Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Ответы на экзаменационные вопросы по инновационному менеджменту - файл 1.doc


Ответы на экзаменационные вопросы по инновационному менеджменту
скачать (742.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc743kb.24.11.2011 21:50скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...

  1. Основные характеристики инновационного образа мышления

Сущность - ориентации его носителей на осуществление постоянных нововведений в сферах своей деятельности.

ИОМ - присущий человеку активный способ восприятия и оценки объектов внешнего мира, связанный с необходимостью постоянной разработки и освоения новых моделей взаимодействия с ними. В условиях действия универсального закона конкуренции, влияние которого пронизывает все сферы общественного и природного бытия, ИОМ становится необходимой предпосылкой выживания и развития индивидов и социальных групп. Объективная ограниченность доступных природных ресурсов на фоне стремительно возрастающих общественных потребностей обусловливает «инновационность» современного мышления в качестве его неотъемлемой характеристики.

ИОМ - скорее специфический подход к организации деятельности, чем набор уже готовых выводов относительно способов осуществления нововведений. Будучи своеобразным интеллектуальным инструментом, обеспечивающим особую технику протекания мыслительных процессов, инновационный образ мышления служит содержательным источником инновационной культуры, ценностно-нормативная сфера которой включает наиболее распространенные в данном обществе представления о типах нововведений и методах их реализации. Внешним проявлением ИОМ выступает тот или иной вид инновационного поведения, носители которого преобразуют способы осуществления деятельности в различных сферах жизни общества либо объекты, на которые эта деятельность направлена1.

  1. Инновационное поведение в современном обществе

Внешним проявлением мыслительных процессов по поводу осуществления инноваций выступает ИП индивидуальных или коллективных социальных субъектов, связанное с обновлением способов либо преобразованием объектов их деятельности.

ИП - инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур. Являясь средством осуществления инноваций социальных и относясь к активным типам поведения, инновационное поведение выступает основным способом развития индивида, коллектива, сообщества. В условиях полноценного функционирования социально-экономических закона разделения труда и закона перемены труда, а также их «катализатора» - закона конкуренции, инновационное поведение становится естественным, массово востребованным, стратегическим типом поведения, который обеспечивает его носителям широкий спектр возможностей для легального развития соответственно вложенным усилиям.

И.П. связано с постоянным поиском и апробацией наиболее эффективных тактических поведенческих моделей, в том числе полулегальных и нелегальных, которые отвечают истинным интересам конкретного социального субъекта и обеспечивают ему возможность индивидуального выживания при сохранении автономности и относительной независимости от регламентирующих его деятельность надсистем.

Таким образом, основными характеристиками инновационного мышления и инновационного поведения являются: активность и динамичность (постоянный поиск), творчество, перманентность изменений (непрерывность бесконечно длящегося процесса изменений), открытость и демократичность, стремление к увеличению эффективности (максимальной полезности).


  1. ^ ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

- исторически сложившаяся, устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности.

- исторически адаптированная в конкретном социуме структура моделей и алгоритмов инновационных действий. И.К. играет роль социокультурного механизма регуляции инновационного поведения социальных субъектов.

Регулятивные потенции И.К. по отношению к последнему определяются полнотой и качеством выполнения ее функций - трансляционной, селекционной, инновационной.

^ Трансляционная функция И.К. связана с передачей из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее устоявшихся типов инновационного поведения, которые прошли длительную апробацию и приобрели ценностную окраску в рамках данного общества.

^ Селекционная функция И.К. раскрывается в процессе отбора вновь созданных либо заимствованных инновационных поведенческих моделей, в наибольшей степени отвечающих потребностям общества на определенном этапе его развития.

В процессе реализации И.К. своей "стержневой" - инновационной функции раскрываются креативные возможности описываемого социокультурного механизма, проявляющие себя в выработке новых типов инновационного поведения на основе образцов инновационной деятельности, которые возникли внутри самой культуры либо были привиты извне. Качество выполнения инновационной функции определяется степенью органичности институционализируемых И.К. поведенческих моделей по отношению к сложившейся в данном обществе структуре экономических, политических, культурных и иных отношений.

Опыт становления мировых цивилизаций свидетельствует о том, что не существует единого для всех оптимального баланса в функциональном поле И.К. Развитие последней характеризуется сменой стабильных и "гиперфункциональных" периодов, когда происходит резкий сдвиг в работе социокультурного механизма в направлении форсированной реализации той или иной функции. Например, И.К. японского общества в середине 19 в. вынуждена была в результате внешней культурной экспансии интенсивно осуществлять селекционную и инновационную функции с целью адаптации привнесенных образцов инновационной деятельности и их интеграции в диффузные "национально-заимствованные" типы инновационного поведения, сочетающие как органично присущие глубоко традиционной японской культуре компоненты, так и привнесенные из американской и западноевропейской культур.


  1. Социальные инновации.

Инновации социальные - явления в социальной сфере общества, которых не было на предыдущей стадии его развития и которые возникли естественным образом и обусловлены потребностями широких социальных слоев (естественные инновации) либо введены по инициативе субъектов управления (субъектно-инициированные инновации) (например, государства, элиты). В первом случае формализация социальных инноваций в виде регламентирующих нововведения документов обычно завершает процесс их интеграции в социальную структуру. Во втором - формальные процедуры, как правило, предшествуют началу реальных инновационных процессов. Естественные, «вызревшие» социальные инновации, выступая закономерным следствием функционирования механизма общественной координации, обеспечивают развитие социальной структуры и взаимную адаптацию ее компонентов.2

Различают причины и содержательные источники социальных инноваций, которые относительно закономерностей развития конкретного общества могут быть как внешними, так и внутренними. По этому основанию социальные инновации классифицируются как: органичные - внутренне обусловленные социальные инновации с присущим этому обществу содержанием (например, эволюционные социальные преобразования в подчеркнуто традиционном английском обществе); заимствованные - внутренне обусловленные социальные инновации с внешним содержательным источником (например, реформы Петра I в России конца 17 - начала 18 вв.); стимулированные - внешне обусловленные с внутренним содержательным источником (например, авария 1986 на ЧАЭС послужила внешним фактором ряда социально-территориальных, социально-структурных и социально-ролевых трансформаций в белорусском обществе); экспансивные - внешне обусловленные социальные инновации с внешним содержательным источником (например, кардинальное изменение американского этноса, начавшееся с 16 в. в результате освоения европейцами Нового Света).

Таким образом, отличие внутренне обусловленных и внешне обусловленных социальных инноваций состоит в разнице факторов, причин, их вызвавших: внутренних (назревших внутри общества) или внешних (под влиянием сил извне).

И.С. в ходе своей институционализации обычно проходят три стадии - селекцию, адаптацию и интеграцию. На первой стадии осуществляется преимущественно неформализованный отбор среди собственных социальных новшеств и заимствованных культурных образцов. Те из них, которые прошли через "общественный фильтр", приспосабливаются на второй стадии к специфике существующей социальной структуры, становясь с течением времени ее органичными компонентами. На третьей стадии И.С. в виде уже сложившихся и адаптированных форм поведения оснащаются, как правило, формальными механизмами организационно-правового регулирования и превращаются в традиционные для данного социума явления.


  1. Понятия инновации и инновационного процесса. Основные составляющие инновационного процесса

2 основных подхода:
Международный стандарт:

«Руководство Фраскати», 1963: рекомендации по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях - постоянно совершенствуется группой национальных экспертов по науке и инновациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

«Руководство Осло» , 1992 - сформировал общий подход к понятию инновации: методика сбора данных о технологических инновациях.

Инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности.

- это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.

Основные свойствами (критериями) инновации являются: новизна, практическая применимость, реализуемость, т.е. способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей.

Купить эту инновацию - значит купить не сам предмет, а совокупность знаний, информации об этом продукте и его производстве. ^ Инновация - это интеллектуальный товар, что во многом определяет характер проблем управления инновационными процессами.
Инновационный процесс - процесс создания и распространения нововведений (инноваций). Стадии И.П.:


Новация - новая идея, новое знание

Новые идеи, которые могут быть получены в результате научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, других видов творческой, интеллектуальной деятельности

Инновация или нововведение (от англ. innovation - введение нового)

Внедрение новшества, т.е. достижение практической применимости нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей

Диффузия инновации

Распространение уже однажды освоенной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях


  1. Источники инноваций

Основным «движителем» инновационных процессов в условиях рынка является получение конкурентного преимущества. Новые знания, НИОКР сами по себе не создают успешной экономики, Ключом к конкурентоспособности и росту благосостояния является успешное использование НИОКР, т.е. инновации.

Другой существенной движущей силой ИП во многих странах является государственное регулирование. Государственная инновационная политика, законодательство могут значительно активизировать инновационные процессы, стимулировать организации различных форм собственности в различных отраслях и сферах вкладывать средства в разработку инновационных продуктов, услуг и технологий для достижения устойчивого развития, включая цели социального, экономического, экологического развития. Например, государство может ввести новые стандарты, которым должны удовлетворять промышленные выбросы в реки и атмосферу или средства безопасности на транспорте, что приведет к инновациям в производственных технологиях, инновационным продуктам. Изменения в экономической политике также могут вызвать необходимость поиска более эффективных инновационных технологий, инициировать поиск альтернативных ресурсов, разработку инновационных продуктов и т.д.

Также инновационное мышление и поведение.

Можно отметить еще одну, немаловажную причину инновационных процессов - это такие фундаментальные характеристики человеческой натуры, как любопытство и лень. Любопытство (т.е. ментальность по типу «А что будет, если я сделаю это?») и лень (т.е. подход типа «Как бы найти более простой способ сделать это?») могут быть «поставлены на службу инноваций».


  1. Виды инноваций и проблема их динамической согласованности

По степени новизны: базисные и улучшающие.

^ По характеру практической деятельности: производственные и управленческие инновации.

По основным технологическим параметрам: продуктовые и процессные.

^ БАЗИСНЫЕ И УЛУЧШАЮЩИЕ ИННОВАЦИИ

Базисная инновация (радикальная) - это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений.

Улучшающая инновация (приростная) - это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов.

^ Закономерности в динамике, последовательности, скорости

На реализацию базисных и. существенное стимулирующее влияние оказывает создание союзов, объединений организаций, организационных сетей.

Для создания и распространения улучшающих инноваций важное значение имеет организационная специфика, особенности инновационной деятельности в той или иной организации, поскольку улучшающие инновации более автономны и менее комплексны, чем базисные.

Динамика базисных и улучшающих инноваций в организации существенно зависит от места, которое занимает данная организация в структуре отрасли, и ее роли в ней. Отраслевые технологические лидеры или крупные организации в своей деятельности акцентируются на улучшающих инновациях, в то время как небольшие организации или отраслевые аутсайдеры часто стремятся создавать радикально новые продукты и технологии, т.е. осуществлять радикальные инновации.

На динамику базисных (радикальных) и улучшающих (приростных) инноваций существенное влияние оказывает и этап отраслевого жизненного цикла. Как известно, отрасли бывают молодые (например, электронная промышленность, индустрия программного обеспечения, кабельная промышленность и др.) и старые (например, легкая, угольная, лесная промышленность и др.). В молодых отраслях, т.е. на ранних стадиях отраслевого жизненного цикла, превалируют базисные (радикальные) инновации. На поздних стадиях, т.е. в старых отраслях, подавляющее большинство составляют улучшающие (приростные) инновации.

^ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, т.е. они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс. Другими словами, производственные инновации - это те, которые реализуются в первичной производственной деятельности.

^ Управленческие инновации - это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения вознаграждения и т.п. Иначе говоря, сферой реализации управленческих инноваций является менеджмент хозяйствующего субъекта. Естественно, что управленческие инновации не прямо, но косвенно связаны с первичной производственной деятельностью.

^ Закономерностей в динамике и последовательности осуществления производственных и управленческих инноваций

Темпы осуществления производственных инноваций выше управленческих. Возникающий разрыв получил в инновационном менеджменте название организационного лага. Орг.лаг имеет социально-психологическое объяснение: труднее поверить в эффективность и разумность управленческих инноваций, а значит, и сложнее решиться на их осуществление по сравнению с производственными инновациями, которые являются более наблюдаемыми, более «осязаемыми», для которых легче проводить испытания.

^ Стратегические инновации (прорывные) - это радикальные управленческие инновации, например, новый подход к управлению каким-то социально-экономическим объектом, новый способ осуществления какого-то бизнеса, новый способ ведения конкурентной борьбы и т.п.

• эти инновации нацелены на другие свойства продуктов или услуг по сравнению с традиционными подходами;

• эти инновации обычно инициируются малыми и низкоприбыльными компаниями, которые в случае успешной реализации инновации начинают быстро расти.

Компаниям, осуществляющим стратегические инновации, как правило, удается захватывать значительную часть существующего рынка.

^ Конфликт между традиционным и инновационным способами осуществления деятельности.

Способы реагирования зрелых компаний на прорывные стратегические инновации.

1. Концентрация на традиционном бизнесе и инвестирование в него.

2. Игнорирование инновации.

3. Контратака - разрушение инновации.

4. Осуществление инновации, участие одновременно в обеих играх.

5. Переключение на новый способ ведения бизнеса.
^ ПРОДУКТОВЫЕ И ПРОЦЕССНЫЕ ИННОВАЦИИ

Продуктовая инновация включает получение нового продукта или услуги с целью удовлетворения определенной потребности на рынке. Имеют рыночную ориентацию и диктуются, главным образом, потребителем

Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы. Определяются в основном внутренними факторами и диктуются прежде всего соображениями эффективности.

Производственные инновации могут быть как продуктовыми, так и процессными, управленческие инновации являются преимущественно процессными.

При исследовании динамики продуктовых и процессных инноваций применяются две модели (два подхода):

1) модель лага - подход, при котором продуктовые и процессные инновации рассматриваются как циклически сменяющие друг друга, т.е. осуществление одного типа инноваций приводит через определенный промежуток времени к реализации инноваций другого типа;

2) синхронная модель - подход, который предполагает одновременное осуществление продуктовых и соответствующих процессных инноваций.

^ Обобщенные, интегрированные характеристики динамики осуществления инноваций хозяйствующим субъектом:

интенсивность осуществления инновации - степень инновационности, равна числу инноваций, осуществленных за определенный период времени;

скорость осуществления инноваций - скорость, с которой вводятся инновации после того, как они были впервые осуществлены в каком-то другом месте. Этот показатель характеризует способность быстро реагировать на инновации.


  1. Основные виды и субъекты инновационной деятельности

Деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов - инновационная деятельность.

И.Д.- использование результатов НИОКР либо иных новшеств для создания нового или усовершен.продукта, реализуемого на рынке, нового или усоверш. технолог. процесса, используемого в практич. деят-ти, их распространение, а также предоставление связанных с этим образовательных, консультационных, финансовых и др. видов услуг.

И.Д. - совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций.

^ Основные виды И.Д.:

• НИОКР;

• технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;

• Предпроизводственные разработки (модификация товаров, обновление персонала)

• производственное проектирование (подготовка планов техдок-ции для техспециф-ций)

• приобретение патентов, лицензий и ноу-хау;

• инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов;

• сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления;

• маркетинг и организация рынков сбыта инновац.продукции;

• подготовка и переподготовка кадров для И.Д. и др.

Основные элементы структуры инновационной деятельности: инновационные проекты и программы и выполняющие их организации.

В качестве важнейшей подсистемы в структуре И.Д. выделяется инновационная инфраструктура - та подсистема, которая направлена на содействие и поддержку И.Д..

^ Инновационный проект: комплекс документов + деятельность или мероприятия, предполагающие осуществление в определенный период времени каких-либо действий для достижения опр. результатов инновационного процесса

^ Субъекты И.Д. - организации и лица, которые организуют, ведут, поддерживают, стимулируют и развивают И.Д..

Субъекты И.Д. в РФ: принимающие участие в И.Д. юрлица независимо от орг.-прав. формы и формы собст-ти; физ.лица - граждане РФ; ОГВ РФ, а также ее субъекты; ОМС; инос.организации и граждане.

Субъекты И.Д. могут выполнять функции заказчиков, исполнителей или инвесторов инновационных проектов и программ или проектов и программ поддержки И.Д.

Механизам И.Д. (этапы) :

  1. Систематизация идей

  2. Изучение и оценка созданной инновации (моделирование + научно-тех. экспертиза)

  3. Отбор идей и создание на их основе нового продукта

  4. Тестирование на рынке

  5. Внедрение продукта

  6. Изучение результатов внедрения и улучшение продукта




  1. Понятие инновационного потенциала

Субъектам И.Д. для ее осуществления необходимы различные ресурсы. С целью обобщающей характеристики ресурсов, которые организация, отрасль, регион, государство могут привлечь в ходе осуществления И.Д., используется понятие инновационного потенциала.

ИП (государства, региона, отрасли, организации) - это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемых для осуществления И.Д..

Например, на уровне организации основными видами ресурсов, которые используются в процессе инновационной деятельности, обычно являются здания и сооружения, земельные участки, машины и оборудование; нематериальные активы (патенты, лицензии, права на ноу-хау, торговые марки, приобретенные программные продукты); финансовые ресурсы; человеческие ресурсы (знания, умения и навыки работников). Совокупность этих ресурсов, привлекаемых для осуществления И.Д., и составляет инновационный потенциал организации.


  1. Концепция инноваций по Й. Шумперту.

Австрийский экономист Й. Шумпетер впервые ввел в экономическую теорию понятие «инновация» (в русском языке этому термину соответствует определение «нововведение»). В своей работе «Теория экономического развития» он определяет инновации как любые изменения с целью внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании и выводит тип нового, предприимчивого предпринимателя, названного им «новатор»

Шумперт считал, что предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии, осуществляет новые комбинации. В книге «Теория экономического развития» он показывает, что функциональной сущностью предпринимателя является выявление и использование новой комбинации факторов производства, то есть реализация нововведений.

«Производить (эти изменения) — значит комбинировать имеющиеся в нашей сфере вещи и силы (...) Производить (...) — значит создавать другие комбинации из этих вещей и сил».

«Форма и содержание развития в нашем понимании в таком случае задаются понятием «осуществление новых комбинаций». Это понятие охватывает следующие пять случаев:

  1. Изготовление нового, то есть ещё не известного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.

  2. Внедрение нового, то есть данной отрасли промышленности ещё практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.

  3. Освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

  4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его ещё только предстоит создать.

  5. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.»




  1. Этапы развития инновационного менеджмента

факторный подход  функциональная концепция  системный подход ситуационный подход

1. Факторный подход: наука и техника как одних из важнейших факторов развития экономического потенциала страны. Факторы развития производственного потенциала промышленных ИП:

- НИОКР,
- кадры науки,

- материально- техническая база,

- научное оборудование,

информационные фонды

характерно для подхода:

- разработка оценочных критериев для каждой составляющей фактора

- использование преимущественно экстенсивных рычагов развития, связанных с количественным расширением научно-технической сферы

- появление глубоких исследований и практических разработок в области НТП, его оценки и прогнозирования развития.

- статистические факторные модели,

- нормативные методы планирования и организации, основанные на нормативах трудоемкости, материало- и фондоемкости НИОКР, численности и соотношений различных категорий работников.
2. Функциональная концепция

рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений. Существуют различные классификации функций управления инновациями, основанные на разнообразных принципах.

Функции управления - обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные управляющие воздействия на инновационный процесс : планирование, организация и контроль инноваций, а также прогнозирование.

Функциональная концепция базируется на:

- рациональном разделении труда в управлении инновациями,

- специализации управленческих звеньев и оптимизации каждого принимаемого управленческого решения.

Характерно для подхода:

- тщательное регламентирование процедурных аспектов управления (спец. положения об отделах и службах, должностные инструкции, делегирование полномочий и обязанностей).

- экономико-математическое моделирование процессов принятия решений в каждой из функций управления

- в практике управления НИОКР оптимизационные модели формирования тематических планов ИП, календарного планирования работ,

- сетевые методы планирования,

- модели оптимизации организационной структуры ИП.
3.Системный подход

рассмотрение ИП как сложной организационной системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов развития. Системный подход обеспечивает динамичный учет всего множества влияющих на управленческое решение факторов и рассмотрение их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды.

4. Ситуационный подход

пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией,

основан на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.

Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:

а) содержанию — технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.;

б) виду управленческого решения во времени — стратегические, тактические, оперативные;

в) ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;

г) методам реализации управленческих решений.


  1. Функциональная концепция инновационного менеджмента (см.билет 11)




  1. Место инновационного менеджмента в системе управленческих дисциплин


Инновационный менеджмент - самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент - разновидность функционального м-та.

^ Принципы, процессы и методы:

- общего менеджмента,

- специфические формы управления различными функциональными сферами предприятия или видами хозяйственной деятельности.

Объект ИМ: инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.

Аспекты ИМ: наука и искусство управления инновациями,

вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях,

аппарат управления инновациями

Отраслевые дисциплины инновационного менеджмента: управление инновациями в образовании, банковском деле, транспорте, связи и других наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Эти управленческие дисциплины, возникшие как бы на пересечении функционального и отраслевого разрезов теории управления, исследуют специфику методов и инструментов управления инновационными процессами в отдельных отраслях.



  1. Государственная инновационная политика: цель, задачи

Инновационная политика - комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов.

^ Цель политики: гармонизация, систематизация и координация инновационной деятельности

развитие фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований и разработок;

реформирование научно-технологического комплекса;

формирование национальной инновационной системы;

эффективное использование результатов научно-технической деятельности;

интеграция науки и образования;

совершенствование государственного управления развитием науки и технологий;

расширение международного научно-технологического сотрудничества.

^ Задачи политики:

- обеспечить увеличение ВВП страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий на базе развития научно-технического потенциала,

- создание системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

- учет сложившегося уровня спроса на продукцию отраслей промышленности на внешнем и внутреннем рынках

- определение перспектив их развития, структурных изменений основных производственных фондов, объемов ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники.

- обеспечение комплексности, взаимосвязанности инструментов государственной инновационной политики.

- создание условий распространения инноваций: стимулирование конкуренции, ограничение монополий, государственная поддержка, совершенствование налоговой системы, введение определенных налоговых льгот и государственных гарантий и кредитов, обеспечение равных условий для инновационной деятельности всех субъектов независимо от форм собственности и источников финансирования, информатизация общества

^ Задачи ОГВ в инновационной сфере:

- четкая постановка целей и формированные структуры

- использование средств регулирования и поддержки для оказания влияния на инн.сферу

- формирование инфосистемы (знаний об инн.деят-ти) для поддержки гос.функции осуществления инн.деят-ти

^ Меры государственной инновационной политики:

- создающие благоприятную для инноваций социально-экономическую среду

- непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы.

^ Направления государственной политики в инфосфере

- создание общих условий для реализации и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы,

- формирование государственного информационного ресурса,

- создание и развитие информационных систем и сетей,

- создание условий для улучшения информационного обеспечения граждан и организаций,

- формирование и осуществление научно-технической политики в области информатизации с учетом мировых достижений в сфере информационных технологий.

- государственная деятельность в области стандартизации и сертификации продукции и услуг.


  1. Взаимодействие органов государственной власти с предпринимательскими структурами и общественными организациями при решении общенациональных задач в инновационной сфере

Глобальность, многоаспектность и динамичность современных инновационных процессов требуют согласованной координации действий всех участников научно-инновационного цикла и затрагиваемых им общественных отношений — научно-технического сообщества, предпринимательских структур, государственных органов, политической оппозиции, потребителей инновационной продукции, общественных организаций и т. п.

^ Формы согласования госструктурами своей научно-технической и инновационной политики с представителями всех заинтересованных кругов: консультативные советы, комиссии, ассоциации, «круглые столы» и т. д.

Предпринимательские структуры оказывают государству поддержку в данной области, в частности отчислениями в государственные инновационные фонды, финансовой и технической помощью государственным инновационным организациям, спонсированием государственных библиотек, музеев и т. п.

В качестве примеров общих усилий государственных и коммерческих структур можно привести совместное финансирование бесприбыльных инновационных организаций, а также распространенное во многих странах сотрудничество государственных университетов и промышленных компаний, приносящее обоюдную выгоду. Частный бизнес получает быстрый и непосредственный доступ к передовым научным достижениям, а высшие учебные заведения имеют дополнительные возможности финансирования и совершенствования материально- технической базы образования, практического обучения студентов.

Эффективным средством координации действий различных субъектов инновационного процесса, создания целостного механизма генерирования и распространения нововведений является государственное стимулирование трансферта технологий в различных формах: овеществленной, информационной, мобильности кадров и т.п. Для российской экономики в условиях перехода к рынку велика роль государственного содействия формированию ФПГ, способных объединить необходимые научно-технические, финансовые и производственные ресурсы инновационного развития. Согласно Закону РФ «О финансово-промышленных группах» статус ФПГ получают объединения, созданные в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. В России процессы создания ФПГ в значительной мере распространялись на такие высокотехнологичные отрасли экономики, как машиностроение, авиастроение, электронная промышленность. Вхождение в финансово-промышленные группы было доступно только для научных организаций, деятельность которых обеспечивает производство конкурентоспособной продукции не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

Зарубежный опыт показывает растущее значение общественных формирований в регулировании инновационных процессов. Общественные организации способствуют учету интересов различных социальных групп при выработке государственной инновационной политики, содействуют ее реализации в конкретной экономической и социальной практике, осуществляют контроль за расходованием государственных средств на инновационные цели и т. д. В России сформировался ряд общественных организаций, связанных с инновационной сферой, — Союз промышленников и предпринимателей, Союз ученых, Союз научных и инженерных обществ и многие другие. Важным звеном инновационной инфраструктуры стал созданный в 1994 г. Российский инновационный союз,

Проблема инновационного взаимодействия различных структур весьма актуальна также на региональном уровне, где разрабатывается и реализуется значительная часть инновационных проектов. Факторами регионализации инновационного развития являются: специфика научно-технического и производственного потенциалов регионов, кадровое обеспечение, социальные и экологические проблемы инноваций, формирование инновационной инфраструктуры, преимущественно региональный характер малого инновационного предпринимательства и т.п. Местные власти могут стимулировать инновационную активность как непосредственным финансированием научных исследований и разработок из средств местных бюджетов, так и косвенными методами (частичное или полное освобождение от местных налогов и сборов, льготы по федеральным налогам в их части, уплачиваемой в местные бюджеты, предоставление помещений, персональные льготы выдающимся инноваторам и т. п.).

В целях повышения эффективности регулирования местные органы власти создают специализированные подразделения по управлению научно-техническим и инновационным развитием. Совместно с коммерческими, научно-исследовательскими, учебными и общественными структурами местные власти могут создавать региональные инновационные центры, оказывающие услуги инноваторам, формировать фонды содействия инновациям, способствовать привлечению в регион инновационных отечественных и зарубежных инвестиций.

^ Государственная поддержка инновационных социогенем,

т.е. структур, обеспечивающих самовоспроизводство инновационных механизмов. К таким формированиям относятся инкубаторы инновационного бизнеса, наукограды, технопарки, технополисы и т. п. Они, как правило, создаются с привлечением средств организаций различных форм собственности и обеспечивают прохождение нововведений через все стадии — от идеи до внедрения.

Из-за ограниченности местных ресурсов реализация наиболее масштабных региональных инновационных проектов требует взаимодействия с федеральными структурами в рамках общегосударственной региональной инновационной политики, в частности, с привлечением средств созданных в РФ региональных фондов научно-технического развития. В России еще предстоит разработать схему разделения полномочий и координации действий федеральных и местных властей в сфере регулирования инновационных процессов. Одним из первых шагов в данном направлении стала так называемая «инициатива четырех» — соглашение Миннауки России, Минобразования России, Российского фонда технологического развития и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере о взаимодействии в развитии инновационной деятельности в научно-технической сфере, на основе которого разработана Межведомственная программа активизации инновационной деятельности, открытая для участия регионов РФ. Цель программы — создание и развитие инновационной инфраструктуры на основе формирования в регионах инновационно-технологических центров, а также информационных сетей для коммерциализации технологий и подсистем по подготовке кадров для научно- технологического менеджмента. Точкой пересечения интересов различных общественных структур в определенных условиях становятся национализация и приватизация объектов инновационной сферы.

^ Согласование федеральной и региональной научно-технической политики осуществляется органами исполнительной власти обоих уровней в рамках соглашений по вопросам как совместного ведения, так и совместного участия в выполнении федеральных и региональных целевых программ. Взаимодействие Минпромнауки России с регионами строится на основе двусторонних соглашений о сотрудничестве в научно-технической и инновационной сфере. Основные цели соглашений — разработка и реализация их участниками скоординированных мер по сохранению, развитию и эффективному использованию научно-технического потенциала субъектов Федерации, создание условий для проведения научных исследований и инновационной деятельности.

Взаимодействие в области формирования региональной научно-технической и инновационной политики, правового обеспечения, структурных преобразований научно-технологической сферы, информационного обеспечения, международных научно-технических связей:

- на основе совместных планов, в которых определены конкретные мероприятия по каждому из направлений взаимодействия. В рамках соглашения о сотрудничестве с Томской областью принята и реализуется межведомственная программа «Совершенствование и апробация механизмов развития научно-образовательной сферы в условиях реформирования экономики на примере Томской области». Ее участниками стали администрация Томской области, Минпромнауки России, Минобразование России, Сибирское отделение РАН. Распоряжением Правительства РФ данная программа осуществлялась в 1999-2001 гг. как государственный эксперимент.

При реализации данной межведомственной программы были выполнены следующие основные задачи: налажен механизм взаимодействия научных и образовательных учреждений между собой, с органами государственной власти, с предприятиями; обеспечено эффективное использование интеллектуального потенциала; созданы новые формы управления наукой и образованием; сформирована инфраструктура научно-образовательной, научно-технической и инновационной деятельности. Получило дальнейшее развитие межрегиональное и международное сотрудничество; а также обеспечено привлечение дополнительных средств в науку, образование, производство.
^ Стратегическое партнерство вузов и инновационных компаний

«+»

Многие правительства рассматривают применение исследований, проводимых в сфере образования, как значительный потенциал активизаации инновационной деятельности, как катализатор процесса формирования инновационных организаций.

Развитие сотрудничества между вузами и компаниями может дать много дополнительных рабочих мест, увеличить прибыли компаний, что, в свою очередь, означает рост благосостояния в целом.

доступ к новым технологиям, в ногу с новыми разработками, возможность воспользоваться знаниями и навыками высококвалифицированных консультантов, совместно разрабатывать новые технологии, научно-исследовательские услуги и мощности по гораздо более низким ценам, чем коммерческие исследовательские организации.

«-»

- ВУЗы не всегда должным образом оценивают коммерческие аспекты и проблемы промышленников (исследования проводятся не с той степенью неотложности, как это обычно необходимо для компаний)

- политике относительно интеллектуальной собственности (акцент на публикации результатов исследований, чем на патентовании).

- не все исследования в университетах предназначены для практического или коммерческого использования

- масса времени тратится на получение информации, какие исследования проводятся в университетском секторе.

- часто университеты не получают от развития связей с производственными предприятиями ни морального, ни материального поощрения.

^ Основные пути и формы сотрудничества университетов и инновационных компаний, применяемые в мировой практике с целью активизации инновационной деятельности.

- прием на работу в инновационную организацию выпускников и аспиратой университета (специальные гранты для предприятий, призванные субсидировать зарплаты выпускников первые 2 года)

- специальные схемы преподавания (позволяет старшекурсникам и аспирантам работать по специальным инновационным проектам в компаниях и организациях, приводит, к снижению затрат на труд, студенты и аспиранты, работая по проекту, как правило, в течение двух лет, получают ценный практический опыт). Например, Конвенция по технологическим исследованиям высшей школы – CORTECHS во Франции: Министерство научных исследований выплачивает единовременную сумму, покрывающую половину заработка молодого специалиста, включая страховку.

- творческие отпуска (sabbaticals - годичные отпуска преподавателей для научной работы), которые позволяют профессорско-преподавательскому персоналу вузов работать в инновационных компаниях (стимул для возникновения и развития новых идей как на производственных предприятиях, так и в вузе, что может привести к их совместным инновационным проектам).

- создание и развитие связывающих их организационных структур (университет имеет специальную структуру для трансфера, передачи технологий, которая организует разработку и защиту ценных новых технологий и делает их доступными для компаний. Это дает дополнительную прибыль университету и заработки его персоналу, а компаниям помогает найти инновационные продукты и технологии).

- Научные форумы (конференции, симпозиумы, съезды и т.п.) также активно используются вузами для развития их сотрудничества с компаниями. Средствами развития взаимосвязей могут быть и семинары, краткие учебные курсы, семинары-практикумы.

- Формирование в вузах отраслевых клубов также способствует развитию их связей с производственными организациями. Такие клубы проводят регулярные встречи и организуют специальные презентации, способствующие развитию инновационной деятельности.

- сотрудничество вузов с инновационными компаниями посредством таких элементов инновационной инфраструктуры, как технопарковые структуры и информационно-технологические системы.

- «мягкие» и «жесткие» формы интеграции науки и образования

«мягкие»: развитие системы базовых кафедр при крупных научных организациях, расширение практики стажировок студентов, развитие системы научно-образовательных центров при крупных вузах. «жесткие»: формирование крупных интегрированных научно-образовательных комплексов, в том числе «исследовательских университетов».
^ Информационная поддержка и развитие кооперационных связей:

• электронные биржи и базы данных по научно-исследовательским разработкам, объектам интеллектуальной собственности, в том числе созданным за счет бюджетных средств, по услугам сопровождения инновационной

• системы многоуровневого непрерывного образования в инновационной сфере, разработка и реализация программ дополнительного образования в области инновационного менеджмента;

• организация и государственная поддержка проведения инновационной выставочно-ярмарочной деятельности в различных регионах.


  1. Понятие инновационной политики. Инновационная политика на различных уровнях хозяйствования

  1. Государственная инновационная политика - комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. См.также вопрос 14.

  2. ^ Региональная инновационная политика - совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления.

В основе - теория создания благоприятных условий среды для нововведений. Её центральным моментом является динамичная эффективность региональной производственной структуры, а основным инструментом - создание местных синергизм, передача инноваций и технологий (трансфер технологий).

Цель РИП: повышение вклада научно-инновационной сферы в НТП страны, в экономику региона, улучшение социально-экономических показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.

^ Разделы РИП как программы:

1. Анализ состояния научно-инновационной сферы с целью выявления уровня и степени использования инновационного потенциала; перспективности и направлений инновационной деятельности, её масштаба и влияния на конкурентоспособность продукции региона; структурных и институциональных изменений; условий повышения инновационной активности.

2. Цели и приоритеты развития научно-инновационной деятельности в регионе.

^ Принципы РИП:

- региональные цели должны вытекать из общей концепции научно- технического развития страны и не противоречить стратегическим федеральным целям;

- региональные цели должны быть сформулированы с учетом специфики и потребностей региона;

- цели региональной программы должны исходить не из наличия ресурсов и возможностей, наоборот, ресурсная программа должна формироваться из установленных целей;

- конкретная разработка структуры целей и в целом целевой программы должна осуществляться на уровне современных методик с широким использованием независимых экспертов и системы экспертных оценок;

- международного научно-технического сотрудничества;

- государственных (федеральных) программ ускорения научно-технического прогресса;

- собственно региональной (муниципальной) политики развития научно- технического потенциала;

- отдельных промышленных предприятий и научных учреждений государственной и муниципальной форм собственности;

- отдельных приватизационных промышленных и научно-технических фирм;

- применительно к конкретным научным коллективам (группам) и отдельным ученым, самостоятельно решающим приоритетные научно-технические задачи


  1. ^ Инновационная политика предприятия - определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия.

^ Подходы к разработке ИПП:

1. Целью инноваций - получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. При этом внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.

2. Целью внедрения является завоевание (закрепление) небольшого сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли.

^ Области деятельности ИПП:

- исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР, опытное производство и распространение инноваций);

- повышение качества и сертификация продукции;

- обновление производственной базы (техническое перевооружение);

- создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;

- освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой).

Цель ИПП - создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.

^ Принципы ИПП:

- целенаправленность (ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия);

- приоритетность (выбор важнейших направлений деятельности с учётом возможностей предприятия);

- альтернативность проектных решений (разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них);

- комплексность (охват инновациями смежных сфер деятельности);

- обоснованность (обоснование научно-технического, соц., эколог., эк. эффектов с учётом факторов внешней среды);

- адаптивность (корректировка плана проведения ИПП в связи с изменением факторов внешней среды).


  1. Методы регулирования государством инновационной деятельности

  1. мотивационные (экономические регуляторы, которые благоприятствуют развитию инноваций)

Льготное налогообложение и кредитование

Бюджетное дотирование

Таможенное регулирование (таможенные преференции)

Эффективная амортизационная политика

Совершенствование системы ценообразования (установление и применение правил полной капитализации затрат на НИОКР, включая затраты на приобретение лицензий, патентов)

Страхование рисков (включение в стоимость инновационного проекта страховых взносов как платы за риски при его реализации)

  1. нормативно-правовые (отношения в сфере авторского права, между субъектами инн.деят-ти и т.п.)

Законодательная защита отечественных товаропроизводителей и их прав интеллектуальной собственности, государственный протекционизм

Нормативно-правовое регулирование и администрирование

Патентно-лицензионная деятельность в целях распространения нововведений

  1. методы комплексного научно-технического исследования, инвестирование в НИОКР

Участие в проектах, результаты которых имеют двойное применение

Адаптация инновационных проектов к региональным условиям

  1. формы воспроизводства инновационного научно-технического потенциала (кадры, образование, кооперация ученых и бизнеса)

стимулирование закрепления высококвалифицированных кадров, их переподготовка, обучение и привлечение молодых специалистов для работы по новым технологиям.


  1. Факторы конкурентоспособности организации

Вариант 1

Вариант 2 по В. Куликову:

I группа

1. Макроэкономические:

- роль государства — имеется в виду степень и характер государственного регулирования экономики;

- условия конкуренции контроль участия на рынках, наличие взаимосвязанных корпоративных групп и существование барьеров на пути входа на рынок;

- распределение труда и капитала;

- обменный курс валют, процентная ставка и состояние распределения фондов через правительственные учреждения;

- коммуникации и инфраструктура (действенность и гибкость коммуникаций в таких аспектах, как обмен информацией, торговля, распределение и поставка деталей и других компонентов, материалов и сырья).

2. Факторы микроуровня.

^ II группа

Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия:

- вызывающие необходимость изменения конкурентоспособности — возникают как результат сдвига в рыночной потребности в продукции предприятия выражающиеся в изменении требований к качеству, ассортименту и др. ;

- ограничивающие изменение — характеризуется направленным воздействием конкурентов; возникают вследствие ограничений, отражающих сложившиеся пропорции экономики и ограничений в самом предприятии (например, обусловленных технологией), а также вследствие объема инвестиционного потенциала.
Иерархия источников конкурентоспособности (по Портеру):

- низкого ранга — дешевая рабочая сила или сырье, которые могут легко получить конкуренты, т.е. это преимущества на основе уровня издержек;

- более высокого ранга — патентованная технология, дифференциация на основе уникальных товаров или услуг, репутация фирмы, основанная на усиленной маркетинговой деятельности, тесные связи с клиентами, инновационная по характеру организационная и управленческая деятельность.
С развитием экономики у конкурентоспособности были различные источники, значимость которых менялась с ходом истории.

В XVIII—XIX вв., в эпоху становления капитализма, главными источниками конкурентоспособности были сравнительные преимущества: заработная плата, обменные курсы, экономическая, фискальная политика государств.

Послевоенные годы XX в. сопровождались бурным ростом потребления, то были рынки продавцов. Главными параметрами, определяющими конкурентоспособность компании в то время, являлись ее величина, мощь, масштабы производства и деятельности.

В настоящее время, когда спрос в основном насыщен, рынки стали рынками покупателей, стремительно сокращается жизненный цикл продуктов, очень сильная дифференциация продукта, в силу вступают новые факторы конкурентоспособности: это инновации, способности (умения) фирмы, гибкость и др.


  1. Национальные инновацинные системы в условиях глобализации

НИС – национальный инновационный стиль

НИС (институциональный подход) - совокупность институтов, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают разработку и распространение инноваций в пределах конкретного государства.

В течение последних десятилетий наблюдается усиление национальной специфики развития инновационной сферы.

Оособенности и характер НИС обусловливают:

  • естественные ресурсы,

  • эк.-географическое положение,

  • исторический фактор,

  • система исследований и разработок,

  • политические факторы (например, поддержка НИОКР в оборонном секторе по политическим причинам),

  • взаимоотношения между пользователями и производителями,

  • система образования и переподготовки,

  • характер других национальных институтов.

НИС предполагает существование различных инновационных стилей в различных странах, с другой - глобализация подразумевает диффузию, распространение технологического знания и инноваций по всему миру.

Наиболее вероятное средство глобализации технологий - многонациональные корпорации, которые распространяют технологический опыт по своим дочерним структурам, находящимся в различных странах и регионах.

Подход Дж. Кантвелла к проблеме «национальное или глобальное»: глобализация технологий в многонациональных компаниях имеет тенденцию усиливать, а не размывать или разрушать национальные модели. Глобализация означает международную интеграцию инновационной деятельности в рамках многонациональных корпораций путем усиления специализации дочерних структур в соответствии с различными требованиями в различных странах и регионах.

Патентная статистика является богатым источником эмпирических фактов по проблемам, связанным с особенностями инновационно-технологического развития.

Показатели НИС:

  1. патентная активность

  2. кол-во иннов.предприятий

  3. степень разработки системы мер для установления инн.деят-ти

  4. стратегические приоритеты в инн.политике и сфере

  1   2   3



Скачать файл (742.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru