Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Исследование роли и места художественной литературы в жизни студентов - файл 1.doc


Исследование роли и места художественной литературы в жизни студентов
скачать (141.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc142kb.25.11.2011 11:40скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...




Введение.

Темой своей курсовой работы я выбрала исследование роли и места художественной литературы в жизни студентов.

Актуальность этой работы заключается в том, что художественная литература занимала и занимает одно из ведущих мест в сфере увлечений студентов. Существует мнение, что с развитием компьютерных технологий интерес к литературе заметно уменьшился. Но с другой стороны, с появлением всемирной компьютерной сети художественная литература стала гораздо доступнее. Теперь любой человек, имеющий дома персональный компьютер, может за считанные минуты найти любое произведение, будь то творчество таких классиков как Достоевский, Л. Н. Толстой или современная проза Пелевина, Акунина. Ни для кого не секрет, что именно художественная литература формирует мировоззрение человека. Отмечу, что разговорная речь студента также во многом зависит от того, какие книги он читает. Литература прошлых лет является для современного студента неким учебником по истории мира, где он может почерпнуть для себя много нового и интересного.

^ Разработанность темы:

При просмотре материала на эту тему, я поняла, что больше внимания уделяется социальной стратификации досуга, влиянию социальной сферы, в которой трудятся представители определенных профессий, ориентированы на определенные сферы досуга. Или, например, в журнале «Социс» (№12, 2001 год) опубликована статья И. А. Бутенко под названием «Подростки: чтение и использование компьютера»1, где автор замечает, что новые технологии все глубже и глубже проникают в нашу жизнь, а подростки наиболее восприимчивы к таким изменениям; пытается выяснить насколько упал интерес к чтению с появлением огромного количества «журналов, прежде всего развлекательного характера, компьютера, телевидения и так далее». Однако статей на данную тематику совсем немного, чаще всего встречаются работы на тему досуга молодежи в разных городах («Социс» №12 2001 год. Г.Г. Анашкина. «Досуг интеллигенции в Ульяновске»).2 Также для написания своей курсовой работы мною были рассмотрены работы Р.А. Стеббинса «Свободное время: к оптимальному стилю досуга («Социс» №7, 2000 год)3, Н.Д. Сорокиной «Перемены в образовании и динамике жизненных стратегий студентов» («Социс» №10, 2003 год), 4а также литературные статьи доктора филологических наук В.В. Агеносова5, кандидата филологических наук А.В. Леденева6 и др.

^ Цель работы:

Изучить не только влияние художественной литературы, как классической, так и современной, на жизнь студентов, но и понять какое место она занимает среди прочих увлечений студентов.

^ В соответствии с целью, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • Роль художественной литературы в культурной коммуникации: в чем ее особенность наряду с телевидением, ПК, спортом, музыкой и другими увлечениями.

  • Выяснить, какая литература наиболее востребована современными читателями.

  • Является ли художественная литература руководством к действию для студентов.

  • Не потеряла ли художественная литература своей актуальности с появлением ПК, всемирной компьютерной сети (интернет), средств массовой информации.

В соответствии с темой: объект курсовой работы – студенты, предмет – воздействие художественной литературы на студентов.

Структура: данная работа начинается с введения, которое состоит из актуальности, разработанности проблемы, целей и задач, определения объекта и предмета исследования, структуры работы. Основная часть разделена на две главы («Определение художественной литературы, ее место в становлении духовной личности молодежи» и «Влияние художественной литературы на мировоззрение молодежи»), которые, в свою очередь, делятся на подпункты (1.1 Определение художественной литературы, ее сущность. 1.2Место художественной литературы в жизни молодежи, ее роль в формировании мировоззрения. 1.3 Духовная культура и личность. 2.1 Современная литературная ситуация. 2.2Чтение и использование компьютера. 2.3 Литературные предпочтения студентов, принадлежащих к разным «образовательным» группам). Основные выводы содержатся в заключении работы. Представлены оглавление и список литературы.
Глава 1. Определение художественной литературы, ее место в становлении духовной личности молодежи.

1.1 Определение художественной литературы, ее сущность.

Предметом моей курсовой работы является художественная литература. Как и научная, художественная литература своим содержанием имеет жизнь, все интересное в ней для человека. Материалом для художественной литературы служит человек во всем многообразии его стремлений, его деятельности. Но так как человек живет и действует в окружающем его мире, то в художественных произведениях изображается и природа, и созданная человеком материальная культура. Все это служит для характеристики людей и условий их жизни.

«Отличие художественной литературы от научной так определял великий русский писатель и критик Н.Г. Чернышевский: «Главная цель ученых сочинений… та, чтобы сообщить точные сведения по какой-нибудь науке, а сущность произведений изящной словесности – в том, что они действуют на воображение и должны возбуждать в читателе благородные понятия и чувства. Другое различие состоит в том, что в ученых сочинениях излагаются события, происходившие на самом деле, и описываются предметы, также на самом деле существующие или существовавшие, а произведения изящной словесности описывают и рассказывают нам о живых примерах, как чувствуют и поступают люди в различных обстоятельствах, и примеры эти большею частью создаются воображением самого писателя. Коротко можно выразить эти различия в следующих словах: ученое сочинение рассказывает, что именно было, есть, а произведение изящной литературы рассказывает, как всегда или обыкновенно бывает на свете. Читая художественное произведение, мы переносимся в изображаемую писателем жизнь, становимся на сторону одних героев, которые возбуждают нашу симпатию или любовь, и с ненавистью или насмешкой относимся к другим».7

Итак, художественное произведение дает картины жизни, отражает ее в образной форме. Писатель создает образы, которые как бы оживают под его пером, и мы видим, как живых, его героев.
1.2 Место художественной литературы в жизни молодежи, ее роль в формировании мировоззрения.

Каждый из нас прочел за свою жизнь немалое количество книг и, наверное, не раз удивлялся тому, что «дела минувших дней, преданья старины глубокой» способны волновать, тревожить, радовать, словом воздействовать на наш внутренний мир. Литературное произведение не замкнутый мир, любой писатель связан со своей эпохой. Поэтому каждый образец художественной литературы является своеобразным зеркалом того времени, в котором жил автор. Осваивая историю литературы, мы наблюдаем и за историей государства, видим, чем отмечена каждая новая эпоха во всех областях жизни народов.

Творцы издавна пытались понять секрет воздействия своих произведений на человека. В рассказе «Читатель» М. Горький заметил, что «задача литературы – облагородить человека». 8Однако искусство не проникает в человека и не делает его выше, значительнее, чище, если в его руках нет ключа к этим бесценным кладовым мудрости и красоты. Чтение литературного текста, по точному выражению философа В. Асмуса, - «труд и творчество».9 Читатель должен понять намерения автора и оценить то, как они воплощены в слове. Но каждый истинный художник создает новый неведомый нам ранее мир, и нам каждый раз надо учиться его постигать. Смысл литературного анализа и заключается в том, чтобы учиться постигать дотоле неведомое.

Невозможно предугадать, как воздействует художественная литература на того или иного человека. Точно также как нет одинаковых людей, нет и совпадающих мнений на тот или иной объект исследования. Известный педагог 19 века В. И. Водовозов как-то читал своим маленьким ученикам басню Крылова «Стрекоза и муравей» и хотел, чтобы дети оценили мудрость трудолюбия, а легкомыслие осудили. Но ученики оказались растроганы судьбой бедной стрекозы. Они говорили: «Муравей такой жестокий! Конечно, он прав, что заранее подумал о том, что будет зима, он трудился. Но стрекоза такая красивая. И что плохого она сделала? Пела все лето и прыгала. Так ведь весело было. Водовозов был потрясен этим сочувствием детей бездумной стрекозе.

Советский же психолог Л. С. Выготский считает, что дети в данном случае во многом правы. 10Ведь всякое настоящее произведение вызывает у нас целую гамму чувств. Писатель вовлекает читателя в сложный лабиринт противоречивых мыслей, переживаний, оценок, показывает в каждом человеке и доброе и дурное, в одном и том же событии высокое и ничтожное. Отсутствие однозначной единственной оценки события ли, поступка ли человека – верный и обязательный признак настоящего искусства. Поэтому любое истинное произведение искусства заставляет нас не только сопереживать героям, но и принимать непосредственное участие в их жизни, а, следовательно, заставляет изменяться и формироваться в ту или иную сторону наше мироощущение.

Анализ требует не только усилий разума. Без раскованности воображения, без склонности к сопереживанию читатель не сможет войти в текст литературного произведения. Пушкин писал об этом чуде оживания печатной строки в душе читателя:

^ Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь.

Итак, следуя из всего вышесказанного, я могу сделать вывод: если вы хотите получать пользу от общения с произведениями художественной литературы (а кто же этого не желает?), нужно учиться понимать его так, чтобы смысл и творчество не шел в разрез с вашим душевным состоянием, чтобы с прочтением каждой новой книги у вас что-то оставалось. Мне кажется, что именно в этом и состоит основная роль художественной литературы в культурной коммуникации. Ее особенность наряду с телевидением, интернетом, ПК, спортом и другими увлечениями в том, что книги в большей степени воздействуют на формирование личности студента.

1.3Духовная культура и личность.

Для того чтобы понять, какая литература наиболее востребована, и выяснить, как именно она воздействует на студентов, мне бы хотелось сопоставить духовную культуру и личность.

«История человеческой культуры – это история человеческого разума. Исторический опыт поколений воплощен в созданных культурных ценностях».11 В рамках моей курсовой работы, я буду рассматривать художественную литературу, как главную культурную ценность, созданную самим человеком. При общении человека с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Можно сказать, что мы наблюдаем за импровизированным «снежным комом»: каждый новый «временной пласт» художественной литературы, осваиваемый нами, наделяет сущность авторским жизненным опытом, расширяет кругозор. «Более свободно и непринужденно в современной культуре чувствует себя тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития».12 Именно поэтому изучение художественной литературы начинается для нас еще в школьные годы.

^ Итак, мы видим, что художественная литература сильно воздействует на внутренний мир студента и во многом является для него своеобразным руководством к действию.

Существует понятие «микрокосм человека». «Античные философы называли внутренний, духовный мир человека «микрокосмосом» - в отличие от «большого мира» - «космоса», который окружает и самого человека и населенную человечеством область Вселенной. «Микрокосм» человека с одной стороны сугубо индивидуален, поскольку каждый из нас неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, общие иногда для всего человечества, иногда для этнической или возрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива.»13 Мне кажется, что литература, а тем более художественная, занимает одну из решающих «ступеней», ведущих к формированию подобных отличий или совпадений в «микрокосмах» человека. И группой, наиболее подверженной такому влиянию, по моему мнению, являются именно студенты. Ведь институт, университет или любое другое высшее учебное заведение становиться для многих представителей молодежи «первым глотком свободы». Именно здесь формируются основные жизненные (социальные, экономические, политические и другие) постулаты.

«Художественная литература во многом удовлетворяет духовные потребности человека. Это, прежде всего потребности в знаниях о мире, о себе, о смысле, о значении своей жизни. На удовлетворение этих потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятельность человека». 14

И снова я могу сделать вывод, что литература является незримой «плитой» для строения основных жизненных постулатов молодежи (в данном случае студенчества). С точки зрения социологии, познание – фундамент духовной жизни личности, общества, и именно книга напрямую связана с познанием.

Для того чтобы подтвердить собственные рассуждения на тему значения художественной литературы в жизни студентов, я приведу отрывок из учебного пособия С. М. Флоринского: «Художественно нарисованные картины человеческой жизни обогащают наш ум знаниями, волнуют наши чувства, побуждают нас к действию, к воплощению в жизнь тех благородных понятий и чувств, которые выражены в произведении…. В художественной литературе перед нами раскрывается жизнь людей во всем ее многообразии в разные века и у разных народов. Так, в произведениях русской художественной литературы раскрываются картины жизни русского народа в разные периоды его истории. Черты древнерусского быта запечатлены, например, в «Песне о вещем Олеге» Пушкина; о быте и нравах людей 16 века повествует «Песня про купца Калашникова» Лермонтова, мрачная эпоха крепостного права изображена в «Дубровском» Пушкина, в «Муму Тургенева и так далее. Во время существования Советского Союза, борьба трудящихся масс за укрепление Советской власти также изображалась в произведениях художественной литературы (Фурманов «Чапаев», Н. Островский «Как закалялась сталь»).

А.М Горький рассказывает, сколько радости давала ему художественная литература, как она раскрывала ему глаза на мир: «Точно какие-то дивные птицы сказок, книги… пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своем стремлении к добру и красоте…»

«Поэты, - говорит Чернышевский, - руководители людей к благородному понятию о жизни и благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего прошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить все благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее».

Являясь одним из видов искусства – искусством слова, художественная литература развивает в человеке чувство прекрасного, учит его видеть и понимать красоту самой жизни и красоты художественного слова, литературных образов картин жизни, которые создает писатель».15

^ Итак, во-первых, литература – это «учебник жизни», как называл ее Чернышевский. Литература обогащает наши знания о жизни.

Во-вторых, она воспитывает людей, является руководителем человека в жизни, прививая ему высокие благородные понятия, чувства, стремление к труду, к борьбе за свободу и счастье….


^ Глава 2. Влияние художественной литературы на мировоззрение молодежи.

2.1 Современная литературная ситуация.

В первой главе своей курсовой работы я уже упоминала о том, что художественная литература оказывает сильнейшее влияние на мироощущение человека. Теперь мне бы хотелось остановиться на этом более конкретно.

«На рубеже «перестройки», в 1985 - 1986 годах, в центральных журналах были опубликованы три произведения, сразу попавшие в фокус общественного внимания: «Пожар» В. Распутина, «Плаха» Ч. Айтматова и «Печатный детектив» В Астафьева. Общим в этих разных по стилистике произведениях было обращение к материалу современной жизни и невиданная для литературы предшествующих лет активность, даже резкость в выражении авторской позиции. Перед читателем раскрывались неприглядные картины современного советского быта и нравственной деградации человека: алкоголизм, наркомания, необузданная преступность, разнузданные проявления животных инстинктов в человеке, его духовное обнищание».16 Можно сказать, что именно с этого периода начинается отсчет новой литературной эпохи. Издаются книги, в большей степени уделяющие внимание общественной жизни. Естественно, что такие произведения оказывали, и оказывают до сих пор, значительное влияние на внутренний мир молодого человека.

В этот период (на рубеже 80-90-х г.г.) самым живым и общественно значимым участком литературного процесса оказалась так называемая возвращенная литература. Большой читательский резонанс был вызван публикацией поэм А. Ахматовой «Реквием» и А. Твардовского «По праву памяти». Оба произведения в свое время не могли быть напечатаны из-за очевидного общественно-политического инакомыслия, проявленного их авторами.

«Полностью и окончательно вернулись к отечественному читателю М. Булгаков, О. Мандельштам, эмигрантский И. Бунин и другие опальные художники, чьи книги частично издавались уже в 60-е годы.

Однако теперь их произведения возвращались в иной общественно-психологический и эстетический контекст, чем тот, в котором они создавались, и потому сразу же приобретали двойной статус, воспринимаясь читателем и как факты прошлого, и как живые явления истории современной. В оценке этих произведений преобладали не эстетические, а исторические и нравственные критерии: в ход шли категории «исторической правды», подлинности, восстановления справедливости».17

Такие современные писатели, как Л. Петрушевская («Рассказы о животных» и т.д.), Т. Толстая (повесть «Кысь», сб. «День», «Ночь» и т.д.), далеки от злободневных политических страстей, их влечет глубина частной жизни человека. Душа конкретного, «маленького» человека для этих писателей не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи. Проблематика отношений между человеком и окружающим его миром, механизмы опошления и оподления или, напротив, сохранения нравственной состоятельности – вот круг наиболее общих вопросов, объединяющих этих ярких мастеров современной прозы.

Итак, появляется литература, ориентированная не столько на идеологические, сколько на собственно изобразительные цели, на исследование социально-психологических и нравственных координат современной жизни.

Понятно, что художественная литература, ориентированная на внутренний мир индивида, не может не привлекать к себе внимание общества. Но тогда почему же легкие литературные жанры (женские романы, детективы, глянцевые журналы, комиксы и т. д.) пользуются большей популярностью? Чтобы ответить на этот вопрос, я приведу отрывок из статьи кандидата филологических наук А.В. Леденева: «С середины 50-х вплоть до конца 80-х годов важнейшую роль в литературном процессе играли «толстые» литературно-художественные журналы. Появившись на страницах «Нового мира» или «Нашего современника», то или иное произведение обретало обширную (и весьма подготовленную) читательскую аудиторию, получало критическую интерпретацию и становилось живым фактом литературного процесса. При этом пропорции между «серьезной» и «массовой» литературой складывались, безусловно, в пользу первой.

В 90-е годы тиражи «толстых» ежемесячников понизились в десятки раз, гораздо чаще, чем прежде, литературная продукция стала попадать на прилавки магазинов, минуя журнал. Коммерческие, а не эстетические критерии все больше определяли книгоиздательскую политику. В связи с этим развлекательная беллетристика потеснила серьезную литературу. Реагируя на приливы и отливы читательского спроса, издатели быстро насытили книжный рынок тем, что приносило им коммерческий успех: детективными и криминальными романами, фантастикой, переводами зарубежной детской литературы, «разоблачительными» журналистскими расследованиями. Едва ли не самое видной место на книжном рынке середины 90-х годов принадлежало так называемому женскому роману.

Наконец, серьезнейшее воздействие на положение литературы в современной культуре оказала глобальная переориентация аудитории на зрелищные формы художественной информации. Телевидение и видео продукция в 90-е годы заняли лидирующее место на рынке информационных услуг, а так называемый щоу-бизнес потеснил традиционные искусства – литературу, изобразительное искусство, классическую музыку.

В этой ситуации художественная литература, традиционно играющая ключевую роль в культурной коммуникации, не может не меняться. Уточняются сами социокультурные функции литературы. Сегодня она постепенно отходит от злободневной публицистичности, характерной для второй половины 80-х годов. Ей трудно конкурировать в этом отношении с журналистикой, особенно с электронными средствами массовой информации».

Итак, А.В. Леденев утверждает, что главным конкурентом художественной (серьезной) литературы в наше время становятся «зрелищные формы художественной информации» (электронные средства массовой информации). Этот вывод является решением одной из задач моей курсовой работы (не потеряла ли художественная литература своей актуальности с появлением ПК, всемирной компьютерной сети (интернет), средств массовой информации).
2.2 Чтение и использование компьютера.

Я уже упоминала во введении, что тема моей курсовой работы практически не разработана. Но, тем не менее, мне бы хотелось использовать некоторые данные из написанных уже работ. В журнале «Социс» за год приведена таблица «предпочтения молодежи по проведению досуга:





Виды досуга

Доля опрошенных

Дома:

Чтение книг, журналов

54,0




Просмотр телепередач, видеофильмов; прослушивание радиопередач, аудиокассет.

77,6




Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание, столярные работы и др.)

10,5




Художественные промыслы (рисование, лепка, фитодизайн, роспись по различным материалам и др.)

11,1




Сочинения (стихи, проза и др.)

9,7




Компьютер (игры)

39,7




Компьютер (программирование, отладка)

19,4




Техническое творчество

4,6




Спорт, здоровый образ жизни

44,2




Уход за домашними животными

28,2




Общение с друзьями

73,6




Другое (укажите, что именно)

2,8




Затруднились ответить

1,2

Вне дома:

Клубы по интересам (кинологи, любители бардовской песни, экологи, любители бега, футбола и т.д.)

9,1




Спортивные секции

27,4




Посещение катка, бассейна, спортивных площадок самостоятельно

33,1




Курсы иностранных языков

19,6




Секции и кружки технического творчества

1,2




Секции и кружки народных промыслов

0,8




Обучение музыке, танцам, рисованию и т.д.

14,7




Факультативы при учебных заведениях

6,5




Посещение библиотеки, читальных залов

14,5




Посещение кинотеатров

30,0




Посещение театров

32,3




Дискотеки

57,3




Посещение кафе, баров

40,9




Дача, приусадебное хозяйство

24,2




Массовые праздники, гуляния

37,1




Профессиональные ассоциации

3,6




Политические объединения

2,4




Общение со сверстниками в клубах свободного посещения, на улице

46,4




Другое

2,6




Затруднились ответить

2,0


Исходя из данных таблицы, я могу сделать некоторые выводы. Мы видим, что чтение занимает далеко не последнее место среди увлечений молодежи (54,0; больше половины). Из чего следует, что художественная литература занимает не последнее место в культурной коммуникации, наряду с телевидением, спортом, персональным компьютером, интернетом и так далее.

Проблема чтения и использования компьютера также рассматривается в работе И.А. Бутенко «Подростки: чтение и использование компьютера», опубликованной в журнале «Социс» за 2001 год. В своей статье автор замечает, что новые информационные технологии все глубже проникают в труд и быт россиян. Экранная культура охватывает широкие слои населения; компьютерная грамотность становится атрибутом современного человека. Информатизация – это не просто еще одна характеристика общества, значение которой специалисты ставят в ряд с изобретением колеса и печатного станка. Она меняет привычный характер и форму восприятия информации.

1. Проблема.

«Дети и подростки наиболее восприимчивы к новым технологиям. С одной стороны, именно они – наиболее увлеченные пользователи, а нередко и программисты, поражающие взрослых своей хваткой и сообразительностью. С другой – в последние два десятилетия учителя, библиотекари, некоторые родители в нашей стране выражают опасения по поводу того, что дети читают все меньше, что печать проигрывает соревнование за читательское внимание к экрану – телевизионному или/и компьютерному.

Есть ли шансы у печатных носителей информации привлечь внимание юных? С удовлетворением каких потребностей связаны данные шансы? Имеются ли среди учащихся, «обреченных» на ежедневное общение с учебниками, «группы риска», возникшие в связи с компьютеризацией?

Спад интереса населения к чтению книг и, особенно, - «серьезной литературы», и рост внимания к журналам, прежде всего – развлекательного характера, наблюдается в разных странах. Отмечается тенденция к прагматизации чтения, которое, кстати, нередко меняет масштаб и/или принимает новые формы (читаются произведения кратких жанров – статьи в энциклопедиях и справочниках, инструкции и руководства, все чаще в этой связи обращаются к электронным носителям). Развиваются гедонистические потребности, и их удовлетворение, ранее в значительной степени связанное с «развлекательным» чтением, все чаще увязывается с иными – аудиовизуальными, прежде всего – формами развлечений.

Многие исследователи ведут речь о двух революциях конца ХХ века – в библиотеках и в обучении, или о технологической и интеллектуальной; специалистами разных областей знания тщательно анализируется массовый переход к «реальности» компьютерного экрана. Среди юных большое значение придается электронным играм….

Педагогами, социологами, психологами разных стран постоянно обсуждаются вопросы о том, как стимулировать обращение грамотных людей к изданиям, печатным и электронным. Специалисты исследуют пути и разрабатывают средства, позволяющие сочетать в компьютерных играх развлечение и обучение.

Особенности протекания поздней и ускоренной модернизации, когда резкие, коренные изменения в образе жизни, мышлении наблюдаются не в ходе смены трех-четырех поколений, как это было во Франции, Германии или Англии, а в течение жизни одного поколения, определили российские особенности информатизации и ее влияния на образ жизни и мыслей граждан, в том числе юных. Перемены, происходящие с чтением, наиболее стремительны. Обнаружено, что и в России чтение для старшеклассников является, в первую очередь, развлечением и отдыхом. Существуют гендерные различия в предпочитаемых видах изданий. По мере взросления снижается интерес к печатному слову, падает престиж чтения, сокращается его доля в структуре свободного времени; чтение становится более индивидуальным, прагматичным, информационным, поверхностным; чтение по школьной программе значительно преобладает над досуговым; популярными становятся детективы, романы ужасов, сентиментальная любовная литература, печатные версии кинороманов; возрастает число подростков, ограничивающихся только чтением периодики.

^ 2. Сбор данных.

Задачами настоящего исследования оказалось выявление степени сходства/различия между читателями и пользователями компьютера в следующих аспектах:

  1. содержании досуга (наборе занятий по выбору);

  2. соотношения деловых и гедонистических мотивов чтения;

  3. способах и целях использования компьютера («деловом» - работе в редакторах, программировании, получении информации и «развлекательном» - игре, прослушивании аудиозаписей, просмотре изображения);

Для решения поставленных задач были выделены следующие три группы лиц: 1) «читатели» - подростки, посещающие библиотеку; 2) «программисты» - подростки, занимающиеся в компьютерных кружках; 3) «игроки» - подростки, играющие на игровых автоматах. Для выяснения значения компьютера для читателей среди посетителей библиотеки были отобраны те, кто владеет компьютером, то есть занимаются в библиотеке в компьютерном кружке.

В декабре 2000 года проведено зондажное исследование. Сплошной опрос занимающихся и пришедших в день его проведения осуществлен в компьютерном классе при Российской государственной детской библиотеке, в компьютерном кружке дома пионеров на Полянке, а также в зале игровых автоматов. Всего опрошено 90 человек.

3. Чтение.

Респондентам предложили определить отношение к чтению, выбрав ответ из числа предложенных. Представители двух первых групп о себе говорили сходным образом. «Читатели», в целом «самоопределяясь» несколько чаще (1,73 против 1,66 и «программистов»), в первую очередь выбирали ответ «когда отдыхаю, люблю почитать что-нибудь легкое, развлекательное» (11 упоминаний), затем – что любят читать, но обычно не хватает времени, что хотели бы читать не книги, а журналы (по 7). Чтение по заданию упомянуто в 5 случаях. У «программистов» на первом месте «больше люблю читать не книги, а журналы» (17 упоминаний), затем – «легко, развлекательное» (9) и после этого – «чтение нужно в основном для занятий» (5). Что касается «игроков», они выбирали меньше суждений (1,030, и, прежде всего, те, что характеризуют их как не-читателей («не только я, но и мои друзья не любят читать» - 19, чтение по заданию – 5, «много читать не люблю» - 4)
^ Распределение ответов на вопрос: «Что ты делал (а) вчера?»

^ Род занятий

«Читатели»

«Программисты»

«Игроки»

Смотрел телевизор

22

16

16

Готовился к занятиям

20

22

17

Общался с друзьями

17

9

10

Играл в электронные игры

14

8

3

Гулял

13

9

12

Смотрел видеофильм

11

2

1

Занимался в секции, кружке

8

3

1

Слушал музыку

8

9

2

Читал книги вне школьной программы

7

5

5

Заходил в Интернет

4

2

1

Читал газеты, журналы

4

6

0

Другое, в том числе:

3

4

12

Играл в зале игровых автоматов

-

-

12

Среднее число ответов

4,36

3,16

2,66

^ Распределение ответов на вопрос: «Какие произведения ты предпочитаешь читать на досуге?»

^ Тип литературных произведений

«Читатели»

«Программисты»

«Игроки»

Книги ужасов


13

2

5

Детективы

12

6

8

Юмористические произведения

11

11

3

Комиксы

8

4

7

Энциклопедии, справочники

6

2

2

Фантастика, фэнтези

7

8

6

Научно-популярные книги

5

8

1

Русская классика

5

2

2

Зарубежная классика

5

3

-

Исторические произведения

4

1

1

Учебные издания

3

3

1

Боевики

-

1

1

Сентиментальные, любовные романы

1

-

-

Книги про аномальные явления

1

0

1

Книги, посвященные жизни известных людей

-

4

4

Среднее число ответов

2,73

1,83

1,33


«Программисты», говоря о журналах, называют специализированные издания («Игромания», «Хакер», «Навигатор», «Game Exe», «Mega game»). % раз упомянут журнал «Cool» - развлекательное издание в глянцевой обложке. «Читатели», дав меньше ответов (0,36 по сравнению с 0,77 среди «программистов»), говорят чаще о другого рода изданиях «Авто ревю», «Книжный мир», «? Дней» и т. п.

Около половины опрошенных сообщили, что читали в течение последней недели что-либо вне школьной программы, «читатели» об этом говорили несколько чаще (18 против 16 у «программистов» и 5 у «игроков»). «Читатели», оправдывая название своей подгруппы, привели значительно больше названий произведений, которые они предпочитают читать на досуге (2,73 против 1,83 у «программистов» и 1,33 у «игроков», табл. 3).

Наибольшей популярностью у «читателей» пользуются книги ужасов, детективы и юмористические произведения; у «программистов» - юмор, фантастика и фэнтези. Интересно, что на вопрос о любимых литературных героях четверо «читателей», 12 «программистов» и 13 «игроков» ответили, что таких у них нет. В полученных ответах (в среднем 1,24; 1,13 и 1,00 соответственно) также заметны следы школьной программы (Тарас Бульба, Гринев, Пугачев, Чацкий). Сюда попали Пушкин с Лермонтовым, Джек Лондон, Толстой…

Итак, «читатели» и «программисты» интересуются «деловой» (учебной и специальной) и развлекательной литературой. Последние, в большей мере, перешли к чтению специализированных изданий (научно-популярных книг, специальных журналов). «Игроки» как читатели ограничиваются школьными изданиями.

Исследование подтвердило сохранение существенных гендерных различий в использовании компьютера, но хотелось бы обратить внимание на другое. Обнаружены значительные расхождения между ответами представителей трех групп респондентов, которые по интересующим автора вопросам появились в большей мере не между «читателями», с одной стороны, и остальными посетителями – с другой, а между «программистами» как группой, наиболее восприимчивой к мировым тенденциям в области чтения и «игроками», в сконцентрированном виде демонстрирующими оборотную сторону обсуждаемых процессов – отход от чтения, скудность досуговых занятий, отсутствие интереса к дополнительным занятиям и т. п. «Читатели» оказались промежуточной группой, примыкающей в большей степени к «программистам». Попытаемся рассмотреть некоторые возможные следствия различий между «программистаими» и «игроками», обратившись к ответам на вопросы, сформулированные в начале статьи.

Хотя многочисленные программы по литературе и чтению для детей, подростков и взрослых, экранизации художественных произведений стимулируют интерес к чтению, его характер, а следовательно, и эффекты от него изменились. Экранная культура влияет на все возрастные группы, но в данном случае эффекты далеко не идентичны.

Что касается шансов печатных носителей, то применительно к «программистам», очевидно, проблема стоит не слишком остро: они постигают новое, а также развлекаются, обращаясь к различным носителям информации.

А вот «игроки» оказываются в группе риска, поскольку их навыки поиска и потребления информации, требующие подкрепления и развития, таковых не могут получить в виду того, что читать они не любят, поиском информации не озабочены, потребляют главным образом то, чем в готовом виде их снабжают телеэкран и друзья. Именно «игрокам» грозят многие негативные последствия информатизации. Распространение экранной культуры, для которой свойственна подача информации в рамках кратких жанров, в чрезвычайно привлекательной упаковке, вызывает, прежде всего, значительные трудности в их психофизическом развитии. Дело в том, что увеличивающийся объем и меняющиеся формы подачи информации порождают мозаичность восприятия, вызывают трудности с концентрацией внимания, создают невозможность сосредоточиться надолго, выстроить логику. Не случайно в последние два десятилетия специалисты обратили внимание на явление, получившее название «трудности концентрации внимания» (Attention Deficit Disorder).»18

^ Итак, исходя из данных, опубликованных в статье, я могу сделать выводы, соответствующие теме моей курсовой работы:

  • Чтение занимает одну из первых ступеней в культурной коммуникации молодежи.

  • Молодежь предпочитает художественной литературе более легкие жанры: книги «ужасов», детективы, юмористические произведения.

  • С развитием информационных технологий (появление персонального компьютера, всемирной электронной сети Интернет) спрос на печатные издания значительно уменьшился, но, тем не менее, молодые люди, увлекающиеся компьютерными технологиями («программисты») постигают новое, обращаясь к различным носителям информации.


2.3Литературные предпочтения студентов, принадлежащих к различным «образовательным» группам.

В исследовательском журнале «Социс» (№10, 2003 г.) опубликована статья Н.Д. Сорокиной «Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов». Автор делит студентов на несколько групп, в соответствии с их требованиями к образованию:

  1. Доминирующая жизненная стратегия: успех в жизни, что соответствует прагматической функции образования.

  2. Стать высокообразованным, культурным человеком, что соответствует социокультурной функции.

  3. Стремление к материальной обеспеченности, что соответствует прагматической функции.

  4. Иметь профессию, что соответствует профессиональной функции образования.

  5. Достижение определенного социального статуса, что соответствует статусно-престижной функции образования.

Я могу сделать вывод, что нельзя с точностью говорить о литературных предпочтениях студентов, рассматривая их как одну общую социальную группу. Даже если принимать во внимание только «деление на группы» автора данной статьи, можно предположить, что, например, студенты, принадлежащие к первой, третьей и пятой группам, предпочтут художественной литературе книги-учебники по психологии («Как добиться успеха?» и т. п.) Студентам четвертой группы будут интересны книги, соответствующие их профессии. Наиболее вероятно, что лишь вторая группа «отдаст свой голос» за художественную литературу.

Заключение.

Исследование подтвердило, что художественная литература оказывает сильнейшее влияние на человека. В соответствии с приведенными выше данными, я могу сделать следующие выводы:

  • Предметом художественной литературы является человек, окружающий его мир. Задача литературы – облагородить человека. Художественная литература играет важную роль в культурной коммуникации, ее особенность наряду с телевидением, интернетом, спортом и другими увлечениями заключается в том, что произведения этого жанра заставляют чувствовать, думать, сопереживать, а следовательно набранный после прочтения опыт откладывается в душе каждого из нас.

  • Начиная с 90-х годов, книгоиздательскую политику определяют не эстетические, а коммерческие критерии. В связи с этим развлекательная литература резко потеснила серьезную литературу. Издатели быстро насытили книжный рынок женскими, детективными и криминальными романами, фантастикой и т. д. Итак, в наше время молодежь предпочитает художественной литературе более легкие жанры: книги «ужасов», детективы, юмористические произведения.

  • С малых лет мы знакомимся с произведениями художественной литературы. Каждое новое произведение, прочитанное нами, наделяет сущность авторским жизненным опытом, расширяет кругозор. Литература является «незримой плитой» для строения жизненных постулатов молодежи (в данном случае студенчества). С точки зпения социологии, познание – фундамент духовной жизни общества, и именно книга напрямую связана с познанием. Естественно, что многими представителями молодежи литературные произведения воспринимаются как руководство к действию.

  • Серьезнейшее воздействие на положение литературы в современной культуре оказала глобальная переориентация аудитории на зрелищные формы художественной информации. В этой ситуации художественная литература, традиционно играющая главную роль в культуре, не может не меняться. Ей трудно конкурировать с журналистикой и электронными средствами массовой информации. С развитием информационных технологий спрос на печатные издания заметно уменьшился, но, тем не менее, научно-технический прогресс в какой-то степени помогает увеличению популярности литературы. Молодежь, увлеченная компьютерными технологиями всегда имеет доступ к любым видам информации (в том числе к литературным произведениям) во всемирной компьютерной сети Интернет.


Список литературы.

  1. Анохина Л.А., Шмелева М.Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем. Институт этнографии АН СССР. / Л. А. Анохина, М.Н. Шмелева. - М. : Наука, 1977. – 270 с.

  2. Будина О.Г., Шмелева М.Н. Город и народные традиции русских (по материалам центрального района РСФСР). Институт этнографии АН СССР. / О.Г. Будина, М.Н. Шмелева. – М. : Наука, 1989. – 250 с.

  3. Левченко А.Н., Дудник О.Д. Изучение отношения старшеклассников к некоторым проблемам современности / Чтение детей и подростков в конце ХХ века. По материалам региональных исследований библиотек / Отв. Ред. И.А. Бетенко, Е.И. Голубева, В.П. Чудинова. М.: РГДБ, 1999. – 230 с.

  4. Матюшина В.С. Содержание чтения школьников / Чтение детей и подростков в конце ХХ века. По материалам региональных исследований библиотек (отв. Ред. И.А. Бутенко, Е. И. Голубева, В.П. Чудинова). М.: РГДБ, 1999. – 120 с.

  5. Чудинова В.П. Читающие дети в мире книжной и «электронной» культуры / Человек читающий Отв. Ред. Б.В. Бирюков, И.А. Бутенко). М.: РИК, 2000.

  6. Белавино И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр / Вопросы психологии. 1993. №3. 70 с.

  7. Агеносов В.В. Слово к молодому читателю: статья / В.В. Агеносов. – Русская литература ХХ века. - Москва: изд. дом «Дрофа», 1996. – с.36.

  8. Леденев А.В. Современная литературная ситуация: статья / А.В. Леденев. – Русская литература ХХ века. Москва: изд. дом «Дрофа», 1996. – 350 с.

  9. Леденев А.В.. Литература рубежа ХIХ – ХХ веков: статья / А.В. Леденев. – Русская литература ХХ века. Москва: изд. дом «Дрофа», 1996. – 350 с.

  10. Громова М.И. Современная драматургия: статья / М.И. Громова. - Русская литература ХХ века. Москва: изд. дом «Дрофа», 1996. – 176 с.

  11. Лебедев Ю.В. Русская литература ХIХ века. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Ю.В. Лебедев. 2-е изд.- М.: Просвещение, 2001. – 350 с.

  12. Осокин В.В. Родное слово. Сборник / Осокин В.В. Томск: томское книжное издательство, пр. им. Фрунзе, 14, 1963. – 151 с.

  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожигов – М., 1987. – 700 с.

  14. Маранцман В.Г. Литература. Учебное пособие для общеобразоват. учреждений / В.Г. Маранцман – М.: Просвещение, 1996. – 456 с.

  15. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Учен. Пособие по обществознанию / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. – М.: Просвещение, 2001.- 414 с.

  16. Яковлев Е.Г. Эстетика. Учебн. пособие / Е.Н. Яковлев. – М.: Гардарики, 2002. – 464 с.

  17. Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика ХХ века / Н.Л. Лейдерман. – Спб., 1996.- 258 с.

  18. Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера / Социс. 2001. №12. 320 с.

  19. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга. (взгляд из Канады) / Социс. 2000. №7. 320 с.

  20. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов / Социс. 2003. №10. 325 с.



1 Бутенко И.А. Социс №12, 2001. Подростки: чтение и испольсование компьютера. С. 84

2 Анашкина Г.Г. Социс, №12, 2001. Досуг интеллигенции в Ульяновске. С.125

3 Стеббинс Р.А. Социс, №7, 2000. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады). С.120

4 Сорокина Н.Д. Социс, №10, 2003. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов. С. 115

5 Агеносов В.В. Слово к молодому читателю. С.3

6 Леденев А.В. Современная литературная ситуация. С.320

7 С.М. Флоринский. Русская литература. Отличие художественной литературы от научной. С.3,4

8 М. Горький. Собрание сочинений. Том 2. С.35.

9 В.Г. Маранцман, Сила слова, с.4.

10 В.Г. Маранцман, Сила слова, с.4.

11 Л.Н. Боголюбов. Духовная культура и личность. С. 395

12 Л.Н. Боголюбов. Духовная культура и личность. С. 396

134Л. Н. Боголюбов. Микрокосм человека. С.397

14 Л.Н. Боголюбов. Микрокосм человека. С.397

15 С.М. Флоринский. Значение литературы, с. 4.

16 А.В. Леденев. Современная литературная ситуация, с.321.

17 А.В. Леденев. Современная литературная ситуация, с.323.

18 «Социс» И.А. Бутенко. Подростки: чтение и использование компьютера.С.84



Скачать файл (141.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru