Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Саяпина Н.Н. Бизнес-план предприятия сервиса. Лекции - файл 1.doc


Саяпина Н.Н. Бизнес-план предприятия сервиса. Лекции
скачать (680.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc681kb.24.11.2011 11:15скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования Российской Федерации

Омский государственный институт сервиса

Кафедра экономики и организации производства

Н. Н. Саяпина

БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА
Курс лекций

Омск 2003

Бизнес-план предприятия сервиса: Курс лекций / Н. Н. Саяпина. Омский государственный институт сервиса, 2003. 64 с.

Целью курса лекций «Бизнес-план предприятия сервиса» является предоставление студентам методических разработок об основах бизнес-планирования, средствах и методиках его составления, оценках эффективности осуществления бизнес-плана предприятий сферы сервиса.

Курс лекций по курсу «Бизнес-план предприятия сервиса» содержит теоретические и прикладные положения бизнес-планирования, рекомендации по разработке бизнес-плана предприятия в условиях рыночных отношений. Рассматриваются особенности бизнес-планирования, методика разработки бизнес-плана предприятия сервиса, наиболее важные аспекты реализации бизнес-проектов.

Курс лекций выполнен в соответствии с рабочей программой данной дисциплины.

Курс лекций подготовлен для самостоятельного изучения теоретических и практических основ курса студентами заочного обучения специальности 060800 – «Экономика и управление на предприятии».

Библиогр.: 16 назв. Табл. 17. Прил. 5
Рецензент канд. эконом. наук, профессор С. М. Хаирова
Ответственный за выпуск зав. кафедрой ЭиОП

канд. эконом. наук, профессор В. Л. Рачек


Рекомендовано заседанием кафедры ЭиОП

Протокол № 06 от 24 марта 2003 г.

Утверждено научно-методическим советом

по специальности 060800

^ Протокол № 06 от 26 марта 2003 г.

© Омский государственный институт

сервиса, 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...4

Тема 1. Основы бизнес-планирования на предприятии ...........................5

    1. Определение бизнес-плана и его роль в современном

предпринимательстве………………………………………………………......5

1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования………….....7

1.3. Структура и последовательность разработки бизнес-плана………........9

Тема 2. Вводные разделы бизнес-плана......................................................12

2. 1. Резюме (концепция бизнеса)……...………………………………….....12

2. 2. Описание предприятия и отрасли… ……………………………….....13

2. 3. Описание продукции (работ, услуг)…………………...…………….....15

Тема 3. Аналитические разделы бизнес-плана ………….........................17

3. 1. Анализ рынка………………………………………………………...…..17

3. 2. Конкуренция…………………………………………………………......21

Тема 4. Внутрифирменные разделы бизнес-плана ……............................23

4. 1. План маркетинга………………………………………………………....23

4. 2. План производства……………………………………………………....26

4. 3. Организационный план……………………………………………….....31

Тема 5. Финансовые аспекты бизнес-планирования...............................34

5. 1. Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана..............34

5. 2. Финансовая стратегия...............................................................................43

Тема 6. Потенциальные риски......................................................................45

6. 1. Структура и содержание раздела.............................................................45

6. 2. Особенности рисков услуг.......................................................................48

Тема 7. Организация процесса реализации бизнес-плана ......................49

7. 1. Содержание работ по реализации бизнес-плана....................................49

7. 2. Стадии реализации бизнес-плана............................................................51

7. 3. Последовательное решение и раннее осуществление этапов

реализации проектов.........................................................................................53

7. 4. Контроль и систематическое перепланирование...................................53

Заключение.......................................................................................................55

Библиографический список..........................................................................56

Приложение 1. Варианты структуры бизнес-плана......................................57

Приложение 2. Титульный лист бизнес-плана .............................................58

Приложение 3. Прогноз прибылей и убытков...............................................59

Приложение 4. Прогноз баланса активов и пассивов предприятия............60

Приложение 5. Прогноз движения денежных средств.................................62


Введение
Современная экономическая ситуация в Российской Федерации диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Процесс вхождения российской экономики в систему рыночных коммуникаций, деятельность хозяйствующих субъектов в условиях конкуренции и постоянно меняющейся конкурентной среды требуют от каждого предпринимателя, бизнесмена, менеджера постоянного совершенствования предпринимательской деятельности. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижения таких решений в новых экономических условиях хозяйствования является бизнес-план.

Бизнес-план помогает предпринимателям продумывать свою стратегию, соизмерять свой энтузиазм с реальностью и осознавать существующие ограничения. Это позволяет избегать потенциально опасных ошибок.

Мировая практика показывает, что большинство предприятий терпят убытки только потому, что не предусмотрели или неправильно спрогнозировали изменения внешней среды и не оценили своих возможностей. Планирование важно и для того, чтобы убедить партнеров и инвесторов в правильности выбранного пути. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе, предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия.

Овладение техникой бизнес-планирования становится сегодня актуальной задачей предпринимателей.

Цель данного курса лекций состоит в том, чтобы в краткой и доступной форме изложить набор средств подготовки и анализа бизнес-плана предприятия сферы сервиса.

Методологической основой курса лекций является классическая финансовая теория, принятая во всем мире, и международная и отечественная практика разработки бизнес-планов.

Особый интерес представляют рекомендации для разработки разделов, связанных с исследованиями рынка, комплексом маркетинга, финансовой части бизнес-плана. Предлагается большое количество табличных форм представления материала, обеспечивающих простоту и лаконичность изложения и облегчающих восприятие информации.

Данный материал дает возможность студентам в процессе обучения овладеть методикой разработки бизнес-плана предприятия с тем, чтобы в будущей профессиональной деятельности применить навыки искусства составления бизнес-планов на практике.

^ ТЕМА 1. ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ


    1. Определение бизнес-плана и его роль в современном

предпринимательстве
Экономические реформы неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. Современная экономическая ситуация в Российской Федерации, связанная с рыночными отношениями, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию.

Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:

• делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

• проясняет возникающие проблемы;

• стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

• улучшает координацию действий в организации;

• создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

• увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

• способствует более рациональному распределению ресурсов;

• улучшает контроль в организации.

Оптимальным вариантом достижения этих преимуществ является бизнес-план.

Бизнес-план – документ, представляющий собой объективную оценку собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. В нем раскрываются основные аспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Именно на основании данного документа партнеры и инвесторы предоставляют денежные средства. В условиях рыночной экономики бизнес-план – необходимый инструмент технического, экономического, финансового и управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками, инвестиционными, страховыми, сбытовыми и другими организациями, посредниками, потребителями.

Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная (предпроектная) работа.

Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками показан на рис. 1.


ФИРМА


Идея

Ресурсы фирмы


Проблема осуществимости идеи









Процесс бизнес-

планирования




Капитал инвестора

Капитал фирмы



Общий капитал





Общая прибыль





Распределение

общей прибыли

Прибыль инвестора

Прибыль фирмы


Рис. 1. Процесс бизнес-планирования
Наиболее распространенными областями бизнес-планирования в современной экономической ситуации в России являются:

1) создание бизнес-линий (продуктовых линий, инвестиционных проектов) как совокупности прав собственности, долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ, специального (по возможному применению) и универсального имущества, технологий, а также контрактов (по закупке ресурсов, аренде имущества, найму работников и сбыту продукта), которые обеспечивают возможность получения определенных доходов (поток доходов или серию денежных потоков – cash-steam или stream of cashows);

2) разработка бизнес-планов специального назначения финансово-экономического характера:

• эмиссия новых акций открытыми акционерными обществами;

• подготовка к продаже приватизируемых предприятий;

• подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс;

• выкуп акций (паев) в закрытых компаниях типа ООО и закрытых АО или пая в товариществах при выходе из состава одного из акционеров (учредителей, пайщиков);

• обоснование вариантов санации предприятий-банкротов.
^ 1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования
Целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Главная цель бизнес-плана – выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например:

▪ получение кредитов или привлечение инвестиций;

▪ определение степени реальности достижения намеченных результатов;

▪ доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

▪ убеждение сотрудников фирмы в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие.

Однако, в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, примеры которых в зависимости от участников процесса бизнес-планирования представлены в табл. 1.

Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.

Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса. Эта функция необходима на стадии создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

^ Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, желающих вложить в производство собственный капитал или имеющиеся технологии.

Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели.
Таблица 1

^ Примеры задач бизнес-планирования

Сотрудники

предприятия

Высший

менеджмент

Инвесторы

и партнеры

Информирование всех служащих предприятия о целях, задачах и методах их решения

Организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия

Определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т. е. способы концентрирования финансовых ресурсов

Координация действий всех подразделений предприятия при достижении целей бизнес-плана

Выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых его сторон

Выявление и оценка рисков, которые могут помешать выполнению бизнес-плана

Мотивация сотрудников на выполнение задач бизнес-плана

Формирование инвестиционных целей на планируемый период

Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал

Обоснование общих и специфических деталей функционирования предприятия в условиях рынка

Выбор стратегии и тактики конкуренции







Оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия





Для практической реализации бизнес-плана как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

▪ гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;

▪ непрерывности, предусматривающей «скользящий» характер планирования;

▪ коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);

▪ интерактивности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

▪ многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из возможных вариантов достижения поставленной цели;

▪ участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;

▪ адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
^ 1.3. Структура и последовательность разработки бизнес-плана
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему).

К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно отнести:

• специфику вида предпринимательской деятельности;

• размеры предприятия;

• цель составления бизнес-плана;

• общую стратегию предприятия;

• перспективы роста создаваемого предприятия;

• размер предполагаемого рынка сбыта;

• наличие конкурентов.

На предприятии разрабатывают два варианта бизнес-плана: официальный и рабочий бизнес-план. Для написания рабочего варианта бизнес-плана необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т. п. Значительная часть этого материала не входит в официальный окончательный вариант.

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Некоторые варианты структуры бизнес-плана, предлагаемые различными авторами методических разработок по бизнес-планированию, представлены в прил. 1.

Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структуры бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остаются практически неизменными. Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта бизнес-планирования, а также опыт практической работы в области планирования бизнеса позволяют предложить оптимальную структуру бизнес-плана предприятия:

  1. резюме (введение, концепция бизнеса);

  2. описание предприятия и отрасли;

  3. описание продукции (работ, услуг);

  4. анализ рынка;

  5. конкуренция;

  6. план маркетинга;

  7. план производства;

  8. организационный план;

  9. финансовый план;

  10. потенциальные риски.

Последовательность разработки бизнес-плана представлена в табл. 2.

Таким образом, процесс разработки бизнес-плана условно разбивается на вводную часть (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутрифирменного планирования.

Особую структуру и логику изложения имеет бизнес-план финансового оздоровления предприятия, который является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служат:

▪ для выработка стратегии выживания предприятия;

▪ составления плана проведения реорганизационных процедур;

▪ организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;

▪ обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.

Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия, предоставленная в «Методических рекомендациях по составлению планов финансового оздоровления (бизнес-планов)» (утвержденных ФУДН при Госкомимущества РФ в 1995 г.), включает следующие разделы:

▫ общая характеристика предприятия;

▫ краткие сведения по плану финансового оздоровления;

анализ финансового состояния предприятия;

▫ мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности;

▫ рынок и конкуренция;

▫ деятельность в сфере маркетинга предприятия;

▫ план производства;

▫ финансовый план.
Таблица 2

^ Последовательность разработки бизнес-плана

Последовательность выполнения работ

Раздел бизнес-плана

1. Сбор и анализ информации о продукции, работах, услуге

Раздел 3. Описание продукции (работ, услуг)

2. Сбор и анализ информации о рынке сбыта

Раздел 4. Анализ рынка

3. Анализ состояния конкуренции на рынке сбыта

Раздел 5. Конкуренция

4. Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли

Раздел 2. Описание предприятия и отрасли

5. Разработка стратегии маркетинга, товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики

Раздел 6.

План маркетинга

6. Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами

Раздел 7.

План производства

7. Расчет потребности в капитале, определение затрат, анализ и планирование основных финансовых показателей. Определение источников финансирования, направленности и масштабности проекта, расчет эффективности

Раздел 9.

Финансовый план

8. Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта

Раздел 8. Организационный план

9. Решение вопроса рисков и гарантий

Раздел 10. Потенциальные риски

10. Составление краткого содержания проекта

Раздел 1. Резюме

11. Составление аннотации на проект

Аннотация

12. Оформление титульного листа

Титульный лист


^ ТЕМА 2. ВВОДНЫЕ РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА
2.1. Резюме (концепция бизнеса)
Концепция бизнеса (резюме) – это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся. Концепция является сокращенной версией самого бизнес-плана. В связи с этим она может иметь и самостоятельное значение, трактоваться как рекламный документ, использоваться как рекламный документ, использоваться при предоставлении заявки потенциальному инвестору.

Порядок изложения концепции достаточно свободен. Основные требования – простота и лаконичность изложения, запоминаемость. Объем раздела не должен превышать 3–4 страниц.

Материал резюме рекомендуется излагать в следующей последовательности:

1. Сущность проекта (основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса, перспективы его развития).

2. Цели и задачи бизнес-плана.

3. Экономическое обоснование и эффективность проекта (основные финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и для производителя).

4. Сведения о фирме (дата создания и расширения, организационно-правовая форма, структура капитала, основной банк, в котором открыты счета фирмы, специализация, имидж фирмы, основные потребители, ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние, ситуация на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству).

5. ^ Команда управления.

6. План действий (долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия). Данные целесообразно представить в табличной форме (например, табл. 3).

Таблица 3

^ План действий

Стратегия

Задачи реализации стратегии

План

мероприятий

Сроки

реализации














7. Финансирование (потребности в инвестициях, направления их использования, предлагаемые источники финансирования, риск инвестирования).

8. Планы возврата заемных средств (срок гарантированного возврата кредита, условия инвестирования).

9. Гарантии возврата инвестиций.

10. Назначение бизнес-плана (для потенциального инвестора или кредитора, возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей, руководства предприятия или самого предпринимателя, оказания государственной поддержки или поддержки органов местного самоуправления).
^ 2.2. Описание предприятия и отрасли
Данный раздел бизнес-плана содержит общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связаны с предстоящим или существующим бизнесом.

Ключевые элементы раздела:

• основные сведения о предприятии;

• краткая история предприятия;

• тип бизнеса, основные виды деятельности;

• месторасположение предприятия;

• характеристика отрасли;

• роль и тенденции развития предприятия внутри отрасли;

• факторы, влияющие на деятельность предприятия (SWOT-анализ);

• цели и стратегии бизнеса.

^ Основные сведения о предприятии включают:

▪ полное и сокращенное наименование предприятия, дату и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический и почтовый адреса предприятия, банковские реквизиты;

▪ организационно-правовую форму;

▪ размер уставного капитала, виды, количество, номинальную стоимость выпущенных акций;

▪ учредителей предприятия с указанием их доли в уставном капитале;

▪ принадлежность предприятия к различного рода объединениям, членство на биржах;

▪ наличие филиалов, представительств;

▪ юридические лица, в которых предприятие владеет 5% собственности.

В разделе указывается тип предлагаемого бизнеса (производство, обслуживание, розничные продажи, распределение). Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе.

В разделе описываются положительные и отрицательные стороны местонахождения предприятия с учетом следующих факторов: уровня заработной платы, доступности рабочей силы, близости к заказчикам, смежникам и источникам сырья, транспортных возможностей, местного законодательства, налогов и сборов.

В сфере услуг особое внимание фокусируется на определении приемлемого месторасположения – близость к заказчику является определяющей.

При образовании нового предприятия вопрос местонахождения предприятия должен иметь более детальную проработку. Следует объяснить, почему выбрано данное место и как влияют все перечисленные факторы месторасположения фирмы на выручку, себестоимость, прибыль, приводя при этом ссылки на конкретные варианты расчета в приложениях бизнес-плана. Если месторасположение является важным с точки зрения плана маркетинга, следует более подробно изложить это в маркетинговом разделе.

Особое место в бизнес-плане отводится характеристике отрасли. При этом указывается специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка, приводится динамика отраслевых изменений.

При описании в бизнес-плане факторов, влияющих на деятельность предприятий, речь идет о факторах и условиях, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность:

∙ экономические (цикл деловой активности, инфляция, уровень безработицы, покупательская способность населения и т.д.);

∙ политические (нестабильность в регионах, где находятся источники сырья или рынки сбыта, законодательная нестабильность);

∙ демографические (рождаемость, старение населения, миграция);

∙ природные (наличие природных ресурсов, сырья, материалов);

∙ научно-технические;

∙ культурные.

Эффективным инструментом для проведения анализа предприятия по отношению к внешней среде служит SWOT-анализ (SWOT – сокращенное название, образованное из начальных букв английских слов: Strength –сила, Weakness – слабость, Opportunity – возможность, Threat – угрозы).

SWOT-анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия, изучение среды и прогнозирование потенциальных угроз, анализ стратегических и тактических возможностей предприятия, разработку мероприятий по «нейтрализации» угроз, минимизации слабых сторон, укрепление сильных сторон предприятия и расширение возможностей. Тщательность оценки и степень ее детализации в бизнес-плане зависят от назначения и целей анализа.

Заканчивается раздел «Описание предприятия и отрасли» формулировкой миссии и целей деятельности предприятия и определением стратегии бизнеса. Совмещение потенциальных возможностей предприятия и условий внешней среды ввиду необходимости реализации проекта, осуществляемое в процессе SWOT-анализа, позволяет уточнить цели и задачи предприятия. Главная цель деятельности предприятия в конкретном промежутке времени не может быть определена отдельно от общей стратегии развития фирмы.


    1. ^ Описание продукции (работ, услуг)


В разделе представляется описание продукции (работ, услуг) предприятия с позиций потребителя, производится их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведения:

• потребности, удовлетворяемые товаром;

• показатели качества;

• экономические показатели;

• внешнее оформление;

• сравнение с другими аналогичными товарами;

• патентная защищенность;

• показатели экспорта и его возможности;

• основные направления совершенствования продукции;

• возможные ключевые факторы успеха.

^ Потребности, удовлетворяемые товаром. В бизнес-плане отражаются область применения – основная и второстепенная (косвенная польза), перечень функциональных особенностей, факторы привлекательности товара (ценность, возможность приобретения, цена, качество, срок службы, форма и т. д.), преимущества, факторы, обеспечивающие уникальность, недостатки и методы их преодоления.

Анализ сильных и слабых сторон товара целесообразно завершить подготовкой следующий данных, сведенных в табл. 4.
Таблица 4

^ Сильные и слабые стороны товара

Преимущества товара

Слабые стороны товара

Лучшее

Качество

Что его обеспечивает

(снижение цены, рост объемов, специальные характеристики)

Недостатки

Методы их преодоления














^ Показатели качества. Набор свойств, как и уровень качества, следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Показатели качества также могут быть представлены в виде таблицы, некоторые из них могут иметь количественную оценку. Указывается наличие сертификатов.

^ Экономические показатели целесообразно свести в табличную форму (см. табл. 5) и дать краткие пояснения.
Таблица 5

Экономические показатели продукции

Вид

продукции

Цена потребления

Показатели единицы

Продукции

продажная цена

доставка

установка



итого:

себестоимость

прибыль


























^ Внешнее оформление. Соответствие современному дизайну, форме изделия, функциям. Бизнес-план значительно выигрывает, если в нем будут представлены фотографии или рисунки изделия.

^ Сравнение с другими аналогичными товарами определяет основные отличия нового или существующего товара от товара конкурента. Если товар, предлагаемый предприятием, не отличается от других, имеющихся на рынке, то должно быть указано, чем предполагается привлечь покупателей.

^ Патентная защищенность. Необходимо позаботиться о защите авторских прав, торговых знаков. Все новые изделия, идеи, технологии, по возможности, должны быть запатентованы или защищены торговыми знаками в бизнес-плане. В разделе должны быть описаны патентные права предприятия, патенты, товарные знаки. Указывается наличие лицензий на эти объекты, а также на ноу-хау. Подробности патентных документов могут быть отнесены в приложение к бизнес-плану.

^ Показатели экспорта и его возможности. Если планируется продукцию поставлять на внешний рынок, следует привести основные показатели, характеризующие экспорт: страна, объем продаж, валютная выручка. По другим товарам (услугам) указываются возможность и целесообразность приспособления продукции (услуг) к условиям и требованиям зарубежных потребителей.

^ Основные направления совершенствования продукции. В этом пункте приводятся основные цели, направления и возможности модернизации продукции с целью дальнейшего удовлетворения запросов потребителей.

^ Возможные ключевые факторы успеха. Отражаются объективные преимущества появления нового товара, услуги на рынке, например, новый для рынка продукт (услуга), выигрыш во времени с появлением товара (услуги) на рынке и т. д.

В данном разделе важно представить, какими новыми уникальными свойствами обладает товар, доказать, что он способен вызвать интерес покупателей.

Если предлагаемый к производству продукт (к оказанию услуга) находится еще на стадии разработки, следует указать, сколько еще времени и средств потребуется до полного завершения разработки, испытаний и представления продукта (услуги) на рынок.

Следует отметить, что при разработке бизнес-плана по бизнес-линии данный раздел должен иметь детальную проработку, характеризуя объект бизнес-линии (продукцию, услуги), необходимо особо подчеркнуть его уникальность, важность для потребителя.
  1   2   3   4



Скачать файл (680.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru