Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Лекции по охране труда в отрасли - файл 1.doc


Лекции по охране труда в отрасли
скачать (2142 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc2142kb.16.11.2011 03:51скачать

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:





1 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

Человек значительную часть своей жизни тратит на работу, которая является основным видом деятельности, поскольку связанная с производством общественно полезных продуктов - материальных и духовных.

Работа как процесс представляет собой единство трех составных частей:

- самой работы, как целесообразной деятельности;

- предмета труда (то, на что направленная работа);

- орудий труда.

Содержание труда предопределяется техникой, технологией, организацией
производства и производственной средой, т.е. уровнем развития
продуктивных сил общества.

Производственная среда - это среда, где человек осуществляет свою трудовую деятельность.

В свою очередь труд отличается величиной и структурой нагрузок, условиями производственной среды, которая вызывает определенное трудовое напряжение организма работника.

Отличия в напряженности определенных физиологических систем обусловлены разными факторами и их комбинациями. При этом выделяют факторы тяжести труда, факторы процесса и факторы условий труда.

Факторы тяжести труда обуславливаются:

- особенностями трудового процесса;

- условиями производственной среды.

Факторы трудового процесса определяют нагрузки на мышечную и нервную системы; соотношение между динамическими и статическими нагрузками; ритм и темп; количество информации, которая поступает и перерабатывается; монотонность; рабочая поза и изменяемость труда.

Факторы условий труда включают определенную совокупность санитарно-гигиенических, психологических и эстетичных элементов производственной среды, которые действуют на работника во время труда.

Соответственно рекомендациям МОТ определяют такие основные факторы производственной среды, влияющие на трудоспособность человека в процессе производства:

- физическое усилие (перемещение грузов определенного веса в рабочей зоне, усилия, связанные с удержанием грузов, нажатием на предмет труда или рычаг управления механизмом на протяжении определенного времени);

- нервное напряжение (сложность расчетов, особенности требования к качеству продукции, сложность управления механизмом, аппаратом, принадлежностями, опасность для жизни и здоровья людей во время выполнения работ, особая точность выполнения);

- рабочее положение (положение тела человека и его органов соответственно средствам производства);

- монотонность труда (многоразовое повторение однообразных, кратковременных вариаций, действий, циклов);

- температура, влажность, тепловое излучение в рабочей зоне;

- загрязнение воздуха;

- производственный шум;

- вибрация, колебания, толчки;

- освещенность в рабочей зоне.

Все эти факторы влияют на здоровье и трудоспособность человека. Поэтому необходима комплексная оценка факторов производственной среды и характера труда.

Для оценки трудоспособности применяются три группы показателей, которые характеризуют результаты производственной деятельности, физиологические нарушения и изменения в психических функциях человека в процессе труда. Это производственные, физиологические и психологические показатели.

Комплексный подход к охране труда предусматривает учет организационных, экономических, социальных, психологических, технических, правовых и других аспектов управления в их совокупности и взаимосвязи.

Методологической основой курса является анализ условий труда, технологических процессов, производственного оборудования, рабочих мест, трудовых операций, организации производства с целью выявления вредных и опасных факторов, возникновение возможных аварийных ситуаций и определение мероприятий по улучшению условий труда.

Главная цель курса - предоставить будущим специалистам знания основ охраны труда в отрасли, реализация которых на практике будет оказывать содействие улучшению условий труда, подъему его производительности, предотвращению профессиональных заболеваний, производственного травматизма и т.п..

Задачами охраны труда являются также:

- поиск оптимальных соотношений между разными факторами производственной среды;

- внедрение норм предельно допустимых уровней вредных производственных факторов, определение степени вредности и опасности труда;

- разработка и планирование мероприятий по улучшению условий труда;

- обеспечение безопасности выполнения работ работником;

- внедрение технических средств и мероприятий по борьбе с травматизмом и профзаболеваниями;

- разработка методов оценки социальной и экономической эффективности мероприятий по усовершенствованию условий и охраны труда.


К основным мероприятиям повышения безопасности труда, общих для всех производств, относят:

- разработка и внедрение безопасных и безвредных технологий. Проектирование и организация технологического процесса происходит таким образом, чтобы исключить любые отклонения технологических параметров от нормативных. Эта проблема проще всего решается при замене дискретных процессов на беспрерывные;

- механизацию и автоматизацию производственных процессов, которые исключают контакт работающих с производственной средой, опасными и вредными факторами;

- оснащение основных металлургических агрегатов и оборудование современными средствами техники безопасности и промышленной санитарии, чтобы исключить распространение опасных и вредных факторов за границы агрегата или механизма.

Существенного повышения безопасности производственных процессов и оборудования можно добиться реализацией комплексных мероприятий, в которых рядом с внедрением новой, более безопасной технологии решаются вопрос автоматизации, механизации процесса и оснащение оборудования средствами защиты работающих от действия опасных и вредных производственных факторов.

По сведениям Международного бюро труда, на земном шаре каждые три минуты от несчастного случая погибает один человек. Ежесекундно четверо получают производственную травму. Травматизм – основная причина смерти людей до сорока одного года. В результате научно – технического прогресса опасность техники возрастает быстрее, чем средства защиты от нее. В Украине ежедневно на производстве травмируются в среднем 100-120 человек, из которых 18-20 остаются инвалидами, 4-5 погибают.

Исследования показывают, что 60-80% несчастий случаются ныне по вине самого пострадавшего. И это понятно: человек не рождается с уважением к правилам техники безопасности. Поэтому руководитель должен иметь не только глубокие знания в области охраны труда, но и уметь привить интерес к выполнению норм и правил, к творческому решению проблем улучшения условий труда на производстве своим подчиненным.

Характер и состояние условий труда зависят в конце концов от производственных отношений, которые властвуют в обществе, от определенного ими положения трудящегося в общественном производстве.

Основные научные направления решения проблем охраны труда представлено на рис. 1.1



Рисунок 1.1 - Основные научные направления решения проблем охраны труда

Несмотря на мероприятия, которые внедряются государством и руководителями предприятий, производственный травматизм, особенно в металлургии, снижается очень медленно.

Рассматривая третье измерение и исходя из общих требований к охране труда, как нормативную науку, министерства и ведомства разрабатывают конкретные меры по оздоровлению и безопасности условий труда, профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Эти мероприятия определяются специальными правилами техники безопасности, санитарными нормами, строительными нормами и правилами, производственными инструкциями и другими документами. В зависимости от масштаба применения эти правила и нормы разделяют на межгосударственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБП), межотраслевые (ДНАОП - Государственные нормативные акты охраны труда, отраслевые (НАОП - Нормативные акты охраны труда). Государственные стандарты Украины по вопросам безопасности труда (ДСТУ), нормативные документы по охране труда в области строительства. Все эти документы включены в реестр ДНАОП, который содержит 2631 нормативный акт, в том числе 234 межотраслевых и 204 отраслевых, 344 межгосударственных (ГОСТ ССБТ и 39 ДСТУ, 697 правил, 94 нормы, 200 положений и уставов, 327 инструкций, 162 руководства или указания, требования, рекомендации, 15 технических условий безопасности, 49 перечней других нормативных актов.

Межгосударственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ), которым в международной классификации стандартов присвоен 12 класс, установлена такая структура обозначения стандартов ССБТ: первые две цифры - класс стандарта, третья цифра - код группы, четвертая, пятая и шестая цифры - порядковый номер в группе, последние две цифры - год регистрации стандарта (рис.1.2).





Рисунок 1.2 - Структура обозначения стандартов ССБТ на примере ГОСТ 12.0.001-82

ССБТ подчинена определенной иерархии. В первую группу вошли основополагающие государственные стандарты, в которых установлена структура системы, изложены методы классификации неблагоприятных воздействий на производстве, приведены понятия и термины, которые используются в области охраны труда. Дальнейшие группы стандартов содержат требования с точки зрения безопасности относительно общих для многих производств факторов (шум, вибрация запыленность и т.п.), оборудования и технологических процессов. Завершают систему стандарты на средства и мероприятия по защите работающих: коллективные (ограждение, вентиляция и т.п.) и индивидуальные (спецобувь, защитные очки и т.п.).

Государственные нормативные акты охраны труда, которые делятся на межотраслевые - ДНАОП и отраслевые - НАОП, кодируются таким образом:





Государственный реестр нормативных актов, действующих в Украине, издан Госкомнадзорохрантруда постоянно обновляется.

Таким образом, предмет "Охрана труда в отрасли" является прикладной технической наукой, он неразрывно связан со специальными общетехническими дисциплинами.

Основные составные части охраны труда: трудовое законодательство, производственная санитария, техника безопасности и противопожарная техника.


    1. Основные термины и определения охраны труда


Трудовое законодательство устанавливает основные права и обязанности рабочих и служащих, порядок составления коллективного договора, его содержание и действие, гарантии приема на работу, здоровые и безопасные условия труда, правила трудовой дисциплины, инструктажа по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной охраны и других правил охраны труда, гарантии и компенсации, льготы для рабочих и служащих, которые объединяют работу с обучением, порядок рассмотрения трудовых споров, участие рабочих и служащих в управлении производством, надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, другие вопросы.

Охрана труда — это система законодательных актов, социально-экономических, технических, гигиеничных и организационных мероприятий, которые направлены на создание безопасности, сохранение здоровья и трудоспособности человека в процессе труда.

Техника безопасности представляет собой систему организационных и технических мероприятий и средств, которые предотвращают влияние опасных производственных факторов на работников.

Производственная санитария,— система организационных, гигиеничных и санитарно-технических мероприятий и средств, которые предотвращают влияние вредных производственных факторов на работающий.

К опасным производственным факторам относят такие, действие которых на работающего приводит к травме; к вредным производственным факторам — такие, действие которых на работающего служит причиной болезни или профессионального заболевания.

Гигиена труда — комплекс санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мер по оздоровлению условий труда. К таким мероприятиям относят создания на рабочих местах нормальной воздушной среды, которая отвечает требованиям санитарных норм, освещение, устранение вредного влияния вибрации и шума, оборудование необходимых санитарно-бытовых помещений.

Коллективный договор укладывают на всех предприятиях промышленности, в строительстве и транспортных организациях на срок, согласованный трудовыми коллективами. В коллективный договор входят двусторонние обязательства администрации и коллектива трудящихся относительно выполнения работ, технико-экономических показателей, а также мероприятий улучшения условий труда и быта трудящихся. В связи с этим прежде всего определяются обязанности администрации, рабочих и служащих относительно охраны труда, согласно которым руководство предприятия (учреждения) обязано:

- правильно организовывать труд рабочих - так, чтобы каждый рабочий или служащий работал за своей специальностью и квалификацией;

- закреплять за каждым рабочим или служащим определенное рабочее место;

- обеспечивать исправность машин, станков и другого оборудования, соответствие его технологическому процессу;

- внедрять технически обоснованные нормы, новую технику и технологию;

- укреплять трудовую и производственную дисциплину;

- придерживаться законов и правил охраны труда.


^ 2 ПРАВОВОЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА


2.1 Законодательные акты по охраны труда


Общими законами Украины, что определяют основные положения по охраны труда, есть Конституция Украины, Кодекс законов о труде и Законе Украины «Об охране труда».

Основным законом, что гарантирует права граждан на безопасные и безвредные условия труда есть Конституция Украины. Реализация этих прав осуществляется через выполнение требований, изложенных в законодательных актах.

Кодекс законов о труде (КЗоТ) Украины определяет правовые принципы и гарантии осуществления гражданами Украины права распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, регулирует трудовые отношения работников всех предприятий, учреждениям независимо от форм собственности, виду деятельности и отраслевой принадлежности.

Кодекс законов о труде главой XI «Охрана труда» определяет основы правовой регуляции охраны труда. Кроме того, нормы относительно охраны труда содержатся во многих статьях других глав КЗоТ Украины, таких как «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Труд женщин», «Труд молодежи», «Профессиональные союзы», «Наблюдение и контроль за выполнением законодательства о труде».

Закон Украины «О предприятиях в Украине» (ст. 25) определяет, что предприятие обязано обеспечить всем работникам на нем безопасные и безвредные условия труда и несет ответственность в установленном законодательством порядке за вред, причиненный их здоровью и работоспособности.

Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях» (ст. 7 предусмотрена, что в коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон относительно охраны труда, а ст. 8 определяет, что в соглашениях на государственном, отраслевом и региональном уровнях регулируются основные принципы и нормы реализации социально-экономической политики, в частности относительно условий охраны труда.

14 октября 1992 г. Верховная Рада Украины приняла закон «Об охране труда», действие которого распространяется на все предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и видов их деятельности.

Закон определяет основные положения относительно реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, регулирует при участии соответствующих государственных органов отношения между владельцем предприятия, учреждения и организации или уполномоченным им органом и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единственный порядок организации охраны труда в Украине.

Закону «Об охране труда» присущие многочисленные нововведения, такие как:

- внедрение экономических методов управления охраной труда на изменение административно-командным;

- применения ряда дополнительных штрафных санкций, а также льгот относительно налогообложения;

- создание четкой системы органов государственного управления и наблюдения за охраной труда и системы организации этой работы

- непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности;

- существенное расширение прав и социальных гарантий работников, в первую очередь лиц, которые потерпели от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, и семей погибших;

- определения места и роли коллективного договора предприятия в выполнении заданий относительно улучшения условий и безопасности труда, обеспечения установленных законом прав и социальных гарантий работников, в том числе на льготы и компенсации;

- определение правового статуса служб охраны труда на предприятиях и в органах государственного управления всех уровней;

- обеспечение обучения населения по вопросам охраны труда;

- внедрение специального курса «Охрана труда» во всех учебных заведениях системы образования Украины, учреждения подготовки специалистов из охраны труда в высших технических учебных заведениях;

- обеспечение активного участия профсоюзов и других общественных формирований, широких кругов трудящихся в решении проблем охраны труда;

- создание необходимых предпосылок для учреждения новых общественных институтов и возможности избрания комиссий из охраны труда предприятия и уполномоченных трудового коллектива по этим вопросам и тому подобное.

В законе учтены основные требования конвенций и рекомендации Международной Организации Труда относительно безопасности и гигиены труда и производственной среды, регуляция отношений охраны труда в передовых странах, опыт охраны труда в Украине в предыдущие годы.

Особенно важными статьями закона «Об охране труда» являются такие статьи:

Права граждан на охрану труда при заключении трудового договора (ст. 1);

Права работников на охрану труда во время работы на предприятии (ст. 1);

Социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (ст. 2);

Право работников на льготы и компенсации за тяжелые и вредные условия труда (ст. 2);

Выдача работникам спецодежды, других средств Индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств (ст. 3);

Возмещение владельцем вреда работникам в случае повреждения их здоровья (ст. 4);

Возмещение морального вреда (ст. 5);

Пересмотр размера возмещения вреда (ст. 5);

Охрана труда женщин (ст. 6);

Охрана труда несовершеннолетних (ст. 6);

Охрана труда инвалидов (ст. 7).

Закон Украины «Об охране труда» определяет социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия по охране труда.

^ Социально-экономическими мероприятиями по охране труда предусматриваются экономические методы управления охраной труда:

- создания государственного, регионального и отраслевого фондов охраны труда и фонда охраны труда на предприятии (ст. 21);

- обязательное социальное страхование работников владельцем предприятия от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (ст. 8);

- сохранение среднего заработка за работником за период простоя в случае отказа работника от порученной работы, если создалась производственная ситуация, опасная для жизни или здоровья его самого, или для людей, которые его окружают (ст. 7);

- выплата выходного пособия при разрыве трудового договора по собственному желанием, если владелец не выполняет требований законодательства или условий коллективного договора по вопросам охраны труда (ст. 7);

- бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием и другие льготы и компенсации работникам, что заняты на работах с тяжелыми и вредными условиями (ст. 9);

- бесплатная выдача работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты на работах с вредными и опасными условиями (ст. 10);

- возмещение владельцем вреда в связи с увечьем и другим повреждением здоровья (или его семьи в случае смерти пострадавшего), связанными с выполнением трудовых обязанностей (ст. 11), а также морального вреда.

^ Организационно-технические мероприятия и средства относительно охраны труда, призванные обеспечить такой уровень организации труда на предприятии и такие технические решения по охране труда для всего технологического процесса, отдельного оборудования, инструментов, которые исключали бы влияние на работников опасных производственных факторов, а также исключали или уменьшали к допустимым нормативным значениям влияние на работников вредных производственных факторов.

^ Организационными мероприятиями охраны труда является: правильная выучка работников, четкое и своевременное проведение инструктажей и контроля знаний по охраны труда (ст. 20), правильное планирование рабочих мест, правильная организация труда, соблюдение установленного хода технологического процесса, удовлетворительное состояние средств коллективной и индивидуальной защиты.

Технологическими (инженерными) мероприятиями и средствами охраны труда является: применения технического совершенного и исправного оборудования, инструментов и устройств, транспортных средств и средств коллективной защиты (ограждает, предохранительных устройств, блокировка, сигнализации, системы дистанционного управления, специальных средств).

^ Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда предусматривают исследование влияния производственных факторов на человека и установление допустимых значений этих факторов на рабочих местах, определения фактических значений конкретных параметров производственных факторов на рабочих местах, а также определения соответствия условий на рабочих местах требованиям нормативных документов.

^ Лечебно-профилактические мероприятия по охране труда предусматривают соответствующие предварительные и периодические медицинские осмотры работников, перевод работников на более легкую работу по состоянию здоровья, бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, возмещение пострадавшему работнику расходов на лечение, особенные требования по охране труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов.

Специальными законодательными актами являются межотраслевые и отраслевые акты об охране труда.

Государственные межотраслевые и отраслевые нормативные акты об охране труда - это правила, стандарты, нормы, положение, инструкции и другие документы, которым предоставлено действие правовых норм, обязательных для выполнения.

Кроме законодательных актов Украины, правовые отношения в сфере охраны труда регулируются подзаконными нормативными актами: Указами и распоряжениями Президента Украины, решением правительства Украины, нормативными актами министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти.

Полный перечень действующих в Украине нормативных документов по охране труда приведено в «Государственном реестре межотраслевых и отраслевых актов об охране труда», который действует с 1995 года. Он включает 2000 нормативных актов (правил, норм, положений, инструкций и тому подобное), а также 350 межгосударственных стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ) и около 40 государственных стандартов Украины (ДСТУ).


2.2 Ответственность за нарушение требований охраны труда


Выделяют следующие виды ответственности: административная, гражданская, дисциплинарная, материальная, криминальная. Предусмотрена ответственность как предприятий, так и самих работников.

Дисциплинарная ответственность регулируется Кодексом законов о труде и предусматривает такие виды наказания, как выговор и увольнение.

Материальной ответственностью предусмотрено возмещение убытков, причиненных предприятиями работникам (или членам их семей), которые пострадали от несчастного случая или профзаболевания.

Административная ответственность - это ответственность должностных лиц и работников перед органами государственного надзора, что заключается в применении к ним штрафных санкций. Условия привлечения к административной ответственности предусмотрены Кодексом Украины об административных правонарушениях. Ст. 41 КУАП предусматривает, что нарушение требований законодательных и других нормативных актов охраны труда влечет за собой взыскание штрафа из виновных лиц в таких размерах:

- из работников - от 2 до 5 необлагаемых минимумов доходов граждан;

- из должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также из граждан - владельцев предприятий или уполномоченных ими лиц - от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Контроль и наблюдение за соблюдением законодательных и других нормативных актов по охраны труда, по безопасности проведения работ осуществляют органы Департамента государственного наблюдения за соблюдением законодательства о труде. Государственные инспекторы этого департамента рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания. Невыполнение законных требований должностных лиц органов департамента относительно устранений нарушений законодательства об охране труда или создания препятствий деятельности этих органов, тянет согласно ст. 188 КУАП наложения штрафа на работников в размере от 3 до 5 необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от 10 до 14.

Законом «Об охране труда» и Положением, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 17 сентября 1993 г. № 754, установлена ответственность предприятий, учреждений, организаций в виде штрафа за:

- нарушение требований актов законодательства, правил, норм, инструкций об охране труда, которые являются обязательными для выполнения;

- невыполнения распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды.

Эти штрафы налагаются по итогам комплексной проверки состояния охраны труда на предприятии должностными лицами Госнадзорохрантруд (Управление организации надзорной деятельности) в таких размерах:

- председателем Госнадзорохрантруд - до 2% месячного фонда заработной платы предприятия, из которого взимается штраф;

- начальниками территориальных управлений - до 1%;

- начальниками инспекций - до 0,5%.

Максимальный размер штрафа, что взимается из предприятия не может превышать 2% месячного фонда зарплаты (п. 5 Положения).

Предприятие также платит штраф за каждый несчастный случай на производстве и каждый случай профессионального заболевания, что произошли по его вине, а именно в случае:

- несчастного случая, что не привел к стойкой потере работоспособности работника - в размере, определенном из расчета среднемесячного заработка пострадавшего за период его временной неработоспособности;

- несчастного случая, что привел к стойкой потере работоспособности, и за профессиональное заболевание - в размере, определенном из расчета половины среднемесячного заработка пострадавшего за каждый процент потери им профессиональной трудоспособности;

- смерти пострадавшего - в размере двухгодичного заработка пострадавшего (п. 6 Положения).

Если установлен факт сокрытия несчастного случая, владелец платит штраф в десятикратном размере (ст. 31 Закона «Об охране труда»).

Криминальный Кодекс Украины предусматривает наказание за преступления в отрасли охраны труда, предусмотренные ст. 135 «Нарушения требований законодательства об охране труда» и ст. 218-220 («Нарушение правил безопасности горных работ», «Нарушение правил при проведении строительных работ», «Нарушения правил пожарной безопасности»).

Согласно со ст. 135 нарушения требований законодательных и других нормативных актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, гражданином - владельцем предприятия или уполномоченным им лицом, если это нарушение создавало опасность для жизни или здоровья граждан - карается исправительными работами сроком до одного года или штрафом до пятнадцати минимальных размеров заработной платы. То самое деяние, если оно повлекло несчастные случаи с людьми - карается лишением свободы на срок до четырех лет.

^ 3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА


Рассматривая государственное управление охраной труда в Украине, следует определить, что закон «Об охране труда» впервые четко определил политику государства в сфере защиты интересов как нанимаемых работников, так и работодателей в трудовом процессе, законодательно закрепил право работника на безопасную работу.

Согласно этому закону, роль государства и его институтов в охране труда не сводится лишь к созданию правовых норм и административного надзора. Государство разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на создание целостной системы государственного управления охраной жизни и здоровья людей на производстве, организует контроль за выполнением соответствующих законодательных и нормативных актов, координирует деятельность центральных и местных органов исполнительной власти в этой сфере, инициирует разработку конкретных программ в области безопасности и гигиены труда, следит за их выполнением.

Учитывая, что состояние охраны труда отражается практически на всех показателях качества жизни общества (продолжительности жизни людей, состоянии их здоровья, сохранении национального богатства), в Украине 1990 года была разработана Концепция усовершенствования управления охраной труда.

При разработке концепции опирались на такие принципы:

- принцип обязательного обеспечения безопасности человека, приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;

- принцип платы за риск. Во многих странах экономические льготы и санкции являются рычагами государственной политики в области охраны труда. За расчетами немецкого совета предпринимателей последствия несчастных случаев стоят в 10 раз дороже, чем стоимость мероприятий по их предотвращению. Неслучайно во многих развитых странах инвестирования в мероприятия по охране труда считаются удачным бизнесом;

- принцип добровольности и приемлемости риска, т.е. никто
не имеет права подвергать человека риску без ее согласия;

- принцип правового регулирования риска, т.е. наличия
государственных законов, которые устанавливают систему запретов и норм предупреждения несчастных случаев и профзаболеваний, а также
обязательную ответственность за нарушение этих законов;

- принцип доступности и открытости информации по вопросам охраны труда.

Государственная политика в области охраны труда базируется на принципах:

-приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам деятельности предприятий;

-полной ответственности владельца за создание безопасных и безвредных условий труда;

-комплексного решения задач охраны труда на основе национальных программ по этим вопросам и учета направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;

-социальной защиты работников, полного возмещения вреда лицам, которые пострадали от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- установление единых нормативов по охраны труда, независимо от форм собственности предприятий и видов их деятельности;

-использование экономических методов управления охраной труда, проведение политики льготного налогообложения, влияющих на создание безопасных и безвредных условий труда, участия государства в финансировании мероприятий по охране труда;

-осуществление обучения населения, профессиональной подготовки и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда;

-обеспечение координации деятельности государственных органов, организаций и объединений граждан, которые решают различные проблемы здравоохранения, гигиены и безопасности труда;

-международное сотрудничество в области охраны труда.

Эти принципы рассматриваются в разделе «Основные принципы государственной политики в области охраны труда» в работе Научно-практический комментарий к закону Украины «Об охране труда» с. 21-28.

Впервые было разработано и утверждено правительством Национальную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды на 1994-1995 годы. Главной целью программы было создание государственной системы управления охраной труда, которая бы оказывала содействие решению задач правового, организационного, материально-технического и научного обеспечения работы в области безопасности и условий труда.

Закон «Об охране труда» предусматривает четкую систему государственного управления охраной труда - от правительства, при котором создано и функционирует Национальный Совет по обеспечению безопасной жизнедеятельности населения, к предприятию.

Государственное управление охраной труда в Украине осуществляют Кабинет Министров Украины, Департамент государственного надзора за соблюдением законодательства о труде, министерства и другие центральные органы государственной исполнительной власти, местные государственные администрации, местные Совета.


3.1 Полномочия органов, осуществляющих государственное управление охраной труда


Кабинет Министров Украины обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда, определяет функции министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти относительно создания безопасных и безвредных условий труда и порядок создания и использования государственного, отраслевых и региональных фондов охраны труда, утверждает национальную программу относительно улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды.

^ Кабинет Министров Украины утвердил:

- Национальную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды на 1996-2000 годы, в которую вошли Рекомендации участников І Украинской конференции по охране труда;

-Государственную программу обучения и повышения уровня знаний работников, населения Украины по вопросам охраны труда на 1996—2000 годы;

-Программу высвобождения женщин из производств, связанных с тяжелой работой и вредными условиями, а также ограничения
использования их труда в ночное время на 1996—1998 годы.

Для реализации целостной системы государственного управления охраной труда при Кабинете Министров Украины создан Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения.

Постановлением Кабинета Министров от 27 января 1993 г. бывший Госгортехнадзор преобразован в Государственный комитет по надзору за охраной труда. Сейчас это Департамент государственного надзора за соблюдением законодательства о труде в системе Министерства труда и социальной политики Украины, который включает:

- управление политики охраны труда;

- управление организации надзорной деятельности;

- управление по методологии проверок правовых вопросов труда.

^ Основные задачи, функции и права Департамента

Департамент реализует государственную политику в области охраны труда, осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов по охране труда и при пользовании недрами.

Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, декретами, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, а также вышеупомянутым положением. В пределах своих полномочий Комитет организует выполнение актов законодательства Украины и осуществляет систематический контроль за их выполнением.

Департамент обобщает практику применения актов законодательства по вопросам, которые входят в его компетенцию, разрабатывает предложения относительно его усовершенствования и вносит их на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

^ Основными задачами Департамента являются:

- комплексное управление охраной труда на государственном уровне;

- осуществление государственного надзора за соблюдением в процессе трудовой деятельности требований законодательных и других нормативных актов относительно безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также за проведением работ по геологическому изучению недр, их охраной и использованием, переработкой минерального сырья;

- проведение экспертизы проектной документации и выдача разрешений на введение в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, объектов и средств производства;

- координация научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда и повышения эффективности государственного надзора за охраной труда;

- развитие в установленном порядке международных связей по
вопросам надзора и охраны труда.

^ Государственный департамент по надзору за охраной труда в соответствии с возложенными на него задачами:

  1. разрабатывает при участии министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти и профсоюзов национальную программу улучшения безопасности, гигиены труда и производственной среды и контролирует ее выполнение;

  2. осуществляет управление Государственным фондом охраны труда;

  3. координирует работу министерств, других центральных органов
    государственной исполнительной власти, местных государственных администраций и объединений предприятий в области безопасности, гигиены труда и производственной среды;

4) организует и осуществляет государственный надзор за:

- соблюдением в процессе трудовой деятельности требований законодательных, межотраслевых, отраслевых и других нормативных актов относительно охраны труда;

- соответствием требованиям нормативных актов об охране
труда действующих технологий, технологических процессов, машин, механизмов, оборудования, транспортных средств и механизмов, в том числе приобретенных за границей;

- безопасностью и техническим состоянием строений, сооружений, оборудования, других средств производства;

- своевременным обеспечением работников спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты и содержанием их соответственно действующим нормативным актам;

- изготовлением, монтажом, ремонтом, реконструкцией, отладкой и эксплуатацией машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств производства согласно требованиям нормативных актов об охране труда;

- соответствием требованиям правил и норм по охраны труда объектов производственного, социально-культурного и бытового назначения, а также тех, которые строятся и реконструируются;

- изготовлением, транспортированием, хранением, использованием и учетом взрывных материалов и изделий на их основе;

- полнотой изучения месторождений полезных ископаемых и условий их разработки, условий строительства и эксплуатации подземных сооружений, захоронением вредных веществ, отходов производства, а также правильностью и своевременностью передачи месторождений полезных ископаемых для промышленного освоения;

- соблюдением требований относительно охраны недр при ведении работ по их изучению, установлении кондиций на минеральное сырье, разработке месторождений твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых и использовании недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- обеспечением рационального использования минеральных
ресурсов при их переработке, наиболее полным и комплексным изъятиям имеющихся полезных компонентов;

- проведением комплекса маркшейдерских и геологических работ;

- работой служб внутриведомственного контроля за состоянием охраны труда, служб охраны труда и других структурных подразделений предприятий относительно создания безопасных и безвредных условий труда;

- готовностью военизированных и других профессиональных аварийно- спасательных формирований, аварийно-диспетчерских служб к локализации и ликвидации аварий;

5) регистрирует объекты газового комплекса, котельные установки и сосуды, которые работают под давлением, трубопроводы для пара и горячей воды, подъемные сооружения, склады взрывных материалов и другие объекты, требующие регистрации соответственно действующим нормативным актам;

6) проводит:

- экспертизу проектов строительства (реконструкции, технического оснащения) предприятий и производственных объектов, разработок новых технологий, средств производства, средств коллективной и индивидуальной защиты работающих на соответствие их нормативным актам об охране труда. Принимает участие в принятии в эксплуатацию производственных объектов;

- выборочную проверку наличия и выполнения проектов ведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, мероприятий по предотвращению и устранения вредного влияния горных работ на дома и сооружения, а также установленного порядка учета, состояния и движения запасов полезных ископаемых, переделываемого сырья и их потерь;

- технический осмотр и испытания объектов котлонадзора, газового комплекса, подъемных сооружений и других объектов на их соответствие установленным требованиям, контролирует своевременность проведения такого осмотра и испытаний предприятиями, учреждениями и организациями;

7) выдает:

- разрешения на введение новых и реконструированных объектов производственного и социально-культурного назначения, а также на начало работы созданных предприятий, изготовление и передачу в производство образцов новых машин, механизмов, оборудования и других средств производства, на внедрение новых технологий; изготовление, испытание, монтаж, ремонт, реконструкцию, отладку и эксплуатацию паровых и водонагревательных котлов и сосудов, которые работают под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, подъемных сооружений, оборудования и технологических объектов газового комплекса;

- горные отводы на все виды пользования недрами (кроме добычи полезных ископаемых местного значения);

- свидетельства на право приобретения промышленных взрывных материалов предприятиями и организациями, разрешения на проведение подрывных работ и изготовление простейших взрывных веществ на местах работ;

  1. разрабатывает с привлечением министерств и ведомств и утверждает
    новые, пересматривает, отменяет, прекращает действие государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов по охране труда, а также другие нормативные акты соответственно своим полномочиям;

  2. согласовывает:

- стандарты, технические условия и другие нормативно-технические документы на средства производства и технологические процессы, которые содержат требования охраны труда, а также правила и инструкции относительно работ по изучению, использованию и охране недр, переработке минерального сырья;

- нормы отбора и потерь полезных ископаемых на предприятиях,
которые добывают твердые, газообразные полезные ископаемые и гидроминеральные ресурсы;

- вопросы застройки месторождений полезных ископаемых и списание их запасов из баланса предприятий (кроме полезных ископаемых местного значения);

- мероприятия по защите здоровья и жизни работников и населения в случае поступления на предприятие новых опасных веществ или превышение допустимых объемов их хранения;

  1. организует вместе с Госстандартом проведение сертификации машин, механизмов, оборудования, транспортных средств, технологических процессов и работ, стандарты на которые содержат требования относительно обеспечения безопасности труда, жизни и здоровья людей;

  2. принимает нормативные акты об обучении по вопросам охраны труда;

12) осуществляет учет и анализ аварий и несчастных случаев на производстве, разрабатывает на этой основе предложения о профилактике аварийности и производственного травматизма;

13) обеспечивает проведение исследовательских работ по вопросам охраны труда и повышения эффективности государственного надзора, координирует и согласовывает тематические планы научно-исследовательских работ; осуществляет контроль за реализацией научно-технических программ по вопросам, которые входят в его компетенцию;

  1. ведет информационно-разъяснительную роботу через прессу, телевидение, радио и другие средства массовой информации относительно требований Закона Украины «Об охране труда», о состоянии аварийности и травматизма в общественном производстве;

  2. выдает техническую, информационно-справочную (в том числе информационный бюллетень) и другую литературу по безопасности труда, охране недр, надзорной деятельности;

  3. рассматривает предложения и запросы граждан по вопросам, которые входят в компетенцию Департамента;

  4. принимает участие в международном сотрудничестве в области охраны труда и использовании недр, изучает, обобщает и распространяет мировой опыт, организовывает выполнение международных договоров и соглашений по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды;

  1. разрабатывает предложения о материальном и социально-бытовом обеспечениях работников Департамента, предприятий, учреждений и организаций, которые входят в сферу управления, и вносит их на рассмотрение соответствующих органов;

  2. осуществляет управление имуществом, которое есть в общегосударственной собственности предприятий, учреждений и организаций, которые входят в сферу управление Департамента:

- принимает решение о создании, реорганизации, ликвидации предприятий, учреждений и организаций, основанных на общегосударственной собственности, утверждает их уставы (положение), контролирует их соблюдение и принимает решение в связи с нарушением уставов (положений);

- укладывает и развивает контракты с руководителями предприятий, учреждений и организаций;

- осуществляет контроль за эффективностью использования и сохранением закрепленного за предприятиями, учреждениями и организациями государственного имущества;

- дает согласие арендодателю на передачу в аренду целостных имущественных комплексов предприятий, учреждений и организаций, их структурных подразделений, а также нежилых помещений, согласовывает важные условия договора аренды указанных объектов;

- дает согласие Фонду государственного имущества на создание общих предприятий любых организационно-правовых форм, в уставной фонд которых передается имущество, что является общегосударственной собственностью;

- готовит совместно с соответствующими местными Советами выводы
и предложения Кабинета Министров Украины относительно размежевания государственного имущества между общегосударственной, республиканской, Автономной республикой Крым и коммунальной собственностью;

- осуществляет другие функции управления имуществом, предусмотренные действующим законодательством.

^ Сотрудники Департамента имеют право:

  1. беспрепятственно в любое время проводить проверку подконтрольных предприятий относительно соблюдения законодательства об охране труда и недр, получать от владельца необходимые объяснения, материалы и информацию;

  2. привлекать по согласованию с соответствующими министерствами,
    другими центральными органами государственной исполнительной власти, предприятиями (объединениями предприятий) их специалистов для проведения проверок подконтрольных предприятий и объектов;

  3. присылать (предоставлять) руководителям предприятий, а также их должностным лицам, руководителям структурных подразделов Совета Министров Республики Крым, местных Советов народных депутатов, министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти, местным государственным администрациям обязанности для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков областях охраны труда и пользования недрами;

  4. останавливать эксплуатацию предприятий, объектов, отдельных производств, цехов и участков, рабочих мест и оборудования до устранения нарушений требований относительно охраны труда и использования недр, которые создают угрозу жизни или здоровью работников;

  5. привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и других нормативных актов об охране труда, недрах и ведения подрывных работ;

  6. накладывать штрафы на предприятия, учреждения и организации
    независимо от форм собственности и хозяйствования в случае нарушения нормативных актов об охране труда, невыполнения распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды;

  1. присылать (подавать) владельцам, руководителям предприятий представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, для принятия мер воздействия и передавать в необходимых случаях материалы органам прокуратуры для привлечения упомянутых лиц к уголовной ответственности;

  2. принимать участие в проверке знаний по охраны труда у должностных лиц до начала выполнения ими своих обязанностей и периодически один раз в три года;

  3. проверять соблюдение установленного порядка допуска работников к работе, их инструктажу, обучению безопасным методам труда, проверки знаний по вопросам охраны труда. Отстранять от выполнения опасных и специальных работ лиц, которые не имеют на это права;

  1. заслушивать должностных лиц министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны труда и использование недр;

  2. прекращать выпуск или изымать разрешения на изготовление
    машин, механизмов, оборудование, транспортных и других средств
    производства, технологические процессы и ведения подрывных работ в случае несоответствия их требованиям нормативных актов об охране труда;

  3. проводить в установленном порядке техническое расследование обстоятельств и причин аварий, случаев производственного травматизма, разворовывание, разбрасывание и потерь промышленных взрывных материалов, принимать по результатам расследования обязательные для выполнения решения по вопросам, отнесенным к компетенции Госнадзорохрантруда;

  4. назначать в пределах требований действующих нормативных актов об охране труда проведения министерствами, предприятиями, Учреждениями и организациями контрольных испытаний оборудования и материалов, контрольных анализов производственной среды, технического осмотра оборудования, независимой экспертизы проектно-конструкторской документации;

14) получать бесплатно от министерств, других центральных
органов государственной исполнительной власти, местных государственных организаций, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на Госнадзорохрантруда задач;

15) создавать в составе территориальных органов хозрасчетные подразделения для проведения диагностики оборудования, экспертизы проектов, лицензирование и сертификации изделий, работ и услуг, обучение и аттестации специалистов.

Департамент государственного надзора за соблюдением законодательства о труде при выполнении возложенных на него функций взаимодействует с другими центральными органами государственной исполнительной власти Украины, органами Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного и реґионального самоуправления, а также соответствующими органами других государств.

Для выполнения своих функций Госнадзорохрантруда создает территориальные управления и инспекции. Государственный надзор за охраной труда осуществляют государственные инспектора и должностные лица Департамента и указанных территориальных органов.

В системе Госнадзорохрантруда работает сеть экспертно-технических центров. В экспертных центрах создано 61 испытательную лабораторию.


^ Полномочия министерств в области охраны труда.

Министерство труда и социальной политики Украины осуществляет государственную экспертизу условий труда, определяет порядок и осуществляет контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест относительно их соответствия нормативам по охране труда, а также принимает участие в разработке нормативных актов по охране труда.

Относительно полномочий других министерств и центральных органов государственной исполнительной власти, то они:

- проводят единую научно-техническую политику в области охраны труда;

- разрабатывают и реализуют комплексные мероприятия по улучшению безопасности, гигиены труда и производственной среды;

- осуществляют методическое руководство деятельностью предприятий в области охраны труда;

- финансируют разработку и пересмотр нормативных актов об охране труда;

- организуют обучение и проверку знаний по охране труда работниками отрасли;

- осуществляют внутриведомственный контроль за состоянием охраны труда.

^ Местные государственные администрации выполняют такие функции:

- обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда;

- формируют при участии профсоюзов программы мероприятий по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды;

- осуществляют контроль за соблюдением нормативных актов охраны труда;

- создают за необходимости фонды охраны труда.


3.2 Государственное управление охраной труда


^ Организация контроля за соблюдением законодательства об охране труда.


Различают государственный, ведомственный и общественный контроль за охраной труда.

Соответственно статье 44 Закона Украины «Об охране труда» государственный надзор за соблюдением законодательства и других нормативных актов об охране труда осуществляют:

- Департамент государственного надзора за соблюдением законодательства о труда;

- Государственный комитет Украины по ядерной и радиационной безопасности;

- органы государственного пожарного надзора управления пожарной охраны Министерства внутренних дел Украины;

- органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Украины, которые осуществляют надзор за соблюдением условий санитарного законодательства.

^ Ведомственный контроль за охраной труда осуществляют местные государственные администрации и Советы народных депутатов в пределах соответствующей территории, которые:

- обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда;

- формируют при участии профсоюзов программы мероприятий по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, которые имеют межотраслевое значение;

- осуществляют контроль за соблюдением нормативных актов об охране труда.

^ Внутриведомственный контроль за состоянием охраны труда в отрасли осуществляют министерства и ведомства.

Так, контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляет государственная инспекция труда Министерства труда и социальной политики Украины.

^ Общественный контроль за выполнением законодательства об охране труда осуществляют:

- трудовые коллективы через избранных ими уполномоченных;

- профсоюзы в лице своих избранных органов и представителей. Уполномоченные действуют соответственно положению о работе уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда, которое разрабатывается на предприятии на основании типового положения, утвержденного Госнадзорохрантруда.

Профсоюзы осуществляют контроль за соблюдением владельцем законодательных и других нормативных документов об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, соответствующего производственного быта для работников и обеспечение их средствами коллективной и индивидуальной защиты.

Профсоюзы имеют право беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, ход выполнения соответствующих программ улучшения гигиены и безопасности труда, обязательств коллективного договора (соглашения), вносить владельцу или государственному органу управления охраной труда предложения по вопросам охраны труда и получать от них аргументированные ответы.




Рисунок 3.1 – Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда


Особого значения в рыночных условиях приобретает создание эффективной системы управления охраной труда – организационно - нормативной и финансово-экономической основы для реализации государственной политики в этой области.

Есть необходимость в дальнейшем развитии законодательства об охране труда, разработке на его основе новых законодательных актов, которые бы регламентировали различные аспекты этой многогранной работы.

Остро стоит вопрос усовершенствования устаревшей системы предоставления льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда, которая в нынешнем виде не побуждает ни работодателей, ни самых работников принимать меры относительно улучшения упомянутых условий.

Неотложными являются задачи создания отечественной промышленности средств индивидуальной и коллективной защиты работающих, научного ее обеспечения.

Существенного значения приобретает социальное страхование, которое является важным фактором социальной защиты населения.

Принят Закон «Об общеобязательном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые послужили причиной потери трудоспособности».

Социальное страхование представляет собой систему прав и гарантий, направленных на материальную поддержку граждан, прежде всего работающих, и членов их семей в случае потерь ими из независимых от них обстоятельств (заболевание, несчастный случай на производстве) заработка (дохода), а также осуществление мероприятий, связанных со здравоохранением застрахованных лиц.

Средства на указанные цели формируются путем уплаты страховых взносов.

Источником финансирования обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний являются взносы владельцев (предприятий), вычисленные от затрат на оплату труда и включенные в себестоимость продукции (необходимые затраты по воспроизведению рабочей силы).


^ 4 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ


С точки зрения обеспечения нормальных условий труда систему управления охраной труда на предприятии можно рассматривать как мероприятия по обеспечению выполнения работниками и должностными лицами обязанностей согласно законодательству об охране труда.

4.1 Обязанности собственника и работника по охране труда на предприятии


Собственник обязан создать в каждом структурном подразделении и на рабочем месте условия труда соответственно требованиям нормативных актов, а также обеспечить соблюдение прав работников, гарантированных законодательством об охране труда.

С этой целью собственник обеспечивает функционирование системы управление охраной труда, для чего:

1) Создает соответствующие службы и назначает должностных лиц, которые обеспечивают решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает инструкции по их обязанностях, правах и ответственности за выполнение возложенных на них функций;

2) Разрабатывает с участием профсоюзов и реализует комплексные меры по достижению установленных нормативов по охране труда, внедряет прогрессивные технологии, достижения науки и техники, средства механизации и автоматизации производства, требования эргономики, положительный опыт по охране труда и т.п.;

3) Обеспечивает устранение причин, которые приводят к несчастным случаям, профессиональных заболеваний, и выполнение профилактических мероприятий, определенных комиссиями по итогам расследования этих причин;

4) Организовывает проведение лабораторных исследований условий труда, аттестации рабочих мест на соответствие нормативным актам по охране труда в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством, контролирует выполнение мероприятий по устранению опасных и вредных для здоровья производственных факторов;

5) Разрабатывает и утверждает положения, инструкции, другие нормативные акты об охране труда, которые действуют в границах предприятия, и устанавливают правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия, в производственных помещениях, на строительных площадках, рабочих местах в соответствии с государственными, межотраслевыми и отраслевыми нормативными актами по охране труда, обеспечивает бесплатно работников нормативными актами по охране труда;

6) Осуществляет постоянный контроль за соблюдением работниками технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, использование средств коллективной и индивидуальной защиты, выполнение работ в соответствии с требованиями охраны труда;

7) Организовывает пропаганду безопасных методов работы и сотрудничество с работниками в области охраны труда.

^ Перечень вопросов по управлению охраной труда должен включать решение таких основных задач:

1) Обучение работающих безопасности труда и пропаганды вопросов охраны труда;

2) Обеспечение безопасности производственного оборудования;

3) Обеспечение безопасности производственных процессов;

4) Обеспечение безопасности зданий и сооружений;

5) Нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

6) Обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;

7) Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих;

8) Организация лечебно – профилактического обслуживания работающих;

9) Санитарно-бытовое обслуживание работающих;

10) Профессиональный отбор работающих по отдельными специальностями.


Обязанности, права и ответственность должностных лиц за выполнение возложенных на них функций по вопросам охраны труда должны предусматриваться в должностных инструкциях, форма которых разработанная Госнадзорохрантруда и согласована с Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации и Главным архивным управлениям при Кабинете Министров Украины.
  1   2   3   4   5

Реклама:





Скачать файл (2142 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru