образцу

Ритм необходимо продолжать. Иначе ребенок будет просто сосчитывать ритмы. Ручку высоко не поднимать, иначе ребенок будет опираться на зрительный анализатор.

П П П Ш Ш Ш П’’’П’’’ 1’’1’’ ’’1’’1 ’’’П’’’П

П П П – эта ошибка может быть упрощение (трудности серийной организации), и трудности слухового восприятия.
^ Б. воспроизведение по речевой инструкции

Только на серийную организацию.
По 2 по 3 1громко2тихо 3слабо2сильно
В. оценка ритмов

П П П Ш Ш Ш П П П быст. Ш Ш Ш быст.


  1. Понимание слов близких по звучанию.

Слова поронимы: почка бочка (близость звучания)

Точка дочка (близость звучания)

Почка – точка (близко по произношению)

Дрова – трава

Коза – коса

Мишка – миска

«Смотри на меня!» чтобы ребенок запоминал слова, а не картинку. Если вы видите, что ребенок не может справиться, и опускает глаза, то закрываете картинки, на время предъявление.

  1. Точка – мишка – коса.

  2. Трава – дочка – миска.

  3. Коза – дрова – почка – мишка.

  4. Точка – миска – бочка – трава.

Если ребенок в неправильном порядке слова показывает, то
Оценка:

Продуктивность (6 – 7 лет: продуктивность = 13 – 14 слов; 12 слов – пограничник, 11 слов – трудности слухового восприятия)

Ошибки:

- пропуски слов

- звуковая замена

- оба слова показывает (и точку, и дочку например, хотя была только точка)

- показ далекой по звучанию картинки. = вплетение (трудности программирования и контроля, «от фонаря лепит), или вертикальный повтор = в прошлой подпробе показывал эту картинку (инертность = трудность программирования и контроля).


  1. Понимание слов близких по значению

Близкие группы: 1) ставит – кладет – вешает. 2) крутит – катит. 3) держит – несёт. 4) ведет, тянет, бросает – это фоновые.

Замены внутри групп – близкие замены.

Замены между группа – далекие замены.

Эта проба хорошо коррелирует с успешностью обучения в школе.
^ Лекция № 9 – 10, 7 мая 2007 г.

  1. Слухо-речевая память

Процедура: «мы сейчас будем повторять слова. Повтори: холод, рама, клин. (ребенок повторяет). Теперь: гость, риск, дождь. (независимо от того как хорошо он повторяет за вами слова) Вспомни первые слова. Вспомни вторые слова».

«Теперь постарайся запомнить слова. Повтори: холод, рама, клин. Теперь: гость, риск, дождь. Вспомни первые слова. Вспомни вторые.»

«Повтори еще раз: холод, рама, клин. Теперь: Гость, риск, дождь. Вспомни первые слова. Вспомни вторые.»

Ребенку дают отвлекающее задание (гомогенная интерференция), например, счет.

Вспомни, какие слова ты запоминал (это нужно для того, чтобы посмотреть, помнит ли ребенок разбиение на группы.) (При необходимости после ответа: Какие слова были первые? Какие вторыми?)
Когда мы не даем инструкции «запомни» в первый раз, а только «повтори» - это позволяет нам посмотреть непроизвольную память – больше связана с правым полушарием.

Протокол:

  1. (непосредственное запоминание)

Повторение:

1. + крама фильм 2. Д. христ г. (3)

Воспроизведение:

1? Гость 2? … (1)

  1. Повторение:

  1. + Крама фильм 2. Холод + + (3)

Воспроизведение:

1? Дождь хрис 2? Д. хриск (1,5)

  1. + крама фильм

Холод + + (3)

1? + риск дождь 2? Которые я говорил? (3)

Отсроченное воспроизведение: дождь (1)
Типы ошибок при воспроизведении:

Пропуск слова

Изменение слова – добавление, замена или пропуск одного звука. Прим: риск – хриск, рама – крама = 0.5 в воспроизведении.),

искажение – дополнение, пропуск или замена более одного звука (Арама – это 2 изменения слова = искажение 0 баллов = характерно для правых детей. Риск - христ).

Вербальная замена или семантическая замена – дождь на «ветер», «гроза». Или холод – «мороз». Больше вероятность, что это программирование и контроль (?). Иногда близкие по звучению: клин – «Фильм».

Вплетение – слово, которое мы не понимает откуда взялось, или взялось из предыдущего задания. Ошибка программирования и контроля.

Горизонтальный повтор – механизм программирования и контроля.

Вертикальный повтор – Ошибочное инертное воспроизведение.

Нарушение порядка – неправильная порядок всё время повторяется (передняя ошибка), когда порядок всё время меняется при достаточно устойчивом объеме (правополушарная слабость).
^ Профили при повторении:

Все повторения с первого раза (666):

1 класс (25 чел.) - 6 лет - 48 %

1 класс (50 чел.) - 7 лет - 62 %

(566) – это точно норма:

1 класс - 6 лет - 4 %

1 класс - 7 лет - 18 %

(466, 556):

1 класс - 6 лет - 13 %

1 класс - 7 лет - 4 %

------граница нормы------ (уже можем предполагать кинестетические или слуховые проблемы).

(455, 555):

1 класс - 6 лет - 4 %

1 класс - 7 лет - 5 %

555, гипотезы:

- неправильно воспринимает и неправильно воспроизводит

- проблемы кинестетической информации, т.е. произношения

- инертность, один раз неправильно повторил, и дальше будет так же неправильно повторять.

(545), т.е. кривая с падением продуктивности:

- это может быть из-за 1 блока

- а может быть программирование и контроль

1 класс - 6 лет - 30 % (особенно часто 565)

1 класс - 7 лет - 9 %

(334, 333 и т.д.), низкая продуктивность:

Как правило это сочетание различных механимов

1 класс - 6 лет - 0 %

1 класс - 7 лет - 2 %

^ Профили при повторении:

(344-4) хорошая норма

(234-3) низкая норма

1 класс - 6 лет - 70 %

1 класс - 7 лет - 64 %

Кривая с низким началом и приростом во втором воспроизведении (046) (066) (246):

1 класс - 6 лет - 0 %

1 класс - 7 лет – 7-10 %

Меньше у детей дошкольников и 2 класса. Почему всплеск проблем непроизвольного запоминания: функциональное обкрадывание. (если постоянно активируется левое полушарие – постоянно задания на произвольность). Это понятие нужно, когда ребенка перегружают занятиями языком, при некрепости соматической – будет такое же обкрадывание, проявиться в правополушарных функций – в зрительно-пространственной сфере. Корсакова, Московичуте о взрослых – Семенович о детях - курсовая Оли Семеновой.

Плоские кривые, кривые без прироста (334-3):

1 класс - 6 лет - 0 %

1 класс - 7 лет - 5 %

  1. Программирование и контроль

  2. Слуховые нарушения

Падение продуктивности (354) (534) (305):

1 класс - 6 лет - 17 %

  1. класс - 7 лет - 11 %

1 место) Программирование и контроль

2 место)Слуховые нарушения

Низкая продуктивность (103) (011):

Сочетание лоб-висок (вообще это очень часто встречающееся сочетание)
Запоминание 5 слов

Дом, лес, кот, игла, пирог

  1. Дождь, игра, дом, дождь 1

  2. Дом, икра, игла, пирог 3 (игра, икра – фонематические трудности – трудности переработки слуховой информации) (фактор края)

  3. Дом, игра 1

  4. Дом, игра 1 (вертикальный повтор)

  5. Дом, игра, кот, пирог, игла 4 (фактор края)

Отсроченное воспроизведение:

Дождь, игла, пирог, кот 3
Пересказ «Галка и голуби»

Читает сама:

Галка и… курицы.

Курицы яйца выносили. Потто голуби к ним прилетели и расцарапали их.

^ После прослушивания:

Голубь там был… Они когда были там… (височная фраза: ни одного конкретного слова, но пытается построить сложную синтаксическую конструкцию) Голуби полетели и выгнали их.

^ Кого выгнали? Куриц.
Называние слов

Альбом Фотекова, Ахутина:

На 1 стр. слова моторно простые.
Называние действий
Следящая диагностика

при трудностях переработки слуховой информации

- Фонематический слух (замена звуков близких по звучанию в устной и письменной речи)

- Словарь (бедный, трудности называния и нахождения слов, вербальные замены, обобщающие слова, частое использование местоимений).

- снижение слухоречевой памяти:

- переспрашивают учителя

- пропускают слова, куски фраз, целые фразы из диктанта

- трудности пересказа

- ошибки в математике из-за трудностей запоминания.
^ Ошибки на письме у детей с несформированностью переработки слуховой информации:

- замена звуков, близких по звучания (глухих и звонких, твердых и мягких и т.д.)

- пропуски слов (особенно однородных членов предложений)

- пропуски предложений в диктантах
Акустико-артикуляторная (фонематическая) дисграфия.

«Семен поднялся на сорке (зорьке),

У дороги пободались (попадались)

Протязжный крик (протяжный)»
Письмо под диктовку ребенка с несформированностью лоб-висок.

Белга

Белга живет в лесу. ана чясто сидит на сучке. у белге пушстый хвост. у белге цепля шкурка. он ж и вёт вдупле. ей зимой дебпло.
Аффриката

Ц = т + с

Ч = т’+ ш’
Коррекция:

1. Начинаем с различения далеких по звучанию

2. Опора на сохранные звенья

- раннее обучение чтению = растут возможности функционального различения.
^ Диагностика функций переработки зрительной информации

Педагоги считаю, что зрительная функция достаточно созрела. И использование картинок предметных, сюжетных обеспечивает понимание. – это иллюзия. При специальном исследовании оказалось, что от 15 до 25 % детей имеют тонкие или не тонкие трудности.
Проба на зрительный гнозис:
Реалистические изображения

Усложнение: наличие предметов-соперников (гриб-лампа, мяч-помидор, змея-шланг).

Кроме изображений соперников учитывается возможность толкования (перо-лист. Часто принимают за лист).
Наложенные изображения (Поппельрейтер)

Трудности опознания ёлки – вероятнее всего проблема правого полушария. (фрагментарность).
Перечеркнутые изображения
Недорисованные изображения

Позволяет увидеть истинную фрагментарность.
Типы ошибок:

Перцептивно-вербальные ошибки (кувшин-ваза, балалайка-гитара, диван-кресло): та же семантическая область, похожий предмет. Не знаем, он не знает признаков различения изображения, или он слово забыл. Задние отделы ЛП. Обобщенное слова (ландыш – цветок. Нужно спросить: а какой это цветок?)

Перцептивно-близкие (фуражка-тарелка, лампа-стул для пианино): сюда относятся как истинно гностические ошибки, так и псевдогностические ошибки (молоток-коробка, автобус – интерпретирует переднюю часть – лоб – импульсивно схватывают какой-то кусок, выдвигают гипотезу, не проверяют ее, и она застревает.)

^ Смешение фигуры и фона (кувшин-сердечко, молоток-молния) – переключение взора – передняя ошибка (атаксия взора).

Фрагментарные ошибки (ножницы-ложка, якорь-стрелка, дорожный знак) = ПП

^ Перцептивно-далекие ошибки (ключ-кошка, кувшин-ракета) = сначала ПП, а потом еще лбом закрепил. Т.е. комплексные дети делают такие ошибки.

Вербальные ошибки (желудь-«на дубу который», весы-«это чтобы измерять», лейка-«поливалка» - т.е. неологизм, сам изобрел) – бедность словаря, т.е. проблемы слуховой информации.

^ Персевераторные ошибки – (это ножницы, и это тоже ножницы, и это тоже ножницы)
Зрительная память (узнавание)

«Посмотри внимательно, запомни» - «А теперь найди вот здесь»

Тоже самое со вторыми картинками.

Далее гомогенная интерференция. Например, зрительно-пространственная память.
Зрительные ассоциации

Лист бумаги разделен на 6 или 8 клеток. Дается только 1 карандаш.

- свободные

- направленные

Фиксируется время. Для определения 1 блока очень информативно.

Спрашиваем название рисунка.

- анализ качества рисунков: насколько узнаваемы, насколько разнообразны

Повторы: в рисовании фона. Повтор фоновых деталей при разнообразии рисунков – это передняя слабость.

Высокое качество рисунка – значит правое полушарие в порядке.

Анализирует название рисунков:

^ Следящая диагностика при

нарушении переработки зрительной информации

- рисунки очень обобщенные, низкого качества, при повторении не закрепление формы, а ее утеря.

- трудности усвоения графического образа буквы (путают редкие и заглавные буквы Н-К, Ц-Ч, п-к-н) и цифры, что приводит к трудностям письма

- трудности опознания букв и цифр приводят к трудностям чтения (угадывающее чтение).

! утеря формы рисунка при повторении его несколько раз
Пример коррекционного занятия: как научиться писать цифру 2. Золотарева Элла.
^ Общий подход к коррекции зрительно-вербальных функций

Для каждого возраста давать адекватные по качеству и количеству зрительные стимулы

Вместе с ребенком рассматривать игрушки, др. предметы и сценки, картинки, комментировать важные детали, т.о. научая, на что надо обращать внимание и как правильно понять смысл того, что перед глазами







Скачать файл (171.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru