Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Информационно-коммуникационные технологии во внешнеполитической деятельности - файл 1.doc


Информационно-коммуникационные технологии во внешнеполитической деятельности
скачать (958.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc959kb.24.11.2011 11:51скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...


  1. Понятие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Компоненты ИКТ. Роль и место ИКТ в современном обществе. Влияние развития ИКТ на формирование информационного общества.

Термины и определения -стр.1





Информационно-коммуникационные технологии.
Термины и определения

  • В широком значении  информационно-коммуникационные   технологии  ( ИКТ ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией.

  • В производственном аспекте  ИКТ  – это совокупность технологических процессов, реализованных на базе программно-технических средств, информационных и интеллектуальных ресурсов, интегрированных с целью поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей.


Компонентная структура ИКТ



Хроника развития ИКТ

1946 - в США Джон Мочи и Дж. Преспер Эккерт создали первую ЭВМ – ENIAC.

1957 - Л. И. Куприянович (СССР) создал мобильный телефон ЛК-1 весом 3 кг.

1963 - запущен первый спутник связи.

1964 - фирма AT&T начала выпуск видеотелефонов.

1967 - Тед Нельсон и Андриес ван Дам разработали теорию гипертекста.

1971 – Эрна Гувер разработала систему коммутации каналов связи на основе ЭВМ.

1973 - выпущен первый сотовый телефон - Motorola DynaTAC ( Мартин Купер).

1977 - в продаже появился первый ПК Apple 2 (Джобс и Возняк).

1977 - Дональд Кнут начал разработку первой системы компьютерной вёрстки.

1981 - Адам Осборн создал первый переносной компьютер Osborne1.

1983 – появление первого коммерческого сотового телефона  Motorola.

1985- выпущен первый ноутбук Toshiba T1000.

1989 - Тим Бернерс-Ли и Роберт Кайо в CERN разработали прототип Интернета.

1994 - разработана технология Вики (Вард Каннингем).

1994 - создан консорциум Интернет 2.

1997 – появились блоги (онлайновые дневники).

1999 - стали проводиться веб-конференции.

2001 – появление цифрового спутникового радио.

2004 – разработан нейро-компьютерный интерфейс (Брауновский университет).

2009 - Передача мысли в Интернет ( университет Висконсина).



  1. ^ Динамика развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Закон Мура. Исследования ООН по развитию ИКТ в странах мира.

Динамика развития ИКТ

^ Закон Мура

В 1965 году один из основателей корпорации Intel, Гордон Мур, смог предвидеть будущее. Его эмпирическое наблюдение, известное как закон Мура, гласит, что количество транзисторов на квадратном дюйме в микросхемах удваивается каждые 18 месяцев. Постоянно создавая инновационные технологии, корпорация Intel обеспечивает выполнение этого закона уже около 40 лет, вкладывая миллиарды долларов в исследования и разработки.


К концу 2009 года насчитывалось 4,6 млрд. абонентов подвижной сотовой связи(67 абонентов на 100 человек в мире);

интернетом пользовались 26 процентов населения мира (или 1,7 млрд. человек); уровень проникновения интернета в развитых странах достиг 64 процентов, в развивающихся странах он составил только около 18 процентов.




^ ИССЛЕДОВАНИЕ ООН: ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ИКТ В СТРАНАХ МИРА,

Кто проводит исследование?

Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union, ITU), определяющий стандарты в области ИКТ, является ведущим учреждением ООН в этой области и всемирным координационным центром для правительств и частного сектора в развитии сетей и служб. Это одна из старейших международных организаций, она была основана в Париже 17 мая 1865 года под названием Международного телеграфного союза.

ICT Development Index 2009 (файл PDF) http://www.itu.int/ITU-D/ict/publications/idi/2009/material/IDI2009_w5.pdf

В 1934 году организация получила свое нынешнее название, а в 1947 году стала специализированным подразделением ООН. В настоящее время в организацию входит 191 страна (по состоянию на сентябрь 2008 года). http://www.itu.int/ITU-D/ict/publications/idi/2010/Material/MIS_2010_Summary_R.pdf

Рейтинг развития стран в сфере ИКТ — ICT Development Index

^ Индекс развития ИКТ сравнивает успехи в развитии информационно-коммуникационных технологий в странах мира за некоторый период (обычно за год).

Индекс сводит 11 показателей в единый критерий, который используется в качестве инструмента для проведения сравнительного анализа на глобальном, региональном и национальном уровнях.

^ Эти показатели касаются доступа к ИКТ, их использования, а также практического знания этих технологий (навыков), в частности: число стационарных и мобильных телефонов на 100 жителей страны, количество домашних хозяйств, имеющих компьютер, количество пользователей Интернета, уровни грамотности и так далее.

Первая десятка стран в рейтинге

Страны, добившиеся наибольших успехов в области ИКТ, находятся

в Северной Европе. Исключение составляют Республика Корея и Япония.



Место России в рейтинге

  • ^ Россия занимает 48 место в рейтинге с индексом 4,54, между Черногорией (4,57) и Аргентиной (4,34).

  • В целом по уровню проникновения ИКТ Россия отстает от многих развитых стран, экономика которых прошла индустриальный этап развития.

  • ^ Для сравнения: Япония — 8 место, Германия — 13, Соединенные Штаты — 19, Франция — 18, Эстония 22, Израиль — 27, Италия — 28, Греция — 30, Польша — 39, Чехия — 40, Латвия — 41, Болгария — 45, Аргентина — 49, Беларусь — 55, Турция — 57, Украина – 58, Бразилия — 60, Мексика — 77, Китай — 79, Грузия — 80, Азербайджан — 81, Иран —84, Кыргызстан — 99, Узбекистан — 110, Таджикистан — 111, Индия — 117.

  • ^ Хуже всего дело обстоит в африканских странах: Гвинее (157 место), Нигере (158) и Чаде, который занимает последнее — 159 место.

Изменение уровня ИКТ

Все страны (за исключением Мьянмы) за последние пять лет повысили свои уровни ИКТ (в целом, более чем на 30% ), причем страны Балтии, Румыния, Люксембург, Объединенные Арабские Эмираты, Ирландия, Макао (Китай), Япония, Италия и Франция — весьма значительно, по сравнению с другими.

^ Из развивающихся стран наибольшее улучшение индекса у Саудовской Аравии, Китая и Вьетнама. Это объясняется быстрым ростом мобильной связи в сочетании с увеличением количества пользователей Интернета. Вместе с тем развивающиеся страны по-прежнему отстают в том, что касается доступа к ИКТ и использования этих технологий.

^ Сравнение уровней развития ИКТ и уровнем дохода на душу населения (по паритету покупательной способности) указывает на устойчивую связь между доходом и внедрением ИКТ за некоторыми исключениями (например, Республика Корея добилась значительно более высокого уровня развития ИКТ, чем ожидалось).



  1. ^ Использование ИКТ в деятельности федеральных органов государственной власти. Создание «электронного правительства».

“Электронное правительство” ("е-правительство", "электронное правление", "электронное государство") – это использование в практике органов власти современных ИКТ, нацеленное на обеспечение доступа граждан к достоверной официальной информации, на создание новых возможностей для взаимодействия органов власти между собой, с населением, бизнесом и институтами гражданского общества, а также на повышение эффективности и прозрачности государственного управления.

Создание "электронного правительства"

  • Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, разработана Министерством информационных технологий и связи РФ во исполнение решения Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2003 г.

  • ^ Основная цель - повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование и взаимодействие между собой.

  • ^ Государственная политика в сфере использования информационных технологий в государственном управлении призвана обеспечить координацию деятельности федеральных органов государственной власти по созданию государственных информационных систем и повышение эффективности бюджетных расходов в этой сфере.

  • ^ В результате реализации государственной политики ожидается формирование эффективной системы предоставления государственных услуг населению и организациям на основе использования информационных технологий ("электронного правительства").



  1. Индекс готовности электронного правительства по методике ООН. Методология оценки правительственных сайтов (веб-присутствия). Рейтинг стран мира по степени готовности к электронному правительству.

Рейтинг СТРАН ПО СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ К ЭЛЕКТРОННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ

Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН подсчитывает индексы готовности каждой страны к электронному правительству (E-Government Readiness Index) .

Выделены два аспекта, влияющие на развитие электронного правительства:
– потенциал (Capacity) государственного сектора к развертыванию инфраструктуры ИКТ, позволяющей улучшить качество услуг населению и бизнесу;
– готовность (Willingness), означающая наличие действий со стороны правительства, направленных на обеспечение информацией и знаниями для повышения степени удовлетворенности населения.

Индекс состоит из трех подындексов: индекса развития человеческого потенциала (Human Capital Index), индекса состояния ИКТ-инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure Index) и индекса онлайновых государственных услуг (развития правительственных веб-сайтов (Web Measure Index)).

^ Мировая двадцатка стран по E-GRI и индексу вовлеченности населения



E-GRI cтран СНГ




E-GRI

Место

Казахстан

0,5573

48

Украина

0,5181

54

Россия

0,5136

59

Беларусь

0,4900

64

Молдова

0.4611

80

^ Средняя по СНГ

0,4439




Средняя мировая

0,4540






  1. Приоритеты в использовании ИКТ во внешнеполитической сфере. Задачи информационно-аналитической деятельности во внешнеполитической сфере. Использование ИКТ в оперативно-дипломатической работе.

Приоритеты в использовании ИКТ во внешнеполитической сфере

( Из концепции использования информационных технологий в

деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г.)

  • Обеспечение полноты и эффективности ситуационного анализа и моделирования внешнеполитической ситуации и международных конфликтов;

  • повышение качества подготовки и оперативности передачи российскими загранучреждениями представительской информации;

  • повышение оперативности оформления и эффективности контроля машиночитаемых паспортно-визовых документов;

  • повышение эффективности управления деятельностью дипломатических и консульских представительств.


Информатизация МИД России

  • 1988 г. – Первая программа информатизации МИД СССР. Создан Научно-исследовательский центр информатики (НИЦИ).

  • 1989-1993 гг. Разработка информационной системы «Глобус» на базе больших ЭВМ типа «Эльбрус». В концепцию системы заложена централизованная схема распределения информации и построение системы «сверху вниз».

  • 1993-1998 гг. Разработка специальной информационной системы по внешнеполитическим вопросам (ИС ВПВ). В концепцию системы заложено построение локальных (корпоративных) вычислительных сетей и ставка на автоматизированное рабочее место пользователя с необходимым набором программ и баз данных на его персональном компьютере или сервере.

ИС ВПВ включает в себя свыше 2000 компьютеров, объединенных более чем в 50 локальных сетей, подразделений Министерства и его загранучреждений, и предоставляет общеминистерские информационные ресурсы: web-сайт МИД России, сайты ЗУ и представительств МИД, базы данных общеминистерского пользования, ИАПК «Дипломат», система дистанционного обучения и т.п.

  • 1999 г. Опытная эксплуатация ИС ВПВ.

  • Целевая программа развития средств связи и коммуникаций МИД России на 2000 - 2002 годы.

  • 2006-2010 гг. Разработка ИС ВПВ2 и перевод ИС ВПВ2 на терминальные технологии.


Задачи информационно-аналитической деятельности во внешнеполитической сфере

  • Разработка предложений по вопросам отношений России с иностранными государствами и международными организациями.

  • Разработка проектов международных договоров Российской Федерации.

  • Ведение переговоров с иностранными государствами и международными организациями.

  • Общее наблюдение за выполнением международных договоров.

  • Постоянный мониторинг новых вызовов и угроз в целях обеспечения мира, глобальной и региональной безопасности.

  • Обеспечение участия России в деятельности ООН, СНГ и других международных организаций.

  • Обеспечение необходимых условий для функционирования центрального аппарата и загранучреждений.

  • Распространение официальной информации по внешнеполитическим вопросам.


Использование ИКТ в оперативно-дипломатической работе

Информационно-коммуникационные технологии, реализуемые в МИД России.

  • Общеминистерская информационная сеть.

  • Портал в сети Интернет.

  • Локальные сети департаментов.

  • Внешние базы данных.

  • Общеминистерская электронная почта.

  • Система документооборота («Канцелярия», АСЭДО).

  • Система дистанционного обучения.

Специальные информационные технологии, используемые в ситуационно-кризисном центре МИД России.

  • ИАПК «Дипломат».

  • ИАС «Истра»

  • ПК «Баланс интересов»

  • ГИС «Карта-2008»

  • система «Видеоконференцсвязь»


  1. Сетевые технологии: определение и важнейшие понятия теории сетей, базовые топологии сети, глобальные и локальные вычислительные сети.

Важнейшие понятия теории сетей

  • ^ Абонент (узел, хост, станция) — это устройство, подключенное к сети и активно участвующее в информационном обмене. Чаще всего абонентом сети является компьютер, но им может быть любое периферийное устройство, имеющее возможность напрямую подключаться к сети, например, сетевой принтер.

  • Сервером называется компьютер, который предоставляет свои ресурсы другим абонентам, но сам не использует их ресурсы. Таким образом, он обслуживает сеть.

  • Клиентом называется абонент сети, который только использует сетевые ресурсы, но сам свои ресурсы в сеть не отдает, то есть сеть его обслуживает, а он ей только пользуется. Компьютер-клиент также часто называют рабочей станцией. Каждый компьютер может быть одновременно как клиентом, так и сервером.

  • Под сервером и клиентом часто понимают также не сами компьютеры, а работающие на них программные приложения. В этом случае то приложение, которое только отдает ресурс в сеть, является сервером, а то приложение, которое только пользуется сетевыми ресурсами — клиентом.


^ Локальные вычислительные сети

  • Локальная вычислительная сеть (ЛС, ЛВС ,LAN — Local Area Network)—группа ЭВМ, а также периферийное оборудование, объединенные одним или несколькими автономными высокоскоростными каналами передачи цифровых данных (например, оптоволоконные кабели, электромагнитные волны различных частот – КВ, УКВ, СВЧ) в пределах некоторой определенной территории.

  • ЛВС служит для решения комплекса взаимосвязанных функциональных и/или информационных задач (например, в рамках какой—либо организации или ее автоматизированной системы), а также совместного использования объединенных информационных и вычислительных ресурсов.

  • В зависимости от принципов построения ЛВС подразделяются на типы: “клиент—сервер”, ”файл—сервер и “одноранговые ” сети.

  • ЛВС могут иметь в своем составе средства (“шлюз”) для выхода в распределенные и глобальные вычислительные сети.

Использование локальных сетей

  • Передача самой разной цифровой информации: данные, изображения, телефонные разговоры, электронные письма и т.д.

  • Разделение (совместное использование) ресурсов компьютеров: дисковое пространство, принтеры, сканеры, плоттеры и т.д. Например, сеть позволяет объединить объем дисков всех компьютеров, обеспечив доступ каждого из них к дискам всех остальных как к собственным.

Сеть позволяет работать нескольким пользователям одновременно с единой базой данных, запрашивая информацию из нее и занося в нее новую. Любые изменения данных, произведенные с любого компьютера, тут же становятся видными и доступными всем.

  • Выход в глобальную сеть.

  • Обмен информацией между компьютерами разных типов. Полноценными абонентами (узлами) сети могут быть не только компьютеры, но и другие устройства, например, принтеры, плоттеры, сканеры.

  • Организация системы параллельных вычислений на всех компьютерах сети, что многократно ускоряет решение сложных задач управления.

Архитектура компьютерной сети

  • Любая компьютерная сеть характеризуется: топологией, протоколами, интерфейсами, сетевыми техническими и программными средствами.

  • Под топологией компьютерной сети понимается физическое расположение компьютеров друг относительно друга и способ соединения их линиями связи. Топология определяет требования к оборудованию, тип используемого кабеля, методы управления обменом, надежность работы и возможность расширения сети.

  • Сетевые технические средства – это различные устройства, обеспечивающие объединение компьютеров в единую сеть (кабели, серверы, модемы,концентраторы, коммутаторы, маршрутизаторы и т.д.).

  • Сетевые программные средства –управляют работой компьютерной сети и обеспечивают соответствующий интерфейс с пользователями.

  • Протоколы – представляют собой правила взаимодействия элементов сети, например, ^ IP - протокол Internet, FTP- протокол пересылки файлов , HTTP—протокол передачи гипертекста. Они обеспечивают возможность сосуществования компьютерных сетей, основанных на разных технологиях.

  • Интерфейсы – средства сопряжения элементов сети (устройства и программные модули).

^ Базовые топологии сети

Шина (bus) — все компьютеры параллельно подключаются к одной линии связи. Информация от каждого компьютера одновременно передается всем остальным компьютерам. Звезда (star) — к одному центральному компьютеру присоединяются остальные периферийные компьютеры, причем каждый из них использует отдельную линию связи.

Кольцо (ring) — компьютеры последовательно объединены в кольцо. Передача информации в кольце всегда роизводится только в одном направлении. Каждый из компьютеров передает информацию только одному компьютеру,

следующему в цепочке за ним, а получает информацию только от предыдущего в цепочке компьютера.

  1. ^ Интранет: основные функции и возможности. Терминальные технологии: преимущества и недостатки.

Что такое Интранет (Intranet) ?

Латинская приставка “интра” означает “внутри”. Появление слова связано с Интернетом. Интранет определяют как частную компьютерную сеть, в которой используются стандарты и протоколы интернета. Другими словами, Интранет – это web-система, локализованная в пределах одной организации.

^ Основные функции Интранет:

– электронная почта;

– совместное использование файлов;

– каталогизация;

– поиск;

– управление сетью.

Приложения в Intranet основаны на применении Web-технологии: гипертекст в формате HTML, протокол передачи гипертекста HTTP и интерфейс серверных приложений CGI. Составными частями Intranet являются Web-серверы для статической или динамической публикации информации и браузеры для просмотра и интерпретации гипертекста.



  1. ^ Технология баз данных: определение и типы баз данных, системы управления базами данных (СУБД), реляционные базы данных.

Типы баз данных

База данных (БД) - совокупность связанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования, независимая от прикладных программ. База данных является информационной моделью предметной области. Обращение к базам данных осуществляется с помощью системы управления базами данных (СУБД).

Текстовая БД содержит текст на естественном языке.

Полнотекстовая БД- текстовая база, содержащая полные тексты документов или их частей.

Документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.

Фактографическая БД содержит краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате.

Современные информационные технологии постепенно стирают границу между фактографическими и документальными БД. Существуют средства, позволяющие легко подключать любой документ (текстовый, графический, звуковой) к фактографической базе данных.
^ Классификация моделей построения баз данных

В зависимости от архитектуры СУБД делятся на локальные и распределенные. Все части локальной СУБД размещаются на одном компьютере, а распределенной на нескольких.

В СУБД для организации информации используются три базовые модели данных: иерархической, сетевой и реляционной.

  • ^ Реляционная модель данных организует и представляет данные в виде таблиц. Реляционная БД – это база данных, построенная на реляционной модели.

  • Сетевая модель данных - это представление данных сетевыми структурами типов записей. База данных, построенная на сетевой модели, называется сетевой БД.

  • ^ Иерархическая модель данных применяется для управления записями, связанными друг с другом иерархическим образом. База данных, построенная на иерархической модели, называется иерархической БД.


^ Система управления базами данных

Система управления базами данных (СУБД)- это программные средства для создания, наполнения, обновления и удаления баз данных.

Известные СУБД:

  • Семейство ORACLE.

  • Informix

  • СУБД Sybase

  • СУБД IBM DB2

  • СУБД Microsoft SQL Server

  • Lotus Notes

Лидирующие позиции на рынке среди СУБД занимает Microsoft SQL Server. Доля рынка  Microsoft   SQL   Server , по данным агентства Gartner,  составляет 46,8%, остальная часть рынка принадлежит Oracle и IBM DB2.



  1. ^ Программная платформа Lotus Domino/Notes: поддерживаемые модели коммуникаций, организация баз данных (основные сервисы, уровни).

Программная платформа Lotus Domino/Notes

Lotus Domino и Lotus Notes - это система распределенных баз данных коллективного доступа, интегрированная с возможностями электронной почты.

  • База данных коллективного доступа подразумевает возможности большого количества пользователей одновременно осуществлять доступ и обновлять содержание баз.

  • Распределенность означает , что базы данных могут располагаться одновременно на большом количестве серверов, которые периодически пересылают друг другу обновления так, что через определенное время изменения в данных, сделанные на одном сервере достигнут любого другого. Этот процесс называется репликацией.

  • Базы данных, интегрированные с возможностями электронной почты, позволяют посылать документы и почтовые сообщения как людям-пользователям Notes, так и другим базам данных и приложениям Notes .


Три модели коммуникаций, поддерживаемых Notes



^ Организация баз данных в Lotus Notes

Domino / Notes позволяет создавать базы данных разных уровней .

Распространена трехуровневая система организации баз данных:

  • Персональные базы данных, которые устанавливаются непосредственно на компьютере пользователя, формируются и ведутся им самим. Доступ к ним имеет только сам пользователь.

  • Локальные базы данных устанавливаются на сервере подразделения и доступ к ним имеют только сотрудники этого подразделения.

  • Базы данных общего пользования располагаются на центральном сервере организации. С такими базами данных могут работать все пользователи, подключенные к корпоративной сети организации и имеющие соответствующие права доступа. Максимальный уровень доступа –уровень управляющего (полный контроль базы), минимальный уровень – читатель (только просмотр документов базы).

Система защиты Notes обеспечивает идентификацию пользователя и защиту от несанкционированного доступа к данным. На каждого пользователя создается файл учетной записи (Id-файл), который хранится у каждого пользователя.


  1. ^ Портальные технологии: понятие корпоративного информационного портала, программные решения для государственных организаций, портал МИД России.

Что такое портал?

^ Портал (от англ. portal). Слово 'портал' пришло в интернет из архитектуры в значении 'главный вход'.

Информационный портал - веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, таких как почта, поиск, погода, новости, форумы, обсуждения, голосования и т. д., обновление которых происходит в реальном времени. Пользователь обычно выбирает портал, с которого он регулярно начинает свою работу в интернете, который он делает стартовой страницей своего браузера.
^ Работа с информационными ресурсами Интернет

Задача создания «Корпоративного информационного портала» неразрывно связана с задачей интеграции всех внутрикорпоративных ресурсов в рамках единого информационного пространства организации интеграции всех внутрикорпоративных ресурсов в рамках единого информационного пространства организации.

Понятие корпоративного информационного портала включает в себя комплекс программных решений и информационных технологий, позволяющих организовать централизованный, веб-ориентированный, строго регламентированный и защищенный доступ пользователей ко всем корпоративным информационным ресурсам и программным приложениям.

Создание единого информационного пространства МИД РФ осуществлялось на базе внутрикорпоративной программной платформы Lotus Notes.

^ Корпоративный портал на основе единой программной платформы обеспечивает:

  • единую схему хранения и управления информационными ресурсами;

  • поиск и индексирование информационных материалов, в том числе на иностранных языках;

  • поддержку мобильного/ беспроводного доступа к данным;

  • формирование, размещение и предоставление пользователям доступа к мультимедиа данным;

  • возможность организации работы «тонких» клиентов.

  • персонализацию представления данных, учет предпочтений пользователя при работе с информационными ресурсами;

  • тесную интеграцию приложений портала с системами и задачами, существующими в рамках информационной системы ( системой электронного документооборота и т.д.);

  • поддержку совместной подготовки документов, проведения онлайн-конференций, круглых столов, интерактивных опросов и.д.


  1. Мультимедийные технологии: основные характерные особенности, направления использования. Мультимедийное оборудование.

Мультимедийные технологии

  • Мультимедиа – быстро развивающаяся информационно-коммуникационная технология, позволяющая объединить информацию разных типов: текст, звук, графическое изображение, анимацию и видеоизображение. В этом направлении активно работает значительное число крупных и мелких фирм, технических университетов и студий (в частности IВМ, Aррlе, Моtоrоlа, Philips, Sоnу, Intel и др.).

  • Мультимедиа - качественно новый уровень представления информации и восприятия ее человеком:

    • одновременно работают несколько органов чувств (каналов восприятия);

    • предоставляется возможность использования больших объемов информации;

    • обеспечивается быстрый доступ к информации;

    • обеспечивается возможность интерактивной работы с информацией.

  • В сочетании с гипертекстом мультимедиа образуют средства гипермедиа (hypermedia – сверхсреда). Гипермедиа содержат не только текстовую, но и различную визуальную и звуковую информацию.

Основные направления использования мультимедиа-технологий:

  • электронные издания для целей образования, развлечения и др.;

  • в телекоммуникациях со спектром возможных применений от просмотра заказной телепередачи и выбора нужной книги до участия в мультимедиа-конференциях. Такие разработки получили название Information Highway;

  • мультимедийные информационные системы («мультимедиа-киоски»), выдающие по запросу пользователя наглядную информацию.

^ О применении мультимедийных технологий во внешнеполитической деятельности

Использование Мультимедиа :

    • при формировании портала МИД и сайтов загранучреждений и представительств МИД в регионах;

    • в работе Ситуационно-кризисного центра;

    • для дистанционного обучения сотрудников загранучреждений и представительств МИД в регионах;

    • в подготовке презентаций;

    • для проведения совещаний в режиме видеоконференцсвязи.

О важности использования мультимедийных технологий во внешнеполитической деятельности

Журнал "ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК“ март 2004 год

Российско-белорусские консультации по вопросам информационного сопровождения внешней политики

26—27 февраля в Москве состоялись российско-белорусские межмидовские консультации по

вопросам информационного сопровождения внешней политики. Белорусскую делегацию

возглавлял начальник Управления информации — пресс-секретарь МИД А. В. Савиных;

российскую — директор Департамента информации и печати МИД А. В. Яковенко.

В ходе консультаций особое внимание было уделено работе по адаптации российского и

белорусского законодательств к общеевропейским правовым нормам и стандартам в области

средств массовой информации. Стороны обсудили также ход реализации действующих

межгосударственных и межведомственных договоренностей в сферах информации и

информатизации.

Руководители департаментов обменялись опытом работы в области информационного

сопровождения внешнеполитической деятельности с использованием новейших интернет- и

мультимедийных технологий.

Намечен ряд мер по расширению и углублению сотрудничества между информационными

структурами белорусского и российского внешнеполитических ведомств, в том числе в рамках

интенсификации информационного обмена по ключевым аспектам международных отношений в

соответствии с Программой согласованных действий в области внешней политики государств —

участников Договора о создании Союзного государства на 2004—2005 годы.

Будет продолжена практика оказания взаимной информационной поддержки, предполагающая

регулярный обмен информацией по всему спектру международной деятельности.

Консультации прошли в соответствии с “Планом консультаций между Министерством

иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел Республики

Белоруссия на 2004 год”.
Мультимедийное оборудование

  • Цифровые фотокамеры

  • Цифровые видеокамеры

  • Сканеры

  • Интерактивные доски

  • Плазменные панели, LCD экраны

  • Мультимедийные проекторы

  • Системы для видеоконференций


Мультимедийное оборудование




  1. Мультимедиасреда: аудио и видеоряд. Передача мультимедийной информации.

Мультимедиа-среда. Аудиоряд

Аудиоряд может включать речь, музыку, эффекты (звуки типа шума, грома, скрипа и т.д., объединяемые обозначением WAVE (волна) . Для записи одной минуты WAVE-звука высшего качества необходима память порядка 10 Мбайт, поэтому стандартный объем CD (до 640 Мбайт) позволяет записать не более часа WAVE. Для решения этой проблемы используются методы компрессии звуковой информации.

Аудиоряд, включающий одноголосую и многоголосую музыку, вплоть до оркестра, звуковые эффекты обозначается акронимом MIDI (Musical Instrument Digitale Interface). В данном случае звуки музыкальных инструментов, звуковые эффекты синтезируются программно-управляемыми электронными синтезаторами. Коррекция и цифровая запись MIDI-звуков осуществляется с помощью музыкальных редакторов (программ-секвенсоров). Главным преимуществом MIDI является малый объем требуемой памяти — 1 минута MIDI-звука занимает в среднем 10 Кбайт.
^ Мультимедиа-среда. Видеоряд

  • Видеоряд по сравнению с аудиорядом характеризуется большим числом элементов.

  • Статический видеоряд включает графику (рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме) и фото (фотографии и сканированные изображения).

  • Динамический видеоряд представляет собой последовательность статических элементов (кадров). Выделяют три типовых группы:

  • обычное видео (life video) — последовательность фотографий (около 24 кадров в секунду);

  • квазивидео — разреженная последовательность фотографий (6—12 кадров в секунду);

  • анимация — последовательность рисованных изображений.

При реализации аудио- и видеорядов требуются значительные объемы памяти, предъявляются высокие требования к носителю информации, видеопамяти и скорости передачи информации.
^ Передача мультимедийной информации

Трафик – объем переданной/принятой информации по каналам связи.

Традиционный трафик – передача текстовой и цифровой информации.

^ Трафик мультимедийных данных - передача голоса или изображения.

Мультимедийный трафик предъявляет жесткие требования к синхронности передаваемых сообщений.

Для качественного воспроизведения непрерывных процессов, которыми являются звуковые колебания или изменения интенсивности света в видеоизображении, необходимо получение измеренных и закодированных амплитуд сигналов с той же частотой, с которой они были измерены на передающей стороне. При запаздывании сообщений будут наблюдаться искажения.

Сегодня практически все новые протоколы в той или иной степени предоставляют поддержку мультимедийного трафика. Особую сложность представляет совмещение в одной сети традиционного компьютерного и мультимедийного трафика.


  1. ^ Назначение и цели использования систем видеоконференцсвязи (ВКС) во внешнеполитической деятельности. Ведомственные задачи, решаемые с помощью ВКС.

Назначение и цели использования видеоконференций (ВКС) во внешнеполитической деятельности

^ Системы ВКС предназначены для проведения регулярных совещаний руководящего состава ведомств, межрегиональных центров и их структурных подразделений, мероприятий, связанных с оперативным управлением и принятием решений, семинаров и конференций.

^ Цель использования:

  • повышение оперативности управления деятельностью подразделений за

счет возможности проведения одновременно сеансов с несколькими

группами абонентов, находящихся в разных географических точках;

  • создание условий для повышения качества принятия решений за счет

предоставления руководителям подразделений возможности обмена

аудио и видео информацией в реальном времени;

  • создание предпосылок для уменьшения затрат времени сотрудников

подразделений, на переезды за счет использования средств

оперативного обмена аудио и видео информацией в реальном масштабе

времени для удаленного решения служебных вопросов;

  • создание технологической платформы для построения систем

дистанционного обучения сотрудников.
^ Классификация систем видеоконференций

Критерии выбора каналов для видеоконференцсвязи

Для достижения качественной связи пропускная способность точки

должна быть не ниже 512-950 Кбит/сек, а сервера (MCU) в расчете

на 30 участников– 10-20 Мбит/сек.


Тип канала связи

Преимущества

Недостатки

Выделенные оптико-волоконные линии



Обеспечивает наибольшую защищенность передаваемых данных.



Не применим для организации конференцсвязи с абонентами, находящимися за пределами России, где невозможна непосредственная прокладка оптико-волоконного кабеля

ISDN – сеть (цифровая сеть с интеграцией услуг - Integrated Service Digital Network)

ISDN-сеть, определена международным стандартом для передачи голоса, видео и данных через цифровые телефонные линии или обычные телефонные провода.

Низкая защищенность от перехвата информации, а также относительно невысокая скорость передачи данных.

IP-сеть

Позволяют использовать уже

имеющиеся локальные сети и

Интернет. Отсутствие зависимости

от провайдера, простота

реализации, расширяемость и

относительно невысокая стоимость.





Программное обеспечение для проведения видеоконференций

Сайт производителя:

  • Microsoft NetMeeting http://www.microsoft.com

  • Windows Messenger http:// www.msn.com

  • Yahoo! Messenger http://messenger.yahoo.com/

  • Ivisit http:// www.ivisit.com/

  • ICUII http://icuii.com/

  • VIDiO Suite Pro http://naruto-video-suite-

pro.software.informer.com
Внедрение ВКС обеспечит решение следующих задач:

При проведении совещаний и презентаций

    • реализация всех привычных режимов проведения совещаний;

    • объединение обычных селекторных совещаний с видеосвязью;

    • трансляция совещания за пределы залов заседаний;

    • документирование хода совещания;

    • получение и восприятие дополнительной визуальной информации;

    • возможность совместного просмотра и редактирования документов;

    • интерактивное обсуждение разрабатываемых документов;

    • проведение пресс-конференций и других рекламных акций.

Для обучения сотрудников

    • создание «виртуальных» классов для дистанционного обучения;

    • возможность привлечения «удаленных» специалистов для проведения консультаций и обучения;

    • снижение стоимости обучения;

    • возможность оперативной организации обучения;

    • интерактивное обучение с использованием единой лабораторной базы.

Для работы экспертов

    • оперативное создание виртуальных рабочих групп для выполнения конкретной задачи;

    • привлечение эксперта немедленно, независимо от его географического положения;

    • использование экспертов для решения нескольких задач;

    • объединение опыта нескольких экспертов;

    • предоставление необходимой визуальной информации и ее изучение и интерактивное обсуждение.



  1. Проблемы развития образования в России. Роль ИКТ в реформировании системы образования. Основные направления новых технологий в образовании.

Проблемы развития образования в России

  • Знания стареют каждые 3-5 лет, а технологические знания - каждые 2-3 года.

  • Происходит ускорение старения знаний во времени. Прогноз: через несколько лет технологические знания будут обновляться каждые 1,5-2 года.

  • Объем знаний выпускников ВУЗов удваивается каждые 3-4 года.

  • Если не менять образовательных технологий, то качество подготовки специалистов будет объективно отставать от требуемого на рынке труда.

^ Целесообразность реформирования сложившейся системы образования определяется необходимостью ответа на основные вызовы XXI века:

    • необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий;

    • фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые формируются образованием;

    • возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;

    • теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ.

Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества
(Женева 2003 год — Тунис 2005 год)

Документ WSIS-05/TUNIS/DOC/6(Rev.1)-R

ООН разработала ряд целевых показателей в сфере развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, и соответствующие индикаторы оценки прогресса в деле сокращения нищеты, голода и в других сферах. Доступ к ИКТ включен в цели в области развития, намеченные в Декларации тысячелетия, и сформулирован в задаче 18: «В сотрудничестве с частным сектором принимать меры к тому, чтобы все могли пользоваться благами новых технологий, особенно информационно-коммуникационных технологий».

Интернет обеспечивает мгновенный доступ к информации из любой точки мира в любое время и является весьма перспективным средством в сфере улучшения здравоохранения, просвещения и охраны окружающей среды. ИКТ также считаются важным инструментом в деле достижения других целей в области развития.


^ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


…. В области развития науки, технологий, техники и подготовки

квалифицированных кадров в сфере ИКТ:

    • развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (форсайт);

    • создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена научной информацией;

    • создание правовых, организационных и иных условий для укрепления научно-исследовательского сектора высшей школы, государственных академий и отраслевой науки, оснащения вузов, научных организаций и исследовательских центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным оборудованием;

    • повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения государственных служащих в области информационных и телекоммуникационных технологий.

Этапы внедрения ИКТ в российское образование

  • Начальный этап- связан с индивидуальным использованием компьютеров, в основном, для организации системы образования, ее административного управления и хранении информации о процессе управления.

  • Современный этап - связан с созданием компьютерных систем, интернета и конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий.

  • Будущий этап- основан на полной интеграции новых ИКТ с образовательными технологиями (ОТ).

Процесс разработки новых технологий образования на основе интеграции ИКТ и ОТ уже активно идет. Рядом фирм, активно выступающих на рынке образовательных услуг, разработаны системы управления обучением например, IBM Lotus LearningSpace5, IBM Lotus Learning Management System, Oracle iLearning, WebTutor и WebTutor Lite, Прометей и др.

Новые технологии в образовании

Основные направления новых технологий в образовании:

    • обучение в сотрудничестве;

    • метод проектов;

    • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;

    • разноуровневое обучение;

    • модульное обучение.

Традиционный подход в образовании основан главным образом на

усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Отличительные черты нового подхода в образовании:

    • особое внимание к индивидуальности человека, его личности,

    • четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного

критического мышления.


  1. Дистанционное обучение: вопросы правового регулирования, основные типы организационных структур, методы обучения, характеристика учебного процесса.

Что такое дистанционное обучение?

  • Обучение на расстоянии - distance learning - становится во всем мире неотъемлемой частью процесса получения знаний. Число желающих записаться на онлайновые курсы в американских университетах каждый год увеличивается примерно на 50 процентов.

  • Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning). Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Но все же наиболее часто употребляется термин "дистанционное обучение".

^ Дистанционное образование: вопросы правового регулирования

  • Закон РФ "Об образовании" от 13 января 1996 года N 12-ФЗ .

  • Закон РФ о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ.

  • Приказ Минобразования России "О внесении изменений в Инструкцию о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, 13.01.1999 №46.

  • Распоряжение Минобразования РФ "О расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий , 26.08.03 г. № 985-24.

  • Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском проф. Образовании ", от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ .

  • Приказ Минобразования РФ "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях от 18 декабря 2002 г. N 4452.

Дистанционное образование: вопросы правового регулирования

  • Приказ Минобразования РФ "Об утверждении Инструкции «О порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, зап, от 10 марта 2005 г. N 65.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 “Порядок использования дистанционных образовательных технологий “.

  • Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

  • Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 о правилах оказания платных образовательных услуг.

  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации от 11 июня 2004 г. № 01–17/05–01 «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования».

Основные типы организационных структур дистанционного образования

  • Подразделения заочного (дистанционного) образования в традиционных университетах

  • Консорциум университетов

  • Открытые университеты

  • Виртуальные университеты

Методы дистанционного образования

  1. Самообучение – метод обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами (печатные, аудио-, видео-материалы, интерактивные базы данных, электронные журналы и другие учебные материалы, электронные учебники), доставляемым по компьютерным сетям при минимальном участии преподавателя и других обучаемых.

  2. Индивидуализированное обучение – методы, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение "один к одному"). Эти методы реализуются в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта, система "тьюторов" (теленаставничество).

  3. Обучение «один ко многим» – методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активную роль в коммуникации.

  4. Обучение «многие ко многим» – методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций с использованием технологии аудио-и видеоконференций.



  1. ^ Аудио и видеоконференции как способы интерактивного дистанционного обучения.

Аудиоконференции

Аудиоконференции представляют собой один из самых давних и наиболее простых способов интерактивного дистанционного обучения. Студенты могут слушать преподавателя, а преподаватель — студентов с использованием специальных устройств. Это устройство внешне представляет собой микрофон с колонками или наушниками, имеет встроенный блок для набора телефонного номера и подключается к обычной телефонной линии. Устройство моделирует присутствие студентов в аудитории, где каждый может задать вопрос преподавателю и выслушать ответ. В самом простом случае вместо специальных устройств может использоваться обычный телефон.,

Наиболее эффективно использование технологии аудиоконференции при наличии дополнительных материалов для обучения, таких как книги, методические пособия, видеослайды, видеокассеты или любые другие вспомогательные аудио-и видеоматериалы. Они должны быть под рукой у каждого студента, участвующего в аудиоконференции. Они, как правило, являются основой для обсуждения изучаемого материала.

Видеоконференция

  • Объяснение, подкрепленное движущейся картинкой даже низкого качества, все равно лучше, чем без нее.

  • При проведении контроля знаний преподавателю необходимо видеть подвижное изображение лица студента, что важно и с точки зрения его идентификации.

  • В целях обучения, в основном, показывают обучаемых и преподавателей в процессе общения, а не материалы, иллюстрирующие то, о чем идет речь.

  • В режиме взаимного обсуждения на видеоконференции особый интерес представляет возможность наблюдения за реакцией тех, к кому обращены ваши слова.



  1. Системы управления обучением (на примере Lotus LearningSpace 5). Электронный учебник как средство дистанционного обучения. Средства разработки электронных учебных материалов.

Система ^ Lotus LearningSpace 5 для дистанционного обучения

Режимы обучения: самостоятельное, совместное и обучение в виртуальной классной комнате. Самостоятельное обучение. Имеются возможности разработки структуры курсов и заданий для контроля знаний обучающихся. Учебные курсы могут включать в себя любые материалы, разработанные самостоятельно или приобретенные у сторонних производителей. Материалы курсов могут располагаться на Веб-сервере, в базе данных Notes или на каком-либо носителе, например, на компакт-диске. Встроенная система создания опросов и возможность слежения позволяют получать информацию о прогрессе отдельных студентов. Совместное обучение. Имеются возможности создавать для учебных курсов дискуссионные форумы, обмен мгновенными сообщениями, чат, совместное использование документов. Совместная работа доказала свою особую эффективность при выполнении заданий, связанных с нахождением оптимального решения проблемы. Обычно для этого используются дискуссии, в которых студенты обсуждают под

руководством инструктора различные вопросы. ^ Обучение в реальном времени. Модуль совместной работы Lotus LearningSpace 5 предоставляет виртуальную классную комнату для совместной работы, в которой

имеются средства аудио- и видеообмена, возможность разделения и совместного использования приложений, электронная классная доска, публичный чат и приватные мгновенные сообщения.
^ Архитектура Lotus LearningSpace 5

Lotus LearningSpace 5 состоит из двух модулей: ядра и модуля совместной работы, функционирующих на платформе Microsoft Windows NT и Windows 2000.
  1   2



Скачать файл (958.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru