Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпаргалки по истории Мордовии - файл 1.docx


Шпаргалки по истории Мордовии
скачать (126.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx127kb.24.11.2011 13:00скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Мордовский край в конце I – начале II тыс. н. э.
Этноним мордва появляется в довольно ранних письменных источниках. В ряду этих источников в первую очередь назовем книгу византийского епископа Иордана (гота по происхождению) «Getica» («О происхождении и деяниях гетов»), законченную им в 551 году. Говоря о походах короля готов Германариха, которого древние писатели нередко сравнивали с Александром Македонским, Иордан сообщал, что он покорил много весьма воинственных племен и заставил их повиноваться своим законам. В перечне этих племен он называет и Морденс (Mordens), под которым, безусловно, следует разуметь мордву. Исследователи полагают, что знания о племенах, проживавших в бассейне Оки и Волги (весе, мере, мордве, имнискарах), Иордан почерпнул из итинерариев – римских дорожников, в которых области, где пролегали торговые пути, нередко обозначались названиями населявших племен.

В других западноевропейских средневековых источниках мордва называется также Merdas, Merdinis, Merdium, Mordani, Mordva, Morduinos. В древнерусских летописях этноним мордва встречается с ХI – XIII веков. Наряду с этнонимом мордва в этих летописях сохранился и этноним мордвичи («Мордовскиа князи с Мордвичи). Псевдопатронимическое оформление этнонимов на -ичи довольно широко применялось в древнерусских источниках (вогуличи, вятичи, дреговичи, кривичи, немчичи, русичи, тоймичи и др.).

Установлено, что в своей основе этноним мордва восходит к ирано-скифским языкам (сравните: иранское mord — мужчина, таджикское mard — мужчина). В мордовских языках указанное слово сохранилось для обозначения мужа — супруга (мирде). В русском слове мордва частица «ва» носит оттенок собирательности. Его можно сопоставить с этнонимом литва. В русских источниках вплоть до XVII в. мордва выступает только под этнонимом мордва.

Одно из наиболее ранних письменных известий об этнониме эрзя (арису) дошло до нас в послании кагана Хазарии Иосифа еврейскому сановнику при дворе испанских халифов Абд-ал-Рахмана III (912 —961) и Хакама II (961 — 976) Хасдаю Ибн Шафруту.

Наболее ранние письменные сведения об этнониме мокша (Moxel) мы узнаем из записок фламандского путешественника XIII в. Гильома Рубрука и сочинения «Джами-ат-таварих» («Сборник летописей», на персидском языке) иранского историка и государственного деятеля Рашида-ад-Дина (1247 — 1318), которое считается основным источником по политической и социально-экономической истории монголов.

Этноним эрзя, вероятно восходит в своей основе к иранской лексике (иран. arsan – самец, мужчина, герой), а мокша – связан с индоевропейским гидронимом Мокша (ср. в санскрите moksha – проливание, утекание, освобождение).

Древняя мордва изначально представляла собой не одно племя, как иногда полагают, а группу или семью племен, которая совместно с древнемарийскими, а возможно, и некоторыми другими поволжско-финскими племенами, составляла волжско-финскую общность.

Уже с первой половины I тысячелетия нашей эры в лоне древнемордовской семьи племен начинают вырисовываться линии эволюции мокшанской и эрзянской групп племен, или соплеменностей, которые позднее становятся более явственными. Мокшанско–эрзянская дуализация происходила, разумеется, не сразу, это был длительный, растянутый на целые столетия процесс, обусловленный разными причинами. Одной из серьезных предпосылок такого раздвоения была обширность этнической территории древнемордовской семьи племен, затруднявшая контакты между племенными группами. Территориальная разобщенность обусловила их связи с разными этносами, что порождало особенности в языке, антропологическом облике, культуре и быте тех соплеменностей, на базе которых сформировались эрзя и мокша.
^ Мордва в ранеем средневековье
Хозяйство носителей этой культуры было комплексным, сочетавшим мотыжное земледелие со скотоводством, рыболовством и охотой. Орудия труда изготовлялись преимущественно из кости. Характерные формы поселений – укрепленные крепостными стенами городища, возводившиеся на труднодоступных местах, и селища.

Ареал расселения древнемордовских племен в I тысячелетии нашей эры включал долины рек Оки, Волги (среднее течение), Цны, Мокши, и Суры. На юге граница мордвы совпадала приблизительно с естественным рубежом леса и степи, на востоке не заходила дальше правого берега Волги (по-мордовски Рав). Северная граница доходила до устья Оки, западная – до Среднего Поочья.

Этническая территория древнемордовских племен располагалась в лесном крае. Обширные пространства Волго-Очья были почти сплошь покрыты хвойно-широколиственными лесами, которые пересекались изобиловшими рыбой реками Волгой, Окой, Мокшей, Цной, Сурой, Пьяной, Алатырем, Иссой и другими. Эта экологическая среда наложила свой отпечаток на хозяйство, культуру и быт, этническую историю и этнопсихологию мордвы, ее представления о родной земле (чачома мастор, касома мастор). А гидроним Мокша, стал даже этнонимом, обозначавшим одно из этнических образований, объединенных в этноструктуре мордвы.

Каждое из древнемордовских племен, точное число их пока их не поддается подсчету, включало несколько патриархальных (отцовских) родов, в свою очередь состоявших из ряда больших патриархальных семей, во главе каждой из которых обычно стоял куд-атя (кудо – дом, атя – старик). Родом руководил старейшина покш – тяй (покш – большой, атя – старик). Род или несколько родов составляли поселение – веле. Во главе племени стоял выбираемый родовыми старейшинами вождь, набольший – текштяй, тюштень, тюштян, тюштя (текш – верх, вершина, верхушка, макушка, атя – старик). Этим словом древняя мордва называла своих верховных старейшин, управлявших как мирными, так и военными делами мордовских племен. Племена составлявшие древнемордовскую группу (семью) племен, по своим основным параметрам представляли, скорее всего, не столько единство, сколько сходство, близость. Они, по – видимому, говорили на родственных диалектах, легших позднее в основу эрзянского и мокшанского языков.

В 961 эрзяне (арта, ариса) упоминается хазарским каганом Иосифом в качестве народа, платившего ему дань. В раннем средневековье эрзяне — народность, которая консолидировалась в составе мордовского этноса, оказывала сопротивление хазарам, печенегам и половцам. Древнее княжество эрзянское располагалось на территории Старой Рязани. Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному Арзамасу — (Эрзямасу).



В отличие от мокши, признавшей в 1237 зависимость от Золотой Орды, эрзяне отступают на север в леса и оказывают монгольским войскам сопротивление.

Около 450 года н. э. мокшане формируют союз с аланами в Поволжье, известный впоследствии под именем буртасы.В IX веке Буртасское княжество становится вассалом Хазарского каганата.В 965 году, как свидетельствует Ибн-Хаукаль, князь Святослав I нанёс удар по союзникам хазар, взял Саркел, Булгар и вышел к Семендеру. Двумя годами позже он взял Итиль. К началу X века царь Волжской Болгарии Алмуш сосредоточил в своих руках сбор и уплату хазарской дани. Приняв ислам, он заручился поддержкой багдадского халифа Муктадира и основал торговую факторию в устье Оки. В связи с этим в 985 году киевский князь Владимир предпринял поход на Булгар. В 1006 году между князем Владимиром и царём Алмушем был заключён договор о торговле и на Волге установился «вечный мир», продлившийся 80 лет. В 1120 году возобновилась борьба за устье Оки и эрзянскую крепость Обран ош. В 1220 владимирский князь Юрий предпринял поход на Ошель и потребовал сокращения влияния булгар на Пургасову Русь, с которой они находились в союзе. В 1221 году Обран ош был сожжён владимирскими князьями, а ниже по течению основан Нижний Новгород. Пургас и Пуреш находились в состоянии постоянной войны, при этом Пургас рассчитывал на поддержку булгарского хана, в то время как Пуреш являлся ратником князя Юрия.В 1229 году булгары выступили в поход против царя Пуреша, однако узнав о разграблении Пургасовой Руси владимирскими князьями, повернули назад. В 1230 Пургас вновь осадил Нижний Новгород, но был отбит, а вслед за этим сын Пуреша Тюштян вместе с половцами предпринял опустошительный поход на Пургасову Русь
^ Генезис мордовской государственности и золотоордынское нашествие
В конце I — начале II тысячелетия н.э. в Мордовском крае можно констатировать наличие экономических, социальных и политических предпосылок для образования государства, даже исходя из классовых критериев и наличие политического объединения, не уступающего по уровню организации соседним государственным образованиям.

В начале XIII в. мы встречаем здесь два социально-политических объединения. В мордовской историографии утвердилось название этих княжеств по именам наиболее известных правителей Пургаза и Пуреша. Мордовское происхождение последнего некоторые исследователи (Н.Ф. Мокшин) подвергают сомнению, Однако большинство других (И.Н. Смирнов, С.К. Кузнецов, А.П. Смирнов и др.) видят в Пургазе эрзянского князя, а в Пуреше —мокшанского. При этом, кажется, всеми признается, что «волость» Пургаза простиралась между Окой и Сурой от Волги до Алатыря, включая среднее течение Мокши, то есть примерно укладывалась в ареал эрзи. Мокшанская же территория охватывала бассейн Цны, верховья Мокши и Cypы.В период феодальной раздробленности Руси, наполненный ожесточенными усобицами, борьбой князей за верховную власть, каждый из них стремился расширить свою материальную базу, захватить больше земли и зависимых крестьян – основной источник богатства в феодальную эпоху. Единая для всей Руси церковь стремилась унять междоусобицы и направить княжеские походы против не христиан, придать им религиозный характер. Мордовский край, граничивший сразу с тремя княжествами – Рязанским, Муромским и Владимиро-Суздальским, стал подвергаться постоянному натиску с запада.Мордовия XII — начала XIII в. представляла собой независимое сильное государство, способное на равных бороться с Волжско-Камской Болгарией или объединенными силами северо-восточной Руси. Даже после его распада отдельные Мордовские княжества обладали достаточной мощью, чтобы успешно противостоять экспансии Рязанского, Муромского княжеств и наносить ощутимые поражения Владимиро-Суздальскому - по тем временам крупному европейскому государству. В 1236г. орды монголо-татар обрушились на народы Восточной Европы и пронеслись, как смерч, сметая все на своем пути. Первой жертвой свирепых завоевателей стала Волжская Болгария. Согласно утвержденному на курултае 1235 г. плану завоевания Европы следующим объектом нападения была Русь. Маршрут монголо-татарских войск, которым воспользовался Бату в 1237 г., пролегал от Волги (после переправы в районе Жигулей) прямо на запад, чуть южнее современной Пензы, и приводил в междуречье Прони и Мокши, откуда открывалась прямая дорога на княжества Северо-Восточной Руси.

Согласно свидетельствам Рашид ад-Дина 4 сентября 1236 года сыновья Джучи Бату, Орда и Берке, сын Угедей-хана Кадан, внук Чагатая Бури и сын Чингиз-хана Кулькан объявили войну мокше, буртасам и эрзе, каждый из них стоял во главе тумена.

В начале 1237 г. отряды монголов впервые появляются на южных границах Мордовской земли. По свидетельству венгерского монаха Юлиана, в это время у мордвы «...было два князя: один князь со всем народом и семьей покорился владыке татар, но другой с немногими людьми направился в весьма укрепленные места, чтобы защищаться. Война закончилась 23 августа 1237 поражением мокшан в битве у Чёрного леса недалеко от границы c Рязанским княжеством. Между мокшей и монголами был заключён военный союз, по которому царь Пуреш во главе своего войска в качестве союзника и вассала должен был присоединиться к монголам в их походе на запад

В походе 1237—1238 гг, монгольским военачальникам было нецелесообразно оттягивать части своих сил в вязкую борьбу с той частью мордвы, которая отступила в труднопроходимые, покрытые густыми лесами места, когда их манили богатые древнерусские города. Поэтому разгрому подверглась лишь южная окраина Мордовской земли, располагавшаяся на пути следования монгольских отрядов, на которой наряду с мордвой проживало преимущественно население, оставившее памятники золотаревского (булгарского) типа в Верхнем Посурье и Примокшанье.

Следующее появление монголов в Мордовском крае относится к 1239 году, когда, по сообщению Лаврентьевской летописи, «... взяша татарове Мордовъскую землю и Муром пожгоша и по Клязьме воеваша и град святыя Богородицы Гороховец пожгоша, а сами идоша в страны своя». Рейд 1239 года был очередным и кратковременным в ряде экспедиций по грабежу русских земель и сопредельной мордовской территории. Судя по маршруту, он проходил по Оке и затронул приокские поселения мордвы, не подвергавшиеся ранее погрому.

С этой поры вплоть до распада Золотой Орды летописи сообщают лишь об одном походе 1288 года золотоордынского хана Елортая на мордовские земли: «...воеваша Рязань, Муром, мордву, и много зла сотворили, идоша восвояси...». Однако этот набег состоялся по собственной инициативе монгольского хана и носил чисто грабительский характер, а разорение мордовских земель было совершено попутно, при отходе в степи.



Религиозный аспект древней мордвы

В основе любой религии лежит вера в сверхъестественные силы. Первобытный человек, не умея объяснить внушающие ему страх грозные явления природы, обожествлял их. Он одушествлял также всё, что его окружало : деревья, камни, реки, озера и т. п. По мере осознания себя не только частью природы, но и — разумнейшим существом на земле, творцом орудий труда, жилищ, предметов обихода, человек стал искать и творцов окружающего мира; придумал богов, похожих, разумеется, на людей. Усложнение общественной жизни вело за собой увеличе-ние количества богов и разделение их функций.

Сейчас уже невозможно выявить точно, что представлял из себя древнемордовс-кий пантеон богов в начале нашей эры, так как он дошел до нас, испытав кроме древнегреческой, влияние основных ми-ровых религий : иудейской, мусульман-ской,  христианской,  а  также   множества языческих религий. Но названия некоторых богов всё же сохранились :

небом и временем управлял бог Шкай;

его супругой была Анге — богиня жизни, добра и любви;

Чи-паз был богом солнца;

Мастер-паз — богом земли (земной тверди);

Ков-паз — богом луны;

Пургине-паз — богом грома;

Богиня Шобдава являлась в виде зари;

Толава в виде огня;

землей (почвой) ведала Модава;

водой — Ведява;

лесом — Вирява и т. д.

Богов поменьше рангом имели каждая река, каждая гора или озеро, да и все, что окружало предков мордвы. Эти боги ничем не отличались от людей : так же огорчались и радовались, ссорились и мирились, воевали и пировали. Они могли гневаться на свой народ, наказывать за грехи, но при этом любили его и желали ему добра. И только презренный бог зла, мрака и холода Анамаз делал все, чтобы погубить мордву.

С формированием знати на земле менялась иерархия и на небе. Постепенно повелителем всех богов и людей, творцом всего сущего стал Ине Шкай-паз — великий бог Времени, называемый также Менельпазом, то есть небесным богом или Вере-пазом — всевышним богом.

Предки мордвы считали, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их. Люди, естественно, хотели, чтобы божества были добрыми и всячески со-действовали им в хозяйственной деятельности и в целом в жизни. Именно по этой причине в честь божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйствен-ных постройках, устраивались моленья (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения.

Как показывают археологические материалы, в конце I — начале II тысячелетия н. э. мордва переживала процесс распада первобытно-общинного строя и стано-вления классовых отношений. Возникавшие понятия о собственности, неравенстве, господстве и подчинении переносятся людьми в воображаемый мир их богов.

С присоединением мордвы к России началась её христианизация, в ходе которой дохристианские верования и обряды не столько вытеснялись, сколько смешивались, синкретизировались с христианскими. Христианский бог получил теоним Нишке, Шкай, т. е. стал называться именем мордовского дохристианского бога. Теоним этот он носит до сих пор.
Мордовские земли в середине XIII – XVI вв.
1. Мордовский край в в системе Золотой Орды

2. Состояние сельского хозяйства, ремесел, промыслов и торговли в период золотоордынского правления

3. 3.Мордовские земли – арена борьбы Московского государства и Казанского ханства. Участие мордвы в решении "казанского вопроса"

4. Мордовский край в XVI в.


1. Часть мордвы при завоевании и подавлении последующих восстаний была истреблена, в том числе и представители знати. Этим и объясняется, что в числе покоренных князей-вассалов не упоминаются мордовские князья - инязоры и оцязоры. Часть же уцелевшей феодальной верхушки перешла на службу к ханам, приняла позже ислам, и получила охранные (тарханные) грамоты. Они являлись представителями монгольской администрации, вершили суд, собирали оброк и т.д. Позже они стали называться на татарский манер беками, мурзами и князьями. Население мордовского края, как и многие другие покоренные народы, были включены Батыем в состав Золотой Орды. Для управления мордвой татары создают особый улусный центр. Вначале таким центром был город Увек на Волге, позднее, в 14 веке - город Наровчат на р. Мокша, а в конце 14 века улусный центр был перенесен в город Темников. В 1257 году была проведена перепись населения на подконтрольных монголам территориях, и население Мордовского края было обложено данью - ясаком. Ясак - это феодальный налог натурой. Время от времени на мордовские земли производились набеги, в частности, в 1288 году, который совершил хан Ералтай.

Кроме того, мордовские земли стали самовольно захватываться монгольскими феодалами. Так, в 1298 году князь Бахмет, будущий родоначальник мещерских князей, захватил земли по Мокше и Цне, а в районе Темникова и Краснослободска утвердился Сеид-Ахмед. В 1361 году восточные мордовские земли захватил князь Булат-Тимур, а князь Тагай - Наровчат. Такие захваченные земли назывались термином "беляк" и представляли собой административно-податную единицу. По сути они были мелкими княжествами под властью татар. Однако, с ослаблением Золотой Орды, мордовские земли постепенно входят в состав русских земель. В 1372 году, с основанием г. Курмыш, мордва жившая по Суре, попадает под власть Нижегородского княжества, а в 1380 рязанский князь Олег отбирает у мещерских князей земли по Цне. А с 1389 года, когда московский князь Василий Дмитриевич получил ярлык и на Нижегородское княжество, мордовсие земли уже прочно связаны с Россией. Так, в 1444 году мордва участвовала в сражении с татарским царевичем Мустафой, который напал на земли Рязанское княжество. А 

с середины 15 века мордовские земли становятся ареной борьбы между Москвой и Казанью, окончательно уйдя из под контроля распадающейся Золотой Орды.
2. Несмотря на монгольское завоевание, хозяйство мордвы продолжало развиваться.

Об этом свидетельствует дальнейшее развитие пашенного земледелия. Появляется плужный резак - основная составляющая плуга-сабана. Обнаружены и другие сельскохозяйственные орудия труда, например, сошники. Становится более совершенной и соха, совершенствуются серпы. Вместо зернотерок появляются ручные вращающие мельницы. Получает большое распространение 3-х польная система обработки земли. Основным способом получения железа был сыродутный способ, были обнаружены глинобитные плавильные печи. Некоторое развитие получило так же ювелирное дело, в основном литье украшений из цветных металлов. Так же продолжалось, но медленно, развитие ремесла. Среди промыслов традиционными являлись рыбная ловля, бортничество, охота, ловля бобров - так называемые "бобровые гоны". Торговала мордва в основном медом, воском, бобровыми и куньими мехами.
3. В середине 15 века, с образованием Казанского ханства, начались новые и постоянные набеги казанских татар на мордовские и русские земли. Казанский хан Улу-Мухаммед изгнал наместников золотоордынского хана из междуречья Суры и Мокши, и установил свое господство над этой частью мордовских земель. Эти набеги не просто сопровождались обычными в то время военными действиями, но также и переселением части мордвы на земли ханства. Остальная же часть населения вновь облагалась ясаком. В результате наступления Казани на мордовские земли, и переселения части населения, образовались "каратаи" - этнографическая группа отатаренной мордвы. Кроме того, в результате постоянных боевых действий между Москвой и Казанью мордва была вынуждена выбирать, кого ей поддерживать, и выбор пал на Российское государство. Так, в 1517 году мордва участвовала в отражении крупного татарского набега на русские земли. В 1521 году в городе Наровчат появляются русские воеводы с войском для охраны рубежей от набегов казанских и крымских татар, а так же их союзников - ногаев. С 1520-ых годов начинается активное строительство крепостей на мордовской земле. В 1523 был построен Васильсурск, в 1535 - Мокшанск, в 1536 - заново основан Темников, и в 1552 - Алатырь. в 1550 году мордва принимает активное участие в строительстве города Свияжска, где позже принимает присягу на верность русскому царю Ивану Грозному.

И в 1552 году, когда начался поход против Казанского ханства, мордва приняла в нем активное участие. Основные силы русской армии шли через Муром и далее на Свияжск и на Казань, вторая часть армии через рязанские и мещерские земли и далее - до Суры. Так, в связи с этим упоминаются мордовские проводники Чукляев и Кельдяев, особо отмеченные милостью русского царя. А на реке Алатырь к русскому войску присоединился отряд, состоявший из мордвы и темниковских татар под командованием князя Еникея. 2 октября 1552 года Казань пала, и угроза со стророны Казани была окончательно устранена.

4. После 1552 года территория Мордовии была включена в состав Арзамасского, Алатырского, Шацкого и Кадомского уездов. Административное устройство и управление было таким же, как и на остальной территории Россйского государства. Мордовскими землями, как и бывшими территориями казанского ханства, ведал Приказ Казанского дворца а так же местные воеводские управления. В качестве особых должностных лиц для управления мордвой назначались бурмистры. Их деятельность сводилась к сбору налогов и судопроизводству. В число выборных мордовских должностных лиц входили старосты. В связи с постоянными набегами крымцев и ногаев на территории Мордовии начинают строится строжевые линии. Самая южная из них проходила от Волги к Дону. Вторая охраняла непосредственно мордовские земли и состояла из 3 сторож. 1 - на речке Корсанаеве. 2 - на речке Шокше. И 3 - в верховьях реки Ломова. Позднее упоминаеются арзамасские сторожи. С этого времени так же наблюдается большой приток русского населения. Все это привело к тому, что мордовские земли начали раздаваться в качестве поместий и вотчин. Крупными собственниками земли были и представители дома Романовых, владевшие многими деревнями в крае. Масштаб помещичьего землевладения продолжает увеличиваться. Например, только в Арзамасском уезде в 1585 году 54540 четей земли, и свыше 90. тысяч копен сена. Увеличивается количество и крестьянских дворов - в том же Арзамасском уезде их было 2270. Процесс увеличения помещечьей земли сопровождался незаконным захватом земли, перепашкой, и так далее. Наряду с земельными пожалованиями русскому, мордовскому и татарскому служилому сословию, земли раздавались так же и церкви. Крупнейшим собственником был основанный в 1570 году Пурдошанский монастырь. Основную часть мордовского населения состовляли ясачные крестьяне, которые позже вошли в категорию дворцовых. Так же были и так называемые черные крестьяне, принадлежавшие государству. Получило дальнейшее развитие ремесло - так, в городе Темников в 1595 году было 37 купеческих дворов, 27 лавок и 16 торговых скамей. Единицами податного облажения были четь и соха. Кроме того, мордовские крестьяне должны были выплачивать разнообразные оброки и подати - стрелецкий и посопный хлеб, ямские и полоняночные деньги, другие оброки, участвовать в военных походах.
Мордовский край в XVII в.
1. События смутного времени в мордовском крае

2. Административно-территориальное деление в XVII в. Подати и повинности

3. Хозяйство и экономика края

4. Гражданская война под предводительством Степана Разина
История и культура мордовского края: учеб. для вузов / под ред. Н. М. Арсентьева. Саранск, 2008.

История Мордовии с древнейших времен до середины XIX в. Саранск, 2001.

Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск, 2004.

Юрченков В. А. Мордовский народ: вехи истории. Саранск, 2007.

История Мордовии с середины XIX в. до Великой Российской революции. Саранск, 2005.

Абрамов В.К. Мордвины: вчера и сегодня. Саранск, 2002.




1. Начало смутного времени вызвало не только многочисленные политические потрясения, но и ряд крестьянских движений, крупнейшее из которых возглавлял Иван Болотников. Развернулось оно так же и на территории Мордовии. Так, в одном из документов сказано, что Арзамас и Алатырь отложились от царя Василия Шуйского, бунтовали города Темников и Шацк - таким образом, все 4 административных центра оказались в руках восставших. В 1606 году повстанцы осадили Нижний Новгород и только в 1607 году, после разгрома основных сил восставших в подмосковных районах, позвливших перебросить правительственные силы в Поволжье, осада была снята. Однако несмотря на ряд поражений, крестьянское движение продолжалось. В нем участвовали не только русские, но и мордва, чуваши, марийцы, татары и удмурты. Но в сражениях под Нижним Новгородом в 1608 году, под Свияжском и деревней Бурундуково в 1609 восставшие были разбиты, и московское правительство преступило к жестокому и методичному подавлению основных очагов сопротивления в крае.

Пока же шла борьба с крестьянским движением, у российского государства возникли новые, и куда более опасные проблемы. Так, в 1608 началась открытая интервенция Речи Посполитой с целью посадить на русский трон Лжедмитрия II. Основные силы интервентов расположились лагерем в подмосковном селе Тушино, однако их многочисленые отряды захватили и ряд городов верхнего Поволжья: Суздаль, Владимир, Ростов и так далее. Боевые действия длились с переменным успехом, Россия оказалась втянута в войну не только с Польшей, но и со Швецией, потеряла ряд территорий, а в 1610 году царь Василий Шуйский и вовсе был свергнут боярами, которые впустили польского гетмана Жолкевского в Кремль. Началось правление "семибоярщины" под фактическим контролем интервентов.

В ответ на сложившуюся обстановку создается так называемое первое народное ополчение под предводительством Прокопия Ляпунова, в котором участвовала и мордва, и другие народности Поволжья, а всего до 40.000 человек. К сожалению, во время успешной осады Москвы из противоречий между дворянами и казаками, ополчение распалось и поход окончился ничем. Но идея освобождения страны с этим не умерла, и уже в сентябре 1611 года Нижегородский гражданин Миним на земском собрании призвал к всенародной защите родной земли. 1/5 всех доходов выделялась на содержание армии, а воеводой назначен князь Дмитрий Пожарский. В ополчении вновь приняли участие крестьяне Мордовского края и посадские люди Темникова, Арзамаса, Алатыря, всего несколько отрядов. В 1612 году в Свияжске состоялся Совет всей земли, на котром представителем мордовского народа выступил Научеся Суроватов. В августе 1612 года второе ополчение приступило к новой осаде Москвы, которая 22 октября 1612 года увенчалась полным успехом.
2. Территория Мордовии в начале XVII века входила в состав нескольких уездов: Темниковского, Алатырского, частично Кадомского и Шацкого. В середине века выделяются Саранский и Инсарский уезды, а в конце столетия край делился на 7 уездов (включая Арзамасский). В связи с участившимися набегами крымских татар и ногаев, в 30-ые годы начинается новый этап строительство укреплений на юго-восточных грнаицах государства. Усилены гарнизоны Темниково-Алатырско-Тетюшевской черты, начато возведение второй линии от Сурского острога на Атемар, Саранск и Шишкеево. Черта имела протяженность около 100 км. В 1647 году началось строительство Инсарской сторожевой черты. Бурно стало развиваться помещичье землевладение, так как для укрепления центральной власти в Поволжье правительство начало массовую раздачу земли боярам и дворянам. Кроме того, мордовские земли раздавались татарским и мордовским мурзам, городовым дворянам, и казакам. Происходило освоение и новых земель. Основным видом помещечьего хозяйства в Мордовии было поместье, которое дворяне всячески стремились передать в вотчинное владение. Опять же земли традиционно раздавались церкви, в частности Пурдошанскому, Санаксарскому, Новоспасскому и другим монастырям. Так, Пурдошанский монастырь имел 2000 душ крестьян, 1250 десятин пашенной земли, 1765 копен сена. Продолжалось и заселение края русскими. Происходило оно 2 путями. Во-первых, путем крестьянского переселения, когда они бежали от гнета помещиков, а во-вторых, путем переселения помещиком своих крестьян на новое место. Главная единица обложения в середине XVII столетия - двор. Продолжали выплачиваться различные виды податей, как-то: ясак, полоняночные деньги, ямские, посопный хлей, стрелецкий хлеб, и так далее. Наиболее тяжелой была стрелецкая подать, с 30-ые по 40-ые годы она возросла в 7 раз. Была введена и десятинная пашня, которую должны были отрабатывать ясачные крестьяне. Были и и многочисленные повинности: ратные, ямские, строительные, постойные. Широкое распространение получило составление кабальных записей, практиковался систематический сыск беглых крестьян.
3. Основной отраслью хозяйства было земледелие, преобладала трехпольная система. Кое-где еще преобладала переложная система. Основные орудия - соха и борона. Главные зерновые культуры: рожь, просо, горох, полба. Урожаи обычно состовляли сам-2 и сам-3. Продолжало развиваться бортничество. Помещичье хозяйство в основном имело натуральный характер, но все больше и больше товаров начинало производиться для рынка. В XVII веке начинают развиваться поташное и винокуренное производство. Поташ - это твердое белое вещество со щелочными свойствами. Изготавляется из золы, употребляется в мыловарении, красильном, стекольном и других производствах. Первые будные станы пренадлежали боярину Морозову, а в 1681 году на станах купца Семена Сверчкова было произведено 10.000 пудов поташа и 4800 пудов смольчуга. Работали на этом производстве обычно приписные крестьяне, казна и владельцы производства получали огромные доходы. Винокурение в Мордовии было большой частью казенным. Производство только одного Саранского кружечного двора составило 3050 ведер вина, 4196 ведер пива, 2981 ведро кваса. Центрами городской торговли в крае являлись Саранск, Темников, Краснослободск, Троицк и так далее. Среди горожан все более выделялись кузнецы, ювелиры, портные, гончары, извозчики. Основная часть ремесленников работала у себя дома.

Наибольшее развитие среди городов Мордовии получил Саранск, крупным торгово-промышленным центром был Темников. В нем в 1628 году вновь был устроен ям с 10 ямщиками и 30 подводами. На рынке мордва выступала в качестве продавцев хлеба, меда, воска. На саранском рынке хлеб был одной из главных статей торговли. Кроме того, торговали крупным и мелким рогатым скотом.

Основная часть мордвы в XVII веке продолжала оставаться в разряде государственных крестьян. Но постпенно набирает силу процесс ее закрепощения, и к концу столетия большая часть населения севернее линии Темников-Алатырь была уже крепостной. Крепостные крестьяне сохраняли натуральное ведение хозяйство, ясачные же наоборот были втянуты в товарно-денежные отношения. Монастырские крестьяне, принадлежавшие церкви, после Соборного уложения 1649 года стали совершенно бесправными.
4. Крестьянская война под предводительством Степана Разина началась на Дону, и с весны 1670 года приобрела большой размах. Ко времени осады Разиным Симбирска силы восставших составляли 20.000 человек, в составе которых было не мало мордвы. А вскоре после прибытия Разина под Симбирск восстание охватило всю территорию Мордовии. Из мордовских сел наиболее активное учатсие приняли Шугурово, Баево, Ардатово, Ичалки, Чамзинка и так далее. Активными организаторами и предводителями повстанческих отрядов на территории края были Михаил Харитонов, Осипов, Мурзакайкин, Белоус, Алена. Так, отряд Харитонова захватил город Корсунь и насчитывал в своем составе до 5.000 человек. Так же им были взяты Атемар, Инзенский острог (ныне Посоп), Саранск. Такие действия не могли остаться безнаказанными, и царское правительство направило в Поволжье войса под предводителсьством князей Урусова, Барятинского и Долгорукова. Осенью 1670 года правительственные войска нанесли поражение восставшим под селами Путятино, Паново, Юсупово. 22 ноября 1670 года ими был занят город Кадом, 3 декабря - Темников, где была казнена одна из руководителей восставших - старица Алена. Во время подавления восстания многие села были сожжены дотла. Еще раньше, на реке Кондаратке, князь Борятинский разбил многочисленный отряд под предводительством Мурзакайки, и 23 ноября взял Алатырь. Повсеместно проводились жестокие расправы над восставшими, всего по всей Росиии было казнено более 100.000 человек.
  1   2   3   4



Скачать файл (126.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru