Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Эвристика как основа решения - файл 1.docx


Контрольная работа - Эвристика как основа решения
скачать (77.9 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx78kb.24.11.2011 13:08скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ВАРИАНТ 5. Эвристика как основа решения.

1. Творческое мышление (эвристика) как основа разработки и обоснования управленческого решения и условие обеспечения его качества:

Понятие творческого (латерального, «бокового») мышления и основные сферы его применения при решении управленческих задач;

Lateral (англ.) — боковой, поперечный, направленный в сторону.

Латеральное мышление (lateral thinking) — из области творческого, это метод нестандартного подхода и решения задач. Сам термин (описывающий принцип целой научной концепции) предложил в конце 1960-х гг. Эдвард де Боно, ныне один из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности, «гуру менеджмента».

Латеральное мышление ищет решение трудных проблем с помощью необычных методов, которые игнорируются обычным логическим мышлением. Сравнивая латеральное мышление с традиционным логическим, мы видим, что в противовес ему, латеральное мышление не предполагает обязательного пошагового движения мысли, при котором ошибка в исходной позиции или любом одном действии неминуемо приведет к неправильному выводу. Латеральное мышление позволяет делать «скачки» в любом направлении и допускает ошибку как промежуточный шаг. Почему? Оно избавляет от стереотипов и создает новые модели — оригинальные, творческие, поскольку привлекает интуицию. Он парадоксален, но эффективен. В то же время, этот подход не отменяет логику. Логическое мышление, по Э.де Боно – вертикальное, латеральное – боковое, оба достойны внимания и применения. Второе находит идею, первое – развивает ее. Автор метода сравнивает латеральное мышление с задним ходом автомобиля, искусство владения которым может помочь выбраться из тупика, хоть использовать только его – невозможно, да и не нужно.

Цель нешаблонного мышления (латерального) — выработка новых идей. Разработка управленческих решений для нетиповых, обычно творческих, задач — довольно трудное занятие. В управленческой практике таких задач довольно много. Это обусловлено переменами, которые сопровождают производственную деятельность. Обычно такие задачи решаются постепенно путем обсуждения, концентрации идей, развития новых подходов и стимулирования мышления. Не случайно, собрания, заседания, летучки, планерки и другие формы обсуждения новых проблем и разработки решений прочно вошли в практику работы руководителей и специалистов. Подготовленные собрания основаны на различных методах, в том числе, на эвристических. Эвристика состоит в последовательном выделении целей и ситуации, а также уменьшении их различий.

Основные условия эффективного использования данного метода:

• необходимость принятия новых и ответственных решений, определяющих развитие крупных компании или судьбу ее персонала;

• большой объем информации, трудности ее обработки;

• наличие организационной культуры обсуждения ответственных заданий.



Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией, как участников такого обсуждения, так и его организатора.

Применение нешаблонного мышления не ограничивается, однако, производством новых товаров, а распространяется на все сферы человеческой деятельности, для которых новый взгляд на вещи может оказаться весьма полезным. Новые идеи предполагают не только расход денежных средств, но и их экономию. Более эффективный способ производства товаров, использование отходов производства, усовершенствованные конструкции машин, упрощение их изготовления и повышение их износоустойчивости, способы снижения себестоимости товара без ухудшения его качества и функции — вот примерный перечень факторов, способствующих экономии средств, с помощью новых идей.

Нешаблонное мышление связано также с вопросами организации управления производством, методами руководства, стоимостным анализом и исследованием операций. Каждая из перечисленных сфер деятельности имеет свои четко определенные технические приемы и свой опыт их практического применения, однако всем им в равной мере присущи как основные принципы эффективного анализа, так и новые идеи. Усовершенствование порой не может быть определено с точки зрения стоимости и эффективности. Эффективный анализ и испытанная технология могут привести к значительным достижениям, а новая идея может способствовать их дальнейшему росту. Пределов эффективности новой идеи практически, не существует; она может сэкономить от нескольких долларов до миллионов.

*** Понятие незапрограммированного решения и его специфические характеристики;

Незапрограммированное решение - выбор, который приходится делать в новой или неопределенной ситуации, или в ситуации с неизвестными факторами воздействия.

В управленческой деятельности далеко не все решения принимаются по заранее подготовленным методикам или правилам. Особенно это характерно для новых или уникальных проблемных ситуаций, в которых руководители организаций вынуждены принимать незапрограммированные решения. В этих случаях обычно отсутствует конкретная последовательность необходимых действий для решения проблемы. Поэтому руководитель должен разрабатывать новую процедуру принятия решения. Поскольку множество проблем, когда требуется принять решение, чрезвычайно велико и разнообразно, то практически сложно разработать модель или методику, которая бы одинаково хорошо «работала» даже в схожих ситуациях, ибо каждая из них уникальна по-своему. Поэтому решения, принимаемые в организациях, в основном являются незапрограммированными.

Незапрограммированные решения имеют следующие характеристики:
- они новые, слабо определены и нет устоявшегося метода их решения;
- нет достаточной информации о проблеме;
- нет четких критериев эффективности решения;
- альтернативы решений не ясны;
- существует неопределенность относительно того, будет ли выдержан предложенный путь действий;
- обычно возможно разработать несколько вариантов действий

Незапрограммированные решения играют большую роль при разработке и реализации стратегии. Например, такие решения, как реорганизация подразделений организации или системы премирования, носят незапрограммированный характер.

*** Понятие психологической инерции, и ее отрицательные эффекты в процессах принятия управленческих решений

Психологическая инерция (ПИ) - привычка к стандартным реакциям в стандартных ситуациях. Психологическая инерция помогает человеку выполнять привычные действия, не задумываясь.

Психологическая инерция — попытка решения новой задачи традиционными методами или им подобными. Она выражается в стремлении идти по проторенной дорожке, действовать привычным образом.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. Отрицательный эффекты психологической инерции заключаются в том, что:

привычка решать задачи определенным, ранее опробованным путем, затрудняет поиск решения, а нередко и вообще не дает возможности его найти.

при принятии решений, идя по проторенной дороге, можно упустить более выгодные альтернативы решения.

Для того, чтобы преодолеть косность мышления используют различные методы и приемы психологической активации творческого мышления.

2. Методы и приемы психологической активации творческого мышления: перечислить основные методы и приемы, дать их краткую характеристику;

Методы психологической активизации — технология усиления креативных и эвристических способностей человека. Методы случайного или интуитивного поиска. В современном виде формировались в 20

–50-х годах ХХ в. Применяются при решении творческих задач в любых областях человеческой деятельности.  Методы психологической активизации творческого мышления направлены на ослабление, а зачастую и устранение психологической инерции мышления, препятствующей всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы подготавливают психику человека к моменту «озарения», устанавливают связь между сознанием и подсознанием, естественно, с подключением интуиции.

Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных креативных задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны. Для решения подобных задач необходимо применение методов направленного поиска.

Вектор психологической инерции мышления.

^ Мозговой штурм.


Наиболее известным методом психологической активизации мышления является "мозговой штурм", предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах. "Мозговой штурм" является коллективным методом поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и "генераторов"", а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Кроме этого "мозговой штурм" предусматривает выполнение ряда правил:
1. Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.
2. Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.
3. Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.
4. Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.
Главная цель - получить как можно больше идей.
Обязательными условиями проведения "мозгового штурма" является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе.

^ Обратная мозговая атака.

Одной из разновидностей "мозгового штурма" является "Обратная мозговая атака". Здесь процесс поиска решений разделен на три этапа. На первом этапе выявляются все возможные недостатки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи. Вторым и третьем этапом являются этапы обычного "мозгового штурма". Таким образом, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число идей по его совершенствованию.
^ Корабельный совет


Еще одним коллективным методом психологической активизации мышления является "Корабельный совет". В этом методе так же, как при "мозговом штурме", преследуется цель максимально использовать опыт, знания и фантазию участников совещания. Однако правила проведения этого совещания несколько отличаются от правил, характерных для "мозгового штурма".

1. Высказываться по проблеме должны все.
2. Порядок и очередность выступлений устанавливает капитан - от юнги к капитану, от младшего к старшему.
3. Вопросы задает только капитан. Участники совещания могут критиковать и защищать идеи только по команде капитана.
4. Все участники совещания должны критиковать, а затем и защищать идеи отобранные капитаном, в том числе и свои собственные.
5.Итоги работы подводит капитан.
Таким образом, основная суть этого метода заключается в строгом выполнении заранее установленных правил совещания. Успех работы совещания главным образом зависит от умения руководителя создать спокойную деловую и творческую обстановку, стимулирующую участников на активный поиск решения проблемы.
Такой вид творческого совещания как "Корабельный совет" обычно используется в коллективе, не обладающем опытом и навыками проведения "мозгового штурма". Тем не менее, этот метод оказывается достаточно эффективным при решении проблем в условиях дефицита времени и информации.


Оператор РВС


Существуют методы психологической активизации творческого мышления, которые можно использовать как при коллективном, так и при индивидуальном поиске новых идей.
К таким методам относится, например, "Оператор РВС (Размер, Время, Стоимость)". Суть метода заключается в мысленном изменении условий решаемой задачи. Предлагается рассмотреть задачу при мысленном изменении от нуля до бесконечности сначала размера совершенствуемого объекта, а затем временных и стоимостных факторов. В результате существенным образом изменяются представления о решаемой задаче и могут появиться совершенно неожиданные идеи, навеянные новым взглядом на проблему.

^ Метод маленьких человечков


Этот метод широко применяется в ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).
Техника применения метода сводится к следующим операциям:
- Необходимо выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи и представить эту часть в виде маленьких человечков.
- Разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи.
Полученную модель надо рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

*** Дать более подробное описание одного из методов по следующей схеме: назначение (цель) метода – порядок организации проведения – сильные и слабые стороны данного метода.

^ Метод "Приемы аналогий"

Аналогия (греч. analogia - соответствие) - сходство объектов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах.

Назначение метода. Поиск решений в различных областях человеческой деятельности. Областью систематического применения аналогии является теория подобия, широко используемая в моделировании. Использование аналогий - один из самых универсальных эвристических приемов, мобилизующих интеллектуальные ресурсы для поиска новых идей и решения творческих задач.

^ Цель метода.Максимально растормозить мышление, уменьшить влияние психологической инерции, найти оригинальное решение задачи.

Суть метода. Аналогии не дают ответа на вопрос о правильности предположения, но наводят на мысль о том или ином положении. Аналогии в определенной мере делают незнакомое знакомым, позволяя благодаря увиденному сходству решить проблему известным способом, и знакомое незнакомым, давая возможность взглянуть на проблему с неожиданной стороны, что может натолкнуть на новое оригинальное решение. На основе выявлений аналогии с техническими объектами в другой области, с биологическими объектами, с объектами и явлениями неживой природы с помощью группы эвристических приемов осуществляется поиск новых идей и решений. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение могут вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятия и "включить" богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи.

^ План действий. Среди различных приемов аналогий выделяют четыре фундаментальных типа: прямую, субъективную, символическую и фантастическую аналогии, которые охватывают мысли и опыт людей. Каждому типу присущи свои правила поиска аналогии. Более очевидным это становится, если ввести следующую классификацию аналогий: прямые - реальные, фантастические - нереальные, субъективные - телесные, символические - абстрактные.

^ Достоинства метода. Аналогии играют важную роль при выдвижении гипотез как средство уяснения проблемы и направления ее решения.

Недостатки метода. Негативное влияние эмпатии на нервную систему.

Список использованной литературы:

1. Журнал «Методы менеджмента качества». Рубрика: Методы поиска новых идей и решений. 29.01.2009 Автор: Кузьмин А.М.

2. Эдвард де Боно - « Использование латерального мышления» изд. Попурри 2005г -384 с.

3. http://galactic.org.ua




Скачать файл (77.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru