Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Конспект лекции по предмету - общая психология - файл 1.docx


Конспект лекции по предмету - общая психология
скачать (47.9 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx48kb.24.11.2011 17:22скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема: «Психология деятельности».

Цель: сформировать у учащихся научное представление о понятии «Деятельность».

Задачи:

  1. Образовательная:

-Дать представление о возникновение категории «Деятельность».

- У учащихся представление о структуре деятельности.

- Рассмотреть понятия знания, умения и навыки.

  1. Воспитательные:

- умение вызвать интерес к новому материалу.

  1. Развивающая:

- закрепление знания о методах психологии

- развивать умения составлять схемы

- умение выделять связи и отношения

- развитие коммуникационных способностей

Оборудование: доска, мел.

Тип урока: закрепление и изучение материала.

Вид урока: комбинированный урок.

Хронометраж по этапам:

  1. Организационный момент. 3 минут.

  2. Проверочный. 30 минут.

  3. Основной этап. 55 минут.

  4. Подведение итогов и систематизация материала. 2 минут.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

«Здравствуйте». Учащиеся встают. «Садитесь, пожалуйста». Ученики садятся за свои парты.

^ Староста группы назовите, пожалуйста, отсутствующих (староста говорит, кто отсутствует на занятии, а я отмечаю в журнале).

  1. Проверочный этап.

^ Прежде, чем приступить к основной части занятия я хочу, чтобы вы вспомнили то, что проходили на прошлом занятии (на прошлом занятии проходилась тема «Методы психологии»). Давай те вспомним и ответим на ряд вопросов. За ответы я буду вас оценивать по 5 бальной системе:

5 – за полный и самостоятельный ответ, сопровождающийся примерами.

4- за не совсем полный ответ, но с примерами.

3 – очень слабый ответ, с наводящими вопросами, подсказками

2 – за не подготовленный материал

  1. 

  2. Для чего применяют методы исследования в психологии?

- Для изучения психических процессов и психологических особенностей личности, различных видов деятельности психология применяет определенные методы исследования.

  1. ^ Назовите основные и частные методы исследования:

- Основные методы психологии – наблюдение и эксперимент.

- Частные методы (вспомогательные): наблюдение;, эксперимент; методы опроса: беседы, анкетный метод, интервью; анализ продуктов деятельности, тестовый метод, автобиографический метод.

  1. ^ Дайте определение термину «Наблюдение», расскажите о требованиях, видах, и так же о достоинствах и недостатках:

Наблюдение – это один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации психических явлений с целью их познания.

Эмпирический - основанный на опыте

Требования:

- наличие четкой целевой установки. Цель набл – это то, на что оно направленно. ^ Приведите пример, пожалуйст. Пр.: изучение мышление в дошкольн. возр.

- в соответствие с целью должен быть определен план наблюдения (конкретизация цели к условиям) ^ Приведите пример, пожалуйста. Пр.дети 5-6 лет во время прогулки по парку будут рассуждать о деревьях, каковы их общение

- избирательный характер набл. – из всего многообразия психических явлений выбирает одно или несколько.

- объект должен быть выражен в операциональном виде. ^ Приведите пример, пожалуйста. Пр.если вы идете к детям дошкл.возр.наблюдать память, и при этом не иметь точного представления что такое память, то набл.будет размытым

Виды:

- внешний – это способ сбора данных путем прямого наблюдения за ним со стороны

- внутреннее – применяется тогда, когда исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании

-сплошное – охватывают одновременно многие стороны психических явлений и проходят в течение длительного времени. (Пр: дневниковые записи)

- выборочные – в них фиксируется какая-либо одна сторона поведения и психического или регистрируется психика в какие-то определенные отрезки времени.(Пр: мы можем изучать, насколько активно проявляется мышление ребенка в ходе игровой деятельности, или снижается или нет точность 

выполнения профессиональных действий по сборе деталей у рабочих завода в послеобеденное время по сравнению с утренними часами).

- стандартизированное – заранее определенно и четко ограничено в плане того, что наблюдается, определены показатели по которым будут фексировать факты поведения

- включенное – исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

- стороннее – не предполагает личностного участие наблюдателя

- скрытое наблюдения с помощью специальных технических приспособлений (стена Гезела).

Достоинства:

- в естественных условиях

- минимальная затрата оборудования

- не нужно согласия испытуемого

- его может проводить любой

- не требует специальной подготовки

- наблюдатель сам может подключиться вход.

Недостатки:

- субъективность наблюдателя

- невозможно предугадать результат

- невозможно контролировать ситуацию

- не известен по времени

^ Приведите пример наблюдения с поставленной целью, укажите конкретный вид наблюдения

  1. Дайте определение термину «Эксперимент», расскажите о требованиях, видах, и так же о достоинствах и недостатках:

Эксперимент - изучение психического через искусственное, сознательное моделирование условий его проявления и развития.

Виды:

- лабораторный – исследование психических явлений в искусственных условиях, т.е. экспериментатор, активно вмешиваясь в жизнь и создания искусственные условия, специально рассчитаны на то, чтобы провести некоторую научную гипотезу. Возможно использование специальных приборов.

- естественный – изучение психических явлений в ситуации, когда испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия, т.е просто фиксируется реальное состояние дел и не сравниваются между собой результаты до и после эксперимента.

^ По степени вмешательства:

- констатирующий эксперимент - исследование психического, направленное на установление уровня психического развития или определение наличного состояния, особенностей функционирования тех или 

иных психических явлений, задача его состоит в простой фиксации и описаний фактов.

- формирующий эк. – изучение психического, предполагающее целенаправленное воздействие на психику субъекта с целью формирования у него определенных качеств. Приведите пример, пожалуйста. (Пр: сформировать у детей способность решать задачи определенного класса. Испытуемых знакомят с соответствующими задачами и показывают, как их нужно решать. Далее им помогают выработать необходимые умения и навыки. В заключение оценивают полученные результаты.

(пр: эксперимент по ведению новой программы обучения в школе, экспериментатора интересует результат, улучшается ли результат знания учеников или останутся прежними. Для этого он оценивает знания до и после эксперимента, и делает выводы о удачности эксперимента).

Достоинства:

- исследователь создает определенные условия

- наиболее точный результат

- математический способы обработки результатов,

- можно повторить

Недостатки:

- можно экспериментировать только с добровольного согласия

- требует наличие специальных приборов

- наличие гипотезы

- результат не всегда оказывается таким, на которые рассчитывали исследователи.

^ Приведите пример эксперимента который можно провести в наших условиях, и сейчас на занятиях, какой из видом эксперимента у нас получится?. (Пр: определение уровня памяти у учащихся. Испытуемым предлагается серия заданий на запоминание и воспроизведение материала. По результатам их выполнения определяется степень развития памяти).

  1. ^ Дайте определение термину «Тест», расскажите о требованиях, видах, и так же о достоинствах и недостатках

Тетс – от анг «проба», «испытание».

Тест - это стандартные (шаблоны) методы исследования, с помощью которых можно достаточно точно оценивать степень развития определенных качеств у человека, сравнивать полученные результаты с развитостью этих же качеств у других людей.

Требования:

- тесты – это всегда стандартизированные испытания

- имеют строгую процедуру применения и норм, по отношению к которым определяется степень развития изучаемого качества у человека.

- наличие интерпретации для результатов теста

Виды:



- тест опросник – основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с т.з.их валидности и надежности вопросов (можно изучить психологические качества испытуемых)

- тест задания – предполагает оценку психики и поведения человека на базе того, что он делает

- проективные тесты - направлены на экспериментальное исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу

- тесты интеллекта – предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. (память, мышление, внимание).

- тесты учебных и профессиональных достижений – для диагностики успешности обучения. (Т.учебных достижений, Т.успешности, дидактические Т.), оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин

- тесты способностей – общие (интеллектуальные) и специальные (успешность выполнения конкретной деятельности или несколько ее видов: математические, технические, музыкальные и др)

- личностные тесты – для изучения разных аспектов личности – мотивации, интересов, ценностных ориентаций, эмоционального склада.

^ По формам исследования:

- индивидуальные

- групповые

От наличие/отсутствие временных ограничений

- тест скорости

- тест результативности

Достоинства:

- получение количественных и качественных характеристик

- позволяет сравнивать психологические характеристики разных людей

- использование математических методов обработки данных

- объективные данные

- стандарт

Недостатки:

- испытуемый может сознательно повлиять на полученные результаты

- привыкание

- отсутствуют шкалы лжи, некорректные формулировки

Давайте проведем с вами тест на определение ПЙ-типа, характеристика типа. Вам надо будет нарисовать одну из фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, зигзаг. А потом я прочитаю их обозначения.

Квадрат
Ему соответствуют такие качества, как трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.
Прямоугольник
Это временная форма личности, которую могут носить другие устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они 

ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. Ведущие качества прямоугольника - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость.
Треугольник
Эта форма символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и обыкновенно достигают их, по возможности избегая конфликтов.
Круг
Самая доброжелательная из пяти фигур. Данный тип обладает высокой чувствительностью, - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль, как свою собственную.
Круг побуждает стремиться к целостности, объемному переживанию жизни. Кругу свойственно символическое, а иногда и мистическое переживание бытия.
Зигзаг
Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального, - вот что нравится Зигзагам. А потому Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур.

А теперь скажи к какому типу относиться этот тест?

  1. ^ Дайте определение термину «Опрос», расскажите о требованиях, видах, и так же о достоинствах и недостатках:

Опрос – получение информации об объективных и субъективных факторов со слов опрашивающих. Служит для уточнения, расширения и контроля данных

Виды:

- интервью

- беседа

- анкета

Достоинства:

- применяется на разных этапах исследования

- большое количество людей можно задействовать

- может быть свободным, неограничен рамками

Недостатки:

- требует специальной подготовки

- нельзя заранее учесть результат отвечающего

^ А) Дайте определение термину «Анкетирование», расскажите о требованиях, видах, и так же о достоинствах и недостатках

Анкетирование – метод сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленной программе

Требования:

- четкое определение содержания вопросов и правильная их формулировка

- подробная инструкция о порядке заполнения анкеты

- вопросы не должны внушать ответы

Виды:

Открытого типа – ответы даются произвольной формой, испытуемый сам сформулирует ответы



Закрытого – выбирается один из предложенных вариантов

Комбинированные (смешанные) – включают обе категории вопросов

^ Приведите примеры закрытого и открытого вида

Достоинства:

- получение большого по объему материалу

- затруднен качественный анализ данных

- исключена возможность соотнесения ответов с реальной деятельностью и поведением испытуемых

Недостаток:

- трудности в обработки из-за разнообразия ответов.

Скажите, с анкетами мы можем встретиться, только если мы общаемся с психологом?

Б) Дайте определение термину «Беседа», расскажите о требованиях, расскажите о достоинствах и недостатках:

Беседа – это получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым.

Требования:

- при беседе с ребенком вопросы должны возникать как бы произвольно, снимая напряжение.

- заранее четко определить цель беседы и наметить основные вопросы, но не превратить в опрос

Достоинства:

- можно получить любую информацию

Недостаток:

- выводы приходится делать на основе полученных ответов

- не используется как самостоятельный метод, а дополняется другими методами
^ В) Дайте определение термину «Интервью», расскажите о требованиях, видах, и так же о достоинствах и недостатках

Интервью – получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами исследования

Требования:

- не вести активного диалога,

- не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов

Виды:

По степени формализации



- Стандартизированное, полустандартизированное и свободное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

- Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

- Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

^ По количеству участников

- Индивидуальное интервью — интервью.

- Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.

  1. ^ Расскажите об изучение продуктов деятельности, и требованиях данного метода:

Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в давнопрошедшие ис

торические времена, недоступные для непосредственного на

блюдения или экспериментирования, чтобы понять закономер

ности психологического развития человека, опираясь на зако

номерности его общественно-исторического развития.

Требования:

- являются ли характерной для данного человека деятельности или созданы им случайно

- желательно знать, в каких условиях протекала деятельность человека


  1. ^ Расскажите о Самонаблюдении

Самонаблюдение, или интроспекция, была исторически первым и основным методом исследования в психологии. Психолог, решая экспериментальную задачу, одновременно становиться и испытуемым, т.е. экспериментируя, наблюдает за собой и описывает все, что с ним происходит во время эксперимента (описывает свои ощущения, образы, мысли и чувства).

Виды:

- дневник - Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день

- автопортрет - Портрет, написанный с самого себя

- автобиографии - Описание своей жизни

  1. ^ Расскажите об биографический метод:



Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества.

^ Для кого чтобы материал лучше укрепился, давайте вместе сделаем таблицу методов психологии (предполагаемая схема).

Методы психологии

Основные: Частные:

1 – Наблюдение 1- Тест

2 – Эксперимент 2 – Опрос:

а) анкетирование

б) беседа

в) интервью

3- изучение продуктов деятельности

4- самонаблюдение

5 – биографический метод

«Молодцы! Все хорошо поработали. Но на этот выставление оценок не заканчивается, в ходе лекции можно получать плюсики за активное участие и приведение примеров. А вот в конце занятия из плюсов может получится оценка, либо повысить сегодняшнюю оценку».

  1. Основной этап.

« Теперь приступим к изучению нового материала. Цель нашего сегодняшнего занятия изучить возникновение категории «деятельность» в психологии, ее основные особенности и психологическое строение деятельности».

Запишите план изучения нового материала:

1 - возникновение категории «деятельность» в психологии, ее основные особенности. Понятия деятельность. Общественная природа деятельности.

2 – психологическое строение деятельности.

^ Начнем с первого вопроса. Возникновение категория «деятельность».

Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и  Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал 

проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Они разрабатывали теорию деятельности параллельно и независимо друг от друга.

^ Расскажите, что вы знаете о Рубинштейне и Леонтьеве, какой их вклад в психологию?

При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и  философию диалектического материализма - теорию К.Маркса, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Этот общий философский тезис нашел в теории деятельности конкретно-психологическую разработку.

Базовый тезис теории деятельности формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип теории деятельности: «единство сознания и деятельности» - психика и сознание не только проявляется, но и формируется в деятельности. Критерием психических процессов и важнейшим условием их формирования выступает деятельность.

Вначале – через принцип единства сознания и деятельности – Рубинштейн ищет подход к объективному изучению личности, к тому, через что и как она проявляется в деятельности. Этот подход был реализован в цикле исследований проблем воспитания ребенка С.Л.Рубинштейном и его сотрудниками еще в 30-е гг. в Ленинграде. Почти одновременно им намечается другое направление исследований – путь активного формирования личности и ее сознания через деятельность. Прослеживая связь сознания и деятельности, Рубинштейн показывает, что сознание есть такой высший психический процесс, который связан с регуляцией личностью складывающихся в деятельности отношений.

Леонтьев расширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув принцип единства психики и деятельности. Деятельность описывается как состоящая из трех структурных единиц: деятельности – действия – операции. Деятельность определяется мотивом (т.е.предмет потребности), действие – целью, а операция – конкретными условиями ее протекания, т.е.задачи.

Именно эти концептуальные подходы стали определяющими в осмыслении того, что психика, сознание могут быть познаны, опосредовано через деятельность человека и продукты его деятельности.

^ Давайте попробуем дать определение «деятельность», какие составляющие входят в его понятие?



Деятельность – это форма существования человеческого общества, проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.

Деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну).

Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности.

Деятельность категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющая как биологическое приспособление организма к требованиям окружающего мира. Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных:

1 – деятельность человека носит сознательный характер, т.е человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат.

2 – деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда.

3 – деятельность человека носит общественный характер, т.е. осуществляется в коллективе и для коллектива.

Деятельность определяется общественно – историческими условиями. В зависимости от требований общества деятельность человека приобретает различный характер.

Пр: дореволюционная школа учила молодое поколение тому, что необходимо было для закрепление государства класса угнетателей. А само учение носило характер зубрежки. Учение в советской школе носит иной характер. Оно дает знания, необходимые человеку для выполнения своего общественного долга – труда на общую пользу. А само обучение носит развивающий характер, оно ориентировано на формирование у школьников активного, самостоятельного, творческого мышления.

В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями.



Перевод внешнего действия во внутренний план называется Интериоризация.

Пр: ребенок учится считать на палочках, затем наступает время, когда палочки ему не нужны, так как счет превращается в умственное действие. Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, человек планирует действие в уме, оперирую образами и речевыми символами.

Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией. Данный механизм позволяет сравнивать реальный результат с желаемым и вносить коррективы, направленные на достижение окончательной цели.

Подвожу итог:

Возникновение теории деятельности носила научный характер и политический. Деятельность является условием психического развития, носит общественный характер.

2) Психологическое строение деятельности.


Деятельность обычно рассматривают с т.з. ее структуры – цель и мотивы, действия и операция.

а) Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собою ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собою ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению.

Цель – это то, ради чего действует человек

Мотив – это то, почему действует человек.

Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека — на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это — производство 

продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка 

умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.


б) Составной частью деятельности называют действием.

Действие - это основная единица анализа деятельности.

Что же такое действие?

По определению действие - это процесс, направленный на реализацию цели, т.е. часть деятельности, выполняя действия мы достигаем результат.


Зададим себе вопрос: а можно ли что-то делать, не представляя себе конечного результата? Конечно, можно.
Например, «бесцельно блуждая по улицам», человек может оказаться в незнакомой части города. Он не знает, как и куда попал, а это и означает, что в его представлении не было конечного пункта движения, т. е. его цели. Однако бесцельная активность человека скорее артефакт его жизнедеятельности, чем типичное ее проявление.

Поскольку действие, как я уже сказала, основная единица анализа психической жизни человека, предлагаемая теорией деятельности, необходимо более внимательно рассмотреть главные особенности данной единицы.

Характеризуя понятие «действие», может выделить следующие четыре момента.

Первый момент: действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания (о чем говорилось выше) в виде постановки и удержания цели.


Второй момент: действие - это одновременно и акт поведения.

Третий, очень важный, момент: через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности. Активность – это присущая живому существу способность к «самостоятельной силе реагирования» (Ф.Энгельс)


И наконец,
четвертое: понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что «представляемый результат» (цель) действия может быть любым, а не только 

и даже не столько биологическим, как, например, получение пищи, избегание опасности и т. д. Это может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др.
Все сказанное до сих пор относилось к тому, что человек делает. Теперь перейдем к обсуждению того, как, каким способом совершается действие. Соответственно мы обращаемся к операциям, которые образуют по отношению к действиям следующий, нижележащий уровень.

в) Согласно определению, операцией называется способ выполнения действия.

Приведу несколько простых примеров. Перемножить два двузначных числа вы можете в уме и письменно, решая пример «в столбик». Это будут два разных способа выполнения одного и того же арифметического действия, или две разные операции.

Говорят, женский способ вдевания нитки в иголку состоит в том, что нитка вдвигается в ушко иголки, а мужчины, будто бы,- ушко надвигают на нитку. Это тоже разные операции, в данном случае двигательные.
Еще пример: вы хотите найти определенное место в книге, но обнаруживаете, что закладка, которую вы раньше положили, выпала. Вы вынуждены прибегнуть к другому способу отыскания нужного абзаца: либо попытаться вспомнить номер страницы, либо, перелистывая книгу, пробегать глазами каждую страницу и т. п. Опять несколько разных способов достижения одной и той же цели.

Как видно, операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется «техникой», ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операций.

От чего же зависит характер используемых операций?

Обобщенный ответ таков: от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под «условиями» подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.




  1. Инструментальные основы активности по Петровскому А.В.



По существу, уровень операций заполнен уже известными вам автоматическими действиями и навыками.

Знание – это результаты познания, научные сведения.

- это совокупность сведений в какой-нибудь области.

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти.

Тесно переплетены знания и действия. Сталкиваясь с незнакомым предметов, мы стремимся прежде всего получить знания о том, как с ним действовать, как его использовать. Если вы взяли впервые в руки киносъемочную камеру, то прежде всего познакомитесь с инструкцией, в которой рассказано, как ею пользоваться. Из инструкции можно узнать о действиях.

Знания поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. Деятельность без знаний невозможно.

Умения - это способность применить знания при выполнения действия

Непременными компонентами деятельности является разнообразные навыки и умения. Умения называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности.

Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения – это действия, возникшие на основе знаний в результате подражании действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение – мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Например, пятиклассники, впервые попавшие в столярную или слесарную мастерскую умеют пилить, но у большинства из них приемы обращения с инструментами неправильны. Первоочередная задача учителя – выработать правильные навыки применения инструментов и в дальнейшем трудовом обучения поднимать выполнение деятельности до уровня мастерства.

Навыки - это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений.

Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык – упрочившийся способ выполнения действий. В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия.



Пр: упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собою задачу разбить слово на части и синтезировать его.

Нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия:

- В результате выработки навыка резко уменьшается время выполнения действия.

- Исчезают лишние движения, уменьшается напряжение при выполнении действия.

- отдельные самостоятельные движения объединяются в единое действие.

Виды навыков:

  1. Двигательный навыки включены в самые различные виды деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно на воздействие на предмет труда, управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве.

  2. Навыки мыслительной деятельности, выступающие как обязательные компоненты умственного труда. Относятся навыки чтения чертежей, заучивания, построения доказательств.

  3. Выработка сенсорных навыков лежит в основе развития чувствительности. Относятся: навыки слухового восприятия.

Пр: обучение приему на слух телеграмм, передаваемых азбукой Морзе. Принимая на слух короткие и длинные сигналы, радист учиться читать фразы без предварительной записи.

  1. Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями.

Пр.ребенка учат держать себя, тихо разговаривать в транспорте, как здороваться с людьми.

Привычка – это потребность совершать действия.

Пр: ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет мыть руки, чистить зубы. Однако это мало. Важно чтобы у ребенка выработалась привычка всегда мыть руки перед едой, после прогулки, перед сном.

Привычка заставляет человека поступать определенным образом. Если навык формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образоваться и без особых усилий со стороны человека.



Подытожим: навыки и привычки представляют собой фундамент поведения личности. На основе навыков и привычек формируется черты характера.

  1. Подведение итогов и систематизация материала.

Давайте повторим сегодняшний материал:

- дайте определение понятию «Деятельность»

- назовите отличия между теории деятельности Рубинштейна и Леонтьева

- назовите отличия деятельности человека от поведения животного

- дайте определение Интериоризации и Экстериоризации

- что такое «Действие»?

- объясните, что такое «Операция»

- дайте определение ЗУН и привычкам

Домашнее задание:

- повторить методы психологии

- подготовиться к семинару по тему «Психология деятельности», пользуясь лекцией и учебником Крутецкого «Психология», стр.56

Литература:

- Крутецкий В.А. – Психология: учеб. для учащихся пед.уч-щ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Просвещение, 1986.-336 с.

- Общая психология: учеб.пособие для студентов пед.институтов/ В.В.Богословский, А.А. Степанов, А.Д.Виноградова и др.; под ред. В.В.Богословского и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Просвещение, 1981.-383 с.,

- Першина Л.А. – Общая психология: учебное пособие для студентов. – М.: Академический Проект, 2004. – 436 с.

- Багдасарова С.К., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. – Психология и педагогика. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов в/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 320 с.


Скачать файл (47.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru