Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспекты по первоисточникам: Божович, Выготский,Фрейд, Фельдштейн и т.д - файл Божович.docx


Конспекты по первоисточникам: Божович, Выготский,Фрейд, Фельдштейн и т.д
скачать (278.6 kb.)

Доступные файлы (12):

Божович.docx22kb.25.11.2009 23:16скачать
ВОЗРАСТ.docx87kb.24.11.2009 19:27скачать
Выготский .docx21kb.26.11.2009 13:55скачать
Консект Я и Оно.docx19kb.25.11.2009 23:24скачать
Конспект.docx35kb.26.11.2009 14:33скачать
Конспект переодизация.docx22kb.25.11.2009 23:19скачать
Леонтьев А.docx20kb.26.11.2009 18:45скачать
Лисина.docx18kb.26.11.2009 00:31скачать
Оглавление.docx14kb.26.11.2009 14:39скачать
Список лит-ры.docx16kb.28.11.2009 18:58скачать
Фельдштейн.docx26kb.25.11.2009 23:08скачать
Эльконин Д.doc51kb.26.11.2009 00:07скачать

содержание
Загрузка...

Божович.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Божович Л.И.

Этапы формирования личности в онтогенезе

Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович; под. Ред. Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. – М.: Московский Психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЕК, 2001.- 352 с. – (Психологи Отечества).


Ключевые слова:

Личность

Психическое развитие

Возрастной этап

психологическое образование

мотивационной сферы

внутренняя позиция

кризис


Идея: В статье рассматриваются этапы формирования личности в детском возрасте.


«^ Личность — это человек, который достиг определен

ного, достаточно высокого уровня своего психического раз

вития.

Личностью может быть любой человек с устой

чивыми взглядами, с устойчивыми целями, определяющими все его по

ведение и деятельность, независимо от содержания этих взглядов и це

лей».[1;180]

Формирование личности ребенка происходит под влиянием социума.

« … психическое развитие ребенка, форми

рование его личности может быть понятно лишь в рамках его социализации, т.е. усвоения им продуктов накоплен

ного людьми социального опыта».[1;181]

Биологические предпосылки так же играют значительную роль в формировании личности ребенка. (Даже то, что ребенок рождается красивым или некрасивым, физически сильным или слабым, так или иначе сказывает

ся на формировании его личности.)

«^ Следует признать, что не существует ни одной врож

денной особенности организма, которая была бы полно

стью нейтральной для психического развития ребенка».[1;183]

Психическое развитие состоит из стадий.

«^ Как известно, психическое развитие имеет определен

ную последовательность, состоит из закономерно возника

ющих стадий, каждая из которых строится на основе пред

ыдущей и подготавливает последующую. До периода зре

лости принято выделять ранний, дошкольный и школьный возраст» [1;188].



Каждый возрастной этап предъявляет к ребенку определенные требования к его поведению и деятельности. У ребенка возникает стремление соответствовать занимаемому положению.

«^ На каждом этапе возрастного развития ребе

нок находится в определенных, независимо от него суще

ствующих условиях и подвергается соответствующей сис

теме воздействий. Это вызывает у него стремление ответить предъявляемым требованиям, справиться с по

ставленными задачами, так как только в этом случае он чувствует себя на уровне занимаемого положения и испы

тывает эмоциональное благополучие» [1;189]

У ребенка «в результате сочетания системы внешних и внутренних факторов» появляется новое - определенная внутренняя позиция.

Огромное значение для формирования личности играет развитие мотивационной сферы человека.

«^ Центральным звеном в формировании личности явля

ется развитие мотивационной сферы человека: его потреб

ностей, желаний, стремлений и намерений» [1;190].

Но мотивов может быть несколько. В результате столкновения мотивов, происходит внутренняя борьба, которая отражается в переживаниях человека.

«…так как на любой поступок одновременно воздействуют многие потребности и мотивы, между ними происходит борьба, которая в слу

чае непримиримости равносильных, но разнонаправлен

ных мотивов отражается в переживании человека в виде конфликта с самим собой» [1;197].

Любое системное образование возникает, когда у ребенка появляются новые потребности.

«^ Напомним также, что каждое системное новообразование, возникая в ответ на потребности ребен

ка, включает аффективный компонент и потому несет в себе побудительную силу»[1;198]

Это системное образование является итогом психологического развития ребенка в соответствующий период и является началом для формирования личности в следующем периоде. В эти переломные этапы возникают кризисы.

«^ Именно поэтому центральное для данного возраста системное новообразование, являю

щееся как бы обобщенным результатом, итогом всего пси

хологического развития ребенка в соответствующий пери

од, не остается нейтральным по отношению к дальнейше

му развитию, а становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста»

Существует 3 критических периода: кризис 3,7 и 12-16 лет. В кризисе меняется поведение ребенка.

«Если рассматривать эти кризисы с точки зрения пере

мен, наступающих в поведении ребенка, то все они харак

теризуются некоторыми общими чертами. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными: часто вступают в конфликт с окружа

ющими взрослыми, особенно родителями и воспитателя



ми; у них возникает отрицательное отношение к ранее вы

полнявшимся требованиям, доходящие до упрямства и не

гативизма»

Но черты фрустрированного поведения наблюдаются и у детей на рубеже 1-ого и 2-го годов жизни.

^ Содержание психической жизни детей 1-ого года жизни.

Сознание – доминирующем является восприятие.

Сознание развивается (чувственные обобщения, употребление элементов слов для обозначения предметов), следовательно увеличиваются потребности.

«В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться («кристаллизоваться») в предметах окружающей действительности. В результате этого сами предметы приобретают побудительную силу» [1;202]

Социальная ситуация.

Все потребности ребенка выполняют взрослые.

«…буквально все потребности — и органические, и социаль

ные — удовлетворяются взрослым» [1;201]

«Они навязывают им свою волю, выполняя положенный режим сна, питания, прогулок» [1;202]

В начале второго года ребенок перестает покорно подчинятся взрослым.

Психологическое новообразование – память образов, представлений.

«…в этот период память начинает играть в психическом развитии ребенка все большую роль, занимает доминирующее положение и тем самым перестраивает структуру детского сознания и его поведение……возникают реакции на воспоминание»[1;203]


Второй год жизни (длится до трех лет).

Познавательная деятельность направлена не только на окружающий мир, но и на самого себя. Но сначала ребенок не соотносит свое имя с самим собой, и лишь к концу 2-го года жизни свое имя заменяет местоимением «я».

«^ Процесс самопознания, по-видимому, начинается с по

знания себя как субъекта действия. Однако самопознание на втором и даже третьем году жизни продолжает оставаться для самого ребенка (субъек

тивно) познанием как бы внешнего ему самому «предме

та»Лишь к концу 2-го года жизни он полностью заменяет собственное имя местоимением «я»». [1;206]

Еще одно не менее важное новообразование – самооценка, которая побуждает ребенка соответствовать принятым правилам, требованиям.

«После возникновения «системы я» в психике ребенка возникают и другие новообразования. Самыми значитель

ными из них являются самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошими»»[1;209]

Но не всегда желания ребенка совпадают с требованиями взрослых, что ведет к возникновению внутреннего конфликта и как следствие обострение кризиса 3-х лет.



«Наличие одновременно существующих сильных, но противоположно направленных аффективных тенденций (делать согласно собственному желанию и соответствовать требованиям взрослых) создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым усложняет его внут

реннюю психическую жизнь. Уже на этом этапе развития противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоположные эмо

циональные переживания, создает амбивалентное отноше

ние к взрослым и определяет противоречивость его поведе

ния… Наличие указанного противоречия в поведении и пере

живаниях детей приводит к обострению кризиса 3 лет.» [1;210]

Кризис 7 лет

К концу дошкольного возраста ребенок уже способен сознавать себя и то положение, которое он занимает в жизни. На этой основе возникает внутренняя позиция. «Ребенок начинает воспринимать и переживать себя в качестве «социального индивида», и у него возникает потребность в новой жиз

ненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию»

И наконец, кризис подросткового возраста, самый сложный и длительный, характеризуется в первой его фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня («спо

собность к целеполаганию»), а на второй фазе (15-17 лет) — осознанием своего места в будущем, т.е. рождением «жизненной перспективы»: в нее входит и представление о своем желаемом «я», и о том, что он хочет совершить в своей жизни.


Таким образом, личностным новообразованием 1-го года жизни является возникновение «мотивирующих представлений». Новообразованием, возникающим к концу раннего детства, является «система я» и как следствие, потребность действовать самостоятельно. Кроме этого появляется самооценка.

Кризис 7 лет связан с появлением нового центрального новообразования, который обозначается термином «внутренняя позиция».

Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов и является переходом от детства к зрелости.


Скачать файл (278.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru