Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Программа - Тухватуллина Г.И. Программа дополнительного образования. Проект Школа Я - лидер - файл 1.doc


Программа - Тухватуллина Г.И. Программа дополнительного образования. Проект Школа Я - лидер
скачать (356.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc357kb.24.11.2011 11:52скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Управление образования

ГОУ «Лицей №80»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО на заседании педсовета

Пр. №__ от «__»________200__ г. Пр. №__ от «__»________200__ г

Рук.. МО _________________ цикла Директор ГОУ «Лицей № 80»

________/______________/ _________ Г. И. Тухватуллина

Программа дополнительного образования
Проект «Школа «Я- лидер»»

Составитель: педагог

дополнительного образования

Тухватуллина Г. И.


г. Набережные Челны РТ

2009 год

^

Программа проекта «Школа «Я- лидер»» (ШЯЛ)


 

1. Общие положения. Трудно представить человека, который не стремился бы к достижению высшего результата на избранном поприще, не мечтал, подобно вошедшему в поговорку солдату, стать генералом. Это естественно, поскольку человек способен испытывать удовлетворение от признания окружающих и раскрыться во всей полноте своего таланта. Исходя из объективной потребности  общества в социально – активной личности, был задуман проект данной программы, чтобы постепенно, шаг за шагом, вернуть понятию «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. В связи с этим, социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства.

В лицее на протяжении 10 лет действует лицейский ученический совет (ЛУС), который возглавляет президент, выбираемый всем лицейским народом (и ученицами, и учителями). Каждый класс отправляет в совет по 2 человека – лидер класса и член совета. И каждый год это на 60 процентов обновляется состав ЛУС. Для того, чтобы девочки подружились и могли сообща работать, новые представители и проходят обучение. Так родилась идея о своей маленькой школе «Я-лидер». Взрослые не должны организовывать для ребят интересную жизнь. Задача педагогов – строить эту жизнь вместе с ними, предоставляя им все больше самостоятельности, расширяя с

2. Пояснительная записка

Современная ситуация социального раз­вития требует формирования самостоятель­ности личности как интегрального качест­ва, способного принести успех в жизни.

Программа школы «Я- лидер» рассчитана на обучение лицеисток, желающих сделать жизнь свою и своих товарищей насыщенной, целенаправлен­ной, неповторимой самостоятельной и ув­лекательной. Школа «Я- лидер» приглашает заниматься с изложенной информацией, выполнить предлагаемые задания, поразмыслить над поставленными вопросами.

Программа школы «Я- лидер» представляет собой организацию жизнедеятельности лицеисток в течение учебного года. Количество обучающихся в Школе не ограничено..

Программа профилируется на выполнение задач по развитию у детей возможностей социальной адаптации и самоопределения в постоянно меняющихся условиях жизни. Программа школы «Я- лидер» направлена на реализацию компенсационной функции свободного времени по отношению к урочной деятельности. Данная программа - это логическое дополнение основополагающей программы воспитательной работы в лицее.

Программа является комплексной. В работу Школы «Я- лидер» органично вплетаются элементы проекта «Лицейская газета». Это сделано не случайно. Газета «Чулпан» является органом ученического лицейского самоуправления(ЛУС).

Ведущей идеей содержания работы Школы «Я- лидер» является приобретение старшеклассницами умений организовать дело в рамках школьного самоуправления, умение планировать, координировать, прослеживать результаты, умение анализировать, а также воспитание терпимости, толерантности, способности понимать позиции других.

Цель:

Нацелить лицеисток – активистов на работу в органах детского самоуправления, предоставление реальных возможностей участия в управлении образовательного учреждения, содействие развитию детского и молодежного движения, формированию у старшеклассниц активной гражданской позиции, организаторских способностей, развитие лидерских качеств личности, формирование членов в Городскую детскую думу старшеклассников.

 

Задачи:

1. Создание условий для развития детских и молодежных общественных организаций в лицее.

2. Раскрывать способности каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных в урочное время потребностей.  

3.   Развивать у старшеклассниц коллективно-творческое мышление, инициативу и самостоятельность.

4.   Научить уважать чужое мнение, отстаивать свое мнение, руководить работой коллектива.

4.  Сплочение и создание работоспособного коллектива лицейского ученического самоуправления.

5.Развитие навыков коммуникативных отношений посредством сотворчества.

5.  Укрепление духовного и физического здоровья детей.  

  7.Финансовое обеспечение Школы «Я- лидер» силами ЛУС.

3. Содержание программы

Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по детскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, конкурсов и соревнований.

Обучение осуществляется по принципу теория-практика, то есть все теоретические знания участники программы закрепляют на практике.

Подготовка участников программы направлена на приобретение ими способности систематически анализировать ситуацию. Причем, анализировать реальную ситуацию, не попадая в идеологическую зависимость от тех или иных распространенных стереотипов. Для того, чтобы отработать эту способность, проводится постоянный анализ ситуации на микроуровне, который отрабатывается как в имитационных ситуациях на сборах, и закрепляется на рефлексивном разборе, так и в промежутке между сборами на материале учебной и внеучебной деятельности участников, на основе выполненных ими «домашних заданий». Процесс подготовки направлен и на приобретение еще одной важной способности: способности понимать позиции других. И не только понимать, но и просчитывать возможные варианты взаимодействия между ними, а также видеть возможности для их консолидации. Наличие в программе учащихся с разными показателями успешности чрезвычайно важно для формирования этой способности. Взаимодействие обучающихся во время сборов как при совместной работе в группах, так и при участии в имитационных ситуациях, формирует понимание способов действия других людей, понимание горизонтов их дальнейшего роста. За счет этого развивается способность объединяться в команды для реализации как собственных, так и совместных лицейских проектов. Основной упор во время обучения делается на отработку управленческих навыков более высокого уровня, чем у остальных детей. Приобретённые таким образом навыки позволят не только управлять внеурочными процессами, но и консолидировать интересы личные, классов и всего сообщества лицеисток. Учебный процесс проводится в несколько этапов. По результатам обучения формируется первый - активный коллектив подготовленных активисток, способных, в свою очередь, самостоятельно заниматься обучением и подготовкой детей в своих классах. Это «ядро» опирается в своей работе на второй состав и все вместе они формируют ученические команды, способные работать по проектам различных направлений и тематики.

 Формы деятельности:      диагностика лидерских качеств, сборы школы «Я- лидер»,тренинги, проведение игр – мероприятий согласно разработанного совместно в Школе плана работа ЛУС.
^

Вопросы, которые лицеисты могут решать самостоятельно в рамках Школы:


  • Разработка собственной конституции и декларации прав учащихся.

  • Регулировка межличностных отношений на уровне класса в несложных ситуациях.

  • Организация благотворительных акций и внеклассных мероприятий.

  • Планирование работы, направленной на улучшение учебного процесса.

  • Пополнение школьного бюджета через проведение мероприятий ученицами лицея.

  • Выбор лидеров лицея.

  • Организация свободного времени.

  • Проведение социологических опросов.

  • Выпуск лицейской газеты.

  • 4.Руководитель и разработчик проекта: директор лицея Тухватуллина Гулира Исламовна

  • Партнеры:зам.директора лицея по ВР Бадертдинова Светлана Михайловна, президент ЛУС Тазетдинова Лейсан и педагоги лицея.

  • Состав участников проекта: члены ЛУС, активистки и все желающие, в т.ч.и педагоги, и родители.

  • 5.Описание действий участников проекта

  • · Разработка программы ШЯЛ

  • · Выборы ЛУС на 2006 – 2007 год

  • · Совместное собрание членов ЛУС, руководителей и родителей для разработки и принятия плана работы ЛУС

  • · Приобретение необходимых материальных средств для работы ШЯЛ( бумага, ватман, маркеры, блокноты участникам, ручки, призы)

  • · Распечатка программ, раздаточного материала ·

  • ^ 6. Сроки реализации проекта: сентябрь 2006 –июнь 2007г.г.

  • 7.Ожидаемые результаты.

  • · Установление контактов между членами ЛУС.

  • ·Создание работоспособного органа ученического самоуправления.

  • .Качественная реализация плана работы ЛУС на 2006/2007 учебный год.





п/п

Краткое содержание программы

и календарно-тематическое планирование

учебного материала

Сроки

проведения

Кол-во часов

1.

Раскрытие понятий «лидер», «лидерские качества», «лидер и группа», «управление» и «самоуправление».

Мифология женской карьеры. Женское лидерство.

Сентябрь


9 ч.

2

Законодательная база ученического самоуправления.

Сентябрь


2 ч.

3.

Практикум 1.Организацион­ное заседание ЛУС. Выборы ЛУС.

Вас избрали в органы школьного ученического управления. С чего начать? Как увлечь всех или хотя бы боль­шинство?

Практикум 2.Конец - всему делу венец, а начало?

Составление собственной модели деятельности.

Изучение опыта предшественни­ков.

Общения с ребятами, выяснения их мнения о содержании твоей деятельности, их ожиданиях.

Подготовка необычного, интерес­ного дела.

Изучение литературы, которая по­может определиться в сущности твоей де­ятельности.

Сентябрь


12 ч.

4.

Раскрытие понятий «деятельность», «формы деятельности», «структура управления деятельностью ОУ».

Практикум 3.Интеллектуальная мозаика. Активные формы деятельности. Декада учителей.

Сентябрь


9 ч.

5.

Раскрытие понятий «план работы», «программа работы». Разработка и ут­верждение плана работы учениче­ского самоуправ­ления. Требования к оформлению классных уголков по уче­ническому само­управлению.

Практикум 4.Разум - единственное орудие…

Октябрь

9 ч.

6.

Практикум 5. Как Вас теперь называть? Вы стали руководить деятельностью других. Вас можно назвать лидером… Раскрытие понятий «Должностные обязанности». Распределение направлений работы ЛУС по секторам. Разработка и ут­верждение гра­фика дежурств.

Октябрь

9 ч.

7.

Практикум 6. Планирование-организация-контроль.Дни лицея. День самоуправления. Открытие дней лицея: «Талантлар эзлибез». Декада ко Дню учителя. Разработка необходимых документов. Подготовка дублеров руководителей и учителей.

Октябрь

9 ч.

8.

Понятия «Анализ», «Оценка», «Критерии оценки» Подведение итогов Декады ко Дню учителя.

Практикум 7.Оценим себя реально.


Октябрь

9 ч.

9.

Подве­дение рейтинга учащихся, клас­сов по итогам 1 четверти.

Практикум 8.Оценим других объективно.

Ноябрь

4ч.

10.

Практикум 9.Создание команды лицейского КВН, разработка сценария выступления "Место встречи изменить нельзя". Участие на фестивале школь­ных команд КВН в КЗ мэрии.

Ноябрь

9 ч.

11.

Городские СМИ (газеты, телевидение, радио). Беседы о методах подачи информации в городских СМИ. Изучение внутренней и внешней структуры прессы. Имидж городских газет, телепрограмм. Составляющие рейтинга газет.

Требования к газете, к афише, к поздравительным настенным газетам. Защита своего варианта газеты.

Поиск/сбор, обработка информации для газеты. Виды журналистских произведений. Метод интервью. Метод опроса.

Ноябрь

10 ч.


12.

Конвенция о правах ребенка. Проведение Дня защи­ты прав ребенка. Лицейский и городской тур предметных олимпиад. Отслеживание и отражение результатов.

Декабрь

9 ч.

13.

Лидерство и власть. Лидерство в политике. Портреты известных лидеров.

Декабрь

9ч.


14.

Ученическое самоуправление в зарубежных школах (Германия, Франция и др.).

Практикум 10.Защита рефератов, презентаций на данную тему.

Декабрь

9ч.



15.


Практикум 11.Новогодние праздники и каникулы. Конкурсы КТД. Планирование –организация-контроль-оценка.

Методика подведения итогов деятельности в рамках конкурсов «Лучший класс», «Инсафлы кыз». Выявление лидеров по лицею. Обсуждение форм награждения.

Декабрь

9ч.



16.

План действий по созданию лицейской печатной газеты. Заголовки, рубрики в газете.

январь

9ч.


17.

Посещение ОВД. Встреча с сотрудниками.

Законодательство в защиту жизни, здоровья, чести и достоинства своих граждан.

январь


9 ч.

18.

Этика журналиста. «Желтая» пресса. Ответственность журналиста. Лидерство в журналистике.

февраль


9ч.

19.

Практикум 12.Работа над страницей сайта лицея об уче­ническом само­управлении.

февраль

9 ч.


20.

Учимся писать заметку. Учимся писать интервью. Учимся делать опрос.

февраль

9 ч.


21.

Практикум 13.Встреча с руководителем женщиной -лидером. Планирование –организация-контроль-оценка.

февраль

9 ч.

22.

Практикум 14.День самоуправления.Конкурс "Ягез әле, кызлар!" Планирование –организация-контроль-оценка. Определение учениц -лидеров.

март

9ч.

23.

Практикум 15.Встреча с профессиональным журналистом-лидером. Планирование –организация - контроль-оценка- выход.

март

9 ч.

24.

Практикум 16.Работа в редакции. Выпуск газеты.

март


9 ч.


25.

Практикум 17.Составляем фотоистории. Сценарии фотоисторий придумывают кружковцы. Действия в сценарии, записанные на фотопленку, могут стать неплохими сюжетами для периодически меняющейся лицейской газеты.


март



9 ч.

26.

Детская журналистика. Школьные газеты. Освещаем наши будни в лицейской газете.

апрель

9ч.

27.

Отчеты членов ЛУС и выдвижение кандидатов в президенты лицея (на класс­ных собраниях). Выборы членов Избиркома, со­ставление не­обходимых документов к выборам

апрель

9ч.

28.

Выборы нового ЛУС лицея. Выборы президента лицея. Инаугурация прези­дента.

апрель

9 ч.

29.

Работа с диктофоном, блокнотом. Комплектуем полученную информацию на тему «Женщины для победы ВОВ»

апрель

4 ч.


30.

План работы, анализ общественной информации, распорядок дня журналиста.

май

4 ч.


31.

Практикум 18.Урок красноречия. «Как разговорить стул?». Задача лицеисток на «пустом месте» (беседа с неодушевленным предметом) создать иллюзию общения.

май


8 ч.



32

Практикум 19. Защита «Я-лидер».Участники Школы «примеряют» на себя роли лидеров -известных личностей и защищают свое лидерство. Цель занятий – создать обстановку пресс-конференции, брифинга.

май

9ч.



33

Практикум 20.Подведение итогов конкурса "Үрнәк сыйныф,” "Инсафлы кыз" на Сабак туе. Заседание ЛУС (подве­дение рейтинга учащихся, клас­сов за IV чет­верть и год)

май

9ч.



ИТОГО




306 часов

^ Разработки практических занятий школы «Я- лидер»

Практикум 1.

Конец - всему делу венец, а начало? Вопрос любознательного школьника.

Как мы начинаем работу

Итак, вас избрали в органы школьного ученического управления. Естественно, как думающий человек, вы ищете ответы на во­просы: С чего начать? Что интересное при­думать? Как увлечь всех или хотя бы боль­шинство? К кому обратиться за помощью?

Существуют различные типы «вхожде­ния» в деятельность. Подумайте, с чего бы вы хотели начать свою работу?

Предлагаем выполнить такое несложное задание: прочтите предложенные ниже ва­рианты начала работы и выберите те из них, которые совпадают с вашим мнением.

Приступая к деятельности в органах управления, я предпочитаю начинать:

  1. со знакомства со своими обязанно­стями;

  2. со знакомства со своими правами;

  3. с составления собственной модели деятельности;

  4. с изучения опыта предшественни­ков;

  5. с общения с ребятами, выяснения их мнения о содержании моей деятельности,их ожиданиях;

  1. с подготовки необычного, интерес­ного дела;

  2. с изучения литературы, которая по­может определиться в сущности моей де­ятельности;

  3. с собрания родителей и выяснения их пожеланий в решении проблем с де­тьми;

  4. с проведения исследования проблем школы, которые стоит решать в первую очередь;

  1. с общего собрания учеников, где нужно определить проблемы школьников, которые предпочтительнее решать в пер­вую очередь;

  2. с обучения на семинаре по вопро­сам самоуправления;

  3. с создания группы единомышлен­ников.

А теперь посмотрите на ответы, опре­деляющие ориентацию каждого на тот или иной вариант начала работы: 1) ис­полнитель, 2) борец, деятель, 3) творчес­кий, 4) архивариус, 5) коммуникатор, 6) деловой, 7) интеллектуал, 8) воспита­тель, 9) исследователь, 10) заинтересован­ный, 11) любознательный, 12) лидер.

Итак, вы попробовали выполнить первое, надеемся, несложное задание. Основная трудность, скорее всего, со­стояла в том, что вам было непросто сде­лать выбор — все казалось важным. Не отчаивайтесь: решительность и уве­ренность в себе вы, скорее всего, при­обретете по мере накопления опыта. Приступайте к работе по второму прак­тикуму. А завершив работу по нему, по­размышляйте, почему именно в таком порядке даны первый и второй практи­кумы, почему они необходимы тем, кто ведет за собой.

Практикум 2

Разум - единственное орудие - или оружие, которым мы располагаем, чтобы сделать жизнь осмысленной, чтобы расстаться с иллюзиями... стать независимыми от сковывающих автори­тетов и стать авторитетами для себя самих.

^ Зигмунд Фрейд

Тренируем мышление

Вам предстоит организовывать деятель­ность других, поэтому стоит выработать правила своей деятельности. Можете вос­пользоваться готовыми афоризмами или составить их сами. Кстати, можете ли вы объяснить значение этого слова?

Подсказка: афоризм (от греческого афорисмос) — изречение. Обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконич­ной и отточенной форме, отличающаяся выразительностью и меткостью.

Выразительность афоризма возрастает при уменьшении числа слов: большая часть афоризмов состоит из 5—6 слов. От пословицы афоризм отличается наличием точно известного автора. Работа над афоризмами помогает развивать мышле­ние, учит говорить ясно, четко, кратко. Интересно попробовать самим составить афоризм или привлечь к этой работе школьников. Нередко можно слышать такие интересные выражения, отточенные мысли, что впору составить сборник. А вы не увлекаетесь коллекционированием мыслей, выраженных в оригинальной форме? Попробуйте, очень интересное занятие.

Указки-подсказки:

  1. Организуйте турнир сочинителей афоризмов.

  2. Составьте сборник интересных вы­сказываний педагогов, друзей, родителей, учащихся и вообще интересных людей.

  3. Подготовьте час интересного обще­ния на тему «В мире мудрых мыслей», детально разработайте его содержание.

Предлагаю воспользоваться правилами организации деятельности, которые мы используем в своей работе. Возможно, некоторые из них вам покажутся интерес­ными.

• Чтобы работа не приводила к стрес­сам — практикуйте дела по интересам!

  • Добьетесь быстрее успеха в работе, если конкретную цель вы найдете!

  • Поощряйте такую вольность — прак­тикуйте добровольность!

  • Мы знаем, что каждый будет рад, когда работа даст результат!

  • Думаю — не будет возражений, в де­лах нужна доброта отношений!

  • Поднимает настроение самостоя­тельное управление!

  • Каждый живет на свой манер, и в деле важен личный пример!

  • Яркими мероприятиями не увлекай­тесь, больше полезного сделать старай­тесь!

А теперь несколько простых вопросов. Что означают такие знакомые слова: «школа», «тетрадь», «каникулы», «перо»? Каково их происхождение?

Подсказка: «школа» — слово греческо­го происхождения. В переводе на русский язык означает «занятие на досуге». В Древ­ней Греции школами назывались беседы на которых философы и их ученики выяс­няли в спорах сущность разных вопросов

По латыни «учение» звучит как схолия «Схоляр» — ученик, очень похож на «щко ляр», отсюда недалеко и до «школы» «школьника».

«Тетрадь». Молодые афиняне писан на листах папируса или пергамента. Лист сложенный вдвое, назывался дипломе» (по-гречески ди значит два). А если лис складывался вчетверо, его называли тетрадью (тетра — четыре).

«Перо». Когда-то писали птичьим перьями, преимущественно гусиным!-Ножом заостряли кончик пера и расщепляли его. Отсюда название «перочинный нож.

«Каникулы». Латинское слово «каникула» означает «собака». Так называлась самая яркая звезда из созвездия Гончих Псов. Она сияла на ночном небе в самое жаркое время года — с конца июля по август, именно тогда, когда прекращал занятия в школах. Так и стали называть время, когда ученики не учились, «каникулы».

Поразмышляем: на какие мысли натолкнуло выполнение практикума? О чем новом удалось узнать? Чему вы научились, выполняя задание? О чем можете расска­зать и чему научить других? Какие прави­ла своей деятельности сумели сформули­ровать.

Практикум 3

Интеллектуальная мозаика.

Предлагаем вашему вниманию форму деятельности, позволяющую определить интеллектуальное развитие учащихся, преобладающий интерес к тому или ино­му школьному предмету, подготовлен­ность по этому предмету.

Подобный способ организации вне­урочной деятельности школьников помо­гает в анализе результатов учебной рабо­ты и потому может быть с успехом ис­пользован учителями-предметниками, за­местителями директоров школ по учебно-воспитательной работе, а также руководи­телями предметных кружков и интеллек­туальных клубов.

Цели:

  • узнать, интерес к какому предмету (или темам предмета) является преобла­дающим;

  • проверить подготовку по предмету;

  • определить умение мыслить, форму­лировать вопросы.

Прежде чем приступать к апробирова­нию «Интеллектуальной мозаики», пред­лагаем вам самим выполнить представ­ленные задания, чтобы понять сущность предстоящей работы.

Технология организации интеллектуаль­ной мозаики

Оформление: мозаичный лист на доске (цветные клетки, цвет — предмет или область знаний), жетоны, индивиду­альные мозаичные листы.

Задание: подготовить цветные жето­ны (цвет соответствует предмету: крас­ный — математика, оранжевый — физика, зеленый — биология, коричневый — гео­графия, голубой — литература и т.д.

Ход игры: каждый выбирает один (или несколько) жетонов того предмета, который его привлекает и по которому хо­чется составить вопросы. Дается семь-десять минут, чтобы составить вопросы по выбранному предмету.

На доске написаны названия предметов, и каждый, кто задает вопрос, прикрепляет свои жетоны на доску. Какой предмет «набе­рет» больше жетонов, тот и становится «по­бедителем». Все сдают вопросы, записывая на листе свою фамилию. Отвечать на вопросы можно сразу — устно или письменно. Пра­вильный ответ оценивается в пять баллов. Не­санкционированная подсказка снимает балл. Учителя также могут участвовать в этом деле. Оцениваются ответы, записывается фамилия отвечающего и его баллы.

Проводить интеллектуальную мозаику возможно без предварительного предупреж­дения (сразу). Неожиданность позволит про­верить наличные знания. Можно давать за­дание на дом. В подобной форме проводят­ся час интересного общения, турнир, вечер, на которые стоит пригласить учителей-пред­метников, завучей. Можно провести «интел­лектуальную мозаику», где будут задаваться любые вопросы, проверяющие общую на­правленность интересов, ориентированность в информационном пространстве в целом. Каждый в таком случае берет жетон (они все будут одного цвета) и формулирует свой во­прос. На доске фиксируется, кто задал боль­ше вопросов и из какой области.

Вопросы для размышления:

  • Для школьников какого возраста может быть использована данная форма?

  • Чем привлекла предложенная форма лично вас?

  • Какие трудности могут возникнуть у организаторов этого дела?

  • Какие новые элементы можно вне­сти в предложенную форму?

  • От чего при проведении интеллекту­альной мозаики можно отказаться

Практикум 4.

Как Вас теперь называть? Кто есть кто?

Вы стали руководить деятельностью других. Вас можно назвать лидером (Про­грамма «Лидер». — М., 1992).

Лидер — ведущий — человек, способ­ный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понима­ет интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные мину­ты, поделиться радостью, он может по­нять, посочувствовать, всегда готов прий­ти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окру­жающих.

Различают лидеров-созидателей и ли­деров-разрушителей. Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой (по большому счету — в интересах всех людей).

Лидер-разрушитель действует в собст­венных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а эгоистическое желание показать себя, используя для это­го дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В детском объединении, организации встречаются лидеры-созидатели, роль ко­торых различна: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, лидеры-эрудиты, лидеры-умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, поисково-туристской и др. видов деятельности. Деловые лидеры хо­рошо разбираются в межличностных от­ношениях. Это обусловлено стремлением деловых лидеров знать своих товарищей по организации, что позволяет конструк­тивно строить свои отношения с ними.

Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом.

Лидеры-инициаторы выделяются в де­ятельности на этапе выдвижения идей, поиска новых сфер и форм деятельности.

Лидер-умелец — это наиболее подго­товленный к конкретному виду деятель­ности член коллектива.

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в груп­пе в рамках организации. Успешно дей­ствующие во многих сферах жизни орга­низации выдвигаются на роль абсолют­ных лидеров.

Положительные взаимоотношения между членами коллектива в организации точнее характеризуют эмоциональные ли­деры, отрицательные — деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отноше­ния, большое значение имеет умение оп­ределять статус сверстников в группе. В этом лучше всех ориентируются абсолют­ные лидеры, на втором месте идут дело­вые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологиче­ский климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также характер принятых в нем нравственных ценностей.

Лидера выдвигает деятельность. Поэто­му через специально организованную, разнообразную по содержанию деятель­ность можно создать не только ситуации, направленные на сплочение организации, но и благоприятные возможности для ус­пеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития организации как коллек­тива характерна постоянная смена лиде­ров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечи­вает каждому члену организации возмож­ность пребывания в роли лидера, приоб­ретения навыков организации других лю­дей и самоорганизации.

Какие же качества личности определя­ют делового лидера? Перечислим их:

  • способность управлять собой («если хочу, то смогу»), то есть способность в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выходить из стрессовых ситуаций, забо­титься о накоплении сил (в том числе и физических);

  • наличие четких личных целей («знаю, что хочу»), то есть ясность в во­просах о целях своих поступков, наличие целей, совместимых с условиями общения и деятельности, понимание реальности поставленных целей и умение оценивать степень продвижения к ним;

  • умение решать проблемы (найти вы­ ход в лабиринте мнений) — умение вы­ членить в проблеме главное и второсте­пенное, оценивать варианты решения проблемы, прогнозировать последствия после принятия решения, а также опре­делять необходимые ресурсы для решения проблемы;

  • творческий подход к организации людей (не так, как все), что предполагает поиск нестандартных подходов к реше­нию управленческих проблем, умение ге­нерировать идеи и стремление к нововве­дениям;

  • умение влиять на окружающих (вес­ти за собой): уверенность в себе, умение устанавливать хорошие личностные отно­шения, способность убеждать и внушать,
    умение слушать других;

  • знание особенностей организатор­ской деятельности, а именно: умение по­добрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выполнение, стимулировать работу товарищей, тактич­но осуществлять контроль за их работой;

  • наличие организаторских способнос­тей (в их единстве), то есть организаторское
    чутье (психологическая избирательность, практическо-психологический ум, психо­логический такт), эмоционально-волевая воздейственность (общественная энергич­ность, требовательность, критичность), склонность к организаторской работе;

  • умение работать с группой, предпола­гающее понимание важности сплоченнос­ти коллектива, способность преодолевать ограничения, препятствующие эффектив­ной работе коллектива, умение добиваться согласия в коллективе, стремление к ана­лизу и поиску путей развития группы.

^ Общие и специфические качества лидера

Общие качества (ими обладают не толь­ко лидеры, но и те, кто может стать лидером):

  • компетентность — знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;

  • активность — умение действовать энергично, напористо;

  • инициативность — творческое про­ явление активности, готовность к выдви­жению идей, предложений;

  • общительность — открытость для других, потребность иметь контакты с людьми;

  • сообразительность — способность быстро доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, опреде­лять главное;

  • настойчивость — проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

  • самообладание — способность кон­тролировать свои чувства и поведение в сложных ситуациях;

  • работоспособность — выносливость, способность вести напряженную работу;

  • наблюдательность — умение видеть, мимоходом отметить важное, замечать де­тали;

• самостоятельность — независимость в суждениях, умение брать ответствен­ность на себя;

• организованность — способность планировать свою деятельность, прояв­лять последовательность, собранность.

^ Специфические качества лидера (своеоб­разные индикаторы лидерского таланта):

  • организаторская проницатель­ность — тонкая психологическая избира­тельность, способность понять другого че­ловека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимо­сти от индивидуальных особенностей, настроения;

  • способность к активному психологи­ческому воздействию — владение разно­образием средств воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных ка­честв, от сложившейся ситуации;

  • склонность к организаторской рабо­те, лидерской позиции, потребность брать ответственность на себя. Поразмышляй­те, попытайтесь определить, к какому типу лидера Вы принадлежите.

Практикум 6.

Оценим себя реально.

Чтобы успешно вести за собой, стоит знать не только содержание работы, пра­вила ее организации и способы оценки, но и свои индивидуальные особенности. Попробуем их узнать. Выполните задания, которые предлагаются в тестах, и узнаете о себе немало интересного.

Мы предлагаем методику самооценки лидерских качеств, которую может ис­пользовать каждый школьник.

Если Вы полностью согласны с при­веденным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставьте цифру «4»; если скорее согласны, чем не согласны, — цифру «3»; если Вам трудно ответить определенно — «2»; если Вы скорее не согласны, чем со­гласны, — «1»; полностью не соглас­ны — «О».

Я лидер

  1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

  2. Мои действия направлены на дости­жение понятной мне цели.

  1. Я знаю, как преодолевать труднос­ти.

  2. Люблю искать и пробовать новое.

  3. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.

  4. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

  5. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

  6. Все знакомые относятся ко мне хо­рошо.

  7. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

  1. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

  2. Я хорошо планирую свое время и работу.

  3. Я легко увлекаюсь новым делом.

  4. Мне нелегко установить нормаль­ные отношения с товарищами.

  5. Организуя товарищей, стараюсь за­интересовать их.

  6. Ни один человек не является для меня загадкой.

  7. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

  8. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

  9. Для меня важно достижение цели.

  10. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

  11. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

  12. Первое впечатление, которое я про­извожу, обычно хорошее.

  13. У меня всегда все получается.

  14. Хорошо чувствую настроение сво­их товарищей.

  1. Я умею поднимать настроение у моих товарищей.

  2. Я могу заставить себя утром де­лать зарядку, даже если мне этого не хо­чется.

  3. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

  4. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

  5. Принимая решения, перебираю различные варианты.

  6. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

  7. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

  8. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

  9. Стремлюсь к тому, чтобы меня по­нимали.

  10. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю рук.

  11. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.

  12. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.

  13. Я никогда не поступал так, как дру­гие.

  1. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

  2. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

  3. Я нахожу выход в сложных ситуа­циях.

  4. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

  5. Никто и никогда не испортит мне настроения.

  6. Я представляю, как завоевать авто­ритет среди людей.

  7. Решая проблемы, использую опыт других.

  8. Мне неинтересно заниматься одно­ образным, рутинным делом.

  9. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46.Я умею контролировать работу моих товарищей.

  1. Умею находить общий язык с людь­ми.

  2. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

Заполнив карточки ответов, необходи­мо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая ответов на вопро­сы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских ка­честв: А — умение управлять собой; Б — осознание цели (знаю, что хочу); В — умение решать проблемы; Г — наличие творческого подхода; Д — влияние на ок­ружающих; Е — знание правил органи­заторской работы; Ж — организаторские способности; 3 — умение работать с группой.


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48
Если сумма баллов в столбце меньше 10, то качество развито слабо и надо ра­ботать над его совершенствованием; если сумма больше 10 — это качество развито средне или сильно.

Прежде чем сделать заключение о том, лидер ли Вы, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8,15, 22, 27, 29, 34, 36,41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что Вы были неискренни в самооценке.

Теперь, когда Вы составили представ­ление о своих качествах лидера, мы пред­лагаем несколько советов, следуя которым их можно улучшить.

Лидер-ориентир

Рекомендации

Если у Вас низкий показатель А (управ­ление собой), поработайте над собой:

  • Стремитесь изучить себя. Посмотрите на себя внимательно в зеркало. Подумайте,
    что привлекает в Вас людей, а что отталки­вает. Ответьте на вопрос: что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?

  • Не бойтесь выражать свои чувства. Вам могут поверить только тогда, когда Вы переживаете.

  • Добивайтесь установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи­те поддержки у окружающих, но не стре­митесь переложить свое напряжение на них.

  • Спокойно принимайте свои неудачи и учитесь на них. Это необходимо, так как неудачи — это тоже опыт, правда, такой, о котором приходится жалеть.

  • Оценивайте свои достижения. Нуж­но давать правильную оценку своим уда­чам. Это придает уверенности.

^ Если низким является показатель Б, по­старайтесь, ответив на следующие ниже вопросы, определить, что именно Вы долж­ны откорректировать в своем целеполагании.

  • Действительно ли Ваши цели важны для Вас?

  • Реальны ли Ваши цели?

  • Достаточно ли сил Вы вкладываете в их достижение?

  • Соответствуют ли Ваши цели новым обстоятельствам?

  • В достаточной ли мере Вы привле­каете окружающих к достижению целей?

Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы), найдите отве­ты на следующие вопросы:

  • Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?

  • Рассматриваю ли я различные вари­анты решения проблемы или «хватаюсь» за
    первый, который мне сразу понравился?

  • Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?

  • Насколько при принятии решения учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?

  • Поддерживают ли мои решения мои товарищи?

Если оказался недостаточно развит по­казатель Г (творческий подход), ответь­те на следующие вопросы:

  • Ценю ли я творческий подход в дру­гих людях?

  • Готов ли я к неопределенности?

  • Верю ли я в свои творческие способ­ности?

  • Могу ли я порвать с традициями?

  • Испытываю ли я потребность в пе­ременах?

Если у Вас трудности с влиянием на ок­ружающих (показатель Д), учитесь уста­навливать конструктивные отношения с людьми:

  • Вглядитесь в другого человека.

  • Увяжите для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.

  • «Наведите мосты» между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.

  • Выразите заинтересованность в об­щении с человеком и установлении с ним добрых отношений.

  • Раскройте свои мысли и чувства.

Будьте готовы подбодрить другого человека.

Если Вы обнаружили, что у Вас не хва­тает знания особенностей организатор­ской деятельности (показатель Е), обрати­тесь к правилам организаторской работы:

1. Выясните условия выполнения ор­ганизаторской задачи и свои полномочия:

  • выделите в задаче главное и второ­степенное;

  • выясните время выполнения задачи;

  • уточните свои права и обязанности, то, кому Вы подчиняетесь и кто подчи­няется Вам;

  • определите место выполнения задач и то, какие материальные средства для этого необходимы;

  • повторите задание.

2. Подготовьтесь к выполнению зада­ния:

  • изучите опыт других, посоветуйтесь;

  • наметьте предварительную расста­новку людей;

  • исходя из реальных возможностей, составьте план.

3. Подготовьте товарищей к выполне­нию задания:

  • обсудите план со всеми, кто будет выполнять задачу;

  • учтите поправки и замечания, вы­сказанные товарищами, примите коллек­тивное решение о том, как действовать.

4. Расставьте людей, учитывая их возмож­ности:

  • распределите работу между товари­щами с учетом их способностей;

  • организуйте дело так, чтобы каждый знал свои права и обязанности и чтобы за
    каждый участок работы отвечал один че­ловек.

5. Согласовывайте свои действия:

  • постоянно получайте информацию о ходе работы на всех участках от своих по­мощников — младших организаторов;

  • поддерживайте связь с теми, кому подчиняетесь, получайте от них информа­цию обо всех изменениях в задании;

  • интересуйтесь опытом выполняю­щих подобные задания, используйте этот опыт для внесения изменений в ход вы­полнения задания.

6. Обучайте и инструктируйте своих помощников:

  • подробно объясняйте им их задачу на определенный период работы;

  • указывайте своим помощникам на их ошибки, оказывайте помощь в преодоле­нии трудностей, но не подменяйте их;

  • подготавливайте своих товарищей к выполнению роли организатора.

7. Учитывайте и контролируйте работу и расход материальных средств:

  • привлекайте к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;

  • осуществляйте учет времени, отведен­ного на выполнение каждой части работы;

  • давайте оценку работы исполнителей только на основе достоверных данных;

  • старайтесь выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуйте от своих помощников их экономного расходования.

8. Будьте внимательны в период завер­шения работы:

  • требуйте отчета о работе от своих помощников;

  • при возникающих затруднениях на отдельных участках организуйте помощь;

  • организуйте сдачу неиспользованных материальных средств.

9. Экономно расходуйте свое время и силы:

  • осуществляйте руководство выпол­нением задания через своих помощников;

  • решайте самые главные вопросы, не отвлекаясь на мелочи (ими займутся по­мощники);

  • оказывайте помощь в работе на са­мом трудном участке.

10. Итоговый анализ — залог успешной работы в дальнейшем:

  • анализируйте работу со своими помощ­никами и со всеми ее участниками, выявляя
    положительный опыт, промахи и ошибки;

  • давайте оценку работы на основе конкретных результатов;

  • старайтесь поощрить, отметить рабо­ту своих помощников.

Если у Вас недостаточно развиты орга­низаторские способности (показатель Ж), постарайтесь их развить, пробуя себя в организации различных дел. Учтите при этом несколько советов:

  • Поставив себя на место другого че­ловека, уясните, как он или она смотрит
    на мир, что значит быть в его положении.

  • Поразмыслите над тем, что интере­сует другого человека, подумайте, во что он или она с удовольствием вложили бы свои силы, о чем они любят говорить.

  • Установите, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятель­ства, приведшие к переменам в нем?

  • Попытайтесь определить стиль об­щения с конкретным человеком.

  • Работайте над созданием открытых доверительных отношений, располагайте к себе людей.

Советы тем, кто хочет успешно управ­лять деятельностью других:

  • изучите интересы, увлечения, спо­собности — свои и других людей;

  • при распределении организаторских заданий опирайтесь не только на способ­ности помощников, но и на их задатки, которые стоит развивать;

  • чаще обращайтесь за помощью к зна­токам и умельцам: от этого и делу польза, и всем приятно — их способности замечены;

  • имейте в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходите к каждому челове­ку индивидуально и с учетом этого строй­ те свои требования к нему.

У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем работы.

^ Стили организаторской деятельности (А. Н.Лутошкин):

  • Ранящие стрелы. Призывающий, настаивающий, жестко требующий. Эф­фективен в группе начинающих.

  • Возвращающийся бумеранг. Совету­ющий, консультирующий, коллегиаль­ный, требующий. Эффективен в сложив­шихся коллективах.

  • Снующий челнок. Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен
    в зависимости от ситуации.

• Плывущий плот. Соглашающийся, уступчивый, невмешивающийся. Эффек­тивен только как вспомогательный.

Задание: прочтите перечисленные ниже правила ведущего за собой; поду­майте, с какими из них Вы согласны, ка­кие вызывают сомнение; сравните эти правила с теми, что Вы составили, выпол­няя задания второго практикума; допол­ните данные нами правила своими.

  1. Установите ясные цели. Умные кол­лективы часто сами находят путь, если
    знают, к чему надо прийти.

  2. Начинайте с малого, «большой дуб вырастает из маленького желудя». Успех укрепляет доверие и создает основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться.

  3. Прежде чем действовать, добейтесь согласия. Причастность вырастает из по­нимания. Без согласия почти ничего нель­зя изменить. Достижение согласия требу­ет немалого времени.

  4. Составьте реальный график работы. «Москва не сразу строилась». Научиться —
    означает от чего-то отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.

  5. Советуйтесь часто и искренне. Люди могут сказать много ценного. Когда Вы советуетесь, то тем самым укрепляете со­гласие. Советоваться — это не форма, а содержание. Манипулирование людьми подрывает возможность создать группу единомышленников.

6. Свяжите создание коллектива с организационной работой. Люди с го­товностью пойдут на эксперимент, если это не потребует большого объема до­полнительной работы. Для создания коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных зада­ний. Положительные результаты будут очевиднее.

7. Смело встречайте проблемы. Не кла­дите сложные вопросы под сукно. Будьте реалистом в своих планах. Если Вы буде­те играть в деятельность, то дискредити­руете свои усилия.

8. Поощряйте открытость и искрен­ность. С глубоко укоренившимися предрассудками легче справиться, а устоявшиеся взгляды изменить, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссий.

9. Не вызывайте ложных надежд. Обе­щать легче всего. Невыполненные обеща­ния компрометируют Вас.

  1. Если нужно, перестройте свою ра­боту. Организационная работа требует времени. Создание коллектива может уве­личить индивидуальный объем работы.

  2. Помните, что неизвестное пугает больше, чем известное. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст, способности и взгляды создают ограничения. В конеч­ном счете мы сами отвечаем за свое раз­витие.

  3. Помните, что Вы «можете загнать лошадь в воду, но не можете заставить ее пить». Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить при­творяться, будто они меняются.

  4. Не забывайте о тех, кто вне игры. Зависть может помогать развитию. Люди любят быть участниками каких-либо свершений.

  5. Помните, что создание коллекти­ва может вызвать новые проблемы. Дру­гие группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут

перерасти свои нынешние функции.

  1. При объединении людей исполь­зуйте возможности каждого. Может иметь место индивидуальное развитие. Новые идеи порождают творчество. Делегируйте
    (передавайте) полномочия.

  2. Принимайте помощь извне, если это необходимо. Тщательно выбирайте, к кому обратиться. Принимайте на себя от­ветственность за свои действия.



  1. Люди со стороны не участвовали в организацион­ной работе, поэтому человек извне ско­рее окажется беспристрастным.

  2. Учитесь на ошибках. Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте обратную связь — это самое ценное.

  3. Делайте то, о чем говорите. Дела говорят сами за себя.

Пусть Вас не покидает удача, спутни­ца увлеченных и деятельных людей.

Практикум 7.

Можете ли вы добиться успеха?

Можно ли предсказать, кто из людей «обречен» на успех? Или успех в равной мере доступен любому? Психологи все больше склоняются к мнению, что фор­туна вовсе не слепа и дарить свои милос­ти предпочитает тем, кто обладает опре­деленным набором черт характера, и прежде всего способностью приспосабли­ваться к различным ситуациям. Можно сказать, что основная характеристика пре­успевающих людей — их умение, почти магическое, оказываться в нужном месте в нужный момент. Это попадание в ногу с судьбой не случайность, а проявление личных качеств. Можно попытаться даже сказать, что именно в характере человека помогает ему добиться успеха. Это преж­де всего:

  • Упорное утверждение своей личнос­ти. Эта психологическая особенность про­является очень рано, но совсем не обяза­тельно в высоких оценках за учебу. Скорее, она выражается в стремлении не подлажи­ваться под окружающих и идти к собствен­ной цели, не пасуя перед преградами.

  • Способность контактировать с ок­ружающими. Основа этой способности — умение понять психологические особен­ности сотрудников и... соперников и пра­вильно использовать эту козырную карту в большой игре жизни.

  • Физическая выносливость. Психи­ческая гармония обеспечивает завидное здоровье, а это важный элемент успеха.

  • Удивительная способность точно предвидеть, как будут развиваться собы­тия.

  • Особая «гибкость». Человек, рож­денный для удачи, всегда точно понима­ет, когда надо признать свое поражение или пойти на разумный компромисс. Он умеет при необходимости быть очень упорным, но не делает личной трагедии из отступления, поскольку уверен в сво­ем конечном успехе.

  • Незаурядная способность убеждать других.

А теперь, чтобы помочь вам точнее продиагностировать свои предпосылки для ус­пеха, мы предлагаем вам специальный тест. Прочтите приведенные ниже вопросы и выберите те варианты ответов на них, ко­торые больше всего соответствуют вашим личным представлениям и привычкам. Готовность к успеху.

Тест

1. Вы бы предпочли

а) быть капитаном торгового судна,

б) стать космонавтом,

в) быть музыкантом?

2. Если вы видите человека в опасности, то

а) бросаетесь спасать его даже с рис­ком для жизни,

б) лихорадочно обдумываете все воз­можности его спасения,

в) зовете еще кого-нибудь на помощь?

3. Какую игру вы предпочитаете? Это

а) покер,

б) бильярд,

в) разгадывание кроссвордов?

4. Когда звонит телефон, вы сразу ду­маете, что

а) вас ищут с работы,

б) о вас вспомнил приятель,

в) случилось какое-то несчастье?

5. Если вам предстоит идти на важное заседание, вы




а) отправляетесь на него в своем обычном костюме,

14. Глядя на старую семейную фотографию, вы

б) одеваетесь особенно тщательно,

а) испытываете сильное волнение,

в) думаете только о том, что там будет обсуждаться?

б) находите ее смешной,

в) ощущаете какое-то неприятное чувство?

6. Если пожилой человек рассказывает о своей жизни,




15. Обнаружив перед совещанием, что

а) вы требуете от него подробностей,

забыли взять нужные документы, вы

б) скучаете,

а) быстро возвращаетесь к себе, чтобы

в) прерываете его или уходите?

взять их,

7. Если вы находитесь в компании, то

б) полагаетесь на память и способность

а) от души развлекаетесь,

к импровизации,

б) скучаете,

в) отказываетесь от участия в совещании?

в) думаете о своем?

8. Если вам надо уехать,

16. Вы просыпаетесь утром и обычно чувствуете

а) вы предупреждаете об этом близких,

б) не говорите им ничего,

а) бодрость,

в) говорите только, что вам надо отлучится на время?

б) зависть к тем, кто еще спит,

в) готовность работать без особых усилий над собой?

9. Если вы попали в трудное положение,




17. Свое свободное время вы заполняете

а) вы советуетесь с коллегами и друзьями,




а) занятиями спортом,

б) делитесь проблемами с родными,

б) встречами с друзьями,

в) никому ничего не рассказываете?

в) чтением?

10. Если вам надо купить картину, вы предпочтете полотно

18. В случае экономического кризиса

а) вы обдумываете, какие из этого все

же можно извлечь выгоды,

а) в стиле абстракционизма,




б) в стиле импрессионизма,

б) встревожены социальными последствиями,

в) в традиционном реалистическом стиле?




в) отказываетесь от своих планов и ждете развития событий?

11. Заметив, что на вашем столе отсутствует какая-то вещь,




19. Вы предпочитаете

а) вы начинаете ее искать,

а) находиться в одиночестве,

б) думаете, что ее кто-то украл,

б) проводить время с семьей,

в) сразу забываете об этом и продолжаете работать?

в) проводить время в компании знакомых и друзей?

12. Вы оказались в чужом городе, и у вас выдалось немного свободного времени. Вы

20. Во время снежной бури только ваш автомобиль остался на ходу, и вы

а) продолжаете путь, не обращая внимания на неудачников,

а) отправляетесь в музей,




б) изучаете карту города и выбираете, что бы вам стоило посмотреть,

б) подсаживаете в машину столько людей, сколько можно увезти,

в) отправляетесь в гостиницу, чтобы отдохнуть?

в) подсаживаете в машину только людей вашего социального положения?

13. Вы оказались вовлеченными в спор:

Вы набрали 140-200 очков. У вас есть возможность добиться успеха в жизни. В вашем характере существует равновесие между инстинктом и разумом, между личной и общественной жизнью, между действием и размышлением.



а) упорствуете в утверждении своей точки зрения до тех пор, пока оппоненты не отступятся,

б) ищете компромиссное решение,

в) уступаете упорству других?

  1   2



Скачать файл (356.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru