Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовой проект - Социальная интеграция иностранцев в Китае - файл 1.doc


Загрузка...
Курсовой проект - Социальная интеграция иностранцев в Китае
скачать (151 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc151kb.24.11.2011 12:45скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА

Махова Анастасия Александровна



Социальная интеграция иностранцев в Китае
Специальность “Востоковедение. Африканистика”

Курсовая работа студента 1-ого курса очной формы обучения





Научный руководитель
_______________ Е.А. Кочукова


Москва 2011


Содержание





  1. Введение

  2. Древнекитайские этические учения и их влияние на «ментальное пространство» китайцев

  3. Основы эффективных коммуникаций в Китае

    1. Установление визуального, вербального и невербального контактов

    2. Деловой этикет

  4. Заключение

  5. Приложение


3-4

5-8

9-13
14

15
15
16-21

Введение
Китай - одна из крупнейших стран мира. Он занимает большую часть восточной Азии. Природа этой страны так же прекрасна и разнообразна, как и ее история.

Китай - это колыбель одной из древнейших цивилизаций, родина многих изобретений, таких как порох, печатный станок, фарфор, бумага, компас, шёлк.

Гостей Китая ждет множество достопримечательностей, памятников, тайн и загадок ушедших веков.

Но не стоит забывать также, что Китай – огромная экономическая держава, с самым большим народонаселением в мире1. Китай оказывает все возрастающее влияние на мировые экономические процессы, малейшие изменения в экономике и политике КНР неизменно повлекут за собой дестабилизацию процессов на мировой арене. В свою очередь политика определяется особым национальным характером китайцев, их мировосприятием.

Благодаря изоляции от внешнего мира, специфической письменности, тяжелым условиям ведения сельского хозяйства, религиозным и философским учениям менталитет китайцев радикально отличается от русского, американского или какого-либо еще. В этом и заключается проблема социальной интеграции иностранцев в Китае. Каким образом человеку, прошедшему социализацию в условиях другого общественно-политического строя, результативно функционировать в Китае, понимать и разделять проблемы, стремления и заботы коренных жителей страны в 21 веке?

Далеко не каждый человек, имеющий деловые или личные контакты с Китаем имеет цель интегрироваться в это общество. Однако для эффективной коммуникации необходимо учитывать специфику целевой аудитории, ее вкусовые предпочтения, а значит, эта работа будет полезна для многих читателей и актуальна, как в научном, так и в практическом плане.

Объектом моего исследования является общество КНР, предметом – особенности социальной интеграции иностранцев. Основные задачи: изучение традиций, обычаев, религии и специфики воспитания с последующим выводом об основных чертах национального характера и рассмотрением методов эффективных межкультурных, личностных и деловых коммуникаций в Китае. Хронологические рамки исследования будут затрагивать различные века и эпохи, но лишь с целью ознакомления для последующих выводов о современном мировосприятии китайцев.

Основа моего исследования – научные труды, монографии, научные и публицистические статьи ведущих специалистов по вопросам Китая в сферах политического, экономического и социального развития китайского общества. Среди них доктор исторических наук, социолог и китаист Васильев Л.С., директор центра стратегических исследований Китая РУДН Маслов А.А., доктор исторических наук, специалист в области истории и экономики Китая, проф. центра политологии и антропологии современного Востока ФИПП РГГУ Непомнин О.Е..

Древнекитайские этические учения и их влияние на «ментальное пространство»2 китайцев
На протяжении многих тысячелетий Китай являлся многонациональным государством. Сейчас в КНР официально зарегистрировано 56 национальностей3, каждая из которых имеет свое наречие или язык, этнические обряды и ритуалы, уходящие в далекое прошлое и, конечно, религию и верования.

За последние 30 лет начиная с 1978 года после того, как Китай предпринял финансовые реформы и открыл двери миру4, все сферы социальной, политической и экономической жизни державы подверглись грандиозным изменениям. Впоследствии эти изменения дали почву для расцвета религиозных организаций.

Однако религия в Китае всегда в большей степени играла роль политической и общесоциальной доктрины, нежели, поклонения конкретному божеству. Не зря слово «цзунцзяо», обозначающее религию в словарях, дословно означает «учение предков». Всякое духовное учение Китая основывается на попытке установить связь с предками, войти в резонанс с ними или, дословно, «вступить в контакт с духами» (жу шэнь). «Здесь нет «веры» в том смысле, в каком она присутствует в западных религиях, но существует лишь «доверие» (синь) к духам предков, которые воздействуют на земной мир. Здесь нет «молитвы» как чистого и прямого обращения к Богу, но лишь «поклонение» (бай) как выполнение определенных ритуалов. Здесь не существует трепета перед Богом, никто не совершает спасительного подвига, не существует ни абсолютной божественной любви, ни даже единой формы поклонения. Впрочем, здесь нет и самого Бога, нет и того, кто хотя бы приблизительно занимает его место в сакральном пространстве. Не случайно при переводе Библии на китайский язык пришлось прибегнуть к термину шан-ди, т. е. «высший дух» или «высший (т. е. первый) предок».5

Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм. Это было результатом многовековой политики правящих династий и филосовских учений, распостраняемых мыслителями империи Хань. Новые веяния, идеи и концепции стран Запада не имели особого успеха в Китае, основой научного и культурного прогресса являлось переосмысление уроков прошлого6 и ключевые события современности.

Китайская система религиозного синкретизма7, явившаяся результатом сложного процесса синтеза всех трех учений: конфуцианства, даосизма и буддизма, складывалась медленно и постепенно, на протяжении ряда столетий. Главенствующим в этом сложном процессе всегда было конфуцианство, но лишь единство трех учений обозначает тот путь, по которому тысячелетиями движется китайское общество. Это подтверждает известное китайское изречение: «Даосизм — это сердце, буддизм — кости, конфуцианство — плоть».

Все три религии Китая сосредотачивают внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. Первой среди ценностей, выделяемых конфуцианством,буддизмом и даосизмом, стоит исключительная, кропотливая церемониальность. Точное следование церемониям, которые представляют собой внешнее выражение долга, любви, преданности – основа воспитания в Китае.

Житель «Поднебесной» мог не быть ханьцем, но обязан был быть конфуцианином, строго следовать регламенту и идти по предначертанному пути, важнейшими проявлениями которого и являются гуманность, справедливость, взаимное равенство деяния и воздания, разумность, мужество, сыновья почтительность, верность. Уважение благодетелей конфуцианства и церемониальных традиций,их соблюдение – это то,чему должен в первую очередь научиться иностранец в Китае.

Таким образом в Китае существовал общинно-патриархальный жизненный уклад с его традиционализмом, застойным характером развития, опорой на обычаи и религиозно-мифологические представления. Конфуцианская идеология, ориентировала сознание людей не на прелести загробной жизни, а на довольство минимумом в повседневности. Она учила их видеть социальный идеал не в удовлетворении широко возникающих потребностей, а в достижении счастья с тем, что имелось. Китайцы привыкли считать, что счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от них самих. В результате неприхотливость, умеренность, приспособляемость, стали целым комплексом взаимосвязанных черт их национального характера.

Кроме того, у китайцев сильно развито чувство коллективизма. Сложные природные и климатические условия страны требовали титанических усилий для выживания, поэтому община и коллективный труд играли исключительную роль. На данный момент яркими характерными чертами народного менталитета являются жесткая дисциплина, высокая степень зависимости индивида от группы, специфическая сплоченность на основе четкого распределения ролей, высокая степень доверия к мнению группы, а также особый характер сочувствия и переживания, проявляющиеся в межличностных отношениях. Человек – это часть механизма, действующего на общее благо, а не отдельная личность с особенным взглядом на мир, как принято считать на Западе.

Двойственными чертами характера являются исключительный, в нашем понимании чрезмерный, прагматизм китайцев и частое использование долгосрочного, стратегического, стратегемического поведения. Китаец рассчитывает до малейших деталей наиболее экономный путь для достижения своей цели, разрабатывая при том хитроумную комбинацию, с помощью которой и достигается поставленная цель, и поддерживается социальная гармония. Именно такое поведение в Китае считается достойным одобрения и уважения.

Со времен династии Мин в Китае существуют 36 «стратегем»8 военной науки, сопровождающиеся притчами и поучениями, которые выражают жизненный опыт поколений и мудрость предков. Наиболее широкое распостранение эти стратегемы получили в гоминдановском Китае Чан Кайши и в КНР. Со временем использование военных стратегем заняло достойное место в политике, бизнесе и в повседневной жизни. На сегоднешний момент 138 иероглифов (36 стратегем) входят в в обязательный багаж знаний китайца, окончившего среднюю школу, и должны быть выучены наизусть. Стратегемы являются неотъемлимой составляющей китайской культуры и в значительной степени определяют образ поведения Китая на мировой арене. Вы ходе их анализа к чертам национального характера следует добавить хитрость и находчивость. Особо можно отметить отношение китайцев к военному союзнику, как к временно выгодному партнеру.9 Кажется, что именно этот принцип был использован Китаем в отношениях с СССР. Получив максимальные выгоды от дружбы с СССР, китайское руководство поспешило выдвинуть претензии нашей стране.


Основы эффективных коммуникаций в Китае.

^ Установление визуального, вербального и невербального контактов
В каждом социуме существуют общепринятые стереотипы поведения и общения. Представители европиоидной расы придерживаются схожих моделей поведения, предполагающих единые языковые нормы, определенные критерии внешнего вида и языка жестов. Однако при интеграции в Китай у европейца могут возникнуть проблемы с адаптацией к ритму и стилю жизни жителей «Поднебесной». Для максимально результативной коммуникации необходимо усвоить ряд правил, для создания внешнего облика, построения речи и использования языка жестов.

Первое впечатление основывается на восприятии внешнего вида, в котором немаловажную роль играет символика цвета. Символика цвета в Китае по традиционной системе основывается на пяти элементах-стихиях, каждой из которых соответствует свой цвет. Каждый из элементов является символом жизненных процессов, протекающих и в человеке, и в во вселенной. Стихии дерева соответствует зеленый цвет, огню - красный, металлу - белый, воде – черный, земле - желтый. Кроме того в древнем Китае цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священной привилегией императорской фамилии. Цвета делились на «благородные» и для простого народа, как об этом говорится в «книге перемен». В наши дни в Китае белый цвет – это цвет траура, красный – праздника, желтый символизирует собой богатство и власть, зеленый – гуманность и справедливость,черный показывает стремление к познанию. Необходимо учитывать символику цвета, отправляясь и на официальные,и на неформальные встречи и мероприятия.

Вторым значимым фактором для успешной коммуникации является знание речевых норм и правил. Основой речевых норм несомненно является знание базовой лексики,структуры и функции иероглифического письма, грамматики китайского языка10. Современных китайский язык «путунхуа» – это активно развивающийся нормативный китайский язык. Произносительную базу путунхуа составляет пекинский диалект, за основы взяты северные диалекты,а грамматические нормы ориентированы на живой современный китайский язык и произведения новой китайской художественной литературы. Для успешной коммуникации иностранцу необходимо свободно владеть 6.000 иероглифами. Так же необходимо учитывать специфику диалектов в различных областях Китая.

Невербальная коммуникация также является обязательной частью социализации индивида. Но стоит учитывать, что язык жестов является особенным для каждой нации. Даже перед туристической поездкой в Китай стоит внимательно изучить значение жестов и знаков. Китайцу ничего не скажут такие обычные для нас жесты, как покрутить пальцем у виска, многозначительно похлопать по лбу или глубокомысленно почесть затылок. С другой стороны, многое в поведении и жестах китайцев для нас непривычно и непонятно, а иногда и просто неприятно. Некоторые жители Китая считают привычным протягивание для рукопожатия левой руки. Пожав руку, благорасположенный к вам китаец частенько долго не отпускает ее, иногда начинает раскачивать вашу руку, похлопывать сверху другой рукой, слегка тянуть вниз.

Многие китайцы имеют привычку во время беседы трогать своего собеседника за локоть или плечо, поглаживать или теребить рукав, выражая тем самым дружелюбное отношение к нему. Дело в том, что традиционно телесный контакт на людях в Китае был ограничен бытовавшими в обществе строгими нравами и устоями11. Видимо, именно поэтому прикосновения в восприятии наследников традиционной культуры сразу открывает иное качество личных взаимоотношений, придавая им теплоту и доверительность, символизируя внимание и заботу.

У европейцев часто вызывает недоумение картина, которую частенько можно встретить, допустим, в университетском городке: двое-трое студентов прогуливаются по аллее, взявшись за руки или интимно положив руки друг другу на плечи. Это означает, что их связывают приятельские отношения. В старых китайских фильмах такая сцена как: «он сжимает ее ладони в своих и влюбленно смотрит ей прямо в глаза», для китайцев была пиком экранной эротики. В былые времена выражать свои чувства в общественных местах на самом деле считалось дурным тоном. На улицах нельзя было увидеть даже юношу и девушку, держащих друг друга за руки. Однако политика реформ и открытости принесла за собой и раскрепощение сознания.

Стоит обратить свое внимание на использование жестов. Некоторые из них могут быть обыденными для европеца, но неприемлимыми для китайца. Например, указательный палец следует использовать очень осторожно. Представители западной культуры имеют привычку во время своей экспансивной речи злоупотреблять указывающими жестами. Для представителя китайской народности вытянутый в его сторону указательный палец является, если не оскорблением, то уж во всяком случае, выражением недовольства или признаком дурного тона. Не потому ли американские политики и дипломаты зачастую не могут найти ключ к строптивым партнерам из Китая что не достаточно следят за руками?

В то же время, если вам самому когда-либо придется выражать свое недовольство китайцу, вы можете натолкнуться на неадекватную, казалось бы, для такого случая реакцию – улыбку на его лице, тем более «лучезарную», чем больше вы шумите. Улыбка в данном конкретном случае – это выражение страха, страха «потерять лицо». Впрочем, признав свою ошибку, китайцы вполне могут быть вежливыми. Для этого у них есть особый жест, напоминающий наше козыряние – правая ладонь, обращенная к вам, поднимается где-то на уровне уха. Часто бывает, что секунду назад «подрезавший» ваш автомобиль таксист, улыбаясь, «козыряет» вам в зеркало заднего вида: «извини, мол, спешу…»

У китайцев даже система «пальцевого счета» отличается своей яркой особенностью. Кисть руки тыльной стороной должна быть обращена к собеседнику. Поднятый указательный палец соответствует цифре «один», указательный и средний пальцы – это «два». Для обозначения цифры «три» используется средний, безымянный пальцы и мизинец, «четыре» – все пальцы кроме большого, «пять» – раскрытая ладонь. Называя цифру «шесть», следует сжать руку в кулак и оттопырить два пальца – большой и мизинец. Цифра «семь» показывается при помощи сложенных в щепотку большого, среднего и указательного пальцев, цифра «восемь» – посредством широко разведенных большого и указательного пальцев. «Девять» – это поднятый вверх и загнутый указательный палец. Для обозначения «десяти» следует скрестить между собой прямые указательные пальцы обеих рук.

Жест одобрения у китайцев такой же, как, пожалуй, и во всем мире – поднятый кверху указательный палец руки. А вот говоря о чем-то недостойном, незначительном или неприятном, китайцы используют специфический жест – прикладывают подушечку большого пальца к верхней фаланге мизинца той же руки. Сложенные вместе большие пальцы обеих рук намекают на чьи-либо любовные отношения.

Некоторые жесты имеют древнейшее происхождение. Например, обычай приветствовать друг друга сложением обеих рук перед грудью был, упомянут еще в «Рассуждениях и беседах» Конфуция. Этот жест был когда-то усвоен в кругах адептов воинских искусств, наложивших на него свою особую символику. Считалось, например, что раскрытая ладонь одной руки и обхваченный ею сжатый кулак другой символизируют собой два противоположных начала китайской философии – инь и янь. Другие говорят, что такое положение рук демонстрирует нежелание нанести первый удар и является данью уважения противнику – подобно тому, как боксеры на ринге перед началом боя ударяют друг друга перчатками. Как бы то ни было, в настоящее время этот жест является установленным элементом приветствия, с которым участник спортивных соревнований по ушу обращается к судьям и зрителям. Надо отметить также, что эта форма приветствия продолжает жить в наши дни и в быту. Сложив руки, таким образом, китайцы поздравляют своих родственников и знакомых с наступлением Праздника Весны, с днем рождения, повышением по службе, переездом на новую квартиру и т.д.

Для человека, впервые отправляющегося в Китай, хватит тем для изучения и без этих премудростей невербального общения. И все же о китайских жестах хоть что-то нужно знать, иначе уличная сценка с обнимающимися юношами и прохожими, треплющими за щеки чужих малышей, может показаться чем-то сверхъестественным, а открытие научной конференции, когда ученые мужчины принимаются тянуть друг друга за рукава, пропуская вперед и, усаживая на более почетные места в президиуме, легко принять за театр абсурда.
^ Деловой Этикет

Многие иностранцы приезжают в КНР с целью трудоустройства в локальные компании или с перспективами открыть свой собственный бизнес. В обоих случаях знание особенностей делового этикета страны – это ключ к успеху, ведь карьера и процветание бизнеса зависит не только от экономической стороны вопроса, но и от этической. Деловой этикет Китая основывается на ряде правил, используемых в переговорах, заключении договоров и ведении деловой переписки.

Иностранцу в Китае следует в любой ситуации сохранять спокойствие, толерантность по отношению к деловому партнеру, идти на компромиссы и не пытаться доказать неправоту собеседника-китайца. Обязательными качествами иностранца, работающего в КНР, должны стать пунктуальность, вежливость, чувство меры и дипломатии. Стоит учитывать специфические особенности ведения переговоров с китайцами. Китайцы не любят говорить открыто «нет», равно как и предпочитают не становиться вестниками плохих новостей.

Так же необходимо уделить внимание дресс-коду, наличию граммотного переводчика и презентационных материалов,визиток. Изучите китайскую процедуру передачи партнеру визитной карточки (по-китайски ming pian). У китайцев принято передавать их друг другу при первой встрече, при этом держа карточку обеими руками.

Однако не стоит забывать и о своих выгодах. Будующие партнеры могут ввести вас в заблуждение радушием и неконструктивными речами. Будьте готовы к жестким переговорам. Следуйте своим принципам и целям. Сохраняйте выдержку и хладнокровие. Даже если в переговорах возникнут проблемы, будьте тверды, не выходите за рамки того, что приемлемо для вас, и не выдавайте желания уступить.

При ведении деловой переписки удобнее пользоваться программами, распостраненными в Китае, хотя в последнее время и Skype,и MSN завоевали популярность среди населения «Поднебесной». При написании письма избегайте фамильярности, долгого перечня положительных характеристик своей компании, не выдвигайте настойчивых требований. Конструктивность и уважение – основа вашей переписки.

Заключение

Многие черты современного международного курса Китая зависят от «ментального пространства» людей, населяющих эту страну. Знание основных принципов поведения и черт национального характера китайцев — позволяет правильно оценивать ситуацию, делать практические выводы и определять перспективы сотрудничества.

Экономические, политические и социальные контакты РФ и КНР развиваются в геометрической прогрессии. Многие наши соотечественники и представители других западных стран интегрируются в китайское общество для укрепления этих контактов; иностранцы получают в Китае образование, строят карьеру, экспортируют и импортируют товары, основывают бизнес. Для студентов,специалистов по Востоку, предпринимателей и бизнесменов и даже обычных туристов важно правильно построить коммуникацию с народом, столь радикально непохожим на европейцев.

В этом исследовании были рассмотрены некоторые основные черты национального характера ханьцев, ряд традиций и ритуалов, а так же принципов поведения для иностранца в Китае для успешной адаптации к «зеркальной ментальности»12 жителей «Поднебесной». В начале работы была поставлена задача изучить традиции, обычаи, религии и специфики воспитания в Китае, сделать вывод об основных чертах национального характера и рассмотреть методы эффективных межкультурных, личностных и деловых коммуникаций в Китае. В рамках объема этого исследования я постараюсь наиболее полно раскрыть проблематику интеграции иностранцев в КНР и способы ее решения. Апробацией моего исследования в настоящий момент могут служить лишь статьи и заметки тех иностранцев, которые прожили какое-то время в Китае или живут там до сих пор. Научной основой исследования является ряд трудов ведущих специалистов-синологов России.

В будущем я бы хотела более полно и емко рассмотреть специфику интеграции, экономическую и политическую сторону отношений КНР и РФ, пополнить исследование анализом конституционного права КНР и провести собственную апробацию моего исследования.

Список источников и литературы:

  1. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 2006.

  2. Васильев Л.С. История религии Востока. – М., 2008.

  3. Писманкина М.Г. Религия в истории и культуре. – М.: Юнити, 2007.

  4. Чеканов Д.А., Кондрашов В.А. История религий. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  5. История Востока : в 6 т. / Ин-т востоковедения РАН. – М. : Вост. Лит., 2009. – Т.1 – С.192 –212 ; С. 433 – 485.

  6. Маслов А.А. Укрощение драконов: Духовные поиск и сакральный экстаз в Китае.- М.: Алетейя, 2003.

  7. М.Е. Кравцова - История культуры Китая. – М.: Лань, 2003.

  8. Вэнь Цзянь, Горобец Л.А. Дальневосточное отделение РАН. Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН : Даосизм в современном Китае (монография)

  9. Непомнин О.Е. Экономическая история Китая - М.: МГУ, 1974. - 565 с.

  10. www.sinoexport.ru – Бизнес в Китае: пособие для начинающих.

  11. http://geo.1september.ru – интерактивная версия газеты «География». Статьи преподавателя Военного университета Ю.О. СЕРДЮКА.


Приложение №1

1. Обмануть императора для того, чтобы он пересек море.

Двигаться среди тьмы и теней, от одного укромного местечка к другому, прячась за стенами – это лишь привлечёт всеобщие подозрения. Чтобы ослабить бдительность охраны врага, ты должен действовать в открытую, пряча свои истинные намерения за обычной повседневной деятельностью.

^ 2. Осадить государство Вей для того, чтобы спасти государство Цзяо.

Когда враг слишком силён, чтобы атаковать его напрямую, тогда атакуй то, что для него дорого. Знай – он не может превосходить тебя абсолютно во всём. Где-то есть брешь в его броне, слабое место, в которое можно нанести удар.

^ 3. Одолжить нож и убить человека.

Когда ты не можешь атаковать врага напрямую, используй силы других. Натрави на врага союзника, подкупи его чиновника, чтобы он стал предателем, или используй против врага его же собственную силу.

^ 4. Находясь на отдыхе, ожидать истощенного врага.

Выбор места и времени для битвы - преимущество. Тогда ты знаешь, где и когда произойдёт сражение, а твой враг - нет. Заставь врага тратить свою энергию на бесплодные поиски, пока ты сохраняешь свои силы. Когда он истощится и будет сбит с толку, атакуй.

^ 5. Воспользоваться пожаром для ограбления.

Когда государство раздирается на куски внутренними конфликтами, когда эпидемии и голод опустошают население, когда коррупция и преступность становятся нетерпимыми, тогда невозможно справиться с внешней угрозой. Пришло время наносить удар.

^ 6. Поднять шум на востоке, напасть на западе.

В любой битве элемент внезапности может дать решающее преимущество. Даже когда ты стоишь к врагу лицом к лицу, ты можешь обеспечить внезапность, ударив там, где он меньше всего ждёт атаки. Для того, чтобы сбить врага с толку, создай для него приманку

^ 7. Создать что-то из ничего.

В любой битве элемент внезапности может дать решающее преимущество. Даже когда ты стоишь к врагу лицом к лицу, ты можешь обеспечить внезапность, ударив там, где он меньше всего ждёт атаки. Для того, чтобы сбить врага с толку, создай для него приманку
^ 8. Оставив проход открытым, тайно маршировать на Ченцанг

Атакуй врага двумя сходящимися силами. Первая наносит очевидный прямой удар, так, чтобы враг приготовился к обороне. Вторая - скрытая, она наносит тайный удар, которого враг не ждёт; она вынудит его в самую последнюю минуту разделить свои силы, что и приведёт врага к замешательству и поражению.

^ 9. Наблюдать огонь на противоположном берегу реки.

Погоди вступать на поле битвы, пока противники окончательно не истощатся сражаться друг с другом. Тогда двигай все свои силы и подбирай лучшие куски.

Притча №9

Япония, период Регентства Ходзё

В 1583 году великий генерал Тоятоми Хидеоши разместил свои войска против войск Акеши Мичухиде в битве при Ямадзаки. После того, как сражение началось, Чечуи Жункиан, союзник Мичухиде, прибыл на поле боя. Его впечатлили превосходящие силы Хидеоши, и он отказался атаковать. Вместо этого он приказал своим людям построиться для боя на холме у прохода Хора-га-тоге, где он мог наблюдать за схваткой и думать, к какому генералу присоединиться. Увидев, что Хидеоши выигрывает, он предал своего союзника, и послал войска сражаться на стороне Хидеоши. Об этом не забыли, и японский эквивалент `Смотреть на огонь...' известен как `Ждать у Хора-га-тоге.'

^ 10. Спрячь кинжал за улыбкой (На вкус – мёд, для желудка – яд).

Очаруй своего врага. Когда ты втёрся к нему в доверие, тайно наноси удар.

11. Пожертвуй сливовым деревом, чтобы спасти персиковое.

Иногда обстоятельства заставляют нас пожертвовать выполнением краткосрочных целей, чтобы добиться долгосрочных. Тогда тебе нужен козёл отпущения, чтобы свалить на него всю вину за этот провал.

^ 12. Используй возможность, чтобы увести овцу.

Строя свои планы, помни – они должны быть достаточно гибкими, чтобы использовать любую возможность. Постарайся добиться любого выигрыша, пусть даже он будет меньше ожидаемого.

^ 13. Бей палкой по траве, чтобы спугнуть змей

Когда ты не можешь определить планы врага, начни прямую, но короткую, атаку, и смотри на его ответную реакцию. Его поведение выдаст его стратегию.

^ 14. Одолжи труп, чтобы вызвать духа.

Возьми учреждение, идеологию или способ, которые забыты и отвергнуты, и приспособь их для своих личных нужд. Восстанови старые идеи, обычаи или традиции, по-новому истолковав их для новых целей

1^ 5. Вымани тигра с гор.

Никогда не атакуй напрямую хорошо укреплённого противника. Вместо этого вымани его из крепости и разлучи его с источником его силы.

^ 16. Чтобы поймать, сначала отпусти.

Жертва, загнанная в угол, зачастую предпринимает финальную отчаянную атаку. Чтобы предотвратить её, заставь врага поверить, что у него всё ещё есть шанс на свободу. Тогда его желание спастись уменьшит желание драться. Когда в конце концов окажется, что обещание свободы было фальшивым, боевой дух врага будет подорван, и он сдастся без боя.

^ 17. Подложи кирпич, чтобы привлечь нефрит.

Приготовь врагу ловушку, используя в ней приманку. В войне приманка – иллюзия возможности победы. В жизни приманка – иллюзия богатства, власти и любви.

^ 18. Для разгрома банды убей атамана.

Если вражеская армия сильна, но она связана со своим командиром только деньгами или угрозами, сделай своей мишенью лидера. Если он падёт, вся армия рассеется, или перейдёт на твою сторону. Однако, если они искренне преданы своему лидеру, остерегайся - армия будет продолжать сражаться, чтобы отомстить за его смерть.

^ 19. Убери дрова из-под жаровни.

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой отвода энергии) заключается в поиске возможностей "задушить в зародыше" действия противника. Так же, как и стратегема 2, стратегема 19 связана с выявлением слабых мест и воздействием на них, но если первая делает это, выявляя "объективные" слабинки, то вторая пытается, прервав каналы подпитки, сделать сильное место противника его слабым местом. Подобие этой стратегемы упоминается уже в III веке до н.э. в контексте профилактики болезней: правильное использование стратегемы 19 делает ненужным лечение, так как профилактически не допускает болезни.

^ 20. Ловить рыбку в мутной воде.

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой хаоса) заключается в возможности преднамеренной организации беспорядков в стане противника с целью создания благоприятной ситуации для достижения собственных целей. Отличие от стратегемы 5 заключается здесь в различии сценариев: не сам контрагент (как в стратегеме 5), но его окружающая среда находится в ненормальном состоянии. Такой способ рыбной ловли широко использовался в средние века: в мутной воде рыбе сложнее отличить наживку от безопасного корма.

^ 21. Цикада выскользает из своего блестящего облачения (Побег соловья из золотой клетки).

Когда перед тобой опасность поражения, и твой единственный шанс - отступить и перегруппироваться, создай иллюзию. Когда твой противник сосредочится на этом образе, тайно уведи своих людей, оставив позади только видимость своего присутствия.

^ 22. Закрыть дверь и задержать вора.

Если ты можешь полностью захватить врага, сделай это быстро. Позволить врагу спастись означает посеять семена будущего конфликта. Но если он всё-таки спасся, будь готов к атаке.

^ 23. Заключив договор с дальними [соседями], напасть на ближних.

Известно, что когда ближние государства становятся врагами, дальние заключают союз. Когда ты самый сильный на одной территории, величайшая угроза для тебя исходит от второго по силе на этой же территории, не от сильнейшего с другой.

^ 24. Использовать дорогу через Ю для нападения на Гуо.

Собери ресурсы союза, чтобы атаковать общего врага. После того, как враг побеждён, используй эти ресурсы, чтобы повернуть союз против того, кто в нём на первом месте.

^ 25. Украсть несущие конструкции и заменить опоры.

Разрушь построения врага, пойми его методы, измени правила, которым он привык следовать, и иди вразрез его привычкам.Таким образом ты уберешь опору, основную связь, которая делает группу людей мощной силой.

^ 26. Бранить акацию, а метить в шелковицу.

Чтобы контролировать или предупредить людей, чьё положение заставляет избежать прямого столкновения, используй аналогии и инсинуации.

^ 27. Играть роль болвана, не сходя с ума. (Притворись свиньёй, чтобы съесть тигра.)

Спрячься за маской дурака, или пьяницы, или сумасшедшего, чтобы сбить всех с толку и скрыть свои истинные намерения. Твой противник недооценит твои возможности, и ослабит свою охрану. Тогда наноси удар.

^ 28. Заманив врага на крышу, убрать лестницу.

Замани своего врага на подходящую территорию. Затем отрежь ему линии коммуникаций и пути к отступлению. Чтобы спастись, он будет вынужден бороться и с тобой, и с местностью.

^ 29. Распустить шёлковые цветы на мёртвом дереве.

Если распустить шёлковые цветы на мёртвом дереве, это создаёт иллюзию, что дерево живёт. Используя обман, можно заставить нечто ненужное казаться ценным; безобидное - опасным; бесполезное - полезным.

^ 30. Изменить роль гостя на роль хозяина.

Победи врага изнутри, внедрясь в его лагерь под предлогом сотрудничества, сдачи или заключения мирного договора. Таким образом ты можешь обнаружить его слабости, и затем, когда его охрана расслабится, нанести удар прямо в источник его силы.

^ 31. Стратегема прекрасной женщины.

Пошли своему врагу прекрасных женщин, чтобы посеять раздор в его лагере. Эта стратегема работает на трёх уровнях. Во-первых, правитель становится настолько очарован красотой, что забывает о своих обязанностях. Во-вторых, другие мужчины двора становятся агрессивными, что уничтожает их сотрудничество, и разрушает мораль. В-третьих, другие женщины двора, движимые ревностью, начинают плести интриги, что усугубляет ситуацию.

^ 32. Стратегема пустого города.

Когда враг превосходит тебя числом, и ситуация такова, что ты ожидаешь в любой момент, что тебя обойдут, тогда оставь все военные хитрости, и атакуй, как получится. Если враг не знает всю ситуацию точно, такое необычное поведение вызовет подозрения. Если повезёт, враг тогда передумает атаковать.

^ 33. Стратегема сеяния раздора.

Подорви способность твоего врага сражаться, тайно посеяв раздоры между ним и его друзьями, союзниками, советниками, семьёй, командирами, солдатами и населением. Пока он погряз во внутренних распрях, его способность нападать или защищаться будет подорвана.

^ 34. Стратегема самострела.

Притворись, что нанёс сам себе вред; этому есть два возможных применения. Во-первых, враг ослабит свою охрану на время, пока он не будет считать тебя ближайшей угрозой. Во-вторых, можно притвориться, что вред нанес не ты сам себе, а общий враг.

^ 35. Стратегема последовательности.

Важно использовать сразу несколько стратегем. Составь схему из разных планов; если одна стратегема не сработает, в запасе остаются другие.

^ 36. Бегство - лучшее оружие в безвыходной ситуации.

Если очевидно, что дела идут к твоему поражению, отступи и перегруппируйся.

1 По прогнозам аналитиков на 2010г. оно должно было составить более 1.500 млрд. человек

2 Концепцию ментальных пространств разработали в 1990-х Жиль Фоконье и Армен Кедерларян. Этот термин обозначает «сферу деятельности личности, социальной группы, в условиях которой находят свое своеобразное и многогранное проявление мироощущение и мировосприятие людей, их отношение к действительности, к политическому курсу, к властным структурам и политическим организациям».

3 Согласно данным всекитайской переписи, проведенной в 1995 г. Основным народом, населяющим КНР, явились ханьцы (92%). Остальные 8% процентов распределены между 55 национальными меньшинствами.

4 Политика реформ и открытости— программа экономических реформ, предпринятых в КНР, нацеленных на создание так называемого социализма с китайской спецификой, или социалистической рыночной экономики и открытости внешнему миру.

Реформы были начаты в 1978 по инициативе крыла прагматиков в Коммунистической партии Китая (КПК), которое возглавлял Дэн Сяопин, и продолжаются по сей день.


5 Маслов А.А. Укрощение драконов: Духовные поиск и сакральный экстаз в Китае.- М.: Алетейя, 2003, с. 16

6 Самым крупным и одним из самых древнейших источников мудрости в Китае всегда была «Книга Перемен».

7 «Религиозный синкретизм» - безболезненное и взаимодополняющее сожительство нескольких религий.


8 Термин «стратагема» восходит к древнегреческому «strategema», что означает военное дело и военную хитрость.

См. стратегемы в Приложении№1.

9 См. притчу к стратегеме №9 «Смотреть на огонь с другого берега» в Приложении№1.

10 Китайский язык – это один из наиболее распространенных языков мира и один из официальных языков ООН. Он относится к сино-тибетской языковой семье и является национальным языком ханьцев.

  1. 11 Более подробно об этом рассказано в главе «Древнекитайские этические учения и их влияние

на «ментальное пространство» китайцев».


12 Сердюк Ю.О. «Менталитет Китайцев».



Скачать файл (151 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru