Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Формирование муниципального задания в учреждениях здравоохранения - файл 1.doc


Курсовая работа - Формирование муниципального задания в учреждениях здравоохранения
скачать (144.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc145kb.24.11.2011 11:40скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Оглавление

  1. Введение

  2. Основные принципы планирования здравоохранения на уровне муниципальных образований

  3. Определение объемов медицинской помощи, оказываемых населению муниципального образования в рамках государственных гарантий

  4. Формирование муниципального задания МУЗ «Новопавловская участковая больница Петровск-забайкальского района»

  5. Выводы

  6. Предложения

  7. Заключение

  8. Список использованной литературы

Введение

Анализ основных показателей развития здравоохранения в Российской Федерации свидетельствует о сохранении в отрасли экстенсивного типа развития: необоснованного роста ресурсов при снижении их «загрузки», сохранения диспропорций между секторами здравоохранения, врачами первичного звена и врачами специалистами, уровнями иерархии, организации медицинской помощи и др. Эти процессы в значительной мере связаны с потерей управляемости отраслью (по вертикали и по горизонтали), что обусловлено трудностями перехода от административных к экономическим методам управления, децентрализацией финансового обеспечения отрасли, ослаблением контроля над инвестициями на уровне региона и другими причинами.

С целью преодоления нарастающих негативных тенденций развития отрасли необходимо восстановление утерянной управляемости отрасли и решительный переход на интенсивные модели развития.

В качестве инструмента решения этой важнейшей проблемы предлагается использование планирования – как одно из наиболее действенных методов управления.

Использование планирования как мощного инструмента управления способно восстановить ослабленную ныне управленческую вертикаль в здравоохранении, а также обеспечить необходимую координацию между системами здравоохранения и обязательного медицинского страхования, предоставив руководителям реальные рычаги воздействия на развитие системы. Речь здесь идет о формировании качественно новой системы регулирования экономических отношений в отрасли, путем создания «правил» функционирования в рамках принятой стратегии, утвержденных стандартов и установленных ограничений.

Важнейшей задачей деятельности органов здравоохранения на местах на основе планового регулирования должно стать обеспечение максимально возможного уровня доступности медицинской помощи населению на базе повышения эффективности использования имеющихся в отрасли ресурсов и изыскания дополнительных возможностей ее финансирования. Выполнение поставленной задачи возможно при обеспечении баланса между объемами медицинской помощи, планируемыми к оказанию в рамках государственных гарантий, и финансовыми ресурсами, выделяемыми на их реализацию.

Целью настоящей работы явилось изучение значения муниципального задания, в рамках стратегического планирования в здравоохранении.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

  • изучить основные принципы планирования здравоохранения на уровне муниципальных образований;

  • определить роль объемов медицинской помощи в формировании муниципального задания;

  • сформировать муниципальное задание МУЗ «Новопавловская участковая больница Петровск-забайкальского района».


^ Основные принципы планирования здравоохранения на уровне муниципальных образований

Важным разделом работы на муниципальном уровне является предварительное формирование вариантов муниципального заказа, проведение расчетов финансовых ресурсов, необходимых на реализацию Территориальной программы государственных гарантий, а также на поддержание и развитие инфраструктуры здравоохранения.

Важным компонентом являются переговоры с субъектом РФ о плановых объемах бюджетных трансфертов и средств ОМС, выделяемых здравоохранением муниципального образования на реализацию государственных гарантий.

Для реализации установленных базовых стратегических показателей муниципального образования предусматривается широкий круг мероприятий по совершенствованию управления здравоохранением, системы финансирования, организационных форм оказания медицинской помощи; созданию механизмов заинтересованности в повышении эффективности деятельности ЛПУ и системы ОМС, переходу к более эффективным методам оплаты медицинской помощи, обеспечению заинтересованности медицинских работников в повышении эффективности своего труда.

Текущее планирование на уровне муниципального образования представляет собой формирование планов реализации соответствующих стратегических планов здравоохранения на текущий год. Основным содержанием текущего планирования является мониторинг хода выполнения стратегического плана, включая его составные части:

  • объемы оказываемой помощи по контингентам, населенным пунктам, учреждениям;

  • объемы финансовых ресурсов;

  • реструктуризация сети ЛПУ.

Важное место уделяется оценке степени доступности для населения медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий, включая наличие очередности, финансовой доступности, транспортной доступности. Анализируется структура и формы привлечения финансовых ресурсов из дополнительных источников и их влияние на обеспечение потребностей населения в разрезе видов и профилей помощи.
^ Цели и задачи планирования здравоохранения на уровне муниципальных образований
Целью системы планирования здравоохранения муниципальных образований является разработка планов и программ формирования на основе параметров, задаваемых субъектом РФ, с учетом ресурсных, социальных и политических факторов эффективной системы оказания населению муниципального образования доступной медицинской помощи.

В процессе планирования должны быть решены следующие задачи:

  • проведена оценка состояния здоровья населения муниципального образования, дан его прогноз на плановый период;

  • проведен анализ состояния здравоохранения муниципального образования, степени его соответствия требованиям субъекта РФ, планируемым потребностям населения, выявлены зоны неэффективности;

  • установлены цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения муниципального образования на плановый период;

  • определены финансовые ресурсы, выделяемые на реализацию в муниципальном образовании государственных гарантий, и объем дополнительно привлекаемых финансовых средств;

  • утверждены детальные нормативы, применяемые при планировании здравоохранения муниципального образования;

  • определены стратегические показатели состояния здоровья населения и деятельности здравоохранения на конец периода и с разбивкой по годам;

  • принят перспективный муниципальный заказ, обеспечивающий реализацию Территориальной программы государственных гарантий в муниципальном образовании;

  • принята программа реформирования сети медицинских учреждений муниципального образования, обеспечивающая реализацию Программы Государственных гарантий, за счет ликвидации зон неэффективности и удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи сверх программы государственных гарантий в условиях рационального использования ресурсов;

  • приняты планы финансирования программы государственных гарантий и реформирования сети ЛПУ;

  • принят комплекс планов и целевых программ, обеспечивающих реализацию планов здравоохранения муниципального образования;

  • установлены параметры для планирования деятельности муниципальных ЛПУ;

  • реализованы процедуры текущего планирования здравоохранения, обеспечивающее реализацию стратегических планов, а с изменением внешних условий, при необходимости – корректировку стратегических планов.


^ Параметры планирования муниципального здравоохранения, устанавливаемые на уровне субъекта РФ
Для муниципальных образований стратегическим планом здравоохранения субъекта РФ устанавливаются следующие показатели и параметры:

  • показатели, характеризующие состояние здоровья населения муниципального образования;

  • рекомендованные объемы медицинской помощи, оказываемые населению муниципального образования на базе муниципальных медицинских учреждений в рамках Территориального программы государственных гарантий по профилям, уровням;

  • объемы медицинской помощи, оказываемые в рамках Территориальной программы на базе муниципальных медицинских учреждений жителям других территорий субъекта Федерации и жителям других субъектов Федерации;

  • квоты на оказание медицинской помощи жителям муниципального образования в рамках Территориальной программы на базе государственных ЛПУ субъекта РФ, ЛПУ других муниципальных образований, ведомственными ЛПУ;

  • подушевые нормативы финансирования за счет бюджета и средств ОМС;

  • территориальные финансовые нормативы стоимости единиц медицинских услуг по профилям и уровням помощи;

  • предложения к муниципальной Программе реструктуризации сети ЛПУ.

Указанные показатели (за исключением финансовых нормативов стоимости медицинских услуг) согласовываются органом здравоохранения субъекта РФ с муниципальным образованием.
^ Организация планирования здравоохранения на уровне муниципальных образований
Стратегическое планирование здравоохранения муниципальных образований.

  1. Оценка и прогноз состояния здоровья населения.

Стратегическое планирование здравоохранения начинается с оценки состояния здоровья населения муниципального образования и его прогноза на конец планового периода.

Задачи этапа – создать базу для стратегического планирования сети ЛПУ с учетом будущих потребностей населения в медицинской помощи.

По каждой нозологической группе специалистами проводятся ретроспективный анализ заболеваемости и смертности населения в различных половозрастных и, при необходимости, социальных группах осуществляется сравнение с аналогичными муниципальными образованиями, с соседними территориями, со средними данными по субъекту РФ, со средним российским уровнем. Выявляются наиболее угрожающие тенденции с точки зрения состояния здоровья населения. Выявляются районы поселения с наиболее неблагоприятной динамикой состояния здоровья.

Выявляются возможности местного здравоохранения в предупреждении развития неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения (например, усиление профилактической деятельности, улучшение взаимодействия с органами образования, социального обеспечения и т.д.), вносятся предложения о соответствующей корректировке муниципальной политики в области здравоохранения. Оцениваются возможные затраты и ожидаемый эффект.

  1. Анализ системы оказания медицинской помощи населению.

Задачи этапа:

  • оценка соответствия существующей системы оказания медицинской помощи потребности населения;

  • оценка эффективности деятельности существующей сети ЛПУ;

  • выявление зон неэффективности;

  • выработка предварительных предложений по совершенствованию деятельности сети ЛПУ.


Оценивается:

  • степень доступности для населения медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий, включая наличие очередности, финансовую доступность (наличие, уровень и формы официальной и неофициальной платности при получении помощи в рамках Территориальной программы), транспортную доступность. Оценка ведется по уровням, профилям и видам помощи по районам города и отдельным поселениям, а также для различных групп населения (городское, сельское, дети, взрослые, работающие, пенсионеры);

  • качество медицинской помощи

- по видам и профилям помощи

- по различным уровням помощи;

  • загруженность мощностей медицинских учреждений муниципального образования

- по видам, профилям и уровням помощи

- в разрезе районов города, отдельных поселений сельского района.
Как результат, вырабатываются предложения по совершенствованию сети ЛПУ муниципального образования и, при необходимости, предложения субъекту РФ по корректировке Территориальной программы государственных гарантий.
^ Установление стратегических целей, задач и приоритетов в развитии здравоохранения муниципального образования

Задача этапа – сформировать стратегические направления развития здравоохранения муниципального образования с целью максимального обеспечения потребностей населения.

На основе результатов анализа, проведенного на предыдущих этапах на базе стратегии развития здравоохранения, определенной на федеральном уровне и уровне субъекта РФ, устанавливаются стратегические цели, задачи и приоритеты в развитии здравоохранения муниципального образования, обеспечивающие:

  • предупреждение и раннее выявление заболеваний;

  • максимальную доступность для широких слоев населения качественной медицинской помощи (с обязательным учетом финансового и географического факторов);

  • обеспечение рациональных потребностей населения в медицинской помощи;

  • повышение эффективности деятельности здравоохранения, внедрение современных медицинских технологий, поддержание и развитие материально-технической базы отрасли;

  • решение социальных проблем работников здравоохранения.

Определяются стратегические показатели развития здравоохранения и состояния здоровья населения, характеризующие достижение стратегических целей и решение стратегических задач.

^ Определение объемов медицинской помощи, оказываемых населению муниципального образования в рамках государственных гарантий

Задача этапа – на основе территориальных нормативов объемов медицинской помощи определить объемы медицинской помощи в рамках государственных гарантий.

Рассчитываются объемы медицинской помощи, необходимых населению муниципального образования в соответствии с его численностью на основе территориальных нормативов объемов медицинской помощи.

Расчет проводится по районам города, населенным пунктам, видам помощи, уровням, профилям специальностей для взрослого и детского населения.
^ Предварительный расчет вариантов муниципального заказа
Задача этапа – формирование вариантов муниципального заказа.

На основе выбранных вариантов реформирование сети, территориальных нормативов объемов помощи и финансовых нормативов проводится расчет различных вариантов реализации Территориальной программы государственных гарантий в муниципальном образовании (муниципальный заказ). Результаты этапа оформляются в соответствующей документации.
^ Оценка планируемых объемов финансовых ресурсов бюджета и ОМС для реализации государственных гарантий
Задача этапа – оценка планового размера финансовых ресурсов для реализации в муниципальном образовании перспективной территориальной программы государственных гарантий.

Анализируется прогноз социально-экономического развития территории и оценка средств, планируемых к выделению на нужды здравоохранения из бюджета.

Рассчитываются финансовые ресурсы, планируемые на реализацию перспективной Территориальной программы государственных гарантий с учетом расхода части средств на поддержание и развитие инфраструктуры здравоохранения.

Проводятся переговоры с субъектом РФ о плановых объемах бюджетных трансфертов и средств ОМС, выделяемых здравоохранению муниципального образования на реализацию государственных гарантий.

При недостатке средств для реализации программы делается запрос на дополнительные ресурсы в экономическое и финансовое подразделения местной администрации. По итогам переговоров делается оценка размера финансовых ресурсов, которые необходимо привлечь из дополнительных источников для реализации государственных гарантий и для обеспечения потребностей населения в медицинской помощи сверх программы государственных гарантий.
^ Текущее планирование здравоохранения муниципальных образований
Задача этапа – формирование плана реализации стратегического плана здравоохранения на текущий год.

Проводится мониторинг хода реализации стратегического плана здравоохранения муниципального образования. При оценке выполнения муниципального заказа определяется:

  • соответствие фактических объемов медицинской помощи, оказанной в рамках Территориальной программы государственных гарантий, плановым показателям по муниципальному образованию, отдельным поселениям и медицинским учреждениям;

  • степень доступности для населения медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий, включая наличие очередности, финансовую доступность, транспортную доступность. Оценка ведется по уровням, профилям и видам помощи, по муниципальным образованиям, районам городов и отдельным поселениям;

  • степень соответствия объема финансирования муниципального заказа за счет средств ОМС и бюджета плановым показателям и финансовым нормативам по муниципальному образованию в целом, по ЛПУ, уровням, видам и профилям помощи;

  • соответствие хода реализации муниципального заказа стратегическим целям, задачам и приоритетам развития здравоохранении муниципального образования.


^ Уточнение стоимости муниципального заказа государственных гарантий
По уточненным нормативам стоимости единиц объемов помощи производится уточнение стоимости муниципального заказа. Для ЛПУ устанавливаются дополнительные ограничительные показатели оказания в рамках муниципального заказа дорогостоящих медицинских услуг, услуг по альтернативным технологиям, устанавливаются ограничительные нормативы по использованию лабораторно-диагностической базы.
^ Формирование муниципального задания МУЗ «Новопавловская участковая больница Петровск-забайкальского района»

Методика научного обоснования и расчета нормативов объема медицинской помощи населению, проживающему на конкретной территории, основывается на изучении нуждаемости (потребности) и спроса населения в различных видах медицинской помощи. Объем необходимой медицинской помощи находится в прямой зависимости от частоты (уровня) и структуры заболеваемости населения и может быть измерен различными показателями. Объемы медицинской помощи учитывают как фактическую, так и прогнозную частоту обращений различных групп населения за амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и неотложной медицинской помощью. Уровень обращаемости тесно коррелирует с демографическими, социально-экономическими, культурными и иными характеристиками населения, а также условиями и факторами окружающей среды человека.

Расчет муниципального задания проводится по основным видам медицинской помощи:

  • амбулаторно-поликлиническая помощь;

  • стационарная помощь;

  • помощь в дневных стационарах;

  • скорая медицинская помощь.



Средства муниципального бюджета (с использованием методики формирования муниципального задания в рамках ТПГГ)

Расчет бюджета муниципального образования на стационарную помощь (Z):

Z = К х Д х Р

К – абсолютное число коек;

Д – фактическая занятость койки;

Р – стоимость одного койко-дня.

^ Определение фактической занятости коек.
Д = 365 дней в году - tr – (to x F)
tr – среднее время простоя койки на ремонт (необходимо общее число койко-дней закрытия на ремонт разделить на число развернутых коек всего) примерно 10-15 дней;

to – простой койки в связи с оборотом койки, т.е. время необходимое на санацию койки после выписки и приема больного (для всех профилей -1,0; кроме фтизиатрических и инфекционных – 3; акушерских – 2,5-3; коек для абортов – 0,5);

F – плановый оборот койки (число пролеченных больных на одной койке за год).

Средние сроки лечения.

ТТер=3481/320=10.87

ТПед=1450/175=8.28

ТГин=1105/109=10.13

Определение планового оборота койки.


Fтерапия= (365-10)/(10.87-1)=36.98

Fпедиатрия=(365-10)/(8.28-1)=48.76

Fгинекология=(365-10)/(10.13-1)=38.88
ДТер=(365-10)-(1*36.98)=318,02

ДПед=(365-10)/(1*48.76)=306.24

ДГин=(365-10)/(1*38.88)=316.12

ZТер=5*318*1377=2189430

ZПед=4*306*1377=1685448

ZГин=4*316*1377=1740528
Z=2189430+1685448+1740528=5 615 406 рублей

Расчет бюджета муниципального образования на скорую медицинскую помощь (Z):

Z = В х Н х Р, где

^ В – число вызовов на одного жителя в год;

Н – численность населения;

Р – стоимость одного вызова.

B=2765/4882=0.566

Z=0.566*2765*1802=4 979 308 рублей
Медицинская помощь в амбулаторно-поликлиническом учреждении.

Определение числа врачей (В):



П – число посещений на одного жителя в год;

Н – численность населения территории;

Ф – функция врачебной должности (норма нагрузки на 1 врачебную должность);

Расчет бюджета муниципального образования на амбулаторно-поликлиническую помощь:


Фапп=2.75*4882*296.1=3 985 209 рублей

Расчет бюджета муниципального образования на медицинскую помощь, оказываемую в дневных стационарах (ФДС):



– фактическое число пролеченных больных;

- стоимость одного пациенто-дня;

ФДС=167.85*919.6=154 354 рублей
Итого средства муниципального бюджета: Z=154354+4979308+3985209+5615406=14 734 207 рублей.

Выводы

  1. При формировании муниципального задания, по-прежнему большая доля затрат приходится на оказание стационарной помощи.

  2. Среднегодовая занятость койки близка, но не равна общероссийскому нормативу, который составляет 320-340 дней в году. То есть отмечается простой койки.

  3. Необходимо корректировать объемы скорой медицинской помощи. Норматив по программе государственных гарантий составляет 0.318 вызовов на 1 жителя в год. В МУЗ «Новопавловская участковая больница Петровск-забайкальского района» этот показатель равен 0.566 вызовов на 1 жителя в год. Таким образом, в данной ситуации, во-первых расходуются дополнительные финансовые средства (которых в местном бюджете всегда дефицит), во-вторых, обслуживаются случаи не требующие оказания скорой медицинской помощи.

  4. Показатель работы дневного стационара равен объему помощи рекомендованному в программе государственных гарантий 0.49. Это говорит о правильной организации работы дневного стационара, и оказании медицинской помощи на данном этапе в полном объеме.

  5. Отмечается низкий показатель работы амбулаторно-поликлинического звена 2.75. В прикрепленной территории низкий уровень посещаемости поликлиники. Также часть нагрузки лежит на плечах скорой помощи.


Предложения

  1. Детально проанализировать показатели работы стационара. Выявить зоны неэффективности.

  2. Привести в норму показатели работы скорой медицинской помощи. Разгрузить этот этап за счет более плодотворной работы участкового терапевта и педиатра.

  3. Наладить работу амбулаторно-поликлинического звена. Повысить профилактическую и медицинскую активность на закрепленной территории.


Заключение

Формирование муниципального задания, является неотъемлемой частью стратегического планирования в здравоохранении. При правильных подходах к организации работы ЛПУ, всегда существует возможность своевременной корректировки основных показателей. Объемы медицинской помощи, рекомендованные программой государственных гарантий, должны быть в первую очередь учтены при формировании муниципального задания. Сегодня, работа учреждений здравоохранения, ориентирована не на выполнение этапов «производства», а прежде всего на конечный результат. Таким образом, медицинская услуга, должна достичь своего потребителя в полном объеме и высоком качестве. Долгосрочное планирование, позволяет не только строить планы на предстоящий отчетный период, но и делать прогноз на возможные изменения.

Муниципальное задание нельзя свести только к финансовым затратам и объемам медицинской помощи. В процессе решения поставленных задач, систематически проводится мониторинг состояния здоровья населения, анализ состояния здравоохранения на муниципальном уровне, доступность медицинской помощи населению и д.р. Весь комплекс проводимых мероприятий, при выполнении муниципального задания, позволяет видеть полную, реальную картину, состояния подотчетной территории. Таким образом, стратегическое планирование даже на уровне первичного звена, является сегодня нормой жизни, необходимостью, без которой невозможно дальнейшее динамичное, полноценное развитие отрасти.
Список использованной литературы

  1. Актуальные проблемы общественного здоровья и здравоохранения. – М.; Кемерово: ИнСЭПЗ, 2001. – 269 с.

  2. Бизнес-планирование в медицинском учреждении: учеб.-метод. пособие. – Кемерово: Сибформ С, 1998. – 230 с.

  3. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник для вузов / О.С. Виханский. – М.: Гардарика, 2000.

  4. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 670 с.

  5. Гришин В.В. Обязательное медицинское страхование: состояние, анализ, пути развития // Экономика и жизнь. 2000. № 3. С. 15.

  6. Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг: утв. приказом Минздрава РФ от 10.11.1999 №01-23/4-10.

  7. Комплексное планирование и финансовое нормирование в системе оказания медицинской помощи населению субъекта РФ в рамках территориальной программы ОМС: учеб.-метод. пособие / под ред. А.М. Таранова, Н.А. Кравченко. – М.: ФФОМС, 2003. – 340 с.

  8. Короткова И.Е. К вопросу о формировании планов-заданий для муниципальных медицинских учреждений (…) / И.Е. Короткова, В.В. Ивашева, Т.А. Зоршикова // Главный врач. 2003. № 5.

  9. Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением / В.С. Лучкевич. – СПб., 1997.

  10. Люкшин А.М. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов / А.М. Люкшин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 375 с.

  11. Методические подходы к разработке стратегических и текущих планов здравоохранения в Российской Федерации / В.И. Стародубов [и др.]. – М., 2000.

  12. Методические рекомендации по разработке бизнес-плана лечебно-профилактическим учреждением. – Кемерово: Сибформ С, 1996. – 149 с.

  13. Никифоров С.А. Влияние ресурсов специализированных служб муниципального здравоохранения на здоровье населения / С.А. Никифоров, Д.В. Вторушин // Проблемы управления здравоохранением. 2008. № 3. С. 83-84.

  14. Никифоров С.А. Муниципальное здравоохранение Свердловской области: оценка эффективности работы лечебно-профилактических учреждений / С.А. Никифоров, Н.В. Брыксина // Вестник уральской медицинской академической науки. Екатеринбург, 2007. № 1.

  15. Самодин В.И. Подразделения ЛПУ и основные показатели их лечебно-хозяйственной деятельности: методика расчета / В.И. Самодин, Н.Г. Шамшурина // Здравоохранение. 1998. № 9. С. 20-26.

  16. Шавхалов Р.Н. Динамика некоторых показателей деятельности и кадрового потенциала муниципальной поликлиники // Главный врач. 2007. № 4. С. 10-29.



Скачать файл (144.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru