Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Рабочая программа дисциплины Корпоративная социальная ответственность - файл 1.doc


Загрузка...
Рабочая программа дисциплины Корпоративная социальная ответственность
скачать (195.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc196kb.24.11.2011 13:01скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«КОРПОРАТИВНО-СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Направление подготовки 080200 «Менеджмент»
Профиль подготовки «Производственный менеджмент»

2011

Составитель (и):


к.э.н., ст. преподаватель кафедры «Стратегического и операционного менеджмента»

./____________/

(подпись)

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года и рассмотрена на заседании кафедры «Стратегического и операционного менеджмента»

«_29_» __________06_________ 20_11_ г. Протокол № _9_
^

Заведующий кафедрой:


./____________

(подпись)
Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии

«_29_» __________06_________ 20_11_ г. Протокол № _1_


^

Председатель учебно-методической комиссии:


К.ф.н., доцент, доцент кафедры «Стратегического и операционного менеджмента»

/____________

(подпись)

Курс: 3

Форма обучения: заочная

Семестр: 5

Трудоемкость: 2 зачетных единицы

Количество аудиторных часов: 8

Из них: лекций – 4

практических занятий – 4

Количество внеаудиторных часов – 64

Форма промежуточной аттестации: контрольная работа, зачет
Дисциплина «Корпоративно-социальная ответственность» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент».
^ Цель дисциплины:

Целью преподавания дисциплины «Корпоративно-социальная ответственность» является овладение современными концепциями управления компанией с позиции социально-ориентированного менеджмента и маркетинга, методами анализа и оценки корпоративной социальной ответственности компании.
^ Задачи курса:

  • усвоение современных теоретических представлений о корпоративной социальной ответственности бизнеса, факторах и условиях, обеспечивающих эффективное формирование и управление корпоративной социальной ответственностью;

  • овладение основами методологии и методики в области корпоративного социального учета, аудита и отчетности;

  • приобретение базовых навыков практической работы в области развития и управления корпоративной социальной ответственностью.



^ Ожидаемые результаты:

Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:

  • владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

  • способностью находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готов нести ответственность за их результаты (ОК-9);

  • знанием и умением использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-10);

  • знанием основ найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала и умеет применять их на практике (ПК-6);

  • способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);

  • умением определять цели, задачи и виды текущей деловой оценки персонала (в том числе аттестации) в соответствии со стратегическими планами организации (ПК-15).


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные точки зрения, виды, категории, эволюцию, концепции и подходы к корпоративной социальной ответственности (далее - КСО);

- концепцию управления КСО с позиции стейкхолдеров, этапы анализа стейкхолдеров, типологии стейкхолдеров;

- инструменты регулирования КСО (международные организации, стандарты, рейтинги и т.п.), роль государства в развитии и поддержании КСО в России;

- основные положения концепции социально-ориентированного управления внутренними стейкхолдерами; типологию основных внутренних стейкхолдеров;

- принципы корпоративного саморегулирования; основные направления и элементы социальной политики;

- основные положения, недостатки, структуру и формы представления кодексов этики и этических программ;

- элементы эффективной системы управления КСО; типы предприятий по специфике и масштабам КСО;

- характер связей между внешними стейкхолдерами, моральными целями и корпоративной социальной ответственностью; типы внешних стейкхолдеров; систему ценностей потребителя;

- экологические корпоративные обязательства, основные экологические проблемы, их причины и законы по защите окружающей среды;

- основные индикаторы результативности КСО; индексы и рейтинги КСО; систему оценки корпоративной социальной ответственности;

- этапы составления корпоративной социальной отчетности, документы, регулирующие отчетность, информационные потребности стейкхолдеров, преимущества составления социальной отчетности;

- основные понятия и принципы стратегии социально ответственного инвестирования; типы стратегий социально ответственного инвестирования;

- виды социальных и экологических инвестиционных индексов;

- основные перспективы развития КСО; направления совершенствования подходов к КСО в России и за рубежом.

уметь:

- анализировать современные представления о КСО, его роль в современном российском бизнесе;

- сформулировать примеры успешных подходов к КСО, в том числе в практике российского бизнеса;

- дифференцировать национальные/региональные особенности КСО;

- анализировать основные субъекты регулирования КСО в России и характер их воздействия на организации различного уровня (международные, региональные, локальные);

- анализировать стейкхолдеров; оценивать риски, вызванные поведением стейкхолдеров;

- структурировать внутреннюю коммуникационную модель компании;

- находить подходы к разрешению конфликтов между внутренними стейкхолдерами;

определять типологию внешних стейкхолдеров;

- критически оценивать пути взаимодействия компании с внешними стейкхолдерами и давать предложения по их совершенствованию;

- проводить интегральную оценку эффективности корпоративной социальной ответственности;

- анализировать корпоративные социальные отчетности российских и зарубежных организаций;

- анализировать и оценивать вложения в социально ответственные инвестиции.
владеть:

- методами анализа общемировых тенденций развития КСО, а также возможностей их применения к условиям российского бизнеса;

- методиками анализа подходов к регулированию КСО, а также степени их воздействия на российские организации;

- базовыми навыками управления КСО;

- методами разработки стратегии и тактики компании в области КСО;

- базовыми навыками разработки социальной политики, Кодекса этики и Социальной программы;

- методологией оценки влияния КСО на репутацию компании;

- базовыми навыками разработки корпоративной социальной отчетности.

^

Принципы отбора содержания и организации учебного материала


Содержание курса распределяется главным образом между лекционной и практической частями на основе принципов дополнительности: практические занятия не дублируют лекции. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическому аспекту проблем оценивания результатов обучения в современной системе образования. На практических занятиях рассматриваются различные аспекты и тенденции развития современной управленческой мысли. В основу отбора содержания и организации учебного материала данной дисциплины положены следующие принципы:

  • принцип научности, требующий отображения современных теоретических достижений науки в теоретической части курса, и использования наукоемких технологий в его практической части;

  • принцип профессиональной ориентированности, предполагающий отбор содержания и выбор стратегий обучения, ориентированных на решение профессиональных задач с использованием методов разбора проблемных ситуаций (кейсов);

  • принцип целостности и междисциплинарности, предполагающий обеспечения единства, преемственности, связи и взаимосвязи дисциплин различных предметных блоков, объединяемых общей идеей профессионально направленной подготовки специалиста;

  • принцип вариативности, допускающий введение в содержание дополнительных учебных элементов и выстраивание единиц содержания в авторской логике;

  • принцип адаптивности, ориентирующий на необходимость адаптации при отборе содержания и организации учебного материала, что выражается в учете готовности субъектов образовательного процесса к восприятию и пониманию материала, а также их потребностей и потребностей общества к подготовке специалиста с требуемыми качествами.

 

Междисциплинарные связи

Дисциплина «Корпоративно-социальная ответственность» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Корпоративно-социальная ответственность» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: психология, философия, основы управления персоналом, а также предполагает междисциплинарные связи с такими дисциплинами, как: организационное поведение, управление социальным развитием персонала, мотивация и стимулирование трудовой деятельности

Дисциплина «Корпоративно-социальная ответственность» является предшествующей для изучения следующих дисциплин: оценка персонала, профессиональная диагностика персонала, кадровый аудит.
Образовательные технологии

В рамках данной учебной дисциплины предусмотрено использование интенсивных обучающих технологий интерактивного характера: аудиовизуальные технологии обучения, дистанционные образовательные технологии, мастер-классы, учебные дискуссии, технологии развития критического мышления, рефлексивные технологии, технологии проектной деятельности, деловые игры. Эти технологии совместно с самостоятельной работой студентов решают задачи формирования и развития умений и навыков студентов, как основы общекультурных и профессиональных компетенций.
Текущая аттестация качества усвоения знаний

В качестве оптимальных видов контроля усвоения содержания по учебной дисциплины могут быть рекомендованы творческая реферативная работа, контрольная работа, сообщения на семинаре, составление коллажей по темам изучаемого курса, написание синквейнов, участие в деловых играх, формирование портфолио как одной из эффективных технологий оценивания и учета учебных достижений по дисциплине
Промежуточная аттестация качества усвоения знаний

Дисциплина завершается зачетом с использованием тестовых заданий, в рамках которого проверяется усвоение фактического и теоретического материала, усвоение базовых понятий и сформированность компетенций:

  • владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

  • способностью находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готов нести ответственность за их результаты (ОК-9);

  • знанием и умением использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-10);

  • знанием основ найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала и умеет применять их на практике (ПК-6);

  • способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);

  • умением определять цели, задачи и виды текущей деловой оценки персонала (в том числе аттестации) в соответствии со стратегическими планами организации (ПК-15).



Тематический план дисциплины






Раздел (модуль) дисциплины

Всего часов (в трудоемкости)

Аудиторные

Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации

Лекции

Семинарские (практические) занятия

1.

Тема 1 Введение. Понятие Корпоративно-социальной ответственности

8

2




6

2.

Тема 2. Развитие зарубежной корпоративной социальной политики

8







8

3.

Тема 3. Развитие корпоративной социальной политики в России

6







6

4.

Тема 4. Теоретические принципы корпоративной социальной политики

10

2




8

5.

Тема 5. Корпоративная социальная политика и менеджмент предприятий

10




2

8

6.

Тема 6. Инструменты и направления корпоративной социальной политики

10




2

8

7.

Тема 7. Макрорегуляторы социального развития предприятий и социальная отчетность

8







8

8.

Тема 8. Внутренний и внешний контекст корпоративной социальной политики

6







6

9.

Тема 9. Оценка корпоративной социальной политики

6







6




ИТОГО:

72

4

4

64



Основное содержание
Лекция 1. Вводная лекция

Понятие социальной политики. Понятие социально-рыночного государства. Социальная ответственность бизнеса – экономические, политические, экологические, социальные аспекты. Бизнес и общество — взаимодействие, этика бизнеса. Этика бизнеса: экономическая, правовая, этическая и добровольная социальные виды ответственности (модель А. Кэррола). Дилемма экономической эффективности и общественного блага в контексте бизнес-развития. Социальная экономика. Современное социальное законодательство. Благотворительность и бизнес. Особенности мотивации российских предприятий. Социальная политика, социальные проекты предприятий. Принципы, приоритеты, нормы, формальные и неформальные правила регулирующие социальную политику предприятий. Миссия корпоративной социальной политики. Роль собственников и топ-менеджеров корпораций в реализации социальной политики. Роль НКО в реализации корпоративной социальной политики. Понятие социального партнерства. Преимущества компаний, проводящих активную социальную политику. Качества корпоративной социальной политики — системность, прозрачность, широта, многообразие. Государство как актор корпоративной социальной политики – создание условий для развития социальной политики предприятий.

Основная литература
1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008
Дополнительная литература

  1. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011

  2. Иванова В. Особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности в зарубежных странах и России http://www.chelt.ru/2009/10-09/list_10-09.html

  3. Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект. М.: КноРус, 2008

  4. Симхович В.А. "Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса" М.: Дикта, 2011

  5. Тульчинский Г.Л Корпоративная социальная ответственность: Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации. СПб.: Справочники Петербурга, 2006

  6. Феоктистова Е. "О корпоративной социальной ответственности в России" Акционерное общество: вопросы корпоративного управления , № 5(72) Май 2010


Лекция 2. Развитие зарубежной корпоративной социальной политики

Европейская промышленная революция и трансформация промышленного производства. Занятость детей, женщин, законы о труде. Британские законы о бедных, деятельность работных домов. Роль протестантизма в формировании социальной ответственности предпринимателей. Филантропия. Кэтбери – квакерское предприятие с высокой социальной ответственностью. Англосаксонская и рейнская модели капитализма. Логика корпоративного управления (модель «группы интересов» и модель «акционеров»). Роль институциального оформления хозяйственного процесса. Отделение дома от работы и собственности от управления. Роль профсоюзного движения в Европе. Социальное страхование. Бисмаркианская модель социальной политики – создание ориентированного на предприятия социального страхования. Государство всеобщего благоденствия (welfare state). Понятия трипартизма, корпоративизма.
Основная литература
1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008
Дополнительная литература

  1. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011

  2. Иванова В. Особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности в зарубежных странах и России http://www.chelt.ru/2009/10-09/list_10-09.html

  3. Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект. М.: КноРус, 2008

  4. Симхович В.А. "Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса" М.: Дикта, 2011

  5. Тульчинский Г.Л Корпоративная социальная ответственность: Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации. СПб.: Справочники Петербурга, 2006

  6. Феоктистова Е. "О корпоративной социальной ответственности в России" Акционерное общество: вопросы корпоративного управления , № 5(72) Май 2010


Лекция 3. Развитие корпоративной социальной политики в России

Трансформация промышленного производства и структуры рабочей силы в 19 веке (отделение дома от фабрики, «годовые», влияние сменного характера работы, фабричные общежития/казармы) (исследование Дементьева). Законодательство Российской империи, регулирующее социальную ответственность предприятий. Особенности социальной инфраструктуры предприятий в конце 19 – начале 20 века. Социальное страхование как основа корпоративной социальной политики. Культура и быт рабочих на предприятиях в 1920-30 гг. Формирование «соцкультбыта». Здравоохранение – от корпоративной к участковой медицине. Патернализм советского типа. Социальная инфраструктура предприятий и социальная ответственность советского типа. Монопромышленные города, рабочие поселки. Трансформация соцкультбыта в постсоветский период – приватизация и муниципализация. Этапы развития в постсоветский период – сокращение социальной инфраструктуры, ее стабилизация и оптимизация.

Основная литература
1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008
Дополнительная литература

  1. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011

  2. Иванова В. Особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности в зарубежных странах и России http://www.chelt.ru/2009/10-09/list_10-09.html

  3. Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект. М.: КноРус, 2008

  4. Симхович В.А. "Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса" М.: Дикта, 2011

  5. Тульчинский Г.Л Корпоративная социальная ответственность: Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации. СПб.: Справочники Петербурга, 2006

  6. Феоктистова Е. "О корпоративной социальной ответственности в России" Акционерное общество: вопросы корпоративного управления , № 5(72) Май 2010



Лекция 4. Теоретические принципы корпоративной социальной политики

Корпоративная социальная ответственность (экономика, экология и социальная политика предприятия). Корпоративное управление. Концепция «корпоративного эгоизма» (М. Фридман), «компания собственников». Концепция корпоративного альтруизма, «компания участников». Концепция «разумного эгоизма». Жизнеспособность организации – концепция тройной нижней грани (Д.Элкингтон). Интересы различных групп интересов (стейкхолдеров) в формулировании приоритетов корпоративной социальной политики. Идеология промышленного патернализма. Гендерный аспект. Глобальное неравенство. Типология режимов социального государства (Г.Эспинг-Андерсен). Этапы развития корпоративной социальной ответственности в ХХ веке (Фредерик и Грюниг): социальная ответственность фирм, корпоративная социальная ответственность, корпоративная социальная способность к реагированию, корпоративной социальной нравственность, социальный разум. Неоклассические, менеджералистские и государственнические интерпретации социальной ответственности. Корпоративное гражданство. Глобальное корпоративное гражданство.
Основная литература
1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008
Дополнительная литература

  1. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011

  2. Иванова В. Особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности в зарубежных странах и России http://www.chelt.ru/2009/10-09/list_10-09.html

  3. Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект. М.: КноРус, 2008

  4. Симхович В.А. "Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса" М.: Дикта, 2011

  5. Тульчинский Г.Л Корпоративная социальная ответственность: Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации. СПб.: Справочники Петербурга, 2006

  6. Феоктистова Е. "О корпоративной социальной ответственности в России" Акционерное общество: вопросы корпоративного управления , № 5(72) Май 2010


Лекция 5. Корпоративная социальная политика и менеджмент предприятий

Социально-ответственное поведение как основа развития современной компании. Человеческий капитал (Г.Беккер), инвестиции в человеческий капитал, человеческие ресурсы. Социальная политика предприятия как инструмент формирование трудовой мотивации и лояльности, повышение привлекательности рабочего места, позитивный имидж предприятия среди работников, позитивная трудовая атмосфера на предприятии. Основная и периферийная рабочая сила — доступ к социальным гарантиям. Социальное доверие (Фукуяма). Социальный капитал. Деловая репутация. Нематериальные активы предприятия. Учет и реализация различных групп интересов в процессе управления (концепция групп интересов П.Дракера). Формирование профессиональных навыков работников компаний и конкурентные преимущества. Постэкономические ценности и деловой успех. Риски игнорирования социальной ответственности. Управленческие цели социальных программ. Понятие социального менеджмента. Корпоративная социальная ответственность как фактор роста стоимости компании. Факторы эффективности социального инвестирования.

Основная литература
1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008
Дополнительная литература

  1. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011

  2. Иванова В. Особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности в зарубежных странах и России http://www.chelt.ru/2009/10-09/list_10-09.html

  3. Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект. М.: КноРус, 2008

  4. Симхович В.А. "Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса" М.: Дикта, 2011

  5. Тульчинский Г.Л Корпоративная социальная ответственность: Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации. СПб.: Справочники Петербурга, 2006

  6. Феоктистова Е. "О корпоративной социальной ответственности в России" Акционерное общество: вопросы корпоративного управления , № 5(72) Май 2010


Лекция 6. Инструменты и направления корпоративной социальной политики

Внешняя и внутренняя социальная политика. Развитие персонала и вклад в «человеческий капитал». Развитие образования, местного сообщества, культуры и экологические программы. Благотворительность и социальные инвестиции. Внутренняя политика. Политика доходов, жилищная политика, социальное обеспечение. Инструменты – уплата налогов, выплата зарплат, социальные пакеты для работников (питание, добровольное страхование, проезд), повышение квалификации, выплаты, премирование. Направления социальной политики – работники с невысокой квалификацией, проблемы со здоровьем, потребность в жилплощади, полноценный отдых, утрата родственника, поддержка бывших работников, местное сообщество, культурные программы. Внешняя среда социальной политики. Объекты – неимущие, незащищенные группы, культура, местное сообщество, экологическая безопасность. Инструменты – социальные конкурсы, корпоративные благотворительные фонды, фонды местного развития (фонды социальных инвестиций), программы, содержание коммунальных и общественных объектов, меценатство. Международные стандарты качества ISO, требования по качеству рабочего места. Типы предприятий по специфике и масштабам социальной политики (крупные-малые, традиционные-новые, промышленные-сервисные), универсальные и специальные социальные гарантии для работников. Институциальные особенности социальной политики предприятий (компенсационный пакет, социальный пакет, модернизированный социальный пакет (с элементами страхования), социальная инфраструктура/соцкультбыт). Формальные и неформальные регуляторы трудовых отношений и социальной политики. Уровень социальной защищенности работника. Влияние государства на объем и направленность социальных инвестиций предприятий.

Основная литература
1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008
Дополнительная литература

  1. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011

  2. Иванова В. Особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности в зарубежных странах и России http://www.chelt.ru/2009/10-09/list_10-09.html

  3. Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект. М.: КноРус, 2008

  4. Симхович В.А. "Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса" М.: Дикта, 2011

  5. Тульчинский Г.Л Корпоративная социальная ответственность: Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации. СПб.: Справочники Петербурга, 2006

  6. Феоктистова Е. "О корпоративной социальной ответственности в России" Акционерное общество: вопросы корпоративного управления , № 5(72) Май 2010


Лекция 7. Макрорегуляторы социального развития предприятий и социальная отчетность

Концепция устойчивого развития. Концепция микрокредитования М.Юнуса. Индексы устойчивого социального развития — «социальные» Доу-Джонс, Никкей. Корпоративная власть и социальная политика в условиях глобализации. Социальная отчетность, социальные балансы и регуляторы — интернет присутствие, социальный кодекс корпорации. Рейтинги деловой репутации. Международные некоммерческие организации (в том числе экологические — МЭНГО: Фонд дикой природы, Гринпис) и их взаимодействие с международными корпорациями в области социальной политики. Добровольная лесная сертификация. Роль Международной организации труда (МОТ) (Базовая конвенция о трудовых стандартах, Декларация о фундаментальных принципах и правах на рабочем месте, Трипартистская декларация принципов относительно мультинациональных предприятий и социальной политики), Европейского союза (Социальная хартия, Green Paper on Promoting a European Framework for Corporate Social Responsibility), Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (Guidelines for Multinational Enterprises), Международной торговой палаты (Business Charter for Sustainable Development, Business in Society; Making a Positive and Responsible Contribution), Лесной попечительский совет. Международные стандарты в области корпоративной социальной политики (AccountAbility 1000, ISO 14000 Management System Standards, Social Accountability 8000, Sunshine Standards for Corporate Reporting to Stakeholders), сертификация по принципам FSC.

Основная литература
1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008
Дополнительная литература

  1. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011

  2. Иванова В. Особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности в зарубежных странах и России http://www.chelt.ru/2009/10-09/list_10-09.html

  3. Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект. М.: КноРус, 2008

  4. Симхович В.А. "Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса" М.: Дикта, 2011

  5. Тульчинский Г.Л Корпоративная социальная ответственность: Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации. СПб.: Справочники Петербурга, 2006

  6. Феоктистова Е. "О корпоративной социальной ответственности в России" Акционерное общество: вопросы корпоративного управления , № 5(72) Май 2010


Лекция 8. Внутренний и внешний контекст корпоративной социальной политики

Роль государства в развитии и поддержании КСО – правовое регулирование, налоговая политика, институциальная политика. Создание эффективной системы социальной ответствнности. Социальная ответственность бизнеса и приоритетные национальные проекты в России. Идеология социально-ответственного предпринимательства. Правовой контекст. Экономический контекст — налоговые регуляторы, роль конвертных зарплат. Региональные органы власти — давление на предпринимателей, партнерство. Мотивация предпринимателей в отношении социальной политики предприятий в России (традиции, модернизационный подход, прагматизм). Социальные установки о роли предпринимателей в общественном развитии. Корпоративизм, трипартизм. Коллективный договор. Деятельность фондов местного развития\сообщества, СМИ, общественные организации, ассоциации менеджеров (Ассоциации Менеджеров по корпоративной ответственности, Ассоциация Менеджеров, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Деловая Россия, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общественная палата Российской Федерации). Связи с общественностью — успехи и провалы. Социально-ответственное поведение и корпоративная культура.

Основная литература
1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008
Дополнительная литература

  1. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011

  2. Иванова В. Особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности в зарубежных странах и России http://www.chelt.ru/2009/10-09/list_10-09.html

  3. Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект. М.: КноРус, 2008

  4. Симхович В.А. "Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса" М.: Дикта, 2011

  5. Тульчинский Г.Л Корпоративная социальная ответственность: Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации. СПб.: Справочники Петербурга, 2006

  6. Феоктистова Е. "О корпоративной социальной ответственности в России" Акционерное общество: вопросы корпоративного управления , № 5(72) Май 2010


Лекция 9. Оценка корпоративной социальной политики

Институты оценки качества и эффективности (отделы социального развития, кадровые службы, финансовые службы, центры социального мониторинга, внешние эксперты). Оценка внешних и внутренних социальных программ. Роль реципиентов социальной политики в оценке. Бизнес-эффективность социальных программ. Социальная программа, социальный проект. Критерии эффективности. Бенчмаркинг в сфере социальной политики. Результаты социальных проектов. Социальное влияние проекта. Типы и формы оценки. Качественные и количественные инструменты оценки. Индикаторы эффективности корпоративной социальной политики. Мониторинг, опросные методы, экспертные оценки, анализ отчетности, этнографии на предприятии. Отчетность по социальным проектам (подразделения, операторы благотворительности, клиенты). Социальный аудит. Оценки рисков, преимуществ и оптимизация социальных проектов. Оценка PR эффектов. Рейтинги деловой репутации. Востребованность оценки.
Основная литература
1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008


Дополнительная литература

  1. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011

  2. Иванова В. Особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности в зарубежных странах и России http://www.chelt.ru/2009/10-09/list_10-09.html

  3. Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект. М.: КноРус, 2008

  4. Симхович В.А. "Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса" М.: Дикта, 2011

  5. Тульчинский Г.Л Корпоративная социальная ответственность: Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации. СПб.: Справочники Петербурга, 2006

  6. Феоктистова Е. "О корпоративной социальной ответственности в России" Акционерное общество: вопросы корпоративного управления , № 5(72) Май 2010


Основные понятия (тезаурус)
Группы интересов (стейкхолдеры)

Индекс устойчивого социального развития

Корпоративный эгоизм

Общественное благо

Социальная защищенность

Социальная ответственность

Социальная политика

Социально-ответственное поведение

Социально-рыночное государство

Социальные инвестиции

Социальный аудит

Социальный менеджмент

Социальный проект
Организация самостоятельной работы студентов.

Данный вид работы предполагает:

  • рассмотрение на семинарских занятиях актуальных вопросов, связанных организацией труда, что предусматривает внеаудиторную работу студентов с периодическими изданиями по обсуждаемой теме;

  • выполнение в течение семестра разбора проблемных ситуаций (кейсов) основанных на реальных событиях в российских предприятиях, характеризующих уровень развития управленческой мысли в нашей стране.



Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
Основная литература
1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008
Дополнительная литература

  1. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011

  2. Иванова В. Особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности в зарубежных странах и России http://www.chelt.ru/2009/10-09/list_10-09.html

  3. Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект. М.: КноРус, 2008

  4. Симхович В.А. "Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса" М.: Дикта, 2011

  5. Тульчинский Г.Л Корпоративная социальная ответственность: Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации. СПб.: Справочники Петербурга, 2006

  6. Феоктистова Е. "О корпоративной социальной ответственности в России" Акционерное общество: вопросы корпоративного управления , № 5(72) Май 2010



Интернет ресурсы
http://www.hse.ru/org/hse/ksp/lect Учебный курс "Корпоративная социальная политика"


Скачать файл (195.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru