Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Внимание - файл 1.doc


Внимание
скачать (302.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc303kb.24.11.2011 13:27скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Введение………………………………………………………………………


5

1 Психология внимания……………………………………………………...

7

1.1 Понятие, физиология, процесс внимания……………………………...

7

1.2 Основные виды внимания……………………………………………….

11

1.3 Основные свойства внимания…………………………………………...

15

2 Внимание в учебном процессе…………………………………………….

18

2.1 Развитие внимания……………………………………………………….

18

2.2 Внимание учащихся. Эмоциональная разрядка как средство повышения внимания………………………………………………………...

20

2.3 Нарушения внимания…………………………………………………….

23

3 Эмпирическое исследование внимания…………………………………..

27

Заключение……………………………………………………………………

33

Список использованных источников………………………………………..

34
Содержание
Приложения

Введение
Внимание занимает особое место среди психичес­ких явлений. Выступая неотъемлемой стороной процессов по­знания, чувственной и волевой сфер, внимание не сводится ни к одной из них.

Несмотря на привычность употребления понятия «внимание» и одинаковость понимания этого феноме­на в житейском плане, его научное толкование весьма разнообразно, а порой и противоречиво.

Внимание — это динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточение на нем с целью эффективно­го осуществления деятельности или общения. Оно проявляется в избирательном отражении объектов в соответствии с потребностями и задачами субъекта. При этом внимание само не выступает как про­цесс, не имеет своего собственного содержания.

Однако понимание внимания как сознательного, максимально сокращенного психического контроля снимает его эфемерность, делает его «ощутимым», тем самым позволяет изучать и управлять им.

Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе – восприятия.

Знание видов и свойств внимания важно для фор­мирования хорошего внимания, как условия оптимиза­ции познавательных процессов и деятельности.

Повышение интенсивности учебного процесса в общеобразовательных учреждениях привело к тому, что обеспечение высокой трудоспособности учащихся, концентрации их внимания стало одной из насущных задач, стоящих перед педагогами, валеологами и врачами. Обучение, сопровождаемое частой рассеянностью, низкой концентрацией внимания и плохой сосредоточенностью на объекте изучения, является непродуктивным. В связи с тем, что в настоящее время с данной проблемой педагоги встречаются достаточно часто, можно сделать вывод о том, что тема данной работы актуальна.

Объектом исследования является процесс внимания, а также изучение различной зависимости внимания и активности учащихся

Предметом исследования данной работы являются понятие внимания, его виды; а также различные приемы, используемые на уроках с целью улучшения внимания и повышения учебной активности учащихся

Цель данной работы: изучить свойства, характеристики внимания и роль внимания в деятельности педагога

В ходе реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить методическую и психологическую литературу по рассматриваемой теме

2. Раскрыть понятие «внимания», определить его виды

3. Определить роль внимания в учебном процессе

4. Изучить проблемы и нарушения внимания


1 Психология внимания
1.1 Понятие, физиология, процесс внимания

Внимание – это динамическая сторона сознания, харак­теризующая степень его направленности на объект и сосредоточение на нем с целью эффективного осуще­ствления деятельности или общения. Внимание прояв­ляется в избирательном отражении объектов в соот­ветствии с потребностями и задачами субъекта. Все процессы познания направлены на тот или иной объект, который в них отражается. Выбор этого объекта, фиксацию на нем в течение какого-то времени, работу с этим объектом обеспечивает внимание. При этом вни­мание само не выступает как процесс, не имеет своего собственного содержания.

Не имея своего особого содержания, внимание проявляет­ся в процессе осуществления восприятия, при запоми­нании, в ходе мышления и рассуждений. Оно – сторо­на всех познавательных процессов, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Внимание можно определить как готовность со стороны организма к восприятию окружающих его стимулов. Исторически сложилось так, что понятие «внимание» заняло центральное место в области психологии. В конце XIX – начале XX вв. представители функционалистских и структуралистских школ психологии считали внимание центральной проблемой, хотя и подчеркивали разные его аспекты. Функционалисты ставили в центр избирательный характер внимания как активной функции организма, основанной на его мотивационном состоянии. Таким образом, признавая, что внимание иногда может быть пассивным и рефлекторным, они сосредоточивались на его произвольных аспектах и на том обстоятельстве, что именно внимание определяет содержание получаемого организмом опыта. Структуралисты, напротив, рассматривали внимание, как состояние сознания, которое заключается в повышенной концентрации и имеет следствием ясность впечатлений. Тем самым они сделали выбор в пользу изучения условий, приводящих к максимальной выделенности объекта сознания или ясности восприятия.

Некоторые психологи и психоаналитики были склонны вообще игнорировать внимание при построении своих теорий, в лучшем случае отводя ему малозначительную роль.

Современная психология определяет внимание как процесс и состояние настройки субъекта на восприя­тие приоритетной информации и выполнение постав­ленных задач.

Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется, прежде всего, ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.

Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. На уроке ученики сосредоточенно пишут сочинение. Но вот дверь в классе слегка приоткрылась, и, несмотря на поглощенность работой, все школьники посмотрели на дверь.

Однако внимание не может быть объяснено лишь одним ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмы внимания более сложны. Например, необходимы определенные механизмы, способные выделить какой-либо новый раздражитель из других постоянно действующих в данный момент. В психологической литературе обычно рассматривают две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражителей: периферические и центральные.

К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука, и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха.

По мнению Д. Е. Бродбента, внимание – это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии. В дальнейшем было установлено, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Нейсер назвал эти механизмы предвниманием, связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, слежения за внезапными изменениями во внешнем поле).

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних воздействий, что связано с силой вызванного ими нервного возбуждения. В свою очередь, сила нервного возбуждения зависит от силы внешнего раздражения. Более сильное возбуждение подавляет возникающее одновременно с ним слабое возбуждение и определяет течение психической деятельности в соответствующем направлении. Однако возможно слияние двух или нескольких одновременно воздействующих раздражителей, усиливающих друг друга. Этот вид взаимодействия раздражителей также является одной из основ выделения внешних воздействий и течения процессов в определенном направлении.

Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И. П. Павловым, в определенной степени объясняет динамику физиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, характеризуется оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Согласно принципу доминанты, выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания.

Следует отметить, что основой возникновения господствующего очага возбуждения является не только сила воздействующего на человека раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными внешними связями.

Однако ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не раскрывают до конца механизмы внимания, особенно произвольного. В отличие от животных люди целенаправленно управляют своим вниманием. Именно постановка в уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Поэтому развитие современной науки привело к появлению целого ряда концепций, пытающихся объяснить физиологические механизмы внимания. Современные исследователи большое внимание уделяют поиску механизмов внимания, исследуя нейрофизиологические процессы. Например, установлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях мозга. Эту активность связывают с работой особого типа нейронов, располагающихся в лобных долях. Первый тип нейронов — «детекторы новизны» активизируются при действии новых стимулов и снижают активность по мере привыкания к ним. В отличие от них нейроны «ожидания» возбуждаются только при встрече организма с объектом, способным удовлетворить актуальную потребность. По сути дела, в этих клетках закодирована информация о различных свойствах предметов и, в зависимости от возникающих потребностей, внимание сосредоточивается на той или иной их стороне.

Таким образом, внимание обусловлено активностью целой системы иерархически связанных между собой мозговых структур.
^ 1.2 Основные виды внимания

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Наиболее употребительно различие внимания по основанию участия воли.

Когда дея­тельность захватывает нас, и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроиз­вольный характер. Когда же мы знаем, что нам надо выполнить определенную ра­боту, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направ­ленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер. Поэтому по своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Возникновение непроизвольного внимания связано с целым комплексом причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на следующие четыре категории.

Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего, силу, или интенсивность, раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах невольно привлекает внимание. При этом наиболее значимую роль играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Например, если человек чем-то увлечен, то не замечает слабых раздражителей. Это объясняется тем, что их интенсивность недостаточно велика по сравнению с интенсивностью раздражителей, составляющих предмет или условия его деятельности. В то же время в других условиях, например ночью, он может очень чутко реагировать на всевозможные шорохи, скрипы и др. Немаловажное значение имеет контраст между раздражителями, а также длительность раздражителя и его величина и форма. К этой же группе причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом вод новизной понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действия, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве. Таким образом, к первой группе причин относятся характеристики воздействующего на человека раздражителя.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Со стороны физиологии действие этих причин находит свое объяснение в предложенном А. А. Ухтомским принципе доминанты.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. То, что человека интересует больше всего и что составляет сферу его интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает на себя внимание, даже если он столкнулся с этим случайно. Следовательно, общая направленность личности и наличие предшествующего опыта непосредственно сказываются на возникновении непроизвольного внимания.

В качестве четвертой самостоятельной группы причин, вызывающих непроизвольное внимание, следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Такое внимание по праву может быть названо преимущественно эмоциональным.

В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам не интересно, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Можно предположить, что произвольное внимание возникло у человека в процессе сознательной деятельности.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Как было показано Л.С. Выготским, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми взрослым и ребенком. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, — в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

Несмотря на свое качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, интересами, прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности.

Существует еще один вид внимания. Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Очевидно и то громадное значение, которое имеет послепроизвольное внимание для педагогического процесса. Конечно, педагог может и должен способствовать приложению учащимися волевых усилий, но этот процесс утомителен. Поэтому хороший педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя попусту свои силы, т.е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходил в непосредственный интерес.
^ 1.3 Основные свойства внимания

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секундам, доходя максимум до 12 секунд. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Иной характер носят колебания нашего внимания при наблюдении более сложных фигур, — в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура.

Исследователи внимания считают, что традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью.

В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, и мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Другими словами, для поддержания внимания к какому-либо предмету необходимо, чтобы восприятие предмета развивалось и обнаруживало перед нами новое содержание.

Следующее свойство внимания — концентрация. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одно временно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Многие авторы считают, что распределение внимания является обратной стороной его другого свойства — переключения. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Следующее свойство внимания его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Следует отметить, что понятие объема внимания очень близко к понятию объема восприятия. Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов может быть намного больше, если эти элементы объединены в осмысленное целое. Объем внимания является изменчивой величиной зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учащихся.
Выводы

Данная глава носила теоретический характер, в ней было раскрыто понятие «внимание», были определены основные характеристики его видов и свойств. В ходе работы было выяснено, что послепроизвольное внимание имеет большое значение для педагогического процесса. Также было установлено, что характеристики свойств внимания необходимо учитывать в педагогической практике.

Исходя из всего вышесказанного в данной части, можно сделать вывод о том, внимание и его исследование являются очень важным аспектом.
2 Внимание в учебном процессе
^ 2.1 Развитие внимания

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и т. п.

Начиная с третьего месяца, ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т. е. наиболее близкими к нему. В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито.

Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого – началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н. Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.

Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.

Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, –­ он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.

Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок пр­­иучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Однако следует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические изменения, наблюдаемые в возрасте 13–15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания. Это явление обусловлено не только физиологическими изменениями организма ребенка, но и значительным возрастанием потока воспринимаемой информация и впечатлений школьника.

Л.С. Выготский пытался в рамках своей культурно-исторической концепции проследить закономерности возрастного развития внимания. Он писал, что с первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают его внимание. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в виде стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием. А это начинает происходить в процессе овладения ребенком речью.

В процессе активного овладения речью ребенок начинает управлять и первичными процессами собственного внимания. Причем первоначально в отношении других людей, ориентируя их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем и в отношении себя.

Таким образом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый – этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй – этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.
^ 2.2 Внимание учащихся. Эмоциональная разрядка как средство повышения внимания

Повышение интенсивности учебного процесса в общеобразовательных учреждениях привело к тому, что обеспечение высокой трудоспособности учащихся и сохранение их здоровья стало одной из насущных задач, стоящих перед педагогами, валеологами и врачами. Следовательно, учебный процесс необходимо организовать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной и физической (для младшей школы) разгрузки. Атмосфера положительных эмоций и переживаний, радости и доброжелательности, сопереживания успеху имеет большое значение при изучении любого предмета, так как она придает эмоциональную окраску учению, переключает учащегося с его повседневных забот, снимает напряжение, усталость, повышает внимание, стимулирует познавательную деятельность учащегося.

Характер внимания зависит от направленности и интересов личности школьника. Внимание младшего школьника носит избирательный характер, т.е. направляется на то, что особенно для него значимо. Для учеников младших классов обычно значимо то, на что их внимание обращает учитель. Удерживать внимание на одном объекте бывает непросто.

Внимание учащихся начальных классов в связи с их значительной эмоциональной возбудимостью легко отвлекается и с трудом направляется на то, что им кажется скучным. Поэтому второстепенные детали замечаются ими иногда легче, чем основное.

Вместе с тем есть и какие-то неинтересные моменты, которые надо преодолеть, чтобы достичь результата. Так формируется произвольное внимание, которое требует известных усилий воли. Постоянная тренировка произвольного внимания приводит к овладению им в достаточной мере. Ученики начинают еще лучше понимать, как и почему важно не отвлекаться во время занятий, почему важно уметь быть внимательным.

На протяжении младшего школьного возраста регулирующие влияния высших корковых центров постепенно совершенствуются. В результате этого происходят и существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

В педагогическом процессе необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного. Для возбуждения в поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности.

Эмоциональная разрядка не только может способствовать отдыху, но и активизировать умственную деятельность на уроках либо снять гиперактивность учащихся, связанную с усталостью. По принципу воздействия на физическое, либо психологическое состояние человека, эмоциональные разрядки, которые учитель может использовать на своих уроках, можно условно разделить на 2 вида.

  1. Физические эмоциональные разрядки;

  • Дыхательные упражнения;

  • Зрительные упражнения;

  • Релаксация;

  • Физкультминутки;

2 Психические эмоциональные разрядки:

  • Стихи, рифмовки и поговорки;

  • Песни;

  • Игровые моменты;

  • Новизна и нетрадиционность материала;

  • Юмор.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Сложность заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать.

Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями, в частности свойствами высшей нервной деятельности. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы (сила – слабость, инертность – подвижность) могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах.
^ 2.3 Нарушения внимания

Нарушения внимания – это патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности. Характеризуются неадекватными изменениями направленности, избирательности деятельности и координации отдельных действий. Могут проявляться в сужении объема (одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов) внимания, в его неустойчивости (отвлекаемость на побочные раздражители). При поражении лобных долей мозга и связанных с ними неспецифических структур нарушения внимания могут быть модально–неспецифическими и проявляться во многих видах деятельности, при восприятии любой модальности. При поражении определенной анализаторной системы нарушения внимания могут быть модально–специфическими и проявляться в работе только одной модальностью. В частности, при поражении затылочной области коры возникают нарушения зрительного внимания, при поражении височной коры – слухового.

Отвлекаемость (отвлечение) внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. Как было сказано, в ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебных занятий школьников как в классе, так и дома должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие его от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду, чувство оскорбленного достоинства и пр. Воспитание у школьников стойкого и глубокого интереса к знаниям также является важным условием борьбы с отвлекаемостью внимания.

Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать более слабый очаг, соответствующий объекту внимания; по закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. В случаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, она объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления нервных клеток скучной монотонной работой.

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете. Мнимая рассеянность - результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рассеянности является мощный очаг оптимального возбуждения в коре, вызывающего торможение в окружающих его участках по закону отрицательной индукции. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры, находящихся в состоянии торможения.

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко иррадиирует, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

Причины подлинно рассеянного внимания разнообразны. Их знание необходимо учителю, чтобы не укреплять рассеянность некоторых детей, а бороться с ней. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний.

Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, – один из источников рассеянности внимания учащихся.
Выводы

Данная глава была нацелена на определение роли внимания в учебном процессе. Было установлено, что без внимания невозможно успешное, продуктивное учение, а также познавательная деятельность. В связи с этим, педагогу необходимо знать и использовать различные методы повышения внимания учащихся.

Также была установлено влияние развития внимания ребенка на его учебную деятельность. На это также должно быть обращено внимание педагога.


^ 3 Эмпирическое исследование внимания
Определив значимость внимания в деятельности человека, и в частности в учебном процессе, представляется целесообразным познакомиться и проанализировать особенности и закономерности свойств внимания. С этой целью было проведено исследование закономерностей распределения внимания и избирательности внимания учащихся средних школ города Ярославля.

Краткая характеристика испытуемых

Первый испытуемый: девушка 15 лет, учащаяся девятого класса;

Второй испытуемый: девушка 12 лет, учащаяся шестого класса.

Задание №1. Исследование закономерностей распределения внимания.

Цель работы: исследовать особенности деятельности в ситуации, требующей распределения внимания.

Оборудование: секундомер, серия примеров по сложению и вычитанию.

Выполнение работы: в первой серии опытов испытуемому следовало устно решить десять примеров на сложение и вычитание. Регистрировалось время решения примеров и число ошибок. Во второй серии испытуемый должен был выполнять два вида деятельности одновременно: решать примеры того же типа, как в первой серии, и слушать текст, который следовало воспроизвести как можно точнее. Учитывалось время и правильность решения примеров, остановки, точность воспроизведения текста.

Текст

Одно из основных направлений исследова­ния внимания заключается в выявлении механиз­мов, с помощью которых мы направляем вни­мание на интересующие нас предметы. Таким простейшим механизмом является физическая переориентация наших сенсорных датчиков в сторону этих объектов. В случае зрения это означает перевести взгляд, чтобы интересую­щий предмет попал на наиболее чувствительный участок сетчатки. Однако, как показывают ис­следования зрительного внимания, построен­ные на наблюдении за глазами испытуемого, глаза не стоят на месте, а ведут сканирование.

Как и при чтении, это сканирование не явля­ется плавным непрерывным движением, а состоит из последовательных фиксаций. Об этом свидетельствуют сделанные с помощью каме­ры записи движения глаз испытуемых. Установ­лено, что движения глаз при сканировании кар­тинки обеспечивают попадание различных ее частей в зону самого высокого разрешения, что позволяет рассмотреть детали. Точки, на кото­рых фиксируется взгляд, не случайны. Это наи­более информативные места изображения, места, где находятся важнейшие признаки. Например, при сканировании лица на фотографии множество точек фиксации приходится на участки, где расположены глаза, нос и рот.

В слуховом восприятии ближайшим анало­гом движений глаз являются движения головой, при которых уши ориентируются по отношению к источнику звука. Во многих же ситуациях этот механизм внимания имеет ограниченное приме­нение. Возьмем, например, вечеринку, на ко­торой собралось много людей. Мы слышим множество голосов, и их источники недостаточ­но удалены, чтобы переориентация ушей позво­лила избирательно отслеживать какой-нибудь один разговор. Но можно избирательно вос­принимать сообщение, ориентируясь на направ­ление источника звука, движения губ говорящего и особенности его голоса (высота, темп и ин­тонация). Даже при отсутствии любого из этих признаков можно, хотя и с трудом, выбрать для отслеживания одно из двух сообщений, взяв за основу его смысл.
Задание №2. Исследование избирательности внимания

Цель работы: исследовать особенности избирательности внимания.

Оборудование: секундомер, тестовая таблица.

Во втором задании испытуемому предлагался бланк, на котором напечатаны буквы. Необходимо было внимательно просматривать буквы и, обнаружив слова, подчеркнуть их. Например: п ю к л б ю с радость у ф р н к п. Работу следовало выполнить как можно быстрее.

Текстовый материал

БСОЛНЦЕТРОШЦРАЙОНЗГЦНОВОСТЬХЬЭГЧПФАКТКЕКЭКЗАМЕНТРГОЧЯГШГЦПРОКУРОРГЦРЕСАБЕСТЕОРИЯЕНТЕДЖЗБЬАМХОККЕЙЫАПРЦТРОНЦЫФЩУЙГЗХТЕЛЕВИЗОРБОЛЖШЗХЮЭЛГШЬБПАМЯТЬШОГИДРШХЭВОСПРИЯТИЕУКЕНДШИЗХЬВАФЫАПРОЛДБЛЮБОВЬПАВНЕКЦЬПИАСЛАСПЕКТАКЛЬЯЧСИМТЬБАЮЖЮЕРАДОСТЬВУФЦНЭВЫФЭЮМНАРОДДШЛДЖЬХЭГНЕОКУЫФЙШРЕПОРТАЖЗЖДОРЛАФЫВЮМЯДЬКОНКУРСЗЖЙФЯЧЫЦУВСКАЛИЧНОСТЬЭХЖЭЬСЮДШНГЛОДПРДОРППЛАВАНИЕДТЛЭЗБЬТРЛШРЖНПРКЫВКОМЕДИЯЯШЛДКЦУЙЛОБДОТЧАЯНИЕГНЦЙНЛШДЖЭХТЬФТАСЕНЛАБОРАТОРИЯГШДШНРПРЛШГЛОСНОВАНИЕЗШРЭ
Показателями уровня выраженности избирательности внимания являются: время выполнения задания, количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тексте 24 слова.

Протокол исследования

Этап 1



п/п

Примеры

Решения

1-ый 2-ой

испыт. испыт.

Время решения примеров,сек

1-ый 2-ой

испыт. испыт.

1.

147+(57-26)=178

+ +

13 7

2.

7.38+4.49=11.87

+ +

22 17

3.

854 – 38=816

+ +

12 7

4.

27.3-47.8=-20.5

– +

48 21

5.

14.25+9=23.25

– +

11 9

6.

-85.7-98.1=-183.8

+ +

43 30

7.

0.234 – 77=-76.766

– +

17 64

8.

457+71.9=528.9

+ +

17 13

9.

0.27 – 46=-45.73

+ –

10 9

10.

75+1=76

+ +

2 6


Этап 2



п\п

Примеры

Решения

1-ый 2-ой

испыт. испыт.

Время решения примеров,сек

1-ый 2-ой

испыт. испыт.

1.

83 -(15+8)=60

+ +

13 15

2.

1/8-0.125=0

+ +

72 4

3.

67 + 84.5=151.5

+ +

15 21

4.

0.946 – 1=-0.054

+ –

11 13

5.

3.14 + ½=3.64

+ +

17 8

6.

-56 + 65=9

+ +

6 13

7.

-0.002 - 0.9=-0.902

– +

8 14

8.

7 + 6=13

+ +

4 5

9.

85 + (-58)=27

+ +

19 15

10.

36-0.1=35.9

– +

5 7


Задание №2

Первый испытуемый

Время нахождения слов

Время нахождения слов

Время нахождения слов

Солнце 4

Трон 16

Репортаж 8

Район –

Телевизор 4

Конкурс 5

Новость 6

Память –

Личность 3

Факт 2

Восприятие 16

Плавание 9

Экзамен 2

Любовь 7

Комедия 6

Прокурор 2

Спектакль 8

Отчаяние 5

Теория –

Радость 4

Лаборатория 7

Хоккей –

Народ –

Основание 10


Второй испытуемый

Время нахождения слов

Время нахождения слов

Время нахождения слов

Солнце 3

Трон 2

Репортаж 8

Район –

Телевизор 4

Конкурс 7

Новость 2

Память 4

Личность 3

Факт 2

Восприятие 5

Плавание 6

Экзамен 2

Любовь 11

Комедия 5

Прокурор 4

Спектакль 5

Отчаяние 7

Теория 5

Радость 8

Лаборатория 8

Хоккей 5

Народ 9

Основание 7


Анализ полученных результатов

На первом этапе первого задания второй испытуемый быстрее и правильнее решал примеры. Он совершил одну ошибку, в то время как первый испытуемый сделал 3 ошибки. На втором этапе задания оба испытуемых улучшили свои показатели и по времени и по правильности решения. Это говорит о том, что они «втянулись» в работу, не отвлекались на прослушивание текста. О последнем свидетельствует также то, что уровень воспроизведения текста у обоих испытуемых достаточно низкий. Сказано лишь пару предложений, особенности, дополнения отсутствуют. При этом названные предложения по времени совпадают с ошибками и остановками. Из всего этого можно сделать вывод, что уровень распределения внимания у обоих испытуемых достаточно низкий, они с трудом могут выполнять два действия одновременно. Но преимущество этого в том, что испытуемые могут работать в таких «стрессовых» ситуациях, не отвлекаясь на побочный вид деятельности.
Динамика работы испытуемых на первом этапе первого задания


Динамика работы испытуемых на втором этапе первого задания



Во втором задании у обоих испытуемых показатели достаточно высокие. Т. е. уровень выраженности избирательности у обоих высокий. Первый испытуемый правильно нашел 19 слов, 5 пропущено за общее время 124 сек. Второй - правильно 23 слова, 1 пропущено за общее время 122 сек. Это говорит о том, что у второго испытуемого уровень избирательности выше, чем у первого. Это может позволить ему более успешно выполнить деятельность в сложных условиях, в больших информационных потоках.

Динамика работы испытуемых во втором задании



Заключение
В результате выполнения курсовой работы по теме: «Внимание» можно сделать вывод, что внимание является очень важным психическим явлением. Изучение внимания возможно и необходимо. В ходе работы была достигнута основная цель работы: были определены виды и свойства внимания, т.к. знание их важно для формирования хорошего внимания, как условия оптимиза­ции познавательных процессов и деятельности. Были решены следующие задачи: изучена методическая и психологическая литература по теме, раскрыто понятие «внимание», определена его значимость в учебном процессе.

Результаты данной работы могут быть использованы в различных сферах (педагогами в учебном процессе). Данные знания необходимы каждому человеку, т.к. без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа.

Список использованных источников


  1. Аллахвердов В.М., Богданова С.И. и др. Психология: Учебник. Отв. ред. Крылов А.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 752 с.

  2. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. 3-е изд., испр. Изд-во МПСИ 2002 – 376с.

  3. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М.: Academia, 1999 – 574с.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

  5. Першина Л.А. Общая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект, 2004 – 436 с.

  6. Психология внимания Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Изд-во Омега-Л 2005 – 858с.

  7. Психология высших когнитивных процессов Под ред. Ушаковой Т.Н., Чуприковой Н.И. Изд. Институт психологии РАН 2004 – 304с.

  8. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990 – 837с.



Скачать файл (302.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru