Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Исследование социально-психологического климата в коллективе - файл 1.doc


Загрузка...
Исследование социально-психологического климата в коллективе
скачать (131 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc131kb.24.11.2011 17:11скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Центральный союз Потребительских обществ РФ

Кировский Кооперативный техникум

(филиал)

Курсовая работа по предмету

«Управленческая психология»

Исследование социально-психологического климата в коллективе

Выполнила

студентка 3-его курса

Белецкая Юлия Сергеевна

______________________

Руководитель

О.Н. Стародумова

______________________

Киров 2006

Содержание


Введение

1. Социально психологические характеристики коллектива и климат в коллективе

1.1. Социально-психологические характеристики коллектива

1.2. Понятие социально-психологического климата

1.3. Факторы, влияющие на социально-психологический климат в коллективе

2. Исследование коллектива на примере группы 3М

2.1. Исследование социально-психологического климата в группе

2.2. Изучение сплоченности группы

Заключение

Список используемых источников

Приложения


3

5
5

6

8
13

13

16

20

22


Введение

Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах – дома, на работе, в учебном заведении, в гостях, на занятиях спортивной секции, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона или в салоне автобуса и т.д. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними – помогают друг другу или, наоборот, конкурируют. Порой люди в группе переживают одни и те же психические состояния, и это определенным образом влияет на их деятельность. Особенно большую роль это играет в организации, где от деятельности каждого работника зависит успешность предприятия в целом. Поэтому хороший руководитель должен понимать, как это важно – уметь проанализировать социально-психологическую обстановку в коллективе, его климат, а также должен вовремя повлиять на коллектив, устранить все негативные факторы, создать работникам благоприятные условия для деятельности. Именно в этом случае предприятие способно добиться наивысших показателей, получить наибольшую прибыль (что, собственно, и является основной целью его существования). Исходя из этого, я считаю, что выбранная мною тема курсовой работы является актуальной.

Целью своей работы я ставлю:

- систематизацию, закрепление, расширение теоретических знаний и практических навыков по теме «Социально-психологический климат в коллективе»;

-развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой проведения исследования социально-психологического климата в коллективе.

В процессе работы я должна произвести анализ психологической литературы по данной теме, попробую самостоятельно изучить и выявить социально-психологический климат при помощи подобранного методического аппарата по теме исследования в определенном коллективе. В качестве изучаемого коллектива я выбрала свою группу (3М).
1. Социально-психологические характеристики коллектива и психологический климат в коллективе

1.1.Социально-психологические характеристики коллектива

Коллектив как целостное развивающееся социальное образование обладает рядом характеристик, каждая из которых отражает определенную сторону развития отношений в нем, а их комплексный анализ позволяет руководителю судить об уровне развития коллектива в целом. К числу таких характеристик относят следующие: совместимость, сплоченность, сработанность, направленность, самоорганизованность.

Совместимость – это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимальную удовлетворенность партнеров друг другом при достаточно высоких энергетических затратах и значительной взаимной идентификации. Под идентификацией понимается процесс, в ходе которого индивид сознательно или бессознательно отождествляет себя с другим человеком, действуя так, как если бы он был тем лицом, с которым он себя идентифицирует. Различают психофизиологическую и социально-психологическую совместимость коллектива. Психофизиологическая обусловлена такими особенностями личности, как тип темперамента, различная выносливость членов группы. Социально-психологическая совместимость коллектива зависит от особенностей характера, доминирующих чувств, интересов, склонностей общающихся личностей.

Сплоченность – это характеристика единства, взаимосвязанности индивидов в группе. Сплоченность может быть:

1. позитивная – коллектив принимает и воспринимает лучшие качества своих членов; люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу; возникающие проблемы решают по-деловому творчески;

2. негативная – большая часть энергии коллектива тратится на скандалы, конфликты.

Сплоченность коллектива понимается как характеристика идейно-политического, нравственного, эмоционального и волевого единства его членов.

Совершенно очевидно, что сплоченность представляет собой признак коллектива только в сочетании с направленностью на достижение социально-значимых целей. Поэтому следующей важнейшей характеристикой коллектива является направленность. Она проявляется не только в целях, выбранных коллективом, но и в подчинении этим целям взаимоотношений в коллективе, в доминировании коллективистических взаимоотношений в деловой и личной сферах общения.

Сработанность – это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимальную успешность (в совместной работе) при минимальных энергетических затратах (на деятельность и взаимодействие) на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной работой и высокого взаимопонимания. Сработанность – это результат взаимодействия конкретных людей в конкретной деятельности.

Самоорганизованность – это способность коллектива к самостоятельному принятию и реализации оптимальных решений, направленных на достижение коллективных целей и защиту интересов коллектива. Этот показатель характеризует развитие самоуправления в коллективе. Важнейшим условием для развития этого качества коллектива является опыт самостоятельного распределения обязанностей между членами коллектива, определения путей и средств достижения целей, взаимного контроля исполнения.

^ 1.2. Понятие социально-психологического климата

Для того чтобы самым общим образом охарактеризовать условия деятельности той или иной группы, ее внутреннюю обстановку, в последнее время часто используются понятия «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «эмоциональный климат» и т.п. В большинстве случаев эти понятия определяются в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариативности в некоторых определениях. Только в отечественной литературе насчитывается несколько десятков определений социально-психологического климата и различных исследовательских подходов.[1]

Социально-психологический климат – это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях.[4]

Под социально-психологическим климатом понимаются устойчивые настроения и суждения, отражающие социальные условия жизнедеятельности коллектива.[2]

Морально-психологический климат коллектива – это устойчивая система внутренних связей, которая проявляется в эмоциональном настроении коллектива, его общественном мнении, результатах деятельности.[5]

Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального – установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы.[6]

Психологический климат в коллективе рассматривается обычно как атмосфера, которая создается в коллективе, или как настрой.

Хороший психологический климат характеризуется отношениями взаимопомощи и поддержки, духом коллективизма и совместной деятельности за результаты работы. Плохой психологический климат характеризуется борьбой всех со всеми, разнонаправленностью поведения работников, озлобленностью и завистью к успехам товарищей.

В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента:

- психологическая совместимость работников;

- их социальный оптимизм;

- нравственная воспитанность персонала.

Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом определяющих её стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности с другими. Выражая отношения работников к совместному делу и друг к другу, социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.

^ 1.3. Факторы, влияющие на социально-психологический климат коллектива

При обращении к проблемам социально-психологического климата группы одной из важнейших является рассмотрение факторов, влияющих на климат. Эта проблема имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Ведь выделив факторы, так или иначе влияющие на климат группы, можно попытаться воздействовать на них, регулировать проявление этих факторов.

Факторы условно подразделяются на факторы макро и микросреды.

Под макросредой (внешней) подразумевается большое социальное пространство, широкое окружение, в пределах которого находится и осуществляет свою жизнедеятельность та или иная организация. Прежде всего, сюда входят кардинальные особенности общественно-экономического устройства страны, а конкретнее – специфика данного этапа её развития, что соответствующим образом проявляется в деятельности различных социальных институтов. Степень демократизации общества, особенности государственного регулирования экономики, уровень безработицы в данном регионе, вероятность банкротства предприятия и т.д. – эти и другие факторы макросреды оказывают определенное влияние на все стороны жизнедеятельности организации в современных условиях. К макросреде относится также уровень развития материального и духовного производства и культуры общества в целом. Наконец, макросреда характеризуется и определенным общественным сознанием, отражающим данное общественное бытие во всей его противоречивости. Таким образом, члены каждой социальной группы и организации являются представителями своей эпохи, определенного исторического периода развития общества.

Министерства и ведомства, акционерные общества, в систему которых входит то или иное учреждение, осуществляют по отношению к последним определенные управленческие воздействия, что также является фактором влияния макросреды на социально-психологический климат организации и всех, входящих в её состав групп.

В качестве существенных факторов макросреды, воздействующих на климат той или иной организации, следует отметить и её многообразные партнерские связи с другими организациями, а также с потребителями продукции данной организации. В условиях рыночной экономики влияние потребителей на климат организации (особенно производственной) очень возросло.

Микросреда (внутренняя) предприятия, учреждения – это «поле» повседневной деятельности людей, те конкретные материальные и духовные условия, в которых они работают. Именно на данном уровне те или иные воздействия макросреды обретают для каждой группы свою определенность, связь с реалиями жизненной практики.

Можно выделить целый ряд воздействий, формирующих то или иное мироощущение и умонастроение рабочей группы, её социально-психологический климат. Прежде всего нужно отметить факторы материально-вещевой среды. Это и характер выполняемых людьми трудовых операций, и состояние оборудования, и качество заготовок или исходного сырья. Большое значение имеют также особенности организации труда – сменность, ритмичность, степень взаимозаменяемости работников, уровень оператвно-хозяйственной самостоятельности группы. Велика роль и санитарно-гигиенических условий труда, таких, как температура, влажность, освещенность, шум, вибрация и т.д.

Известно, что рациональная организация трудового процесса с учетом возможностей человеческого организма, обеспечение нормальных условий работы и отдыха людей воздействуют позитивным образом на психическое состояние каждого работника и группы в целом. И, наоборот, те или иные неисправности техники, несовершенства технологии, организационные неурядицы, неритмичность труда, недостаток свежего воздуха, чрезмерный шум, ненормальная температура в помещении и т.п. факторы материально-вещевой среды сказываются негативно на климате группы. Поэтому первейшее направление совершенствования социально-психологического климата состоит в оптимизации комплекса указанных выше факторов.

Другую, не менее важную группу факторов микросреды составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы на уровне первичной рабочей группы. Эти факторы заслуживают пристального внимания в связи с тем, что они являются следствием социально-психологического отражения человеческой микросреды. Данные факторы называют социально-психологическими.

Сюда относится фактор – характер официальных организационных связей между членами рабочей группы. Эти связи закреплены в формальной структуре данного подразделения. Возможные различия между типами такой структуры можно показать на основе следующих «моделей совместной деятельности».

1.Совместно-индивидуальная деятельность: каждый член группы делает свою часть общего задания независимо от других.

2. Совместно-последовательная деятельность: общая задача выполняется последовательно каждым членом группы.

3. Совместно-взаимодействующая деятельность: задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми другими её членами.

Экспериментальные исследования показали прямую зависимость между этими моделями и уровнем развития группы как коллектива. Так «сплоченность по направленности» (единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности) в пределах данной деятельности группы достигается быстрее при третьей модели, чем при второй и тем более при первой.

Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат рабочей группы огромное влияние оказывает её неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании её, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, нежели недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.

Говоря о важном формирующем влиянии неофициальных контактов на социально-психологический климат, необходимо учитывать как количество этих контактов, так и их распределение. Например, в пределах одной рабочей группы могут существовать две и более неформальные группы, причем члены каждой из них (при крепких и доброжелательных внутригрупповых связях) могут противодействовать членам «не своих» групп.

Конечно, рассматривая факторы, влияющие на климат группы, следует учитывать не только специфику формальной и неформальной организационных структур, взятых обособленно, но и их конкретное соотношение. Чем выше степень единства этих структур, тем позитивнее воздействия, формирующие климат группы.

Характер руководства, проявляющийся на том или ином стиле взаимоотношений между непосредственным руководителем группы и остальными её членами, также воздействуют на социально-психологический климат. Подчиненные, считающие руководителя одинаково внимательным к их производственным и личным делам, обычно более довольны своей работой, чем те, кто заявил о невнимании к ним со стороны руководства.

Следующий фактор, воздействующий на климат группы, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями её членов. Каждый человек уникален и неповторим. Его психический склад представляет собой то или иное сочетание личностных черт и свойств. Создающее своеобразие характера в целом. Сквозь призму особенностей личности преломляются все влияния на неё со стороны внешней среды. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, в поведении, представляют собой индивидуальный «вклад» в формировании климата группы. Конечно, психику группы не следует понимать как сумму индивидуально-психологических особенностей каждого из её членов. Это качественно новое образование. Таким образом, для формирования того или иного социально-психологического климата группы имеют значение не столько индивидуальные свойства её членов, сколько эффект их сочетания. Уровень психологической совместимости группы также является фактором, обуславливающим в большей степени её климат.

Конечно, при анализе социально психологического климата группы в той или иной конкретной ситуации невозможно отнести какое-либо влияние на неё за счет только макро либо только микросреды. Зависимость климата коллектива от факторов его собственной микросреды всегда обусловлена макросредой. Однако, решая задачу совершенствования климата в той или иной первичной группе, следует определить первоочередное внимание на факторы микросреды. Ведь именно здесь нагляднее всего заметен эффект целенаправленных воздействий.

^ 2. Исследование коллектива на примере группы 3М

Объектом исследования для своей курсовой работы я выбрала свою группу 3М. Это коллектив студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент» уже третий год. Студенты активно взаимодействуют между собой и со студентами из других групп. В коллективе образованы неформальные группы, их состав периодически меняется, данные группы также взаимодействуют, общаются между собой. Большинство членов неформальных групп поддерживают отношения и за пределами техникума.

В этом учебном году студенты группы заканчивают техникум. Это обстоятельство внесло изменения в жизнь группы. Например, студенты стали гораздо больше внимания, чем раньше уделять учебе, а культурно-массовые мероприятия, проводимые в техникуме, стали меньше увлекать.

Что касается самоорганизованность группы, то в данный момент группа стала менее организованной, чем в период формирования. Когда группа создавалась, часто устраивались самостоятельные мероприятия силами студентов данной группы, потому что всем хотелось узнать друг друга ближе, узнать интересы, находиться вместе. Сейчас уже все знают друг друга, их интересы, поэтому собраться всем получается редко, чаще собираются сформировавшиеся неформальные группы.

^ 2.1. Исследование социально-психологического климата в группе 3М

Психологический климат в коллективе обычно рассматривается как атмосфера, которая создается в коллективе, или как настрой. Для оценки климата можно использовать следующий тест.

Позитивные

характеристики

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Негативные

Характеристики

1.преобладает добрый жизнерадостный тон настроения






















Преобладает подавленное настроение

2.доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии






















Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия

3. членам коллектива нравиться быть вместе






















Члены коллектива не любят совместную работу

4.успех и неудачи товарищей вызывают сопереживание






















Успехи вызывают зависть, неудачи – злорадство

5.члены коллектива с уважением относятся друг к другу






















Каждый нетерпим к мнению сослуживца

6.один за всех, все за одного






















Каждый сам за себя

7. чувство гордости за коллектив






















Равнодушие друг к другу

8. каждый активен и энергичен






















Каждый инертен и пассивен

9. совместные дела всех увлекают






















Коллектив невозможно поднять на совместное дело

10. в коллективе справедливо относятся друг к другу






















Коллектив распадается на привилегированных и отверженных


В этом тесте- анкете надо сначала прочитать каждое утверждение слева, затем – справа и дать оценку по шкале: +3 +2 +1 0 -1 -2 -3

Эти оценки обозначают:

+(-)3 – свойство, указанное слева (справа), проявляется всегда;

+(-)2 – свойство, указанное слева (справа), проявляется в большинстве случаев;

+(-)1 – свойство, указанное слева (справа), проявляется нередко;

0 – свойства, указанные слева и справа, проявляются в одинаковой степени

Я провела данное тестирование в группе. В нем приняли участие 24 человека из 27. Результаты получились следующие:

- у 8 человек результаты свыше +10 баллов;

- 7 человек с результатами от 0 до +10 баллов;

- 3 человека имеют результат 0 баллов;

-у 3 человек результат -1 балл;

- у 2 человек результат -2 балла;

- у 1 человека получился результат -16баллов.

По полученным результатам видно, что взаимоотношения в группе сложные и неоднозначные. Интервал набранных баллов от -16 до +25 включительно. Особенно резко выделяются результаты теста одного из студентов. Они очень сильно отличаются от других, даже отрицательных результатов. Этот человек расценивает климат в группе как крайне неблагоприятный. 5 студентов расценивают климат как неустойчивый неблагоприятный.

Но, несмотря на это, большинство студентов оценили климат в группе как благоприятный и крайне благоприятный.

Я думаю причиной таких результатов можно считать распад коллектива на неформальные группы, каждая из которых занимает своё определённое место в группе. Члены этих групп выказывают разную заинтересованность к коллективным делам группы. К разным студентам члены коллектива относятся по-разному. Также причиной может являться психологическая несовместимость отдельных студентов. В нашей группе больше половины студентов являются холериками, этот тип темперамента значительно преобладает над другими. Это также указывает на излишнюю эмоциональность группы, которая может нередко приводит к мелким стычкам и конфликтам, что в свою очередь усугубляет обстановку в коллективе.

Также я считаю, что к основной причине можно отнести неоднозначность результатов. На результаты могло повлиять настроение отдельных студентов на момент тестирования, в целом обстановка в группе на определенный момент времени. Проведение тестирование было в конце семестра, студенты были заняты заботами в связи с исправлением задолженностей по предметам, мыслями о предстоящей сессии и сдаче курсовой. К тому же некоторые студенты отнеслись к тесту достаточно несерьезно, отвечали, особо не задумываясь.

В целом сумма баллов по группе +155. Отсюда средний результат теста =6,5 балла. Таким образом, можно сказать, что исходя из этого теста в целом климат в группе благоприятный. Т.е. его можно характеризовать удовлетворенностью студентов в процессе совместной деятельности, учебе, развитым духом коллективизма.

^ 2.2. Изучение сплоченности группы

Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы.

1) Данная методика предназначена для определения степени и характера ценностно-ориентационного единства коллектива.

Каждый студент выбирает из предложенного списка 5 наиболее важных с его точки зрения качеств личности, необходимых для успешного выполнения совместной учебной деятельности.

  1. Дисциплинированность

  2. Эрудированность

  3. Сознание общественного долга

  4. Сообразительность

  5. Начитанность

  6. Трудолюбие

  7. Идейная убежденность

  8. Умение контролировать работу

  9. Моральная воспитанность

  10. Самокритичность

  11. Отзывчивость

  12. Общественная активность

  13. Умение работать с книгой

  14. Умение планировать работу

  15. Любознательность

  16. Целеустремленность

  17. Коллективизм

  18. Прилежание

  19. Требовательность к себе

  20. Критичность

  21. Духовное богатство

  22. Умение объяснить задачу

  23. Честность

  24. Инициативность

  25. Внимательность

  26. Чувство ответственности

  27. Принципиальность

  28. Самостоятельность

  29. Общительность

  30. Рассудительность

  31. Скромность

  32. Осведомленность

  33. Справедливость

  34. Оригинальность

  35. Уверенность в себе

После проведения опроса были выявлены 5 качеств личности, получившие максимальное число выборов:

- общительность – 25 человек;

- самостоятельность – 23 человека;

- уверенность в себе – 20 человек;

- рассудительность – 20 человек;

- коллективизм – 17 человек.

Количество выборов получилось достаточно большим. Это говорит о единомыслие в группе. Идентичность выбора качеств личности показывает высокую организацию ценностной ориентации группы в целом.
Вычисляется коэффициент С, характеризующий степень сплоченности студентов

C=n/5/N

где n – сумма выборов, приходящихся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов, N – число участников эксперимента.

В нашем случае коэффициент сплоченности равен 0,7.

Достаточно высокий коэффициент. Это говорит о том, что данная группа достигала уровня коллективизма. Она действительно является коллективом. Исходя из выбранных качеств: общительность, коллективизм можно предположить, что члены данного коллектива в своей совместной деятельности большое внимание обращают на характер товарищеских отношений, большое внимание уделяют общению и взаимодействию в группе.

Выбор таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, рассудительность указывают на то, что для студентов данной группы большое значение имеют также личностные качества. Успех в учебной деятельности члены коллектива связывают именно с личными качествами ума.

Такие качества, как самостоятельность и уверенность в себе указывают на отношение членов коллектива к самим себе. Как мы видим, в совместной деятельности студентам группы важно реализовать себя, занять своё место в коллективе. По результатам заметна общая направленность группы в интересах, убеждениях, требованиях.

2) Ещё одна методика на определение сплоченности заключается в следующем, студентам предлагается ответить на 3 вопроса, на каждый вопрос можно написать не более 3-х человек, которые участвуют в опросе.

  1. Если вашу группу будут расформировывать, то с кем бы вы хотели остаться.

  2. Кого бы из группы вы пригласили к себе на День рождения?

  3. С кем бы из группы вы пошли в многодневный туристический поход?

Тип межличностных отношений в группе определяется методом социометрии. Выделяются психотипы личности:

  1. Звезды (более 9 баллов) – большее количество выбора.

  2. Предпочитаемые (3 – 8 баллов) – среднее количество выбора.

  3. Пренебрегаемые (1 – 2 балла) – низкое количество выбора.

  4. Изолированные (0 баллов) – неполучившие ни одного выбора.

Исходя из данных сводной таблицы (приложение 2):

- звездой в группе является один человек – 9 баллов;

- предпочитаемые – 10 человек, их можно назвать активом группы;

- пренебрегаемые – 8 человек, контактируют только с 1-2 людьми в группе, мало общаются с остальными членами коллектива.

- изолированных студентов в группе нет – это говорит о том, что все студенты относятся к какой-либо неформальной группе.

На момент тестирования в группе присутствовали не все, поэтому данные могут несколько не соответствовать действительности. Тем не менее, полученные показатели говорят нам о том, что наибольшее количество студентов относится к группе «предпочитаемых». Это указывает на хорошую сплоченность группы.

Но тот факт, что 42% коллектива находится в группе «пренебрегаемых» указывает на излишнюю раздробленность группы в общении. То, что почти половина студентов предпочитает держаться группой по 2-3 человека – не очень радостный показатель. Не смотря на превосходство предпочитаемых, хотелось бы, чтобы пренебрегаемых было меньше.

Заключение

В ходе курсовой работы мною была проведена систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по теме «Социально-психологический климат в коллективе». Также я развила навыки самостоятельной работы и овладела методикой проведения исследований по теме «Социально-психологический климат в коллективе». Произвела анализ литературы по выбранной мною теме.

При написании работы провела анализ социально-психологического климата в своей группе 3М. Результаты показали, что в целом климат в группе благоприятный. Большинство студентов считает атмосферу в коллективе благоприятной, но отдельные студенты расценили климат, как неустойчивый неблагоприятный, а один студент посчитал климат крайне неблагоприятным.

При проведении методики для выявления степени и характера ценностно-ориентационного единства группы коэффициент сплоченности получился высокий, что говорит о единомыслие в группе, присутствие схожих убеждений, интересов, требований. В основном группой были выбраны качества личности, относящиеся к товарищескому общению и к качествам собственной личности.

Успешность учебной деятельности члены коллектива связывают с отношениями в группе и непосредственно с личными качествами ума. Студенты, в преобладающем большинстве, важное место отдают своему положению в группе и собственной самостоятельной реализации.

Исследование коллектива на сплоченность, показало, что в целом сплоченность в группе хорошая, так как большинство студентов оказалось в активе группы. При этом также можно сказать, что велико количество студентов, мало контактирующих с общей массой коллектива, а общающихся маленькими группами.

В ходе написания работы поняла, насколько важна и существенна данная тема. Микроклимат оказывает очень большое влияние на все сферы деятельности коллектива. В будущем в работе менеджера для меня будет очень важно уметь анализировать и корректировать обстановку в коллективе.
Список используемых источников

1. Психология. Учебник/Под редакцией Крылова.А.А. – М.: ПБОЮЛ ЗахаровМ.А., 2001. – 584с.

2. КазаковВ.Г., КондратьевЛ.Л. Психология. – М.: Высшая школа,1995. – 383с.

3. Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле. – М.: Экономика,1998.-238с.

4. Управление персоналом организации/Под редакцией Кибанова А.Я. – М.: ИНФРА-М,1997. – 512с.

5. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Высшая школа, 1999. – 304с.

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск: Новое знание, 2000. – 336с.

7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490с.

8.Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. – М.: Экзамен, 2003. – 192с.

  1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-н/Д: Феникс, 2002. – 672с.

10. Сухарев В.О. Мастерство распознавания людей. – Д.: Сталкер, 1998. – 400 с.


Скачать файл (131 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации