Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовая работа - Место информатики в процессах управления - файл Информ-3.doc


Курсовая работа - Место информатики в процессах управления
скачать (863.5 kb.)

Доступные файлы (1):

Информ-3.doc1287kb.11.11.2009 10:40скачать

содержание
Загрузка...

Информ-3.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Оглавление


Введение 3

1. Теоретическая часть. Место информатики в процессах управления 4

1.1. Место информатики 4

1.2. Информационное обеспечение системы поддержки принятия управленческих решений 12

1.3. Принципы подходов к проектированию 20

Заключение 25

2. Практическая часть 27

2.1. Общая характеристика задачи 27

2.2. Описание алгоритма решения задачи 28

38

40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41



Введение
Информатика - синтетическая наука и охватывает своими методами, моделями, алгоритмами, технологиями, инвариантами многие дисциплины. В силу этого, невозможно выразить одним понятийным аппаратом, формальными определениями предмет всей информатики, ее проблемы. При решении региональных проблем важен подход к проблемам информатизации с общих системно-методологических позиций экономики, экологии, права, социально-гуманитарных и образовательных позиций, позиций гармонизации, гуманизации и гуманитаризации общества; технократический подход при рассмотрении важных проблем информатизации часто малоэффективен, а зачастую и вреден, так как часто представляет собой “навешивание компьютеров” на старые информационные системы и методы актуализации информации, не изменяя структур, не развивая их. В силу этого, при рассмотрении проблем информатизации и информатики необходимы анализ и актуализация следующих важных определений информатики.

Информатика - наука, изучающая информационные, информационно-логические аспекты системного анализа и системные аспекты информационных процессов, информационно-динамические инварианты этих процессов. Это определение можно считать системным определением информатики. Оно важно для системного подхода к проблемам информатизации.

Целью курсовой работы является изучение места информатики в процессах управления и практическое решение задачи в MS Excel.

Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:

1. Выявить место информатики в управлении;

2.Рассмотреть информационное обеспечение системы поддержки принятия управленческих решений;

3. Изучить принципы подходов к проектированию;

4. Изучить общую характеристику практической задачи;

5. Привести описание алгоритма решения задачи.
^ 1. Теоретическая часть. Место информатики в процессах управления

1.1. Место информатики

Информатизация региона состоит в информатизации, в частности, следующих основных систем региона.

1. Банковских систем, основные задачи: развитие банковских расчетов и межбанковских обменов, в том числе и зарубежных, компьютерных безналичных расчетов на основе кредитных карточек; компьютеризация и использование типовых компьютерных сетей и систем для банковского учета и контроля; разработка и использование экономико - математических моделей различных банковских ситуаций; разработка и использование АРМ - автоматизированных рабочих мест (банковского работника) и др.

2. Систем рыночной экономики, основные задачи: обеспечение занятости населения с помощью банков данных; разработка и использование экономико-математических моделей и расчетов для оперативного и долгосрочного прогноза экономических ситуаций; внутрихозяйственные экономические расчеты; разработка и использование АРМ работника рыночной экономики и др.

3. Систем социального обеспечения, основные задачи: развитие и совершенствование пенсионных расчетов и их автоматизация; компьютерная, информационная поддержка инвалидов, престарелых, пенсионеров; автоматизация учета и планирования социальной помощи; разработка и использование экономико-математических моделей динамики социальных ситуаций в обществе; разработка и использование АРМ социального работника и др.

4. Систем налоговой службы, основные задачи: технологическое обеспечение и компьютерная поддержка деятельности налоговых служб; автоматизация налогообложения (ведение баз данных по налогооблагаемым лицам, налоговому законодательству, действиям налоговой службы и др.); разработка и использование экономико-математических моделей динамики налогособираемости и ставок налогообложения; разработка и использование АРМ работника налоговой службы и др.

5. Систем промышленности, основные задачи: организация маркетинга, использование гибких автоматизированных линий и производств (ГАП), различного типа робототехнических систем; автоматизированное проектирование производимых продуктов и автоматизированное производство; компьютерные контроль, наладка и учет промышленных изделий; разработка и использование экономико-математических моделей промышленных систем и ситуаций; разработка и использование систем автоматизированного проектирования - САПР и АРМ и др.

6. Систем транспорта и связи, основные задачи: разработка и внедрение типовых автоматизированных систем продажи билетов; автоматизация контроля и планирования транспортных перевозок; использование компьютерных систем разработки и внедрения новых транспортных средств и услуг; автоматизация и компьютеризация сетей связи, включая спутниковую связь; разработка и использование экономико-математических моделей транспортных потоков и связи; выбор оптимального маршрута движения транспорта, трафика сетей связи; разработка и использование АРМ работника транспорта (связи) и др.

7. Систем топливно - энергетического комплекса, основные задачи: организация маркетинга, автоматизация разведки, добычи и переработки нефти, газа или угля; учет и контроль состояния энергоресурсов; разработка экономико-математических моделей оптимального объема добычи и использования энергоресурсов; разработка и использование АРМ работника комплекса и др.

8. Информатизация строительного комплекса, основные задачи: информационное обеспечение инвестиционных потоков (стыковка финансовых потоков, их согласование, исключение противоречий, в частности, исключение дублирования); создание и ведение баз данных архитектурных конструкций, примитивов, строительных норм и правил, норм расценок, картографических и геологических данных; разработка и использование экономико-математических моделей (методов) для решения задач строительства; инженерно-технические расчеты материалов и конструкций; учет, контроль, управление, оптимизация парка строительных машин, механизмов и их простоя; расчет надежности, долговечности строительных конструкций и др.

9. Систем правительственных услуг и права, основные задачи: автоматизация подготовки, передачи, контроля исполнения документов для различного типа и ранга структур (региональных, муниципальных и др.); повышение оперативности и обеспечение аналитическими данными для принятия решений на всех уровнях правительственной власти; автоматизация обработки и предоставления правовых услуг; разработка и использование экономико-правовых математических моделей принятия решений; разработка консультирующих правовых компьютерных систем; разработка моделей прогноза динамики правонарушений и их предупреждения в зависимости от различных социальных и других факторов; разработка и использование АРМ работника правительственной службы (права) и др.

10. Систем здравоохранения и медицины, основные задачи: компьютерное и оперативное ведение историй болезней; компьютеризация постановки диагноза болезни с использованием соответствующих интеллектуальных систем; компьютерная томография; медико-математическое моделирование и прогнозирование; послеоперационное наблюдение за различными физиологическими и психологическими характеристиками состояния больного с помощью компьютерных систем; разработка и использование АРМ терапевта, хирурга, другого медицинского работника и др.

11. Систем экологии, основные задачи: осуществление контроля и управления экологическими системами; прогноз состояния окружающей среды на основе эколого-математических моделей прогноза экологических ситуаций, например, моделирования и управления основными экологическими факторами рационального природопользования; моделирование и прогнозирование различных экологических катастроф, прогноз загрязнения водного и воздушного бассейна; разработка и использование АРМ эколога и др.

12. Систем сельского хозяйства, основные задачи: создание условий для программирования урожайности сельхозкультур и продукции животноводства; управление агротехническими мероприятиями; оптимизация обеспечения минеральными удобрениями и водой; автоматизация различных мелиоративных и животноводческих систем; разработка и использование экономико - математических моделей в сельском хозяйстве; автоматизация учета и хранения сельхозпродукции; разработка АРМ работника сельского хозяйства и др.

13. Систем образования и образовательных услуг, основные задачи: развитие алгоритмического стиля и культуры мышления; выработка умений и навыков описания систем, объектов в целом и связей между ними; выработка умений и навыков планирования ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; автоформализация профессиональных знаний; профессиональная подготовка и переподготовка кадрового состава предприятий и организаций; телекоммуникационные средства обучения; воспитание в личности терпения, аккуратности, порядка в логике мышления и в работе; усиление междисциплинарных связей; использование средств мультимедиа; разработка и использование обучающих систем и сред и др.

14. Систем безопасности, основные задачи: обеспечение безопасности различного уровня и назначения - от безопасности учреждений до государственной, национальной безопасности, безопасности информационного поля региона, безопасности национальных языков и традиций, менталитета, средств массовой информации и рекламы; моделирование и прогнозирование опасности; разработка технических средств и систем обеспечения безопасности; разработка АРМ работника безопасности и др.

15. Информатизация делопроизводства, основные задачи: автоматизированное создание, оформление, прием, передача, подписание, согласование, утверждение, регистрация, хранение, контроль исполнения различных документов и др.

Можно говорить и корпоративной информатизации (информатизации в рамках корпорации).

В процессе информатизации региона (корпорации) необходимо:

а) создать математическую и элементную (техническую) базу разработки и внедрения новых перспективных средств вычислительной техники и передачи данных;

б) создать качественную и гибкую индустрию информационных потоков, технологий, произвести реинжиниринг информационных систем; в частности, развивать и использовать основные новые информационные технологии:

математическое и компьютерное моделирование;

базы данных и базы знаний;

экспертные системы;

планирование, управление с помощью электронных таблиц, органайзеров;

электронная почта и телекоммуникационные средства доступа;

интеллектуальные системы проектирования и управления производством;

компьютеризированные и виртуальные офисы и корпорации;

интегрированные пакеты прикладных программ;

технологии и системы мультимедиа;

гипертекстовые и гипермедийные технологии и WWW - системы, среды;

эвристические процедуры и технологии;

технологии сжатия информации;

технологии визуализации;

технологии виртуализации;

когнитивные, нейроматематические, нейроинформационные технологии;

объектно- и средо-ориентированные технологии;

корпоративные и CASE - технологии;

нечеткие среды и технологии;

технологии информационного инжиниринга и реинжиниринга и др.

в) подготовить системы информатизации и совершенствования управления, особенно, компьютеризованного, на основе новых информационных технологий причём в обществе важно избавиться от технократического понимания информатизации и выработать научно обоснованное понимание информатизации и её роли в системном развитии общества и обеспечения человеческой жизнедеятельности и жизнеспособности, выживании (не только в биологическом смысле, но и в экономическом, экологическом, гуманитарном и т.д. смыслах);

г) обеспечить информационную безопасность социально-гуманитарной инфраструктуры;

д) воспитать системно, информационно и компьютерно грамотных людей (развить соответствующую инфраструктуру для этого).

Основные системные социально-экономические проявления информатизации:

высокая информационная и социально-экономическая культура членов и систем, её государственное воспитание и поддержание;

социально-экономическая структуризация и индустриализация информационного обслуживания (включая и решение проблем человека в информационных средах);

превращение информационно, экономически дружественной и безопасной системы, объекта в товар с его классическими атрибутами (цена, стоимость, спрос, предложение, денежный эквивалент, издержки, реклама и т.д.), развитие и виртуализация рынка таких товаров;

потенциально свободный доступ каждого к интеллектуальному богатству общества, всего мирового сообщества (например, через сети Интернет), консолидация общества вокруг идеи информационного роста и построения информационного общества в регионе;

превращение знаний и профессионализма в непосредственный атрибут товарно-денежных отношений, капитализация информационных ресурсов и отношений, знаний, умений и навыков;

превращение труда в большей частью умственный и интеллектуальный труд, высвобождение большего времени для духовного развития или саморазвития человека, высокий уровень информационного сервиса быта и социально-экономических условий труда;

обеспечение информационной защиты и безопасности общества и членов общества (особенно от вредного влияния негативных средств массовой информации, например, рекламы), стабильности и устойчивости существования этого общества;

высокий уровень принятия решений на основе экономических баз данных, знаний, экспертных систем и других новых технологий и компьютерных систем (уровень позволяющий устранять негативные экономические и социальные факторы);

использование как классических представлений математических моделей социально-экономических систем, так и неклассических, позволяющих, например, учитывать пространственную структуру системы (клеточные автоматы и фракталы), структуру и иерархию в системе (графы и структуры данных), опыт и интуицию (эвристические и экспертные процедуры), а также различные операции моделирования (агрегирование, декомпозиция, линеаризация и др.); применение этих операции по отношению к системам (моделям) должно происходить по функциональным критериям, например, по управлению траекторией системы, управление системой же должно быть конечной целью моделирования, причем по своему характеру оно отличается от управления техническими системами, например, - тем, что при моделировании необходимо динамически переупорядочивать связи в системе (необходима самоорганизация);

учёт системной, структурной активности и сложности: динамической, вычислительной и структурной, а также внутрисистемной способности социально-экономических систем к саморегулированию, к противостоянию, возмущениям среды, ибо в процессе коэволюции эти системы претерпевают (в соответствии с принципами синергетики) изменения, которые позволяют системе максимизировать контакт с внешней средой в целях поиска более эффективных обратных связей;

учёт того, что методы и технологии информатики становится мощным, а часто и единственным средством установления причинно-следственных связей в системе, определения, описания, изучения систем.

Важное методологическое значение при решении проблем информатизации имеют некоторые сформулированные в синергетике (школой Пригожина и др.) ключевые законы, среди которых (и применительно к социально-экономическим проблемам информатики) укажем основные:

Для любой открытой системы информатизации характерна эволюция, необратимость, историчность и логичность процессов развития.

Для любой такой системы возможно определяющее влияние малых (в пространстве, во времени, по структурированности, информативности) событий и процессов на эволюцию системы.

Для сложных систем характерна множественность путей развития, что не только не исключает, но и предполагает возможности и альтернативность, многовариантность выбора оптимальных из них.

Сложным системам нельзя навязывать пути их развития, а необходимо понять и стимулировать их собственные тенденции развития, т.е. траектория развития системы должна быть близкой к траектории самоуправляемой, саморазвивающейся системы.

Для сложных саморазвивающихся систем при выборе пути в точках ветвления (бифуркации) траектории развития системы проявляется некая предопределенность, детерминированность хаоса. При этом любые социально-экономические процессы - стохастические и протекают в условиях той или иной степени неопределенности.

Будущее состояние системы как бы организует, формирует, изменяет наличное ее состояние. Причем в точках бифуркации зависимость настоящего, а следовательно, и будущего от прошлого практически исчезает и порождает принципиальную непредсказуемость эволюции, а следовательно, и необратимость времени.

По мере усложнения организации систем происходит одновременное ускорение процессов развития и понижение уровня их стабильности, а неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического саморазвития, происходящего путём уничтожения нежизнеспособных форм; устойчивость и неустойчивость, оформление структур и их разрушение сменяют друг друга. Порядок и хаос возникают и существуют одновременно: один включает в себя другой и вместе работают на одно целое, на возникновение и развитие новой структуры.

В неустойчивой социально-экономической среде микропроцессы (вплоть до действий отдельного человека) могут влиять на макропроцессы в этой среде.

Чем больше, интенсивнее используются информационные системы и технологии, то тем больше и интенсивнее они развиваются. Информационные ресурсы могут достигать уровня саморазвития и самосовершенствования. Развитие системы (борьба организации и дезорганизации в системе) связано с накоплением и усложнением информации, её организацией и самоорганизацией. Чем сложнее система, тем более разнообразные и более сложные внутренние (внутрисистемные) информационные процессы приходится актуализировать для того, чтобы система функционировала, развивалась как система. Высшая форма развития системы - развитие, обеспечивающее режим коэволюции системы, человека (общества) и биосферы (природы).

Системно мыслящий и действующий человек, как правило, умеет прогнозировать и считается с результатами своей деятельности, соизмеряет свои желания (цели) и свои возможности (ресурсы) учитывает интересы окружающей среды, развивает интеллект, вырабатывает верное мировоззрение и правильное поведение в различных средах, включая человеческие. Отсутствие базы для системного, синергетического анализа и целеполагания, планирования ресурсов для достижения поставленной цели, построения алгоритмов их достижения, отсутствия знаний, навыков соединять кванты знаний и умений - основные причины интеллектуального бездействия людей.
1.2. Информационное обеспечение системы поддержки принятия управленческих решений
Информационное обеспечение системы поддержки принятия управленческих решений включает в себя сбор и передачу следующей системы информации: финансовой, маркетинговой, внутренней (рис.1).



Рис.1. Структура управления информационной поддержки принятия управленческих решений

Построение информационной системы в наибольшей степени есть функция маркетинга. При отсутствии структурного оформления последней данная функция в тресте выполняется руководством предприятия. Так, обязанности по определению объема, качества и периодичности сбора информации, контроль за использованием информации возлагаются на высшее руководство предприятия.

Для оптимизации деятельности нефтегазостроительные организации должны выполняться следующие принципы маркетинговой системы информации:

- оптимальность построения информационных потоков;

- соответствие объема, качества и периодичности сбора информации стратегиям предприятия;

- распределение функций по обслуживанию информационных потоков в подразделениях;

- удобство предоставления информации.

Информационные потоки по всем системам информации (рис.2) характеризуются преимущественно вертикальным и частично адресным (горизонтальным) распределением информации по мере ее поступления. Преимущества данной информационной системы заключаются в более полном использовании информации и в сокращении сроков принятия решений.



Рис.2. Структура информационных потоков в строительной организации

В качестве недостатков применения данной системы распределения информации можно отметить следующее: сосредоточение большого объема информации на высшем уровне руководства (что действительно имеет место в тресте); менеджеры самостоятельно решают, кому и какая информация может потребоваться; адекватная реакция на информацию не стимулируется, т. е. как для менеджера, входящего в состав аппарата управления треста, передача информации заинтересованной службе соответствующего подразделения является факультативной нагрузкой, так и для заинтересованной службы не обязателен ответ менеджеру; накопление информации при этом не происходит.

Анализ существующих в региональных нефтегазостроительных организациях средств информационного обеспечения проводился по следующим направлениям:

- задачам, направлениям, в которых они используются;

- частоте их использования;

- видам информационных систем управления (приложение – анкета)

Использование компьютерной техники необходимо для решения ряда задач:



Рис.3. Использование компьютерной техники для решения задач

Экономические задачи (плановые, учетные, управленческие и т. д.) нуждаются в информации о развитии потребностей экономики, о состоянии объектов управления. Эта информация позволяет проанализировать деятельность объекта за прошедший период, сделать обобщающие выводы и дать прогноз будущей деятельности объекта управления.

На рисунке 4 отражена периодичность использования компьютерной техники руководителями и специалистами.



Рис.4. Периодичность использования компьютерной и другой техники руководителями и специалистами

Предложения по совершенствованию действующей информационной системы таковы:

- более эффективно организованно использовать существующие современные средства связи и оргтехники

- наращивать мощности и возможности электронно-вычислительной техники;

- обеспечить систему управления более совершенным оборудованием;

- ограничить объемы передаваемой информации до объемов, необходимых для выполнения определенных задач;

- разрабатывать эффективные способы защиты информации и ее хранения;

- сокращать число форм документов;

- ускорять сбор и обработку информации.

Характерный для современного этапа развития региональной экономики рост объемов управленческой информации чрезвычайно остро ставит проблему информационной перегрузки управленческого персонала на предприятиях. Проведенное исследование дает основание сделать вывод, что избыточность информации есть следствие не только объективных закономерностей, обусловленных развитием техники и технологии производства, но и результат недостаточного внимания к принципам и методам обработки и выдачи информации.

Анализ информационного обеспечения принятия управленческих решений позволил сделать следующие выводы о наличии положительных и отрицательных тенденций.

Положительные тенденции:

1. Оптимальность построения информационных потоков с подразделениями организаций.

2. Распределение функций по обслуживанию информационных потоков в подразделениях.

3. Удобство передачи и предоставления информации на еженедельных планерках.

4. Применение горизонтальной информационной системы позволяет более полно использовать информацию и сокращать сроки принятия решений.

Отрицательные тенденции:

1. Неэффективное функционирование информационных систем и их недостаточный динамизм по сравнению с изменяющимися условиями производства, что ведет к резкому увеличению вертикальных информационных потоков, форм отчетности и информационной перегрузке верхних уровней управления.

2. Отсутствие четких критериев, позволяющих однозначно указать уровневую принадлежность информации.

3. Отсутствие документов, регламентирующих обязанности и ответственность каждого управленческого уровня в части приема, обработки и передачи информации.

4. Отсутствие четкого хранения архивных данных.

5. Слабая подготовка должностных лиц всех уровней в вопросах обработки информации.

6. Спонтанная передача информации через один или несколько уровней.

7. Процессы фиксирования, обработки и передачи потоков информации происходят частично без использования электронно-вычислительной техники (ЭВТ).

8. Чаще всего ЭВТ выполняет функции оперативного планирования и укрупненного учета плановых показателей.

9. Большая часть информации не накапливается (при отсутствии информационного центра), а передается в процессе контактов, и, поэтому стратегический банк данных находится не в памяти компьютера, а в сознании менеджера.

Для руководителей и специалистов, занятых в области управления, важнейшей задачей в настоящее время является выработка и проведение в жизнь стратегии использования возможностей современных средств информационного обеспечения во всех сферах управления.

Для достижения поставленной цели в рамках исследования была  разработана модель резервов повышения эффективности использования информационного обеспечения системы стратегического управления, включающая пять основных блоков (рис.5). Она иллюстрирует схему многоуровневого и многофункционального подхода к управлению информационными ресурсами строительной организации.

Модель иллюстрирует относительно самостоятельный, обособленный элемент каждого блока с характерным для него комплексом мероприятий, которые изложены ниже в виде рекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения системы стратегического управления.



Рис.5. Модель резервов повышения эффективности использования информационного обеспечения системы стратегического управления

Следует отметить, что при применении информационного обеспечения ведущая роль в выборе решений остается за руководителем, а техника и программное обеспечение являются лишь средством для обработки информации.

Строительная организация, которая хочет повысить эффективность своей управленческой деятельности посредством применения технических средств, должна четко выявить виды деятельности в каждом отделе и определить пути рационализации информационных потоков. С другой стороны, цены на современные технические средства довольно высоки, что делает необходимым расчет их окупаемости. По мнению западных специалистов, приобретение оборудования целесообразно, если 50% его стоимости окупится не более, чем через 3 года.

Параметрический ряд деловых автоматизированных рабочих мест (АРМ) позволяет создать единую техническую, организационную и методологическую базу компьютеризации управления. Первоначально информационная технология локализуется в пределах персонального или группового АРМ, а в последующем (при объединении АРМ средствами коммуникации) создаются АРМ сектора, отдела, учреждения и формируется коллективная технология. Тем самым достигается гибкость всей структуры и возможность наращивания информационной мощности.

АРМ должен быть укомплектован необходимыми программно-инструментальными средствами: операционные системы (ОС) ЭВМ; трансляторы (интерпретаторы) с различных алгоязыков и языков пользователей; средства проектирования и обработки данных (экранные редакторы текстовой, графической информации, системы управления базами данных (СУБД), табличные процессоры, генераторы выходных форм); собственно пользовательские программы (обрабатывающие, обучающие, СУБД знаний и др.).

Системы обработки данных (СОД) на базе концепции автоматизированного рабочего места получили широкое развитие. АРМ - автоматизированное рабочее место системы управления, оборудованное средствами, обеспечивающими участие человека в реализации автоматизированных функций системы управления (АСУ).

Обобщенная схема автоматизированного рабочего места (АРМ) управленческого персонала представлена на рисунке 6.



Рис.6. Схема автоматизированного рабочего места управленческого персонала

Одним из таких автоматизированных рабочих мест является система автоматизированной обработки информации (САОИ). Система автоматизированной обработки информации представляет собой человеко-машинную систему, обеспечивающую автоматизированный сбор и обработку информации с использованием ПЭВМ, оргтехники и современных средств связи в процессе решения основных задач управления организацией.

К разработке информационного обеспечения системы стратегического управления необходимо предъявлять ряд организационно-методологических требований: рациональная интеграция обработки информации, необходимость минимального дублирования информации в информационной базе, сокращение числа форм документов, необходимая избыточность информационного обеспечения, позволяющая пользователям различного уровня получать информацию с различной степенью детализации.

Любая система автоматизированной обработки информации должна отвечать ряду принципов, определяющих идеологию и порядок ее создания, а также направления эффективного использования.
  1   2



Скачать файл (863.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru