Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Дипломная работа - Инфраструктурный комплекс России в решении проблемы устойчивого развития региона (на примере Кемеровской области) - файл Инфаструктура1.doc


Дипломная работа - Инфраструктурный комплекс России в решении проблемы устойчивого развития региона (на примере Кемеровской области)
скачать (21928.1 kb.)

Доступные файлы (3):

Инфаструктура1.doc17553kb.26.04.2008 12:23скачать
Инфраструктура.ppt6064kb.11.05.2008 09:00скачать
Рецензия.doc23kb.11.05.2008 10:19скачать

содержание
Загрузка...

Инфаструктура1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 7

1.1.Понятия «регион», «региональная политика», «устойчивое развитие региона» 7

1.2. Современное социально-экономическое положение Кемеровской области 14

1.2.1. Производственная специализация Кемеровской области 14

1.2.2. Ресурсный потенциал Кемеровской области 19

1.2.3. Производственный потенциал региона 23

1.2.4. Самая развитая городская система РФ за Уралом. Демографический потенциал. Рынок труда 25

1.3.Проблемы устойчивого развития Кемеровской области 28

1.3.1. Основные проблемы социально-экономического развития Кемеровской области 28

1.3.2.Экологические проблемы региона 35

1.3.3.Проблемы внутрирегиональной асимметрии развития Кемеровской области 41

^ ГЛАВА 2. РОЛЬ ИНФРАСТРУКТУРНОГО КОМПЛЕКСА В РАЗВИТИИ РЕГИОНА 47

2.1.Понятие, классификация и функции инфраструктуры 47

2.2. Инфраструктурное развитие Кемеровской области 55

2.2.1.Транспортная инфраструктура и связь 55

2.2.2. Энергосистема и система газоснабжения Кемеровской области 66

2.2.3.Жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство 68

2.2.4.Инфраструктура здравоохранения, культуры и образования 73

2.2.5. Рекреационная инфраструктура региона 85

2.2.6.Существующие риски инфраструктурного обеспечения региона 89

2.3. Мероприятия, программы и проекты, направленные на развитие инфраструктуры региона 92

2.4. Элективный курс «Значение инфраструктурного комплекса для развития Кемеровской области» 100

Раздел, тема 101

Практика 101

Итого 102

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120

ЛИТЕРАТУРА 123

ПРИЛОЖЕНИЕ 129

ВВЕДЕНИЕ



В современных условиях региональная политика России, как один из элементов интеграции в Европу, приобретает все большее значение и означает сознательное влияние на процесс создания экономической пространственной структуры страны и формирование межрегиональных пропорций развития. Все более заметную роль играет региональная политика внутри страны. В ходе экономических реформ регионы активно включились в эффективное использование природно-ресурсного потенциала территории: воспроизводство, демография, занятость населения, уровень и качество жизни, взаимодействие региональных рынков и механизмы управления этими процессами.

За период экономических реформ в научной литературе все активнее обсуждается концепция перехода регионов на путь устойчивого развития, позволяющая решить социальные проблемы, спрогнозировать тенденции развития экономики и социальных отношений, наметить стратегические цели, к достижению которых должны стремиться все субъекты управления.

Разработка региональной политики на федеральном уровне обеспечивает устойчивое развитие регионов, позволяет увязать их поставленные цели с объемом и структурой всех ресурсов, требующихся для их достижения.

В связи с переходом к рыночной экономике в последние два десятилетия проводились многочисленные исследования, связанные с экономическим развитием страны и ее отдельных регионов. Однако при всей разработанности многих направлений остаются спорные, нерешенные вопросы, обусловленные динамичностью и многогранностью данной проблемы. До настоящего времени на уровне страны не разработана эффективная региональная политика.

Теоретические вопросы устойчивого развития рассматриваются в научных трудах Л.Абалкина, А.Аверина, С.Афонцева, С.Бобылева, В.Вернадского, В.И.Данилов-Данильяна, А.Гусева, Р.Исляева, К.Кондратьева, В.А. Коптюга, А.И. Татаркина, Д.С.Львова, А.А.Куклина, В.А.Лось и А.Д.Урсула, Д.Романовича, О.Пчелинцева, Н.Филипенко и других.

Экономические, финансовые, институциональные и др. аспекты, характеризующие специфичность регионального развития высокоурбанизированных промышленных регионов рассматривали С. В. Березнев, А. М. Лавров, В. С. Сурнин, В. И. Суслов, Ю. А. Фридман, В. А. Шабашев и др.

Региональное развитие осуществляется путем реализации различных мероприятий. Важнейшим из них, значение которого до настоящего времени в должной мере не осознано, является развитие инфраструктуры.

Активное географическое исследова­ние инфраструктуры в нашей стране на­чалось с конца 1960-х гг., в том числе при разработке новой градостроительной документации: генеральных планов горо­дов, проектов и схем районной плани­ровки. Это работы ученых-экономистов и экономикогеографов: Э.Б.Алаева, Д.Р.Богорада, Г.И.Граника, В.В.Кистанова, М.М.Паламарчука, А.Е.Пробста, Я.Г.Фейгина и др. Большой вклад в разработку теории инфраструктуры внесли исследования И.М.Маергойза, Г.А.Гольца, С.Б.Шлихтера, С.А.Ковалева, Н.Ф.Голикова, В.П.Дронова, Н.С.Мироненко и др. Базовыми явились исследо­вания отечественных географов-класси­ков — В.П.Семенова-Тян-Шанского, Н.Н.Баранского, Н.Н.Колосовского, Н.Н.Казанского, И.В.Никольского, А.Т.Хрущева и др. Однако фундаментальных исследований роли инфраструктуры в развитии региона в настоящее время нет.

Недостаточный уровень разработанности проблемы, дискуссионный характер многих вопросов, ее теоретическая и практическая сложность и значимость и обусловили выбор темы настоящего исследования.

Актуальность темы исследования вызвана наметившимся выходом из кризисного состояния, в котором находился регион в конце ХХ, экономическим подъемом начала ХХI века, а также 65-летием со дня образования Кемеровской области.

Источниковой базой исследования стали монографии, посвященные развитию мировой инфраструктуры М.П.Комарова, И.М.Маергойза, Э.Б.Алаева, В.П.Дронова, С.И.Яковлевой, а также исследования о проблемах региона таких авторов, как С.П.Субботин, А.А.Ткаченко, С.И.Александров, Г.Н.Речко, Ю.А.Фридман Ю. А, Н.Ф.Голиков.

Кроме монографий в работе использовались статьи из российских периодических изданий «Континент Сибирь», «ЭКО», «Российский экономический журнал», «Энергия: экономика, техника, экология», «География», «География в школе», а также региональных изданий «Кузбасс», «Кузнецкий рабочий», «Горизонты Кузбасса».

Для получения статистических данных были изучены «Концепция качества жизни населения Кемеровской области на 2005 - 2008 годы», «Паспорт Кемеровской области», «Программа экономического и социального развития Кемеровской области на 2005-2010 годы», «Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу».

Цель работы: выявить роль инфраструктурного комплекса России в решении проблемы устойчивого развития региона на примере Кемеровской области.

Объект исследования: социально-экономическое развитие Кемеровской области.

Предмет исследования: инфраструктурный комплекс России.

Задачи исследования:

1.Охарактеризовать понятия «регион», «региональная политика», «устойчивое развитие», «устойчивое развитие региона».

2.Охарактеризовать социально-экономическое развитие региона.

3. Выявить проблемы устойчивого развития региона.

4. Изучить особенности и функции инфраструктуры как географического понятия.

5. Выявить значение инфраструктурного комплекса для развития региона.

6. Разработать программу элективного курса по теме «Значение инфраструктурного комплекса для развития Кемеровской области».

Методы исследования: анализ литературных источников, обработка картографических и статистических данных.

^

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1.1.Понятия «регион», «региональная политика», «устойчивое развитие региона»



Регион – территория (акватория) выделенная по совокупности каких-либо признаков или явлений; таксономическая единица в какой-либо системе территориального членения. В географии – целостная территория (акватория), характеризуемая, как правило, общностью генезиса и взаимосвязанностью компонентов географической оболочки, элементов ландшафта или общественного производства.1

Содержание понятия «регион» зависит от того, какой конкретный срез жизни он отражает. Так, например, региональная политика квалифицируется как инструмент стабилизации социальной жизни, регулирования взаимоотношений общества со средой его существования как природной, так и социальной, снятия конфликтной напряженности в эколого-экономическом и социокультурном отношениях. Кроме того, понятие регион включает в себя физико-географическую составляющую. Регионы привязаны к географической и социальной среде.

Различные специалисты вкладывают в понятие «регион» разный смысл. Однако наиболее распространенным, имеющим практическое значение, является геополитическое, административное и эко­номическое деление пространства России на регионы (См. таблицу 1).

Таблица1

Геополитические регионы

Экономические регионы

Административные регионы

«Русский Запад» и «Русский Север»

Центральный экономический район

Московская*, Брянская*,Смоленская* Орловская*, Тверская*, Тульская*, Калужская*, Костромская, Ярославская, Рязанская, Ивановская области, г. Москва


Северо-Западный экономический район

Ленинградская*, Новгородская*, Псковская* области, г. Санкт-Петербург*

Северный эконо­мический район

Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республики Коми и Карелия

«Русский Восток»


Волго-Вятский экономический район

Нижегородская, Кировская области, Республики Мордовия, Марий-Эл, Чувашская Республика

Поволжский экономический район

Ульяновская, Саратовская, Самарская, Волгофадская, Астраханская Пензенская области, Республики Татарстан, Калмыкия-Хальмг Тангч

Уральский экономический район

Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская области, Республики Башкортостан, Удмуртия

Западно-Сибирский экономический район

Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области (включая Ханты-Мансийский и Долгано-Ненецкий национальный округа)

Восточно-Сибирский экономический район

^ Красноярский край, Иркутская, Читинская области, Республики Бурятия, Тыва, Хакасия

Дальневосточный экономический район

Приморский край, Хабаровский край (с Еврейской автономной областью), ^ Республика Саха (Якутия), Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская области.

«Русский Юг»

Северо-Кавказский экономический район

Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Северная Осетия, Ингушская Республика, Чеченская Республика


По геополитическому делению России на регионы в качестве центра в настоящее время признается Москва. От центра проводят четыре геополи­тических луча: 1. Москва-Восток. 2. Москва-Запад. 3. Москва-Север. 4. Москва-Юг. Периферийные пространства на этих лучах представляют собой геополитические зоны, которые соответственно называют: «русский Вос­ток», «русский Запад», «русский Север», и «русский Юг».

По административному делению субъектами РФ являются 21 суверенная республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область, 10 автономных округов.

Современное экономическое районирование России включает три основ­ных звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; райо­ны среднего звена — края, области, республики; низовые районы администра­тивно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования — крупные экономи­ческие районы — используется центральными республиканскими органами влас­ти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы — это четко специализированные и относитель­но завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенци­алом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5 — 7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

^ Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.

^ Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

^ Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые получат все преимущества для промышленного сельскохозяйственного развития, с высоким уровнем инфраструктуры. Это – Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке – Находка, Магадан, Сахалин, в Сибири – Кузбасс, в Московской области – Зеленоград, в Калининградской области – Янтарь.

Главные принципы выделения экономических зон — уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

^ Существуют две экономические зоны — Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района - Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района — Сибирь и Дальний Восток.

В настоящее время в составе России находятся 11 экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.

Охарактеризовав понятие «регион» и выявив основные характеристики деления территории страны на регионы, приступим к описанию термина «устойчивое развитие».

В настоящее время термин «устойчивое развитие» не имеет общепринятого значения, что привело к расширению использования этого понятия, противоречивости его различных толкований. Существует свыше 60 определений устойчивого развития, каждый из которых вносит свой вклад в конкретизацию этого термина.

Понятие «устойчивое развитие» (англ. sustainable development) возникло в зарубежной литературе в конце 1980-х гг. Тем не менее, идея устойчивого развития социумов, обсуждавшаяся на конференции в Рио-де-Жанейро, не является новой. Она отражает традиционную установку гармоничных отношений между обществом и природой, изложенную в трудах признанных ученых: Вернадского, Циалковского, Коптюга и других исследователей ноосферы.

Цель устойчивого развития общества - улучшение качества жизни людей, под которым понимается здоровая и продолжительная жизнь, гарантированный обществом стандарт образования, политическая свобода, гарантия прав человека, защита от насилия. Средством достижения социальных целей общества при соблюдении экологических ограничений является развитие экономики. Устойчивое развитие предполагает гармонизацию отношений человечества и биосферы, развитие человечества в согласии с законами природы, что становится возможным при условии осознанных ограничений на потребление ресурсов исходя из возможностей биосферы.

«Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», действующая с 1996 года, определяет устойчивое развитие как стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы. Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям.

В экономической литературе, некоторые авторы, такие как, например, В.А.Лось и А.Д.Урсул трактуют устойчивое развитие как экономический рост, обеспечивающий удовлетворение материальных и духовных потребностей как настоящих, так и будущих поколений при сохранении равновесия исторически сложившихся экосистем.

Другие авторы связывают понятие устойчивого развития со стабильным развитием. Так, по мнению А.И. Татаркина, Д.С.Львова, А.А.Куклина и др., устойчивое развитие - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы. В работах остальных ученых устойчивое развитие в основном сводится только к экологии.

На наш взгляд устойчивое развитие связано с понятием сбалансированное развитие, которое заключается в том, что каждая территория должна развиваться сбалансировано, причем под сбалансированным развитием предлагается понимать наличие увязки интересов различных субъектов управления и хозяйствования, функционирующих и взаимодействующих в регионе. Речь идет, прежде всего, о внутренне сбалансированном функционировании триады «природа-население-хозяйство»; что подразумевает, в свою очередь, обеспечение баланса интересов между целями развития (социальными, экономическими, гуманитарными и т.п.), между секторами хозяйства, между государственным и муниципальным управлением, между поколениями и т.п.

Говоря об устойчивом развитии, мы также должны понимать: что именно может и должно развиваться устойчиво. Это - общество, экономическая система, окружающая природная среда. В частности, устойчивое развитие окружающей природной среды подразумевает собой чистый воздух, воду, почву, действующие природные системы, т.е. сохранение способности природы к самовосстановлению. С социальной точки зрения устойчивое развитие предполагает объединение всех социальных, этнических, возрастных групп для участия в управлении развитием территории; справедливое распределение работы, дохода, социальных благ, обеспечение безопасности и благополучия. Устойчивое развитие экономической системы включает в себя использование эффективных методов ведения хозяйства (во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства), направленных на повышение качества использования ресурсов. Это ресурсосберегающие технологии, товары и услуги высокого качества. Процесс развития всех трех составляющих является взаимосвязанным и взаимообусловленным, поэтому должен рассматриваться в единстве. То есть, целесообразно рассматривать процесс развития социо-эколого-экономической системы (СЭЭС), состоящей из трех подсистем: экологической, социальной и экономической. А роль лидера, по нашему мнению, берет на себя экономика, так как эффективность ее функционирования и развития может обеспечить стабилизацию социальной и экологической ситуации, оздоровление и улучшение окружающей нас природной среды.

В современных условиях многие вопросы сохранения и развития государства замыкаются на проблеме управления развитием его регионов. В России именно в регионах адекватно отражается весь комплекс проблем, характерных для социально-экономического положения страны в целом, ее населения.2

Регионы Российской Федерации отличаются большим разнообразием географического положения, природно-климатических условий, демографической ситуации, потенциалом развития. Экономическая самостоятельность и безопасность региональных систем в наибольшей степени зависит от социально-экономического потенциала, размеры и структура которого определяют место региона в территориальном разделении труда, конкурентоспособность производимых в регионе товаров и услуг, а также способствуют комплексному социальному и экономическому развитию региона. Чем больше совокупный потенциал региона, тем больше возможностей имеет регион для устойчивого развития, обеспечения своей экономической самостоятельности и безопасности.

Устойчивое развитие региона предполагает экономически эффективное, социально-ориентированное и экологически допустимое развитие социально-экономической системы в целом. Современные стандарты устойчивого развития предполагают, что экономика в равной степени должна быть ориентирована как на удовлетворение потребностей населения в настоящем времени, так и на сохранение возможностей для будущих поколений.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Скачать файл (21928.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru